с чем связан процесс функционирования системы тест
Тест: Ответы для тестирования по общей теории систем
Тема: Ответы для тестирования по общей теории систем
Тип: Тест | Размер: 9.98K | Скачано: 217 | Добавлен 11.03.13 в 17:38 | Рейтинг: +3 | Еще Тесты
1. Виды анализов, используемых в системном анализе:
2. Цель системы-это.
-некоторое (возможно, воображаемое) положение дел, к осуществлению которого стремятся.
3. Элементы системы или подсистемы считаются взаимосвязанными, если
-по изменению происходящему в одном из элементов можно судить об изменениях, происходящих в связанных с ним элементах;
-если между ними происходит обмен веществом, энергией или информацией, важный с точки зрения функционирования системы.
4. При системном подходе анализ проводится
-от целого к составным частям, от системы к элементам, от сложного к простому.
5. Параметрический анализ — это
-установления качественных пределов развития объекта — физических, экономических, экологических и др.
-предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.
7. Качественные методы описания систем используют
-методы типа сценариев, методы экспертных оценок;
8. Системы бывают
9. Устойчивость системы — это
-способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих действий.
10. Связь в системе — это
-это ограничение степеней свободы элементов;
-любые взаимодействия, обеспечивающие функционирование системы, превышающие по своей силе взаимодействия с внешней средой;
-то, что обеспечивает возникновение и сохранение целостных свойств.
11. Открытая система
-способная обмениваться с окружающей средой массой, энергией, информацией.
12. Системные методы исследования наиболее востребованы при решении
-слабо структурированные задачи, имеющие только качественные оценки.
13. Укажите правильные высказывания относительно управления
-для управления нужна обратная связь, которая отражает влияние управляющих воздействий;
-для управления необходимо знать какие параметры мы можем изменять и в каких пределах;
-целенаправленное вмешательство в процесс в системе называется управлением.
14. Техническая система — это
-конечная совокупность элементов некоторого регулирующего устройства, которое устанавливает связи между элементами, управляет этими связями, создавая неделимую единицу функционирования.
15. Самоорганизующиеся системы под действием внешней среды
-изменяют структуру и алгоритм управления;
-имеют в своем составе адаптор.
16. Взаимодействие саморазвивающейся системы с внешней средой
-полезные внешние сигналы поглощаются и используются, вредные отражаются.
17. Развивающаяся система обладает следующими признаками:
-принципиальная неравновесность системы и поддержание своего состояния в неравновесном виде;
-возможность изменить свою структуру, сохранив целостность;
-уменьшающийся уровень энтропии, характеризующий повышение упорядоченности в системе.
18. Закрытая система
-не обменивается с внешней средой массой, энергией, информацией или имеет неизменный обмен, который может не учитываться при моделировании.
19. Связи в системе обладают следующими признаками
20. Компонентный анализ-это
-рассмотрение объекта, включающего в себя составные элементы и входящие, в свою очередь, в систему более высокого ранга.
21. Строго иерархической называется система
-в которой у подчиненного может быть только один начальник.
22. Развивающаяся система обладает следующими признаками
-непредсказуемость поведения в результате наличия элементов со «свободной воли»;
-нестационарностью (изменчивостью, нестабильностью).
23. Отметьте справедливые высказывания:
-элементы любой системы выступают как системы более низкого порядка;
-системы образуют особое единство со средой;
-любая исследуемая система представляет элемент системы более высокого порядка.
24. Энтропия характеризует
-меру беспорядка системы, состоящей из многих элементов, чем больше энтропия, тем больше неупорядоченность в системе.
25. Подсистема системы — это
-относительно независимая часть системы с точки зрения рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.
26. Синергетическое взаимодействие означает
27. Состояние системы-это
-совокупность значений существенных свойств системы в определенный момент времени; множество последовательно упорядоченных во времени параметров системы.
28. Систему, в которой автоматизированны все процессы называют
29. Что не относится к основным методам системного анализа?
30. Исследованиями начала и прекращения операции и явлениями, возникающими в начале и конце неустановившегося процесса занимается
-теория переключающихся устройств.
31. Цель когнитивной структуризации состоит в том, чтобы выявить
-структурные схемы причинно-следственных связей, их качественной оценки.
32. Понятие «проблема» можно сформулировать следующим образом
-несоответствие между необходимым и фактическим положением дел;
-как противоречие между существующими теориями и фактами.
33. Кибернетическая модель черного ящика предполагает, что
-входные сигналы есть функция от вх. И самого элемента;
-известны только входные и выходные значения сигналов, действующих на систему.
34. Что явилось причинами интенсивного развития системного анализа?
-огромный объем накопленных знаний в различных областях знаний;
-необходимость разработки исследования плохо структурированных задач;
-большая специализация и дифференциация наук, приводящая к затруднению понимания и сложности обсуждения и решения проблем, лежащих на стыке наук.
35. Равновесие системы — это
-способность системы в отсутствие внешних возмущений (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго.
36. Генетический анализ-это
-изучение истории развития исследуемого объекта.
37. Замену труда человека в рабочих организациях называют
38. Функциональный анализ
-рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им полезных и вредных функций.
39. Критерии развития системы-это
-снижение энтропии системы;
40. Исследование операций, связанных с контролем значений параметров автоматизированных процессов занимается
-теория автоматического контроля.
41. Сложность системы определяется как
-структурная и функциональная.
42. Если управляющие воздействия не обеспечивают достижения цели, то
-если возможно переместить в область достижимости цели;
-следует расширить диапазон параметров управления.
43. Структурный анализ-это
-определение взаимодействия между компонентами объекта.
44. В процессе управления системы важную роль играют следующие типы связи, обеспечивающие противодействие тенденциям, происходящих изменений
45. Структура системы-это
-это устойчивая упорядоченность в пространстве и во времени ее элементов и связей между ними, определяющая компоновку системы и ее взаимодействие с внешней средой;
-это то, что остается неизменным в системе при изменении, ее состояния при реализации различных форм поведения, при совершении системной операции;
-это множество всех возможных отношений между подсистемами и элементами внутри системы.
46. Системы классифицируются по степени определенности функционирования
47. Компонентный анализ-это
-рассмотрение объекта, включающего в себя составляющие элементы входящего в свою очередь, в систему более высокого ранга.
48. Самонастраивающиеся системы под действием внешней среды
-имеют в своем составе адаптор;
-изменяют свои параметры функционирования.
49. Какое определение системы подходит только для искусственно созданных систем?
-взаимосвязанные элементы, объединенные единством цели (или назначения) и функциональной целостностью. Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
50. Основными предположениями о характере функционирования системы при построениии модели
-выходной сигнал в данный момент времени определяется состоянием системы и входными сигналами, относящимися к данному и предшествующим моментам времени;
-состояние системы в данный момент времени определяется предыдущими состояниями и входными сигналами, поступившими ранее и в данный момент времени.
51. Самоорганизующиеся системы под действием внешней среды
-изменяют структуру и алгоритм управления;
-имеют в своем составе адаптор.
52. Количественные методы описания систем используют
-численные методы расчета;
-аналитические математические модели.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ.doc
1. Модели по форме бывают:
2. Состояние системы определяется:
а) множеством значений управляющих переменных;
б) скоростью изменения выходных переменных;
в) множеством характерных свойств системы
г) множеством значений возмущающих воздействий.
3. Равновесие системы определяют как:
а) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго в отсутствии внешних возмущений;
б) способность системы возвращаться в исходное состояние после снятия возмущений;
в) способность системы двигаться равноускоренно сколь угодно долго при постоянных воздействиях;
г) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго при постоянных воздействиях;
4. Устойчивость можно определить как:
а) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго при постоянных воздействиях;
б) способность системы двигаться равноускоренно сколь угодно долго при постоянных воздействиях;
в) способность системы возвращаться в исходное состояние после снятия возмущений;
г) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго в отсутствии внешних возмущений;
5. Развитие обязательно связано с:
а) увеличением в количестве;
б) увеличением энергетических ресурсов;
в) увеличением в размерах;
г) изменением целей.
6. Энтропия системы возрастает при:
а) полной изоляции системы от окружающей среды;
б) получении системой информации;
в) получении системой материальных ресурсов;
г) внешних управляющих воздействиях на систему.
7. В статической системе:
а) неизменная структура;
б) неизменны характеристики;
в) неизменны возмущения;
г) неизменно состояние.
8. Динамическая система – это:
а) система, с изменяющимся во времени состоянием;
б) система, с изменяющейся во времени структурой;
в) система, с изменяющимися во времени параметрами;
г) система, с изменяющимися во времени характеристиками.
9. Интегрирующее звено описывается уравнением:
а) безынерционного звена;
б) инерционного звена;
в) колебательного звена;
г) идеального дифференцирующего звена;
11. Динамические характеристики:
а) – характеристики изменяющиеся во времени;
б) – характеристики не изменяющиеся во времени;
в) характеризуют зависимость изменения выходных переменных от входных и времени;
г) характеризуют реакцию системы на изменение входных переменных.
12. Закономерности функционирования систем;
а) справедливы для любых систем;
б) справедливы всегда;
в) справедливы иногда;
г) справедливы «как правило».
13. Закономерность развития во времени – историчность:
а) справедлива только для технических систем;
б) справедлива только для биологических систем;
в) справедлива только для экономических систем;
г) справедлива для всех систем.
14. Способность системы достигнуть определенного состояния (эквифинальность) зависит от:
б) параметров системы;
в) начальных условий;
15. Эмерджентность проявляется в системе в виде:
а) неравенстве свойств системы сумме свойств, составляющих ее элементов;
б) изменения во всех элементах системы при воздействии на любой ее элемент;
в) появлении у системы новых интегративных качеств, не свойственных ее элементам.
г) равенства свойств системы сумме свойств, составляющих ее элементов.
16. Аддитивность – это:
а) разновидность эмерджентности;
б) противоположность эмерджентности;
в) модифицированная эмерджентность;
г) независимость элементов друг от друга.
17. При прогрессивной систематизации:
а) поведение системы становится физически суммативным;
б) элементы систем все больше зависят друг от друга;
в) система все в большей мере ведет себя как целостность;
г) элементы систем все больше зависят друг от друга;
18. Коммуникативность при иерархической упорядоченности систем проявляется в виде:
а) связи системы с системами одного уровня с рассматриваемой;
б) обратной связи в системе;
в) связи системы с надсистемой;
г) связи системы с подсистемами или элементами.
19. Технические системы – это:
а) совокупность технических решений;
б) совокупность взаимосвязанных технических элементов;
в) естественная система;
г) действующая система.
20. Технологическая система – это:
а) совокупность взаимосвязанных технических элементов;
б) искусственная система;
в) абстрактная система;
г) совокупность операций (действий).
21. Экономическая система – это:
а) совокупность мероприятий;
б) совокупность экономических отношений;
в) создаваемая система;
г) материальная система.
22. Организационная система обеспечивает:
а) координацию действий;
б) развитие основных функциональных элементов системы;
в) социальное развитие людей;
г) функционирование основных элементов системы.
23. Централизованная система – это:
а) система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль;
б) система, в которой небольшие изменения в ведущем элементе вызывают значительные изменения всей системы;
в) система, в которой имеется элемент, значительно отличающийся по размеру от остальных;
г) детерминированная система.
24. Открытая система – это система:
а) способная обмениваться с окружающей средой информацией;
б) в которой возможно снижение энтропии;
в) в которой энтропия только повышается;
г) способная обмениваться с окружающей средой энергией.
25. Системы, способные к выбору своего поведения, называются:
26. Системы, у которых изменяются параметры, называются:
27. Сложная система:
а) имеет много элементов;
б) имеет много связей;
в) ее нельзя подробно описать;
г) имеет разветвленную структуру и разнообразие внутренних связей.
28. Детерминированная система:
а) имеет предсказуемое поведение на 99%;
б) имеет предсказуемое поведение на 100%;
г) имеет предсказуемое поведение с вероятностью более 0,5.
29. Система, в которой известны все элементы и связи между ними в виде однозначных зависимостей (аналитических или графических), можно отнести к:
а) детерминированной системе;
б) хорошо организованной системе;
в) диффузной системе;
г) линейной системе.
30. К особенностям экономических систем, как самоорганизующихся, относятся:
в) способность противостоять энтропийным тенденциям;
г) способность и стремление к целеобразованию.
31. Главные особенности системного подхода:
а) подход к любой проблеме как с системе;
б) мысль движется от элементов к системе;
в) мысль движется от системы к элементам;
г) в центре изучения лежит элемент и его свойства.
32. Исследование и проектирование системы с точки зрения обеспечения ее жизнедеятельности в условиях внешних и внутренних возмущений называется:
а) системно-информационным подходом;
б) системно-управленческим подходом;
в) системно-функциональным подходом;
г) системно-структурным подходом;
33. При построении математической модели возникают следующие проблемы:
а) определение числа параметров модели;
б) определение значений параметров модели;
в) выбор структуры модели;
г) выбор критерия оценки качества модели;
34. Метод наименьших квадратов применяется при:
а) определении параметров модели;
б) выборе структуры модели;
в) аналитическом подходе;
г) оценке точности модели.
35. Аналитический подход к построению математической модели требует наличия:
а) экспериментальных данных;
б) нестационарности объекта;
в) знаний закономерностей, действующих в системе;
г) стохастичности объекта.
36. Наилучшей считается модель, которая имеет:
а) нулевую ошибку на экспериментальных данных;
б) больше всего параметров (коэффициентов);
в) наименьшую ошибку на контрольных точках;
г) включает наибольшее число переменных.
а) множество элементов;
б) представление об объекте с точки зрения поставленной цели;
в) совокупность взаимосвязанных элементов;
г) объект изучения, описания, проектирования и управления.
38. Элемент системы:
а) неделим в рамках поставленной задачи;
б) неделимая часть системы;
в) основная часть системы;
г) обязательно имеет связи с другими элементами системы.
в) проявляется только при взаимодействии с другим объектом;
г) сторона объекта, обуславливающее его сходство с другими объектами.
а) сторона объекта, обуславливающее его отличие от других объектов.
б) присуще всем объектам;
в) присуще только системам;
г) неизменная характеристика объекта.
а) объединяет элементы и свойства в целое;
б) – это способ взаимодействия входов и выходов элементов;
в) – это то, без чего нет системы;
г) ограничивает свободу элементов;
42. Стратификация системы (проблемы) предназначена для:
а) более краткого описания системы (проблемы);
б) детализации описания системы (проблемы);
в) простоты описания системы (проблемы);
г) представления системы (проблемы) в виде совокупности моделей разного уровня абстракции.
43. Проектирование системы в виде слоев производится для:
а) организации управления и принятия решения в сложных системах;
б) распределения уровней ответственности при принятии решений;
в) простоты описания системы управления;
г) повышения точности управления.
44. При организации системы в виде эшелонов:
а) элементы системы всех уровней имеют полную свободу в выборе их собственных решений;
б) повышается эффективность ее функционирования;
в) элементы системы принимают решения только на основании целей, заданных вышестоящими элементами;
г) горизонтальные связи с элементами одного уровня иерархии сильнее вертикальных связей.
45.Эффективность структур оценивается:
46. Положительная обратная связь:
а) всегда усиливает влияние входных воздействий на выходные переменные;
б) всегда увеличивает значение выходной переменной;
в) ускоряет переходные процессы;
г) усиливает влияние нестационарности.
47. Отрицательная обратная связь:
а) замедляет переходные процессы;
б) уменьшает влияние помех на систему;
в) всегда уменьшает отклонение выходных переменных;
г) всегда уменьшает значение выходной переменной.
48. Примерами положительной обратной связи являются:
а) рост живых клеток;
в) спрос и предложение на рынке;
49. Примерами отрицательной обратной связи являются:
б) езда на велосипеде;
в) регулирование ассортимента;
г) уверенность в себе.
а) является следствием проблемы;
б) является причиной проблемы;
в) вытекает из желания;
г) формируется из цели.
а) объективная потребность;
б) субъективная потребность;
в) осознанная потребность;
г) разность между потребностью и действительностью.
а) является следствием потребности;
б) является следствием желания;
в) является следствием цели;
г) появляется при неизвестном алгоритме решении задачи.
а) вариант удовлетворения желания;
б) любая альтернатива при принятии решения;
в) то, что позволит снять проблему;
г) модель будущего результата.
54. Цель имеет следующие особенности:
а) цель порождает проблему;
б) всегда несет в себе элементы неопределенности;
в) цель является средством оценки будущего результата;
г) выбор цели сугубо субъективный.
55. Цель при анализе объекта:
а) выявить способы устранения проблемы;
б) выявить наличие противоречий;
в) выявить причины возникновения проблемной ситуации;
г) выявить место противоречий.
56. Цель при описании объекта:
а) выявить место возникновения проблемной ситуации;
б) представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа;
в) разрешить проблемную ситуацию с помощью нового объекта;
г) подержание функционирование объекта в соответствии с заданием.
57. Превращение проблемы в проблематику необходимо:
а) для оценки ограничений на управление;
б) при оценке степени достижения цели;
в) для учета интересов всех окружающих систем;
г) при формулировке цели.
58. При формулировке цели возможны следующие опасности:
б) замена целей критериями;
в) подмены целей средствами;
г) изменение проблемы.
59. Для цели характерно:
а) замена ее желанием;
б) изменение ее во времени;
в) влияние ценностей на цели;
г) отказ от достижения цели.
60. Критерий является:
а) количественной модель цели;
б) качественной модель цели;
в) инструментом оценки альтернатив;
г) инструментом оценки степени достижения цели.
61. Входные переменные подразделяются на:
а) управляющие переменных;
б) выходные переменные;
г) детерминированные переменные.
62. Что лежит в основе принципа разомкнутого (программного) управления:
а) идея автономного воздействия на систему вне зависимости от условий ее работы;
б) воздействие на конкретный объект внутри системы;
в) разработка алгоритма программы управления объектом;
г) идея компенсации возмущений вызванных воздействием на объект;
д) идея программирования изменения во времени состояния системы.
63. Что лежит в основе принципа разомкнутого управления с компенсацией возмущений:
а) фиксация информации о внешних возмущениях и контроль отклонений параметров системы;
б) использование корректирующего управления на систему;
в) ликвидировать нерегулируемое воздействие возмущений на движение;
г) использование программного управления на систему;
д) идея автономного воздействия на систему вне зависимости от условий ее работы.
64. Что лежит в основе принципа замкнутого управления:
а) выбор оптимального поведения системы при известном её поведении в конкретный момент времени;
б) реализация управления путем введения обратной связи;
в) разработка алгоритма программы управления объектом;
г) решение задач управления путем введения отрицательной обратной связи;
д) фиксация информации о внешних возмущениях и контроль отклонений параметров системы.
65. Что лежит в основе метода дуального управления:
а) использование управляющих сигналов, реакция на которые заранее определена;
б) использование дополнительных сигналов, реакция на которые заранее определена;
в) команды управления подаются из разных источников;
г) использование обратной связи;
д) использование дуальных идентичных сигналов при воздействии на один объект.
66. К какому классу систем относятся «Самонастраивающиеся системы»:
а) аналитические системы;
б) адаптивные системы;
в) искусственный интеллект;
г) экспертные системы;
д) самоорганизующиеся системы.
67. Что лежит в основе принципа однократного управления:
а) однократное использование обратной связи;
б) принятие некоторого решения, последствия которого длятся недолго;
в) использование функционала в качестве критерия;
г) идея однократного воздействия на систему вне зависимости от условий ее работы;
д) принятие некоторого решения, последствия которого сохраняются длительное время.
68. Выберите правильную последовательность этапов теоретического исследования системы:
1) разработка модели системы и изучение ее динамики
2) определение состава управлений, ресурсов и ограничений
3) анализ назначения системы и выработка допущений и ограничений
4) выделение системы из среды и установление их взаимодействий
5) выработка концепции и алгоритма оптимального управления
6) назначение цели как требуемого конечного состояния
7) избрание принципа управления
8) выбор совокупности критериев и их ранжирование посредством использования системы предпочтений
69. Каким образом осуществляется структуризация среды:
а) путем внесения в нее порядка;
б) путем использования функционала в качестве критерия;
в) путем внесения в нее дополнительных элементов;
г) путем внесения в нее обратной связи;
д) путем внесения в нее алгоритма программы управления объектом.
70. Что подразумевается под устойчивостью системы:
а) свойство системы использовать сохраненное состояние для возврата к нему после какого-либо воздействия;
б) способность системы развиваться в условиях нехватки ресурсов;
в) степень упорядоченности её элементов;
г) свойство системы возвращаться в прежнее или близкое к нему состояние после какого-либо воздействия на неё;
д) внутренне единство элементов системы.
71. На каком этапе жизненного цикла происходит процесс самоорганизация системы:
в) планирование и анализ требований;
е) во время всего жизненного цикла системы.
72. Выберите правильную последовательность жизненного цикла системы:
11) планирование и анализ требований
73. Что можно предпринять при создании системы в неорганизованной неподготовленной для её существования среде:
а) использовать корректирующего управления на систему;
б) можно начать сеять «зубы дракона», которые прорастая, послужат вам элементами будущей системы;
в) ограничить влияние среды на создаваемую систему;
г) реализация управления путем введения обратной связи;
д) можно преобразовать среду, превратив её в организованную, способную воспринять новую систему.
74. Дайте верное определение системы:
а) совокупность связей между объектами;
б) совокупность элементов и связей между ними, приобретающая свойства неприсущие ее элементам по отдельности;
в) некоторая последовательность элементов;
г) совокупность объектов, связи между которыми усиливают их свойства;
д) совокупность не связанных между собой объектов.
75. В чем суть системного подхода:
а) рассмотрение объектов как систем;
б) декомпозиция системы на объекты;
в) объединение подсистем в единую систему;
г) рассмотрение систем как объектов;
д) выявление связей между системами.
76. Выдерите верное определение целостности системы:
а) внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
б) внесение порядка в систему;
в) свойство системы возвращаться в прежнее или близкое к нему состояние после какого-либо воздействия на неё;
г) совокупность элементов;
д) свойство системы, характеризующее ее соответствие целевому назначению.
77. Дайте определение эффективности системы:
а) свойство системы возвращаться в исходное состояние;
б) свойство системы, характеризующее ее соответствие целевому назначению в определенных условиях использования и с учетом затрат на ее проектирование, изготовление и эксплуатацию;
в) характеристика системы, указывающая степень воздействия каждого элемента на систему в целом;
г) характеристика системы, при которой все элементы обладают рядом общих свойств;
д) внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
78. Закончите фразу: «Для поддержания целостности системы в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных) требуется особая организация системы, обеспечивающая ее …»:
79. Какова цель создания системы:
а) преобразование окружающей среды;
б) организация объектов в единое целое;
в) объединение элементов с общими свойствами;
г) воплощение определенных свойств в системе;
д) все указанные выше варианты;
80. Говоря о системе подразумевают:
а) только объект управления;
б) только управляющую систему;
в) объект управления и управляющую систему;
г) объект управления и управляющую им систему, предполагая, что система управляется;
д) локализованную управляющую часть.
81. Описание системы представляет собой:
а) выражение ее содержания через выполняемые функции;
б) назначение системы;
в) описание свойств ее элементов;
г) выделение ее элементов;
д) описание связей элементов.
82. В каких случаях целесообразно использовать модель:
а) для отражения планируемых свойств;
б) когда оригинал заведомо дешевле стоимости модели;
в) при недоступности оригинала для испытаний;
г) при необходимости смоделировать поведение системы в длительном периоде;
83. Выберите классификационные признаки модели:
а) дуальное управление;
б) степень детализации модели;
в) способность самоорганизации;
г) реализация принципа замкнутого управления;
д) деление по функциональным качествам системы.
84. Выберите правильное определение состояния системы:
а) совокупность состояний, обобщающих все возможные изменения системы в процессе функционирования;
б) набор показателей системы в конкретный момент времени;
в) связи между объектами системы, однозначно характеризующие их последующие изменения;
г) совокупность параметров, характеризующих функционирование системы, которая однозначно определяет ее последующие изменения;
д) ни одно из указанных выше.
85. В чем заключается основная идея кибернетики:
а) сходство структур и функций у систем управления различной природы;
б) сходство элементов системы;
в) наличие определенной цели у системы;
г) различие функций у различных систем;
д) ни один из вариантов неверный.
86. Каково назначение имитационных моделей?
а) служат «заместителем» оригинала;
б) служат для отображения взаимодействия между элементами внутри исследуемого объекта;
в) описывают в общем виде преобразование информации в системе;
г) наполняются математическим содержанием;
д) обеспечивают выдачу выходного сигнала моделируемой системы, если на ее взаимодействующие подсистемы поступает входной сигнал.
87. Критериями эффективности называют:
а) количественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений;
б) качественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений;
в) информация о проделанной системой работе;
г) показатели, служащие для оценки работы системы;
д) качественные критерии, позволяющие оценить соответствие модели исследуемому объекту.
88. Что понимают под структурой системы:
а) совокупность связей системы;
б) построение элементов системы;
в) совокупность функциональных элементов системы, объединенных связями;
г) совокупность элементов системы;
д) совокупность выходных параметров.
89. Дайте определение связи:
а) свойство (или свойства) множества объектов и (или) событий, которыми они (объекты) не обладают, если взять их по отдельности;
б) способ объединения объектов системы;
в) взаимодействие между объектами;
г) группировка объектов по определенному признаку;
д) последовательность объектов, определяющая их роль в системе.
90. Что такое стратификация среды:
а) принцип использования программного управления на систему;
б) принцип, в котором к описанию среды следует подходить как к иерархической структуре;
в) принцип выбора оптимального поведения системы при известном её поведении в конкретный момент времени;
г) принцип ликвидации нерегулируемого воздействия возмущений на движение;
д) принцип использования управляющих сигналов, реакция на которые заранее определена.
91. Простейшая единица системы:
а) объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий разделению в рамках поставленной задачи;
б) часть системы, состоящая из нескольких подсистем;
в) объект, служащий для связи подсистем в системе;
д) объект, обуславливающий различие или сходство системы с другими системами.
92. Управление – это:
а) воздействие на возмущающие переменные;
б) воздействие на объект для достижения заданной цели;
в) воздействие на выходную переменную;
г) изменение структуры объекта.
93. Для управления используются ресурсы:
94. Цель управления может ставиться:
а) органом целеполагания;
б) объектом управления;
в) субъектом управления
г) окружающей средой.
95. Без математической модели можно обойтись при решении задачи:
б) программного управления;
в) поискового управления;
г) оптимального управления.
96. Математическая модель обязательно необходима при:
б) экстремальном регулировании;
в) оптимальном управлении в динамике;
97. Что бы система управления считалась автоматизированной необходимо:
а) наличие компьютеров;
г) компьютерных сетей.
98. В автоматизированной системе управления можно обойтись без человека:
а) при принятии решения;
б) при сборе данных;
в) при вводе данных;
г) при обработке данных.
99. Без обратной связи можно обойтись при:
б) экстремальном регулировании;
г) программном управлении.
100. Разомкнутая система управления отличается:
а) высокой надежностью;
б) высокой точностью управления;
в) высокой скоростью реакции на возмущение
г) простотой реализации.
101. Замкнутая система управления отличается:
а) высокой надежностью;
б) высокой точностью управления;
в) высокой скоростью реакции на возмущение
г) простотой реализации.
102. Какой из законов регулирования отличается точностью управления:
103. Какой из законов регулирования отличается повышенной чувствительностью:
104. Какой из законов регулирования можно использовать при управлении по возмущению:
105. Какой из законов регулирования можно использовать при управлении по отклонению:
106. Какой из законов регулирования можно использовать при управлении по заданию:
107. Задача экстремального регулирования отличается от задачи оптимизации:
а) отсутствием критерия управления;
б) отсутствием ограничений;
в) отсутствием модели объекта;
г) многократностью определения оптимального значения управления.
108. Целью задачи оптимального управления является:
а) определения значения управляющего воздействия, приводящего к оптимуму критерий;
б) достижение оптимума критерия управления;
в) выполнение ограничений;
г) компенсация возмущений.
109. Ограничения первого рода в оптимальном управлении – это:
а) ограничения на ресурсы;
б) ограничения на возмущения;
в) ограничения, связанные с динамическими свойствами объекта управления;
г) нижняя граница значения управленческого воздействия.
110. Ограничения второго рода в оптимальном управлении – это:
а) верхняя граница значения управленческого воздействия;
б) ресурсные ограничения;
в) ограничения на помехи;
г) физические ограничения
111. При многокритериальной оптимизации:
а) имеется единственное решение;
б) имеются много решений;
в) нельзя найти решение;
г) решение можно найти при дополнительной информации заказчика.
112. Область Парето – это:
а) множество решений на границе ограничений;
б) верхняя граница значений критериев;
в) нижняя граница значений критериев;
г) наибольшее значение управляющего воздействия.
113. При решении задачи многокритериальной оптимизации выбирается наиболее важный критерий, а остальные критерии:
б) принимают максимальные значения;
в) принимают вид ограничений;
г) принимают минимальные значения.
114. При решении задачи многокритериальной оптимизации частные критерии суммируются, при этом критерии умножаются на весовые коэффициенты, которые:
а) показывают важность критерия;
б) повышают точность решения задачи
в) масштабируют критерии;
г) сокращают область ограничений.
115. Адаптация – это:
а) процесс изменения параметров системы;
б) процесс выбора критериев функционирования;
в) процесс изменения окружающей среды;
г) процесс изменения структуры системы.
116. Адаптация – это:
а) процесс приспособления к окружающей среде;
б) процесс изменения окружающей среды;
в) процесс выбора оптимального значения управляющего воздействия;
г) процесс изменения возмущающего воздействия.
117. Сложная система отличается:
а) «нетерпимостью» к управлению;
118. Самонастраивающаяся система связана:
а) со структурной адаптацией;
б) с параметрической адаптацией;
в) с адаптацией целей управления;
г) с адаптацией объекта управления.
119. Динамическая система может находиться в следующих режимах:
120. Устойчивая система после снятия возмущения:
а) возвращается к установившемуся состоянию;
б) переходит к новому установившему состоянию;
в) переходит к новому равновесному состоянию;
г) возвращается к циклическому режиму.
121. Для то чтобы гомеостатическая систем была устойчивой необходимо:
а) степень неустойчивости каждого антагониста не должна превышать определенное критическое значение;
б) стохастичность каждого антагониста не должна превышать определенное пороговое значение;
в) несимметрия воздействий, прикладываемых к антагонистам, не должна превышать определенного критического предела несимметрии;
г) несимметрия параметров антагонистов не должна превышать определенного критического предела несимметрии.