Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Определения

В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Объяснение и примеры

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

Направление

Период

Смысловое наполнение

Представители

Акцент на разуме (просвещение, государственность)

Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

Конец XVIII — начало XIX в.

Акцент на чувствах (любовь, природа)

Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского

Первая половина XIX в.

Страдания и одиночество главного героя

Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев

Вторая половина XIX — настоящее время

Правдивое отображение типичных явлений действительности

Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын

Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий

А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский

Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам

Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

Основные черты классицизма

Пример

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

Пример

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

Пример

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

Пример

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Пример

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

Пример

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

Пример

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.

Источник

Литературные направления

Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это

Всего получено оценок: 853.

Всего получено оценок: 853.

Большинство писателей и поэтов творили в рамках одного течения, характерного для определенной эпохи. Литературные направления требовали от авторов придерживаться определенных черт и свойств литературы.

Классицизм

Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.

Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).

Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.

Сентиментализм

Для этого литературного направления характерно обращение к человеческим чувствам, внутренним качествам человека. Особую роль играет природа, которая становится выразителем чувств персонажей.

Среди отечественных писателей выделяется Н. М. Карамзин.

Романтизм

Для романтизма характерно описание исключительных личностей в рамках исключительных условий. В центре повествования лежат судьбы людей, которые находятся в своеобразном конфликте с остальными людьми. Реальный мир противопоставлен миру идеальному, к которому стремится центральный персонаж.

Идея двоемирия является ключевой для романтизма.

В направлении романтизма работали В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.

Реализм

Для этого направления характерно описание типичных характеров в типичных условиях жизни. Жизнь демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Герои произведений имеют как положительные, так и отрицательные черты характера.

Реализм пользовался и сатирическими приемами с целью изображения реальной действительности.

Писателей и поэтов, творивших в рамках реализм, довольно много: Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и др.

Модернизм

К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что этоРис. 1. Литературные направления Серебряного века.

Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.

Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.

Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.

Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.

Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.

Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Смотреть картинку Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Картинка про Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это. Фото Реализм классицизм сентиментализм романтизм что это

Что мы узнали?

В русской литературе принято говорить о следующих литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм). Каждое направление имеет ряд своих особенностей.

Источник

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии. это мир. населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

Источник

Понятие литературного направления: признаки, классификация, примеры

На уроках школьники и студенты знакомятся с теорией и историей литературы, изучают произведения российских и зарубежных авторов. Эта информация может кому-то показаться скучной, но она очень важна. Знания об исторической эпохе и литературном течении помогут разобраться в смыслах и идеях, которые хотел донести автор.

Литературное направление — художественный метод, формирующий общие идейные и эстетические принципы для многих писателей в определенный исторический период.

Литературные направления всегда складываются под влиянием социальных и исторических обстоятельств. Практически у каждого течения есть идеологи и теоретики, которые в произведениях объясняют и обосновывают основные принципы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Каждое направление объединяет множество произведений с общими чертами. В рамках литературного периода может развиться несколько направлений. Так было в эпоху Просвещения, когда появились классицизм, сентиментализм и рококо. Названием главного направления обозначают весь период в литературе.

Основные признаки литературного направления

К основным чертам относятся:

Виды, хронология, основные черты

В истории и теории литературы выделяют:

Рассмотрим основные черты и признаки каждого из направлений.

Классицизм

Классицизм (от лат. «classicus» — «образцовый») зародился в конце XVII века. Его признаки:

Сентиментализм

Сентиментализм (от франц. «sentiment» — «чувство», «чувствительность») возник в середине XVIII века в Европе. Существовал параллельно классицизму и противопоставлялся ему. В то время как для классицистов важнее всего был разум, сентименталисты во главу угла поставили человеческую душу. Поэтому главными героями часто выступали не знать, а обычные люди: главное в человеке — душа, а не положение в обществе.

Для сентиментализма верны следующие характеристики:

Романтизм

Романтизм (от франц. «romantisme» — «роман») пришел на смену сентиментализму в конце XVIII века. На формирование направления повлияли идеи сентиментализма и революционные события. В качестве главного литературного направления просуществовал около 30 лет. Значительно повлиял на оценку личности, поставив мысли и чувства отдельного человека выше общественных предрассудков.

Признаки произведений романтизма:

Реализм

Реализм (от лат. «realis» — «вещественный», «действительный») появился в 1830-е гг. Основным отличием от предыдущих направлений стало изображение действительности такой, какой она была на самом деле, без преувеличений и приукрашений. Исключено было изображение мистических элементов и идеальных персонажей. Писатели-реалисты пытались изобразить реальную жизнь с помощью образов и характеров, известных читателям.

Признаки, которые помогают выделить произведение эпохи реализма:

Модернизм

Модернизм (от лат. «modernus» — «современный», «недавний») — направление начала XX века, которое характеризуется отрицанием классических методов, поиском новых форм и созданием уникального стиля. Во главу угла модернисты ставили творческую индивидуальность художника, который мог создать художественный мир любым способом.

В рамках направления существовало большое количество ответвлений, которые объединялись:

Основными литературными направлениями, возникновение которых произошло в русле модернизма, считаются:

Импрессионизм — течение последней трети XIX — начала ХХ века. Отдельным направлением импрессионизм не стал, но дал толчок развитию символизма. Для течения характерны:

Символизм (от греч. «symbolon» — «условный знак») начал формироваться в 1870-е гг. во Франции. Направление характеризуется пессимизмом, описанием тонких душевных чувств, мимолетных впечатлений. В произведениях часто встречаются образы-символы, которые связывают искусство и обычный мир. Для символизма свойственны:

Акмеизм (с греческого — «острие», «высшая точка») — направление, возникшее в 1910-е годы как реакция на недостатки символизма. Оно провозгласило материальность и четкость художественных образов, «искусство взвешенных слов». Для акмеизма свойственны:

Имажинизм (от лат. «imagо» — «образ») — направление, которое возникло в 1918-1920-е гг. в России под влиянием англоязычной поэтической школы, связанной с имажизмом. Характеризуется следующими признаками:

Футуризм (от лат. «futurum» — «будущее») зародился в 1909 году в Италии. Основоположником считают поэта Ф. Маринетти, который предложил новую, революционную теорию в искусстве. Футуристы стремились создать искусство будущего, отказавшись от традиций прошлого и обновив язык с помощью неологизмов и вульгаризмов. Признаками футуризма являются:

Экспрессионизм (от лат. «expressio» — «выражение») сформировался в 1910-1920-е годы в Германии. Течение сочетает пафос и ужас перед жестоким бытием. Главными чертами считаются:

Экзистенциализм (от франц. «existentialisme» — «существование») — философское течение, которое зародилось во Франции во время Второй мировой войны. Его основоположником стал Сёрен Кьеркегор. Для экзистенциализма главную ценность имеет психологическая жизнь человека и всё иррациональное в ней. Для творчества свойственны:

Сюрреализм (от франц. «surréalisme» — «сверхреализм») как течение сформировался в 1920-е гг. Авторы ставили своей целью освобождение искусства от условностей. На теорию течения сильно повлиял фрейдизм. Особое внимание художники уделяли случайно возникавшим образам, которые подвергались затем тщательной художественной обработке.

Постмодернизм

Постмодернизм сменил модернизм во второй половине XX века. Постмодернизм (от франц. «postmodernisme» — «после модернизма») — это современное направление, которое открыто любому новаторству и сложно поддается классификации. Авторы не боятся сочетать в творчестве разные стили, жанры и эпохи.

Авторы-представители литературных направлений

В зарубежной литературе

Литературное направлениеОсновные представители
КлассицизмМольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери
СентиментализмДжеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо
РомантизмФридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма
РеализмТомас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер
ИмпрессионизмМарсель Пруст, Поль Верлен
СимволизмШарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс
Акмеизм
ИмажизмТомас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон
ФутуризмФилиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци
ЭкзистенциализмЖан-Поль Сартр, Альбер Камю
ЭкспрессионизмГеорг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс
СюрреализмПоль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель
ПостмодернизмДжек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др.

В русской литературе

Литературное направлениеОсновные представители
КлассицизмМихаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин
СентиментализмВасилий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев
РомантизмВасилий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев
РеализмАлександр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн
ИмпрессионизмКонстантин Бальмонт (раннее творчество)
СимволизмДмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб
АкмеизмНиколай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич
ИмажизмСергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков
ФутуризмИгорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский
ЭкзистенциализмВасиль Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн
ЭкспрессионизмЛеонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество)
СюрреализмЧерты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича
ПостмодернизмВенедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин

Примеры произведений разных направлений

Пьер Корнель «Медея», «Гораций», «Смерть Помпея», «Эдип» (трагедии);

Жан Расин «Александр Великий», «Андромаха», «Митридат», «Федра» (трагедии);

Жан де Лафонтен басни;

Мольер «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой» (комедии), «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» (комедии-балеты);

Иоганн Вольфганг Гёте «Ифигения в Тавриде» (трагедия);

Витторио Альфьери «Антоний и Клеопатра», «Октавия», «Орест» и «Антигона» (трагедии).

Гавриил Державин «Фелица» (ода);

Михаил Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;

Денис Фонвизин «Недоросль» (комедия).

Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции» (повесть);

Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (роман).

Василий Жуковский «Сельское кладбище» (элегия);

Николай Карамзин «Бедная Лиза» (повесть);

Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (повесть).

Виктор Гюго «Эрнани», «Король забавляется» (пьесы);

Вальтер Скотт «Айвенго» (роман);

Джордж Байрон «Прометей» (поэзия);

Эрнст Гофман «Золотой горшок» (новелла);

Генрих Гейне «Лорелей» (поэзия).

Василий Жуковский «Лесной царь», «Людмила», «Светлана» (баллады);

Александр Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» (поэмы);

Михаил Лермонтов «Мцыри» (поэма);

Максим Горький «Старуха Изергиль» (рассказ), стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике».

Оноре де Бальзак «Отец Горио», «Гобсек»;

Стендаль «Красное и черное»;

Чарльз Диккенс «Домби и сын», «Приключения Оливера Твиста»;

Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»;

Джек Лондон «Мартин Иден»;

Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»;

Теодор Драйзер «Американская трагедия».

Лев Толстой «Война и мир»;

Федор Достоевский «Преступление и наказание»;

Иван Тургенев «Отцы и дети».

сборник стихов Поля Верлена «Романсы без слов», «Поэтическое искусство» (сонет);

новеллы Ги де Мопассана.

«Книги отражений» Иннокентия Анненского;

ранняя лирика Константина Бальмонта.

Поль Клодель «Золотая голова» (драматическая поэма);

Поль Валери «Альбом прежних стихов»;

Анри де Ренье «Завтрашние дни», «Места» (поэзия);

Жорис Гюисманс «Наоборот», «Там, внизу», «В пути» и др. романы;

Жюль Ренар «Мокрицы», «Паразит», «Рыжик» (повести).

Александр Блок поэма «Возмездие», «Двенадцать», «Ночь. Улица. Фонарь»;

Константин Бальмонт сборники «Под северным небом», «В безбрежности»;

Валерий Брюсов «К юному поэту», сборник «Это я», «Русские символисты».

Направление возникло в России, распространения в Европе не получило.

Николай Гумилев «Чужое небо», «Колчан»;

Сергей Городецкий «Ива», «Цветущий посох»;

Анна Ахматова «Вечер», «Четки»;

Осип Мандельштам «Камень»;

Михаил Зенкевич «Четырнадцать стихотворений».

Остается спорным вопрос о приемничестве русского имажинизма от английского имажизма (поэзия Томаса Хьюма, Эзры Паунд, Томаса Элиота, Ричарда Олдингтона). Большинство исследователей считают имажинизм литературным течением, которое сформировалось и развивалось в России.

Сергей Есенин «Пугачев» (драматическая поэма); поэтические сборники «Трерядница», «Радуница», «Преображение»;

Александр Кусиков «В никуда», «Коевангелиеран», «Поэма поэм»;

Анатолий Мариенгоф «Руки галстуком»,

Вадим Шершеневич «Лошадь как лошадь».

«Пистолетные выстрелы» Лучини,

«Электрические стихи» Коррадо Говони,

«Аэропланы» Паоло Буцци;

«Песнь моторов» Лучано Фольгоре,

«Поджигатель» Альдо Палаццески.

Сборники стихотворений футуристов в России:

«Пощечина общественному вкусу», «Доители изнуренных жаб», «Дохлая луна», «Танго с коровами».

Жан-Поль Сартр «Тошнота»;

Альбер Камю «Посторонний»; «Чума»;

Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»;

Сэмюэл Беккет «В ожидании Годо».

Черты экзистенциализма проявляются в произведениях:

«Ювенильное море» Андрея Платонова;

в творчестве Юрия Бондарева, Варлама Шаламова, Фридриха Горенштейна.

Франц Кафка «Превращение», «Процесс»;

Шон О’Кейси «Серебряный кубок», «За оградой»;

Томас Элиот «Убийство в соборе»;

Торнтон Уайлдер «Наш городок», «На волосок от гибели».

Всеволод Гаршин «Красный цветок»;

Леонид Андреев «Жизнь Василия Фивейского», «Стена».

Луи Арагон «Огонь радости»;

Андре Бретон «Свет земли», «Седовласый револьвер», «Дух воды»;

Поль Элюар «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь»;

Антонен Арто «Пуповина лимба».

Андрей Белый «Петербург»,

Федор Сологуб «Мелкий бес»;

Николай Гумилёв «Заблудившийся трамвай»;

Владислав Ходасевич «Берлинское».

Хулио Кортасар «Игра в классики»;

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов»;

Джозеф Хеллер «Уловка-22»;

Джеймс Баллард «Автокатастрофа»;

Джон Фаулз «Червь», «Матисса»;

Умберто Эко «Маятник Фуко»;

Харуки Мураками «Хроники заводной птицы» и др.

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation «П»»;

Владимир Сорокин «Голубое сало»;

Владимир Набоков «Ада», «Бледное пламя»;

Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки» и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *