Русский язык что где когда
Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?» (10-й класс)
Класс: 10
Цели: формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; проверить теоретические знания и практические умения.
Правила: участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.
Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.
В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге, а второе – как палец на другой ноге. Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)
В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)
Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить. Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)
Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)
Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)
Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)
У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха». А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)
Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)
Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)
Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)
«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)
Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)
В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость. Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости. Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)
Какой тип имен собственных называется термином «зооним»? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.
(Зооним (от греч. Zonn – «животное» + опута – «имя») – имя собственное, представляющее собой кличку животного.)
(Карагез – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму – «Муму» И.С.Тургенева, Кусака – «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)
Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?
Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.
(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)
Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)
Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.
Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.
(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)
Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.
(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)
(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)
Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)
Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объёма.
1)Глава; 2) параграф; 3)абзац.
(1 – абзац; 2- параграф; 3 – глава)
Параграф – подразделение текста внутри главы, раздела.
Глава – раздел книги, статьи.)
Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)
Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.
(Три группы. I группа: горе, горюшко, горевать; II группа: гореть, пригореть, выгореть; III группа: пригорок, горный, гористый, горец)
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Искать сыскать сыск … сыщица.
Первое – часть суши, окруженная водой.
Третье – приспособление для игры в бильярд.
Все вместе – русский драматург. (Островский)
Первое найдешь в радуге.
Третье – первая женщина.
Целое – русская поэтесса. (Цветаева)
Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)
Познавательная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»
Познавательная игра по русскому языку.
Цель игры:
Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»»
Познавательная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?» («Знатоки русского языка»)
Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой, усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Цель игры:
Расширить кругозор учащихся;
Ориентировать на глубоко осмысленное прочтение специальной, научно-познавательной литературы;
Развитие интеллектуального и умственного потенциала учащихся.
Оформление зала:
Шесть стульев для каждой команды
Магнитофон для музыкальных пауз (возможно «живое оформление»)
(Перед началом игры звучит песня В. Добрынина «Хочу всё знать» в исполнении группы «Весёлые ребята»)
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня с вами проводим интереснейшую встречу – встречу с загадочными вопросами, на которые вы – да, да, вы сами – ответите, я в этом уверена. Сегодня мы с вами играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
Но наша игра – немного необычная. Если в её телевизионном варианте знатокам предлагаются вопросы, требующие знаний в различных отраслях, то мы сегодня сузили круг вопросов. Наша сегодняшняя игра называется «Знатоки русского языка».
В нашей игре сегодня принимает участие команда в составе…
И капитан команды ________
И капитан команды ________
И капитан команды ________
А теперь о правилах нашей игры. У нас три команды. Жеребьевка определит, какая команда начинает игру. На то, чтобы найти ответ, нашим знатокам отводится одна минута. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко, и возможность дать правильный ответ переходит к другой команде.
Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, один раз за игру вы можете воспользоваться помощью зрителей, и за минуту они вам могут предложить свои варианты ответа на каверзный вопрос, а уж вам останется только выбрать…
И ещё: один раз за игру вы можете взять музыкальную паузу, отдохнуть, перевести дух. Одно музыкальная пауза есть и у меня.
Правила понятны? Тогда мы начинает нашу игру, посвящённую русскому языку.
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Задание: определить лексическое значение диалектизма.
Задание: назвать современный синоним устаревшего слова:
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения, но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». Задание: определить лексическое значение:
• Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице.
Как будут называть жителей?
1. В каком слове нет окончания?
1. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.
1. В старину в России была такая профессия – стряпчий. А чем он занимался?
1) кулинарией; 2) торговлей; 3) юриспруденцией; 4) военным делом; 5) сельским хозяйством.
1. Отгадай пословицу: « Зайцам симпатизировать – дома не сидеть»
1. Название этого знака препинания заимствовано из французского языка и в переводе означает «тянуть». Что это за знак?
2. Замените фразеологизмы наречиями:
1. Мальчик бежал во все лопатки.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
3. Девочка выучила задание назубок.
4. Она пришла ни свет ни заря.
5. Работу он знал как свои пять пальцев.
6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо.
7. До деревни рукой подать.
Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.
ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
2. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки?
2. «Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в слове рецепт.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.
2. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.
3.Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские?
3. Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
3. Расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине»:
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил
3. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.
3. В каком слове три мягких согласных? Спешить, осень, печники, каменщик.
4. Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё. Что общего между этими понятиями?
4. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, добела, донельзя, залитый, занята.
4. Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -енок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие — с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.
ягненок; теленок; поросенок; цыпленок; гусенок
4. Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?
бой; битва; дуэль; сражение; баталия.
4. Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря? Укажите их номера, свой ответ аргументируйте
1) Русско-японский 2) Русско-канадский 3) Русско-бельгийский 4) Русско-кубинский 5) Русско-бразильский.
5. Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.
5. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает?
5. Эта буква была придумана Н.М.Карамзиным и впервые применена им в 1797 году. До сих пор она терпит претеснения и неудобства. Что это за буква?
5. Во многих европейских языках понедельник называется днем Луны (нем. Montag, англ. Monday, франц. Lundi), а воскресенье — днем Солнца ( нем. Sonntag, англ. Sunday). А почему в русском языке понедельник и воскресенье называются именно так?
5. В какой из приведённых пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных? Объясните свой выбор.
6. Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6?
6. Найдите лишнее слово в строке. Обоснуйте свой выбор.
Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать.
6. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово. Например, роман-норма. Составьте на основе пяти данных слов пять новых:
Адрес, волос, майка, сосна, ропот.
6. Переведите текст XII в. Что из принесенного понадобилось два раза? Что нашли ангелы и для кого?
И възва Богъ 4-ре ангелы и рече имъ: «Ищите имени ему». Аггелъ Михаилъиде на всток и видѣ ту звѣзду, ейже имя Анафола, и взят оттуду Азъ. Гаврилъиде на полудне и видѣ ту звѣзду, ейже имя Адоръ, и взят оттуду Добро. Урилъ иде на полунощье и видѣ звѣзду, ейже имя Машимъ, и взят оттуду Мыслѣте. Рафаилъ иде на запад и видѣ звѣзду, ейже имя Брионъ, и взят оттуду Еръ.
Используя буквы данного слова, составьте как можно больше других слов.
Ноговицы – носки
Седмица – неделя
Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)
Десница – правая рука
• Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
Как будут называть жителей?
Нижнего Новгорода – нижегородцы
1. В каком слове нет окончания?
1. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.
Служил в церкви – Пономарёв,
выделывал кожу – Сыромятников,
шил тулупы – Скорняков,
лепил горшки – Гончаров,
рубил избы – Плотников.
1. Стряпчий занимался юриспруденцией (так в XIX веке назывался чиновник по судебному надзору).
1. Слово «тире» заимствовано из французского языка, tirer- «тянуть», что вполне соответствует форме знака.
2. Замените фразеологизмы наречиями:
1. Мальчик бежал во все лопатки.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
3. Девочка выучила задание назубок.
4. Она пришла ни свет ни заря.
5. Работу он знал как свои пять пальцев.
6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо.
7. До деревни рукой подать.
(1. Быстро. 2. Точно. 3. Отлично. 4. Рано. 5. Очень хорошо. 6. Очень плохо. 7. Близко)
2. ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
2. С семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью.
3. Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)
3. Далёко от тебя, о родина святая,
Уж целый год я жил в краях страны чужой.
И часто о тебе грустил, воспоминая
Покой и счастие, минувшее с тобой,
И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,
Где, так же одинок, и я печально жил,
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.
3. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.
4. Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.
(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)
4. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.
4. Гусенок, так как корень слова совпадает с корнями слов, обозначающих родителей – гусь-гусыня-гусенок – в отличие от других случаев, где названия животных не однокоренные названию детеныша – овца-баран-ягненок.
4. Дуэль, так как означает поединок двух людей.
4. Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря? Укажите их номера, свой ответ аргументируйте
1) Русско-японский 2) Русско-канадский 3) Русско-бельгийский 4) Русско-кубинский 5) Русско-бразильский.
2, 3, 4, 5, т.к. нет языков канадского и др.
Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»
Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»
(7-й класс)
, учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ №78»
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Цели: формировать у обучающихся положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; развивать логическое мышление, память; проверить теоретические знания и практические умения.
Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.
Участников в команде 6, командир команды. Можно разделить класс на команды, состоящие из шести у частников. Карточки с вопросами. Болельщики – помощь класса.
Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Мы рады вас приветствовать в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Прошу игроков занять свои места. Обучающиеся занимают места за столом.
Напоминаем правила игры: капитан команды вращает рулетку, таким образом, определяется вопрос, на обсуждение которого даётся 1 минута. По истечении времени команда должна дать ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается 1очко. Уважаемые игроки, вы готовы? Тогда, капитан, вращайте рулетку. Счёт 0:0.
Кто изображен на портрете?
В русском языке есть слова палиндромы или перевертыши, т. е. эти слова можно читать как слева направо, так и справа налево. Например: поп, потоп и т. д. Послушайте одну историю.
Возвращался с войны боец, шел по пыльной проселочной дороге, догнал старика. “Здравствуй, отец!” – поприветствовал его солдат. “Здравствуй и ты, только я для тебя, скорее, не отец, а тот, чье название как ни читай: справа налево или слева направо – одинаково получится. И имя у меня так же можно прочитать. Смекнул солдат, что старик загадал, и отвечает: “Я и сам таков, чье прозванье как ни крути, не ошибешься. Да и жена меня дома дожидается: как ни позови ее – откликнется”. Понравилась старику догадливость солдата. Спрашивает он служивого: “Путь-то, небось, у тебя долгий впереди. Где ночевать будешь? У меня рядом с домом есть такое, что, как ни скажи, прямо ли, наоборот ли, все одно – не изменится. Там и тебе места хватит”. “Благодарствуй, добрый человек, – говорит солдат, – домой спешу”. Расстались старик и боец довольные друг другом, смекалкой своей. Догадайтесь и вы, что имели в виду герои истории. (Дед, Тит, казак, Анна, шалаш).
О каком писателе идёт речь?
В цветущей Дании, где свет увидел я,
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
(Г.-Х. Андерсен. Он прославился во всём мире как гениальный сказочник. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старинном датском городе Оденсе. А эти строки из стихотворения Андерсена «Дания – моя родина»)
Как называется произведение и кто автор этих строк?
« А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его» (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)
В начале XVIIIвека в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)
Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить. Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)
Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу– журавлю)
Архаизмы «лепота», «лобызать»,«десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница– правая рука; выя – шея)
Первое – часть суши, окруженная водой.
Третье – приспособление для игры в бильярд.
Все вместе – русский драматург. (Островский)
Первое найдешь в радуге.
Третье – первая женщина.
Целое – русская поэтесса. (Цветаева)
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью “Победителю-ученику от побежденного учителя”. (Жуковский в 1820 году по окончании поэмы “Руслан и Людмила”).
Вопрос № 9
В середине XX века учёные-лингвисты заметили, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»,- писал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин.
Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)
Вопрос №11
— А теперь – черный Сектор “Черный ящик” ящик, господа! Если вы установите, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике.
(Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава – седьмая вода на киселе; как с гуся вода; как рыба в воде; сидеть на хлебе и воде; в ложке воды утонуть; тише воды, ниже травы) В черном ящике находится бутылка воды.
1.- Из какого города был знаменитый Левша из сказа
«Левша»? (Из Тулы).
Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)
2.Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады/. – Ростов н/Д., 2010