Реджио подход что это

Реджио педагогика, Реджио-Эмилия подход

В то время как во всем мире Реджио-подход уже стоит на одном уровне с Вальдорфской школой и школой Монтессори, в России он только сейчас набирает популярность. Педагогика Реджио-Эмилия в данный момент считается одной из самых перспективных методик развития. Она используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады.

История Реджио педагогики

Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Данную методику разрабатывал психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями. В свою методику они вобрали идеи самых знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Таким образом они пытались сконцентрировать весь мировой и самый прогрессивный опыт того времени в своем подходе. Спойлер — у них получилось.

Реджио педагогика возникла в данном регионе Италии не случайно. Он славится своей «левой» (социальной) направленностью, высоким уровнем общественной активности и гражданственности. Такая особенность региона оставляет определенный след на реджио педагогике, и помимо воспитания в ребенке личности, ставит цель воспитать в нем: демократичность, солидарность с другими людьми и социальную справедливость.

Роль педагога

Педагог не воспитывает, а ассистирует детям. Он выступает в роли равного партнера, который помогает реализовывать желания и идеи ребенка. Поэтому он активно и внимательно слушает ребенка, относится к нему с уважением и всячески стремится помочь. Педагог не учит детей готовым ответам, он побуждает их самих задаваться вопросами и искать свои собственные решения и ответы, совершать собственные открытия. На это в том числе направлен метод проектов, о которым мы поговорим ниже.

Развивающая среда Реджио

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.

Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.

Еще одна особенность, это «пьяцца» — место встречи всех детей, где дети и взрослые встречаются с утра и обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, какие проекты сейчас создаются и какие можно начать в ближайшем времени (подробнее про проекты мы поговорим дальше). Такой ритуал очень важен, так как приучает детей обмениваться мнениями, слушать и уважать друг друга.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Пространство Реджио

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя. В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В-четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.

Свобода выбора и активность

Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.

Они могут выражать себя и изучать мир на «сотнях языках» (сотнями способов). Например, через лепку, рисование, изучение с помощью увеличительного стекла, через чтение книг, игры с детьми и т.д. Именно свобода самовыражаться многими способами, является ключевым в реджио подходе. Выше вы могли увидеть изображение с камнями, на ней детям предоставлены способы наблюдать камень не только в жизни держа его в руке, но и средства разглядывать его через увеличительное стекло, изучать его через книги, зарисовывать его, записывать свои идеи и мысли и т.д. Ребенку дается «сто способов» познания и проявления себя.

Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь». Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком. Ведь ребенок по природе своей любопытен и активен с самого рождения, он сам творец своей личности и своих способностей.

Проектная работа

Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы. Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени. Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку. Важно, что педагог не раздает указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.

Приведем один из примеров таких проектов, который родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети знакомились с жизнью льва через видеофильмы и рассказы, изучали каменную статую льва на площади, лепили и создавали его из разных материалов. Окончательный рисунок в виде плаката со львом поражал своей красотой. Чтобы прийти к такому результату, детям пришлось пройти длинный путь познания и проб.

Фиксация обучения

Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами. Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д. Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.

Реджио-подход — это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребенка. Она наделяет ребенка такой свободой и выбором, которые не может предоставить ни одна другая методика. Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в 21 веке. Из всех современных методик, мы считаем, что Реджио-подход, является наиболее оптимальным для развития ребенка.

Этих же взглядов придерживаемся и мы, команда Progressio. Отражение Реджио подхода вы можете найти в наших принципах развития детей для родителей.

Методика Реджио полностью отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»:Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Источник

Что такое реджио-педагогика

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Содержание:

Истоки методики

Все началось с истории итальянского педагога и психолога Лориса Малагуцци. Итальянец горячо любил свое дело, не переставая проводил педагогические исследования в родном городе Реджио Эмилия. Он оказался не просто школьным учителем, который не бросил учить детей в сложное военное время. Малагуцци защитил научный труд по теме педагогической работы с особенными детьми.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Труды Выготского и Монтессори вдохновили педагога на создание абсолютно новой для того времени сети детских учреждений для ребят возрастом от 3 до 6 лет. Это были первые малыши, которых воспитывали по методике Малагуцци.

Детские сады и ясли: формат и специфика

Детские сады по версии Малагуцци принципиально отличались от типичных католических и частных статусом и финансированием. Это были муниципальные учреждения на содержании государства и отчасти родителей. Интересно, что размер родительского взноса зависел от обеспеченности семьи.

Для Италии такой формат детского сада были совершенно новым. Родители с энтузиазмом встретили идею, поэтому мест постоянно не хватало. Чтобы как-то решить проблему детей принимали на конкурсной основе. Ребят из сложных семей или с инвалидностью брали в сады вне конкурса.

Для Малагуцци и его последователей крайне важно было подарить каждому ребенку возможность получить образование и адекватное воспитание. Вот почему финансовое положение семьи или физическое здоровье ребенка не имели значения, скорее наоборот, детей из бедных и неблагополучных семей принимали в первую очередь.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Ажиотаж вокруг детских садов Малагуцци вдохновил его на идею создания учреждений для самых маленьких. Так в 1970 году появились первые ясли.

Спустя 21 год методика воспитания итальянца и его сторонников по версии Newsweek официально была признана лучшей в мире. С этого момента интерес к ней не утихал. Америка, Европа, Азия углубились в изучение основ реджио-педагогики. Первые учреждения с воспитанием по методу Малагуцци появились и в России.

Сегодня в Италии работает фонд Reggio Children, создан Международный центр.

Ребенок — полный сосуд

Феномен педагогики Малагуцци — в отсутствии каких-то специальных программ и методик. Итальянец акцентирует внимание на природных возможностях и задатках каждого ребенка. Он убежден, что дети приходят в этот мир полиглотами, целостными личностями, наполненными сосудами. Задача взрослых — раскрыть потенциал, показать дорогу к самовыражению. У каждого ребенка свой путь, удобный и понятный только ему. Единой дороги нет.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Лорис Малагуцци считал, что традиционная педагогика работает в обратном направлении. Вместо того, чтобы подтолкнуть ребенка к саморазвитию, взрослые лишают его 99 из 100 языков, с которыми он появился на свет.

Педагогические программы работают по единому принципу. Детей учат соответствовать ожиданиям и действовать в определенным рамках, поощряют стереотипное мышление, но забывают о важности гармонии тела и головы.

Из детей делают удобных членов общества. Их поощряют за умение “любить” и “дарить радость” по графику, например, на день св. Валентина или Рождество, причем укрепляют стереотипное мышление с раннего детства.

Роль педагога в садах нового формата

Реджио-педагогика нацелена на развитие индивидуальной личности ребенка. Педагоги взаимодействуют с детьми, помогают им раскрыться, учат не сравнивать себя с другими и не пытаться соответствовать общим требованиям.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Педагог в детском саду, работающем по методике Малагуцци, ценит и уважает каждого ребенка. Он его наставник и друг.

От детских вопросов не пытаются отмахнуться, наоборот, детей стимулируют их задавать, а потом намеренно тянут с ответом, предлагая пофантазировать и придумать свои версии. Между детьми и педагогами нет иерархической пропасти, только ровные партнерские отношения.

Учебных планов и надзирательства руководства тоже нет. Реджио-педагогика исключает уравнивание детей и любое давление. Каждый ребенок индивидуален, соответственно и ключики к дверям его потенциала подбирают в индивидуальном порядке, и ни в коем случае не пытаются взломать замок силой.

Чему учат и как вовлекают детей в процесс

В основе совместного изучения явления: природные и социальные, все, над чем поработал человек. Любые ситуации, выходящие за рамки реджио-педагогики, не повод искать виноватых и обвинять. Это лишь возможность изучить и поразмышлять.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Интересный пример из Newsweek: «Луке 4 года и он занимался аппликацией на тему осени. К дереву мальчик решил наклеить настоящие листья (перед этим дети их сами собрали на прогулке). Учитель наблюдала за Лукой и как только он выбрал лист, спросила, видит ли он разницу между тем, как он выглядит с одной и с другой стороны? Лука заинтересованно изучил прожилки на одной стороне, перешел к осмотру фактуры на другой и только после этого принял решение, какая из них больше подходит для его истории осени.»

Чтобы работать с детьми в таком формате, педагогам нужно постоянно совершенствоваться. Воспитателям детских садов, практикующим реджио-педагогику, для этого выделяют специальное время. Специалисты объединяются, сотрудничают, делятся опытом и идеями.

Учат камни, проволока и даже мусор

Все, что окружает детей, помогает им познать мир и себя. Младшие школы и детские сады, где практикуют реджио-педагогику, это всегда особенные классы. Они оформлены как наглядные обучающие пособия в картинках для того, чтобы дети с детства интересовались природными явлениями, окружающим миром, искусством и техникой.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Чего только нет в классных комнатах! Кроме обычных красок и карандашей, можно увидеть:

Это даже может быть просто мусор. Последователи реджио-педагогики уверены, что дети большему научатся, обращая внимание на простые окружающие их вещи, чем на игрушки и игры. За порядком и «ассортиментом» дети и педагоги следят вместе.

Пространство и среда в детских учреждениях

Детские сады Реджио мало напоминают классические садики стран СНГ. Отличается все, начиная от площади и заканчивая меню. Сады Реджио просторные, в них большие окна и много зеркал. Окна — для перманентного наблюдения за окружающим миром, зеркала — для глубокого знакомства с собой.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Еще одно отличие — подход к воспитанию, доверие и интерес к любознательности детей. Малышам разрешают заходить на кухню, помогать готовить для себя и других. Поощряются инициатива, импровизация и личные рецепты ребят.

В отделке детских садов почти нет искусственных материалов. В приоритете натуральное дерево.

Помещения для детей уютные и комфортные. В каждом классе есть возможность побыть наедине с собой или поиграть с друзьями, не мешая другим. Пространство разделено на зоны и плоскости нескольких уровней:

В каждом классе есть зона для творчества — ателье. Ответственный за зону — художник-ательерист.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Важно, что детей не отделяют от достижений прогресса, поощряют интерес к современным технологиям. Малышам помогают освоить принципы работы:

Типичная отличительная черта садов Реджио — “пьяцца”, особенное место для встречи и обсуждения всего, что происходит в саду и за его пределами, планов на будущее, включая ближайший проект. В обсуждении участвуют взрослые и дети, у всех равное право голоса. Эта традиция помогает детям научиться слушать, планировать, высказывать собственное мнение.

Партнерство и общение

По определению Newsweek, у истоков реджио-педагогики активные жители коммуны (преимущественно женщины), которые смогли создать условия для обучения детей, несмотря на полную разруху после войны. Изначально родители были во главе процесса, а чтобы заинтересовать им как можно больше семей с детьми и сторонников, окна садов выводили на улицы города.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

В наши дни родители все также не просто отдают детей на попечение воспитателям, чтобы поскорее заняться своими делами. Они принимают участие в жизни детского сада, бывают на занятиях, работают над совместными проектами, вместе с детьми расширяют познания в разных областях, готовятся к школе с удовольствием и энтузиазмом.

Дети не проводят все время в группах. Вместе с друзьями и педагогами они ходят на выставки, в музеи. Абсолютно нормальной практикой считается совместная экскурсия с группой на работу одного из родителей детей.

На занятиях не перебивают и не отмалчиваются. Ребят учат слушать мнение других, вступать в диалог, объяснять собственную позицию, выстраивать партнерские отношения друг с другом. Для этого их увлекают уже ранее упомянутыми проектами.

Интересно, что проекты бывают как спонтанными, так и спланированными. Например, если ребенок придумал интересное для себя занятие, ему предложат подключить к делу других ребят или же проект обсуждается заранее в рамках «пьяццы».

Детям предлагают решать и практические задачи, даже если это бытовые недетские проблемы в детском саду. У ребят могут спросить совета, выслушать мнение, попробовать их методы.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Акцент делают не на результате, а на процессе и возможностях для развития. Дети не должны стараться оправдать ожидания. Они свободны в решениях, поэтому их идеи смелые и яркие.

Отчетность и оценивание

Обычная подготовительная школа не имеет ничего общего с садами, где работают по методу реджио-педагогики. Детей в них не оценивают и не контролируют стандартными способами. Ребят не тестируют, не аттестуют по баллам, оберегают от любых сравнений с другими. Прогресс каждого ребенка оценивается только на основании его предыдущих результатов. Общие критерии тут не работают.

Результаты документируются. Воспитателю важно собрать доказательства работы с детьми: фото занятий, рисунки, поделки и пр. Материал постоянно анализируется, в программу работы с каждым ребенком вносятся необходимые коррективы.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Факт фиксирования результатов не скрывают от детей. Наоборот, таким образом им дают понять, что все, что они делают имеет значение, и даже если что-то не вышло сейчас, к этому можно вернуться позже.

Мнение скептиков

Реджио-подход в педагогике критиковали и продолжают критиковать за нестандартные практические занятия и не только. Критики не уверены, что уникальный опыт основателя в принципе под силу кому-либо повторить в условиях реальной жизни в наше время. В Италии в 60-х годах не удалось воспроизвести что-то подобное, так стоит ли думать, что мир примет новые методы и станет воспитывать детей по примеру находчивых итальянцев сегодня?

На самом деле опасения, как и критика такого дошкольного образования не обоснованы. Детские сады, воспитывающие по методам реджио-педагогики, уже существуют и успешно работают по всему миру, включая страны Африки и США.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Ежегодные исследования и помощь союзников из международного объединения Network благоприятно влияют на развитие системы. Несмотря на разницу контента, менталитетов, условий жизни, в каждом детском саду педагоги руководствуются главными принципами, среди которых уважение и доверие к ребенку, внимание к его потребностям и интересам.

Заключение

Системный подход в рамках реджио-педагогики касается всех областей развития ребенка. Детям предоставляется свобода выбора, поддерживается их инициатива, учитываются желания. В этом уникальность методики. Она оказывает колоссальное влияние на развитие маленькой личности.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Еще в дошкольном возрасте дети учатся важным вещам: умению действовать в команде, слушать и уважать точки зрения других, формулировать мысли и высказываться, критическому мышлению и многому другому. Все это навыки эффективного человека 21 века. Логично предположить, что реджио-подход для современных детей пока единственно верный и перспективный.

Источник

6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике

Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.

Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.

Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

2. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.

Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

3. Не «неправильно», а «по-другому»

«Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.

Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый». Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине. Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь. Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»

Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это — по-другому». Это не хорошо, не плохо — это просто по-другому. Вы думаете так — ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

4. Предлагать выбор и не торопить

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил.

Потому что утром мы спешим, мы делаем бутерброд — не спрашивая, мы наливаем чай — не спрашивая. Когда мы задаём вопрос, выбор обязательно должен быть: «Ты хочешь чай с лимоном или без? Сладкий или нет?». Вы скажете: сложно, мы опоздаем в сад, мы опоздаем ещё куда-то. Но поэтому и здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра. У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть.

Или выбор одежды. Родители часто утром говорят: «Мы опоздали, потому что выбирали». Но можно ввести правило и выбирать одежду для утренней прогулки или детского сада с вечера. Ребёнок может её долго выбирать или недолго — если он её выбрал с вечера. А если утром поменялась погода, а ребёнок выбрал фланелевое платье? Значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет жарко. Задайте вопрос: что нужно сделать, чтобы тебе в этом не было жарко? Может быть, сменное платье положить?

Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса

Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

Если придерживаться идеи о том, что выбор есть всегда, то лучше не делать порционную еду. Ребёнок с трёх лет запросто с вашей помощью может себе налить суп из ёмкости, которую вы поставите на стол. Он решит сколько и сам выберет — бульон налить или густой суп. Это для него целое приключение: не ему налили суп, сколько мама посчитала нужным, а он сам! И сразу возникает интерес к еде. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор. Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»

Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

5. Учиться в любой ситуации

В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: как ты думаешь, из чего этот суп? У ребёнка есть опыт, и он может предполагать. Так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? «А, я знаю, тыква оранжевая!» Но нет кусочков — что же сделали с этой тыквой? «А, её смололи!» Чем смололи? Комбайном или миксером — и покажите в следующий раз, как это делается.

Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели — пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.

Я ещё люблю такой термин — свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.

Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование, здесь — язык. На самом деле это деление должно быть условным

Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.

Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, — мы говорим о своём личном отношении. «Мне не нравится осень». Почему? А за что можно это холодное и дождливое время любить? И кто-то из детей говорит: «На самом деле так классно, что можно бегать по лужам!». А другой спорит: «Но ведь ты будешь мокрым и заболеешь!». Тогда оппонент продолжает: «Но ведь можно правильно одеться, надеть дождевик и сапоги!»

И ещё один важный момент, на который мы обращаем внимание в реджио-педагогике: информацию о чём-то ребёнок может получить не только от взрослого. Когда взрослый задаёт вопрос: «Что вы знаете об этом предмете?» — опыт кого-то из детей уже позволяет ему ответить, а другие получают знания от него, от своего сверстника. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

Реджио подход что это. Смотреть фото Реджио подход что это. Смотреть картинку Реджио подход что это. Картинка про Реджио подход что это. Фото Реджио подход что это

6. Фантазировать важнее, чем читать

У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача — это развитие творческого мышления. Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.

Не важно, кем мы будем, — логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Фото: детский центр при Еврейском музее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *