Родимец что это за болезнь как

Родимец что это за болезнь как

Родимец, родимчик (тайник, младенская), младенческая, смиренец — болезнь младенца; эпилепсия (падучая); персонификация болезни.

«Родимец есть у старых, у малых и у всех других людей. У старых людей спина черная — так родимец проявляется в старости. Родимец может быть, когда человека трясет в судорогах, когда человек плачет, иной человек в родимце песни поет. Родимец у всех разный» (Волог.); «Дочка была старшая, года полтора. Раз и два вроде родимчик стал ее брать» (Волог.); «Стану благословясь, пойду перекрестясь, из двери в двери, из ворот в ворота. Ключевая вода священная, я, раб Божий крещеный, пришел к тебе: коль ты не знаешь на себе ни урока, ни перелома, ни ветреного перелома и ни родимца, и ни черной, и ни падучей, и ни младенческой болезни, и ни полуночного шатуна…» [из заговора] (Забайк.).

Согласно наблюдениям врачей, родимчиком («младенческою») может называться любая болезнь детей в первые месяцы жизни (преимущественно — сопровождающаяся судорожными припадками).

Родимец (эпилепсия у взрослых) — также может считаться следствием «урока» (порчи, сглаза) в детстве (Забайк.).

В поверьях и заговорах Вологодчины родимец упоминается в ряду других опасных для детей болезней (и существ), может смешиваться с ними. Ср. «От родимца»:

[Заговор повторяется три раза].

Родимец заговаривается одновременно с «уроками»: «Принести воды с реки (брать надо воду с перебору). Затем в блюдо положить три угольца, три ложки (хлебальных) воды и сольцы бросить:

Применялись и разного рода амулеты и чудотворные вещицы против родимчика.

Были и весьма радикальные способы избавления от родимца, ставящие заболевшего на грань между жизнью и смертью — взять земли с двенадцати полей, с приговором: «Мать сыра земля, принимай или леготы давай», вымыть больного в бане почерпнутой на заре ключевой водой; вместе с матерью (поставив его меж ног матери) окатить этой же водой, а затем поить «землей с двенадцати полей», растворенной в чашке с водой (больной поправится или умрет) (Сев.).

Источник

Муковисцидоз: что за болезнь, как проходит лечение?

Симптомы муковисцидоза

Специалисты выделяют несколько форм заболевания: кишечную, легочную и смешанную.

К основным симптомам заболевания обычно относят:

Симптомы муковисцидоза зависят от формы болезни. Муковисцидоз легких сильно снижает иммунитет, а поскольку слизистые пробки легко поражаются бактериями стафилококка или синегнойной палочки, люди постоянно страдают от повторяющихся бронхитов и пневмоний.

Основные признаки муковисцидоза легких 1 :

Кишечная форма муковисцидоза характеризуется ферментной недостаточностью, нарушением всасывания полезных веществ в кишечнике. В результате нехватки ферментов стул становится «жирным», могут активно размножаться бактерии, в результате чего накапливаются газы, что приводит к выраженному метеоризму. Стул учащается, а объем каловых масс может в несколько раз превышать возрастную норму.

Причины муковисцидоза

Родимец что это за болезнь как. Смотреть фото Родимец что это за болезнь как. Смотреть картинку Родимец что это за болезнь как. Картинка про Родимец что это за болезнь как. Фото Родимец что это за болезнь как

Скопление слизи создает благоприятные условия для размножения условно-патогенной флоры, поэтому резко возрастает риск возникновения гнойных осложнений и сопутствующих заболеваний. При муковисцидозе у взрослых значительно страдает репродуктивная функция.

Диагностика муковисцидоза

Для диагностики муковисцидоза могут понадобиться как лабораторные, так и генетические обследования. Генетические исследования обладают высокой информативностью и позволяют заподозрить развитие болезни почти сразу после рождения. На данный момент обнаружить заболевание можно еще до рождения ребенка при неонатальном скрининге.

Для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии у человека муковисцидоза, врач должен диагностировать следующие показатели 1 :

Лечение муковисцидоза

Лечение муковисцидоза должно быть комплексным и направленным на основные симптомы болезни: борьбу с инфекционными заболеваниями, очищение бронхов от мокроты, восполнение недостающих ферментов поджелудочной железы.

Часть терапии обязательно должна быть направлена на поддержку бронхолегочной системы, предупреждение осложнений от повторяющихся бронхитов и пневмоний. При развитии инфекционных заболеваний показано лечение антибиотиками. Обязательно используют методы и средства, которые способствуют разжижению мокроты и ее свободному удалению из бронхов и легких. Муколитики – препараты, разжижающие мокроту, используют длительными курсами, делая небольшие перерывы.

Диета при муковисцидозе – это не временные ограничения, а пожизненный образ питания. В рационе человека должно быть большое количество белка, получаемого из нежирного мяса, качественной рыбы, творога и яиц. Желательно, чтобы диета была высококалорийной, но необходимо ограничить количество поступающих жиров животного происхождения, трансжиров и грубой клетчатки, которая раздражает воспаленные стенки желудочно-кишечного тракта.

При развитии непереносимости лактозы из рациона исключают молоко. Из-за сухости слизистых оболочек и нарушения секреции слизи рекомендуется повышенный питьевой режим, особенно в жаркие месяцы.

Препарат Креон ® при муковисцидозе

Также в линейке Креон ® есть специальная форма – Креон ® Микро, выпущенная специально для лечения детей с муковисцидозом. Минимикросферы помещены во флакон россыпью, в комплекте идет мерная ложечка, которая позволяет удобно насыпать нужное количество препарата.

Подробнее о Креон ® Микро можно прочитать здесь.

Источник

Младенческое (родимец или эпилепсия). Заговоры от родимца и эпилепсии

МЛАДЕНЧЕСКОЕ (родимец, или эпилепсия). Младенческим у детей раннего возраста называют эпилепсию, у взрослых же она называется родимцем, то есть как бы сохранившаяся в организме от рождения. В большинстве случаев эта болезнь считается результатом испуга (урока) в детстве, вследствие чего одним и тем же заговором лечат и от младенческого, и от урока.

Эпилепсия (родимец) — хроническое неврологическое заболевание.

Родимец — припадок, который сопровождается судорогами и потерей сознания у младенца.

Эпилепсия — это хроническое полиэтиологическое (зависящее от многих причин) заболевание головного мозга, главным проявлением которого является возникновение разнообразных припадков, возможным изменением личности в межприступном периоде, а также другими проявлениями.

Эпилепсия – это заболевание головного мозга, вызванное ненормальной активностью нервных клеток участка мозга, которое приводит к эпизодическим эпилептическим приступам. Эпилептические приступы бывают очень разнообразными.

Заговоры от (при) болезней(ях) которые помогают избавиться от родимца и эпилепсии.

1. “Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, стану на восток глазами. На восточной стороне есть там пресвятая церковь, в той пресвятой церкви стоит пресвятой престол, на том пресвятом престоле сидит пресвятая Мать Богородица. Опахивает и омахивает шелковой кистью весь белый свет и мать сыру землю. Пресвятая Мать Богородица, опаши, обмаши 12 родимцев, 12 трясцев, трясучий, тягучий, протягучий, запазушной, заушной, глазной, шатучий, подпазушной, зубной и зубного коренья. Пресвятая Мать Богородица опахала и обмахала 12 родимцев, 12 трясцев. Пойдите вы, родимцы, пойдите вы, трясовцы, в чисто поле, в грязи седучи, в болота зыбучи. Там вам, родимцы, там вам, трясовцы, вечная память, ни входу, ни выходу. Каки слова говорила, не договорила, каки слова говорила, переговорила. Будьте вы, мои слова, крепче крепкого замка, острей булатного ножа. Будьте вы, мои слова, в помощь рабу Божьему (имя). Ключ в море, замок в роте. Аминь”.

2. “Уйму я унимаю, грызу я загрызаю на рабе Божьем (имя) двадцать родимцев: головной, черепной, мозговой, глазовой, язычный, печеночный, желудочный, пуповой, мочевой, ручной, ножной, суставной, костяной, половой, слепой, дьявольский, рыжий, красный. Как мертвый в могиле не ворочается, так бы и на рабе Божьем (имя) эти двадцать родимцев никогда бы не ворочались во веки веков, от ныне и до века. Аминь”.

3. “Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Пойду я, раб Божий (имя), на Ключ-реку. Ключевая вода священная, и я, раб Божий (имя), крещенный, пришел к тебе. Коль ты, вода, не знаешь на себе ни урока, ни перелома, ни ветряного перелома, и ни родимца, и ни черной, и ни падучей, и ни младенческой болезни, и ни полуночного шатуна. Мать тебя (имя) родила, я тебя лечу от всякой боли и болезни, от ветряной и поперечной, от внутренней и костяной, от жировой и жиляной”.

4. В начале этого заговора читалась молитва “Отче наш”. А затем заговаривали по три раза до выздоровления.
“Верую в единаго Господа Бога, Отца, Содержателя, Творца неба и земли видимой и невидимой. Святой Господь Иисус Христос, к младенцу (имя) подступи и все у него боли сними. И с рук, и с ног, и с буйной головы, и с ясных глаз, и с живота, и с сердца, с костей, с нутрей, со всех жил и с суставов, с губ, с зубов, с ушей, с быстрых глаз. Кости
его не ломите, сердце его не сушите. Иисус Христос к младенцу (имя) подступал, своим Духом на веки веков боли у него вынимал. Идите же вы, боли, на темные леса, на буйные ветра, на тихие воды Дуная, где вас громом убивает, молнией прожигает, водой на берег выбивает. Божия Матерь, к младенцу (имя) подступи, все боли с него сними: и с рук, и с ног, и с буйной головы, и с ясных глаз, и с живота, и с сердца, с костей, с нутрей, со всех суставов, и с губ, и с зубов, и с ушей, и со всего младенца (имя). Пречистая Матерь к младенцу (имя) подступала, всю боль с него снимала. Аминь!”

5. Истопя жарко баню, надо открыть двери и сказать:
“Пусти, банька, помыться-попариться, раба Божия (имя) на здоровье поладиться”.
Вымыв ребенка, мать должна окатить его водой, поставив между ног, и произнести:
“Я тебя, дитятко, родила, я тебя и приносила, я тебя и пользую. От чего мое дитятко родилось-зародилось, тем и пользуйся”. Ребенка носить в баню три раза, а выходя оттуда, приговаривать: “Тебе, баенка, настойнице, а рабу Божьему (имя) на здоровьице”.
Выйдя из бани, ни с кем нельзя разговаривать.

6. “Стану я, раб Божий (имя), перекрестясь, пойду, благословясь, из дверей в двери, в чисто поле, под восточную сторону, под вертепную гору. Под этой горой стоит матушка Апостольская церковь.
В этой церкви стоит золотой престол, на этом престоле сидит сам Господь Иисус Христос. Пойду я поближе, поклонюсь пониже: «Батюшка Иисус Христос, сними и вынь из раба (имя) все страхи, уроки, переполохи, родимые родимцы с белого лица, черных бровей, с ясных очей, с ретивого сердца, с горячей крови, с семидесяти жил, с семидесяти семи суставов, чтобы родимца не было во веки веков, от ныне и до века. Аминь”.

7. “Господи, помоги мне, нарожденному, крещенному, молитвенному (имя), от младенческого поворожить. Младенческое найдено, испытано, надумано. Младенческое гадание ветровое, водяное, я тебя заговариваю из глаз, из плечей, из грудей-пагрудей, из сердца-пасердца, из живота-паживота, из рук, из ног, из кости-пакости, из крови-пакрови, из семидесяти суставов. Я тебя заговариваю, молитвой выкликаю и ножом пресекаю. Тут же тебе не бывать, крови не пивать, наглой смертью помирать: я тебя высылаю на оперта, на болота, там тебе накупаться, там тебе нагуляться, с братьями повидаться”.
После этих слов ребенку ставят на лбу и на руках крестики углем, а затем, встав перед иконой, изображают над водой крест и говорят:
“Все святые на помощь. Матушка, станьте мне на помощь крещенному и молитвенному (имя) шептать. На море на берегу лежит дуб, а в том дубе змея живет, она у крещенного молитвенного (имя) болезнь зажрет и пропырнет”.
Это шепчут три раза и затем дают больному напиться.
“Победил те именитый и под знамя победы к Кресту Христову пришедший святой великомученик Никита, в земле готской веру Христову насаждал, ярость князя Алариха против христиан ты обличал и от него муки неисчислимы, плоти терзание и членов тела твоего раздробление претерпев, огнем ты был сожжен, и венцом нетленным увенчался: душа же твоя, как феникс из пепла, в новую и бессмертную жизнь возродилась. В житии твоем младенцев болящих ты исцелял, святой мученик; так и ныне услышь глас скорбных родителей и матерей, плачущих о детях своих. С верою теплою прибегают они к тебе: исцели же недугующих младенцев и “родимцев”, страждущих уврачуй, укрепи и сохрани их, да, возросши телом и духом, стезею добродетели пойдут они во славу Бога и Творца. Аминь”.

8. Бабушка Варварушка, я тебя прошу, сними с младенца, раба Божия (имя), родимец: костевой, жиловой, родимец сердечный, родимец головной, родимец внутренний, родимец давучий, трепучий и все 12 родимцев, и все 12 худимцев, и все 12 ветреных перело-мивцев сними с тела белого, с очей ясных, с лица белого, с легкого, с печени, с ретивого сердца и со всей алой крови, со всех внутренностей. Аминь.
Читать три раза перед зарей.

9. Сажают ребенка на стул и просят его смотреть на огонек свечи. Когда прочитаете заговорные слова, пусть ребенок погасит свечу. Если он сам не может, то сделайте это за него. Заговор:
12 братьев, 12 родимцев, как мертвые не возвращаются, так бы и вы, все 12, не возвращались в этот дом ни ныне, ни сейчас, ни завтра, ни через час, никогда, на вечные времена. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

10. Отломите от хлеба нерезаного, целого. Выньте мякиш, катайте по груди больного и говорите:
Земля, хлеб-соль прими, боль с раба Божия (имя) возьми. Выкатываю, выговариваю, снимаю: урочную, поперечную, мужскую и женскую, детскую и старческую, завидную и постыдную, от костей и от кровей, от судьбины всей. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Унесите этот хлеб от дома, от больного, куда-нибудь под кусток.

11. Вступись, Пресвятая Богородица, за нас, грешных, помилуй раба своего, своего младенца (имя) от скорби и болезни, а также от тяжкой нужды, дай ему здоровья отныне и до века.

12. Уйму я унимаю, грызу я загрызаю на рабе Божьем (имя) двадцать родимцев: головной, черепной, мозговой, глазовой, язычный, печеночный, желудочный, пуповой, мочевой, ручной, ножной, суставной, костяной, половой, слепой, дьявольский, рыжий, красный, длинный, короткий. Как мертвый в могиле не ворочается, так бы и на рабе Божьем (имя) эти двадцать родимцев никогда бы неворочались, во веки веков, отныне и до века. Аминь.

13. Ребенка умывают водицей с кипарисной иконы. Берут икону на доске из кипариса, затем обмывают ее в воде, и этой водой поят и умывают ребенка. Чуть скоблят кипарисовую доску иконы и стружками «подкуривают» больного. (Кипарисовую икону называют цебной. Это один из самых сильных заговоров.)
Читать три раза:
Царь-огонь! Царица огонница! Жги-пали уроки-призоры, страхи-переполохи, нечистые думы с тела белого, румяного лица, с ясных очей, черных бровей, с русого волоса, со всего стану человеческого, днем при солнце, ночью при месяце, все сутки – 24 часа.

14. Стану я, раб Божий (имя знахаря), перекрестясь, пойду, благословясь, из дверей в двери, в чистое поле, под восточную сторону, под вертепную гору. Под этой горой стоит матушка Апостольская церковь. В этой церкви стоит золотой престол, на этом престоле сидит сам Господь Иисус Христос. Пойду я поближе, поклонюсь пониже: «Батюшка Иисус Христос, сними и вынь из раба (имя) все страхи, уроки, переполохи, родимые родимцы с белого лица, черных бровей, с ясных очей, с ретивого сердца, с горячей крови, с семидесяти жил, с семидесяти семи суставов, чтобы родимца не было во веки веков, поныне и до века. Аминь».

15. Сначала читают «Отче наш» до слов «от лукавого», затем продолжают:
Святая троица, Святая Богородица, Царица наша Небесная, святая Магдалина и все святые угодники Божии! Станьте на помощь рожденному, молитвенному и крещеному рабу Божьему (имя) от пристригу, от водяного, ветреного, подуманного, промолвленного, приговоренного от ветра, от древ. И тут тебе, нечестивцу, не стоять и сердца не ялать, животной кости не ломить, белого тела не сушить. Я тебя, злого духа, вызываю, выкликаю, высылаю на очерета, на болота, на воды, на сухие леса; из хаты дымом, со двора ветром.
Заговор применяют от младенческого в сочетании с параличом, произносят девять раз. Каждый раз лезвием ножа на разных частях тела слегка наносятся кресты.

16. В миску с водой опускают три горящих угля, шепчут на воду:
Господи, помоги мне, нарожденному, крещеному, молитвенному (имя) от младенческого поворожить.
Младенческое найдено, испытано, надумано; младенческое гадание ветровое, водяное, я тебя заговариваю из глаз, из плечей, из грудей-пагрудей, из сердца-пасердца, из живота-паживота, из рук, из ног, из кости-пакости, из крови-пакрови, из семидесяти суставов. Я тебя заговариваю, молитвой выкликаю и ножом пресекаю. Тут же тебе не бывать, крови не пивать, наглой смертью помирать: я тебя высылаю на очерета, на болота, там тебе накупаться, там тебе нагуляться, с братьями повидаться.
Ставят знаки креста на лбу и руках ребенка, становятся перед иконой, изображают ножом крест над водой и говорят:
Все святые на помощь. Матушка, станьте мне на помощь, крещеному и молитвенному (имя знахаря), шептать. На море на берегу лежит дуб, а в том дубе змея живет, она у крещеного и молитвенного (имя больного) болезнь зажрет и пропырнет.
Шептание произносится 3 раза, потом этой воды дают больному напиться, затем его умывают, накрест взбрызгивают. Остальную воду выливают под глухой край двери, приговаривая:
Пошли, уроки, на Сороки.

17. На море на окияне, посередь моря Белого стоит медный столб, от земли до неба, от востока до запада, а в том медном столбе закладена медная медяница от болестей и хворостей. Посылаю я раба Божьего (имя) в тот медный столб, что на море на окияне, и заповедаю ему моим словом заповеданным заклясть родимец в тот медный столб. А был бы с того заповедания раб Божий (имя) цел и невредим и от родимца избавился по сей час, на всю жизнь. Аминь.

18. Забаиваю и заговариваю я, раб Божий (имя), у сего младенца (имя) детимец и родимец из мозгов, с костей, с ретива сердца, из тридевяти жил, из тридевяти костей, из тридесяти суставов, чтобы не ломило и не щемило. Аминь. Аминь. Аминь.
Заговорил я, раб Божий (имя), детимец, родимец, всякую немочь у раба Божьего младенца (имя) во веки веков. Аминь.
Чего я сам не договорил или чего мастер недоучил – то всех наперед. Будьте вы, мои слова, тверды и крепки в ключ, в замок во веки веков.
Аминь. Аминь. Аминь.
Читать этот заговор надо трижды на парное молоко или на воду.

19. Секу-высекаю, гоню-выгоняю прикосы, уроки, исполох, родимец – из буйной головы, из ясных очей, из черных бровей, из раба Божьего (имя), из белого тела, из ретивого сердца, из черных печеней, из подпятного жилья, из горючей крови. Аминь.

21. От родимца (припадков) у детей и взрослых.
Взять суровую нитку, нарезать 12 отрезков размером в ладонь. Поместить их на ладонь и, сливая по ним воду тонкой струйкой, приговаривать:
Двенадцать родимцев, теките, истекайте, сохните, иссыхайте. Век по веки, отныне и довеки. Аминь.
Наговорить 12 раз, после чего нитки кинуть в огонь, а руки помыть святой водой.

22. От испуга, от родимцев.
Матушка река! Как ты течешь с востока на запад, моешь крутые бережка, полощешь золотые пески, так смой, сполощи с моего младенца, раба Божьего (имя), хитки, притки, сокотухи, лоскотухи, дерги, тряски. Двенадцать родимцев, теките, истекайте, сохните, иссыхайте. Век по веки, отныне и довеки. Аминь.
Почерпнуть воды из источника движением от себя. Умыть ребенка и дать попить немного.

23. Когда младенца сглазят, и он не может успокоиться.
Матушка река! Как ты течешь с востока на запад, течешь-истекаешь, сохнешь-иссыхаешь, моешь крутые берега, полощешь золотые пески. Смой, сполощи с раба Божьего (имя) хитки, притки, плаксы, максы, сокотухи, лоскотухи, ощев, испуг, смой-сполощи. Век по веки, отныне и довеки. Аминь.

Источник

Чем болели, как лечились?

Вы можете себе представить, что в селе Бердском на протяжении почти всего девятнадцатого века не было ни одного медика?! Хотя его жители, разумеется, и болели, и умирали.

Родимец что это за болезнь как. Смотреть фото Родимец что это за болезнь как. Смотреть картинку Родимец что это за болезнь как. Картинка про Родимец что это за болезнь как. Фото Родимец что это за болезнь как

Начиная с 1809 года, в метрических книгах по всей Российской империи обязательной стала регистрация причин смертей подданных. Но кто же определял эти причины, если во многих российских деревнях и сёлах, подобно селу Бердскому, не было не только врачей, но даже фельдшеров? У священников, которые заполняли метрические книги, глубоких медицинских познаний, разумеется, не было. Отсюда и весьма странные, даже непонятные диагнозы: «от кашля», «от колотья», «от боли в животе», «от рвоты». Наиболее распространённая причина детской смертности здесь – «от родимца». Ну, а люди старше шестидесяти лет, по мнению тех, кто заполнял метрические книги, отправлялись в мир иной исключительно «от старости» или даже «по воле Божией».

Весьма любопытна метрическая книга за 1869 год. Очень много смертей, случившихся в том году, здесь объясняются холерой. Но в конце книги указывается, что «болезни, бывшей причиной значительной смертности, не было». Следовательно, не было зафиксировано и эпидемии холеры. За неё не шибко грамотные священники принимали … дизентерию. Впрочем, в девятнадцатом веке она также представляла собой смертельную опасность.

Конечно же, предохраниться от неё было проще, чем от холеры, достаточно только мыть овощи и руки перед едой. Но кто же тогда в селе Бердском мыл эти овощи?

Ещё одна из распространённых в девятнадцатом веке причин смертности, указываемая в метрических книгах: «от простуды». Понятно, что под простудой здесь имеются в виду и грипп, и воспаление лёгких, и катар верхних дыхательных путей и многое другое. Причём распространению заболеваний способствовали не только суровые климатические условия Сибири, но и некоторые народные обычаи.

Посетивший Бердскую волость в 1875 году губернский врачебный инспектор Иван Полетаев с негодованием писал: «Все они (местные жители), имея врождённую привычку частовременно мыться в дурно устроенных банях без предбанников, распаренные вениками в сильнейшем жару, выбегают на улицу и бросаются в студёную речную воду, не разбирая погоды и времени года. А иные, выбежавши из бани, катаются в снегу, разумеется, нагие, до тех пор, пока разгорячённое тело совершенно не простынет.

Тогда, набросивши на себя одно исподнее бельё, без обуви ног и без покрытия головы, с обнажённой грудью, каждый из таковых возвращается в дом свой, нисколько не спеша пройти довольное расстояние от бани, притом чувствуя уже в теле не испарину, а озноб и лихорадочную дрожь. После этого некоторые, подвергаясь расслаблению с лишением владения рук и ног, всё это относят не к собственной глупой неосторожности, но к суеверным толкам, стараясь уверить себя и сторонних, что он какими-либо злыми людьми испорчен посредством колдовства или спущенными по ветру щетинами, проникшими в тело».

Действительно, в метрических книгах среди прочих причин летального конца встречаются «расслабление» и «паралич». Называли крестьяне священнику и такие причины смертей своих близких, как «сглаз», «колдовство» или те же «щетины», но боровшиеся с суевериями святые отцы их с негодованием отвергали.

В начале двадцатого века в селе Бердском были уже и фельдшер, и врач. Смертность от простудных заболеваний, тем не менее, оставалась огромной. Почему? Да потому, что как раз в те годы в результате столыпинской реформы в наши края хлынул поток переселенцев из Украины и Центральной России. Не знакомые с местным климатом, жилища свои они поначалу строили так, как привыкли у себя на юге: чёрные курные избы без проводных труб в печах и даже без деревянных полов.

Вот что писал по этому поводу томскому губернатору # уездный исправник Никифор Дятлов # : «Для выхода дыма эти поселенцы обычно на долгое время открывают двери. В результате этого полунагие крестьянские дети и даже взрослые получают удушливый кашель и подвергаются жестокой простуде, от которой развиваются горячки и разные болезненные недуги. А у престарелых, занимающих по старшинству для опочивания места на приделанных к стенам лавках подле самых окон, появляется сильнейший ревматизм, усугубляемый холодными земляными полами».

Родимец что это за болезнь как. Смотреть фото Родимец что это за болезнь как. Смотреть картинку Родимец что это за болезнь как. Картинка про Родимец что это за болезнь как. Фото Родимец что это за болезнь как З агадочный родимец

И всё же основная причина детской смертности, указывавшаяся в метрических книгах, не простуда, а загадочный родимец. При том, что детская смертность во второй половине девятнадцатого века в селе Бердском была поистине чудовищной.

Так, в 1879 году родились 146 мальчиков и 132 девочки. Умерли в том же году в возрасте до одного года 23 мальчика и 21 девочка. Причём подавляющее большинство – именно от «родимца». Что это за чудо-юдо?

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера отвечает на этот вопрос так: «Родимец, он же родимок – табуированное название «чёрт»; «паралич». А словари Даля, Ушакова и Ожегова в один голос определяют родимец как «болезненный припадок у маленьких детей, сопровождающийся судорогами и потерей сознания». Тоже, согласитесь, не очень вразумительное объяснение.

Поэтому Николай Шабалов, автор учебника для медицинских вузов «Детские болезни», высказывает предположение (всего лишь предположение!), что родимец можно классифицировать как народное название детской болезни, связанной с поражением центральной нервной системы, или рассматривать как категорию, обозначающую невыясненную причину смерти слабых детей.

Основной причиной этого заболевания, по мнению автора учебника, могли служить внешние факторы: плохое питание, отсутствие или недостаток света и свежего воздуха, небрежный уход за ребёнком. Результатом становились судороги, младенцу было нечем дышать, и он умирал.

… В 1880 году в селе Бердском, наконец-то, появился волостной врач и в частном доме была открыта больница на шесть коек. В 1907 году открылся медицинский пункт со своим врачом на мельнице купца Горохова. А в 1910 году газета «Томские губернские вести» сообщила: «В селе Бердском для больницы предположены к постройке следующие здания: деревянная лечебница на десять кроватей с заразным отделением; баня и дезинфекционная камера; покойницкая; кухня с помещением для прислуги и кладовая; ледник; сарай для дров, конюшня с сеновалом и помещение для экипажей; ограда вокруг двора лечебницы; помойная яма».

Строительство больницы завершилось в 1911 году, и в ней тотчас же начали работать врач Фёдор Кевролев и два фельдшера.

Эти благотворные перемены тотчас отразились на содержании метрических книг. Из них исчезли такие причины смертей, как понос, горячка и кашель. Зато появились такие сугубо медицинские термины, как туберкулёз, грипп и корь. Однако не следует забывать, что заполняли эти книги по-прежнему местные священники из Сретенского храма. Иногда они советовались с местными медиками при определении причин смертей, а иногда нет. Видимо, поэтому в метрических книгах до самой революции оставались такие «диагнозы», как родимец и старость. Да уж, велика сила народно-церковной традиции!

Фото из открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *