Речевая среда ребенка в анкете что писать
Примерное логопедическое представление для ПМПК
Лена Парамонова
Примерное логопедическое представление для ПМПК
Логопедическое представление для ПМПК (Примерное)
1. Фамилия, имя,ребенка:
2.Дата рождения ребенка:
3.Речевая среда и социальные условия:
Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
Процесс воспитания под контролем, интересуются проблемами и уделяют достаточное внимание своему ребенку. Уделяется внимание к внешнему виду ребенка. Недостатки в речи близких не наблюдаются. Родители принимают участие в собраниях детского сада.
4. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости):
Нарушений ручной моторики не наблюдается.
Ведущими являются правая рука, правая нога.
Оптико-кинестетическая организация движений не достаточно сформирована; движения выполняет с ошибками, замедленно.
При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата, аномалий.
Строение губ нормальное
Тонус губ не нарушен
Подвижность губ малоподвижные
Строение зубов нормальное
Подъязычная связка укорочена
Строение твердого нёба не нарушено
Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
Строение языка не нарушено.
Подвижность языка наблюдаются нарушения, объём артикуляционных движений ограничен; малоподвижный, испытывает трудности в переключении позы языка.
Речевая моторикане достаточно развита; движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции, незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка, объем движений языка неполный. Тонус вялый. Длительность выполнения движений и темп движений медленный.
Общее звучание речи:
Невнятная (малопонятная для окружающих).
Темп речи замедленный
Паузы и ударения употребляет правильно.
Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи (аграмматизмы).
Основные виды интонации употребляет правильно.
Тип дыхания речевое дыхание плавное.
Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.
Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.
Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.
Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов. Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных. Недостаточен объём знаний об окружающем мире. Несформированны отношения антонимии и синонимии. Низкий уровень практических обобщений. Трудности понимания и употребления лексики.
10.Грамматический строй речи:
Недостаточно сформирован для данного возраста. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;неправильно употребляет предлоги, падежи;имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.
Имеются ошибки в согласованииприлагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчаный хвост).
Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; неотчетливо произносит слова; при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
опыт речевого общения беден;
12. Фонематическое восприятие
Фонематический слух недостаточно сформирован;затрудняется придумать слово на заданный звук;слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
неправильно дифференцирует слова;фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы. При выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности.
13. Состояние языкового анализа и синтеза
Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
определение места звука в словенесформировано;имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.
14. Состояние звукопроизношения.
Имеются недостатки произношения;
нарушено произношение шипящих и сонорных звуков;
дефектно произносит оппозиционные звуки;
недостатки произношения звонких согласных;
наблюдаются замены звуков на более простые по артикуляции.
15. Звуко-слоговая структура речи.
Нарушение во фразовой речи; переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.
Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).
16. Произношение слов сложного слогового состава.
Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;переставляет слоги местами.
17. Логопедическое заключение.
общее недоразвитие речи IIIуровня.
Учитель – логопед ___
Групповая традиция «Сладкий вечер». Примерное планирование бесед с детьми 6–7 лет Уважаемые коллеги! Педагоги, работающие по программе «Радуга» хорошо знакомы с проведением групповой традицией «Сладкий вечер». Непринужденная.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Примерное календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в средней группе Рисование «День знаний»Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»Программное содержание: Закреплять приёмы рисования кистью, умение.
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до школы» на год во второй младшей группе «Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы.
Примерное перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию по программе «От рождения до школы» на год «День знаний» Рисование: «Лето» П/ с: Учить детей отражать свои впечатления о лете в рисунке. Т. С. Комарова стр. 32 Аппликация «Натюрморт».
Примерное положение о ежегодном внутришкольном конкурсе «Минута славы» При подготовке больших фестивалей или конкурсов общешкольного уровня необходимо готовить специальную документацию, регламентирующую.
Примерное содержание Рппс подготовительной к школе группы «Центр природы» У каждой группы детского сада есть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом,.
Методические рекомендации по заполнению.
Анкета для сбора анамнестических данных.
1. Фамилия и имя ребенка____________________________________________
2. Домашний адрес__________________________________________________
4. Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
От какой беременности по счету__________________________________________
Как протекала беременность и роды_______________________________________
Как протекало физиологическое развитие:
Какие заболевания перенес до года________________________________________
Речевое развитие ребенка:
Гуление_________лепет_________первые слова__________речь фразой_________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ______________________________________________________________________
6. Речевая среда и социальные условия:________________________________
Обращались ли раньше к логопеду_________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту______________________________
Дата: «____»_____________20____года. Подпись:_________________
Методические рекомендации по заполнению.
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция,
Когда закричал ребёнок – сразу, после шлепка, после реанимационных мероприятий.
Перенесённые заболевания – простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, судороги при высокой температуре, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.
Методические рекомендации по заполнению.
Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).
Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).
12. Общее звучание речи:
—характерна общая невнятность речи, искаженное, назализованное произношение гласных и согласных звуков, обрывы артикуляции, паузы.
—Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.
– темп соответствует норме;
– незначительные, единичные нарушения темпа речи;
– темп речи быстрый (замедленный), запинки.
– тахилалия, брадилалия, заикание.
– значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
– голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
– голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
– нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
– особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
– разборчивость речи не нарушена;
– разборчивость речи несколько снижена;
— речь смазанная, невнятная;
— речь мало понятная окружающим;
– речь понятна только близким.
– незначительные, единичные нарушения дыхания;
– частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);
– дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
– грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
13. Обследование артикуляционного аппарата:
Подвижность – N, с трудом удерживает заданную позу, испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.
Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.
14. Состояние общей моторики и мелкой моторики:
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
15. Общее развитие ребенка:
а) ответы на вопросы
б) выполняет, затрудняется
д) классифицирует, затрудняется
е) выделяет, затрудняется
ж) ориентируется, затрудняется
16. Обследование понимания речи:
— понимает обращённую речь в полном объёме;
– хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;
— понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром:
– понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;
– ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
17. Обследование связной речи:
— рассказ лаконичный, оформлен грамматически правильно;
-отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы;
— трудности в логическом построении связного высказывания;
— низкий уровень сформированности связной речи
– самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически ;
– картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;
– раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;
– раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;
– пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм;
полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
– пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;
– пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;
– пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
– пересказ даже по вопросам недоступен.
— сочинение ребенка (рассказ, сказка) интересно задумано, составлено грамматически правильно, излагается в логической последовательности
— в повествовании встречаются отдельные нарушения,
18. Обследование грамматического строя:
— грамматический строй сформирован недостаточно; (4-3 балла)
— не сформирован. (2-1 балла)
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
19. Состояние словаря:
— N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); (5 баллов)
— словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла)
— словарный запас резко ограничен (2-1 балл).
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
21. Фонематический слух:
22. Звуковой анализ:
23. Произношение слов сложного слогового состава:
— негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)
— структура нарушена. (2-1 балла)
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста
1. Краткий анамнез речевого развития.
Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).
— речевое развитие без особенностей;
— речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;
— задержка темпов речевого развития;
— позднее появление речи;
— речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.
2. Речевая среда и социальные условия.
— речевая среда без особенностей;
— социальные условия благоприятные / неблагоприятные;
— у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
— ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
— речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
— недостатки речи у близких родственников (указать, какие).
3. Общая и мелкая моторика.
— нарушений ручной моторики не наблюдается;
— недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
— ведущая рука – правая (левая);
— предпочитает работать левой (правой) рукой;
— неправильно держит ручку;
— испытывает трудности при овладении графическими навыками;
— наблюдается замедленный темп письма;
— мышцы руки быстро утомляются при письме;
— замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;
— отмечается общая заторможенность движений;
— характерное двигательное беспокойство.
4. Артикуляционный аппарат.
Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.
— анатомическое строение без аномалий;
— строение артикуляционного аппарата без особенностей;
— органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;
а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);
б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);
в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);
г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);
д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);
е) артикуляционная моторика:
Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.
Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
— двигательные функции сохранны;
— наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;
— может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
— движения замедленные, с затруднениями;
— наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);
— объем движений неполный;
— переключаемость движений нарушена;
— тонус нормальный, активность движений достаточная;
— при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
— точность выполнения движений сохранна;
5. Общее звучание речи.
Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.
— без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;
— речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;
— разборчивость речи не нарушена (снижена);
— речь выразительная (невыразительная);
— речь интонационно оформленная;
— затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.
— обращённую речь понимает в полном объёме;
— понимание обращённой речи затруднено;
— требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;
— понимает речь в пределах уровня интеллекта;
— правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7. Активный словарь.
Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.
— ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;
— преимущественно представлена конкретная бытовая лексика;
— преимущественно использует глагольную лексику;
— незначительный объем прилагательных, наречий и др.;
— с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;
— испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
— не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;
— допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;
— неточность в употреблении слов;
— вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
— обобщающие понятия сформированы;
— использует слова в переносном значении.
8. Грамматический строй.
— тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;
— развернутость предложения (длина в среднем);
— степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;
— уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
— характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены) предлогов, др.
— речь без аграмматизмов;
— в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;
— грамматический строй недостаточно сформирован;
— в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
— составляет предложения по опорным словам;
— использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);
— сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
— ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
— наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;
— отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;
— аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;
— неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
— понимает и употребляет предлоги;
— использует приставки при образовании сущ. и гл.;
— имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;
— трудности в словообразовании / словоизменении;
— операции словоизменения и/или словообразования затруднены.
9. Слоговая структура:
Указывается: тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов).
Оценивается: характер ошибок.
— пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные;
— очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
— при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;
— слоговая структура сохранна;
— нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;
— слоговая структура слова не нарушена;
— правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;
— невозможность воспроизведения слов;
— переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;
— допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);
— замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.
Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.
— звуки, имеющие дефектное произношение;
— характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);
— устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.
а) фонематическое восприятие:
— не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);
— дифференциация звуков не нарушена;
— правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;
— при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;
— наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
б) звуковой анализ и синтез:
— способность выделить звук на фоне слова сформирована;
— определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;
— первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;
— способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;
— навык звукового анализа и синтеза сформирован;
— владеет звуковым анализом слов (указать, каких);
— при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);
— доступен звуковой анализ слов (указать, каких);
— правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;
— слово из звуков (указать количество) синтезирует;
— звуковой синтез не доступен.
Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии картинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).
— самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
— степень развернутости (примерное количество предложений);
— тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
— связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
— последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой);
А) рассказ по серии картинок:
Критерий смысловой целостности:
— рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
— допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;
— выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;
— отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
— рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
— рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;
— встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
— рассказ не оформлен;
Критерии смысловой целостности:
— воспроизведены все смысловые звенья;
— смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
— пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
Критерии лексико-грамматического оформления:
— пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;
— пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;
— отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
Критерии самостоятельности выполнения:
— самостоятельный пересказ после первого предъявления;
— пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;
— пересказ по вопросам;
— даже по вопросам пересказ недоступен.
13. Темп и плавность речи
Оценивается темпо-ритмическая организация речи.
— темп ускорен / замедлен;
— наличие слов с неправильно выделяемым ударным слогом;
— наличие продолжительных пауз хезитации;
— наличие проявлений заикания (каких?).
— темп речи замедленный (быстрый, нормальный);
— речь не торопливая (чрезмерно быстрая);
— паузы и ударения употребляет правильно;
— наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;
— словесное ударение употребляет правильно;
— паузы в речи использует излишне часто.
— при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
— в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;
— графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);
— специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;
— отсутствие выделения начала предложения;
— способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);
— тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;
— количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;
— понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).
Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов
1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).
4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.
5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).
Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР
1. Несформированность языковых средств.
2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.
Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО
1. Системное недоразвитие речи.
2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.
В заключении можно так же отразить динамику развития речи:
— значительное / незначительное улучшение речи;
— динамика улучшения речи положительная / незначительная;
В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:
— речевое развитие соответствует возрасту;
— речь развита в пределах возрастной нормы.
Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.
— продолжить логопедические занятия;
— автоматизация в речи звуков (указать каких);
— логопедические занятия по развитию фонематических процессов;