С чего начать изучение коммунизма

Как освоить марксизм самостоятельно

Для качественного усвоения теории марксизма нужно пройти в обучении несколько этапов.

Первый этап – это освободить свою голову от разного рода заблуждений и мифов, внесенных туда буржуазной пропагандой, ведущейся более 25 лет. Именно для этого на сайте www.work-way.com и существует раздел «Вопросы и ответы», где редакция сайта постаралась разъяснить и опровергнуть все самые основные буржуазные мифы, бытующие в обществе.

Второй этап – усвоить марксистский язык, понять сущность и значение основополагающих марксистских терминов и получить самое первое представление о главных положениях марксистской теории. Нужно прочесть «Курс политграмоты» А.Бердникова и Ф.Светлова, написанный еще в 1925 году. Тогда, сразу после социалистической революции, перед партией большевиков стояла задача огромной важности – как можно быстрее и качественнее научить тысячи рабочих и крестьян, не имевших приличного образования, теории марксизма, без знания которой пролетарскими массами говорить о строительстве социализма совершенно нереально. И задача эта большевиками была успешно выполнена! Великие достижения СССР и его победа над фашистской Германией, запуск первого космонавта в космос и уникальные социальные гарантии советского народа тому отличное доказательство.

Сегодня стоит та же задача – обучить как можно быстрее и как можно качественнее тысячи сознательных рабочих, представителей передовой интеллигенции и других слоев нашего общества, искренне стремящихся к социализму и готовых работать для его победы.

Третий этап – изучение марксизма-ленинизма по работам классиков марксизма.

Здесь важно не потеряться и выбрать на первых порах самое главное – то, без чего просто не возможна сколько-нибудь эффективная практическая работа в современных условиях. За основу обучения следует взять произведения В.И.Ленина, как великого революционного практика, действующего вдобавок в России. Работы К.Маркса и Ф.Энгельса, при всей их важности и значимости, на этом этапе менее важны, изучение их можно оставить на потом, для следующего этапа – этапа повышения квалификации, осуществляемого параллельно с практической работой с массами.

Также очень важны работы И.В.Сталина, без которых не понять процессы, происходившие в СССР. А сделать это крайне необходимо, поскольку на сегодня именно непонятная рабочей массе гибель советского социализма во многом является тем тормозом, который сдерживает в нашей стране всю борьбу за социализм.

Теперь несколько советов тем, кто обучается самостоятельно:

1. Тексты работ классиков сейчас доступны в интернете, они размещены на многих сайтах.

2. Книги классиков марксизма – не художественная литература. Читать их следует вдумчиво, стараясь понять каждую фразу, каждую мысль. Постоянно анализируйте то, о чем пишет автор, и старайтесь понять, а нет ли в сегодняшней действительности тех явлений, о которых идет речь.

3. Не лишним будет внимательно ознакомиться со ссылками и сносками, пояснения в них могут помочь точнее понять мысли классиков.

4. Старайтесь конспектировать изучаемые работы классиков. Это поможет выделить главные и важные мысли, запомнить их. Помните, что Ленин, изучая произведения Маркса и Энгельса, не гнушался это делать, и эти конспекты ему частенько помогали в практической революционной работе.

6. На полях книг, принадлежащих вам лично, делайте простым карандашом пометки – потом будет удобнее находить мысль классика, которая привлекла ваше внимание.

7. При изучении ленинских произведений не пропускайте мест, где он критикует кого-то из известных ему лиц того времени, даже если вы никогда о них не слышали. Ровно наоборот, постарайтесь самым внимательным образом вникнуть в суть спорного вопроса и понять, ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО Ленин ругает взгляды и позицию того или иного товарища. В сегодняшнем мире среди наших левых немало таких, чья позиция близка к позиции тех лиц, кому от Ленина доставалось еще 100 лет назад. Оппортунизм цветет махровым цветом, научиться видеть его, понимать, в чем его суть и каковы его ошибки, сегодня чрезвычайно важно.

Ниже приведен список самых важных произведений классиков марксизма, без глубокого усвоения которых говорить о знании основ марксизма-ленинизма невозможно. Причем желательно изучать эти работы в той же последовательности, как они расположены в списке (так легче понимать суть написанного):

1. К.Маркс «Манифест Коммунистической партии»;

2. В.И.Ленин «Карл Маркс» ПСС, т. 26 (интересна тем, что там кратко изложена суть марксизма);

3. В.И.Ленин «С чего начать», ПСС, т. 5;

4. В.И.Ленин «Что делать» ПСС, т. 6 (эта книга сейчас для нас основная, желательно иметь ее в личном пользовании, там изложены все насущные вопросы коммунистического движения – что есть партия пролетариата, как ее создать, как работать с массами, как вести агитацию и пропаганду, что такое экономизм (вид оппортунизма) и т.п.);

5. В.И.Ленин «По поводу «PROFESSION DE FOI»» ПСС, т. 4 (что есть политическая борьба и каковы задачи коммунистов);

6. В.И.Ленин «Политическая агитация и «классовая точка зрения», ПСС, т. 6;

7. В.И.Ленин «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», ПСС, т. 7;

8. В.И.Ленин «Шаг вперед, два шага назад» ПСС, т. 8 (очень полезная работа Ленина, поскольку позволяет понять, что именно происходит в нашем левом и коммунистическом движении);

9. В.И.Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» ПСС, т. 1 (важнейшая книга для понимания сущности марксизма и марксистского метода!);

10. В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» ПСС, т. 11;

11. В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» ПСС, т. 27 (дана характеристика современного этапа капитализма, в котором мы сейчас находимся);

12. В.И.Ленин «Государство и революция» ПСС, т. 33 (что такое социализм и коммунизм, что есть диктатура пролетариата и почему она нужна);

13. В.И.Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС, т. 41;

14. В.И.Ленин «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», ПСС, т. 36;

15. В.И.Ленин «О праве наций на самоопределение» ПСС, т. 25;

16. И.В.Сталин «Об основах ленинизма» ПСС, т. 6;

17. И.В.Сталин «К вопросам ленинизма» ПСС, т. 8;

18. И.В.Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР» ПСС, т. 16 (ч.2).

Это необходимый минимум, который даст хотя бы общее представление о том, что такое марксизм и какова на самом деле идеология рабочего класса.

Не следует думать, что если вы прочитали эти указанные 18 произведений классиков, то вы уже готовый марксист-ленинец. Нет, это не так! Это только первые шаги вашего обучения законам развития природы и общества. Следующие шаги вы будете делать сами, осваивая классиков дальше и глубже, знакомясь с теми вопросами, которые в данных произведениях авторами не ставились.

Вы должны понять, что для того чтобы свободно ориентироваться в практических вопросах, видеть верный путь решения тех или иных проблем действительности, которые постоянно ставит и будет ставить перед вами сама жизнь, нужно учиться ПОСТОЯННО.

Это ДОЛГ каждого коммуниста, если он коммунист.

Источник

С ЧЕГО НАЧАТЬ ИЗУЧАТЬ МАРКСИЗМ?

Автор: Drahtigel · Опубликовано 29.04.2018 · Обновлено 11.11.2019

Предисловие

Марксизм – это наука и требует научного подхода ко всему. Это объясняется тем, что философия марксизма есть материализм, который учит, что материя первична, сознание — вторично и производно от материи. В отличие от идеализма, материализм опирается на науку и научный анализ во всём. Но эта работа посвящена не объяснению основ марксизма или объяснению самой немецкой философии. В этой работе я напишу, с чего следует изучать (с каких книг) марксизм.

Многие полагают, что изучать марксизм следует начать с труда Маркса «Капитал». Это ошибочное суждение. «Капитал» Маркса следует изучать в последнюю очередь, когда обогатишь свой мозг изучением политической экономии. Не изучив как следует политическую экономию, нельзя понять «Капитал» Маркса. Поэтому судить что человек «марксист или нет?» не следует со знания «Капитала». Политическую экономию следует изучать уже после изучения диалектики и материализма, как первого источника марксизма.

К некоторым из трудов я оставлю комментарии, для того, что бы читатель смог узнать содержимое данных трудов.

Общие вопросы.

Общие вопросы марксизма есть основное обобщенное теоретическое содержание марксизма. Общие вопросы марксизма содержатся в трех трудах –

2.Принципы коммунизма – труд Энгельса, посвященный объяснению коммунизма, как учения. Коммунизм призван освободить пролетариат от рабства (рабства под пятой капитала). Энгельс в этом труде пишет о том, какие классы существовали до пролетариев, и чем эти классы отличается от пролетариев в производственно-хозяйственном положении прошлого.

3.Три источника и три составных части марксизма – В.Ленин. Изучение марксизма необходимо начать с его источников, и производных от этих источников составных частей. Составные части марксизма – это материализм, политэкономия, социализм.

Диалектический и исторический материализм

Вот и подошли мы к немецкой философии, т.е. материализму. Заслуга Маркса в том, что ор взял диалектику Гегеля и очистил ее от идеализма – огранил диалектику материализмом. Применив диалектический материализм к сложившимся историческим условиям получился исторический материализм. Следует начать изучать марксизм сначала с общих вопросов, потом с источников. Первым источником марксизма является немецкая философия. А составная часть, исходная от нее – материализм. Содержание диамата и истмата содержится в следующих трудах –

1.О диалектическом и историческом материализме — И.В.Сталин. В данном труде как мы заметили из названия говорится о диамате и истмате. Сталин дает объяснение различиям между диалектикой Маркса и диалектикой Гегеля, материализмом Маркса и материализмом Фейербаха, а также основное содержание марксистской диалектики и марксистского материализма. Короче говоря, этот труд содержит основные черты диалектического и исторического материализма.

2.Происхождение семьи, частной собственности и государства. – труд Энгельса, содержащее основы исторического материализма – это история происхождения семьи, частной собственности и государства, т.е. история трёх этапов развития общества – дикости, варварства и цивилизации, и степени развития в этих эпохах соответственно семьи, частной собственности и государства.

(и/или «Экономический детерминизм К. Маркса» Лафарг)

3.Государство и революция — В.Ленин – еще один труд по историческому материализму, дающее марксистское материалистическое объяснение происхождению государства, а также это труд посвященный объяснению задачам пролетариата в революции. Это не только пособие по историческому материализму, но и стратегия и тактика революции и строительства.

4.Анти-Дюринг, Ф. Энгельс. (и/или «Развитие социализма от утопии к науке» Ф.ЭНГЕЛЬС)

5.Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС

Политэкономия

Вот мы и подошли к политэкономии, которую необходимо знать для чтения любимого всеми «Капитала». Политэкономия – это содержание о прибавочной стоимости, стоимости труда, деньгах, взаимоотношениях между людьми в производственном плане.

Вот эти 2 труда, необходимые для изучения политической экономии –

1.Наемный труд и капитал – К. Маркс.

2.Зарплата, цена и прибыль – К. Маркс.

Эти труды дали объяснение экономическим терминам с точки зрения марксизма и разобрали их.

Социализм

Маркс взял французский утопический социализм и сделал из утопии науку. Самое главное, взятое из французского социализма – это есть классовая борьба пролетариата, доведенная Марксом до борьбы за диктатуру пролетариата. Вот труды, необходимые для изучения социализма и коммунизма-

1.Критика готской программы – К.Маркс

2.Пролетарская революция и ренегат Каутский — В.Ленин

3.Очередные задачи советской власти – В.Ленин.

Послесловие

Прочтение всех вышеперечисленных трудов дает коммунисту базу основ и общих положений марксизма. Эти труды являются самыми первыми в сокровищнице марксизма.

Ссылки на электронные версии книг есть в нашей Библиотеке, на форуме.

Так же на форуме вы можете найти ссылки на действующие марксистские кружки.

Источник

С чего начать изучение марксизма-ленинизма? Источники.

Очень часто у желающих начать изучение марксизма встаёт вопрос: «А с чего начать?». В попытках освоить научный коммунизм, людей зачастую бросает от фундаментальных трудов, вроде «Капитала», который нельзя освоить без знания основ политической экономии и философии, к малозначимым для начального уровня изучения работам. Таким образом, у людей не складывается полноценная картина мира. Они видят марксизм, словно через калейдоскоп. Отсюда и вытекают разного рода «левые» и «правые» уклоны.

Видя метания товарищей, мы решили подготовить список для упрощения изучения марксизма-ленинизма. Составители прошли достаточно тернистый путь в изучении марксистской философии и политэкономии, и на собственном опыте поняли какие работы и в какой последовательности стоит читать. Данный список рекомендуется к чтению начинающим. Мы советуем читать работы по порядку, конспектируя сочинения классиков и отмечая особенно понравившиеся мысли; обязательно следует обсуждать прочитанное с товарищами, задавать вопросы тем, кто имеет большие познания в марксизме. Собрав товарищей, можно организовывать кружки. На собраниях кружка не стоит заниматься чтением вслух сочинений классиков; наибольшую эффективность в плане освоения материала можно получить только в результате обсуждения тех или иных актуальных проблем, с применением прочитанного к реальности. Надеемся, что наш список поможет вам!
Удачи в учёбе!

Ознакомление с марксизмом.

Данный раздел посвящён сугубо ознакомлению с основными идеями Маркса. Здесь представлены первые труды основателей научного социализма.

— Ф. Энгельс: «Принципы коммунизма».
— К. Маркс: «Манифест Коммунистической партии».
— Ф. Энгельс: «Эльберфельдские речи».
— В.И. Ленин: «Три источника и три составных части марксизма».
— Ф. Энгельс: «Развитие социализма от утопии к науке».
— Г.В. Плеханов: «Основные вопросы марксизма».
— И.В. Сталин: «Вопросы ленинизма».

Основы марксистской философии.

— Роберт Штайгервальд: «Введение в марксистскую философию».
— В.П. Огородников: «Курс лекций по философии марксизма» (видео).
— И.В. Сталин: «О диалектическом и историческом материализме».
— Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»: «Отдел первый: философия».

— С.Н. Виноградов: «Логика. Учебник для средней школы».
— А.И. Уемов: «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».
— О. М. Медушевская: «Источниковедение».

Марксистское учение о государстве.

— Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
— В.И. Ленин: «Государство и революция».
— В.И. Ленин: «Пролетарская революция и ренегат Каутский».
— В.И. Ленин: «Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата».
— В.И. Ленин: «Привет венгерским рабочим».
— В.И. Ленин: «О государстве»(лекция, прочитанная Лениным в Свердловском университете).
— К. Маркс: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».
— К. Маркс: «Гражданская война во Франции».

— К. Маркс: «Наёмный труд и капитал».
— К. Маркс: «Критика Готской программы».
— К. Маркс: «К критике политической экономии».
— К. Маркс: «Заработная плата, цена и прибыль».
— К. Каутский: «Экономическое учение Карла Маркса».
— Ф. Энгельс: «Конспект первого тома «Капитала» Карла Маркса».
— Ф.И. Михалевский: «Политическая экономия».
— Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»: «Отдел второй и третий».
— Н.И. Бухарин: «Азбука коммунизма».
— В.И. Ленин: «Империализм как высшая стадия капитализма».
— В.И. Ленин: «О рождающемся направлении «империалистического экономизма»».
— В.И. Ленин: «Империализм и раскол социализма».
— В.И. Ленин: «О лозунге Соединенные Штаты Европы».
— В.И. Ленин: «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».
— И.В. Сталин: «Экономические проблемы социализма в СССР».

Ответ на критику марксистской политической экономии.

— К. Маркс: «Нищета философии».
— Н.И. Бухарин: «Политическая экономия рантье».

Партийное строительство сквозь призму учения Маркса.

— В.И. Ленин: «С чего начать?».
— В.И. Ленин: «Что делать?».
— В.И. Ленин: «Беседа с защитниками экономизма».
— В.И. Ленин: «По поводу «PROFESSION DE FOI»».
— В.И. Ленин: «Шаг вперед, два шага назад».
— В.И. Ленин: «Письмо к товарищу о наших организационных задачах».
— Р. Голобиани: «Дорогу осилит идущий».

Вопросы марксистской философии.

— Ф. Энгельс: «Диалектика природы».
— Ф. Энгельс: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
— К. Маркс: «Тезисы о Фейербахе».
— К. Маркс и Ф. Энгельс: «Немецкая идеология». Марксистская критика «левого» и «правого» уклона.
— К. Маркс, Ф. Энгельс: «Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих».
— В.И. Ленин: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».
— В.И. Ленин: «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».
— В.И. Ленин: «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности».
— И.В. Сталин: «Анархизм или социализм».
— И.В. Сталин: «Троцкизм или ленинизм».
— Мао Цзэдун: «Против книгопоклонства».

Важные вопросы теории:

— И.В. Сталин: «Марксизм и национальный вопрос».
— В.И. Ленин: «О праве наций на самоопределение».
— В.И. Ленин: «О национальной гордости великороссов».
— В.И. Ленин: «Социализм и религия».
— В.И. Ленин: «Об отношении рабочей партии к религии».
— В.И. Ленин: «Война и российская социал-демократия».
— В.И. Ленин: «Военная программа пролетарской революции».
— А. Бебель: «Женщина и социализм».
— А.М. Коллонтай: «Отношения между полами и классовая борьба».

Источник

С чего начать изучение коммунизма

С чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото С чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку С чего начать изучение коммунизма. Картинка про С чего начать изучение коммунизма. Фото С чего начать изучение коммунизма

Эта заметка — инструк­ция по при­ме­не­нию про­граммы заня­тий, кото­рую мы под­го­то­вили, и по сов­ме­сти­тель­ству — допол­не­ние к более серьёз­ной работе, мето­дичке «Как орга­ни­зо­вать марк­сист­ский кру­жок?». Для более пол­ного пони­ма­ния вопроса про­чти сперва основ­ную ста­тью, а затем воз­вра­щайся сюда.

Как построена программа

Мало соста­вить про­грамму заня­тий марк­сист­ского кружка, надо ещё обос­но­вать, почему только она ведёт вер­ным путём.

Мы созда­вали наш план, как уни­вер­саль­ный. Если вам он всё же не подо­шёл, вы вольны его менять. Добав­ляйте заня­тия, чтобы разо­брать инте­рес­ные вопросы, или при­гла­сите спе­ци­а­ли­ста, чтобы он про­чи­тал лек­цию по важ­ной теме. Меняйте лите­ра­туру, если най­дёте что-то лучше, чем у нас. Глав­ное — не отсту­пать от общих принципов.

Начинать с азов

Люди при­хо­дят в кру­жок с раз­ным уров­нем под­го­товки. Одни вообще не изу­чали марк­сизм, дру­гие читали слу­чай­ные работы, не пони­мая кон­тек­ста, тре­тьи хорошо знают исто­ри­че­ские факты, но не видят закономерностей…

Чтобы все эти люди могли разо­браться в марк­сизме, начи­нать учёбу нужно с основ, иначе более слож­ные мате­ри­алы про­сто оста­нутся непонятыми.

Мы опус­каем порог вхож­де­ния до уровня «хочу учиться», а зна­чит, избе­гаем риска отсе­ять пер­спек­тив­ные кадры.

От простого — к сложному, от общего — к частному

Чело­век, кото­рый берётся за слож­ную работу без под­го­товки, в луч­шем слу­чае нахва­та­ется по вер­хам, усвоит только отдель­ные поло­же­ния тео­рии. Зна­чит, он потра­тит силы и время впу­стую. Зато может зара­зиться лиш­ней само­уве­рен­но­стью: он ведь оси­лил столь объ­ём­ный труд! Так рабо­тать нельзя.

Если мы изу­чаем полит­эко­но­мию, мы не спе­шим хва­тать «Капи­тал», а сперва читаем учеб­ник. То же и с дру­гими состав­ными частями марк­сизма: сна­чала мы берём более про­стые работы, и только потом читаем более сложные.

Идти кратчайшим путём

Чтобы понять идеи Маркса, нужно читать самого Маркса. Но ино­гда проще взять учеб­ники, чтобы быст­рее дойти до самых важ­ных работ вроде ленин­ского «Мате­ри­а­лизма и эмпириокритицизма».

Пер­во­ис­точ­ники и аль­тер­на­тив­ные мне­ния вы смо­жете посмот­реть и сами после про­чте­ния. Мы не можем застав­лять всех это делать: время — самый цен­ный из ресурсов.

Изучать систематизированно и вдаваться в контекст

«Три источ­ника и три состав­ных части марк­сизма» читал каж­дый ком­му­нист, и ответ на вопрос «какие дис­ци­плины надо изу­чать в кружке?» для нас оче­ви­ден: это диа­лек­ти­че­ский и исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм, поли­ти­че­ская эко­но­мия и науч­ный коммунизм.

Но этого недо­ста­точно. Эти дис­ци­плины так и не будут поняты до конца, если не вда­ваться в исто­ри­че­ский кон­текст. Поэтому смело добав­ляем миро­вую исто­рию и исто­рию философии!

Хотя для удоб­ства мы раз­де­лили дис­ци­плины по пунк­там, надо пони­мать, что марк­сизм — еди­ная наука. В отрыве друг от друга состав­ные части марк­сизма теряют смысл и могут уве­сти в невер­ном направ­ле­нии. Поэтому в про­грамме свя­зан­ные темы про­хо­дятся одновременно.

Про­грамма должна быть не солян­кой, а строй­ной систе­мой. Мы же не Station Marx, верно?

Изучение марксизма — дело не одного года

Мы не хотим пугать нович­ков мно­го­лет­ними пла­нами. Но, при­ходя в кру­жок, каж­дый дол­жен пони­мать: марк­сизм-лени­низм не осво­ишь за месяц и даже за год.

Наша про­грамма рас­счи­тана на 3-4 года и раз­бита на годо­вые курсы. Сей­час готов и обка­тан план обу­че­ния на пер­вый год, кото­рый мы и публикуем.

Пер­вый курс — ввод­ный. В нём даны основы всех дис­ци­плин, кото­рые впо­след­ствии будут изу­чаться углуб­лённо: так проще усво­ить материал.

Учиться без учителей

Мы учимся само­сто­я­тельно по кни­гам, не при­вле­кая спе­ци­а­ли­стов-пре­по­да­ва­те­лей. Лите­ра­тура подо­брана так, чтобы полу­чить необ­хо­ди­мые и доста­точ­ные зна­ния можно было сво­ими силами. Ведите заня­тия по оче­реди: это и залог равен­ства, и ора­тор­ская практика.

В то же время ком­пе­тент­ные люди могут уско­рить обу­че­ние. Если есть воз­мож­ность, заме­няйте неко­то­рые темы на лек­ции. Конечно, они при­не­сут пользу, только если круж­ковцы само­сто­я­тельно про­ра­бо­тают материал.

Опти­ми­зи­руйте свою работу. Однако стро­ить её цели­ком вокруг лек­то­ров — ошибка. Нельзя замы­кать всю свою работу на одного чело­века, зави­сеть от все­зна­ю­щего гуру: такой кру­жок быстро пере­ро­дится в секту.

Учиться доносить мысли

Мало изу­чить марк­сизм, надо ещё уметь доне­сти идеи до окружающих.

Для этого нам пона­до­бятся ора­тор­ское искус­ство и лите­ра­тур­ное мастер­ство как отдель­ные при­клад­ные дис­ци­плины. Подроб­нее об этих дис­ци­пли­нах читайте в ста­тье «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

Мы должны стать тео­ре­ти­че­ски под­ко­ван­ными про­па­ган­ди­стами и аги­та­то­рами, спо­соб­ными уве­ренно и аргу­мен­ти­ро­ванно защи­щать свои взгляды уст­ным и печат­ным сло­вом, созда­вать новые кружки и руко­во­дить даль­ней­шей работой.

Что и почему мы изучаем?

История

В отли­чие от неко­то­рых дру­гих марк­сист­ских орга­ни­за­ций (Engels, Лен­Мар, Полит­штурм), мы вклю­чаем в про­грамму изу­че­ние исто­рии. Ведь, как гово­рил Энгельс, исто­рия — важ­ней­шая из обще­ствен­ных наук.

Но почему она важна для нас?

Исто­рия изу­чает ста­нов­ле­ние зако­нов насто­я­щего в про­шлом. Потому она — ключ к пони­ма­нию марк­сизма и его метода:

Мы начи­наем с основ ист­мата по лек­циям Ого­род­ни­кова В.П. и тру­дам Энгельса: без них не понять исто­ри­че­ских свя­зей. Затем мы пере­хо­дим к фак­там. А потом снова, теперь уже глубже, изу­чаем ист­мат, что поз­во­лит понять мате­риал на новом уровне.

Ко мно­гим заня­тиям есть допол­ни­тель­ные мате­ри­алы, кото­рые каж­дый смот­рит по сво­ему жела­нию. Это «Раз­ве­д­о­просы» и дру­гие видеолекции.

Наш курс исто­рии кра­ток, иначе мы не успели бы изу­чить ничего, кроме него; марк­сист­ский кру­жок — это не ист­фак, поэтому жела­ю­щим знать больше при­дётся осва­и­вать мате­риал сво­ими силами или в рам­ках «круж­ков по истмату».

В пер­вый год обу­че­ния мы подробно проходим:

Во вто­рой год обу­че­ния упор дела­ется на:

Наша про­грамма выгля­дит так, потому что глав­ное для нас — зако­но­мер­но­сти рево­лю­ций: их пред­по­сылки, рас­ста­новка клас­со­вых сил с углуб­ле­нием рево­лю­ции. Важно на фак­то­ло­ги­че­ском мате­ри­але изу­чить ситу­а­цию, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.

На тре­тий год мы пла­ни­руем изу­чать исто­рию СССР и соци­а­ли­сти­че­ских революций.

История философии

Глав­ная задача — рас­смот­реть два основ­ных направ­ле­ний фило­со­фии (мате­ри­а­лизм и иде­а­лизм) в про­цессе их ста­нов­ле­ния, то есть исто­ри­че­ски. Изу­чая исто­ри­че­скую роль раз­лич­ных фило­соф­ских школ, вы убе­ди­тесь, что фило­со­фия имеет клас­со­вый характер.

Основа курса — учеб­ники Щег­лова и Фро­лова. Кроме них, в про­грамме есть доклады по допол­ни­тель­ным мате­ри­а­лам. Лите­ра­туру к докладу читает зара­нее только ора­тор. Это поз­во­лит подроб­нее обсу­дить на заня­тии взгляды мыс­ли­теля, не застав­ляя всех читать вдвое больше.

Мы пони­маем, что для раз­ви­тия тео­ре­ти­че­ского мыш­ле­ния мало одних учеб­ни­ков. Но мы не можем читать все пер­во­ис­точ­ники: там одних древ­них гре­ков на пару лет, не говоря о Гегеле! Так что углуб­ляться в исто­рию фило­со­фии при­дётся само­сто­я­тельно или в рам­ках отдель­ного кружка.

Зна­чит, на прак­тике мы изу­чаем исто­рию фило­со­фии с двумя целями: во пер­вых, чтобы озна­ко­миться с основ­ными фило­соф­скими шко­лами и их поня­ти­ями, во-вто­рых, чтобы во время чте­ния работ клас­си­ков не воз­ни­кал вопрос «кто это?» при виде любой фамилии.

Диалектический и исторический материализм

Изу­че­ние фило­со­фии — это не созер­ца­ние Пла­тона и не пус­ка­ние слюны вме­сте с пост­мо­дер­ни­стами. Нам не надо и дог­ма­ти­че­ского вос­пе­ва­ния диа­мата с пори­ца­нием «упад­ни­че­ской бур­жу­аз­ной фило­со­фии». Наша цель — позна­ние все­об­щих (наи­бо­лее общих) зако­нов раз­ви­тия и дви­же­ния при­роды, обще­ства и мышления.

Тот, кто не пони­мает этих зако­нов, не смо­жет понять ни собы­тий вокруг себя, ни мыс­лей тео­ре­ти­ков про­шлого. Каж­дое фило­соф­ское заблуж­де­ние — путь к опас­ным ошиб­кам. Поэтому и необ­хо­димо изу­чать диа­лек­ти­че­ский материализм!

Иссле­дуя все­об­щее, фило­со­фия помо­гает фор­ми­ро­вать связи между отдель­ными нау­ками и систе­ма­ти­зи­ро­вать их данные.

Исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм — это резуль­тат при­ме­не­ния диа­лек­ти­че­ского метода к исто­рии; он изу­чает законы раз­ви­тия обще­ства через про­ти­во­ре­чия про­из­во­ди­тель­ных сил и про­из­вод­ствен­ных отно­ше­ний. Изу­чив эко­но­ми­че­ский базис и поняв его вза­и­мо­дей­ствие с над­строй­кой, мы можем объ­яс­нить как исто­ри­че­ское раз­ви­тие, так и собы­тия сего­дняш­него дня. Изу­чив законы раз­ви­тия обще­ства, мы смо­жем пред­ска­зать, что нас ждёт, и вме­сте с этим кор­рек­ти­ро­вать так­тику и стратегию.

Политическая экономия

Мы изу­чаем полит­эко­но­мию, чтобы понять, как рабо­тает капи­та­ли­сти­че­ское обще­ство, каковы его про­блемы и почему капи­та­лизм нельзя испра­вить. Она поз­во­ляет понять сущ­ность экс­плу­а­та­ции, про­ти­во­ре­чия в базисе обще­ства и воз­мож­ность их раз­ре­ше­ния. Без неё нельзя выра­бо­тать так­тику и стра­те­гию новой боль­ше­вист­ской партии.

Это глав­ное ору­жие в споре с под­ко­ван­ными оппонентами.

В свою оче­редь, полит­эко­но­мия соци­а­лизма нужна ком­му­ни­сту для пони­ма­ния эко­но­ми­че­ских зако­нов нового обще­ства. В зави­си­мо­сти от них и должна стро­иться эко­но­мика страны Сове­тов, раз­ви­ва­ю­ща­яся в сто­рону ком­му­низма. В част­но­сти, мы изу­чим прин­ципы пла­ни­ро­ва­ния и ОГАС.

Научный коммунизм

Изу­че­ние науч­ного ком­му­низма даёт нам понять, как стро­ить новое, ком­му­ни­сти­че­ское обще­ство, осно­вы­ва­ясь на науке, а не на этике, как это было в пред­ше­ству­ю­щих ему кон­цеп­циях уто­пи­че­ских социалистов.

Науч­ный ком­му­низм, в отли­чие диа­мата и ист­мата, изу­чает законы раз­ви­тия не всех фор­ма­ций, а только ком­му­ни­сти­че­ской. В отли­чие от полит­эко­но­мии, эта дис­ци­плина рас­смат­ри­вает не эко­но­ми­че­ские, а соци­ально-поли­ти­че­ские зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия соци­а­лизма и коммунизма.

В пред­мет науч­ного ком­му­низма вхо­дит ком­му­ни­сти­че­ское вос­пи­та­ние, тео­рия и исто­рия меж­ду­на­род­ного ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния, науч­ный ате­изм, пар­тий­ное стро­и­тель­ство, прин­ципы стро­и­тель­ства соци­а­ли­сти­че­ского госу­дар­ства и так далее.

Принципы компоновки плана

Мы ста­ра­лись подо­брать для про­граммы книги, кото­рые наи­бо­лее полно и понятно рас­кры­вают важ­ней­шие вопросы, но при этом не слиш­ком боль­шие. Про­грамма состав­лена от про­стого к слож­ному, но без упрощенчества.

Вот как мы рас­пре­де­ляли материал:

1) Объём домаш­него чте­ния не дол­жен пре­вы­шать 70 стра­ниц А4 или 100 книж­ных стра­ниц (А5) в неделю. Для уни­фи­ка­ции рас­чё­тов мы условно при­няли одну стра­ницу А4 за пол­торы книжных.

2) Необ­хо­димо парал­лель­ное изу­че­ние раз­лич­ных дис­ци­плин. На каж­дом заня­тии должны обсуж­даться несколько тем, напри­мер, исто­рия, фило­со­фия и ора­тор­ское искус­ство. Тогда мате­риал изу­ча­ется рав­но­мерно, без пере­коса в одну из дисциплин.

3) Свя­зан­ные работы нужно про­хо­дить вме­сте, а поря­док их про­хож­де­ния зада­ётся кур­сом исто­рии. Только так можно уви­деть исто­рию как связ­ный про­цесс, а не набор слу­чай­ных фак­тов. Основу курса исто­рии состав­ляют исто­ри­че­ские работы клас­си­ков, допол­нен­ные более совре­мен­ными мате­ри­а­лами и исто­рией философии.

Гре­че­скую фило­со­фию и «Про­ис­хож­де­ние семьи…» Энгельса, главы про импе­ри­а­лизм в учеб­нике полит­эко­но­мии и «Импе­ри­а­лизм» Ленина нужно читать вме­сте, чтобы понять вза­и­мо­связи, уви­деть кар­тину цели­ком, углу­бить знания.

4) Нужно изу­чать ора­тор­ское и лите­ра­тур­ное искус­ства. Подроб­нее мы опи­сали это в ста­тье «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

5) Нужно преду­смот­реть заня­тия, на кото­рых не будет изу­чаться мате­риал по основ­ной про­грамме. Они нужны для двух целей:

Краткое пояснение к литературе

Первый год

1) Повар­нин С. И. «Как читать книги?». Здесь рас­ска­зано, как эффек­тивно читать и кон­спек­ти­ро­вать, что далеко не для всех оче­видно. Книга важна, так как основа учёбы в кружке — чте­ние и работа с текстом.

2) Про­грамм­ные доку­менты Lenin Crew. «Тео­ре­ти­че­ский мини­мум», «Почему ком­му­низм в тупике», «Так­тика и стра­те­гия рево­лю­ци­о­не­ров XXI века» (вто­рая глава), «Мифы и прак­тика. Что делать с аги­та­цией среди рабо­чих?». Эти ста­тьи пока­жут нович­кам, что про­ис­хо­дит в совре­мен­ном «левом дви­же­нии» и как соби­ра­ется дей­ство­вать LC.

3) Маркс К. и Энгельс Ф. «Мани­фест ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии» и «Прин­ципы ком­му­низма». Клас­си­че­ская ввод­ная в марк­сизм: эти работы дают общее пред­став­ле­ние о ком­му­ни­сти­че­ских идеях и рас­кры­вают основ­ные поня­тия. «Прин­ципы» лучше читать после «Мани­фе­ста», так как работа постро­ена в форме «вопрос-ответ», что помо­жет взгля­нуть на неко­то­рые вопросы под новым углом.

4) Ленин В. И. «Три источ­ника и три состав­ные части марк­сизма». В двух сло­вах объ­яс­няет, из каких наук раз­вился марк­сизм и почему нельзя отры­вать одну его часть от дру­гой. Учтите: источ­ники и состав­ные части — не одно и то же!

5) Ножин Е. А. «Основы совет­ского ора­тор­ского искус­ства» — см. «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

7) Про­грамма VIII съезда РКП(б) (Ленин В. И. ПСС, 38 том. Стр. 417-446). Это ещё одна общая, ввод­ная работа: здесь обо­зна­чены взгляды пар­тии боль­ше­ви­ков на целый ряд про­блем стро­и­тель­ства соци­а­лизма. Читаем, начи­ная с «Вв обла­сти обще­по­ли­ти­че­ской» и до конца (стр. 423-446). Пре­ди­сло­вие к про­грамме РКП(б) можно не читать: оно во мно­гом дуб­ли­рует прой­ден­ный ранее материал.

9) Энгельс Ф. «Письма по исто­ри­че­скому мате­ри­а­лизму». В пись­мах Энгельс разъ­яс­няет ряд фун­да­мен­таль­ных поло­же­ний исто­ри­че­ского материализма.

Сле­дует иметь в виду, что в письме к Блоху Энгельс гово­рит о «мат­ри­ар­хате» — пери­оде доми­ни­ро­ва­ния жен­щины в обще­стве. Согласно послед­ним науч­ным иссле­до­ва­ниям, мат­ри­ар­хат как все­об­щее явле­ние не суще­ство­вал. В «про­ис­хож­де­нии семьи…» Энгельс не гово­рит о нём напря­мую. Речь там идёт о «мате­рин­ском праве», т.е. о насле­до­ва­нии и опре­де­ле­нии род­ства по матери. Это соот­вет­ствует совре­мен­ным науч­ным данным.

Уста­рев­шие дан­ные не умень­шают зна­чи­мость работ Энгельса: хотя отдель­ные моменты неверны, общая тен­ден­ция выде­лена правильно.

Искать письма Энгельса в собра­нии сочи­не­ний неудобно, так как они раз­бро­саны по двум томам. Для вашего удоб­ства мы собрали их в один документ.

10) Андер­сон П. «Пере­ходы от антич­но­сти к фео­да­лизму». Здесь пред­став­лены совре­мен­ные све­де­ния об исто­рии и спе­ци­фике смены клас­со­вых фор­ма­ций в Европе — одна из самых спор­ных тем в ист­мате. Хотя Андер­сон и не орто­док­саль­ный марк­сист, луч­шей акту­аль­ной работы по теме мы не знаем.

11) «Все­мир­ная исто­рия» в 10 томах. Нас инте­ре­суют главы про Нидер­ланд­скую рево­лю­цию и кое-что для сопро­вож­де­ния работ Маркса и Энгельса. Недо­статки, кото­рые не поз­во­ляют читать на кружке весь труд: авторы увлек­лись пере­ска­зом клас­си­ков, текст объ­ём­ный и «кон­цен­три­ро­ван­ный», что делает его слож­ным для вос­при­я­тия. Поэтому ран­ние пери­оды исто­рии мы запол­няем Перри Андер­со­ном, а Новое время изу­чаем уже подробно по дру­гим книгам.

12) Энгельс Ф. «Про­ис­хож­де­ние семьи, част­ной соб­ствен­но­сти и госу­дар­ства». Этот труд закла­ды­вает базу для даль­ней­шего изу­че­ния исто­рии с пози­ций исто­ри­че­ского мате­ри­а­лизма. Здесь опи­сано ста­нов­ле­ние клас­со­вого обще­ства на при­мере исто­рии иро­ке­зов, Гре­ции, Рима и Германии.

Очень важно разо­браться в том, что такое мате­рин­ское и отцов­ское право, когда и почему пер­вое сме­ни­лось вторым.

К этой книге при­ла­га­ется лек­ция Вла­ди­мира Фрид­мана «130 лет после „Про­ис­хож­де­ния семьи…“: что под­твер­жда­ется и что нет?», в кото­рой опи­сан совре­мен­ный взгляд на этот процесс:

h13) Стро­го­вич М. С. «Логика». Нас инте­ре­сует глава 3 «Фор­маль­ная логика и мате­ри­а­ли­сти­че­ская диа­лек­тика». С неё мы и нач­нём изу­чать фор­маль­ную логику.

14) Уёмов А. И. «Логи­че­ские ошибки и как они мешают пра­вильно мыс­лить». Здесь опи­саны законы фор­маль­ной логики и дано мно­же­ство при­ме­ров логи­че­ских оши­бок, кото­рые нужно научиться выяв­лять и избе­гать. Пра­виль­ное при­ме­не­ние фор­маль­ной логики помо­жет одер­жать победу в дис­кус­сии и сде­лает ваше мыш­ле­ние последовательным.

15) «Крат­кий очерк исто­рии фило­со­фии» под редак­цией Щег­лова А. В. Здесь пока­зана вза­и­мо­связь исто­рии чело­ве­че­ства как исто­рии борьбы клас­сов и раз­ви­тия фило­со­фии, а также корни совре­мен­ной фило­со­фии. Книга закан­чи­ва­ется гла­вой про Ленина и Ста­лина, поэтому бур­жу­аз­ная фило­со­фия ХХ века будет изу­чаться на вто­ром году учёбы по «Вве­де­нию в фило­со­фию» Фролова.

Глав­ный плюс «Крат­кого очерка…» — соот­но­ше­ние объ­ёма книги и каче­ства содер­жа­ния. Однако одного мате­ри­ала из этого учеб­ника недо­ста­точно. Для луч­шего пони­ма­ния круж­ковцы должны гото­вить доклады по отдель­ным фило­со­фам и шко­лам. Мате­риал для них берётся из этих книг:

Скир­бекк и Гилье про­стым язы­ком рас­ска­зы­вают идеи фило­со­фов, а Фро­лов при­во­дит марк­сист­скую оценку.

К «Раз­ви­тию фило­соф­ских взгля­дов Маркса и Энгельса» для допол­ни­тель­ного доклада исполь­зуйте главу «Исто­ри­че­ские усло­вия появ­ле­ния „Мани­фе­ста ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии“» из бро­шюры Бело­уса И. Ф. «Как изу­чать про­из­ве­де­ния К. Маркса и Ф. Энгельса „Мани­фест ком­му­ни­сти­че­ской партии“».

16) «Вве­де­ние в фило­со­фию» под редак­цией Фро­лова И. Т., ч.2.

Да, это именно вве­де­ние. Оно нужно, чтобы сфор­ми­ро­вать «ске­лет», на кото­рый мы смо­жем «нара­щи­вать» фило­соф­ские труды клас­си­ков и совре­мен­ни­ков по отдель­ным вопро­сам. Для глу­бо­кого пони­ма­ния учеб­ника, разу­ме­ется, мало.

Мы нашли три под­хо­дя­щих учеб­ника на выбор:

Мы выбрали Фро­лова из-за доста­точ­ного объ­ёма и уровня изло­же­ния мате­ри­ала. Тот же Корн­форт слиш­ком прост: после лек­ций Ого­род­ни­кова его нет смысла читать.

Про­блема Фро­лова в том, что он будет кор­мить вас эти­кой абстракт­ного гума­низма и пере­стро­еч­ными лозун­гами. Так что не пола­гай­тесь на авто­ри­теты, а думайте соб­ствен­ной головой.

Пре­ду­пре­ждаем: не стоит брать «Диа­лек­ти­че­ский мате­ри­а­лизм и исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм» под редак­цией Митина. Пер­вый том на треть состоит из кри­тики совет­ских фило­со­фов. К тому же сам Митин в даль­ней­шем рас­кри­ти­ко­вал свой же учеб­ник! Если не верите, оце­ните уро­вень сами.

17) Энгельс Ф. «Кре­стьян­ская война в Гер­ма­нии». Здесь наглядно пока­зана невоз­мож­ность победы кре­стьян­ской рево­лю­ции в силу спе­ци­фики кре­стьян­ства как класса: край­ней огра­ни­чен­но­сти в своих зада­чах, его неиз­беж­ной раз­об­щен­но­сти и неспо­соб­но­сти к кон­со­ли­да­ции. Также важно срав­не­ние рево­лю­ци­он­ной ситу­а­ции 1521-го и 1848-го.

18) Энгельс Ф. «Анти-Дюринг». Отдел пер­вый: фило­со­фия. Про­грамм­ное про­из­ве­де­ние, в кото­ром опи­саны после­до­ва­тель­ные диа­лек­тико-мате­ри­а­ли­сти­че­ские взгляды на при­роду и обще­ство с парал­лель­ной кри­ти­кой иде­а­ли­сти­че­ского под­хода. Мы изу­чаем только фило­соф­скую часть: полит­эко­но­мию и науч­ный соци­а­лизм мы про­хо­дим по учеб­ни­кам Миха­лев­ского и Розенберга.

19) Учеб­ники по поли­ти­че­ской экономии.

В про­грамме мы ком­би­ни­руем главы из двух учеб­ни­ков: из Миха­лев­ского Ф. И. и Розен­берга Д. И. Эти работы — хоро­ший ввод­ный курс политэкономии.

Труд Миха­лев­ского напи­сан про­стым язы­ком, содер­жит кри­тику бур­жу­аз­ных кон­цеп­ций сто­и­мо­сти. Кроме того, здесь даны основы полит­эко­но­мии социализма.

Ещё нам пона­до­бятся неко­то­рые мате­ри­алы из учеб­ника Розен­берга. Глава про импе­ри­а­лизм у него напи­сана удач­нее, а ещё он кри­ти­кует в ней неле­нин­ские кон­цеп­ции импе­ри­а­лизма. У него более рельефно, чем у Миха­лев­ского, выра­жена мысль: моно­по­лия — это про­ти­во­по­лож­ность сво­бод­ной кон­ку­рен­ции. Глава про пред­мет и метод полит­эко­но­мии поз­во­ляет глубже понять сущ­ность этой науки. Не удив­ляй­тесь, что её про­хо­дят в конце курса: без зна­ния мате­ри­ала её текст — пустая абстракция.

20) Ленин В. И. «Импе­ри­а­лизм как выс­шая ста­дия капи­та­лизма». Даёт кар­тину воз­ник­но­ве­ния и ста­нов­ле­ния импе­ри­а­лизма, при кото­ром мы живём, здесь опи­саны его про­ти­во­ре­чия. В работе вво­дятся акту­аль­ные в марк­сизме-лени­низме поня­тия: «моно­по­лия», «импе­ри­а­лизм», «полу­ко­ло­ния» и пр., а также рас­кры­ва­ется сущ­ность импе­ри­а­лизма как моно­по­ли­сти­че­ского капи­та­лизма, вскры­ва­ются его про­ти­во­ре­чия и пока­зы­ва­ются при­чины его загни­ва­ния и, в конеч­ном итоге, его обреченности.

21) Ефи­мов А. В. «Новая исто­рия». Совет­ский учеб­ник исто­рии для 8 класса, в кото­ром при­во­дятся все важ­ней­шие факты и пока­зы­ва­ется клас­со­вая борьба в мак­си­мально сжа­том виде. По Ефи­мову мы читаем о пери­оде от англий­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции до фран­цуз­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции 1848 года, а также про­хо­дим темы вроде объ­еди­не­ния Гер­ма­нии и Граж­дан­ской войны в США.

Допол­ни­тель­ные доклады по исто­рии даются по 10-том­нику «Все­мир­ная исто­рия» и книге Фостера У. «Очерк поли­ти­че­ский исто­рии Аме­рики».

22) Барг М. А. «Кром­вель и его время». Труд об исто­рии англий­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции. Мы читаем здесь пер­вые главы, повест­ву­ю­щие о пред­по­сыл­ках революции.

23) Илья­хов М., Сары­чева Л. «Пиши, сокра­щай: как созда­вать силь­ный текст». См. «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

24) Маркс К.: «Клас­со­вая борьба во Фран­ции», «18 брю­мера Луи Бона­парта», «Граж­дан­ская война во Фран­ции». Идейно еди­ная три­ло­гия. Здесь даны исчер­пы­ва­ю­щие при­меры клас­со­вой борьбы, мето­дов и при­ё­мов бур­жу­а­зии в борьбе за власть под шир­мой «рево­лю­ции», при­меры пер­вых шагов постро­е­ния ком­му­ни­сти­че­ского обще­ства, обос­но­ва­ние интер­на­ци­о­на­лизма ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния и бур­жу­аз­ной реак­ции. Ленин писал «Госу­дар­ство и рево­лю­цию» на осно­ва­нии этих про­из­ве­де­ний, и они помо­гут глубже понять марк­сист­ское уче­ние о государстве.

25) Троц­кий Л. Д. «Тер­ро­ризм и ком­му­низм», главы 4, 5, 6. Допол­не­ние к «Граж­дан­ской войне во Фран­ции». Здесь Троц­кий под­чёр­ки­вает ряд оши­бок дея­те­лей Ком­муны, рас­ска­зы­вает о том, как боль­ше­вики учли их опыт и смогли избе­жать этих ошибок.

26) Энгельс Ф. «Людвиг Фей­ер­бах и конец клас­си­че­ской немец­кой фило­со­фии». Здесь рас­смат­ри­ва­ется основ­ной вопрос фило­со­фии, кри­ти­ку­ются Гегель и Фей­ер­бах. Работа важна для пони­ма­ния как исто­рии фило­со­фии, так и диамата.

Дополнительные материалы

Для луч­шего пони­ма­ния исто­рии будет полезно само­сто­я­тельно посмот­реть видео­лек­ции, ссылки на кото­рые мы оста­вили в программе.

По фило­со­фии тоже есть что гля­нуть: цикл лек­ций Ого­род­ни­кова «Фило­со­фия и поли­тика» помо­гает понять, как фило­со­фия соот­но­сится с поли­ти­кой, отра­жает её, демон­стри­руя пар­тий­ность фило­со­фии на прак­тике. Эти видео не будут обсуж­даться на заня­тиях, но посмот­реть их дол­жен каждый.

Материалы «для отдыха»

Это неболь­шие работы, в кото­рых осве­щен ряд важ­ных вопро­сов. Они изу­ча­ются в «раз­гру­зоч­ные» дни, чтобы дать мозгу пере­дышку от основ­ных тем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *