Ресурсный ребенок что значит
Как добиться открытия ресурсного класса для детей с аутизмом
«Мест нет»
Готовьтесь к первому классу
И эта глыба сдвинулась с места: городские власти обратили внимание на проблему. Анне и другим матерям будущих первоклашек с аутизмом стали приходить новые ответы от отделов образования, завязался конструктивный диалог. В марте стало известно об открытии новых ресурсных классов в разных районах города. 1 апреля Анна Чистякова, как и все родители семилеток, через Госуслуги подала заявление на зачисление дочки в первый класс и получила подтверждение.
— Класс, в который пойдет Алиса, открылся школе N 186 Калининского района. В нем будут пять учеников. У нас просто замечательный директор Ольга Журавлева, которая была готова даже оборудовать специальные туалеты на этажах для наших детей. Но им этого, слава богу, не нужно. Нашим детям необходимо одно: чтобы их вместе с их особенностями принимали, а не пытались исправить или спрятать. Мы очень благодарны специалистам комитета и районных отделов образования, которые в конечном итоге пошли нам навстречу и учли абсолютно все пожелания.
Немного о том, как выглядит обучение в ресурсном классе и почему его так непросто создать.
Дневник с ежиками
Добиться открытия ресурсного класса можно, уверяет Анна. Но инициатива должна исходить от самих родителей. Только они могут со всей ответственностью решить, что их ребенку необходима именно инклюзивная форма образования.
Нелли Федорова, экс-директор школы №81, создатель одного из первых ресурсных классов в Петербурге:
— Мы начинали три года назад и основывались прежде всего на опыте московских коллег. В основе работы ресурсного класса лежит система прикладного поведенческого анализа. Найти специалистов, которые владеют этой методикой, было самым сложным на первых порах. Но нам повезло. Собралась замечательная команда: великолепные тьюторы, отличный учитель, высокопрофессиональный психолог.
Все у нас получилось. Опыт показал, что ничего невероятного в организации такой формы обучения нет. Что нужно для создания ресурсного класса? Время, деньги, кадры и, конечно, желание. Да, непросто. Но каков результат! Я захожу в школьную столовую, смотрю на детей и определяю учеников с аутизмом только по тому, что рядом с ними тьюторы. Прекрасно же! Это и есть настоящая инклюзия.
Раздражённый педагог — это сбой в системе. Детям нужны ресурсные взрослые
Самая главная проблема нашего общества, на мой взгляд, — это не «сырьевая игла», политическое устройство и прочее. Самое главное — отсутствие в среде детей ресурсных взрослых. Их очень мало. Их дефицит. Дефицит среди родителей, среди педагогов, везде. Но в отношениях с детьми это заметнее. Им такие взрослые нужны как воздух.
Вы можете находиться рядом с подростками и не раздражаться? Можете спокойно смотреть на хаос и нелогичность детских поступков? Или, наоборот, спокойно выносить медлительность и строгую последовательность действий? Спокойно ли выносите детский плач? Если так, то вы — ресурсный взрослый. Второй вопрос — как долго вы можете находиться в таком состоянии и как долго восстанавливаетесь, вылетев из него?
Почему-то в нашем обществе принято делить людей на хороших и плохих, добрых и злых. Добрые любят детей, злые — ненавидят. Это чёрно-белое видение очень мешает в жизни. Это чёрно-белое видение не даёт построить адекватную потребностям детей модель общества.
Детям нужны ресурсные взрослые. Но где их взять? В обществе, где ресурсность человека, взаимодействующего с детьми, принято поддерживать, создаются соответствующие условия. Педагоги и родители не рассматриваются исключительно как люди с заданными свойствами, они живут в динамике. Особое внимание уделяется тому, чтобы к моменту взаимодействия с детьми человек был в ресурсе, чтобы он жил жизнью, которая позволяла бы ему находиться на адекватном психологическом уровне.
Родитель кричит на ребёнка? В системе чёрно-белых кадров — это плохой родитель. В системе, рассматривающей человека в динамике, это родитель, которому нужно восстановить ресурсное состояние. В первом случае мы родителя осуждаем. Во-втором — ищем способы помочь, вернуть в состояние ресурса.
Педагога раздражают дети? В чёрно-белом видении — это плохой педагог. Потому что хороший педагог детей любит и понимает 24 часа в сутки
Такому учителю родители звонят, дети приходят в неурочное время, а он им всегда рад. На своей страничке в фейсбуке он не выложит фото в купальнике. Потому что он настоящий педагог и отдыхает только «педагогически».
В динамической модели раздражённый педагог — это признак сломанной системы. Это значит, что система работает так, что педагоги теряют ресурс и не успевают восстановить его к началу рабочего дня. Это повод разобраться, где в «образовательном королевстве» сбой. Может, неправильно выстроен учебный процесс? Может, много детей в классе/группе? Может, низкие зарплаты? Может, отношения в педколлективе и в системе таковы, что не дают педагогу быть «в ресурсе»? Куда уходит этот ресурс? Где утечка?
Ведь никто же не идёт учиться в педвуз с мыслями вроде «приду в школу и накричусь всласть на учеников», «приду воспитателем в детский сад и буду издеваться над беспомощной малышнёй». Никто не планирует быть плохим родителем или злым педагогом. Просто мы входим в зону, где ресурс принято терять и не заботиться о его восстановлении. И мы видим примеры того, что из этого получилось.
8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании
Многие доросли до понимания «самолётного правила»: сначала надень маску на себя, потом на ребёнка. Но это правило, применяемое в ситуациях кризиса. Теперь осталось прийти к тому, что нужно создать условия не только для кризисных ситуаций.
Нужна система обращения с детьми, в которой взрослые не падают в «кризис», а функционируют так, что кислородная маска не нужна ни им, ни ребёнку, она существует лишь на крайний случай. Но для этого нужно видеть, что на самом деле сегодня происходит со взрослыми, работающими с детьми.
Я не люблю слушать рассуждения о жизнях, положенных на алтарь государственной системы образования. Раздражают разговоры про «второй дом» и «вторую маму». Потому что чем больше ореола романтики вокруг профессии и системы, тем больше недостойного всплывает внутри неё. Как правило, рюшечками прикрывают плохой крой. Возвышенными речами, героическими воззваниями и историями о подвижничестве — плохую организацию и желание сэкономить на тех, кто это подвижничество должен совершать.
Розовые сопли вокруг системы для меня — показатель нарушенного общественного энергообмена. В данном случае в отношении педагогов.
Только нужно помнить, что система всё равно стремится к балансу. Это происходит помимо нашей воли. Не хотим решать вопросы в системе образования, рассчитываем, что педагоги как-нибудь справятся сами, восстановят баланс? Что ж, дети за это расплачиваются тем, что рядом с ними находятся нересурсные взрослые. Кому-то, возможно, повезёт, но в целом природа не терпит пустоты. За экономию на системе образования мы платим своими детьми.
Фото: Shutterstock (Everett Collection)
Ресурсный ребенок что значит
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей.
Нужны занятия с логопедом?
Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Что такое ресурсный класс?
Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.
Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.
При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
Как устроены ресурсные классы
Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.
Подходы и методы
Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником.
На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА).
Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.
Формы работы в классе
Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.
Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса.
В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.
Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.
Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор.
Ключевая роль тьютора
Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.
Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
В обязанности тьютора входит:
Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
Другие специалисты
Учитель ресурсного класса
Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:
Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников.
Обучение по методу прикладного анализа поведения
В том случае, если в ресурсном классе реализуется метод прикладного анализа поведения (ABA), в команду специалистов включаются также супервизор и педагог-психолог.
Супервизор — высококвалифицированный специалист АВА, который утверждает программы, составленные на основе тестирования, контролирует их реализацию и динамику продвижения детей, утверждает план перехода ученика в общеобразовательный класс, контролирует поведенческие программы, проводит тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и психолога.
Педагог-психолог проводит обучение педагогов, принимающих участие в обучении и сопровождении детей ресурсного класса, консультирует родителей по различным вопросам, осуществляет урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, утверждает и корректирует учебные планы, проводит мониторинг и оценку работы ресурсного класса.
Учитель ресурсного класса, работающий по методу АВА, составляет и корректирует индивидуальные программы и планы уроков, проводит тренинги инструкторов ресурсного класса по программам, осуществляет диагностику и анализирует полученные результаты, проводит мониторинг и коррекцию работы инструкторов ресурсного класса по планам, обучает тьюторов и корректирует их работу, консультирует родителей учащихся ресурсного класса, собирает информацию для супервизии по каждому школьнику класса.
Движение к инклюзии
В настоящее время ресурсные классы существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде и других городах. Так, в Москве был реализован пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула» (ресурсный класс), направленный на создание и обеспечение образовательных условий для детей с РАС и ментальными нарушениями.
Помощь в открытии инклюзивных классов и поддержку родительских инициативных групп оказывает РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонд «Выход», Центр проблем аутизма, АНО БО «Журавлик» и АНО «Ресурсный класс».
Модель «Ресурсный класс» для детей с РАС и ментальными нарушениями позволяет создать комфортные и эффективные условия обучения и для школьников ресурсного класса, и для обычных учеников, и для педагогов школы, и для ее администрации.
Ресурсный ребенок что значит
Адаптация к школе.
Как преодолеть трудности и разглядеть ресурсы ребенка.
Рекомендации родителям.
Для начала…каков наш ребенок, о котором пойдет речь?
Ему семь лет, он окончил детский сад и впереди его ожидает 11 лет учебы в школе. Но ведь он не только будущий школьник…он – это целая планета, такая же яркая, как и неизведанная. Мы можем только предполагать, какой характер жизни там протекает, какая погода преобладает, кто обитает и питает ее.
Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения.
Часто мы уделяем слишком много внимания тому, как малыш научился считать, рисовать, вести себя, и со всеми этими заботами забываем заглянуть во внутренний мир ребенка. А что же происходит с ним в это время? Чтобы понять этот кризис изнутри, давайте посмотрим на него снаружи. Внешние проявлении кризиса семи лет. Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке – он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса. Давайте попробуем разобраться во внутренних причинах этих изменений.
¾ Самым важным и заметным изменением в поведении ребенка этого возраста становится утрата детской непосредственности – в самом деле, его подражания взрослому, искусственные кривляния и серьезный интерес к своему виду, оценкам окружающих и тд – все это чуждо беззаботно играющим дни напролет малышам-дошколятам. И это объясняется невероятным явлением – у ребенка появляется внутренний мир, значительно отличающийся от внешнего. Теперь ваш маленький человечек не виден вам как на ладони. Именно в этот период дети любят заводить всякого рода тайнички, дневники, секреты. Теперь малыш снаружи уже не совсем такой, как внутри – вот он, механизм утраты детской непосредственности! И вот почему поведение ребенка становится не таким понятным, а причины его поступков – не такими очевидными и прозрачными.
¾ Второе важное явление, тесно связанное с первым: ребенку открывается целый необъятный мир собственных эмоций и переживаний. Малыш делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности – он начинает осознавать, что значит «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т.д. В связи с этим у многих детей в этот период появляется увлечение чтением;
¾ Ребенок стоит на пороге большого и трудного пути – школьного обучения. В связи с этим – новые роли, новая ответственность – все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские плечи. Для семилетнего человечка большую роль начинают играть оценки – не только цифры в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать его неуспешность как личности;
¾ По той же причине ребенок в период, соответствующий кризису семи лет, становится крайне уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим малышом.
¾ Но, несмотря на все сложности, с которыми сталкивается ребенок, этот период его жизни благодатная «почва» для развития его внутренних ресурсов, только за этой «почвой» нужно правильно ухаживать. Здесь я имею ввиду грамотную поддержку родителей.
Многие дети не хотят идти в школу. Почему?
¾ Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: «Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём.»
¾ Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив «хочу научиться читать и писать» у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытается стать для ребёнка другом.
Что важно знать родителям!
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:
а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;
б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику. Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
Причины школьной дезадаптации.
Они могут быть субъективного и объективного характера.Субъективные причины дезадаптации:
1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т.д. Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность.
3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер :
1. Неправильное отношение учителя к ученику.
2. Неправильная организация учебного процесса.
Родителям важно принимать участие в профилактике школьной дезадаптации, а в случае ее возникновении, и в коррекции.
Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:
Общими рекомендациями по поддержке ребенка в период адаптации к школе являются следующие:
-Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
-Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
-Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
-Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
-Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
-Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствия, физические и психические наказания.
-Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
-Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Любая поддержка ребенка полезна, если она оставляет ему множество возможностей…
В индивидуальной работе с родителями по проблеме адаптации их ребенка к школе, я не забываю повторять, что их ребенок – это не только ученик первого класса данной школы, а в первую очередь личность… целый мир которого, без доверия, невозможно рассмотреть!