С чего начинается алгебра стих
Стихи про алгебру
Уравнения, системы, логарифмы считать,
Это вам не на диване лежать!
Аксиомы, теоремы в планиметрии.
Вот такие вот проблемы геометрии.
Математика – большая страна.
Ведь сколько всего дает нам она!
Важную науку преподносит нам судьба.
Не стоит забывать об этом никогда.
Чтоб с Алгеброй
Судьба удачу мне дарила,
Чтоб вечная весна
В душе царила.
Мой родной 10 класс!
Нынче алгебра у нас.
Вот учебник открываю,
Очень медленно листаю.
Числа, формулы, сложение,
Синус, косинус, деление.
А глаголов сколько разных!
Доказать и упростить,
Выяснить, установить,
И построить, и решить,
Записать и разложить.
Есть сравнить, изобразить,
Вычислить и находить.
Обозначить, показать,
Перемножить, рассказать.
График в первой же главе.
Ну и каша в голове!
Ньютон, Гильберт, Лобачевский –
Математики от Бога.
И за точностью науки
Вы следите очень строго.
Иногда смотрю на знаки:
Логарифмы, уравнения,
И приходится к цитатам,
Обращаться за сравнением.
Если будешь ты стараться –
Хорошо учиться,
Математик из тебя
Научная страна,
Ты издали видна.
Привет тебе наука –
Алгебра моя!
Несет меня в науку,
Учебник и тетрадь.
И скоро я в науке
Начну соображать.
Гео – Гео – Геометрия!
Загадка для меня.
Да здравствует наука,
Чертежная страна!
Очень точная наука
Эта алгебра, друзья,
Но нам без нее не деться
Ни туда и ни сюда.
Без нее не сможешь график –
Ты построишь никогда.
Только с ней решить задачку
Тебе будет не беда.
Свойства функций изучаем,
Уравнения решаем,
Разложить трехчлен сумеем
И прогрессию найдем,
Синус, косинус и тангенс
В квадрат мы возведем.
Вмиг все корни мы узнаем,
Биквадратных порешаем,
График функции построим,
Степень вычислим легко.
Алгебра нужна
Что алгебра нужна,
Усвоить нужно чётко.
Приятно на душе
Геометрию лихую знают все у нас ребята,
Медиану, бессектрису любят все и уважают,
А без их него труда,
Не поймёшь ты не хрена.
Геометрию и Алгебру прошу Вас уважать,
Никогда не забывать.
В трудный час и в трудный миг,
Потеряешься без них.
Алгебра – наука эта,
Вам на помощь поспешит.
И поверьте точно, дети,
Вас она не насмешит.
С детства алгебре учитесь,
Не покладая рук трудитесь.
Вам сложить один и два,
Проще выдумать нельзя.
Зная четко умноженье,
Вычитание на пять,
Путаемся мы в делении.
Сложно нам с тобой считать.
А найти дискриминант
Легче, чем пойти гулять.
Корень выделить мы можем,
Только очень осторожно.
А задачи – это жесть,
Не дают ни пить, ни есть.
На проценты, сплавы, деньги,
Грядки, скорость и варенье.
С геометрией полегче
Подружиться нашим детям.
На пять мы учим теоремы,
Формулы, рисунки, схемы.
И на сайте мы ночами
Ищем в грусти и печали
Для экзамена задания,
И решаем их, решаем.
Что ж, без алгебры, друзья,
Нам совсем прожить нельзя.
А спокойной жизни с ней
Не видать тебе, поверь.
Алгебра в стихах
Презентация к уроку
Авторы:
Фомина Ирина, 9 класс
Рыжкова Ангелина, 9 класс
Введение
В математике огромное количество формул, определений, правил, которые сложны для запоминания. Мы обратили внимание на то что, определение биссектрисы знают все. Почему? Потому что биссектрису многие поколения знают, как «крысу, которая ходит по углам и делит угол пополам». Получается, что удачно подобранная фраза, определение в стихотворной форме позволяют легко запомнить то, что обычно требует усиленной работы памяти. А возможно ли придумать самому что-нибудь аналогичное?
Цель работы: создание сборника правил по «Алгебре – 7 класс», составленного в стихотворной форме.
Задачи:
Актуальность проекта: Уроки алгебры будут эмоционально насыщенными благодаря использованию учителем стихов. Поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, обусловливает внутреннюю активность.
Гипотеза исследования: Применение правил по алгебре в стихотворной форме будет способствовать повышению интереса учащихся к изучению математики, качества знаний учащихся.
Этапы работы над проектом:
Теоретическая часть работы над проектом
«Математик должен быть поэтом в душе»
(С.В.Ковалевская)
В математике встречаются понятия и правила, запоминание которых, даже осознанное, происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза позволяет легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти.
