Ротация склада что это
Пресс-центр
Что такое ротация товара?
Примеры перемещения
Что такое ротация продуктов питания?
Что такое ротация товара по срокам?
Контроль даты изготовления и допустимого времени употребления продуктов позволит избежать нарушения законодательства. Выход – современное перемещение или замена. Важно выбрать место на витрине по принципу первого визуального контакта. Упаковки с предельной датой годности ставят в главный ряд.
Однако этим правилом владеют не только мерчандайзеры. Опытные покупатели не ленятся дотянуться до 2 или 3 ряда. Выход – составление первичной статистики. Анализируют, какой ассортимент пользуется спросом лучше в зависимости от расположения. Учитывается сезонность, время массовой реализации, периоды относительного «затишья». Используя такой подход, можно определить оптимальную локацию для конкретной продукции.
Что такое ротация на складе?
Каждый мерчандайзер должен знать, что такое ротация продукции в магазине, и как правильно использовать принципы оборота в пределах торговой точки. Основа – теория и анализ поведения покупателей. Дополнительно берутся во внимание коммерческие приоритеты – необходимость быстрой продажи, рекламная компания, презентация новых категорий.
Рекомендуется изучить опыт аналогичных торговых организаций, ознакомиться с профильной справочной литературой. Ротирование не должно быть чрезмерным, важно соблюдать баланс оборота.
Что такое ротация товара, ее виды, правила организации, задачи, преимущества и недостатки
Одним из самых эффективных и дешевых методов увеличения продаж является ротация товаров. Но что представляет собой эта процедура? Какие различают виды ротации? И о каких правилах должен помнить менеджер магазина? Ниже вы узнаете ответы на эти вопросы.
Что такое ротация товара?
Ротация товара — это порядок перемещения товаров по территории магазина или торговой точке. Ротация является одним из главных компонентов мерчандайзинга, а используется она для того, чтобы увеличить выручку.
Перемещение изделий по территории магазина осуществляется в соответствии с определенными маркетинговыми правилами, которые разработаны на основании анализа человеческого поведения. Область маркетинговых исследований сегодня активно развивается, поэтому периодически происходит пересмотр правил ротации, хотя некоторые принципы остаются неизменными.
Виды ротации
Всего существует три основных вида ротации:
Принципы и функции
Цель ротации — это увеличение прибыли за счет изменения некоторых параметров торгового цикла (увеличение или уменьшение количества товаров на прилавке, отзыв на склад старых изделий и размещение новых, изменение цены и так далее). Ротация наряду с рекламой является одним из основных методов продвижения. Обычно ротация используется для продвижения товаров следующих типов:
Однако некоторые товары не слишком чувствительны к ротации. Например, в случае торговли мебелью по предварительному выбору, ротация не имеет серьезного значения. Предыдущий пример справедлив и для рынка дорогих автомобилей, элитных алкогольных напитков, компьютерного оборудования и так далее.
Основные правила
Движение товаров на территории магазина должно подчиняться особым правилам, чтобы ротация была целесообразной с экономической точки зрения.
В торговом зале должны действовать следующие правила:
На складе также должны быть реализованы схемы, которые оптимизируют торговый процесс:
В каких еще сферах используют ротацию?
Термин «ротация» переводится с латинского языка «кругообразное перемещение» и «вращение», а используется он во многих сферах деятельности. Его используют в различных контекстах в приблизительно одном и том же значении, однако смысловые оттенки могут немного отличаться:
Сфера деятельности | Расшифровка термина «ротация» |
Торговое дело | Порядок перемещения товаров |
Работа с кадрами | Перемещение работников из одного отдела в другой |
Спорт | Смена игроков в команде |
Военное дело | Замена одних боевых групп другими |
Сельское хозяйство | Замена посевного материала |
Медицина | Смещение позвонков, при котором один позвонок покрывает другой |
Телевидение и радиовещание | Периодическая трансляция одного и того же музыкального клипа или песни |
Результаты ротации товаров
Ротация позволяет разместить товары таким образом, чтобы они привлекали внимание покупателей, что может привести к повышению продаж. Качественно заполненные полки радуют глаз и призывают покупателя купить тот или иной товар. Также разумная ротация позволяет достичь следующих целей:
Преимущества и недостатки ротации
У грамотной ротации есть масса преимуществ.
Однако у ротации есть и несколько недостатков. Основным минусом является то, что чрезмерная активность может уменьшать потребительские спрос — если человек привык покупать один и тот же товар в определенном месте, то постоянное перемещение может сбить его с толку.
Также ротация малоэффективна в некоторых сферах деятельности. Например, в случае изготовления мебели под заказ, размещение товаров в магазине слабо влияет на активность покупателя.
Заключение
Подведем итоги. Ротация товаров представляет собой размещение и перемещение товаров по территории магазина. С помощью этой процедуры можно увеличить спрос и итоговую выручку. Ротация должна осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые учитывают потребительское поведение человека. Перемещение объектов по территории магазина не должно быть слишком частым, поскольку это может отпугнуть постоянных клиентов.
Что такое ротация товара?
Неправильное распределение продукции, имеющейся на складе, может принести магазинам значительные финансовые убытки.
Это особенно актуально для больших супермаркетов, поскольку следить за ассортиментом товаров из тысяч наименований очень непросто. Помочь владельцам торговых сетей в этом вопросе сможет один из видов выкладки, а именно ротация товара.
Ротация в широком смысле этого слова означает замену одних элементов группы другими непосредственно внутри системы. Это понятие имеет очень широкое применение, и встретить его можно не только в торговле, но и в спорте, полиграфии, кадровом учете и многих других сферах.
Ротация товара в магазине – это понятие, которое предполагает перемещение вещей на полках в пределах одной группы (к примеру, покупателю не интересно видеть одну и ту же коллекцию одежды в течение года, поэтому торговые сети постоянно обновляют свой ассортимент). Используют этот принцип, когда необходимо:
Для достижения этих целей ротации товара необходимо учесть ряд факторов. Сначала нужно проанализировать, какие позиции продаются лучше всего и за какой примерно срок уходит весь закупленный объем. Это необходимо, чтобы снизить цены, вовсе убрать из торгового зала непопулярный товар или, напротив, увеличить поставки тех продуктов, которые расходятся очень быстро. Отслеживание этих факторов хотя бы раз в полгода поможет выяснить наилучшие позиции на полках магазина и подстегнуть покупательский интерес.
На каких этапах используется ротация товара?
Ротация товара предполагается на всех этапах предпродажной подготовки и непосредственно в торговой точке. В основном ее используют:
Виды ротации товаров
Грамотное перемещение товара внутри торговой точки предполагает работу в трех разных направлениях.
Количественная ротация помогает определить наилучшую цикличность поставок. Без грамотного использования принципов закупки товара он будет в огромных количествах задерживаться на складе или, наоборот, раскупаться слишком быстро, что повлечет за собой убытки. Количественная ротация направлена на экономию складского и торгового пространства, а также вложенных в определенную группу продуктов средств.
Для того чтобы продукция не задерживалась в торговой точке дольше положенного ей времени, необходимо обращать внимание на:
Если вам удастся сократить время между заказами новой партии товаров, можно будет уменьшить объем поставок и тем самым сэкономить складскую площадь и минимизировать процент возврата.
Главная мысль вида ротации, зависящей от сроков годноститовара, заключена в аббревиатуре FIFO (first in – first out, «первым пришел – первым ушел»). Если не следовать этому принципу и в первую очередь продавать новый товар, есть вероятность, что у остатков старой партии истечет срок годности. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно осуществлять проверки остатков на складе и выкладке и отмечать время, за которое необходимо их сбыть. На полках продуктовых магазинов отлично работает способ ротации, когда свежий товар ставится вглубь стеллажа, а в первых рядах располагаются продукты с истекающим сроком хранения.
Осуществлять ротацию товаров в соответствии с их стоимостью довольно сложно и трудозатратно. Цены на определенные вещи меняются чуть ли не ежедневно. Переписывать их постоянно просто неразумно, это может спровоцировать путаницу и недовольство покупателей. Чтобы не возникало проблем, в торговых точках принято распродавать остаток из прошлой партии по старой цене и уже новую закупку выставлять по актуальной стоимости.
Игнорирование принципов ротации товара рано или поздно обязательно повлечет убытки. Если изначально следовать ее принципам, в вашей торговой точке не возникнет ситуации, когда товар не продается годами, на складе скапливается огромный запас продуктов и такое же их количество списывается из-за истечения срока годности. Грамотная ротация товаров хоть и требует большого количества сил и времени, но все эти траты полностью оправданны, поскольку она даст вам дополнительное преимущество в борьбе с конкурентами и позволит значительно повысить объемы продаж.
Виды комплектации грузов на складе: FEFO, LIFO, FIFO, FPFO, BBD
Ротация товаров на складе представляет собой перемещение продукции в рамках одного помещения с целью систематизации имеющихся запасов, дальнейшего распределения в зависимости от реальных запросов. Основной принцип ротации товара заключается в первоочередной передаче на реализацию или доставку заказчику изделий, которые поступили на хранение в более ранней партии.
Для комплексного обеспечения ротации на складах применяются передовые методы комплектации. На практике такие технологии обеспечивают экономию средств и времени, исключают порчу или утрату товара по причине истечения сроков годности, несоответствия требований хранения.
Основные методы ротации товаров на складе
Ротация на складе готовой продукции включает в себя пять основных видов комплектации, которые различаются по вариантам выкладки, ведению отчетности. Применение разных методов на практике зависит от особенностей склада, наименований имеющейся в распоряжении продукции.
Определение можно связать с абстрактными принципами осуществления обработки списков, а также промежуточного хранения разных типов грузов. Принцип используется и при необходимости получения доступа к ограниченному перечню грузов в рамках установленного заранее порядка. Основа механизма LIFO используется в тех ситуациях, когда последние из добавленных в структуру материалы проходят последующую обработку для передачи в реализацию или перевозку первыми.
На практике принцип LIFO активно используется в сфере логистики обеспечивая реальные структурные данные на основе стека. В некоторых случаях также применяется определение FILO, где особое внимание уделяется тому, что ранние дополнения в ротации данного списка должны ждать момента подъема к верхней строчке. Только после этого они смогут получить полный доступ. В контексте действующей системы массового обслуживания для некоторых случаев актуально применение термина LCFS. На практике данный принцип выстроен на системе расчета обратной очереди.
Следует обратить внимание, что аббревиатура ПППО дополнительно применяется как сокращение от принятого международного алгоритма FIFO, в рамках которого обеспечиваются все необходимые мероприятия для работы всей операционной системы, учитывается необходимое для реализации каждого из заявленных процессов время. В широком значении LIFO можно обозначить как противоположный FIFO принцип организации работы. В одном случае добавление продукции или снятие выполняется к одному из концов данного списка, а в другом – каждая из процедур обеспечивается только с одного конца.
Еще одним вариантом очереди с приоритетными товарами является комплектация, при которой по причине физических особенностей продукции некорректно применять наименование FIFO. Это связано с тем, что обработка ключевых данных выполняется с использованием совершенно другого принципа. Фактическая теория осуществления массового обслуживания включает в себя более точное понятие очереди, а также взаимодействие между несколькими очередями, а обслуживание предполагает применение на практике принципа «только-FIFO». С целью обозначения подобного принципа в профильных кругах активно применяется аббревиатура FCFS (first come, first served). Любые споры относительно наименований «хвост» или «голова» происходят по причине очередей в рамках действия FIFO.
Большая часть людей предпочитает добавлять дополнительные части в очередь с хвостовой части, а данный элемент сохраняется в общей очереди до достижения головной части, покидая позицию только оттуда. Подобную систему можно сравнить с традиционными очередями в магазинах, где люди ждут оказания им услуг или приобретения товаров. В некоторых случаях используются альтернативные термины: «тыл» и «фронт».
Особенности принципов FEFO FIFO при отгрузках
Принципы FEFO FIFO при отгрузках в сравнении с другими системами обслуживания складов отличаются собственной классификацией в зависимости от вариантов установленных в помещении стеллажей. Метод FIFO включает в себя следующие конструкции:
Аналогичные модели стеллажей применяются и в случае с категорией FEFO при обслуживании складских помещений, где преобладающее число позиций относится к продуктам питания.
Ротация товара: главные принципы выкладки и перемещения
Ротация товара – это перемещение продукции по торговой точке на протяжении всего ее цикла движения – от поступления до реализации покупателю. Ротация затрагивает не только торговый зал, но и складские помещения, а для крупных торговых сетей и распределительные центры.
Что такое ротация товара, и для чего она нужна
Дословно «ротация» переводится как «вращение», что очень точно описывает процессы и принципы, согласно которым товар размещается и перераспределяется для того, чтобы максимально использовать потенциал торговой точки.
Правильная выкладка и ротация дает увеличение прибыли до 18 %.
Ротация – одна из главных мерчендайзинговых технологий, которая при продуманном и выверенном применении способна продвигать продукт и увеличивать прибыль наравне с рекламой и маркетинговыми кампаниями. При этом главное достоинство ротации – это почти полное отсутствие затрат. Но именно на ротацию товара в торговых сетях уходит большая часть человеческого ресурса, в то время как остальные процессы торговли все больше автоматизируются. Эффективная ротация требует обучения персонала, регламентированного исполнения, регулярного анализа и корректировки.
В случае соблюдения правил ротации и применение их в соответствии со стратегией торговой точки бизнес может решать следующие задачи:
Ротация используется в торговле с конечным потребителем, но не во всех нишах. В первую очередь, она необходима для продукции повседневного потребления – продукты питания, средства гигиены, бытовая химия, некоторые категории одежды, фармацевтическая продукция, товары пассивного спроса. Ротация не применяется, или используются только некоторые ее принципы, для позиций длительного пользования и предварительного выбора – бытовая техника, электроника, предметы интерьера и т. д.
Виды ротации товара
Технология ротации разработана на основе особенностей человеческого поведения. При этом учитываются не только общие закономерности, но и культурные предпочтения.
Пример.В американских маркетах практикуется регулярное перемещение групп товаров в разные участки торгового зала. Это создает у покупателей интерес и ощущение постоянного обновления. Тогда как российские покупатели более консервативны и предпочитают быстро находить нужный продукт в знакомом месте. Поэтому продукция в российских торговых точках ротируется только внутри товарных групп.
Маркетинговые исследования покупательского поведения потребителей постоянно обновляются и дополняют технологию ротации, но основные ее принципы остаются неизменны уже долгое время.
Существует три вида ротации. В зависимости от торговой стратегии и особенностей ассортимента может использоваться один из них или все три сразу.
Заказ новой поставки рассчитывается по схеме:
Количество товара к заказу = планируемое к продаже количество товара + товар для выкладки на витрины – товар, который уже выложен на полки.
Самая сложная задача – это рассчитать схему закупок скоропортящихся продуктов. Они должны заказываться часто и малыми партиями, чтобы как можно быстрее перемещаться в торговый зал. В целом, на реализацию должно отводится не более 60–70 % времени от всего срока годности.
Одновременно с заменой ценников и актуализацией цен на кассе, проводится перемещение товара в горячие зоны – средние полки, прикассовые зоны, распродажные корзины.
Системы товарооборота применяются на всех этапах движения товара – от склада до полки. В торговом зале вновь прибывшая продукция выкладывается на полки всегда за предыдущей партией. Таким образом в первую очередь раскупаются позиции с меньшим запасом срока годности. В складских помещениях ранее поступившие партии перемещаются к месту выдачи в зал, а новые поступления занимают их место хранения.
Принципы и правила ротации
Товары в торговом зале выкладываются и перемещаются в соответствии с разработанной планограммой.
Важно:планограмма выкладки – это план-схема, которая определяет зоны и порядок размещения товаров в торговой точке.
Согласно план-схеме каждой позиции, на стеллажах и полках отводится определенное место. Часто планограмма согласовывается с заинтересованными поставщиками, так как размещение продукции на стеллаже существенно влияет на объемы реализации.
Планограмма должна точно рассчитывать размещение ассортимента, необходимый запас, чтобы не допустить пустующих полок, и эффективность использования зон, отведенных под каждую категорию.
Выкладка и перемещение товара в торговой точке проводится по правилам, учитывающим поведенческие факторы потребителей:
Работа по выкладке товара может возлагаться на продавцов или мерчендайзера поставщика. Часто эти обязанности распределяются следующим образом – сотрудник магазина обеспечивает перемещение товара в соответствии с планограммой, а мерчендайзер отслеживает эффективное размещение, целостность упаковки, актуальные ценники, соблюдение сроков годности.
Преимущества и недостатки ротации товара в торговле
Ротация товара – это один из самых дешевых способов увеличить прибыль торговой точки. Правильная выкладка направлена не только на реализацию ассортимента с истекающим сроком годности, но и на удовлетворение потребностей покупателей в качественной, свежей и актуальной продукции.
Принципы размещения влияют на узнаваемость брендов, репутацию и имидж торговой точки, оптимизацию расходов на логистику, возврат, утилизацию просроченных товаров, содержание складского пространства. С регламентированной ротацией невозможны неприятные сюрпризы в виде залежавшейся на складе просроченной партии продукции.
Но при этом жесткое следование разработанной схеме без учета особенностей ниши и тенденций в покупательской активности может привести к обратному эффекту. Слишком частое перемещение и обновление ассортимента может отталкивать постоянных покупателей, которые не хотят тратить время на изучение нового продукта. Кроме того, многие принципы мерчендайзинга, такие как FIFO, давно известны потребителям – многие покупатели целенаправленно выбирают более свежий товар из задних рядов. Планограмма и схема ротации должна регулярно анализироваться и оцениваться на эффективность. Проверенные и устоявшиеся принципы лучше скорректировать, если они идут вразрез с особенностями местного спроса.