Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Электронная библиотека

Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивида, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть еще две важные переменные: доход потребителя и цены товаров. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены для индивида одного блага другим без ущерба для его благополучия. Но они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показывает, какое количество благ (какие потребительские наборы) можно приобрести при данных ценах и доходе.

Рис. 2.18. Бюджетная линия

Предположим, что весь свой доход потребитель тратит на приобретение двух товаров X и Y. Тогда сумма его расходов на данные товары равна его доходу (бюджету), и уравнение бюджетного ограничения можно представить следующим образом:

где I – доход потребителя; PX – цена товара X; PY – цена товара Y; x – количество приобретенного блага X; y – количество купленного блага Y.

Бюджетная линия это прямая, точки которой показывают различные комбинации двух товаров при равенстве расходов на их приобретение (рис. 2.18).

Бюджетная линия обладает следующими свойствами:

1) бюджетная линия характеризуется отрицательным наклоном, так как увеличение закупок одного товара возможно лишь путем сокращения расходов на другой товар;

2) точка пересечения бюджетной линии с осью абсцисс соответствует максимально возможному объему потребления продукта X. Точка пересечения бюджетной линии с осью ординат отвечает максимально возможному объему потребления продукта Y;

3) наклон бюджетной линии к осям координат определяется отношением цен продуктов. Он является величиной постоянной, поскольку потребитель не в состоянии повлиять на цены;

4) при увеличении дохода потребителя бюджетная линия сдвигается параллельно самой себе вправо (из положения AB в положение A2B2), а при уменьшении дохода – влево в положение A1B1 (рис. 2.19, а). При этом угол наклона бюджетной линии не меняется;

5) При изменении цены одного из благ меняется наклон бюджетной линии (при увеличении цены наклон становится круче, при уменьшении цены – более пологим):

а) увеличение цены товара X (PY = const) приведет к повороту бюджетной линии по часовой стрелке (влево) вокруг точки пересечения линии бюджетного ограничения с осью ординат (из положения AB в положение A1B) и наоборот (см. рис. 2.19, б);

а) при увеличении цены товара Y (PX = const) бюджетная линия повернется против часовой стрелке (влево) вокруг точки пересечения линии бюджетного ограничения с осью абсцисс (из положения AB в положение AB1) и наоборот (см. рис; 2,19, в);

1) наборы, находящиеся слева от бюджетной линии, доступны для потребителя, а находящиеся справа – недоступны.

Рис. 2.19. Сдвиги бюджетной линии под влиянием изменения дохода и цен

Цель потребителя – сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.

Равновесный (оптимальный) набор товаров – это набор на бюджетной линии, который обеспечивает потребителю максимальную полезность.

С формальной точки зрения решение проблемы равновесия состоит в поиске пары чисел (x;y), которая удовлетворяет бюджетному ограничению (см. формулу (2.14)) и максимизирует функцию полезности TU. Для этого необходимо совместить карту безразличия с бюджетной линией потребителя II (рис. 2.20). Это вполне правомерно, так как оси координат карты безразличия и линии бюджетного ограничения являются идентичными.

Рис. 2.20. Равновесное положение потребителя

Точка L на кривой безразличия U3 характеризует такой набор товаров X и Y, который в данный момент (при заданном бюджете) является недоступным потребителю (хотя весьма желаемым).

Бюджетная линия II имеет три точки соприкосновения с кривыми безразличия. Рассмотрим их и определим точку равновесия.

В точках M и N, расположенных на кривой U1, потребитель не достигнет состояния равновесия, так как, двигаясь от них влево вверх или вправо вниз соответственно, он может перейти на кривую безразличия, находящуюся выше (U2) и характеризующую более высокий уровень совокупной полезности. Таким образом, оптимальным для потребителя будет товарный набор в точке K, которая является единственной точкой соприкосновения кривой безразличия U2 и линии бюджетного ограничения II.

Следовательно, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия. Стоит также отметить, что в точке равновесия K выполняется условие, названное нами ранее как правило максимизации полезности (2.11).

Примеры решения типовых задач

Функции совокупной полезности покупателя от потребления двух благ – хлеба (X) и мяса (Y) – заданы уравнениями:

где QX – количество хлеба, кг; QY – количество мяса, кг.

Цена хлеба равна 2 ден. ед., а цена мяса – 5 ден. ед. Ежемесячный доход потребителя, расходуемый на эти два товара, составляет 39 ден. ед. Определите:

1) объем мяса и хлеба, приобретение которых позволит потребителю максимизировать совокупную полезность от потребления данных товаров;

2) величину максимальной общей полезности (TUmax).

Согласно правилу максимизации полезности (2.11), наибольшую полезность обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности блага (MU) к его цене (P) одинаково для всех благ. В нашем случае:

Определим функции предельной полезности для мяса и хлеба. Функция предельной полезности вычисляется как частная производная от функции общей полезности:

Подставив полученные выражения в уравнение максимизации полезности, получим:

Выбор потребителя ограничен его бюджетом. Уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

Составим систему уравнений и найдем QX и QY:

Следовательно, потребляя в месяц 7 кг хлеба и 5 кг мяса, покупатель максимизирует совокупную полезность:

При этом он расходует весь доход:

Определим величину общей полезности для набора (7; 5):

Таким образом, потребителю необходимо приобрести 7 кг хлеба и 5 кг мяса, чтобы максимизировать совокупную полезность от потребления данных товаров, и величина максимальной общей полезности (TUmax) составит 125,5 ютилей.

Потребитель приобретает два товара: хлеб и молоко. Данные о количестве и полезности приобретаемых благ представлены в таблице 2.2. Цена хлеба 20 р./кг, цена молока

40р./кг. Доход потребителя составляет 220 р. Определите равновесный набор хлеба и молока, максимизирующий совокупную полезность потребителя. Изобразите ситуацию равновесия графически.

Таблица 2.2 Данные о количестве и полезности приобретаемых благ

Источник

Учебные материалы

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Модель поведения потребителя предполагает, что покупатель стремится получить наивысший уровень полезности, т.е. максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

Для определения максимального уровня удовлетворения потребностей потребителя необходимо совместить бюджетную линию и карту кривых безразличия на одном графике. Мы практически совмещаем потребности потребителя и его возможности.

Максимизация достигается в точке, в которой бюджетная линия является касательной к кривой безразличия.

Эта точка является точкой потребительского равновесия.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

На рис. 6.9 мы используем модель, чтобы определить выбор потребителя относительно недельного потребления апельсинов и яблок в рамках своего бюджетного ограничения.

Максимальная полезность, достигаемая при данном бюджете, обеспечивается набором в точке Е с координатами Qх1, Qу1. Это и есть выбранный потребительский набор. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе.

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которые максимизируют полезность приданном бюджетном ограничении. Это есть равновесие в том смысле, что при известных предпосылках модели, как только потребитель получает такой набор, у него нет больше стимула менять его на другой.

Можно показать равновесие потребителя с помощью предельной полезности, исходя из предположения, что ее можно количественно измерить. Каждый потребитель стремится повысить свою общую полезность, а значит использовать и распределить доход так, чтобы предельная полезность от израсходованной денежной единицы на тот или иной товар была одинаковой.

Общее условие равновесия потребителя (принцип равной полезности) указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, что их предельные полезности в расчете на доллар (рубль, франк и т.д.) должны быть равными.

Если МUx – предельная полезность товара X, МUy – предельная полезность товара Y, Рx – цена товара X, Рy – цена товара Y, то вышесказанное можно определить формулой:

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Например, если предельная полезность товара Х (скажем корзина яблок) равна 100, а его цена 10 долл., предельная полезность товара Y (скажем корзина апельсинов) – 50, а его цена 5 долл., то предельная полезность на доллар будет в обоих случаях равна 10. Это уравнение показывает, что при этих условиях потребитель не может переместить ни цента на другой товар и повышать его полезность.

Данное уравнение можно преобразовать:

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Это уравнение отражает установление равновесия, когда потребитель сделал все возможное, чтобы максимизировать свой выбор, свою полезность. Ведь когда он приходит на рынок, то сталкивается с огромным количеством цен, ему приходится регулировать свой выбор, отдавать предпочтение товарам таким образом, чтобы их предельная полезность на один доллар (на одну денежную единицу) были равны.

Например, как потратить 4 доллара в буфете, где потребителю предлагают лишь два товара: пирожное по цене 2 долл. за штуку и сок по цене 1 долл. за стакан (таблица 6.4).

Таблица 6.4 – Принцип максимизации полезности, усл.ед.

Источник

Равновесие потребителя. Методы нахождения точки равновесия

Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя. Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя. Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность).

Требования. Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

а) находиться на бюджетной линии;

б) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия.

Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией соответствует положению равновесия потребителя рис. 26.10.

MRS = PX/PY

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рисунок 26.10 – Точка равновесия потребителя

Условия равновесия потребителя:

1 Набор из двух благ должен максимально удовлетворять потребности покупателя.

2 Набор из двух благ должен находиться на бюджетной линии. В любом другом случае потребитель или не расходует весь свой доход, или набор является недоступным.

Лекция 2

Тема 27 Анализ поведения потребителя – 2 часа

27.1 Реакция потребителя на смену дохода. Кривая « доход-потребление».

27.2 Реакция потребителя на смену цен. Кривая « цена-потребление».

27.3 Эффект замены и эффект дохода и их взаимодействие.

27.4 Принятие решений в ситуациях с риском.

27.1 Реакция потребителя на смену дохода. Кривая «доход-потребление»

Изменение дохода вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую «доход-потребление», которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.

Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон, поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление. На рис. 27.1 показано, что сначала потребитель находится в равновесии при наборе, соответствующем точке E1, где потребляется QX1 единиц товара X. Увеличение дохода от I1 до I2 смещает бюджетную линию дальше от начала координат, но параллельно ей самой. Если бы потребитель не приобретал благо X, то доход I1 был бы полностью в распоряжении для покупок других благ. Если бы потребитель вновь не приобретал благо X, то возросший доход I2 позволил бы приобрести другие блага.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рисунок 27.1 – Реакция потребителя на изменение дохода

На рис. 27.1 денежный доход потребителя представлен пересечением бюджетной линии потребителя с вертикальной осью.

Таким образом, кривая «доход-потребление» иллюстрирует, как объем блага X, потребляемого в неделю, изменяется в зависимости от изменения дохода.

Кривая «доход-потребление» изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.

Кривая «доход-потребление» для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 27.2).

При рассмотрении потребителем некачественного блага кривая «доход-потребление» поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая «доход-потребление» принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рисунок. 27.2 – Кривая «доход-потребление» некачественного товара

Кривая «доход-потребление» для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 27.3).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рисунок. 27.3 – Кривая «доход-потребление» на нейтральные товары

27.2 Реакция потребителя на смену цен. Кривая «цена-потребление»

Изменение цены на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу координат.

Снижение цены на одно благо при неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки до новой точки пересечения с осью, более удаленной от начала координат.

Повышение цены на данное благо при прочих равных условиях приведет к повороту бюджетной линии до новой точки пересечения с осью, более близкой к началу координат.

Кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах, представляет собой кривую «цена-потребление» (рис. 27.4).

На рис. 27.4 изображен поворот бюджетной линии при последовательном понижении цены на благо X. По мере падения цены на X потребитель перемещается в новую точку равновесия на графике. Первоначально потребитель находится в равновесии в точке E1. Как видно из графика (рис. 27.4, а), если цена на X понижается, он перемещается до точки Е2. Дальнейшее понижение цены приводит к передвижению потребителя до точки Е3 и затем до точки Е4 в ответ на это понижение. Соединяя эти точки, мы получаем кривую «цена-потребление».

На рис. 27.4, а точки на оси Qx, демонстрирующие объем блага X, который потребитель мог бы приобрести, если бы он израсходовал весь свой доход на это благо, обозначены F1, F2, F3, F4. По этим точкам можно определить цену на X. Если эти цены отметим против соответствующих объемов потребленного X, можно получить кривую спроса, которая показывает количество спроса отдельного потребителя при различных ценах (рис. 27.4, б). Это кривая потребительского спроса на благо X.

Кривая «цена-потребление» и кривая спроса – это два различных метода изображения того, каким образом приобретаемый объем блага изменяется при изменении цены блага и прочих равных условиях.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рисунок 27.4 – Кривая «цена-потребление» и вывод «закона спроса»

Источник

Равновесие потребителя. Используя аналитический аппарат ординалистской ветви теории потребительского выбора, определим равновесие потребителя (схема 5.5)

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Используя аналитический аппарат ординалистской ветви теории потребительского выбора, определим равновесие потребителя (схема 5.5).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Наложим теперь линию бюджетного ограничения на карту линий безразличия (рис. 5.7).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рис.5.7. Положение равновесия потребителя

Точка касания кривой безразличия U2с линией бюджетного ограничения соответствует равновесию потребителя. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с кривой безразличия U1 не является оптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, потребитель найдет такую точку, которая принадлежит кривой безразличия более высокого порядка (U2) и в которой максимизируется его благосостояние при данном бюджете.

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии. На рис. 5.8. показаны последовательные равновесия потребителя P1, P2, P3, P4 в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая получила название «доход — потребление».

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рис. 5.8. Кривая «доход — потребление».

Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821—1896). Было установлено, что, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее высококачественными товарами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Рассматривая кривую «доход — потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим, что доход — постоянен, а цены изменяются. Графически это представлено на рис. 5.9.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рис. 5.9. Кривая «цена — потребление»

Снижение цены товара А повлечет за собою сдвиг линии бюджетного ограничения из положения NM1 в положение NM2. Дальнейшее снижение цены соответственно отражают линии бюджетного ограничения NM3, NM4 и т.д.

Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с соответствующими линиями бюджетного ограничения точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, получим кривую «цена — потребление».

При анализе кривой «доход — потребление» рассматривается влияние изменения дохода, при постоянстве цен. При анализе кривой «цена — потребление» рассматривается влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо вызвано изменением его цены, а в какой — реального дохода (рис. 5.10).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Рис. 5.10. Эффект дохода и эффект замещения

Допустим цена блага А снижается с Р1 до Р2, а цена блага В остается неизменной. В этом случае происходит два процесса:

Ø возрастает реальный доход индивида

Ø осуществляется относительная замена одного блага (В) другим благом (А).

Для того, чтобы определить, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано уменьшением цены, а в какой связано с ростом реального дохода, воспользуемся интерпретацией Дж. Хикса. [3]

Допустим, что в результате снижения цен на благо А положение равновесия потребителя переместилось из точки С в точку С1 (см. рис. 5.10).

Проведем дополнительное бюджетное ограничение N1G2, параллельное бюджетному ограничениюNG1, так, чтобы оно касалось первоначальной кривой безразличия 1. Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия 1 через С2. Величина проекции кривой безразличия СС2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен блага и называется эффектом замены (субституции). Оставшееся увеличение спроса на благо А — R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом от одной кривой безразличия к другой. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

В зависимости соотношения и направленности эффекта дохода и эффекта замещения условно можно выделить нормальные (стандартные) товары, низкокачественные товары и товары Гиффена. [4] Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения складывается, а для низкокачественных товаров они вычитаются (схема 5.6).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

При снижении цены на низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в с картофелем), то при снижении цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения. Общий эффект выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Такие товары получили наименование — товары Гиффена. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена.

Товар Гиффена — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменеяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Результирующее влияние изменения цены товара на спрос на него представлено на схема 5.7.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Теория потребительского поведения, используя как кардиналистский, так и ординалистский аналитический инструментарий, позволяет прогнозировать спрос на товары (схема 5.8).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются социальными эффектами (схема 5.9.).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

Американский экономист Х. Лейбенстайн обобщил факты, доказывающие влияние поведения окружающих на индивидуальный спрос потребителя. Это влияние может быть обусловлено следующими причинами.

Во-первых, эффектом присоединения к большинству, или желанием каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Действие данного эффекта проявляется в том, что с увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, увеличением цены индивидуальный спрос также повышается.

Во-вторых, эффектом снобизма,или уменьшением спроса индивидуума на товар оттого, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием выделиться из толпы.

В-третьих, эффектом Веблена. Всвоей работе «Теория праздного класса» основоположник американского институционализма Т. Веблен исследовал феномен демонстративного потребления,сущность которого состоит в том, что в определенных условиях цена товара может служить для потребителя показателем его престижности. Отсюда возникло явление, противоречащее закону спроса и получившее название «эффект Веблена»: когда цена товара падает, некоторые потребители считают, что это говорит об ухудшении его качества или об утере им исключительности в глазах общества, и прекращают его покупать. И наоборот, рост цены ведет к увеличению покупок.

Указанные эффекты, безусловно, вносят свои коррективы в механизм действия закона спроса.

Потребительский спрос, таким образом, может проявляться как функциональный, т.е. обусловленный качествами самого товара, так и нефункциональный, т.е. обусловленный факторами, не связанными с самим товаром (схема 5.10). Нефункциональный спрос формируется под воздействием вышеназванных социальных эффектов, а также под влиянием потребительских ожиданий, сиюминутных настроений и т.п.

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

В заключение мы можем представить формирование рыночного спроса на основе индивидуального спроса потребителей (схема 5.11).

Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Смотреть картинку Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Картинка про Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует. Фото Равновесие потребителя предполагает что потребитель расходует

[1] Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С.262.

[2] Использованы схемы из: Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах): Учебно-методич. пособие / Под общей ред. А.В. Силдоровича. — М.: Дело и Сервис, 2002. — С.45—54.

[3] Другая интерпретация представлена в работах Е.Е. Слуцкого.

[4] Впервые на группу благ, спрос на которые изменяется необычным образом, обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил, что во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него увеличивался с увеличением его цены. Низкокачественный товар — картофель — вытеснил другие, высокачественные товары.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *