Рисунок на тему что такое биология 5 класс
Технологическая карта урока биологии 5 класс «Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели»
МБОУ – Займищенская СОШ им. Ф. Г. Светика
18 октября 2016 года
Урок биологии в 5 б классе
Учитель : Храмцова Ирина Петровна
Урок 8. «Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели»
сформировать умение различать основные иллюстрации в учебнике биология;
сформировать умение понимать роль биологических иллюстраций: рисунки, фотографии, изображения, полученные с помощью компьютерного моделирования.
Метапредметные и личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира.
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом: формулировать главную мысль; самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста.
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
II. Проверка домашнего задания
1. Работа по карточкам.
Задание. Запиши части микроскопа
Расскажи правила работы с микроскопом
2. Фронтальный опрос.
1. Какое оборудование могут использовать биологи?
2. Кто изобрел микроскоп?
(Антони ван Левенгук)
3. Опишите этот микроскоп. Что он собой представлял? (две металлические пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза)
4. Каков принцип действия микроскопа?
(Наблюдатель брал микроскоп за особую ручку и рассматривал объекты в проходящем свете)
5. Почему микроскоп так важен для исследований в биологии?
6.Какие технологии используют биологи сегодня?
(Приборы из области радиоэлектроники и космических исследований)
III . Проблемная ситуация и актуализация знаний.
— Когда я готовилась к нашему уроку, то в одной из книг мне встретился вот такой диалог.
1. Диалог Антошки и биолога
Антошка (биологу): живой мир богат и своеобразен, поэтому существует необходимость сохранения и передачи сведений об объектах живой природы!?
Биолог: Обращал ли ты внимание на то, как оформлен твой учебник? В нем много красочных, уникальных иллюстраций!
Какую проблему мы будем обсуждать на уроке?
Учитель выслушивает предположения детей!
2. Запишем тему урока в тетрадь «Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели»
3. Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Я помогу вам я понять роль биологических иллюстраций: рисунков, фотографий, изображений, компьютерных моделей.
Учебник, рисунки на слайдах.
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
IV. Совместное открытие знаний .
1. – Посмотрите на доску (на доске рисунок «Дары осени», фотография «Дары осени», муляжи грибов, фруктов).
— Какое изображение более точно характеризует осень? Как вы думаете?
— На какие две группы можно разделить эти изображения?
(Плоские и объемные)
— Как можно назвать плоские изображения?
— А как можно назвать объемные изображения?
Какое значение имеют иллюстрации в учебниках, справочниках, научных изданиях?
-Почему важно знать, что представляет собой та или иная иллюстрация?
(Чтобы понять, где более точное изображение)
2. – Какие иллюстрации использованы в вашем учебнике? Ст. 40- 44
(Рисунки и схемы, научная фотография, компьютерное моделирование, репродукций картин)
3. – А теперь мы попробуем разобраться с вами, какую роль в научном познании окружающего мира имеют разные виды иллюстраций?
Работа по группам, с текстом учебника. 1-я группа рассматривает роль рисунка (с. 40-41).
2-я группа рассматривает роль научной фотографии (с. 42-43).
3-я группа рассматривает роль компьютерного моделирования (с. 44-45)
4. Как вы считаете, почему и с какого времени люди начали изображать животных, растения, явления природы?
Какой рисунок можно считать научной иллюстрацией?
(Рисунки выполненные с большой точностью)
Ответы на вопросы, просмотр презентации
5. – Каково значение для науки фотографии?
(фотография передает особенности природных объектов и явлений)
— Охарактеризуйте приспособления и условия, необходимые для получения достоверных фотографий.
Ответы на вопросы, просмотр презентации
6. – В каких случаях для познания живых объектов следует использовать компьютерное моделирование? Ответы на вопросы, просмотр презентации
Учебник, вопросы на слайдах.
Вопрос распечатан для каждой группы
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
3. Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом: формулировать главную мысль; самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста.
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
V. Первичное закрепление
1. – Один и тот же живой объект можно изобразить различными способами, используя для этого рисунок, фотографию, компьютерную модель или даже муляж!
На доске рисунок, фотография и модель из пластилина клетки.
— На каком изображении рисунок, на каком фотография и на каком модель?
— Почему в таком порядке?
Как вы думаете, каковы плюсы и минусы каждого из этих изображений?
2. Подведение итогов изучения темы. Фиксируем в тетради найденный ответ на проблемный вопрос.
Для сохранения и передачи сведений об объектах живой природы в биологии используют различные иллюстрации: рисунки, фотографии, изображения, полученные с помощью компьютерного моделирования.
VI . Самостоятельное применение знаний.
Выполнение задания 1, 2, 3 в печатной тетради на стр. 30-31
VII . Итог урока. Рефлексия
На столах книги без иллюстраций.
— Рассмотрите эти книги.
— Интересно ли их читать, как вы думаете?
– Какие виды иллюстраций ты узнал на урок?
– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
Дерево с разноцветными листьями.
Красный – мне все понравилось на уроке
Оранжевый – я немного не понял материал
Зеленый – мне было скучно на уроке
VIII. Домашнее задание
2. Повторить Главу 1, подготовиться к контрольной работе. (раздать примерную работу)
3. Подберите фотографию или иллюстрацию на биологическую тему.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-508982
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку биологии 5 класс (ФГОС) Биологические иллюстрации, рисунки, фотографии, компьютерные модели
Описание презентации по отдельным слайдам:
Общая разминка По теме: Моделирование, эксперимент, приборы.
Кукла океанариум глобус
Изображены приборы, назовите, для чего они служат?
Микроскоп, бинокль, весы, тонометр
Угадайте, какие научные методы познания продемонстрированы на картинках
Наблюдение, эксперимент, моделирование
Тема урока: Биологические иллюстрации: Рисунки, фотографии, компьютерные модели.
Научные иллюстрации (научные рисунки)
Фотографии, в режиме макросъемки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-618766
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 5
Презентация к уроку
Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.
В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.