Рым гайка что это
Рым-гайки DIN 582
В настоящее время под понятием такелаж подразумеваются все приспособления, используемые в случаях, когда требуется закрепить либо переместить некий груз. Всего их существует 11 разновидностей, начиная с карабинов, включая известные еще со школьной скамьи блоки, и заканчивая вертлюгами. Но рым-гайка среди этого многообразия занимает особое место. Достаточно сказать, что эта деталь с резьбой M 8, весящая всего 50 грамм, выдерживает нагрузку 140 кг (читай, способна поднять объект такой массой). Поэтому не удивительно, что подобный крепежный элемент нашел широкое применение во многих промышленных отраслях, в частности в строительстве.
Конструкция и материал изготовления
Рым-гайка выглядит в виде кольца с основанием, в котором выполнено резьбовое отверстие.
Закрепление данной детали в теле предполагаемого к транспортировке объекта осуществляется посредством шпилек, а также болтов. Благодаря тому, что ось резьбы рым-гайки расположена параллельно оси плоскости кольца, затягивать ее можно без специального ключа, просто вставив в проушину рычаг.
Чтобы такой крепежный элемент выдерживал огромные нагрузки, используемое для его производства сырье должно характеризоваться прекрасными прочностными характеристиками и высочайшим качеством. Поэтому наиболее часто рым-гайки изготавливаются из следующих материалов:
нержавеющая сталь A 2 или аналог жаропрочная коррозионностойкая сталь 12 X 18 H 9 T – ее показатель твердости составляет 170 МПа;
кислотостойкая аустенитная сталь A 4 либо аналог нержавеющая высоколегированная конструкционная сталь10 X 17 H 13 M 2 T – ее твердость достигает отметки 200 МПа;
легированная конструкционная сталь марки Ст.30Г. Присутствие в маркировке буквы «Г» говорит о повышенном содержании элемента Mn (марганец) – до 1%. Данный фактор способствует тому, что поверхностная твердость крепежной детали возрастает;
углеродистая качественная конструкционная нелегированная сталь марки Ст.20. Для придания произведенным из нее рым-гайкам антикоррозионных свойств, их покрывают защитным слоем методом гальванической оцинковки.
Классификация
Для классификации рым-гаек используются следующие критерии:
Определить визуально тип резьбы невозможно. Обусловлено это идентичностью угла профиля – 60°. Однако данный фактор нельзя трактовать, как возможность взаимозаменяемости рым-гаек с разным типом резьбы: в результате свинчивания обязательно сформируются недопустимые зазоры и возникнет эффект, когда соседние витки начнут наползать один на другой.
Исполнение и технические характеристики
Производители метиза данного вида, работающие на территории нашей страны, чтобы не возникали сложности, должны руководствоваться нормами D І N 582. Причина – отсутствие отечественных ГОСТов, регламентирующих выпуск рым-гаек Немецким стандартом установлен один вариант исполнения этих крепежных деталей.
Размеры указанных на чертеже параметров представлены в таблице. Единица измерения – миллиметры.
Рым гайка (DIN 582) – зачем понадобилось крепить кольцо?
Для удобства завинчивания крепежей постоянно создается множество приспособлений, и одно из них – рым-гайка (DIN 582). Мы поговорим обо всех особенностях элемента, узнаем о технических требованиях к нему, а также расскажем, почему ГОСТ 22355-77 ошибочно ассоциируют с этим крепежом.
1 Особенности конструкции рым-гайки
Чтобы покрепче затянуть винтовое крепление, было решено увеличить рычаг воздействия, этому помогло кольцо, которое приварили к обычной гайке. Так появился и потом успешно прижился новый тип крепежа. Возникновение идеи такого элемента произошло не на нашей территории, несмотря на его широкое применение у нас сейчас (рым-гайка М16 используется во многих областях, начиная от быта и заканчивая промышленностью и машиностроением).
Это как раз объясняет тот факт, что регулирующего ГОСТа на него нет, зато есть достаточно авторитетный аналогичный документ европейского пера – DIN 582. И хотя часто вы увидите ГОСТ 22355-77 в сочетании с названием этого крепежа, но в этом документе описываются размеры шайб, которыми хорошо дополняется рым-гайка (DIN 582). Откуда же появилось такое название? Приставка «рым» в переводе означает кольцо. Крепеж, о котором идет речь в нашей статье, имеет отличительную особенность – кольцо, расположенное перпендикулярно его плоскости. Причем, рым-гайка М8 будет иметь резьбу, соответствующую простой детали такой же маркировки.
Особенность полученной конструкции в том, что ее легко завинтить с куда большей силой, чем при использовании обычного гаечного ключа. В этом нам поможет кольцо, которое прочно соединено с основанием, в него вставляют прут, за счет чего и получается большой рычаг для затягивания. Затем его можно использовать и как петлю для навесных креплений. Если придерживаться требований по грузоподъемности, то проблем возникнуть не должно. Например, рым-гайка М12 способна выдержать 340 кг и на 100 кг меньше, если нагрузка будет приходиться под углом 45°.
2 За какими данными стоит заглянуть в аналог ГОСТа – DIN?
Обывателю может показаться, что простота конструкции исключает какие-то эксплуатационные проблемы. Но подбирать изделие следует только согласно параметрам, указанным в технической документации. Ведь при малейшем несоответствии характеристик мы поставим под угрозу достоверность таких важных показателей, как рабочая нагрузка или даже предел разрушения.
Производитель обязуется соблюдать угол наклона кольца к плоскости шайбы, его диаметр, внутренний и внешний, а также его толщину. Также важно не забывать и о самой резьбе гайки. Для нее стандартизованы такие параметры, как толщина, внутренний и внешний диаметр. Измеряют еще и общую высоту изделия. Все эти параметры скомбинированы в определенном соотношении, чтобы рабочие возможности крепежа были максимальны, и сведены в простую, с первого взгляда, маркировку.
Каждая рым-гайка (DIN 582) обозначается по номинальному внутреннему диаметру резьбы простым шифром Мх, где х – это миллиметры. Так, рым-гайка М8 имеет внутренний диаметр самого крепежа, соответствующий метрической резьбе М8. Внешний диаметр – 20 мм. Размеры кольца – 20 и 36 мм по внутренним и внешним краям соответственно. При этом грузоподъемность изделия составляет 140 кг. Если нагрузка будет под углом, то последний параметр следует снизить на треть.
Также их длина не должна превышать 1/4 витка. Все изделия проходят испытания на нагрузку, определение твердости и коэффициента закручивания. Правила приемки более подробно описаны в общем для всех крепежей ГОСТе 17769-83. Для каждого испытания отбирается по 5 изделий одного вида. Масса элементов зависит от их размера. Если сравнить, каким весом обладает рым-гайка М10 и следующий в таблице типоразмеров крепеж, то в первом случае масса 100 штук составит 0,11 кг, а во втором это значение достигнет 0,18 кг. А вот рым-гайка М16 имеет еще больший вес, и масса 100 штук таких изделий составит уже 0,28 кг.
Неважно, необходима вам рым-гайка М12 либо иной типоразмер, в любом случае изделие обязано выдержать указанные нагрузки, поэтому металл, из которого оно сделано, должен быть высокого качества и соответствовать ГОСТу. Углеродистая аустенитная сталь обладает прекрасными характеристиками. Она выдерживает высокие и низкие температуры, ей не страшны динамические нагрузки, и все это в сочетании с относительно низкой стоимостью. Также для изготовления такого типа гаек используют легированные марки сталей. Правда, часто цена этих сплавов достаточно велика. А вот чтобы рым-гайка М8 или резьбой побольше обладала отличной коррозионной стойкостью, ее поверхность покрывают слоем цинка. Эта обработка также положительно сказывается на внешнем виде изделия.
3 В каких сферах используется рым-гайка?
За счет усовершенствованной конструкции рым-гайка (DIN 582) имеет весьма обширную сферу применения. Мы можем не только составить достойную пару болту, шпильке, винту, в общем любому стержневому резьбовому метизу, но и использовать кольцо в качестве петли для фиксации такелажных приспособлений или растяжек. Нередко можно встретить натянутый трос, который через талреп любого вида прикреплен к такому типу гайки, установленной на уровне земли. Успешно используется она также в креплениях при буксировке и на большом количестве сборочных производств.
Среди этих крепежей наиболее востребованными выступает рым-гайка М10-М16. Они нашли свое применение во многих промышленных сферах – машиностроение, строительство и ремонтные работы. Мало того, их использование актуально даже для сельского хозяйства и быта.
Несмотря на скепсис в отношении несущих способностей элемента, его довольно часто используют в этом качестве, только надо правильно подбирать грузоподъемность. К слову, она не такая уж и маленькая, но есть ограничение относительно направления нагрузки, конечно, она не должна действовать на излом. Да и отверстие в гайке выходит прямо в кольцо, и если свободный конец болта или шпильки будут длиннее внутреннего диаметра, то вы рискуете упереться и не завершить фиксацию. В остальном рым-гайка (DIN 582) может легко заменить обычный крепежный элемент.
Рым-гайка DIN 582 в разных отраслях промышленности
Эта деталь своим внешним видом напоминает кольцо с нарезанной резьбой. Рым-гайка DIN 582 определяется диаметром резьбового отверстия. Область применения таких деталей весьма обширна. Эти изделия можно увидеть в машиностроении, погрузочных работах, при строительстве многотоннажных судов. Нашла применение такая оснастка и в строительной отрасли. Для защиты от появления коррозии поверхность детали покрывают цинком.
Конструктивные особенности изделия
Для создания мощной затяжки винтового крепления необходимо, чтобы рычаг воздействия был более мощным. Для этого к обыкновенной гайке приварили стальное кольцо. В результате появился новый вид крепёжного изделия. Эта идея впервые была воплощена в жизнь за рубежом. Изделия стали широко применяться в России для различных отраслей промышленности.
Все технические характеристики рым-гайки регламентируются европейским стандартом DIN 582. Действующий ГОСТ 22355–77 определяет только размер шайбы, которая дополняет метиз. Отличительной чертой этого крепежа является кольцо, расположенное под 90 градусов относительно основной плоскости.
Необычная конструкция позволяет закрутить гайку намного сильнее, чем гаечным ключом. Именно для этого существует кольцо, в которое вставляется металлический прут, выступающий в роли большого затягивающего рычага. Изделие М12 способно свободно выдержать груз весом 340 кг. Если расположение груза будет под углом 45 градусов, максимальный вес уменьшается на 100 кг.
Материал для изготовления
Чтобы оснастка смогла выдерживать большие нагрузки, её изготавливают из специальной конструкционной стали, предназначенной для производства:
Специально для агрессивной среды изделие изготавливают из нержавеющей стали или специальной кислотоустойчивой стали А4.
Отлично зарекомендовала аустенитная сталь с большим количеством углерода. Она способна работать при любой температуре, не боится больших динамических нагрузок.
Технологические параметры, регламентируемые DIN
Простая конструкция ещё не говорит о том, что изделие не имеет определённых эксплуатационных проблем. Подбор этой оснастки должен проводиться в соответствии с технической документацией. Малейшее несоответствие может привести к разрушению всей конструкции.
При изготовлении детали производитель обязательно выдерживает несколько важных параметров:
Важнейшим параметром является резьба детали. Она выдерживается в строго определённых значениях. Эти параметры находятся между собой в конкретном соотношении, для получения максимальных возможностей крепежа.
Маркировка изделия DIN 582
В обозначении обязательно указывается внутренняя резьба — Мх. То есть рым-гайка, с маркировкой М8, соответствует стандартной метрической резьбе — М8. Прописывается внешний диаметр кольца. Для М8 он составляет 20 мм. Грузоподъёмность — 140 кг. При угловом положении груза, она уменьшается в три раза.
Чтобы правильно подобрать требуемую рым-гайку, необходимо обратиться к специальным таблицам, которые показывают полную характеристику изделия, учитывают его параметры и грузоподъёмность.
Область применения гаек
После приварки к обыкновенной гайке специального кольца конструкция стала более совершенной. Увеличился рычаг воздействия и сила закручивания. Обновлённая система дала возможность эксплуатировать рым-гайку DIN 582 в различных промышленных сферах. Теперь она прекрасно сочетается с любым болтом или резьбовым стержнем.
С помощью кольца можно осуществлять фиксацию такелажных приспособлений. К таким гайкам, установленным на поверхности земли, с помощью талрепа, крепится натянутый трос. Рым-гайку часто применяют для буксирования тяжелой техники, также она применяется при сборке сложных деталей.
Некоторые опасения вызывает несущая способность этой оснастки. Однако, чтобы не возникало никаких проблем, необходимо правильно подбирать грузоподъёмность изделия. Большие габариты оснастки могут ввести в заблуждение.
Нужно всегда помнить о направлении нагрузки. Она не должна быть направлена на излом.
Основные преимущества метизной оснастки
Благодаря кольцу, расположенному перпендикулярно относительно плоскости гайки, изделие получило ряд существенных преимуществ. Основным достоинством этой конструкции считается возможность применения большой силы для закручивания гайки в сравнении с обыкновенным гаечным ключом.
Технологические характеристики такого приспособления намного выше обыкновенной гайки. Стальное кольцо даёт возможность применять высокие нагрузки.
Это приспособление, благодаря хромовому покрытию, обладает высокой устойчивостью к появлению коррозии. Его можно свободно эксплуатировать в агрессивной среде.
Рым-гайка. Размеры и параметры
Рым-гайки представляют собой такелажный крепёж с петлеобразной головкой, который предназначен для вертикального прикрепления грузовых крюков или строп к перемещаемому грузу. Они не рассчитываются на значительные нагрузки и не рекомендуются для подъёма грузов с помощью грузозахватных приспособлений, которые наклонены под углом к вертикальной оси.
Описание и классификация
Типоразмеры рым-гаек устанавливаются в соответствии со стандартами DIN 582 (ГОСТ на подобную продукцию в России отсутствует). Изделие включает в себя замкнутое кольцо, которое у своего основания плавно переходит в резьбовую втулку. Резьба может быть метрической или дюймовой.
Классификация крепежа может быть произведена по следующим параметрам:
Головка выпускается в трёх модификациях:
Для своего применения деталь должна навинчиваться в выступающий резьбовой конец шпильки, длина которого должна быть не менее высоты втулки. Чтобы исключить повреждение поверхности груза, между ним и рым-гайкой, как и в случае рым-болта, рекомендуется прокладывать плоскую шайбу толщиной не менее 1 мм.
Размеры
DIN 582 предусматривает следующий размерный диапазон крепежа:
Габарит метиза определяется либо по диаметру кольца, либо по толщине петли.
DIN 582 содержит также рекомендации по материалу, из которого могут изготавливаться рым-гайки.
Стальной крепёж может производиться из сталей:
Из цветных металлов и сплавов для производства рым-гаек применяют латунь, кремниевую бронзу, алюминий и его сплавы, титан и его сплавы. Продукция, изготовленная из обычных марок конструкционных сталей, должна проходить антикоррозионную обработку – горячее цинкование, воронение или анодирование (в случае алюминиевого крепежа).
Выбор типоразмера
Производится по предельной грузоподъёмности изделия, которая установлена в пределах от 560 кг – для рым-гаек М6, до 21600 кг – для рым-гаек М30. Следует отметить, что DIN 582 оговаривает не предельную, а разрушающую нагрузку на крепёж. Эти понятия не идентичны, поэтому значение допускаемой грузоподъёмности при выборе должно быть уменьшено не менее чем на 60% (предел, при котором в материале начинают происходить явления ползучести).
Важной характеристикой, которая определяет работоспособность изделия, является способ его получения. Продукция из алюминия или бронзы может изготавливаться методами литья, но для сталей используют преимущественно технологию горячей объёмной штамповки. После деформирования изделия подвергают пассивации и электрохимическому покрытию.
Прочность кованых рым-гаек выше, чем литых, вследствие упрочнения, которое приобретает материал, а также из-за более благоприятной макроструктуры стали.
Все о рым-гайках
Какими бывают?
Болт с проушиной или болт с кольцом — так называют крепежи на простом языке. Существует 2 варианта исполнения конструкции рым-болта:
Кроме метизов, изготовленных по стандартам, выделяют и другие виды.
Удлиненный. Имеет длинный резьбовой стержень.
По типу материала крепежи бывают оцинкованные и легированные или нержавеющие. Какая будет грузоподъемность, зависит от градуса закрепления — осевая, под углом в 45°, если болт установлен сбоку. По стандартам ГОСТ и DIN ширина бурта, то есть выступа винтовой части, варьируется от 17 до 120 миллиметров. Каждый рым-болт имеет свои технические характеристики. Крепежи различаются по размеру диаметра резьбы и диаметра бурта, по шагу винтовой нарезки, по нагрузке от диаметра, по внутреннему и наружному размеру кольца и его толщине, по длине резьбовой части, по допустимой нагрузке на разрыв под углом в 45° и относительно его оси.
Обозначаются, как М4, М5, М6, М8, М10, М12, М14, М16, М20, М24, М30, М36, М42, М48, М56, М64, М72, М80 и М100. По всем этим характеристикам грузоподъемность может варьироваться от 80 килограммов до 40 тонн.
Сферы применения
Благодаря своему специфическому назначению применяются рым-болты во многих сферах:
А также крепежи часто применяются при ведении работ, что необходимо выполнить в короткие сроки — например, установка палаток, купола цирка, шатров. Уличная реклама и системы подобного вида тоже монтируются при помощи рым-болтов. Принято считать, что впервые рым-болты начали использоваться в судоходном деле. На плавучие конструкции (на лодку, яхту, суда) устанавливался крепеж для швартования к берегу.
Классификация
Размеры гаек устанавливаются также по стандартам DIN582.
На боковой части кольца рым-гайки наносится маркировка, в которой указана информация о размерах, материале и заводе-изготовителе.
Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть М6, М8, М10, М12, М16, М18, М20, М24, М26, М30, М36, от М42 до М48. А также выпускают метизы нестандартных размеров, например, М4, М5, М7, М22, М27, М33, М39, М39х2, М100. По DIN такие параметры не рекомендуется изготавливать, и приобрести их можно только на заказ. Самыми распространенными стали метизы с размерами М8-М16.
А также гайки классифицируются:
Дюймовая размерность впервые начала набирать популярность в Соединенных Штатах и Великобритании, в то же время в Европе и Азии распространенной была метрическая система. Соответственно, появилась проблема с совместимостью различного рода крепежей. В дальнейшем Великобритания приняла метрическое измерение, отказавшись от дюймового.
По внешнему виду отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля у них идентичен – 60 градусов. Различить возможно по маркировке: в метрической системе класс прочности обозначается цифрами, в дюймовой – линиями. Крепежи с разным типом резьбы никогда не будут взаимозаменяемыми, так как при свинчивании в конструкции образуется зазор или промежуток. Единственная трудность, возникающая во время монтажа рым-гайки – это правильное соединение двух элементов.
По виду головки рым-гайки она может быть трех модификаций:
По размеру диаметра кольца, либо по его толщине
Некоторые крепежи имеют поворотную петлю, которая будет поворачиваться в направлении нагрузки, и привариваемую петлю на шарикоподшипниках – здесь она будет вращаться во всех направлениях на 360 градусов. Изготавливаются они из нержавейки, в дальнейшем покрываются краской.
Важно! По международному стандарту для рым-гаек устанавливается не предельная, а разрушающая нагрузка, то есть, когда с деталью начинают происходить необратимые изменения. Это два разных определения, поэтому при выборе значение грузоподъемности уменьшается на 60%
Выбирая рым-гайку, нужно учитывать область, в которой она будет эксплуатироваться, и как долго, какой вес будет у груза, какие правила безопасности предусмотрены.
Приобретать гайку желательно вместе с винтом или шпилькой, для того чтобы сверить размер и шаг резьбы – правильно подобранные крепежи сделают конструкцию или механизм надежным и долговечным. Прочность их также должна быть идентична, но допускается более высокая прочность гайки, но не наоборот. Если шпилька будет прочнее, во время закручивания, может произойти срыв резьбы рым-гайки. Стоит помнить о том, что повреждение стержня выявить легко, так как разрыв происходит резко, и его трудно не заметить. А с гайкой все наоборот – сорванную резьбу практически невозможно увидеть.
Данный крепеж имеет большую популярность и распространение во многих сферах, поэтому при выборе и эксплуатации нужно помнить о нескольких правилах:
О том, что такое рым-болт и рым-гайка, вы можете узнать из видео ниже.