Мы провели эксперимент с учащимися 7 класса. В программе есть правила раскрытия скобок. В учебнике алгебры они звучат так:
«Если перед скобками стоит знак плюс «+», то этот знак и скобки опускаются, а слагаемые, стоящие в скобках остаются без изменений».
«Если перед скобками стоит знак минус «–», то этот знак и скобки опускаются, а у слагаемых, стоящих в скобках меняются знаки на противоположные».
Мы предложили учащимся это правило в интересной, стихотворной форме.
«Если перед скобкой минус,
Он ведёт себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Знаки в скобках всем меняет.
Ну, а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!».
В результате, мы провели опрос учащихся. Были задан следующий вопрос:
Легко ли запоминаются правила в стихотворной форме?
Мы поняли, что мы находимся на правильном пути.
Мы решили поработать над вопросом: привлекал ли данный вопрос математиков, живущих в давние времена.
Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе». Оказывается, поэтами были многие восточные ученые-энциклопедисты средневековья. Достаточно упомянуть лишь таких крупных мусульманских ученых, как Ибн Сина (Авиценна) (X-XI в.), аль-Хайям (XI в.), аль-Беруни (XII в.), Ибн аль-Ясмин (XII в.), Ибн аль-Хаим (XV в.) и Ибн Гази (XV в.). Они сделали много в науке вообще и в математике особенно.
Великий математик и философ Омар аль-Хайям был известен в Европе сначала как поэт. Даже бытовало мнение о том, что есть два Хайяма: один математик, а другой поэт. Потом выяснилось, что это одна и та же личность, в которой объединились два разных качества: он был великим математиком и одаренным поэтом.
Если окунуться с головой в историю, то можно установить, что среди учёных-математиков много таких, которые сочиняли математические стихотворения и поэмы, в которых описывались математические формулы и задачи, а также их решения.
Очень известна во всем мире рукопись Ибн-аль-Хаим аль-Фарда (1402 г.), которая представляет собой дидактический труд по арифметике и алгебре, составленный в стихотворной форме, из 59 стихов. К сожалению, они не переведены на русский язык.
В книге Бирмана, изданной в 1795 г. и озаглавленной «Введение в устный счет», можно найти такое «поэтическое» прославление вычислений в уме:
Доску мою вы отложили,
Меня вы этим не смутили.
К чему теперь доска моя,
Когда в уме считаю я.
Как быть мне, девушке веселой,
С доской большою и тяжелой
Везде она помехой будет,
Пускай я дома, пусть на людях.
Но прежде без доски не раз
Могли обсчитывать ведь нас,
Теперь же я в уме считаю,
Все незаметно проверяю.
И как-то проще думать мне,
Яснее стало в голове,
Науки легче постигать.
Как хорошо в уме считать.
А как обстоит этот вопрос в современное время? Мы очень рады, что познакомились с книгой Волгоградского автора О.В.Панишевой.
Приведем примеры нескольких стихов.
Подобные слагаемые
Эти члены очень удобные,
Называются просто – подобные.
Мы совет эффективный дадим:
Заменяй эти члены одним.
Вступай скорее с многочленом в бой!
Подобные члены отметь чертой!
Одной, двумя что бы было быстро,
Цветной, прерывистой или волнистой!
При сложении не надо быть робким:
Как уже учили – оперируй со скобками!
Если знак «минус» – смотри не зевай!
В каждом слагаемом знаки меняй!
И.Кушнир, Л.Финкельштейн
О формуле (a+b)²
Думаем, что будет очень кстати
Нам поговорить об a плюс b в квадрате
Потому что, скажет вам открыто
Эта формула особо знаменита!
Ее учили столько лет назад,
Что знал ее наш питеканттроп – брат.
Итак, учить начнем ребята
Все начинается с квадрата.
Чтоб дело быстро шло –
В квадрат возводим первое число,
И здесь, конечно, снова будет кстати,
Сказать, что записали а в квадрате.
Но только чтоб продлить стихотворенье,
Прибавим к а произведенье
Трех чисел: 2 и букв а и b
Да, тех, которые сидели на трубе.
А эти в алгебре, ни на какой трубе.
Зовут удвоенным произведеньем: 2ab.
И лишь тогда получим результат,
Когда прибавим еще один квадрат.
В третий раз все будет кстати –
Прибавим проcто b в квадрате.
И в заключении – три слова:
Наша формула готова!
И.Кушнир, Л.Финкельштейн
Практическая часть работы над проектом
Мы взяли основные темы алгебры 7 класса и сочинили собственные стихи по шести темам.
Тема: «Числовые выражения, выражения с переменными»
Любые числа вы возьмите,
К ним знаки действий примените,
Или в скобки заключите:
Получите выражение числовое,
Не какой-нибудь другое!
Если скобки все раскрыть,
Сложить, умножить, разделить,
То получится значение
Числового выражения.
Если в выражении
На нуль вы встретите деление,
Никто найти значенье не сумеет
Оно смысла не имеет.
Если в гости к числам буква забежала
И между ними где-то стала,
То получите непременно
Выражение с переменной.
Выражение с переменной
Значение имеет несомненно.
Числом букву замените
И пример скорей решите!
Можно подставить три, а можно двадцать, минус пять.
Значений выраженья с переменной невозможно сосчитать.
Тема: «Определение степени. Свойства степени»
Произведение a на а возьмем, его квадратом назовем,
Если три множителя взять, то кубом будем величать.
А если множителей n
и каждый равен a,
Это должен каждый знать:
Степенью будем называть!
Если степени с одинаковым основанием умножим,
То показатели мы сложим,
Если степени делит начать,
То показатели мы будем вычитать,
Если степень в степень возвести,
То произведение показателей придется нам найти!
Тема: «Что такое функция?»
Две переменных повстречались,
Подружились, обвенчались.
Общую фамилию взяли,
Свое семейство «функция» назвали.
Переменная х никому не подчиняется,
Независимой называется
Аргументом красиво величают,
Главой семейства назначают
Переменная у зависимой является
Она аргументу подчиняется
По характеру решили имя дать
Функцией от аргумента решили назвать
Все значения переменной х
Область определенья составляют
Значенья переменной у
Значеньями функции называют.
Тема: «Определение многочлена. Сложение многочленов»
Друзья, сложите одночлены, получите вы многочлены.
Многочлены чтоб сложить,
Нужно скобки все раскрыть.
Если перед скобкой «плюс»,
То смело скобки убирайте,
Знак ни один вы не меняйте.
Ну а если перед скобкой важный «минус»
знак стоит, Он нам вот что говорит:
«Скобки, друзья, вы убирайте,
Только вот не забывайте:
Знаки все до одного вы
вы непременно поменяйте!»
Тема: «Формулы сокращенного умножения»
Если сумму мы в квадрат возводим
квадраты слагаемых находим,
их произведение на два умножим
и результаты вычислений сложим.
Если разность, квадратов мы определяем,
удвоенное произведенье вычитаем.
Если сумму выражений на их разность умножаем:
Разность квадратов получаем.
Разность квадратов легко найти мы сможем:
Разность выражений на их сумму перемножим.
Тема «Уравнение и его корни»
Если два выраженья с переменно взять,
Между собой их приравнять
Получите непременно
Уравнение с переменной.
Если числом букву заменить
И верное равенство получить
Число то корнем назовем
И вот как мы его найдем.
Слагаемые с буквой в левой части соберем
Все числа – в правую перенесем.
Если слагаемые перемещать
То знаки нужно все менять
Подобные слагаемые приведем
И неизвестный множитель найдем
И – уравненье решено,
Совсем не страшно нам оно!
Чтобы с результатами нашей работы познакомились все желающие, мы оформили сборник стихов « Алгебра – 7 в стихах».
Надеемся, наш сборник вас заинтересует.
С нашими стихами мы постепенно, по мере изучения тем, знакомили с учащимися 7 класса. Каждому ученику 7 класса мы подарили наш сборник.
Оценка нашей поэзии:
Оценка учителя математики в 7 классе:
«Применение правил в стихотворной форме заинтересовало учащихся, способствовало лучшему запоминанию теоретического материала, повышению качества знаний»
Значение нашей работы: Правила в стихах на уроках алгебры создают на уроках в 7 классе положительную атмосферу, способствующую пониманию и запоминанию правил и законов алгебры. Удачно рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах требует усиленной работы памяти. Подобные приемы не только знакомят учащихся с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы. А если подобрать или нарисовать иллюстрации к ним, то ученик будет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что сборник «Алгебра в стихах» повысил интерес учащихся к изучению математики, качество знаний учащихся.
Результаты работы:
Математические правила в стихах
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа»
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА В СТИХАХ
«Математик должен быть поэтом в душе»
Алгебра и лирика… Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике – чаще подразумевают уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. Об алгебре же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств. Но означает ли это, что на уроке математики не найдется места лирике? Вот что пишет по этому поводу М. Бромлей:
Это ложь, что в науке поэзии нет…
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик…
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть! (1)
Установлено, что школьники быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил и определений, например, в 5–м классе при изучении темы «Угол», учитель сказала нам определение биссектрисы угла, а затем произнесла “биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”. Мы эти строки запомнили сразу. Оказалось, что и наши родители помнят со школы понятие биссектрисы благодаря этому стихотворению.
Мы решили поискать и другие стихотворные правила за курс 5 класса в стихах. Искали в сети Интернет, книжках и газетах. Собрался целый сборник. В 6 классе эту работу продолжили и теперь по многим темам 5-6 класса у нас есть правила в стихах.
Понятие отрезка, прямой, луча
1. Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит – молодец.
У ОТРЕЗОЧКА любого
Есть начало и конец.
Две точки мы возьмем.
Все что между ними,
Отрезком назовем. (1)
Вдруг на небе из-за серых тёмных туч
Показался долгожданный солнца ЛУЧ,
У которого, открою вам секрет,
Есть начало, а конца, ребята, нет
Всё, что в жизни нашей свято,
Мы не вправе отрицать.
У ПРЯМОЙ же нет, ребята,
Ни начала, ни конца. (1)
2. Есть у нас прямая,
У ней поставим точку.
Два кусочка вместе с точкой
Вместе их соединяем –
Вновь прямую получаем.
Вот такие два луча удивительные.
Называются они дополнительные. (1)
Биссектриса угла – это луч,
Из вершины летит и могуч.
Потому что, пусть помниться нам,
Делит угол он тот пополам! (1)
Биссектриса – это «крыса»,
которая бегает по углам
и делит угол пополам.
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины. (4)
1. Ну, какой же он добряк!
Всем он друг, а может брат.
А углы-то все прямые,
Да и стороны родные.
Хоть положь или поставь,
Был квадрат и есть квадрат. (4)
2. Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Его знает каждый школьник,
Брат квадрата – прямоугольник.
Его используют везде:
И в учебе, и в труде.
Чтоб периметр найти
Надо стороны сложить
Сколько будет тех сторон
И для трех и для семи
Определение угла
У человека для плеча,
А в сутках — день да ночка,
Углом назвали два луча
С началом в общей точке. (4)
1. Руки я в локтях сгибаю,
Нужный угол получаю.
Есть прямой, тупой и острый,
Есть развёрнутый у нас.
Руки я в локтях сгибаю
Это лучшая зарядка
И для мышц, и для ума. (7)
2. Углы запомнить очень просто:
Угол меньше девяносто зовется острым.
Тот, что равен девяносто, называется прямым.
А развернутый, среди прочих,
Самым выглядит большим,
Ста восьмидесяти равна у него величина.
1. А я – окружность, вам я, шар, родня.
Произошли вы от меня
При помощи вращенья.
Внутри меня есть точка не простая
А кто сей важный пункт?
Зовется центром он,
От точек всех он равно удален.
Что к центру тянется, его соединяя
С любой из точек, мне принадлежащих
И на окружности лежащих. (7)
2. У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется – окружность!
3. Окружность и круг
Меня зовут окружность,
Горожусь я нужностью.
Все до единой точки мои
От центра равноудалены.
Про радиус запомни скорей-
Это отрезок от центра до точки моей.
Всегда диаметр со мной,
Знай, это радиус двойной. (7)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
1. Там, где труд не знает лени,
Там, где числа и деленья,
Длина каждого деления –
2. Там, где числа и деленья,
Длина каждого деления –
Чтение натуральных чисел
Для чтения чисел многозначных
Сначала разбивают их,
Считают, начиная справа,
И в каждой группе – по три цифры
Итог, таков, что группы эти
Мы можем классами назвать.
Сложение натуральных чисел
Есть в лесу соревнование
На способность к вычитанью.
Проявили вдруг желанье
Белки быть в соревновании.
На выбор, по желанию:
« Как от суммы три и пять
Белки принялись без спеха
Складывали и делили
И за скобки выносили.
Как бельчата не старались.
Орехи все не вычитались!
Эти два ореха нужно вычесть из пяти
И прибавить тройку.
Переместительное свойство сложение
1. Если а сложить и в
Вот что получается
2. Как, мой друг, ты не старайся,
Слагаемые местами поменять,
Сумма так и не изменится,
Хватит голову ломать! (7)
Умножение натуральных чисел
Переместительное свойство умножения
Если с вами мы решим
Но при том не забывайте,
Также как и дважды два
Распределительное свойство умножения
Я недавно выучил правило сложения.
Только в нем присутствует еще и умножение:
Можно к а прибавить в
И умножить все на с,
Перемножить нам на с,
И ответ вдруг получить.
А еще делить их можно,
Это ведь совсем не сложно.
Основное свойство частного
И делимое, и делитель
На одно число разделите,
Тогда можете вы надеяться,
Ваше частное не изменится.
Коль делимое и делитель
На одно число вдруг умножатся.
Не волнуйтесь, и в этом случае
Ваше частное не потревожится. (70
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять — то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он сводит мигом всех на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несёт ответ.
А относительно деления
Во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено. (7)
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тотчас.
Нахождение неизвестного делителя
1. Математика – наука
Точная до крайностей.
Вот пример! Найти делитель
Без особых тайностей,
Нужно взять делимое
Разделить на частное
Очень распрекрасное! (7)
2. Чтобы найти неизвестный делитель,
Вы на делимое сразу взгляните:
Пусть оно фыркает, быстро за дело!
Делим его на частное смело!
Нахождение неизвестного делимого
Пусть неизвестно делимое, дети,
Как же его получить нам в ответе?
Частное быстро за чубчик берите
И умножайте его на делитель. (6)
Определение степени с натуральным показателем
Степень – это хорошо!
Степень нам покажет
Сколько раз нам умножать
Порядок выполнения действий
При решении примеров
Расставь порядок действий.
Умножь или раздели – на первом месте –
Сильные действия.
Займись сложением потом или вычитанием –
Слабые действия.
Ответ получишь –
Запиши на своём месте.
Периметр и площадь прямоугольника
Я – прямоугольник!
Ведь у меня четыре стороны,
Противоположные равны.
Сложу длину и ширину,
Умножу сумму на два.
Периметр свой я получу.
А если вдруг умножу длину на ширину,
То площадь я свою найду.(8)
Делим площадь на длину.
Хочешь ты найти ДЛИНУ –
Как нам вычислить пройденный путь?
Знаем факт и по этой теме!
Ты, дружочек, его не забудь:
Надо скорость умножить на время!
s = vt
Скорость надо мне найти.
Путь на время разделю,
v =
— Я объем свой находил.
— Как же ты его нашел?
— В куб ребро свое возвел!
2. Как найти объем у куба?
Есть у куба 3 стены,
В них по три величины.
Я возьму их, перемножу.
Ведь не так все это сложно.
С первой стенки взял длину,
Со второй взял ширину,
С третьей вышла высота. (7)
Прямоугольный параллелепипед я
Есть 6 граней у меня
Есть длина и ширина.
Ну, а рост мой – высота. (7)
Жил да был Параллелепипед
Парень не простой, прямоугольный, деловой.
С высотой, длиной и шириной.
Захотел найти объём он свой.
Перемножил измеренья, больше ничего.
Получил объём свой, вот и всё.
Определение обыкновенных дробей
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной. (9)
Переход от неправильной дроби к смешанному числу
Есть неправильные дроби,
Чтобы сделать симпатичней их,
Надо то, что наверху, разделить на нижнее
Это целое и есть нами так искомое,
Но остаток – тот наверх
Знаменатель ты не трогай. (7)
Переход от смешанного числа к неправильной дроби
Если смешанную дробь сделал ты неправильной,
Значит, целое умножил лишь на знаменатель,
Ну, а к этому числу числитель ты добавил
Получил числитель новый, знаменатель – старый. (7)
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Если складываешь дробь
С равным знаменателем,
Знаменатель ты оставь,
Делали так в древности
Если вычитаешь дробь
С равным знаменателем.
Ты числитель вычитай,
Ведь награды лучше нет –
Верный получить ответ! (5)
Сложение смешанных чисел
Голову не напрягай
При сложении смешанных:
Так и будет очень дельно. (6)
Сравнение десятичных дробей
1. Чтобы дроби десятичные сравнить,
Вам много и не надобно учиться.
Число знаков десятичных уравнять,
К одной из них справа нули приписать,
И, отбросив запятую потом,
Правое с левым сравнить числом.(9)
2. Десятичную дробь мы взяли
И в конце к ней нуль приписали,
Нам казалось, что дробь изменилась
И большое число получилось.
Но, увы, это полный обман.
Ноль пиши, хоть отбрось, хоть прибавь
Число не изменишь никак. (7)
Сложение и вычитание десятичных дробей
1. Чтоб десятичные дроби сложить,
Нам не приходится долго мудрить:
Выстроим все запятые мы в ряд,
Цифра под цифрой строго стоят.
И в результате получим мы вновь,
Побольше других, десятичную дробь. (4)
2. Десятичные дроби вычти, сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай! (6)
3. При сложении десятичных
Двух иль нескольких дробей
Всё получится отлично,
Не волнуйся, не робей.
Если выполнишь разумно
То в слагаемых и в сумме
Не напрасно говорят:
Попадут в один лишь ряд.
Выполняйте вычитанье! (7)
Деление и умножение десятичных дробей на 10, 100 и т. д
К Вам есть просьба личная:
Дробь я десятичная,
И делить мою особу
Если делишь ты на сотню
Запятая вдруг начнет
С тобой играться в прятки.
А разгадка здесь проста:
Только два нуля у ста,
Сколько тебя нулей?
Отсчитай-ка их левей.
Ну, а если умножать –
Нужно вправо их считать. (9)
Деление и умножение десятичных дробей
1. Умножение десятичных дробей.
Чтобы правильно умножить,
Надо мудро поступить,
Нам сначала позабыть.
Числа верно перемножил?!
-Запятая, место знай!
И ее на сумму знаков
Смело влево ты сдвигай. (7)
2. Умножая дроби десятичные
К запятым их будьте безразличными
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать, как числа натуральные.
А в произведение полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяем знаков столько:
Сколько их во множителях
3. Милейшие дроби, к тому ж десятичные,
Взобрались на крышу по шаткой трубе.
— Мы здесь посидим, ведь погода отличная,
И кое о чём расскажу я тебе.
Ты знаешь, как нас перемножить, дражайшая?
Умножь, как натуральные числа, а дальше я,
Чтоб лучше запомнилось, песню спою:
Где же будет запятая?
Вот задача непростая!
Мы решим её, однако,
Показав высокий класс.
Отсчитаем столько знаков,
Сколько вместе есть у нас! (8)
Деление десятичных дробей на натуральное число
Знай, что деление дробей десятичных
На натуральные числа – обычно,
Только запомни совет мой простой:
Надо внимательно быть с запятой.
Кончил деление целой части,
Ставь запятую сразу в частном!
Деление на десятичную дробь
Как делить на десятичную дробь? Что вы смотрите кисло?
Мы сейчас это правило вместе поймем.
Вправо сдвинь запятую в двух числах настолько,
Сколько цифр у делителя за запятой.
А теперь и деленье возможно, поскольку
Это нацело делать есть способ простой. (7)
Чтоб десятичную дробь округлять,
До какого разряда надо бы знать,
Разрядную цифру ты сохрани,
Добавь к ней единицу,
Если первая отбрасываемая цифра пять
203, 4075 = 203, 4080 = 203, 408
203, 4075 = 203, 4000 = 203, 4 (9)
Что такое среднее арифметическое?
Не очень уж мудреная
И на их количество
В итоге поделенная. (7)
В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки.
Сотую долю любого числа
Мы называем процентом. (9)
Запись процентов в виде десятичной дроби
Мой дружок меня спросил про проценты,
Как проценты записать в виде дроби.
Я ответил: «Очень просто,
Раздели число на 100, получи что нужно»
Решение задач на проценты.
Чтоб решить на проценты задачу
Поступайте вот так, не иначе:
Начинайте решение с того –
Узнавайте цену одного.
Сколько надо процентов, тогда
Вы найдете легко, без труда. (7)
Признаки делимости на 2,10,5,3,9
Я смотрю, смотрю на число:
-На что же делится оно?
-Последнюю цифру надо взять,
Если на 10, на 2 или 5!
-А если на 9 и на 3?
-Сумму цифр тогда смотри! (9)
Признак делимости на 2
Легко запомнить, друзья,
Признак делимости на 2.
Делю без остатка на 2
Лишь натуральные чётные числа.
Признак делимости на 3
Нам необходимо знать,
Чтоб быстрей делить число
Сумму цифр в числе найди.
Без труда тогда ответишь,
Что число на три разделишь.
Признак делимости на 5
Если натуральное число
На конце имеет ноль или пять,
Оно делится на пять. (7)
Знать обязательно каждому надо,
Чтоб получить без ошибки ответ:
Из натуральных разделятся на два
Четные числа, нечетные — нет.
Натуральные без всякого труда
Те лишь на три делятся всегда,
У которых сумма цифр, ты посмотри,
Без остатка тоже делится на три.
О том, что не вернуть минуты вспять,
Давно по свету ходит поговорка.
А те лишь числа делятся на пять,
В конце которых нуль или пятерка.
Делитель есть простой
И наибольший общий,
Совсем не сложно, в общем;
На простые множители
Подумав, по возможности.
И выберите множители
Для чисел одинаковые,
Потом их перемножьте.
А произведение оставшихся сомножителей
Делителем общим наибольшим. (8)
Основное свойство дроби
Не изменит дробь никто,
Если разделить, иль умножить
На одно и то ж число
И числитель и знаменатель. (7)
А за ним числитель
Разделить на общий их делитель,
Дробь мы сократили,
Счёт мы упростили. (4)
Сравнение обыкновенных дробей
При сравнении дробей с одинаковыми числителями
Ошибиться не сумей.
Больше та подруга дробь,
У которой меньший знаменатель.
Сложение обыкновенных дробей
Сложений обыкновенных дробей
Дроби хочешь ты сложить
и пятерку получить?
Н. О.З тогда скорей найди,
Дроби ты к нему сведи!
Числители складывай, дружок,
И получишь пирожок.
Умножение и деление обыкновенных дробей
1. Умножая дробь на дробь.
Запиши в числителе,
А потом так же точно и со знаменателем
2. Кто умножать собрался
3. Ведь дробь делить – пустяк,
Делители перевернет ведь всяк,
А дальше действуй, как при умножении,
И результат готов в одно мгновенье.
Умножение и деление рациональных чисел
4. Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.
Проведем сегодня с ней
Действия мгновенные
Одна вторая плюс две пятых
Сколько будет? …
Действие неверное –
Действие мгновенное.
Ну а правильный ответ
Кто мне даст?
Чтобы дроби вычесть или сложить
Надо общий знаменатель получить
Дробь на дробь просто умножить
Надо числители и знаменатели перемножить
Несложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью для нас приятной,
Называется – обратной.(9)
Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби
Дробь от числа хотим найти,
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Коль число по части вдруг
Отыскать решите,
То на данную вам дробь
Часть ту разделите. (8)
Нахождение процентов от числа
Подскажите, как найти
Пять процентов от шести?!
Все довольно просто здесь!
Надо взять в числитель шесть,
В знаменатель сотню взять
И умножить все на пять. (9)
1. Кто с задачами постарается,
Тот не упустит решений.
А пропорцией называется
2. Произведение крайних членов.
Чтоб не обидеть средних членов
Возьмём в пропорции и их.
Когда решим заданье с ними,
Увидим, что они равны.
Основное свойство пропорции
Верное равенство двух отношений-
Это пропорции определение.
И есть у пропорции главное свойство,
Его применять в решении не бойся!
Уберите подальше свои все эмоции,
Произведение крайних членов равно
Произведению средних членов пропорции.
Нахождение неизвестного члена пропорции
Крайний член пропорции
Я хочу найти.
Что мне делать? Как мне быть?
Как мне поступить?
Основное свойство применю:
Перемножу средние,
Разделю на крайний,
Крайний член найду. (8)
У Макса было две величины.
Одну решил он увеличить.
И увеличил так отлично,
Что стали равными они.
Решил Максим одну величину
Уменьшить раза в два.
Другая, вдруг, не стала думать-
Уменьшилась сама.
Вот и ходят друг за дружкой
Прямопропорциональные подружки.
Стихотворение о нуле
А числам разрешаю становиться
на выбранной прямой.
Я на шкале – число-граница.
Где встану я – там чисел штаб.
А числам разрешают разместиться
На выбранной прямой
Ноль, направленье и масштаб…(7)
Сравнение чисел с помощью координатной прямой
1) Координатная прямая поможет числа нам сравнить.
Какое больше, то правее,
Координатная прямая замечательна,
Справа от нуля – координата положительна,
А слева – отрицательна. (7)
1. Жили на свете близнецы-братья,
Были похожи собой.
Из-за нелепого проклятья
Разделены судьбой.
Братья имели разные знаки,
С ними по жизни шли,
Если ж случалось им повстречаться
В ноль превращались они.
2. Два числа лишь знаками
Друг от друга отличные
Модуль числа
Я отвечу вам:
Помните друзья!
2) Модуль чтобы нам найти
Нужно от нуля до точки
Расстояние пройти. (7)
Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
1. Минус с минусом сложить,
Можно минус получить.
Если сложишь минус, плюс,
То получится конфуз?!
Знак числа ты выбирай
Что сильнее, не зевай!
Модули их отними,
Да все числа помири!
2. Правила сложения
Знаки разные у чисел?
Модули мы вычитаем,
Большего поставим знак.
Два отрицательных? Мало
Будет заботы о том:
Минус поставим вначале,
Модули сложим потом.
Если же правила эти
Будете вы выполнять,
Значит вам обеспечено,
Не сомневайтесь, пять!
3. Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать
К ней потом знак «минус» взять да приписать.
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут,
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем,
Самое главное – знак не позабыть!
Вот какой поставить? – мы хотим спросить.
Вам секрет откроем, проще дела нет
Знак, где модуль больше, запиши в ответ. (7)
Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
1. Минус с плюсом множь, дели,
Минус ставь, и не мудри!
2. Можно истолковать правила и таким образом:
3. Плюс на минус, минус, плюс!
Умноженья не боюсь!
Перемножить модули – это же пустяк.
Самое главное – не забыть про знак.
Плюс на минус умножая,
Ставим минус не зевая.
Плюс на плюс – и плюс в ответе.
Всем пятёрки будут, дети!
Минус с минусом умножу,
Плюс в ответе будет тоже.
Веселей пойдёт ученье!
4. Не на шутку, в самом деле,
Если Оля, Таня, Зина.
Умножают или делят
Два числа со знаком минус,
Получают, спора нет
Даже сказочный Емеля,
Чтобы спорились дела,
Умножает или делит
Разных знаков два числа.
Получает, не секрет,
Отрицательный ответ. (Г)
1. Перед скобкой «плюс» стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой «минус» строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.
2. Много скобок в примерах,
Много скобок в задачах.
Как же нам поступить?
А, раскрыть!
Если увидишь перед скобками плюс,
То скобки опустишь просто.
Знаки менять там нужно.
3. Перед скобками подразумевается плюс.
Смелее, дружок, вперед и не трусь.
Проблема проста, ее разреши:
Члены с их знаками перепиши.
А если перед скобками минус стоит:
У членов все знаки надо сменить,
Противоположными должны они быть.
Это трудно, ты должен понять,
Коль минус пред скобками – знаки менять.
Причем ошибок остерегайся,
Каждый знак изменить постарайся. (7)
4. Раскрытие скобок
Если перед скобкой минус,
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит.
5. Если перед скобкой плюс,
Ничего я не боюсь!
Просто скобки опускаю,
Ну а знаки сохраняю.
Если перед скобкой минус,
То мозгами пораскину.
Скобки тоже опускаю,
Ну а знаки поменяю.
Приведение подобных слагаемых
Нет ни проще, ни удобнее,
Чем слагаемые подобные.
Я сложу в один момент
Ну, а буквы пишем ту же.
Трогать нам ее не нужно.
Арбуз на солнышке лежал,
Напоминал нам всем он шар…
А корка от него, к примеру,
напоминает всем нам сферу
Окружность и круг
1. У окружности длина
Во все стороны равна.
Знает каждый пионер(Цэ равно два пи на эр).
А я знаю площадь круга
И тому я очень рад!
Научу-ка я и друга:(Эс равно пи эр квадрат)
2. Вы мне (кругу) должны на слово верить:
Площадь круга можно мерить.
Скажу собравшимся гостям:
Дели окружность пополам,
И множь на радиус. Тогда, как говорится,
Ты площадь выразишь в квадратных единицах
3. Чтоб площадь круга нам найти
Не надо мучится часами.
Ты r в квадратик возведи
И умножь его на π,
А π знает каждый
Равно приближенно три.
Число
1. Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
3, 14, 15, 92 и 6.
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть,
Надо только постараться
И запомнить все как есть
Число Пи такое есть
пятнадцать — девяносто два и шесть!
Координатная плоскость
Мы играем в наши игры,
Знает их и песик Рикс:
Ордината — это игрек,
А абсцисса — это икс. (1)
Прямая
Отвечайте сей же час:
Пересечься сколько раз
Две различные прямые
Могут в плоскости у нас?
Если речь о двух прямых,
Точка общая у них
Может лишь одна существовать.
Или вовсе нет. Вот и правильный ответ.
И ещё вопрос вам всем:
Ну, а если нет совсем
Общей точки у прямых?
Как же назовём мы их?
Если прямые не пересекаются,
Они параллельными называют
Параллельные прямые
Запомнить надо на всю жизнь, словами не бросаются:
Параллельные прямые не пересекаются.
И не по щучьему велению, а по определению.
Перпендикуляр
Но если в раздумье застынет школяр,
Примером пусть служит перпендикуляр.
Ведь к цели идет он не как-нибудь,
А выбирает кратчайший путь.
Представленные в нашей работе «Математические правила в стихах» рифмованные правила и определения будут интересны ученикам, для лучшего усвоения ряда правил и определений. Следует обратить внимание на то, что на некоторые темы у нас несколько правил, можно выбрать то правило, которое лучше запоминается, но не нужно стремиться механически, применять и выучивать любое стихотворение. Только если оно вам понравилось, вы прочувствовали его, только тогда его применение достигнет цели.
Свою работу мы будем продолжать дальше, так как она помогает нам и нашим одноклассникам в изучении математики. Конечно, математика – наука серьёзная, и учить её надо вдумчиво. Но рифмованные правила помогают “учению с увлечением”, а значит, и успеху в учении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