Разделите текст последней рубрики параграфа что нужно для того чтобы создать семью

Вопросы по обществознанию 6 класс учебник Котова, Лискова Параграф 5

Каковы основные виды деятельности человека?

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности:
Игра, учение, труд.
Игра как особый тип взаимодействия многими исследователями рассматривается как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. В более узком смысле слова под игрой подразумевается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений.
Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Средства труда-это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека.

Характеризуем свою семью.

Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами.

я, мама, папа и сестра

– как распределяются домашние обязанности в вашей семье;

мы с сестрой моем посуду и выносим мусор.
Папа убирает-разбирает постель, делает всем кофе по утрам, чистит обувь.
Мама готовит и по утрам гладит для всех, убирает пыль по мере её накопления.
Ну а в выходные все вместе убираем и делаем «генеральные» закупки.

– какие традиции соблюдаются в вашей семье;

В нашей семье, а она у нас большая: мама, папа, сестра, я, и, конечно же, многочисленные родственники – тоже есть свои семейные традиции. Например, по воскресеньям мы печем блины, садимся всей большой дружной семьей за круглый стол, пьём чай с мёдом и обсуждаем события прошедшей недели. Общение с близкими людьми – самые светлые минуты в моей жизни. Или, каждое лето мы с родителями отправляемся на море, открывая всё новые и новые места для отдыха, любуясь красотами родной страны. И это незабываемо. А как мы любим летними вечерами всей семьёй совершать прогулки на велосипедах.

– есть ли у вас увлечения, которые разделяют ваши родители;

– как ваша семья проводит выходные дни, периоды отпусков.

В выходные дни мы ездим за покупками и гуляем на природе.

С делайте вывод о том, что объединяет вашу семью.

Нашу семью объединяют традиции и времяпровождение.

Охарактеризуйте роль семьи в жизни человека.

Чем семьи отличаются друг от друга?

В нашей современности семьи бывают очень разными. Уже давно не существует единого шаблона, по которому строится новая ячейка общества. Например, есть семьи где из родителей есть только мама или папа, то бишь неполные семьи, а есть такие семьи, в которых нет детей, а есть многопоколенные семьи, семьи, которые живут с родителями мамы, или семьи, в которых все решает папа, или патриархальные. Семьи отличаются количеством членов, местом жительства, властью и так далее.

Что такое семейные традиции?

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Источник

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 7 От первобытности к цивилизации

Стр. 34. Ключевые вопросы

№ 1. К каким изменениям в жизни древних людей привело развитие скотоводства, земледелия и ремесла?

С развитием земледелия, скотоводства и ремесла возникает обмен продуктами труда. С появлением денег обмен превращается в торговлю. Между людьми исчезает былое равенство. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы. Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству.

№ 2. Что историки относят к признакам цивилизации?

К признакам цивилизации ученые относят:

— Появление имущественного неравенства

— Начало правления царей

— Появление армии и чиновников

— Появление письменности, науки и искусства

Стр. 38. Итоговые вопросы

№ 1. Как вы объясните выражение «на смену каменному веку пришёл бронзовый век»? Как это изменение повлияло на хозяйственную деятельность людей?

После открытия металлов появились излишки продуктов. Работая металлическими орудиями, человек мог вырастить урожая больше, чем ему самому было нужно для жизни. Труд одного обеспечивал сразу многих. В поселениях увеличивались стада домашних животных, больше стало ремесленных изделий.

№ 2. Что привело к появлению обмена? Представьте в виде схемы, чем могли обмениваться скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Земледелие и скотоводство вначале существовали вместе, затем произошло разделение: одни племена стали заниматься исключительно земледелием, другие — скотоводством

Между племенами земледельцев и скотоводов возник обмен продуктами их труда. Скотоводам нужны были хлеб и овощи, а земледельцам — шерсть, шкуры, скот, которые в избытке имелись у скотоводов. В поселениях земледельцев появились ремесленники, живущие только за счёт своего ремесла. Они обменивали свои изделия на продукты питания.

Скотоводы (шерсть, шкуры, скот) Земледельцы (хлеб и овощи)

№ 3. Какую роль в обмене продуктами играли деньги? Что использовалось в качестве денег в древних обществах?

Но часто случалось так, что людям приходилось по многу раз обменивать продукты, скот, вещи, чтобы получить то, что им нужно. Для удобства требовался такой товар, на который можно обменивать другие товары. Так появились деньги. В качестве денег использовались раковины, слоновая кость, перья птиц. Удобнее всего оказались слитки золота и серебра. Металл был дорог, его можно было делить на части, он отличался прочностью и не портился от времени. Расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. С появлением денег простой обмен превратился в торговлю. Появились и люди, которые занимались только этим делом, — торговцы и купцы.

№ 4. Сравните родовую и соседскую общины.

А. Заполните таблицу (используйте ранее изученный материал из параграфа 6).

Родовая общинаСоседская община
Отношения между членами общиныЧлены одного родаЧлены общины не связаны кровными родственниками
Пользование землей и угодьямиКоллективная обработка земли и равное распределение продуктовКаждая семья самостоятельно обрабатывает свой участок
Ведение хозяйстваОбщинаОтдельные семьи
Имущественное положение членов общиныВсе имущество общееПоявление имущественного неравенства
Руководители общины, их положениеСтарейшина рода. Имел равное положение с общинникамиВождь. Имел привилегированное положение

Б*. Какие новые черты появились в сельской общине? Почему это произошло?

Начинают возникать посёлки, где жили уже не родственники, а соседи. Для совместной работы, которая была по-прежнему необходима, люди продолжали объединяться в общины, но уже не родовые, а соседские.

Между людьми исчезает былое равенство. Одни семьи становились богаче, другие беднели. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы.

Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Захваченных на войне пленных старейшины превращали в рабов.

Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству. Теперь положение человека в общине и племени зависело от его происхождения и богатства.

№ 5. Назовите основные признаки цивилизации. Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, районы древнейших цивилизаций. Основными признаками цивилизации являются:

— Вместо вождей начинают править цари

— Появление армии и чиновников

— Появление письменности, науки и искусства

Источник

История

Горожане и их образ жизни. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат.

1) С какими опасностями сталкивались города.

2) Защита городов (укрепления городов).

3) Теснота городов ради лучшей защиты.

4) Предместья и жители предместий.

5) Городские кварталы и горожане среднего достатка.

6) Центр города и патрициат.

7) Ратуша и городской магистрат.

Ещё по теме

Культура раннего Возрождения в Италии. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения?

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?

Какие изменения в отношения Востока и Запада внесли Крестовые походы?

Горожане и их образ жизни. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нём обязательно были?

Научные открытия и изобретения. Перечислите, что способствовало началу Великих географических открытий.

Гуситское движение в Чехии. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?

Китай, Индия, Япония. В чём состояло своеобразие природных условий Японии? Как это повлияло на её историю, культуру, характер жителей?

Образование славянских государств. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране?

Столетняя война. Назовите причины и повод Столетней войны. Чем отличается причина какого-либо исторического события от повода к нему?

Вопросы и задания к главе IX. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире, Боге, самом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневековья. Какие из этих изменений вы считаете самыми важными? Почему?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 6

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

Задание 1. Опираясь на текст учебника (с. 42—43, часть 1), докажите, что боярское правление ослабило Российское государство.

Действительно, борьба бояр за влияние ослабила позиции Российского государства, чем постарались воспользоваться соседние государства. Доказательство этому — начало войны с Польшей и Литвой. В 1534 году, видя, что Россия ослаблена внутренними распрями, Сигизмунд I пошел войной на Россию. Польско-литовская армия разорила брянские и черниговские земли. Крымский хан Саип-Гирей, узнав, что в России больше нет единого правления, тоже попытался совершить набег, но нападение было отбито. Кроме того, борьба боярских родов за власть привела к невиданным злоупотреблениям и беззаконию, резкому ухудшению положения широких слоёв населения, что в итоге вылилось в Московское восстание 1547 года. Также в период боярского правления Россия понесла серьезные потери в международных отношениях. Так, Казанское ханство заняло враждебную позицию, а отношения со странами Европы были фактически заморожены.

Задание 2. Используя иллюстрации, документы (с. 42—43, 48 учебника, часть 1) и Интернет, опишите (кратко) внешний вид и черты характера Ивана IV.

Свидетельства современников о внешности Ивана Грозного весьма скудны. Все имеющиеся его портреты имеют сомнительную подлинность. По отзывам современников, он был сухощав, имел высокий рост и хорошее телосложение. Глаза Ивана были голубые или серые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Царь брил голову, носил большие усы и густую рыжеватую бороду, которая сильно поседела к концу его царствования. После вскрытия гробницы и реконструкции внешнего вида по костям и черепу ученые установили, что рост Ивана Грозного был около 180 см. В последние годы жизни его вес составлял 85-90 кг. По результатам исследования можно сказать, что к 54 годам царь был уже стариком, с непривлекательным несимметричным лицом, тяжелым носом и брезгливым ртом. По внешности, конечно, сложно судить о характере, однако реконструированный образ говорит о тяжелом и жестком характере, самодурстве и деспотичности, а также даже о некотором сумасшествии.

Задание 3. Соотнесите имена исторических деятелей и их характери­стики.

1) Алексей АдашевА) Обходительный и ласковый, он не запятнал себя раболепством перед высшей властью и холодной жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность
2) СильвестрБ) Он отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил себя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись видения. Благовещенского попа москвичи считали чуть ли не святым
3) Анастасия ЗахарьинаВ) Она была воспитана в иноземных обычаях и не похожа на московских боярышень, умела нравиться. Её муж был столь увлечён ею, что не побоялся нарушить заветы старины и сбрил бороду. После смерти мужа она не затворилась в тереме, а занялась политической деятельностью. Бояре ненавидели её за пренебрежение к старине и втихомолку поносили как злую чародейку
4) Елена ГлинскаяГ) Современники приписывают ей все женские добродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным. Она поклонялась Богу в царских чертогах так же усердно, как в смиренном, печальном доме своей матери
5) Митрополит МакарийД) Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьёй Челобитного приказа, а затем фактически правителем, он строго карал, невзирая на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту в приказах
2 3 4 5

Задание 4. По картине С. В. Иванова «Земский собор» (с. 45 учебника, часть 1) и с использованием материалов параграфа составьте рассказ о первом в истории России Земском соборе.

Земский собор был призван объединить и примирить все сословия земель русских. На нем присутствовали представители духовенства, боярская дума и земские люди. Предполагалось, что на соборе каждый может высказать и отстоять свою точку зрения, обсуждать, спорить, идти на компромиссы и в итоге вынести согласованное решение по важнейшим вопросам развития государства. Каждое сословие могло быть уверено, что важные решения государства согласованы с ними, учитывают их мнение и тем самым защищают их интересы. Таким образом решения Земского собора должны были демонстрировать единство всех сословий и их поддержку политики царя. Без такой поддержки невозможно было проводить реформы в стране. Созыв Земского собора свидетельствует о формировании в России сословно-представительной монархии. Не важно, что в состав Земского собора представители не выбирались, а назначались, что решения Земского собора не обязательно учитывались монархом, сам факт привлечения разных сословий к управлению государством давал государю право действовать от имени и в интересах всех сословий.

Задание 5. Выберите правильный ответ. Целью реформ Избранной рады являлось:

Задание 6. Заполните пропуски в таблице «Реформы Избранной рады».

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 15

ГОРОЖАНЕ И ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Вопросы в тексте параграфа

Что ценили в людях крестьяне?

Жизнь крестьян зависела от того, насколько хорошо они справляются с работой. Им от зари до заката приходилось либо выполнять феодальные повинности, либо работать на собственном участке, чтобы прокормить свою семью и отдать феодалу оброк. Поэтому, полагаю, что крестьяне больше всего в людях ценили возможность и умение трудиться. То есть, человек должен быть достаточно крепок и силен, чтобы трудиться. А также он должен уметь выполнять необходимую работу.

Какие правила поведения составляли кодекс рыцарской чести?

Рыцарская культура строилась на особом рыцарском кодексе чести, который предполагал:

Каковы были взгляды на общество и государство граждан древнегреческих полисов?

Античное общество в древнегреческих полисах было построено на четком разделении на свободных граждан, чужаков (жителей других городов) и рабов. Государственных интересов как таковых практически не существовало. Каждый полис был самостоятельным, нередко вел войны с другими городами. Граждане полисов были преданы именно своему городу. Поэтому древнегреческие города объединялись с большим трудом и зачастую каждому полису приходилось сражаться с врагов в одиночестве, либо в содружестве с небольшим количеством городов. Граждане полисов ценили свободу и демократию. Все органы управления были выборными. Любое подозрение в превышении полномочий чиновником могло стать причиной обвинения в тирании.

Какие здания находились на главной площади города?

На главной площади города находились соборная церковь, ратуша городского совета со звонницей, тюрьмой, городской казной и арсеналом. Непременными атрибутами средневековой торговой площади стали рыночные сооружения, фонтан и городские часы с XIII-XIV века. А с XVI века на главных городских площадях начинают устанавливать так называемые «чумные столбы» — религиозные памятники в честь избавления от чумного поветрия или вражеского нашествия. Также на главную площадь могли выходить фасады общественных и жилых зданий, обычно, принадлежавших именитым горожанам.

Обобщение информации параграфа

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству?

Население средневекового города первоначально состояло преимущественно из людей ремесленных и торговых профессий, а также людей, занятых с сфере обслуживания и религии. Позже состав жителей города стал существенно расширяться за счет профессий, необходимых для работы различных общественных учреждений – школ и университетов, театров, банковских и юридических контор, больниц и т.д. В городах процветали науки и искусства – появилась интеллигенция, как особая группа людей, занятых умственным трудом и творчеством. Также в городах стали размещать свои резиденции короли, феодалы, архиепископы. Существенную часть населения города составляли приезжие люди, которые находились в городе не на постоянной основе.

Бюргерами в раннем Средневековье называли жителей укрепленного населенного пункта – «бурга». В XII-XIV века бюргерами стали называть свободных жителей городов, имеющих «городское право», которое подтверждало их свободы от феодалов. Таким образом к бюргерству можно отнести всех постоянно проживающих в городе жителей, пользующихся обязанностями и привилегиями, обозначенными в «городском праве». Очевидно, что в этот перечень не попадали приезжие гости, а также владельцы феодальных и церковных резиденций, монастырей – т.е. те, кто не жил по «городскому праву» именно этого города или был феодальным подданным.

2. Кому обычно принадлежала власть в городе?

Власть в городе принадлежала выборному городскому совету. В него обычно входили самые богатые и уважаемые жители города. В большинстве случаев ими были влиятельные купцы, владельцы кораблей, земель, зданий и товаров. Иногда в городской совет входили главы ремесленных цехов. Все они со временем стали представлять собой городскую знать – патрициев.

3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома – многоэтажными, с выступами на верхних этажах?

Изначально города появлялись в виде торговых поселков. Затем эти поселки стали обноситься крепостной стеной для защиты города. При этом город продолжал развиваться внутри крепостной стены. Население увеличивалось, места для всех становилось все меньше, а земля все дороже. Именно в целях экономии из-за высокой стоимости земли дома строились впритирку друг к другу и делались в два или три этажа. На первых этажах размещались мастерские и лавки торговцев. На втором и третьем – жилые помещения. Зачастую третий этаж отводился под склад. Установленная ширина улицы – не меньше длины копья (3,5 метра). Однако это правило действовало только для первых этажей. Поэтому каждый следующий этаж нависал над предыдущим — его старались сделать побольше, чтобы увеличить полезную площадь.

4. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нем обязательно были?

Конечно, никаких генеральных плана освоения городского пространства в средневековье не было. Их развитие складывались стихийно, естественным образом. Застройка обычно начиналась вокруг главных, притягивающих население объектов, таких как торговые площади, соборные церкви, ратуши, замки и монастыри. На ранних стадиях средневековый город не имел территориальной целостности и состоял из обособленных поселений или объектов. На формирования плана города влияли как естественная (холмы, водоемы, овраги), так и социальная топография. Этим объясняются многочисленные и кривые улицы.

Город делился на ряд специфических районов, живших по своим особым экономическим, общественным и культурным интересам. Так, люди одной профессии обычно предпочитали селиться рядом друг с другом – появлялись целые кварталы купцов, кузнецов, ткачей, гончаров и т.д.

Обязательным в составе любого города была городская площадь, где проводились торги, соборная церковь и здание ратуши, где заседал городской совет.

5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи?

Жизнь в городе имела более высокий ритм. Личная свобода горожан давала им возможность работать на себя. Горожанину приходилось думать, как организовать свое личное время, как усовершенствовать производственный процесс в своей мастерской, где найти сырье, как купить его дешевле, как увеличить свой доход. Все это развило в горожанах новый взгляд на жизнь. Более значимыми для них стали такие свойства личности как активность, предприимчивость, деловая хватка и смекалка, и даже в какой-то степени авантюризм.

6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей?

Растущим городам постоянно требовалось все больше и больше специалистов различных профессий – учителей, торговцев, писцов, бухгалтеров, юристов, инженеров и т.д. Для большинства этих профессий требовались образованные люди, умевшие и читать, и писать. Кроме того, жителям городов часто приходилось сталкиваться с насущной необходимостью получать образование – им приходилось вести учет расходов и прибылей, вести дела в городских судах, составлять договора, завещания, проекты зданий и сооружений… Поэтом в городах организовывались нецерковные школы, они были частными и содержались на средства городских советов.

7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат.

1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались?

Стоит выделить пять видов средневековых поселений: замок, поместье, деревня, город, монастырь.

Замок. Это всегда изолированное поселение. Замок отделялся от внешнего мира мощной стеной с оборонительными башнями и бойницами, валом и рвом. Через ров перекидывался подъемный мост. Замки обычно строились в труднодоступных местах, на крутых возвышенностях, на островах в озере и т.д. Необходимость замков как средневековых поселений феодалов-рыцарей породила непрерывная внутренняя война между феодалами. Типовыми особенностями замков помимо внешних оборонительных сооружений были донжоны – укрепленные башни, в которых феодал мог укрыться при нападении на замок.

Поместье. Феодалы раннего средневековья жили в поместьях, затем в X-XIII веках преимущественно в замках, а с XIII века многие опять перебрались в поместья. Средневековые поместья представляли собой большой четырехугольный двор с воротами на дорогу и в поле или на виноградники. Через двор от одних ворот к другим проводилась дорога, делившая поместье на две части. С одной стороны стоял дом сеньора или его управляющего, окруженный садом, а с другой стороны – дома работников, колодец, печь, птичник, конюшни, хлевы. Поместья не обладали постройками военного типа и мощными крепостными стенами, но всегда были окружены стенами. Поместья были распространены преимущественно на юге Европы и в Англии.

Деревня. Это крестьянское поселение. Деревня состояла из крестьянских домохозяйств (дом + хозяйственные постройки) и огородных участков возле каждого дома. Типов деревень очень много, но в общей массе выделяются четыре основных.

Город. Этот тип поселений развивался из торговых ярмарочных пунктов, куда свозились товары с ближайших районов для торговли. В городах стали селиться ремесленники, купцы и люди, обслуживающие приезжих. В результате развития торговли и скопления населения такой ярмарочный пункт получал особое «городское» право. По мере обогащения жители стремились обстроить и украсить свой город и, сильные крепкими цехами и гильдиями, вступали в упорную борьбу с сеньором за максимальную свободу своего положения. Города в целях защиты получали городскую стену и продолжали развиваться в ее пределах. Центрами городов становятся торговые площади, на которых помимо рыночных сооружений ставятся соборные церкви и ратуши. Обычно застройка городов осуществлялась от центрального места по кругу, т.е. характерной чертой планов городов является радиоцентричность, узкие извилистые улицы, узкие и высокие дома.

Монастырь. Этот весьма распространенный в Средневековье тип поселения представлял собой крупное поместье. Почти без исключения окруженные стеной с башнями, они, подобно замкам, занимали защищенные самой природой положение — на горе, над рекой, среди болот. Поскольку монастыри были частью единой церковной организации, они строились по определенному плану. Монастыри были практически полностью самодостаточными хозяйственными единицами. Поэтому все постройки служили целям самодостаточности.

2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: а) какими способами обеспечивали себя; б) как относились к своей деятельности; в) какими качествами характера отличались; г) что ценили в жизни.

3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям).

4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне?

Конечно, мы не знаем, что думали о собственной свободе сами крестьяне, поскольку никакой информации об этом до нас не дошло. Мы можем только предполагать, основываясь на мнениях различных историков, а также свидетельства средневековых монахов, трубадуров, хронистов, рыцарей и т.д. Действительно, средневековое крестьянство часто называют «безмолвствующим большинством». Они были самым низшим и наименее уважаемым сословием. Дело в том, что оценивая религиозные тексты, можно было понять, что труд – это наказание божье. Когда Господь изгоняет Адама из рая, он говорит, что тот будет трудиться в поте лица своего. В Новом Завете в Нагорной проповеди Христос говорит о том же, призывает апостолов брать пример с птиц, которые не сеют и не жнут. Именно как наказание воспринимали крестьянский труд в средневековье. Даже у монахов, которые трудились постоянно, труд воспринимался как средство для искупления грехов. Поэтому к крестьянам несмотря на то, что их трудом жило все средневековое общество, относились пренебрежительно.

Крестьяне жили и работали на земле, которая всегда принадлежала кому-то другому. Их воспринимаемый мир был зачастую ограничен собственной деревней и повседневными заботами. О том, что происходит за пределами деревни, они имели смутное представление, да и просто представить всю величину мира, разнообразие жизни, традиций других народов крестьянам было трудно. Такая ограниченность во взглядах порождает рабскую зависимость. Если человека вырастить рабом в клетке, он всю жизнь останется рабом, поскольку будет уверен, что так и должно быть, что это в порядке вещей. Поэтому крестьяне зачастую уже не знали, зачем им нужна личная свобода, и что они будут с ней делать.

Конечно же в любом обществе есть люди, которые воспринимают мир не так как все. В средневековье такие люди убегали из деревень в города, стремясь получить свободу. Почувствовав вкус свободы, становится трудно от нее отказаться. Узнав о том, что за пределами деревенской жизни есть огромный мир, повстречавшись с иноземными купцами, начав работать на себя, человек сильно менял мировоззрение. Он расширял свой кругозор и вырабатывал другие ценности. Поэтому горожане дорожили своей личной свободой гораздо больше, чем крестьяне.

5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копье. Подумайте, зачем он это делал.

Таким образом этот человек проверял выполнение правил строительства домов на улицах. Земля в черте крепостных городских стен была очень дорогой и жители старались экономить на всем, даже на ширине улиц. Чтобы улицы не теряли своей пропускной способности, во многих городах существовало правило, что ширина улицы должна быть не меньше длины рыцарского копья. Если выявлялись нарушения, то здание могло было быть снесено, а владельца могли оштрафовать.

6. Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Вопросы и задания к главе V

1. Чем были вызваны упадок городов в раннее Средневековье и их возрождение с X-XI веков?

С падением Западной Римской империей пришли в упадок не только античная культура, искусство, но и античные города. И дело даже не столько в том, что города просто были разрушены варварскими нашествиями, хотя это действительно так. На место павшей римской цивилизации пришли новые народы, в своем развитии стоявшие намного ниже народов разрушенной империи. Варварские племена еще только начали выходить из периода родоплеменных отношений. Торговля, образование, искусства у них находились в зачаточном состоянии. Они имели крайне ограниченный кругозор и просто не понимали ценности городов, а также не умели ими управлять. Еще во время поздней Римской империи начали зарождаться феодальные отношения, а с образованием варварских королевств Западная Европа полностью сменила рабовладельческий строй на феодальный, но при этом получила сильное искажение социально-экономического развития. Были нарушены экономические, политические и культурные связи и Европа вернулась к натуральному хозяйству.

Западной Европе пришлось заново пройти путь от засилья сельского хозяйства и натурального хозяйства к выделению ремесел, развитию торговых связей и началу товарно-денежных отношений. Именно развитие ремесел и их отделение от сельского хозяйства за счет совершенствования технологий позволило получать излишки продуктов. Эти продукты начинают обмениваться и приобретать свойство товара. Постепенно развивается торговля. А с торговлей заново начали появляться города. Этот процесс прошел очень быстро. Буквально за 200 лет в Западной Европе возникли несколько тысяч городов.

2. Люди каких профессий и занятий проживали в городах?

