Репортирующая офр что это
Отчёт о финансовых результатах компании: суть, как заполнить
Бухгалтер составляет отчёт о финансовых результатах компании. Он незаметно влияет на размер кошелька директора и периодичность его встреч с налоговиками. Рано или поздно руководителям приходится вникать в суть отчётных таблиц и значения финансовых коэффициентов. В этой статье расскажем как собирают информацию об итогах работы коммерческих компаний. Какие вопросы нужно задать главбуху, чтобы понять динамику основных показателей и избежать технических ошибок. Переводим с бухгалтерского языка на русский.
Содержание:
Отчёт о финансовых результатах компании: что это и зачем составлять
Крупная сумма денег на счетах не подтверждает прибыльность бизнеса. Это могут быть не ваши средства: кредиты банков или авансы покупателей в счёт будущих услуг/поставок.
Отчёт о финансовых результатах (далее — ОФР) — таблица, в которой собраны все доходы и расходы компании за выбранный период. Он показывает «фильм» о том, КАК вы зарабатывали деньги и НА ЧТО их тратили. В конце киноленты о жизни организации подводят итог: подсчитывают прибыль и налог с неё.
Другие названия ОФР: форма № 2, отчёт о прибылях и убытках, доходы-расходы, Profit & Loss report (P&L), Income statement.
Отчёт используют внутри компании (руководство, инвесторы, экономисты) и за её пределами (банкиры, налоговики, аудиторы и т.д.).
Зачем нужен отчёт о финансовых результатах компании? На основании данных из ОФР:
В каждой организации свои правила о том, как обрабатывать и оценивать результаты из ОФР.
Кто и в какие сроки должен сдавать отчёт о финансовых результатах (ОФР)?
ОФР — обязательный документ бухгалтерской отчётности. Сдают его те, кто по закону должен вести бухучёт — юридические лица. Освободили от ОФР индивидуальных предпринимателей. У них другая отчётность: книга учёта доходов и расходов, которую заполняют в течение года. В то же время отчёт о финансовых результатах можно потребоваться ИП, например, для предоставления инвестору (по соответствующему запросу).
Срок загрузки — не позднее трёх месяцев после окончания календарного года. За 2020 год о финансовых результатах нужно было отчитаться до 31.03.2021. В следующем году отчёт о прибылях и убытках налоговики ждут до 31.03.2022.
срок предоставления отчёта о финансовых результатах компании
За опоздание выпишут штрафы (ст.15.6 и ст.19.7 КоАП РФ):
Данные отправляют в ИФНС в электронном виде через оператора документооборота. С 2020 года никто не может передавать бухгалтерскую отчётность на бумаге (ст.18 Федерального закона № 402-ФЗ).
Кроме ОФР, ряду компаний придётся пройти аудит и передать в налоговую заключение о том, что в отчёте о прибылях и убытках нет ошибок (ст.5 Федерального закона № 307 от 30.12.2008):
Формат отчёта о прибылях и убытках в 2021 году
Цифры ОФР показывают, из чего сложилась ваша прибыль. Отчёт делят на смысловые блоки:
Минфин утвердил формат и порядок заполнения ОФР (Приказ Министерства финансов от 02.07.10 № 66н). Компании должны заполнять таблицу из Приложения №1. Её нельзя изменять. Бухгалтеры могут только детализировать статьи, указывать «в том числе».
Закон также предусмотрел упрощённый формат. Вы можете использовать таблицу из Приложения 5 к приказу № 66н, если ваш бизнес можно отнести к малым предприятиям: численность до 100 человек, доход до 800 млн руб. Подробнее о том как признать субъект малого предпринимательства вы можете прочитать в Федеральном законе №209-ФЗ от 24.07.2007.
Чтобы результаты работы разных компаний были сопоставимы, установили «правила игры»:
Заполняем отчёт о финансовых результатах (ОФР) за 2020 год
В качестве примера возьмём небольшую пекарню на общей системе налогообложения (ОСНО). Она готовит хлеб и продает его оптовым покупателям (магазинам). Это доход от основной деятельности.
В шапке ОФР указываем информацию о компании и отчётный период.
Основную часть отчёта разделили на строки. У каждой — уникальный код. Блоки с 2110 по 2200 заполняют для обычных видов деятельности, в соответствии с ОКВЭД, которые компания указывает при регистрации.
Отчёт о финансовых результатах пекарни:
Выручка ≠ Платежи
Выручка от реализации не связана с оплатами. Это стоимость того, что МЫ СДЕЛАЛИ для клиента. В доходах нельзя учитывать НДС и акциз.
В январе розничный магазин сделал предоплату на поставку большой партии хлеба 200 тыс.руб. (в т.ч. НДС 30 тыс.руб.).
Мы ещё ничего не произвели/отгрузили, поэтому не можем признать выручку.
В феврале в пекарне испекли хлеб и передали заказчику. В день отгрузки выпускаем счёт-фактуру и показываем Выручку от реализации в отчёте о финансовых результатах по строке 2110 на сумму 170 тыс. руб. без НДС.
Себестоимость
Компания не может списывать в расходы всё что угодно. Они должны соответствовать экономической сути работы. Все суммы надо подтверждать документами. Налоговики не разрешат признать в расходах пекарни покупку дома для инвестора.
Расходы называют переменными, если они зависят от объемов производства и повторят его динамику (растут при увеличении, снижаются при падении). Их списывают в себестоимость продаж в отчёт о финансовых результатах по строке 2120. Сделать это нужно в том же периоде, в котором признали выручку.
Для того чтобы выполнить заказ на выпечку, понадобилось 200 кг муки и 10 л повидла на сумму 120 тыс. рублей. В день отгрузки мы можем списать в себестоимость 120 тыс. рублей.
Разница между выручкой и себестоимостью — валовая прибыль. Она показывает, эффективно ли работает производство, правильно ли выбрана ценовая политика, наценка.
Название строки отчета о финансовых результатах | Код | Источник данных | Формула с номерами счетов РСБУ |
---|---|---|---|
Выручка | 2110 | Сумма доходов от основных видов деятельности, без учёта налогов | К 90.1 — Д 90.3 — Д 90.4 |
Себестоимость продаж | 2120 | Сумма прямых расходов на основную деятельность, которые понесла компания, чтобы получить указанную выше выручку. Материалы, запчасти и пр. | Д 90.2 без учёта счетов 26 и 44 |
Валовая прибыль (убыток) | 2100 | Разница строк 2110 — 2120 |
В феврале пекарня покажет в учёте:
Выручка 170 тыс. руб. — Себестоимость 120 тыс. руб. = Валовая прибыль 50 тыс. руб.
Расходы, которые обеспечивают бизнес-процессы
Их сложно отнести на конкретный вид продукта или услуги. Они помогают эффективно работать производству и компании в целом.
Коммерческие расходы (2210) связаны с продажами: перевозка партии товара из пекарни до магазина покупателя, техническое обслуживание складов, амортизация складского оборудования и т.д.
Управленческие расходы (2220) — оплата труда административного персонала, аренда офиса для бухгалтерии, реклама и пр.
Название строки отчета | Код | Источник данных | Формула с номерами счетов РСБУ |
---|---|---|---|
Валовая прибыль (убыток) | 2100 | Разница строк 2110 — 2120 | |
Коммерческие расходы | 2210 | Расходы на обеспечение бизнес-процессов | Д 90.2 в корреспонденции со счётом 44 |
Управленческие расходы | 2220 | Расходы на обеспечение бизнес-процессов | Д 90.2 в корреспонденции со счётом 26 |
Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | Разница строк 2100 — 2210 — 2220 |
Кредиты, займы
Кредит состоит из «тела» (сумма, которую заняла компания) и процентов за обслуживание.
В ОФР показывают только проценты. Их начисляют сверху на тело кредита. Поэтому только они будут расходом, если компания взяла взаймы (2320), доходом, если выдала займ (2330).
Вклады в другие бизнесы
Покупка долей капиталов других компаний, дивиденды — всё, что связано с вложением средств в другие бизнесы, относят в строку «Доходы от участия в других организациях», код 2330.
Прочие доходы и расходы
В строках 2340 и 2350 показывают все доходы и расходы, которые не относятся к основной работе, но влияют на прибыль.
Пекарня продала старую мебель за 10 000 руб. Эту сумму надо включить в отчёт о финансовых результатах в строку Прочие доходы 2340.
Один из магазинов 3 года не оплачивал товар. Пекарня списала его долг по окончании срока давности в Прочие расходы 2350.
Налог на прибыль
В ОФР налог на прибыль состоит из 2-х частей:
Если компания работает на упрощённых режимах, то сумму налога (УСН, ПСН, НПД, ЕСХН) показывают в строке 2460 Прочее.
Чистая прибыль = Выручка — Себестоимость — Расходы — Кредиты — Налог
Итоговое значение прибыли после всех расходов показывают в строке 2400.
Название строки отчета | Код | Источник данных | Формула с номерами счетов РСБУ |
---|---|---|---|
Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | Разница строк 2100 — 2210 — 2220 | |
Доходы от участия в других организациях | 2310 | Дивиденды, вклады в уставные капиталы других компаний. | К 91.1. На счёте должна быть заведена аналитика «Участие в других компаниях» |
Проценты к получению | 2320 | Процентные доходы по выданным займам, дисконты по ценным бумагам. | К 91.1. На счете должна быть заведена аналитика |
Проценты к уплате | 2330 | Выплаченные проценты по кредитам, займам, ценным бумагам. | К 91.1. |
Прочие доходы | 2340 | Другие доходы, которые не указаны в строках выше и не относятся к основной деятельности. | К 91.1 — стр.2320 — стр. 2310 |
Прочие расходы | 2350 | Другие расходы, которые не указаны в строках выше и не относятся к основной деятельности. Например, пекарня списала просроченную задолженность покупателя. | Д 91.2 — стр.2330 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | Стр. 2200 + стр. 2310 + стр. 2320 — стр. 2330 — стр. 2340 — стр. 2350 | |
Налог на прибыль, в т.ч.: | 2410 | Д 99 — К 99 | |
— текущий налог на прибыль | 2411 | Сумма налога по декларации (лист 2 стр.180) | |
— отложенный налог на прибыль | 2412 | Налог с доходов и расходов, которые показывают только в бухгалтерском учёте. | |
Прочее | 2460 | Налог по упрощённой системе | |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | Стр. 2300 — стр. 2410 |
Пример заполнения отчета о финансовых результатах компании — построчно
Документ подписывают усиленной цифровой подписью и отправляют налоговикам.
Как руководителю проверить отчёт о прибылях и убытках: два контрольных вопроса бухгалтеру
Комплексный анализ отчётности компании не должен превращаться в груду показателей. Коэффициентов много. Какие из них назначить главными решает руководитель совместно с бухгалтерами и финансистами.
Нужно выбрать «точки-маячки», которые:
1. Какая динамика статей отчёта?
В ОФР заполняют данные за два периода: текущий и предыдущий. Задача финансистов: провести факторный анализ и объяснить рост/снижение показателей.
Торговая наценка = Валовая прибыль / Выручка
Доля расходов в прибыли = Управленческие, Коммерческие расходы / Прибыль от продаж
Рентабельность = Прибыль от продаж / Выручка
Пример вертикального анализа отчёта о финансовых результатах пекарни «Колос» за 2019-2020 гг.
Пример горизонтального анализа отчёта о прибылях и убытках пекарни «Колос» за 2019-2020 гг.
2. Какая эффективная ставка налога на прибыль?
В отчёте о финансовых результатах налог на прибыль (2410) состоит из двух строк: налог из декларации +- «разницы» между бухгалтерским и налоговыми учётами.
Например, компенсация сотруднику за использование авто в служебных целях. В бухгалтерском учёте сумму принимают к расходам в полном размере, а в налоговом только в рамках установленного лимита (Постановление Правительства РФ № 92 от 08.02.2002). Сверхнормативную компенсацию в расчёт налога брать нельзя.
Чтобы оценить размер неучтённых сумм рассчитывают эффективную ставку налога.
Пример
Сумма налога на прибыль из декларации / Прибыль до налогообложения по отчёту о финансовых результатах * 100%
Компания оплатила обучение сотрудника 1 000 руб.
В бухгалтерском учёте обучение показали в составе прочих расходов.
В налоговом учёте стоимость курсов не признали.
Из-за этого компания переплатила в ФНС 200 руб. налога. Эффективная (фактическая) ставка налога на прибыль составила 40% против 20% норматива.
Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |
---|---|---|
Доходы | 2 000 | 2 000 |
Расходы | 1 000 | 0 |
Прибыль | 2 000 — 1 000 = 1 000 | 2 000 — 0 = 2 000 |
Налог на прибыль | 1 000 * 20% = 200 | 2 000 * 20% = 400 |
Эффективная ставка налога на прибыль | 400 / 1 000 = 40% |
Чтобы не переплачивать налог, бухгалтер должен был собрать пакет документов:
Эффективная ставка — индикатор качества работы налогового менеджмента и финансового положения бизнеса. Руководители нашей компании установили допустимое верхнее значение ставки налога на прибыль — до 24%. Каждый квартал мы сравниваем этот показатель с фактическим. Наша задача: убедиться, что мы используем все возможности по уменьшению налоговой нагрузки на бизнес.
Подведение итогов
Марина Мельникова, экономист, финансовый аналитик RAS и IFRS
Репорт
Этим термином принято называть одну из разновидностей пролонгационных биржевых сделок с ценными бумагами. Другой вид пролонгационных сделок, противоположный репорту, именуется депортом. Сделка репорт открывается в расчёте на дальнейший рост курса ценных бумаг, депорт – на снижение. К репорту прибегают быки (репортируют) к депорту – медведи (депортируют).
Пролонгационной сделкой принято называть такую биржевую сделку, в результате которой трейдер не удовлетворён текущим изменением рыночной цены торгуемого финансового инструмента и через определённое время ожидает большего. В связи с этим он продлевает (пролонгирует) сделку на это самое определённое время.
Так вот, репорт – это вид пролонгационной сделки, в результате которой происходит продажа финансового инструмента (ценных бумаг) некоторому промежуточному владельцу, на заданный срок, по цене ниже той, по которой он будет выкуплен трейдером в конце этого срока.
Кто такой этот промежуточный владелец и в чём его выгода? Промежуточным владельцем может быть кредитор, банк или другая финансовая организация, выгода которой будет состоять в том, что согласно заключаемому с трейдером договору, он (трейдер), в конце срока этого договора, обязан будет выкупить данные ценные бумаги по заведомо большей цене.
Насколько большей будет цена выкупа, зависит от того, какой процент прибыли рассчитывает получить кредитор (кредитующая организация). Очевидно, что этот процент будет ни как не ниже средней по рынку процентной ставки.
Для того чтобы трейдер оказался в итоге в прибыли, необходимо чтобы прогнозируемый им рост цен оказался выше той процентной ставки, которую заложит кредитор (промежуточный владелец).
Простой пример сделки репорт
Для наглядности вышеописанного давайте рассмотрим простой пример. Допустим трейдер открывший форвардную сделку на покупку акций по курсу 500$ со сроком исполнения 1 января 2019 года. К указанной дате цена акций составила 510$, однако трейдер уверен, что этим потенциал их роста далеко не ограничен и ещё через месяц их цена поднимется ещё больше.
Тогда он заключает сделку репорт, привлекая в виде промежуточного владельца ценных бумаг, например, банк. Банк соглашается приобрести указанные акции с условием их обратной продажи трейдеру, через один месяц, по цене выше закупочной (из расчёта получения прибыли в размере 10% годовых).
То есть банк приобретает акции по 510$ с условием их обратной продажи через месяц по цене 510 + 510 х (10%/100 х 12) = 514,25$. Банк, как видите особо ничем не рискует (при условии порядочности и платёжеспособности трейдера заключившего с ним сделку) и в любом случае получает свою прибыль из расчёта 10% годовых.
Трейдер же, напротив, берёт на себя определённый риск. Ведь если акции, вопреки его ожиданиям не поднимутся в цене, то он понесёт убытки. Но предположим, что по истечении одного месяца, акции действительно выросли в цене и их курс составил 550$.
Схема сделки репорт
Что происходит дальше? А происходит следующее. Согласно договорённости с банком, трейдер выкупает у него акции по заранее определённой цене в 514,25$, а затем продаёт эти акции на бирже по их текущему курсу в 550$. Таким образом, прибыль трейдера составит 550$ — 514,25$ = 35,75$ с каждой акции.
Теперь давайте посчитаем, насколько оправданной была эта пролонгация. Если бы трейдер удовлетворился достигнутой прибылью на 1 января 2019 года и попросту закрыл бы свою позицию, то его прибыль составила бы лишь 510$ — 500$ = 10$ на акцию. Таким образом, сделка репорт полностью себя оправдала, принеся трейдеру 35,75$ против возможных 10$ с каждой акции.
Как устроен отчёт о финансовых результатах
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает, зачем нужен отчёт о финансовых результатах, что в нём можно увидеть и почему уметь читать этот отчёт важно не только бухгалтеру. В конце статьи — пример построения отчёта о финансовых результатах, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Зачем нужен отчёт о финансовых результатах
Я посвятил несколько статей доходам, расходам, прибылям и убыткам. Пришло время собрать их в полезный инструмент для руководителя. Этот инструмент называется отчётом о финансовых результатах (Income Statement). До 2012 года в России он назывался отчётом о прибылях и убытках — многие по привычке называют его так. Еще один псевдоним, прилипший в прошлом десятилетии, — Форма № 2.
Этот отчёт содержит информацию о том, из каких доходов и расходов сложился финансовый результат, который получила компания. Хотите понять почему у вас вот такая прибыль или откуда взялся убыток — начните с изучения отчёта о финансовых результатах.
Отчёт о финансовых результатах и бухгалтерский баланс — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять стоит ли иметь с вами дело. Форма отчёта о финансовых результатах утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но, как и у баланса, суть его одинакова в России, Зимбабве, США и любой другой стране.
Важный момент: доходы в отчёте о финансовых результатах приводятся в нетто-оценке — без НДС и акцизов.
Анализ отчета о финансовых результатах позволяет понять эффективность бизнеса. Особенно полезно анализировать рентабельность. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.
Структура отчёта о финансовых результатах
Отчёт о финансовых результатах состоит из трёх частей.
Верхняя часть отчёта посвящена основной деятельности компании. Здесь сверху вниз расположены следующие показатели (кликайте по показателю, чтобы перейти в статью о нем):
Средняя часть нужна для определения прочих доходов и расходов:
В нижней части определяется финансовый результат по всей деятельности компании:
Пример построения отчёта о финансовых результатах
ООО «Рога и копыта» за январь 2020 года получило следующие доходы и расходы:
Отчёт о финансовых результатах ООО «Рога и копыта» выглядит так. Так же, как и в других формах отчётности, круглые скобки означают, что сумму при определении итога нужно вычитать, а не прибавлять.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» о тчёт о финансовых результатах формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Выручка и себестоимость в ОФР
Клиент заключил договор поставки товаров с ООО, на основании которого производилась реализация товаров клиентом в течение года.
По окончании акции в декабре осуществлен возврат качественного нереализованного товара клиенту от ООО.
В программе 1С возвраты клиентом отражены как «Возврат от покупателя» (красное сторно) и уменьшена выручка в отчете о финансовых результатах. И соответственно, себестоимость также в учете сторнирована на возвратный товар проводкой Д90.02 К41.01 (красное сторно). Уменьшена строка себестоимости в отчете о финансовых результатах.
Насколько правомерно было сторнировать в учете выручку и себестоимость и соответственно уменьшать эти показатели в ОФР, в том числе «чистой прибыли», если данная операция классифицируется как «обратная реализация»?
В Письме от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ ФНС России разъясняло, что в случае уменьшения стоимости товаров (за счет цены и (или) количества) «входной» НДС, принятый к вычету по возвращаемым товарам, покупатель должен восстановить на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ. При этом восстанавливать НДС по принятым на учет товарам покупатель должен на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2019 N 15 из правил ведения книги продаж исключены требования о регистрации в книге продаж счетов-фактур, выставленных при возврате товаров, принятых на учет. Правительство фактически закрепило в правилах рекомендацию налоговиков о том, что условие о принятии к учету не имеет прежнего значения для налогообложения НДС.
Однако, в данном случае возврат качественного товара происходит не на основании дополнительного соглашения об уменьшении цены или объема поставки (в этом случае можно было бы составить корректировочный счет-фактуру и т.п.).
Право собственности на товар переходит с момента передачи товара покупателю. Особых условий перехода права собственности для нереализованного товара в договоре нет. Более того, договор определяет, что стороны могут согласовать дополнительно условия возврата нереализованного товара (то есть такие условия должны определяться дополнительным соглашением). При этом указано, что если условия будут согласованы, то покупатель обязуется оформить накладную и выставить счет-фактуру.
Возврат нереализованного товара может быть только на условиях нового дополнительного соглашения, которое не связано напрямую с первоначальным договором поставки.
Если вы возвращаете товар в качестве самостоятельной сделки, такой возврат облагается НДС, поскольку он является обычной реализацией (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому в данном случае покупателю правильным было бы выставлять счет-фактуру на возвращаемые объемы товаров как при обычной реализации.
Возврат товара поставщику после исполнения договора поставки, по которому не меняются цена и объемы товаров, для целей налогообложения прибыли тоже признается реализацией товара (Письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-03-06/1/79496).
Правила бухгалтерского учета также зависят от изменения условий либо расторжения первоначального договора. Но в данном случае этот договор не меняется. Ни покупатель, ни поставщик не отказываются от выполнения договора, а заключают новый. Поэтому сторно операций (корректировка выручки и расходов) не соответствует сути экономических отношений сторон.
Так пункт 6.4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» предусматривает корректировку поступлений или дебиторской задолженности, только в случае изменения обязательств по договору. Кроме того, при возврате товара у покупателя выполняются все условия для признания выручки, установленные пунктом 12 ПБУ 9/99: