Россияне инвестировали 600 млрд рублей непонятно во что
Россияне инвестировали 600 млрд рублей непонятно во что
Несколько сотен тысяч россиян вложили около 600 млрд рублей в инвестиционные продукты с непонятными структурой и ценообразованием, при этом большинство из них неверно понимают, что они купили. Теперь Центробанк собирается обязать банки выкупать обратно «мутные» продукты, проданные неквалифицированным инвесторам без должного разъяснения рисков.
В 2020 году на фондовый рынок пришло 4 млн новых инвесторов-физлиц, чего регулятор не ожидал, рассказал ТАСС первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Одновременно вкладчикам стали чаще предлагать «мутные» инвестиционные продукты — цену и доходность по ним тяжело определить даже людям со специальным образованием.
«Если мы увидели, что банк напродавал продуктов инвестиционного характера с нарушением законодательства об информировании, у ЦБ будет право потребовать выставить оферту на обратный выкуп этих продуктов у тех, кто купил у этого банка такие продукты, либо возместить расходы в зависимости от ситуации», — сообщил Швецов.
По его словам, банк должен быть уверен, что человек заработает при покупке конкретного инвестпродукта. В противном случае ЦБ может заставить кредитную организацию компенсировать потери. ЦБ также получит полномочия останавливать продажи отдельных продуктов, если посчитает, что они «вредны населению», и если люди не могут понять их из-за отсутствия должных знаний, добавил Швецов. При выявлении серьёзных нарушений регулятор сможет запретить продажи либо данного продукта, либо инвестиционных инструментов в целом
Россияне вложили 600 млрд руб. в «мутные» инвестпродукты. Они не понимают, что купили
«Значительная часть инвесторов, которые инвестируют в такие продукты, к сожалению, неправильно понимают, что они купили». ЦБ предлагает банки заставить выкупать такие продукты обратно.
Россияне вложили примерно 600 млрд руб. в сложные инвестиционные продукты с «мутной» структурой, оценил первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. В прошлом году фондовый рынок испытал массовый приток инвесторов-новичков — на биржу пришли примерно 4 млн человек, что оказалось довольно неожиданным для регулятора. Вместе с тем приток инвесторов был сопряжен с рынков продуктов, определить цену и доходность которых тяжело даже людям со специальным образованием, добавил первый зампред Центробанка.
И вот эти две тенденции — с одной стороны появление большого количества физических лиц, абсолютно без опыта и знаний, и появление широкого предложения продуктов с мутной структурой, создали опасения относительно того, что ожидания граждан, приобретших такие продукты, соответствуют действительности, — пояснил Швецов (цитата по ТАСС ).
Он добавил, что ЦБ может обязать банки выкупать обратно у неквалифицированных инвесторов финансовые продукты, если они были проданы с нарушением законодательства об информировании. Банк должен быть уверен: клиент заработает при покупке определенного инвестпродукта, в противном случае регулятор может заставить продавца компенсировать ему потери, если они произойдут.
Швецов добавил, что за 2020 г. объем «мутных» инвестпродуктов мог вырасти более чем на 50%, такие инструменты приобрели несколько сотен тысяч россиян — тогда как квалифицированных инвесторов в России всего около 50 тыс. При том, что у «квалов» тоже очень много потерь по инвестпродуктам.
Мы абсолютно уверены, что значительная часть инвесторов, которые инвестируют в такие продукты, к сожалению, неправильно понимают, что они купили. Это формирование неправильных ожиданий основано не столько на отсутствии достаточных знаний, сколько на прямом введении в заблуждение граждан относительно характеристик продуктов», — заявил зампред ЦБ (цитата по РБК ).
Банки ради текущей прибыли готовы использовать свой гандикап доверия, чтобы «впаривать — извините за это слово — людям эти продукты», добавил Швецов. Кроме того, у части продуктов есть признаки пирамид, сейчас регулятор проверяет, смогут ли крупные эмитенты таких инструментов выполнить свои обязательства.
Россияне инвестировали около 600 млрд рублей в сложные продукты с «мутной» структурой
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Граждане инвестировали около 600 млрд рублей в сложные продукты с «мутной» структурой, рассказал журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.
Приход практически 4 млн новых инвесторов-физлиц на фондовый рынок в 2020 году оказался несколько неожиданным для регулятора и был сопряжен с ростом субститутов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), то есть продуктов, определить цену и доходность по которым тяжело даже людям со специальным образованием, рассказал первый зампред ЦБ.
«И вот эти две тенденции — с одной стороны появление большого количества физических лиц, абсолютно без опыта и знаний, и появление широкого предложения продуктов с мутной структурой (до 600 млрд [рублей] мы сейчас оцениваем портфель таких продуктов на руках граждан), создали опасения относительно того, что ожидания граждан, приобретших такие продукты, соответствуют действительности», — пояснил Швецов.
Ранее Банк России подготовил законопроект, вносящий изменения в части требований к предложению финансовых инструментов и услуг простым инвесторам. Согласно документу, профучастники не смогут предлагать неквалифицированным инвесторам в том числе структурные облигации и облигации с негарантированным купоном, а также акции или производные финансовые инструменты, если сделки заключаются не на организованных торгах.
Выкуп финансовых продуктов
ЦБ может обязать банки выкупать обратно у неквалифицированных инвесторов финансовые продукты, проданные с нарушением законодательства об информировании, рассказал Швецов.
«Если мы увидели, что банк напродавал продуктов инвестиционного характера с нарушением законодательства об информировании, у ЦБ будет право потребовать выставить оферту на обратный выкуп этих продуктов у тех, кто купил у этого банка такие продукты, либо возместить расходы в зависимости от ситуации», — рассказал первый зампред ЦБ добавив, что банк должен быть уверен в том, что гражданин заработает, покупая определенный инвестпродукт, иначе регулятор может заставить компенсировать потери, если они произойдут. Соответствующее требование будет распространяться на продажи, произведенные после вступление закона в силу, подчеркнул он.
Швецов подчеркнул, что продавец должен будет соотносить продаваемые продукты с риск-профилем клиента при помощи тестирования. Как обсуждалось ранее, регулятор намерен запретить продажу простым инвесторам финансовых продуктов со сложной структурой до прохождения ими соответствующего тестирования. Согласно внесенному документу, начало обязательного тестирования будет перенесено с 1 апреля 2022 года на 1 октября 2021 года. Первый зампред ЦБ добавил, что финансовые организации начнут самостоятельно вводить тесты уже с 1 апреля, в связи с чем доступность части продуктов будет разморожена.
Кроме того, банки и другие финансовые организации будут обязаны предоставлять гражданину полную информацию о возможных рисках, которые несет в себе предлагаемый продукт. На сегодняшний день такое обязательство несет только сам эмитент. ЦБ приобретает и право устанавливать требования к тому, какой состав информации должен предоставляться инвесторам.
Так, регулятор разработал четырехступенчатаю методологию предоставления информации через электронные каналы дистрибуции (гаджеты, приложения). «Верхний уровень — это интегральная оценка финансового продукта с точки зрения риска. Дальше это будет светофор, мы сейчас рассуждаем, нужно ли использовать кроме цветов (красный, желтый, зеленый), различные смайлы», — пояснил Швецов добавив, что подобная маркировка будет касаться не только продуктов, но и услуг, в том числе, финансового консультирования.
ЦБ также получит надзорные полномочия, включающие право останавливать продажи отдельных продуктов, «если такие продукты вредны населению, население их в принципе не может понять в силу отсутствия должных знаний», добавил Швецов. При выявлении серьезных нарушений в мисселинге, миспрайсинге со стороны финансовых участников, ЦБ сможет запретить конкретному участницу осуществлять продажи либо данного продукта, либо инвестиционных инструментов в целом.
Какие инструменты запретят
Согласно актуальной версии законопроекта, неквалифицированные инвесторы смогут без тестирования до 1 октября покупать допущенные к организованным торгам российские акции, а также ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному обращению в РФ или входящие в расчет иностранных фондовых индексов, установленных специальным перечнем ЦБ. Клиенту также должна быть предоставлена информация о налоговой ставке и порядке уплаты налогов по этим бумагам.
Не ограничено приобретение облигаций с ипотечным покрытием, суверенных бондов РФ и корпоративных облигаций российских компаний с инвестиционным рейтингом. Как пояснил Сергей Швецов, до вступления в силу тестирования, предположительно это могут быть бонды эмитентов с рейтингом S&P «BBB-«, а также две верхние строчки по шкале АКРА и «Экперт РА».
Доступны простым инвесторам и иностранные бонды — а именно суверенные облигации стран — членов Евросоюза, ЕАЭС, Великобритании или Северной Ирландии, либо корпоративные бонды компаний, учрежденных в этих странах. Под исключение попадают структурные облигации и облигации с негарантированным купоном.
Простым инвесторам также разрешаются сделки с производными финансовыми инструментами, заключенными на организованных торгах, а также с паями открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, биржевых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, не ограниченных в обороте. В свою очередь сделки репо с центральным контрагентом также останутся доступны.
В случае, если клиентом или за его счет в течение двух лет (до 15 декабря 2020 года) производилась хотя бы одна сделка с финансовыми инструментами, он может продолжать работу с ними. Под исключение в данной оговорке попадает работа со структурными облигациями.
ЦБ: россияне инвестировали около 600 млрд рублей в продукты с «мутной» структурой
Граждане инвестировали около 600 млрд рублей в сложные продукты с «мутной» структурой, рассказал журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. Приход практически 4 млн новых инвесторов-физлиц на фондовый рынок в 2020 году оказался несколько неожиданным для регулятора и был сопряжен с ростом субститутов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), то есть продуктов, определить цену и доходность по которым тяжело даже людям со специальным образованием, рассказал первый зампред ЦБ. Подробнее — в материале ТАСС.
Эксперт Ринат Хасанов (кандидат экономических наук, доцент Югорского государственного университета, член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи, основатель сайта www.FTinvest.ru, г. Ханты-Мансийск) комментирует:
Прежде всего стоит подчеркнуть, что проблема, о которой так забеспокоился Банк России, действительно актуальна, так как за 2020 год на рынок пришло 4 миллиона физических лиц. И сейчас, если они начнут массово терять деньги, это, во-первых, может стать очень серьезной проблемой для государства. Во-вторых, потеряв деньги однажды, инвесторы-физические лица могут больше и не вернуться, что в принципе плохо для перспектив российского фондового рынка.
Что же касается проблемы «продуктов с мутной структурой», то это действительно актуально. Речь, как я понимаю, идет об инвестиционном страховании жизни (ИСЖ) – комплексном продукте, в котором одновременно предлагается и страховка, и некое инвестиционное управление средствами инвестора. Совершенно спокойно можно это разделять – купите страховку и инвестируйте на рынке самостоятельно. Но люди не опытны, банки активно продают эти продукты (например Сбер), но доходность, как оказалось, вовсе не соответствует обещаниям.
По данным ЦБ, «66% полисов ИСЖ, завершившихся в период с 2018 г. по I квартал 2020 г., показали доходность ниже 3%, 89% полисов – ниже 5%. А 19% — показали нулевую доходность». Да и вообще, как она определяется, фиксируется и по каким периодам ведется расчет – это же неизвестно. Мы, получается, доверяемся доброй воле выпустившей этот продукт банку или страховой компании. Я бы вообще не рекомендовал никакие «комплексные» инвестиционные продукты, так как здесь все равно есть переплата. Дешевле просто купить себе полис страхования жизни, параллельно с этим инвестируя через паевой инвестиционный фонд или с нашей, например, помощью.
Что же касается проданных с нарушениями продуктов и обязанности банков их выкупать, то, скорее всего, здесь не будет никаких реальных выкупов. Доказать, что банки вас не проинформировали, в ЦБ или даже в суде будет довольно сложно, так как банки, скорее всего, подстраховались и получили вашу подпись под всеми предупреждающими документами.
Кот в мешке: россияне вложили 600 млрд рублей в «мутные» инвестпродукты
Депозиты окончательно растеряли доходность, и россияне хлынули на фондовый рынок в поисках привлекательных инструментов. Брокеры и банкиры успели воспользоваться ситуацией: сотни тысяч их клиентов стали владельцами сложных, не до конца понятных инвестиционных продуктов. Риски по ним велики, а выигрыш сомнителен. Как регулятор собирается оградить население от подобных сделок – в материале «Профиля».
Впаренная муть
Несколько сотен тысяч россиян потратили до 600 млрд руб. на приобретение инвестиционных продуктов с «мутной структурой». Об этом на брифинге сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
«Мы абсолютно уверены, что значительная часть инвесторов, которые инвестируют в такие продукты, к сожалению, неправильно понимают, что они купили», – посетовал он. Швецов подчеркнул, что банки ради прибыли и больших комиссионных «готовы использовать свой гандикап доверия, чтобы впаривать – извините за это слово – людям эти продукты».
В журнале «Эконс» советник первого зампреда ЦБ Сергей Моисеев и руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута приводят примеры подобных продуктов.
©
Так, один известный банк продавал валютный продукт управляющей компании. Его доходность привязали к портфелю акций. Он состоял из бумаг BMW, McDonald’s, Sony, Philip Morris, «Норникеля» и одного из крупнейших российских банков. Клиентам обещали доходность, значительно превышающую показатели по долларовым вкладам. И только в деталях договора было указано, что доходность выплачивается, если ни один из базовых активов не окажется ниже своей изначальной стоимости на одну из дат наблюдения. Сведения об исторической доходности по продукту клиентам не показывали. При этом цена акций BMW и Philip Morris в последние годы продолжительно снижалась. То есть еще на стадии проектирования данного инвестпродукта было понятно, что клиенты с высокой долей вероятности не получат обещанной доходности.
В другом случае эмитент выпускал структурную ноту – ценную бумагу, стоимость которой привязана к цене некоторого базового актива. В качестве последнего могут выступать, например, акции, биржевой индекс, золото, нефть и другие товары. Так вот, структурную ноту выпустила офшорная компания с мусорным рейтингом, связанная с одним из российских брокеров. Бумагу продавали через розничный банк в большинстве случаев, как отмечают в ЦБ, с «выраженным мисселингом». Иными словами, имела место недобросовестная продажа продукта. Кроме того, банк брал за реализацию ноты огромную комиссию в 20%.
«В приведенных примерах бизнес-модель эмитента и дистрибьютора строится на эксплуатации поведенческих особенностей человека, инвестирующего в продукт, выплата по которому зависит от наихудшего базового актива. Добавление безопасных активов в портфель к рискованным базовым активам снижает воспринимаемый риск, хотя де-факто риск портфеля остается высоким», – поясняют авторы публикации.
Структурные продукты призваны сбалансировать риски, а значит, в их состав включены инструменты, которые не коррелируют друг с другом – образовавшийся убыток по одному из них перекрывается прибылью по-другому, рассказывает директор дивизиона по сопровождению сделок Crowe CRS Сергей Пушкин. В итоге, отмечает эксперт, доходность по такому продукту вполне может оказаться минимальной, в лучшем случае – на уровне рынка.
«Банк получает комиссию при продаже инструмента и освобождается от рисков, а покупатель уже в минусе. Если комиссии брокеров на рынке спот составляют менее 1%, то комиссии андеррайтеров при размещении структурных продуктов могут доходить до 20%», – утверждает Пушкин. Он добавляет, что при приобретении сложных продуктов инвестор, как правило, теряет часть дохода в виде дивидендов: за основу структурных нот часто берутся производные инструменты, не предполагающие регулярных выплат.
В «мутных» инвестиционных инструментах не разбираются не только клиенты банков, но зачастую и сами сотрудники финансовых организаций, говорит директор по комплаенсу и управлению рисками General Invest Ольга Муратова. Они могут не понимать суть продукта и его потенциальные риски. «А чаще всего причиной мисселинга является необходимость выполнить план продаж, чтобы получить бонус», – рассказывает эксперт.
«Безусловно, проблема «впаривания», как теперь говорят, существует. Инвестиционные консультанты или менеджеры по продажам инвестиционных продуктов заинтересованы в получении максимальных комиссий от клиента. Обычно, чем продукт более сложный, можно даже сказать мутный, тем выше комиссия, которую получает банк», – комментирует директор департамента рынков капитала Accent Capital Андрей Аржанухин.
По его словам, для инвестиционного сектора такие продукты не несут каких-то особенных рисков из-за значительного объема рынка, а вот для отдельных домохозяйств неправильно подобранный инвестиционный продукт может стать проблемой. «Либо уровень дохода может оказаться ниже, чем тот, на который рассчитывала семья, либо купленный продукт окажется низколиквидным – в отличие от акций его сложно будет кому-то продать, когда возникнет острая потребность в деньгах», – предупреждает Аржанухин.
В поисках доходности
В 2020 году, рассказал Сергей Швецов, «несколько неожиданно» для регулятора на фондовый рынок пришли несколько миллионов новых клиентов. Вместе с тем начался рост рынка «мутных продуктов», для которых невозможно определить цену и спрогнозировать доходность.
По данным Мосбиржи, в 2020-м частными инвесторами стали почти 5 млн россиян. Общее количество физлиц, имеющих счета на Московской бирже, в прошлом году достигло рекордных 8,8 млн человек. Наплыв частных инвесторов наблюдается на фоне снижения доходности по банковским вкладам. С прошлого января максимальная ставка по депозитам в десяти крупнейших российских банках постепенно снижалась с 5,9% до 4,5%. Финансовые организации урезали доходность по вкладам вслед за смягчением монетарной политики ЦБ. В 2020-м ключевая ставка снижалась с 6,25% до 4,25%. А инфляция по итогам года достигла 4,9%. Таким образом, рост цен съедает всю или большую часть доходности по депозитам.
Падение ставок снизило привлекательность банковских вкладов, соглашается аналитик «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов. Для удержания клиентов, продолжает он, финансовым организациям необходимо предлагать какие-то альтернативы. Эти альтернативы не всегда являются заведомо проигрышными, однако риск, в них заложенный, может сделать их таковыми при определенных условиях.
«Насколько мы видим, регулятора беспокоит именно тот факт, что финансовые организации не стремятся в должной мере обеспечить инвесторов информацией, в результате чего те покупают кота в мешке. В долгосрочной перспективе такая практика грозит еще большей потерей доверия населения к банкам и финансовым организациям», – комментирует аналитик.
Сергей Швецов из ЦБ также сказал, что по инвестпродуктам со сложной структурой, приобретаемым квалифицированными инвесторами (а их в России около 50 тыс. человек), «очень много потерь». Что же касается неквалифицированных инвесторов, или неквалов, то ЦБ надеется, что эмитенты будут выполнять свои обязательства.
«Но мы не можем точно сказать, выполнят ли они их или нет, там есть признаки пирамид, но признать это пирамидой на сегодняшний день мы не можем. Мы не видим до конца баланса, поэтому мы сейчас этим занимаемся, мы выясняем, насколько крупные эмитенты состоятельны», – заявил первый зампред Банка России.
Охранительные меры
Чтобы защитить неквалов от возможных потерь, ЦБ предлагает ввести целый ряд заградительных мер. Во-первых, брокеры и банки с 1 октября 2021 года начнут тестировать клиентов на знание рисков. До этого момента продажу сложных инвестиционных продуктов ограничат.
Во-вторых, продавцов этих продуктов обяжут предоставлять клиенту исчерпывающую и достоверную информацию о рисках.
В-третьих, ЦБ получит дополнительные надзорные полномочия. Регулятор сможет останавливать продажи отдельных продуктов, если они «вредны населению» и «население их в принципе не может понять в силу отсутствия должных знаний».
Наконец, финансовые власти собираются ввести механизм обратного выкупа. Он будет применяться, если банки и прочие участники рынка продадут инвестпродукт с нарушением информирования. В таком случае продавца либо обяжут возместить расходы покупателя, либо выкупить инвестпродукт.
Без тестирования и ограничений можно будет продавать акции (в том числе и иностранные, с информированием клиента об особенностях их налогообложения), поскольку люди не путают их с банковскими депозитами. Кроме того, к «мутным» инструментам не относятся облигации с инвестиционным рейтингом, фьючерсы и опционы, торгуемые на биржах, паи инвестфондов, государственные ценные бумаги и еврооблигации с инвестиционным рейтингом.
Подобные ограничения находятся в русле мировой практики. Те или иные типы регулирования продуктового ряда применяются в Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Испании, Австралии и ряде других стран, отмечают Мамута и Моисеев из Центробанка. Они включают в себя дополнительные требования к раскрытию информации, запреты на продажу некоторым категориям клиентов, ограничения на рекламу и распространение определенных финансовых инструментов.
«Российский рынок может даже выиграть от этой ситуации. Если предположить, что обозначенные инвестпродукты предлагались клиентам в банках в качестве замены депозиту, а их характеристики некорректно отражали риск и доходность, то после временного ограничения подобных продаж клиент банка может в качестве альтернативы вложиться в более понятные инструменты фондового рынка – акции или облигации», – считает Михаил Беспалов.