Поскольку изначально город представлял собой именно торгово-ремесленную площадку, то основную долю городского населения составляли именно купцы и ремесленники различных направлений. Ремесленные профессии были очень разнообразными. Вот только некоторые из них:

Поскольку торговля подразумевает присутствие на торговой площадке большого количества приезжих, в городах быстро стала развиваться сфера обслуживания: различные трактиры и таверны, склады, конюшни, бани, больницы, конторы менял и ростовщиков, увеселительные заведения и т.д. Появляется большое количество профессий обслуживающего сектора. В дальнейшем в городе появляются священнослужители, административные служащие, судьи, банкиры, военнослужащие и представители интеллигенции.

3. Как выглядел и как управлялся город-коммуна?

Свободные города имели выборные органы управления. Городской совет, мэры и бургомистры, советы старшин ремесленных цехов и торговых гильдий – все они избирались. Эти обычаи управления и характер органов власти стали прообразом демократического управления в современных городах.

Все города-коммуны организовывались примерно одинаково. Центральным местом была торговая площадь, на которой стояла ратуша, где заседал городской совет, находилась городская казна и арсенал. Сразу оговоримся, что центральных площадей могло быть несколько, и на них помимо ратуши располагались различные центры общественной жизни – храмы, монастыри, торговые павильоны, фонтан (источник воды для горожан). Вокруг города строилась городская стена. От центров общественной жизни радиальным способом осуществлялась жилая застройка. Ближе к центру располагались дома влиятельных горожан и богатых купцов, дальше секторами уходили ремесленные кварталы. Обычно, представители одной профессии предпочитали селиться рядом друг с другом. Поэтому были целые кварталы кузнецов, пекарей, суконщиков и т.д. Городская беднота обычно селилась в предместьях, за городскими стенами.

Поскольку места внутри городской стены было не так много, а развивающемуся городу постоянно требовалось все больше и больше, земля в городе была очень дорогой. Жители города старались экономить пространство. Поэтому улицы средневековых городов были узкими, а дома стояли впритык друг к другу. У каждого дома было два-три этажа, причем верхние этажи были по площади больше нижних и как бы нависали над ними. Это объяснялось тем, что для обеспечения пропускной способности улицы ее ширина принудительно устанавливалась не меньше длины рыцарского копья (3,5 метра). Но это правило действовало только для первых этажей, а на вторые и третьи не распространялось. На первых этажах располагались лавки и мастерские. На втором этаже размещались жилые помещения. А третий этаж обычно отводился под склад.

4. Чем был город по отношению к средневековому миру – его составной частью или инородным явлением?

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики, естественным этапом эволюции. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и осуществлял все обязательные платежи, поставки продуктов и товаров, отработки, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные – работали на барщине, чистили конюшни, несли различные повинности. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI–XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» – борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.

5. На чем был основан союз городов и королей? Кто был их общим врагом?

Союз городов и королей был взаимовыгодным. Города получали от королей вольности. И в ответ поддерживали королей: города выступали мощными оборонительными сооружениями, они платили в казну большие налоги и пошлины, регулярно выставляли городское ополчение, финансировали государственные проекты. Города нужны были правителям государств в первую очередь в борьбе с непокорными феодалами. В этом цели городов и королей совпадали. Городам тоже не нужны были разорительные междоусобицы, поскольку они вредили торговле.

6. Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чем можно найти сходство?

Конечно, нельзя сравнивать устройство и жизнь современного города с городами Средневековья. Они совершенно разные и чем дальше, тем больше становится различий. Но некоторые сходства все же остались. Как в средневековых городах жители современных городов предпочтительно занимаются производством, торговлей, административным управлением и творчеством. А продукты питания предпочитают покупать, а не выращивать. В современных городах так же, как и во времена Средневековья наблюдается повышенный ритм жизни по сравнению с сельской местностью. И чем больше город, тем больше ритм жизни. Жители современных городов по-прежнему больше ценят такие личные качества как активность, деловую хватку, предприимчивость.

7. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов: а) появление в городах первых университетов; б) появление городов в Западной и Центральной Европе; в) появление механических часов на городских башнях; г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе.

8. Для чего создавались ремесленные цехи (выберите правильные ответы): а) для поиска беглых крестьян; б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров; в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам; г) для создания торговых домов и борьбы с пиратами?

Творческие работы и проекты

Учебная игра «На ярмарку в Шампань»

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *