Регуляторная гильотина что это
Регуляторная гильотина, или Масштабная отмена бессмысленных требований к бизнесу
В сфере нормативного регулирования экономики принято решение навести порядок и «отсечь» все устаревшие и излишние требования к бизнесу. Процедура получила название «регуляторной гильотины».
❗ Что такое регуляторная гильотина
Одной из ключевых проблем ведения бизнеса в России является чрезмерное регулирование и контроль за экономическими субъектами. В области регулирования работы предприятий насчитывается свыше 9000 законов. Деятельность компаний нередко подчиняется противоречащим и устаревшим актам.
Многие законы советского времени продолжают действовать и сегодня, хотя фактически на их смену пришли новые. Но если предприниматель посчитает нормы советских законов избыточными, теоретически ему грозит за это штраф. А если исполнит положения советского закона, который противоречит российскому праву, то ему так же грозит ответственность.
В результате у предпринимателей нет понимания, что им конкретно надо делать, чтобы работать в правовом поле. Избыточные требования делают необходимым привлечение дополнительных средств бизнеса: вместо того, чтобы вкладывать их в развитие, предприниматели вынуждены тратится на соблюдение абсурдных – морально и технически – правил.
«Регуляторная гильотина» представляет собой крупную реформу нормативно-правовой базы, направленную на устранение барьеров работы бизнеса и снижение количества проверок. В результате аннулирования абсурдных и избыточных мер контроля и регулирования предпринимательской деятельности создается благоприятная почва для бизнес-среды.
По числу проверочных мероприятий Россия бьет все рекорды. Сегодня в стране действуют 46 контролирующих ведомств, реализующих 220 типов проверок. Ежегодно в отношении бизнесменов проводят до 10 млн проверок, большая часть которых завершается штрафами.
Зачастую речь идет о «контроле ради контроля», и проводимые проверки никак не сказываются на уровне безопасности товаров. В среде предпринимателей такие мероприятия именуют «дополнительным надзорным налогом». Очевидно, что проблему чрезмерной активности надзорных учреждений в бизнес-среде так же нужно решать.
⚖ Законодательные нормы
Реформа нормативно-правовой базы, или так называемая «регуляторная гильотина», опирается на следующие законы:
Реализация проекта регуляторной гильотины происходит в соответствии с утвержденной Правительством «дорожной картой».
👇 Цели и задачи
Внедрение механизма регуляторной гильотины ставит перед собой амбициозные цели, среди которых:
Задачами программы являются:
💡 Кем проводится
Переработка нормативно-правовой базы осуществляется Правительством в лице Минэкономразвития. На первом этапе реформы ему предстоит составить полный перечень нормативной документации для пересмотра.
Но при отмене контролирующих и регуляторных механизмов к работе привлекают предпринимательское и экспертное сообщества. В обсуждениях участвует и другая сторона в лице контролеров и регуляторов. Сегодня утвержден состав 41 рабочей группы по реализации проекта «регуляторной гильотины».
👉 Какие требования к бизнесу можно считать бессмысленными и абсурдными
Вот лишь некоторые примеры абсурда в российском праве, на которые обратили внимание законодатели:
🔔 Сферы, подвергаемые изменениям
Изменения затронут практически все отрасли. Но так как в первую очередь под «гильотину» пойдут системы нормирования и контроля, то действие реформы больше всего ощутят на себе наиболее «зарегулированные» сферы:
Для некоторых отраслей планируется сохранить жесткий контроль: атомной энергетики, авиастроения и пр. Ряд сфер «гильотина» не затронет вовсе: это отрасли налогового, таможенного, финансового регулирований.
Предполагается глобально пересмотреть систему требований к бизнесу. Если сейчас предпринимателю приходится собирать все нормы, на которые он должен опираться в разных законах (противопожарные нормы – в одном, санитарно-эпидемиологические – в другом и пр.), то после переработки правовой системы будут доступны готовые комплекты со всеми требованиями для определенных отраслей: пищевой промышленности, гостиничного бизнеса, салонов красоты и пр. В результате у бизнесмена сложится четкое понимание, что ему необходимо сделать, чтобы соблюдать все нормы закона и начать работу.
Первый опыт создания подобного «гайда» для бизнеса уже реализован Минэкономразвития. В 2020 году появилась так называемая «Белая книга» для общепита, где в доступной форме изложены все требования к организации кафе и ресторанов.
⚡ Проведение реформы: где и как
«Гильотина» будет отсекать лишнее поэтапно. Согласно проекту ФЗ №851072-7, до 2021 года будут отменены акты Правительства, исполнительных органов власти СССР и РСФСР, которые подлежат обязательному применению.
С 2021 года компании смогут не применять в работе неотмененные акты без рисков привлечения к ответственности. Исключения составят только законы с обязательными требованиями, определенными Правительством.
На уровне субъектов нормативные акты отменяются до 2022 года, муниципалитетов – до 2023 года.
❓ Это новая практика?
«Регуляторная гильотина» – это не российское изобретение. Сам термин ввели в оборот консалтеры из компании Jacobs, Cordova & Associates.
Подобный механизм уже ранее применялся в мировой практике еще с 1980-х годов. Например, он реализовывался в Великобритании, Вьетнаме, Хорватии, Южной Корее. Так, в Хорватии реализация «гильотины» привела к экономии бизнеса более, чем 65 млн долларов всего за 9 месяцев. Во многих странах удалось устранить до половины всех ненужных требований и снизить коррупцию.
Удастся ли России достигнуть столь значительного эффекта, спрогнозировать сложно. Пока речь идет в основном об отмене старых законов, но сделает ли это регулирование более прозрачным, а проверки – более редкими, неясно.
Есть и негативный опыт в реализации «гильотины». В Украине власти так же планировали реализацию реформы в 2014 году, но уже в 2015 году отказались от идеи из-за рисков возникновения в стране регуляторного вакуума.
Гильотина от правительства: как власти хотят снизить требования к бизнесу
Что такое «регуляторная гильотина»
«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.
«Это своевременно. Очень много об этом говорили, и стало очевидно, что терапия не дает эффекта, надо уже конкретно отсекать устаревшие нормы, а по сути — создать новую законодательную нормативную базу, для того чтобы не было ненужных препон, — заявил РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. — Мне показалось, что правительство созрело для того, чтобы радикальными мерами улучшать ситуацию в этом направлении».
Готовить «дорожную карту» по «гильотине» поручено аппарату правительства.
Как и когда порежут лишние нормы
«В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил он. Такой методический подход в целом соответствует зарубежному опыту ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов, отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков: и при применении «регуляторной гильотины», и еще раньше приговор для конкретной нормы или акта предполагал три исхода: оставить как есть, изменить или отменить.
Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра».
Чиновники введут новый подход к классификации актов. «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.
Речь идет о гайдлайне — перечне требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «В одной отрасли упор делается на одни виды контроля, в другой — на другие. Но бизнес должен четко понимать, чего от него хотят», — резюмировал он.
Какие акты попадут под «гильотину»
В первую очередь гильотина затронет наиболее зарегулированные отрасли, следует из слов премьер-министра, а именно:
Дерегулирование должно коснуться всех сфер — от санитарных до противопожарных требований, подчеркивает Андрей Назаров. «При этом понятно, что безопасность никто не отменяет», — добавляет он.
Минэкономразвития уже разработало параллельные меры по снижению нагрузки на бизнес. План «Трансформация делового климата», который предусматривает периодический анализ и пересмотр законов, мешающих бизнесу, действует с 2018 года, писал РБК. Еще одна форма дерегулирования, которую применяет министерство, — план по сокращению обязательств регионов, но пока он встретил сопротивление других ведомств.
Что нужно для эффективной работы «гильотины»
Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.
Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.
До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.
«Ползучий» опыт Украины
В 2014 году власти Украины пытались внедрить механизм «регуляторной гильотины», однако уже в 2015 году отказались от этой идеи. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус после консультаций с европейскими чиновниками заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования.
«Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея «регуляторной гильотины» так отлично прижилась в наших умах. Но де-факто с самого начала концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась «гильотиной», а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на три-пять лет (средний показатель по другим странам). Одним словом, «гильотина» — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей», — отмечала заместитель министра Юлия Клименко. В результате Украина перешла на «концепцию лучшей регуляции», предусматривающую фильтр на новые нормативные акты.
Регуляторная гильотина что это
Статья 15. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона («регуляторная гильотина»)
1. Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
2. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
3. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
4. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются.
5. С 1 января 2021 года в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, утверждаемые в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 года, за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
6. С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
7. Положения настоящей статьи не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.
Механизм «регуляторной гильотины» наводит порядок в требованиях: обзор значимых результатов
По словам Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в ходе первого этапа реформы удалось отменить не все требования, обременяющие бизнес, а только 30% из них.
Многие из таких требований, отметил представитель бизнес-объединения, прописаны в федеральных законах, которые не стали объектом рассмотрения комиссии по административной реформе, занимающейся на первом этапе только актами правительства и ведомственными нормативными актами.
«Регуляторная гильотина» в 2021 году
С 1 января в рамках механизма «регуляторной гильотины» отменяются все НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, распорядительных органов власти РСФСР и СССР, содержащие обязательные требования.
Кроме того, акты, которые не отменены и вступили в силу до 2020 года, можно будет не соблюдать (за это не будут привлекать к ответственности).
Так, в перечень Правительства РФ вошли требования в сферах:
· федерального пожарного госнадзора;
· федерального госнадзора в области защиты прав потребителей;
· контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ;
· федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства;
· федерального государственного санэпиднадзора;
· федерального строительного госнадзора;
· федерального госнадзора в области связи и др.
В «ОПОРЕ РОССИИ» положительно оценили первые результаты проведения реформы КНД, отметив, что сформированный сегодня механизм оценки и пересмотра устаревших требований для бизнеса является наиболее актуальным и эффективным.
Регуляторная гильотина что это
Планом, в частности, предусматривается подготовка нового закона о контрольно-надзорной деятельности, новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, актуализация и систематизация обязательных требований, в том числе в отдельных сферах.
Документ
План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины»
Комментарий
Президент России поручил Правительству при участии ведущих деловых объединений предпринимателей обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 года всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
Планом предусматривается установление единого порядка и сроков разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, планируется подготовка нового закона о контрольно-надзорной деятельности (федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, актуализация и систематизация обязательных требований, в том числе в отдельных сферах.