Ребенок не готов к садику что делать

Адаптация к детскому саду

«Отвели ребенка в сад – мама рада, папа рад». Увы, все не так радужно, как в строчке из стихотворения, для начала нужно пережить важный период адаптации к детскому саду.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик?

Считается, что 3-4-летний малыш уже готов посещать детский сад. Детки до двух-трех лет очень зависят от мамы и пока еще не готовы к долгой разлуке. Не стоит отдавать малыша в детский садик в период кризиса трех лет, когда он начинает воспринимать себя отдельной самостоятельной личностью, все хочет делать сам, даже если не умеет. Отправляя кроху в садик в этот период, вы создаете для него и без того лишние стрессовые ситуации. В этом случае лучше подождать, когда ребенку исполнится три с половиной — четыре года.

Бывают ситуации, когда родители вынуждены отдать 2-летнего ребенка в группы кратковременного пребывания или ясли по причине выхода на работу либо когда он морально готов находиться в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими детьми без мамы и папы. В любом случае необходимо пережить период адаптации.

Как определить, что ребенок готов к садику?

Ребенок готов к детскому саду, если он:

Как подготовить малыша к посещению сада?

Адаптация к детскому саду во многом зависит от характера малыша, а также от состояния его здоровья. Отдать кроху в детский сад без подготовки — значит спровоцировать сильный стресс, в этом случае процесс адаптации займет больше времени и даже может послужить причиной болезни. Как только малыш получил свое место в саду, нужно позаботиться не только о связанных с садиком покупках, но и о прохождении медосмотра.

Желательно заранее сделать следующее:

Обязательно много разговаривать про садик, чтобы он заранее стал привычным и нестрашным местом.

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна. А далее важно выполнять обещание.

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию. В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе.

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно. Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Источник

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

В 2-3 года малыш многое познает в игре, исследует предметы окружающего мира. Умеет разобрать целое на части, что-то сконструировать, заполнить или опустошить емкость. Ребенок интересуется игрушками и вещами взрослых. Может отобрать предметы по цвету и по размеру.

В 3-4 года малыш мыслит образами, играет в ролевые игры, может слушать педагога не менее 5 минут.

Итак, с помощью этой таблицы вы поймете, готов ли ваш ребенок к детскому саду. Но даже если ответ однозначно отрицательный, не расстраивайтесь – пройдет немного времени, и кроха точно дозреет!

Источник

Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду

Было сложно, но мы справились

Когда сыну был год и 10 месяцев, я отдала его в группу кратковременного пребывания. А когда исполнилось 2,7, он пошел в детский сад на полный день.

Раньше я наивно думала, что ребенок идет в детский сад легко и радостно: машет рукой, улыбается и скрывается с воспитателем за дверью. После этого счастливая мама отправляется пить кофе в тишине и спокойствии.

В итоге все вышло с точностью до наоборот. В первые дни рыдали оба: ребенок — на руках у воспитателя, а я — под дверью. Позже сын то хотел, то не хотел ходить в сад. Иногда сильно не хотел — однажды я даже не смогла его одеть, так сильно он махал руками и вырывался в процессе сборов.

Расскажу, как я решала эту проблему с помощью информации из книг, советов опытных родителей и собственной интуиции.

Как я оценивала готовность сына к детскому саду

Я решила отдать сына в детский сад, когда ему был год и 10 месяцев. Мне уже хотелось работать, но это не было главной причиной. В первую очередь к такому решению меня подтолкнуло поведение ребенка.

Сын рос активным и нуждался в общении с другими детьми. Мы часто гуляли вместе с моей подругой и ее сыном, и я стала замечать, что мой ребенок гораздо более независимый. Например, сын подруги не хотел отходить от мамы и тянул ее за собой в песочницу, а мой почти не обращал на меня внимания: убегал в другой конец сквера, исследовал лужи, забирался на лестницы и заборы, играл с другими детьми в мяч.

В интернете я видела много разных материалов о том, как оценить готовность ребенка к детскому саду: и советы многодетных мам, которые несколько раз прошли через это, и рекомендации психологов, и даже информацию на сайтах детских садов или поликлиник. С их помощью я выделила следующие критерии готовности ребенка к детскому саду:

Проблема была в том, что сыну еще не исполнилось двух лет и он не успел освоить все навыки самообслуживания. Это нормально: в нашей группе кратковременного пребывания большинство малышей ходили в подгузниках, не умели одеваться, а некоторых воспитателям даже приходилось кормить с ложки. Но критериев готовности для таких малышей мне найти не удалось.

Из-за всех этих вопросов, нестыковок и множества разных мнений я ориентировалась только на свои ощущения и оценивала готовность сына к саду интуитивно. Для меня главным был вопрос: сможет ли он провести без меня несколько часов? Другие требования были не так важны, поэтому остальные умения можно подтянуть.

В России в два года ребенка можно отдать в группу кратковременного пребывания или ясли. Расскажу подробнее, как там все устроено.

Курс о больших делах

Что такое группа кратковременного пребывания

О группах кратковременного пребывания я узнала от знакомых. Такие есть не в каждом детском саду, но в нашем — ближайшем в Абакане — они были.

В Абакане есть несколько детских садов с ясельными группами, куда берут детей с двух месяцев: это специально оборудованные помещения с пеленальными столами, холодильниками для детского питания и комнатами для кормления грудью, куда могут прийти мамы. Группы кратковременного пребывания — ГКП — больше похожи на обычный детский сад, но с ограниченным функционалом.

С какого возраста принимать детей в такие группы, каждый детский сад решает самостоятельно. Записать ребенка в наш садик можно только с полутора лет.

Зачисление в сад было несложным. Я позвонила заведующей, узнала, есть ли места и что нужно для зачисления. Места были, но мне советовали поторопиться. Успевал тот, кто вперед подал документы.

Я записывалась в августе 2020 года. Из-за коронавируса обстановка была нестабильной, сады работали с перебоями. Все более-менее стабилизировалось только к концу августа — тогда и было объявлено о приеме детей в ГПК. Но обычно набор идет уже в мае — об этом лучше узнавать заранее в своем саду.

Главным условием для поступления в сад был медосмотр. Мы сделали все за день: посетили педиатра, невролога, офтальмолога, детского хирурга, отоларинголога, детского уролога-андролога и сдали два общих анализа — мочи и крови. В списке был стоматолог, но врач был в отпуске. Мы не прошли его, и после нас не заставляли это делать.

Еще купили медицинскую карту 026/У-2000 — это такая печатная книга, куда заносят все результаты осмотра ребенка.

На следующее утро мы сходили в сад, я передала все документы заведующей и подписала договор. Сын пошел в сад с понедельника, это был конец августа 2020 года.

В нашем самом обычном, государственном детском саду работало две группы кратковременного пребывания: утренняя и вечерняя. В утренней группе малыши находятся с 09:00 до 12:30, в середине дня их кормят обедом. Вечерняя группа работает с 14:30 до 18:00, детей кормят сытным ужином: супом, свежими овощами, хлебом и компотом. В обеих группах одни и те же воспитатели и нянечки.

мы платили за вечернюю группу кратковременного пребывания

В каждую группу набирают по 15 человек. В утреннюю мы не попали: места быстро заняли, но удалось записаться в вечернюю. Плата составляла 718 Р в месяц.

За посещение ГКП, как и группы полного пребывания, родители могут получать компенсацию: в этом случае часть платы за детский сад возвращается на счет родителей. Ежемесячная компенсация на первого ребенка составляет 20%, на второго — 50%, на третьего и последующих детей — 70%.

Но есть нюанс: в каких-то регионах компенсацию могут оформить все родители без исключения, а в каких-то — только нуждающиеся. К примеру, у нас в Хакасии на эти деньги могут рассчитывать только те родители, в чьих семьях среднедушевой доход не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного в республике. Мы под этот критерий не подходим, поэтому я ни разу не оформляла компенсацию.

В других городах могут отличаться и условия в ГКП. Например, иногда дети ходят в сад не каждый день, а три дня в неделю, посещают группу только с родителями и приносят перекус с собой. Если планируете отдать ребенка в ГКП, чтобы освободить время на другие дела, заранее уточните, как именно работают эти группы в вашем детском саду.

Как мы готовились к детскому саду

Вот что мы с сыном делали до того, как он пошел в ГКП.

Наладили режим дня. Чтобы четкое расписание не стало для ребенка шоком, я решила ввести распорядок дня и дома. Теперь я старалась будить, укладывать и кормить сына в одно и то же время.

Сложности возникли только с дневным сном. Когда сыну был год и 10 месяцев, у него был один дневной двухчасовой сон. Он засыпал примерно в час и просыпался в 15:00. Когда стало известно, что он попадает только в вечернюю группу — она работает с 14:30, — пришлось корректировать режим и укладывать его в 12:00.

Из-за этого на первых порах было сложно: сын не мог уснуть, долго вертелся. В итоге режим сдвинулся — я стала укладывать его раньше на ночной сон и раньше поднимать с утра, чтобы уже к 12:00 он успел устать.

Часто гуляли возле сада. Я хотела, чтобы сын заранее привык к мысли, что есть детский сад и он будет туда ходить. Сад находится рядом со сквером, где мы гуляли каждый день, поэтому иногда мы подходили вплотную к забору, смотрели, как в беседках или на площадках играют малыши. Я рассказывала сыну, что там происходит, и говорила, что скоро и он сможет там играть.

Стали чаще посещать общественные места. Я переживала, что в детском саду ребенок может испугаться большого количества незнакомых людей, а я не смогу его поддержать. Чтобы подготовить сына, мы с полутора лет начали ходить в игровые центры, зоопарк, парки и проводили там минимум по 1,5—2 часа : по моей задумке, это должно было научить сына исследовать новые пространства и не робеть в ситуациях, когда вокруг шумно и суетно.

Еще мы несколько раз сходили на развивающие занятия — сначала на музыку, потом на рисование. Мне хотелось, чтобы сын позанимался чем-то в компании других малышей и узнал, что кроме песочницы и активных игр на свежем воздухе бывают и другие развлечения.

Просто много времени проводили вместе. Я думала, что если мы с сыном будем постоянно играть, читать, рисовать вместе, то он пресытится мною и охотнее пойдет в сад, чтобы найти новый круг общения.

Как я впервые привела сына в сад

В нашем саду не было ни родительских собраний, ни предварительных знакомств с воспитателями. Подписали договор, дали приглашение, сказали, в какой день и время приходить. Все.

Посмотреть помещение, в котором находятся дети, удалось только из коридора: заходить внутрь мамам и папам было нельзя из-за коронавирусных ограничений. Но впечатление группа оставила приятное: сад новый, чистый и красивый, в небольшой комнате, где занимаются дети, горка, столики со стульчиками и несколько шкафов с игрушками.

В первый раз сын воспринял детский сад как очередной детский центр: сейчас мы поиграем, все раскидаем и пойдем домой. Он зашел в группу с интересом, но, когда я собралась уйти, расплакался. Хотя я и рассказывала сыну о добрых воспитателях, ребятах, с которыми можно играть в кучу самых разных игрушек, это не повлияло на первый день в саду.

Сын ушел в группу вместе с воспитателями, а я час просидела в холле. Это был очень долгий час. Тетенька-вахтерша успокаивала меня: «У нас такие хорошие воспитатели! Он скоро привыкнет, все так поначалу». Сын встречал меня со слезами.

Во второй день было еще хуже. Ребенок так сильно не хотел идти в сад, что мне пришлось нести его на руках от двери квартиры до двери группы в саду. Дорога занимает максимум 3 минуты, но с пятнадцатью ревущими килограммами на руках преодолеть даже этот небольшой путь было сложно.

Отпускать мою руку он тоже не хотел. В итоге воспитателю почти в прямом смысле пришлось отдирать от меня сына, но я оставила его в группе — опять на час.

В тот момент я поняла, что адаптации, которую я себе намечтала, не будет.

Я начала общаться с родителями, которые уже имели опыт адаптации в саду со старшими детьми. Все сходились во мнении: чем раньше отдашь ребенка в сад, тем проще все пройдет. А слезы — нормальная реакция ребенка на новые условия. Сегодня и я придерживаюсь этого мнения. Вопрос только в том, как долго эти слезы будут продолжаться и смогут ли родители помочь ребенку привыкнуть к саду.

Как бережно подготовить ребенка к детскому саду

То, как ребенок переносит адаптацию к саду, в большей степени зависит не от возраста, а от того, как эта адаптация организована. При грамотном подходе можно одинаково успешно адаптировать и полуторагодовалого, и пятилетнего ребенка. Для успеха в идеале необходим чуткий воспитатель, готовый строить отношения с ребенком, небольшое количество детей, постоянство среды и постепенность процесса.

