сааз что это в турции
Сааз что это в турции
Среди музыкальных инструментов родом с Востока важную позицию занимает саз. Его разновидности встречаются практически во всех азиатских странах – Турции, Азербайджане, Армении, Казахстане, Иране, Афганистане. В России восточный гость присутствует в культуре татар, башкир.
Что такое саз
Название инструмента пришло из персидского языка. Именно персидский народ, наиболее вероятно, и являлся изготовителем первой модели. Создатель остался неизвестным, саз считается народным изобретением.
Сегодня «саз» – собирательное название для целой группы инструментов, обладающих схожими признаками:
Инструмент является родственным лютне, принадлежит семейству тамбуров. Диапазон современных моделей – примерно 2 октавы. Звук – нежный, звонкий, приятный.
Строение
Строение достаточно простое, практически не изменившееся за многовековое существование данного струнного инструмента:
Изготовление
Процесс производства непрост, чрезвычайно трудоемок. Каждая деталь требует использования разных пород дерева. Вариативность древесины дает возможность добиться идеального звучания, получить настоящий инструмент, соответствующий древним восточным традициям.
Мастера используют древесину ореха, тутового дерева. Материал предварительно тщательно просушивается, наличие влаги недопустимо. Грушевидную форму корпусу придают реже путем долбежки, чаще – склеиванием, соединением отдельных деталей. Требуется нечетное количество одинаковых клепок (как правило, берут 9), чтобы получить нужную форму, размер корпуса.
К узкой стороне корпуса монтируется шейка. На шейку надевается головка, к которой прикручиваются лады. Остается нанизать струны – теперь инструмент готов полноценно звучать.
История инструмента
Родиной считается Древняя Персия. Похожий инструмент, называющийся танбуром, описан средневековым музыкантом Абдулгадиром Мараги в XV веке. Напоминать современную форму саза восточный инструмент начал в XVI веке – такой вывод делает в своих исследованиях азербайджанский знаток искусства Меджун Керимов.
Саз является одним из древнейших инструментов тюркских народов. Его использовали, аккомпанируя певцам, повествующим об исторических событиях, исполнявшим любовные песни, баллады.
Изготовление старинных моделей было делом чрезвычайно длительным. Пытаясь привести дерево в надлежащий вид, материал высушивали несколько лет.
Наибольшее распространение получил азербайджанский саз. У данного народа он стал незаменимым атрибутом ашугов – народных певцов, сказителей, сопровождавших пение, рассказы о подвигах героев сладкими звуками музыки.
Первые модели саза были небольших размеров, обладали 2-3 струнами, сделанными из шелковых нитей, конских волос. Впоследствии модель увеличивалась в размерах: удлинялся корпус, шейка, росло количество ладков, струн. Любая народность стремилась «подогнать» конструкцию под исполнение собственных музыкальных произведений. Различные части сплющивались, вытягивались, укорачивались, снабжались дополнительными деталями. Сегодня существует множество разновидностей данного инструмента.
Татарский саз представлен вниманию туристов в Музее истории, культуры крымских татар (город Симферополь). Старинная модель датируется XVI веком.
Как играть на сазе
Играют на струнных разновидностях 2 способами:
Профессиональные музыканты извлекают звук плектром (медиатором), изготовленным из специальных пород дерева. Защипывание струн плектром позволяет применять игровой прием тремоло. Встречаются плектры, сделанные из древесины черешни, вишни.
Чтобы исполнитель не уставал орудовать рукой, корпус снабдили удерживающим ремнем: перекинутый через плечо, он позволяет легко удерживать конструкцию в районе груди. Музыканту чувствует свободу, полностью сосредотачивается на процессе игры.
Использование
Средневековые музыканты использовали саз практически повсеместно:
Сегодня это незаменимый участник оркестров, ансамблей, исполняющих народную музыку: азербайджанскую, армянскую, татарскую. Отлично сочетаясь со свирелью, духовыми, он способен дополнять основную мелодию или солировать. Его технические, художественные возможности способны передать любую гамму чувств, поэтому многие восточные композиторы пишут музыку для сладкоголосого саза.
Сааз что это в турции
Смотреть что такое «Сааз» в других словарях:
СААЗ — Скопинский автоагрегатный завод авто СаАЗ САЗ Саянский алюминиевый завод Саяногорский алюминиевый завод СаАЗ Источник: http://www.rusal.ru/pages/our company/sayansk.html СААЗ Смоленский автоагрегатный завод … Словарь сокращений и аббревиатур
сааз — сущ., кол во синонимов: 1 • саз (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СААЗ — ОАО «СААЗ» Год основания 1962 Ключевые фигуры Буколов Александр Иванович Генеральный директор Тип Открытое акционерное общество … Википедия
сааз — див. саз … Український тлумачний словник
сааз — см. Саз … Энциклопедический словарь
сааз — неизм.; ж.; см. саз … Словарь многих выражений
СаАЗ — Саянский алюминиевый завод … Словарь сокращений русского языка
Профилакторий СААЗ — Деревня Профилакторий СААЗ Страна РоссияРоссия … Википедия
Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия
Скопинский автоагрегатный завод — ОАО «Скопинский автоагрегатный завод» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1962 Расположение … Википедия
Сааз что это в турции
Смотреть что такое «сааз» в других словарях:
СААЗ — Скопинский автоагрегатный завод авто СаАЗ САЗ Саянский алюминиевый завод Саяногорский алюминиевый завод СаАЗ Источник: http://www.rusal.ru/pages/our company/sayansk.html СААЗ Смоленский автоагрегатный завод … Словарь сокращений и аббревиатур
сааз — сущ., кол во синонимов: 1 • саз (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СААЗ — ОАО «СААЗ» Год основания 1962 Ключевые фигуры Буколов Александр Иванович Генеральный директор Тип Открытое акционерное общество … Википедия
Сааз — м. Струнный щипковый музыкальный инструмент, распространенный среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других стран. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сааз — див. саз … Український тлумачний словник
сааз — неизм.; ж.; см. саз … Словарь многих выражений
СаАЗ — Саянский алюминиевый завод … Словарь сокращений русского языка
Профилакторий СААЗ — Деревня Профилакторий СААЗ Страна РоссияРоссия … Википедия
Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия
Скопинский автоагрегатный завод — ОАО «Скопинский автоагрегатный завод» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1962 Расположение … Википедия
«Ашик-Кериб» — краткое содержание и пересказ сказки М. Ю. Лермонтова
Здесь даны основные сведения о сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.
Краткие сведения о произведении
Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написан в 1837 году. На Кавказе он услышал восточную легенду и сделал её литературный вариант.
В ней рассказывается о бедняке из Тифлиза (так автор называет город Тифлис), который благодаря своему пению и игре на саазе (турецкой балалайке) разбогател и женился на любимой девушке.
Главный герой сказки
Читайте также: Характеристика Ашик-Кериба — героя сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.
В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.
Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.
Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.
Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7 лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.
Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.
Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).
Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.
Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.
Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.
Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.
Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.
Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.
Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.
Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.
Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.
Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.
Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.
Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.
Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).
Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).
Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.
Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.
Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.
Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.
Заключение к краткому пересказу
В сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) сказки «Ашик-Кериб»: настоящая любовь может преодолеть все трудности, преграды и расстояния.
Сказка «Ашик-Кериб» учит, что нужно выполнять обещания, данные любимому человеку, быть верным своему слову.
Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.