Ребенок альфа что делать
Generation «A»: инструкция к применению и обучению первого технологического поколения
«Конфликт отцов и детей вечный», — раздраженно скажут противники теории поколений. Это правда, но есть нюансы. В них мы и разберемся. Вероятно, впервые в истории человечества мы находимся в ситуации, когда люди предыдущих поколений — X (1965–1979 годов рождения), миллениалы (1981–1995) и Z (1996–2010) — так хорошо осведомлены о своих особенностях, осознают себя именно как группу с определенными паттернами поведения, ценностями и взглядами на жизнь и понимают, что воспитывают новых людей. Безусловно, вопрос отцов и детей всегда волновал общество, но воспринимался скорее с позиции «сверху вниз», где младшим нужно было бунтовать, а старшим — максимально сохранять устои, нормы и правила. В современном мире, благодаря интернету и доступности большого количества информации, исследований и мнений, взрослые наконец осознают неизбежность различий между поколениями и относятся к ним с уважением и ответственностью. А если еще не относятся, то технологический прогресс, благодаря которому их дети действительно живут в новой реальности по другим законам, их заставит.
Термин «поколение альфа» был придуман Марком Маккриндлом, австралийским демографом и исследователем. Рожденные после 2010 года — года выпуска первого iPad — растут в домах, где Siri и «Алиса» могут ответить на любой вопрос. Они учатся в школе на интерактивных поверхностях, и, возможно, им больше никогда не понадобится сдавать экзамен на получение водительских прав из-за достижений в области технологий автономных транспортных средств. Как общаться с альфами, чему мы их можем научить и от чего их стоит огородить? Инструкция по применению к первому технологическому поколению от основателя Монтессори-центра SAMI Натальи Макеновой.
Согласно исследованию Маккриндла (Generation next: Meet Gen Z and the Alphas), более 2,5 млн человек во всем мире рождается каждую неделю, а это означает, что к 2025 году представителей поколения альфа может быть около 2 млрд. Ожидается, что эти люди станут самыми образованными из всех предыдущих поколений.
В чем сила и слабость альфы?
Главная особенность этих детей — технологичность. Они не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту. Скорость обратной связи и развития технологий, в которых живет поколение альфа, поражает. И это их сила и слабость одновременно. Возможности — такие, как персонализация, доступность и мобильность, которые дает им современный мир, — с одной стороны, безграничны, а с другой — непостоянны. Мы видим: как только происходит какой-то сбой в системных процессах, эти дети впадают в ступор, не понимая, что делать дальше.
Другая их отличительная черта — наличие так называемого бесшовного мира. Это отсутствие разницы между условными составляющими реального и виртуального пространства. Они могут легко перемещаться между мирами, выстраивать и поддерживать общение между континентами, в разных часовых поясах и на разных языках, не чувствуя себя при этом перегруженными. Исходя из этого, нужно понимать, что, когда взрослый говорит ребенку «ты слишком много сидишь в интернете», для альфы это звучит как «ты слишком долго гуляешь на улице» или «ты слишком много разговариваешь с друзьями». Находиться в интернете для них — естественная и базовая потребность.
Что они делают в интернете?
Если они проводят большую часть жизни онлайн, у родителей возникает важный вопрос: а чем они там занимаются? Чтобы ответить на этот вопрос, киностудия «Союзмультфильм» провела большое исследование детской интернет-культуры совместно с insights-консалтингом Signal by ONY. Команда изучила различные площадки (YouTube, Twitch, VK, Like, TikTok), просмотрела больше 100 российских и зарубежных мультфильмов и провела семиотический анализ собранных материалов. Результаты были эксклюзивно опубликованы в онлайн-версии Forbes Life в декабре 2019 года. Согласно исследованию Университета Айовы, к двум годам 90% современных детей обладают минимальными навыками использования планшета. Каждый пятый из поколения альфа имеет планшет в возрасте 3–4 лет, почти каждый второй — в возрасте 5–7 лет, по данным Ofcom. В основном гаджеты используются для видеоигр, просмотра мультфильмов и смешных видео. Это значит, что современные дети обладают большой долей самостоятельности при выборе контента. В «детском интернете» ки, челленджи, анпакинги, DIY, ситкомы и стримы. Дети трансформируют старые форматы, изобретая новые типы контента. Например, они не просто играют в компьютерные игры, а используют формат let’s play (пользователь записывает свое прохождение игры и выкладывает видеоблогом). Поколение альфа и младшие Z выбирают абсурдно-юмористический контент, даже если в нем совсем мало смысла. По данным Ofcom, смешные ролики — второй по популярности тип видео (53%) среди пользователей в возрасте от пяти до восьми лет. Яркий пример — российский блогер HiMan, число подписчиков которого превышает 11 млн. Популярность бессмысленного с точки зрения миллениалов контента — драйвер быстрого роста таких соцсетей, как TikTok и Like App (аналог первого). «Столкновение» нескольких вселенных — часть жизни нового поколения детей. Они легко сочетают героев из разных мультфильмов, видеоигр или мемов и создают с их помощью новую историю. Для современных детей у форматов нет границ — они свободно перетекают друг в друга, рождая странные коллаборации. Производители контента начинают учитывать этот тренд. На смену камерной реальности «Ледникового периода» с собственными законами времени и вселенной Marvel, где каждый персонаж изначально находился в индивидуальном мире, приходят мультфильмы вроде «Ральф против интернета», где все персонажи Диснея (от «Звездных войн» до мультфильмов про принцесс) встречаются в одном сюжете. Исследования говорят о том, что семейные привычки медиапотребления постепенно становятся отличительной чертой современного воспитания. Это может быть спровоцировано тем, что, по данным Ofcom, родители и дети часто имеют одинаковые предпочтения. В результате исследования руководство «Союзмультфильма» пришло к выводу, что большинство российских мультфильмов не работает на территории новой детской культуры. В интернете эта культура гораздо более свободная и искренняя.
Не агрессивные и толерантные
Поколение альфа растет в атмосфере уважения своих и чужих границ, высокой толерантности и персонализации окружающего мира. Из-за этого дети менее агрессивны, чем все предыдущие поколения. Это дети, которые не умеют ценить мир и мирное небо над головой. Просто потому, что
не знают, что может быть по-другому. Они не жили в военное время и не ощущали ни разу всепоглощающего страха за свою безопасность на том уровне, который переживали предыдущие поколения. У этого есть обратная сторона — они более ранимы. Представителей поколения альфа легко уколоть и обидеть, ведь у них нет сильных психологических защит, потому что они не натренированы на борьбу.
Альфа — сомневающееся поколение. Они постоянно готовы проверять и задавать вопросы. Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды. У них нет конкретного авторитетного источника знаний, которому можно доверять безоговорочно. Их не испугать бабайкой и страшилками о том, что если съесть снег, то заболеешь ангиной. Они сами прочитают о важности вакцинации и найдут ответы на любые вопросы, начиная с того, как поменять стержень в шариковой ручке, до законов термодинамики.
Как учить этих детей?
Сегодня нет достоверных исследований, которые бы показали, что дети, которые сидят в телефоне больше трех часов в сутки, отстают по каким-либо параметрам в развитии. Тем не менее стоит научить поколение альфа использовать технологии максимально продуктивно. Эти дети имеют возможность учиться не только на собственном опыте, но и при помощи выстраивания коммуникаций с другими культурами. Они могут виртуально посетить крупнейшие музеи мира и послушать лекции гениев современности. Это стоит поощрять.
С другой стороны, обучение должно быть разносторонним и помогать ребенку осваивать и реальный мир тоже. Дети должны уметь о себе позаботиться. Грубо говоря, при какой-то условной катастрофе выживут те, кто без интернета знает, как разводить огонь и как отличить ядовитое растение от съедобного. Получается, что умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными, например навыки самообслуживания, связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями, для поколения альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться. Им нужно научиться одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой, находиться в тишине. Потому что в мире, в котором они будут жить, это, вполне возможно, будет отдано на аутсорс искусственному интеллекту, а постоянная подпитка мозга новыми развлечениями и впечатлениями не даст возможности научиться быть наедине с собой.
Еще одна особенность поколения альфа, влияющая на обучение, — ценность репутации и моральных норм, которыми они руководствуются. В их мире, особенно виртуальном, зачастую агрессивно пропагандируют успех, высокие идеалы, экологические манифесты, заботу о себе, психологическую гигиену. Все это порождает тревожность и повышенную чувствительность к своей репутации, желание социального одобрения и разделения взглядов.
С одной стороны, мы видим, что эти дети способны на значительные поступки, ведь многие уже сейчас озабочены проблемами глобального потепления и экологии, бедности, экономического неравенства. А с другой — мы сталкиваемся с тем, что они становятся более ведомыми, зависимыми от оценок, лайков и внешней поддержки. Это поколение, которое подсело на похвалу и рейтинги и на то, чтобы быть лучше, выше, сильнее каждую секунду. Дети видят, как легко можно набрать обороты и стать популярным и значимым, а потом все потерять, потому что появился новый герой, за которым уже не поспеть.
Кроме того, быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того, что если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и монотонную работу. Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.
Современные взрослые не знают, к какому миру готовить поколение альфа, поэтому пытаются дать все и сразу: на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков, в Монтессори-классах осваивают навыки глажки утюгом и выращивания помидоров, а в школе программируют на Python.
Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»
«В нашем детстве показ мультфильма был событием, а фильмы делились лишь на взрослые и детские. Теперь ребенок с двух лет погружается в необъятное медиапространство. Дети поколения альфа развиваются очень быстро, меняются их вкусы и вопросы, на которые они ищут ответы. Гигантский массив информации неизбежно начинает структурироваться: мы делаем мультфильмы на возраст от 2 до 4 лет, от 4 до 6 и так далее. Современный ребенок воспринимает любимого героя не как творческое произведение, а как друга, соотносит себя с ним и хочет общаться с ним постоянно. Герои шагнули с экрана и стали частью материального мира через игрушки, принты, этикетки на продуктах. Но их ограничили в праве на приключения. Персонажам-детям нельзя все то же, что и их юным зрителям: быть на улице без взрослых, подвергать себя риску, хватать острые предметы. Современный ребенок очень буквально воспринимает вымысел, а авторитет родителей не всегда выше влияния любимого сериала. Границы между реальностью и виртуальностью становятся все менее очевидными».
Ольга Фогельсон, соосновательница программы «Учитель для России»
Консультация для родителей и педагогов «Родители и нынешние альфа-дети»
Анна Алексеева
Консультация для родителей и педагогов «Родители и нынешние альфа-дети»
Методическая разработка
Консультация для родителей на тему:
Автор: воспитатель Алексеева Анна Егоровна
Мы вступили в новую Эру Водолея, в эпоху новых технологий, новых свершений и скоростной информатизации. Это очень хорошо с точки зрения возможности познания и доступности любой информации. Но, есть и другая сторона: сегодня наши дети чуть ли не рождаются с гаджетами, отстраняются от реального мира и проживают в виртуальной жизни, а их родители это всячески поддерживают и сами сидят в виртуальном мире. Появляется некая невидимая дистанция в отношениях и общении между родителями и их детьми. Дети перестают понимать, где действительность, а где виртуальный мир, остро стоит проблема с развитием речи детей – они не умеют говорить, пользоваться своими ручонками в плане самообслуживания, но очень резво постукивают по клавиатуре гаджетов, не умеют долго слушать и вовсе не умеют слышать другого человека, появляются проблемы с физическим и психическим развитием. И это является глобальной проблемой. В чем же тут проблема? Кто они – нынешние дети?
Прежде чем это понять, вернёмся к теории поколений Хоува – Штрауса.
Немного истории:
В 1991 году два американских ученых Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали теорию поколений. Согласно этой теории каждые 15 – 25 лет рождается и вырастает поколение со схожей системой ценностей и поведением в обществе.
К примеру, возьмем людей, которым сейчас 50 – 70 лет. Это поколение Беби – бумеров. Их ценности формировались в послевоенное время на фоне расцвета СССР. Эти люди отличаются оптимизмом, коллективным духом, выносливостью и крепким здоровьем. Они любознательны, патриотичны, трудолюбивы и умеют делать всё своими руками.
Если вам сейчас от 25 до 40 лет, и вы родились в период с 1980г. – 1995 г., тогда вы относитесь к поколению Миллениалов. Вы любите свободу, стремитесь к саморазвитию, желаете получать удовольствие от работы и хорошо зарабатывать, проводите много времени в интернете и общаетесь в социальных сетях.
Эти качества у вас появились потому, что вы росли в пик урбанизации, развития высоких технологий и неограниченных возможностей. Вашим родителям казалось, что именно вы то поколение, которое перевернет мир с ног на голову. Так оно и вышло. Но ведь мир меняется. Так чего же ожидать от детей нового поколения?
Прежде чем узнать об этом, посмотрим другую версию: «с 1963 по 1984 год рождались представители поколения X. С 1984-го по 2000 — поколение Y. После 2000 года — поколения Z. Самое новое поколение — Альфа. Это дети, которые родились и растут в пору серьезных социальных изменений при стремительном развитии технологии».
Кто такие Альфа – дети и почему они не похожи на нас – родителей, дедушек и бабушек?
Чем Альфы отличаются от предыдущих поколений?
Поколение будущего, спасители человечества, великие умы и дипломаты – так исследователи характеризуют современных детей и вот почему.
Ученые называют их футурологами. Дети, которые родились с гаджетами в руках и познают мир при помощи цифровых технологий, с пеленок получают в разы больше информации, чем когда-то мы с вами.
У них стерты временные и пространственные границы
Потому что при помощи интернета Альфы могут здесь и сейчас общаться с родственниками, работающими или живущими в других странах. У них также есть возможность сразу получать результат – стоит лишь ввести запрос в поисковую строку.
У них нет привязки к родной стране, они лояльны ко всем расам
Сейчас мы много путешествуем и можем позволить себе по несколько месяцев проживать в других странах. Уже к школьному возрасту наши дети успевают побывать как минимум в 5 странах. Поэтому они с легкостью принимают тот факт, что на земле живут люди разных национальностей и это нормально.
Альфы рождаются в эпоху экологического кризиса и глобального изменения климата. Поэтому генетически в них заложено чувство созидания, а не разрушения. Именно на них лежит ответственность за рациональное использование природных ресурсов, перестройку экономики и за спасение человечества.
Они знают о своем предназначении
Альфы четко знают, кто они, чего хотят и для чего пришли в этот мир. Вы не сможете навязать им свою точку зрения и ценности.
Не терпят давления и насилия.
Выводы: Итак, мы поняли, что у наших детей специфический характер, и они не поддаются воспитанию теми методами, которыми воспитывали предыдущее поколение, нельзя заставить что-то сделать, на них «не действует принуждение, страх, крики, угрозы и наказания. Часто детей из поколения Альфа воспитывают родители из поколений X и Y. Многие мамы родили этих малышей уже после 30-40 лет. Их методы воспитания безнадежно устарели и уже не имеют результатов.
На нас, педагогов, возложена большая ответственность, помочь родителям заложить фундамент личности нынешнего ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. А, чтобы был прочный фундамент, считаем важным придерживаться высказывания великого древнекитайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Для Альфа детей нужно и важно сотрудничество.
Как воспитывать детей поколения Альфа?
Вы наверняка неоднократно слышали метод «кнута и пряника», а также мнения педагогов и психологов о том, что ребенка нельзя бить. И у вас, как у многих родителей, такой подход мог вызывать негодование, потому что вас воспитывали этим методом и ничего страшного не случилось. Но ваш ребенок другой и с ним нужно иначе.
1. Сотрудничество и равноправие
Рассмотрим простой пример сотрудничества. Возьмем любую бытовую ситуацию, где вам нужно добиться от ребенка определенного действия, например, помыть руки. Вы говорите: «Иди помой руки!». Ребенок не торопится. Вы повторяете просьбу и уже повышаете тон, но реакция ребенка не меняется. Дело в том, что Альфа-детям нужно сначала объяснить, зачем им делать то, о чем вы их просите.
Например: «Пожалуйста, мой руки, когда приходишь с улицы. Потому что на руках много микробов, из-за которых ты можешь заболеть и попасть в больницу. Ты хочешь этого?». Конечно, ребенок не хочет в больницу, и теперь всегда будет мыть руки.
Что касается общения, тут важно помнить о ценности. Современные дети впитывают информацию со скоростью света, поэтому она должна быть отфильтрованной и полезной. Слушайте своего ребенка и думайте, как лучше более емко отвечать на его вопросы.
Общайтесь с ним на равных. Говорите обо всем, что его интересует, и спокойно воспринимайте его болтливость и склонность к выдумкам. Когда с детьми постоянно разговаривают, объясняют, что с ними происходит, они лучше ориентируются в мире и с детства понимают, чего хотят от жизни.
Дипломы о высшем образовании также утратят свою ценность в будущем. Важны будут навыки и знания, которые люди будущего будут получать в режиме онлайн.
Сейчас мы наблюдаем, что дети 4–6 лет с большим удовольствием и успехом обучаются онлайн, нежели традиционными способами. Потому что они другие и еще сильно поспособствовала дистанционная модель образования. Поэтому не загоняйте своего ребенка в рамки, время покажет, кем он станет.
Немного перечислим изменения, пришедшие к нам с появлением поколения «Альфа»
1. Важны свобода выбора и персонализация (индивидуальный подход).
2. Восстановление контакта с родителями. Осознанное родительство. Диалог. Мнение ребенка учитывается.
3. Переход от стремления к роскоши к осознанному потреблению. «Инстаграмная» картинка сменяется на реалистичную. Тут следует знать, что свою реальность каждый человек создает индивидуально, а действительность она общая, одна на всех – это жизнь сейчас в мире.
4. Быстрая переработка информации. Включение на интересное, неинтересное быстро отбрасывается.
5. Переход от «долгого» образования на способность быстро обучаться и даже менять род деятельности. Набирают обороты самообучение и самообразование.
6. Освобождение от условностей, установок, устаревших правил и догм. Пересмотр действующих систем на рабочие и нерабочие. Появление новых систем и технологий, переработанных из старых.
7. Соревнования, рейтинги и оценки перестают стимулировать. Срабатывает получение эмоционального заряда от процесса и удовольствие от результата. Ценность знаний и навыков, которые можно применить в настоящем времени.
8. Сейчас, к своему сожалению, многие родители еще не готовы к приходу детей с новым видением жизни. И поэтому они стараются быстрей запаковать ребенка в обертку «правильности» и «хорошести», чтоб, не дай бог, бабушки на лавочке не посмотрели косо, а соседка не покачала головой с репликой: «Не ребенок, а наказание».
9. Но, тем не менее, из опыта своей работы могу сказать, что нынешнее поколение Альфа детей сами знают свою «хорошесть» и понимают свою «неправильность», т. е. они умеют дать себе самооценку уже в 5-6 лет.
10. Перемены неизбежны. И чем раньше вы поймете суть, тем проще вам будет встроиться в волну качественных изменений в жизни. А поколение «альфа» поможет нам определить путь движения.
И в заключении советы:
1. Давайте больше свободы своему ребенку и пусть он самостоятельно принимает решение. Даже сегодня. Какое платье хочешь надеть – зеленое или красное? Начинайте с самого простого.
2. Умейте слушать и слышать ваших детей, без гаджетов, в моменте хотя бы пять минут. Если хотите, чтобы ребенок что-то сделал, не приказывайте, а задавайте вопросы. Через вопросы вы сможете понять. Задайте ему такой вопрос – как ты думаешь, почему я прошу тебя это сделать? И пусть он через свое осознание попробует ответить, почему вы его просите это сделать. И сделает это.
3. Говорите на одном языке. Когда обращаетесь или задаете вопрос ребенку, нужно учесть еще и то, какой канал восприятия у вашего ребенка:
— визуальный (глаза) – понимает больше когда видит, говорите «как ты на это смотришь?»;
— аудиальный (слух) – понимает больше, когда слышит, начните со слов «послушай»;
— кинестетический – ему близок тактильное ощущение, тогда начните разговор с вопроса «как ты чувствуешь?.»;
— дигитал – ему присуща логика и конкретное решение, тогда задавайте конкретный, прямой вопрос: «или ты будешь делать это, или это? Выбирай». Конечно вопросы примерные, но суть в том, что слова играют особую роль.
4. Когда вы общаетесь к ребенку, будьте на его уровне. Не сверху вниз разговаривайте с ним, а присядьте. Тогда он будет лучше воспринимать вашу информацию. Он будет воспринимать это не как приказ, а как то, что вы с ним общаетесь как партнер с партнером.
5. Четвертый совет – проводите вместе время, хотя бы 10-15 минут.
6. Начните просто доверять своему ребенку. Дети способны на многое и они вас приятно удивят.
7. Каждый день говорите ребенку фразу: «Ты можешь стать, кем захочешь. Я люблю тебя таким, какой ты есть, и буду любить всегда, независимо от того, кем ты станешь». Нужно ли пояснять ценность и мощь этих слов?
Помните, всё начинается с себя. Измените свое видение, мировоззрение, отношение к нынешнему поколению детей и изменяться весь мир к лучшему.
Любите своих детей, дружите с ними и будьте счастливы!
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.
Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители» Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста. Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Проблема сохранения.