Нет детей, готовых и не готовых к саду, — есть взрослые, которые готовы и не готовы адекватно адаптировать ребенка. Родителям стоит быть последовательными и в первую очередь для себя решить, насколько и почему им необходим сад. Тогда и убедить в этом ребенка будет значительно легче. Готовьтесь к саду заранее — объясните ребенку, какие именно изменения наступят в его жизни и почему они необходимы. Это обязательно нужно проговорить с акцентом на том, как полезно такое решение и для ребенка, и для семьи в целом.

Адаптируйтесь к изменениям постепенно — дайте время и себе, и ребенку. В первые дни малышу оптимально находиться в саду с родителем, привыкая и выстраивая взаимоотношения с новым взрослым — воспитателем. К тому, чтобы оставить ребенка на полный день, нужно приходить не сразу, понемногу увеличивая время пребывания в группе.

Будьте командой, фиксируйте внимание на прогрессе. Не идеализируйте и не демонизируйте сад: спокойное и реалистичное отношение — залог спокойствия ребенка. И конечно, неплохо иметь на другой стороне такого же адекватного воспитателя.

Если адаптация проходит неудачно, вы заметите значительные изменения в состоянии и поведении ребенка: повышение тревоги, развитие всевозможных страхов, возбудимость или, наоборот, апатию. Возможно нарушение аппетита, сна, регресс развития, невротические проявления, например энурез.

Нормальными можно считать капризы и нежелание идти в сад, слезы при расставании с родителями в первое время, отказ от еды или сна в саду.

Что почитать и посмотреть родителям

Когда речь идет об адаптации в садике, обычно говорят о ребенке. Но на самом деле сложно и родителям: физически, когда приходится нести ревущего малыша в сад, и морально, когда не дают покоя мысли о том, что решение отдать его в сад было ошибочным.

Проблема родительской адаптации возникла не только у меня, но и у других матерей в группе. Однажды одна мама написала в общий чат длинное сообщение-обвинение, что воспитатели не помогают ее ребенку привыкнуть к саду. В конце добавила: « Это же ваша обязанность».

Многие вступились за воспитателей, подчеркнув, что помочь ребенку адаптироваться — задача не только воспитателей, но и семьи. В конце переписки мама, затеявшая разговор, признала, что вспылила, и добавила, что ей просто очень тяжело каждый день видеть слезы своего ребенка.

Я стараюсь наладить нормальные отношения с воспитателями, без беспочвенных обвинений и требований, по одной простой причине: чтобы моему ребенку было спокойно. В саду может возникнуть множество ситуаций, когда родителю необходима будет помощь воспитателя: одеть потеплее на прогулку, если погода вдруг испортилась, разбудить пораньше, потому что папа заберет ребенка не в 17:30, как обычно, а в 16:00. Мне комфортнее озвучивать воспитателям свои просьбы, зная, что у нас хорошие отношения, а значит, мне помогут.

Чтобы лучше понимать реакции ребенка и не реагировать на них слишком остро, я начала изучать тему адаптации. Расскажу о том, что помогло мне.

Какие книги мне помогли

Книга Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Анна — педагог, психолог, мама двоих детей — рассказывает именно о психологической стороне адаптации. Она работала в детском саду воспитателем и отчасти показала изнанку этой профессии. Порой нужно разложить по тарелкам 20 порций каши, и это действительно сложно, потому что один ребенок пролил на себя кофейный напиток, другого стошнило, а третьего только что привели, он кричит и не хочет отпускать маму. Так что, когда мы впервые пришли в сад, я сразу смотрела на воспитателей как на героев.

Эта книга помогла мне больше всего. Я усвоила, что слезы в период адаптации — это нормально. Что садик — это не то место, куда можно хотеть или не хотеть ходить. Это место, куда просто надо ходить. А еще поняла главное: адаптация — это не скачок, а долгий путь, который придется преодолевать всей семье маленькими шажками.

Книга Людмилы Петрановской «Тайная опора». Людмила Петрановская — известный психолог-педагог. А ее «Тайная опора» — один из бестселлеров для молодых родителей. В отзывах многие мамы пишут, что эту книгу нужно выдавать в роддомах вместе с буклетом о грудном вскармливании, и я с ними согласна.

Петрановская подробно рассказывает об особенностях развития ребенка в том или ином возрасте: какие есть этапы и как они проходят, когда ждать кризисов и как с ними справляться. Эта книга помогла мне найти общий язык с моим же ребенком — для периода адаптации это особенно важно.

Книга Наталии Гатановой и Елены Туниной «Я иду в детский сад! От 0 до 3 лет». Эта книга не про чувства, а про земные потребности. Авторы знакомят родителей с практическими вопросами: какие бывают садики, какой там распорядок дня, чем кормят малышей, чем воспитатель отличается от нянечки, как одевать ребенка в сад.

Мне, как родителю-новичку, который в первый раз ведет ребенка в сад, было полезно в принципе узнать, что рассказывать о садике ребенку.

Какие видео мне помогли

Ютуб-канал доктора Комаровского. Евгений Комаровский — педиатр, который проводит ликбез для родителей на самые разные темы: не только про здоровье, но и про то, как помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке и что делать, если он оказался несадиковским.

Порой я включаю его видео фоном, пока готовлю ужин, и слушаю все подряд: про питание и норму воды для детей, про витамины и лекарства, про сезонные заболевания и то, как с ними бороться. И так незаметно для себя пополняю копилку знаний обо всем, что касается воспитания и здоровья детей.

Ютуб-канал Family is… Психологи, педиатры, детские врачи узкой направленности и другие специалисты в коротких видео рассказывают обо всем, что волнует родителей. Например, как пережить детские кризисы, о чем нельзя говорить ребенку и что поможет справиться с чувством вины.

Базовые советы, как подготовить ребенка к садику, в одном из видео дает психолог Марина Романенко. Как я убедилась на собственном опыте, они работают.

Как меня поддерживала подруга

Применить все эти советы и методики в жизни мне помогла поддержка подруги: наши дети пошли в одну группу. Мы вместе гуляли, пока сыновья были в саду, по очереди звонили воспитателю узнать, успокоились ли Миша и Дима, делились советами из книг психологов про детскую адаптацию, придумывали новые ритуалы, которые успокаивали бы детей. Это сильно выручало.

Важно, что у нас было на это время: когда сыновья пошли в сад, мы были в декрете. Другим родителям я бы советовала заложить время на адаптацию. Наверное, в идеале чем больше, тем лучше.

Точно рассчитать, сколько этого самого времени понадобится, видимо, невозможно: кому-то хватает трех дней, кому-то — трех недель, а кто-то и через три месяца не будет отпускать маму.

Какие правила помогли моему сыну ходить в сад без капризов

Я расскажу о нескольких правилах, которые помогли моему сыну привыкнуть к новому месту и новым людям. Эти правила не возникли в голове сразу — что-то я вычитала в книгах, о чем-то слышала от других родителей, к чему-то пришла интуитивно.

Объяснить ребенку, что его в садике ждут. Ребенок не должен идти в некий абстрактный садик. Он должен идти к человеку, который временно заменит маму, защитит и приласкает, если понадобится.

В кратковременной группе с этим не было проблем. И воспитатель, и нянечка были чуткими, обнимали детей, усаживали на колени, носили на руках — в общем, заменяли маму, как могли. Поэтому если сын не хотел идти в сад, я часто говорила ему, что воспитатели уже ждут, скучают и приготовили для него любимые игрушки. Это работало.

Сейчас сын ходит в группу полного дня, и я могу использовать этот метод только через раз. Одна из воспитательниц добрая, а вторая построже, и к ней сын идет не с такой охотой. Я понимаю, что не могу требовать от воспитателя радостных приветствий, улыбок и эмоций. Главное, чтобы он следил за детьми, помогал им есть, засыпать, а перед прогулкой одевал по погоде. Поэтому я решила проблему по-другому — перенесла фокус с воспитателя на детей.

Я присмотрелась, с кем из ребят в течение дня сын играет больше всего. Теперь, когда с утра малышей встречает строгая воспитательница и сын не хочет идти, я напоминаю ему о друзьях, которые его ждут.

Главное — заранее посмотреть в чате группы, придут ли в сад малыши, иначе получится обман, и это подорвет доверие ребенка.

Не оставлять ребенка в саду сразу и надолго. Ситуации бывают разные. Иногда путевку в сад дают уже тогда, когда родителям надо выходить на работу, поэтому времени на адаптацию нет. Но я могла позволить себе забирать сына из сада в любое время и решила не оставлять его сразу на все время работы группы.

Сначала я интуитивно чувствовала, что «лучший способ научить плавать — это выбросить из лодки на середине реки» на самом деле не лучший, а потом нашла подтверждение этой мысли в книгах. Например, Анна Быкова предупреждает, что ребенок может потерять ощущение безопасности, и это скажется на поведении в других ситуациях. Например, он перестанет вообще отпускать от себя маму и днем и ночью.

В первый раз я оставила сына в кратковременной группе на час. Постепенно увеличивала время: сегодня — час, через несколько дней — час и 15 минут и так далее. Четкой схемы не было: я смотрела на настроение сына и, если видела, что сегодня ему в саду хорошо, оставляла на 15, потом на 20, потом на 30 минут дольше, чем вчера. Так ребенок постепенно, без надрыва привыкал к воспитателям и ребятам.

Положенные 3 часа сын провел в саду только через полтора месяца, когда я почувствовала, что он сможет выдержать это время без меня.

Не пропускать сад без уважительной причины. Я попалась на эту удочку однажды. Мы пропустили сад просто так: сын не хотел идти, а я поддалась. На следующий день я не смогла даже надеть на него штаны и кофту — так он протестовал. Пришлось писать воспитателю: «Извините, сегодня Миша не придет — не могу собрать ребенка».

Стоит один раз дать слабину, и ребенок это запомнит. Поэтому несколько месяцев после этого случая я повторяла по утрам: «Папа ходит на работу, мама работает дома, Миша идет в садик». Сын привык к этой мысли, и утренние сборы стали привычной рутиной без капризов.

Никогда не пугать садиком. Я знаю родителей, которые говорят детям: будешь плохо себя вести — отведу в детский сад. Или: не будешь собирать игрушки — заберу тебя из сада самым последним. Возможно, это и дает воспитательный эффект, но мне кажется, что только усложняет процесс адаптации: кому захочется добровольно идти в страшное и неприятное место.

Мы с мужем с самого начала говорили при сыне о садике только в позитивном ключе: там добрые воспитатели, много ребят, с которыми можно играть, вкусная каша на завтрак. А еще в нашем саду большой аквариум с красивыми рыбками, много ярких рисунков на стенах, невероятно приветливая тетенька-вахтерша, которая знает всех по именам и встречает с улыбкой.

Самое сложное — следить за тем, что говорят ребенку о садике другие родственники. Бабушки при встрече часто начинают расспрашивать внука, кормят ли вообще в детском саду и не обижают ли другие ребята. Приходится объяснять, что такие вопросы задавать не стоит, чтобы ребенок не ассоциировал сад с местом, где могут обидеть или оставить голодным.

Я вижу, что наша тактика повлияла именно так, как я хотела: для него детский сад — это место, где едят, спят, играют.

Не исчезать, не попрощавшись с ребенком. Наверное, это ошибка, которую совершает большинство родителей. Легче убежать, чем смотреть, как плачет твой ребенок. Но проблема в том, что здесь не работает принцип «если я этого не вижу, значит, этого нет».

Я читала у Людмилы Петрановской, что такие исчезновения могут негативно отразиться на ребенке: он будет постоянно в напряжении ждать, что мама вот-вот исчезнет без предупреждения. И даже минутное расставание, когда маме нужно отойти в ванную, будет сопровождаться плачем.

В итоге я сформулировала такое правило: ребенок должен видеть и понимать, что мама уходит. Это грустный момент, но он нужен, чтобы ребенок знал: мама ушла, но она вернется. Когда ребенок плачет и протестует, он психологически готовится к расставанию — не стоит добавлять к этому еще и обман.

Позволять ребенку выплеснуть эмоции. Когда сын пошел в ГКП, я начала замечать, что после сада он становится очень активным. Мы собирались домой по 15—20 минут : ему нужно было оббегать всю раздевалку, побаловаться, громко посмеяться. Дома это продолжалось: он мог полчаса скакать на диване, а на любые запреты — реагировать агрессией, например замахнуться или даже стукнуть.

Я не понимала, почему сад так «портит» сына, пока не нашла объяснение в книге психолога Быковой. Для ребенка детский сад — новое место, где он испытывает огромное напряжение. Все время, пока он находится там, ему приходится внутренне зажиматься, подавлять эмоции. А после остро нужно выплеснуть их.

Поэтому я старалась не ограничивать сына. Если после сада он хотел баловаться, носиться по игровой площадке или натягивать штаны на голову, я не препятствовала. Если он хотел делать что-то небезопасное — например, сидеть в луже или слишком высоко забираться на лестницу и прыгать с нее, — я просто раз за разом объясняла, почему так нельзя.

Приступы буйности, как я их называла, прошли примерно через 2—3 месяца. Сын наконец привык к саду.

Как прошли первые дни в группе полного дня

В группе полного дня появились новые воспитатели, а еще изменился график. Сын оставался в детском саду уже на целый день. За это время их пять раз кормили, укладывали на дневной сон и дважды выводили на прогулку.

Р в месяц» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

В первый день сыну было непонятно, почему мы, как обычно, не поднимаемся на второй этаж и вообще поворачиваем не туда. Вид новой воспитательницы вызвал у него слезы. Помогло то, что многие ребята были ему знакомы. Мне удалось убедить сына, что старые друзья ждут его и тут.

Я планировала забрать сына из сада аккурат перед сном: мне не верилось, что он уснет на новом месте без меня. Но не пришлось: воспитатели смогли уложить всех. Во второй день все повторилось. Получилось, что уже с первого дня сын стал оставаться в саду на целый день — до 17:30.

Сын хорошо ел и играл с другими детьми, но стресс от перемен все равно был. Во сне он иногда произносил «Топотушки нет!» — так называется его группа. Еще он плакал: и утром, когда его оставляли, и вечером, когда забирали.

Как проходят ежедневные сборы в детский сад

Первый месяц каждый раз после пробуждения сын говорил: «В „Топотушки“ не пойдем!». Я убеждала, что без этого никак: папа уже ушел на работу, у мамы тоже дела, поэтому Миша пойдет в садик. Дальше начинались слезы. Чтобы успокоить ребенка, я придумала несколько уловок, которыми пользуюсь до сих пор.

Отвлекаю мультфильмом. Я создала на флешке папку с любимыми мультфильмами сына и заложила 10 минут ко времени сборов. Если утро начиналось со слезами, мы включали тот мультфильм, который сын просил: это помогало ему успокоиться и смириться с положением дел.

Предлагаю выбрать одежду. Я хочу подарить сыну ощущение, что он сам может что-то контролировать. Если шорты не подходят к футболке, которую он выбрал, меня это не беспокоит. Главное, что это помогает поднять ребенку настроение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПризнакНе готов к садуГотов к саду
ОбщительностьМалыш общается только с мамой. К другим детям подходить боится, либо подходит только для того, чтобы отобрать игрушку или ударить.Малыш интересуется другими детьми. На площадке легко заводит себе друзей, пытается с ними общаться.
УсидчивостьРебенок не может более пяти минут заниматься чем-то, его внимание не сосредотачивается на одном предмете или виде деятельности.В 2-3 года малыш может заниматься одним видом деятельности не менее 15 минут, в 3-4 года – 20-30 минут, в 5-6 лет – 40 минут.
ПослушаниеРебенок не знает, что такое режим. Устраивает истерики, если что-то идет не по его плану. Протестует в ответ на просьбы родителей.Ребенок приучен к режиму. Охотно выполняет то, что предлагают ему родители: пойти помыть руки, умыться, расчесаться, покушать, одеться или раздеться и т.д. В 4-5 лет помогает по дому.
Способность сменить деятельность по требованию взрослогоРебенок занимается только тем, чем хочет сам.Ребенок спокойно меняет деятельность (например, рисование на игру) и не устраивает истерик.
Готовность оставаться без мамыМалыш расстраивается, оставшись без мамы. Долго плачет (более 15 минут), разлука причиняет ему стресс (малыш становится вялым или же агрессивным, неорганизованным, не воспринимает других людей, отказывается от еды, не вовлекается в игру)Ребенок спокойно остается без мамы или близкого человека, либо плачет при разлуке, но недолго, а затем спокойно общается с другими людьми.