Ревизские сказки что это такое в истории
Ревизские сказки
Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.
Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.
Что такое ревизская сказка
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».
В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.
Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»
«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».
Familio.Media
Главные документы генеалога: ревизские сказки
Публикуем вторую часть цикла материалов о главных документах генеалога. Первая была посвящена метрическим книгам. Следующий основной источник, в котором можно найти информацию о предках, живших до революции, — ревизские сказки.
Что это такое?
Ревизские сказки — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.
Указ о проведении первой ревизии был издан Петром I в 1718 году. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Душа мужского пола — мужчина податного сословия любого возраста — была единицей налогообложения.
Перепись касалась всех категорий крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, служилых татар (которые тогда образовывали отдельное сословие) и ясачных людей. В следующем указе 1720 года подчеркивалось, что переписи подлежат все категории крестьянства, включая дворовых людей. В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское) — при этом оно не платило подушную подать. В 1721 году еще одним указом в перепись были включены все горожане — посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».
Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны.
Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.
Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин.
Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.
Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.
За какое время существуют ревизские сказки?
Вот даты проведения ревизий:
Порядковый номер ревизии | Дата указа о ревизии | Год начала ревизии | Время проведения ревизии |
Первая | 26 ноября 1718 г. | 1719 | 1719-1727 |
Вторая | 16 декабря 1743 г. | 1744 | 1744-1747 |
Третья | 28 ноября 1761 г. | 1762 | 1762-1765 |
Четвертая | 16 ноября 1781 г. | 1782 | 1782-1787 |
Пятая | 23 июня 1794 г. | 1794 | 1794-1808 |
Шестая | 18 мая 1811 г. | 1811 | 1811-1812 |
Седьмая | 20 июня 1815 г. | 1815 | 1815-1826 |
Восьмая | 10 июня 1833 г. | 1833 | 1833-1835 |
Девятая | 11 января 1850 г. | 1850 | 1850 |
Десятая | 3 июня 1857 г. | 1857 | 1857-1860 |
Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000.
Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России.
В XVII веке были проведены две переписи, охватившие все податное население России (в 1646-1647 и 1676-1678 годах), — их результаты зафиксированы в переписных книгах. Эти документы содержат имена и возраст жителей деревень и городов.
В начале XVIII века по указу Петра I было проведено две переписи населения. Первая была проведена в 1710 году, вторая (ландратская перепись) — в 1715-1718 годах.
В большинстве случае на эти источники достаточно сложно выйти из-за того, что не сохранились более поздние документы. Например, есть писцовые книги по нынешней Новгородской области за XVI век, но утрачены документы первой половины XIX века — а значит, далеко не всегда можно пройти в изучении родословной дальше документов 1860-х годов.
Особенности ревизий
Где хранятся ревизские сказки?
Материалы первых трех ревизий, а также переписей более раннего периода по всей территории Российской империи, где они проводились, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В некоторых случаях эти документы могут находиться не только там, но и в региональных архивах.
Начиная с четвертой ревизии 1782 года ревизские сказки составлялись губернскими учреждениями. Хранятся они обычно в архиве центра губернии, где жили ваши предки (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области), но могут находиться и в областных архивах по нынешнему административному делению (например, ревизские сказки Новосильского уезда Тульской губернии хранятся в Государственном архиве Орловской области по нынешнему делению).
Как работать с этими документами?
Алгоритм поиска по ревизским сказкам таков:
Чем поможет сервис Familio
Сервис Familio может помочь вам найти ревизские сказки с упоминанием ваших предков. В разделе «Архивные документы» есть списки архивных дел с ревизскими сказками. А по ряду регионов описано и содержание этих дел и указано, к каким населенным пунктам базы сервиса Familio они относятся. На странице населенного пункта во вкладке «Источники» можно найти список всех переписей по нему.
Сами эти документы хранятся в региональных архивах или — более ранние документы — в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря данным сервиса вы сможете найти номер конкретного дела, в котором содержатся сведения о ваших предках, и указать его в своем запросе в архив или изучить дело самостоятельно в читальном зале архива.
Ревизские сказки
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.
Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811) включали только мужчин.:
1-я ревизия проводилась в 1718—1719 гг. при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Проводилась ревизия под руководством воинской и ревизион-коллегии. В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.
2-я ревизия — в 1743—1747 гг. (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 г.). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.
3-я — в 1761—1767 гг. и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях.
4-я — в 1781—1787 гг. производилась под заведованием сената, прием сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казенные палаты.
5-я — в 1794—1808 гг. производилась на основании правил 4-й ревизии.
6-я назначена на май 1811 г., но прервана в связи с угрозой войны с Францией.
7-я — была проведена в 1815—1825 гг.
Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.
8-я — была в 1833—1835 г. по Манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 г. Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10 ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казенные палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных».
9-я была назначена на 1850 г.
10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 гг. по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 г. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11244913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23069621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской Империи по состоянию на 1 января 1859 г.
Один экземпляр «ревизских сказок» был передан в уездное казначейство. Другой же экземпляр был передан непосредственно в казенную палату.
Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.
Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведенных в 1763, 1795 и 1857 годах.
Ревизские сказки и дозорные книги Российской империи
Необходимость ведения качественного учета населения возникла очень давно и была обусловлена требованием правильно взимать оброк с податных слоев населения. Для этой цели проводилась перепись всего населения, а по итогу составлялись ревизские сказки.
В 16 — 17 веках в Российском государстве проводились, так называемые, «дозоры». По результатам подворного опроса составлялись переписные дозорные книги.
В этих дозорных книгах записывались только мужчины. Для мальчиков указывались имена и возраст, у мужчин – женат или нет.
Дозорные книги
Дозорные книги охватывают следующие периоды: 1615, 1623-1624, 1646 (о вновь поставленных дворах), 1671 (о выбывших), 1678, 1709-1710.
В некоторых районах перепись проводилась по «старым порядкам», поэтому дважды описаны одни и те же территории с небольшими отличиями.
В переписи населения 1710 года:
Перепись оцифрована и легко ищется в интернете.
Дозорная книга 1709 года отличается от дозорной книги 1710 года: подробностями о строениях, званиях старых полков солдат, женщины в ней не указаны.
Ревизии
С переходом с подворного на подушное налогообложение было принято решение о проведении регулярной переписи населения с целью уточнения сведений.
Всего в Российской империи было проведено 10 ревизий.
Такой большой разброс по годам объясняется тем, что в ряде территорий ревизии составляли долго, порой 3-4 года. Затем всё подсчитывали, сводили в итоговые ведомости, сдавали в губернские или уездные канцелярии.
В промежутках ревизские сказки уточняли. Поэтому часто можно встретить, запись о человеке «приписанного из утаенных в прошлую ревизию».
То же касается и умерших, и отданных в рекруты между ревизиями. Их считали наличными, требовалось платить налоги. После новой ревизии вносили изменения, и налог за отсутствующих не взимался. (Об этом как раз в и повествует Гоголь в своем произведении «Мертвые души»)
Сведения из ревизской сказки
О мужчинах
В ревизской сказке обязательно указывались:
Ревизские сказки интересны исследователю родословной тем, что на с их помощью легко просмотреть всю историю семьи за 150 лет.
О женщинах
Женщин записывали в ревизские сказки, за исключением 1, 2 и 6 ревизий. Девичья фамилия и место рождения указаны в ревизских сказках 1763 г. и 1795 г.
Про кого писали ревизские сказки
Были слои населения, освобожденные от уплаты налогов. Поэтому в ревизские сказки не попали:
В деревнях податным населением являлись крестьяне (черносошные, монастырские, удельные, архиерейские, ясачные, приписные заводов). (Читать подробнее о категориях крестьян)
В городах: однодворцы, ремесленники, мещане, рабочие, посадские, сельские обыватели, купцы и т. д.
Составляли сказки в деревне со слов старосты, в городах назначали кого-то из городского управления.
Помещичьих крестьян переписывали управляющие. В первую ревизию «гулящие люди» были приписаны к тем помещикам, на чьей территории их застала перепись. Это увеличило количество помещичьих крестьян.
Отдельные ревизские сказки
Солдат и солдатских детей (кантонистов), крестьян, содержащих ландмилицию, священнослужителей и их семьи писали отдельными ревизскими сказками.
Крестьяне разделялись на оброчных и тяглых.
Могли быть отдельные сказки по архиерейским, монастырским крестьянам, бобылям, прочим разночинцам и однодворцам.
Позднее появились сказки о мещанах и приписанных в мещане.
Заводские крестьяне, мастеровые и непременные работники заводов писались в отдельные ревизские сказки. Для них указывалась информация в каком году и откуда переведен на завод.
Где искать ревизские сказки
Архивы
Первые три ревизии и дозорные книги хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов).
Все последующие ревизские сказки находятся на хранении в региональных архивах, многие оцифрованы и доступны через интернет или в электронном виде в читальном зале архива.
Начинаются поиски с 10 ревизии, для этого необходимо знать место жительства ваших предков в 1858 году. (Определить приход помогут клировые ведомости)
После изучения 10 ревизии можно будет двигаться вглубь веков.
Библиотека
В библиотеках тоже есть оцифрованные источники генеалогической информации.
В Президентской библиотеке https://www.prlib.ru можно найти ревизские сказки, списки населения, купчие помещиков и многое другое. Ознакомится с делами можно без регистрации.
Музей
Поскольку документы учета населения велись в нескольких экземплярах, то некоторые из них попали в музей. Например, на сайте Кировского краеведческого музея находятся метрические книги.
В других региональных и городских музеях могут быть фрагменты или копии ревизских сказок отдельных уездов или населенных пунктов.
Ревизские сказки не сохранились
Так бывает, что ревизские сказки не сохранились за определенный год, а без них восполнить пробел не удается. В этом случае могут помочь другие важные для родословной генеалогические документы Исповедные росписи и Метрические книги (о них можно прочитать в моих статьях).
Вам будут интересны и другие мои статьи по генеалогии: