садака джария что это такое
Правда ли, что садака спасает от 70 видов несчастий?
Милостыня имеет огромное влияние на жизнь верующего. Институт садака также имеет большое значение для общества. Оно воспитывает в обществе дух братства, чувство взаимопомощи и поддержки нуждающихся в трудных жизненных ситуациях.
Помимо того, что человек, раздающий садака, помогает нуждающимся, милостыня стирает его грехи подобно тому, как вода гасит огонь. Вдобавок к этому всё то, что расходует верующий на благотворительность и нужды бедняков, Всевышний Аллах возвращает ему в многократном размере, как Он обещал в Священном Коране:
مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً
(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём, то есть чистосердечно потратит своё имущество на пути Аллаха, чтобы Он вернул ему, увеличив его награду многократно?». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Бакара: 245)
Также Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню ради довольства Аллаха женщины давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, эти благодеяния будут увеличены, им будет дана благородная награда – Рай». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Хадид: 18)
В Священном Коране милостыня названа прекрасным займом. Как мы знаем, человек, дающий своё имущество взаймы, ничего не теряет, а человек, который даёт Всевышнему взаймы, не только ничего не теряет, но и приобретает.
То, что мы даём в качестве милостыни, Всевышний Аллах в Коране называет долгом, который мы даём Ему, и Он обещает вернуть нам этот «долг» в многократном размере в этом мире или в качестве награды в мире ином.
Таким образом, Всевышний Аллах обещает огромное вознаграждение тем верующим, которые раздают милостыню нуждающимся, бедным и обездоленным. Однако они получают вознаграждение за это садака, если они расходовали своё имущество ради довольства Аллаха, а не ради получения компенсации или благодарности от людей.
Милостыня, как и все эти благодеяния, должна быть совершена искренне, от всей души, с намерением обрадовать тех, кому даётся садака, и с надеждой на довольство Всевышнего. А за те расходы, которые мы понесли не ради довольства Всевышнего или с другими мирскими целями, мы не получим награду и, возможно даже, впадём в грех.
Ангелы ежедневно молятся за тех, кто раздаёт милостыню
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ العِبَادُ فِيهِ إلاَّ مَلَكانِ يَنْزلاَنِ، فَيقُولُ أحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أعْطِ مُنْفقًا خَلَفًا، وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أعْطِ مُمْسِكًا تلَفًا
«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести тому, кто расходует свои средства!”, – а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к ущербу!”» (Бухари, 1442; Муслим, 1010)
За тех, кто даёт садака, ангелы делают дуа, а ангелы, как известно – это верные слуги Аллаха, которые не совершают грехов и дурных поступков, поэтому их мольбы принимаются Всевышним. Поистине, в этом большая милость Аллаха для тех, кто раздаёт милостыню.
Если человек раздаёт садака, это указывает на искренность его намерений и показывает, что эти расходы верующий несёт только ради довольства Всевышнего Аллаха, с надеждой получить Его награду.
Садака защищает от 70 видов несчастий
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الصَّدَقَةُ تَمنَعُ سَبعينَ نَوعاً مِن أنواعِ البَلاءِ، أهوَنُها الجُذامُ والبَرَصُ
«Садака защищает человека от 70 видов зла, самое незначительное среди которых – проказа и лепра». (Аль-Хатиб, «Тарих Багдад»)
Помимо этого, в сборниках хадисов приводится множество достоверных высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о великих наградах за раздачу милостыни.
Садака – это одно из благих деяний, вознаграждение за которые при определённых условиях не прекращается даже после смерти верующего.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за покойника». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Конечно, это не относится ко всем садака. Умерший будет получать награду только за ту милостыню, которая и после его смерти продолжит приносить пользу людям. Покойному также будет записываться вознаграждение за милостыню, которую раздают родственники за его душу.
Примерами такой непрерывной милостыни является строительство мостов, дорог, водопроводов, мечетей, медресе и других общественно полезных объектов. Необязательно, чтобы на непрерывное садака были израсходованы большие средства, даже одно дерево, посаженное ради довольства Аллаха, считается садака джария, если оно приносит пользу людям.
У всех верующих, которые принимали участие в строительстве этих объектов, книги деяний не будут закрыты, и им за это садака будет записываться вознаграждение, пока оно будет приносить людям пользу.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
3 вида деяний, которые будут приносить вам пользу вечно
Человек всю свою жизнь может творить благие дела, зарабатывать награду и добиться довольства Всевышнего. Однако есть деяния, которые и после смерти человека будут приносить ему пользу и увеличивать количество его благодеяний.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Учёные сказали: «В этом хадисе говорится, что деяния умершего человека прекращаются, также прекращается обновление воздаяния ему, кроме воздаяния за эти три дела. Это не прекращается, ибо он (человек, совершивший эти деяния) является причиной этих дел.
Ведь ребёнок является заслугой его родителя, также заслугой человека являются знания, которые он оставил после себя благодаря обучению людей или написанию книг. Так же обстоит дело с непрерывной милостыней, которая представляет собой вакф (неиссякаемое при использовании имущество, переданное на дозволенные цели без права на заключение сделок).
Также в этом хадисе есть довод в пользу желательности жениться с целью родить благочестивых детей. Также в хадисе есть довод в пользу вакфа и огромного вознаграждения за него. Также в нём есть разъяснение достоинств знаний, побуждение к преумножению знаний, их передачи путём обучения, просвещения, написания книг и разъяснения важных вопросов, в нём поясняется, что следует выбирать сначала более полезные знания.
В этом хадисе также имеется довод в пользу того, что вознаграждение за дуа и садака доходит до умершего. В этих обоих вопросах достигнуто единогласное мнение учёных Ислама (иджма‘). Такое же решение достигнуто относительно уплаты долга«».
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعٌ يَجْرِي لِلْعَبْدِ أَجَرُهُنَّ وَهُوَ في قَبْرِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ: مَنْ عَلَّمَ علمًا أَوْ أجْرى نَهَرًا أَوْحَفَرَ بِئْرًا أَوْ غَرَسَ نَخْلًا أَو بَنَى مَسْجِدًا أَوْ وَرَّثَ مُصْحَفًا أَوْ تَرَكَ وَلَدًا يَسْتَغْفِرُ لَهُ بَعْدَ مَوْتِهِ
«Семь вещей будут продолжать приносить вознаграждение рабу Аллаха в то время, пока он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал, канал, который он проложил, колодец, который он вырыл, пальма, которую он посадил, мечеть, которую он построил, копия Корана, которую он завещал, ребёнок, которого он оставил после себя и который обращается к Аллаху с мольбами о прощении для него после его смерти”». (Аль-Баззар в «Аль-Кашф»,149; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 3449)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе перечислил семь пунктов, однако все они входят в те три категории деяний, которые упоминаются в предыдущем хадисе.
То же самое касается и другого хадиса, переданного от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ مِمَّا يَلْحَقُ الْمُؤْمِنَ مِنْ عَمَلِهِ وَحَسَنَاتِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ عِلْمًا عَلَّمَهُ وَنَشَرَهُ، وَوَلَدًا صَالِحًا تَرَكَهُ، وَمُصْحَفًا وَرَّثَهُ، أَوْ مَسْجِدًا بَنَاهُ، أَوْ بَيْتًا لِابْنِ السَّبِيلِ بَنَاهُ، أَوْ نَهْرًا أَجْرَاهُ، أَوْ صَدَقَةً أَخْرَجَهَا مِنْ مَالِهِ فِي صِحَّتِهِ وَحَيَاتِهِ، يَلْحَقُهُ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهِ
«Хорошие дела, воздаяние за которые не прекратится даже после смерти верующего, следующие: знания, которым он обучает других и распространяет; праведный ребенок, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставил в качестве наследства; мечеть, которую он построил; дом, который он построил для путников; канал, который он проложил; милостыня, которую он дал, когда был жив и пребывал в благосостоянии. Вознаграждение за эти деяния достигнут его после смерти». (Ибн Маджах, 242; Ибн Хузайма, 2490)
Смерть человека – это не конец, а только завершение временной жизни в этом мире и переход к вечной жизни в Ахирате. После этого момента у каждого человека теряется возможность совершить благодеяния, за исключением следующих трёх:
1. садака-джария, то есть непрерывная милостыня, приносящая пользу другим людям;
Пока эта милостыня будет приносит пользу людям, покойный будет получать вознаграждение за неё. Примеры такой милостыни перечислены в вышеприведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
К этой категории также можно отнести все виды благотворительных фондов, поэтому у всех тех, кто строил эти объекты, а также помогал строительству, книги деяний не будут закрыты, и им будет записываться вознаграждение.
2. знание, полезное для людей;
Одним из самых больших благодеяний является передача людям тех знаний, которые приобрёл сам человек. Сделать это можно различными способами, но важнейшим из этих способов является обучение и воспитание учеников.
Не менее важным способом распространения знаний является написание и издание книг, а также распространение этих знаний посредством интернета. Конечно же, важнейшим условием при осуществлении подобной деятельности является польза, которую эти знания приносят людям.
3. благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
Под благочестивыми детьми подразумеваются дети, выросшие в Исламе. Самая важная обязанность родителей – вырастить и воспитать своих детей хорошими мусульманами. Такой ребёнок будет всегда делать дуа за своих умерших родителей.
Из всего вышеприведённого явствует, что смерть человека является только концом его мирской жизни и началом вечной; со смертью человека прекращаются все его дела, но он может продолжать получать вознаграждение за некоторые деяния и после смерти. Таковыми являются три следующих деяния: садака-джария, полезное знание и благочестивые дети.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Садака, которая будет приносить пользу даже после смерти
Ислам уделяет большое внимание благотворительности. Это становится понятным хотя бы из-за того, что Закят – обязательная подать в пользу малоимущих – является одним из столпов Ислама. Основная его цель – равномерное распределение богатства между богатыми и бедными, чтобы не было концентрации богатств в руках небольшого количества людей. Закят гарантирует, что бедные и малоимущие не пострадают от ужасных условий жизни.
Верующий должен стремиться к тому, чтобы оставить после себя как можно больше источников непрерывной награды. Кроме того, очень важно, чтобы этот источник приносил пользу и окружающим. Аллах будет вознаграждать верующего, пока его дела приносят пользу людям. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Твоя улыбка в лицо твоему брату является садака». (Тирмизи)
6 лучших садака, которые может дать мусульманин
После того, как человек умирает, все его дела прекращаются. Деяния, которые мы совершаем в этой жизни, будут записаны, и мы получим соответствующее воздаяние. Тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему) говорил:
Вот несколько простых деяний, которые могут стать для вас садака джария:
1. Посадить дерево. Всякий раз, когда кто-либо будет собирать фрукты с этого дерева или отдыхать в тени, вы будете получать награду от Аллаха.
2. Участие (финансовое или своими силами) в строительстве мечети или сиротского приюта.
3. Оплата учебы студенту или преподавание без оплаты.
4. Обучите кого-либо дуа или нескольким аятам. Также, вы можете распространять копии Корана или различных дуа как напрямую раздавая их людям, так и используя соцсети.
5. Возьмите под свою опеку сироту. Вы можете выделять средства на их содержание в детских домах, либо же принять их в свою семью.
6. Установите устройство для питья или примите участие в копании колодцев. Каждый раз, когда кто-либо будет пить из него, вы будете получать награду.
7. Пожертвуйте инвалидную коляску или другое оборудование больнице или помогите построить больницу для бедных и нуждающихся.
Все, что описано выше, несложно выполнить самостоятельно, но ваша награда от этих благодеяний будет идти непрерывно, пока люди пользуются результатом ваших усилий.
На кого из людей Аллах гневается больше всего?
То же самое и касательно финансовых трат на благо общества. Все это увеличивает вашу награду пропорционально вашему вкладу. Чем больше вы тратите на пути Аллаха, тем больше Он вам возвращает в этой и следующей жизни.
Всевышний Аллах говорит: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Сура Бакара, аят 261).
Достоинства тайных пожертвований
Совершение этих и многих других благодеяний не только будет источником непрерывной награды для вас, но и побудит других людей совершать добро, что в конечном итоге улучшит наше общество.
Садака, баракат от которой никогда не иссякнет
Пожертвования на строительство мечети, школы, больницы и даже детского дома – это всё садака аль-джария, потому что благословение Всевышнего за эти дела не иссякает.
Слово садака в переводе на русский язык означает пожертвование, а джария означает непрерывная. Словосочетание садака аль-джария означает пожертвование, которое непрерывно приносит пользу и награду её хозяину, даже после его смерти.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Добрыми делами, (награда за) которые будет достигать верующего после его смерти являются: знание, которое он получал, а затем распространял; праведный сын, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставляет в наследство; мечеть, что он построил; дом, который он построил для путников; колодец, который он выкопал; или милостыня, что он дал при жизни, когда он был в добром здравии. Награда за эти дела дойдёт до него и после его смерти» (Ибн Маджа).
Есть несколько простых деяний, которые могут стать садака аль-джария.
Забота о сиротах
Помощь сироте – это тоже своего рода садака аль-джария. В мире на сегодняшний день насчитывается больше 200 миллионов сирот, которые нуждаются в поддержке и любви.
Помимо того, что они потеряли одного или обоих родителей из-за войны, стихийных бедствий или болезней, бедные дети оказываются часто одни в чужом большом мире, не зная, куда идти и что делать.
Если мы обратимся к Благородному Корану, то заметим, что слово «сирота» упоминается 25 раз. Поэтому в исламе помощь сироте считается одной из высших форм благотворительности.
Построить колодец
Жертвование денег на строительство колодца или водяного насоса также является одним из видов садака аль-джария. Вода необходима каждому человеку на протяжении всей его жизни.
Многие из нас не задумываются о том, что иметь доступ к чистой и безопасной воде могут далеко не все. Мы настолько привыкли, что вода – неотъемлемый рацион каждого дня, что забываем о том, что на другом конце земли есть люди, готовые отдать всё своё имущество за глоток чистой воды.
Есть достоверный хадис, который гласит: «Кто выкопает колодец, тот будет получать вознаграждение за это до Судного дня, пока оттуда будет пить человек, джинн, зверь или птица» (Ибн Хузайма).
Более 300 000 детей в возрасте до 5 лет умирают от болезней из-за небезопасной питьевой воды. Как известно, чаще всего от этого страдают сельские поселения.
Когда вы жертвуете на строительство колодца или покупку водяного насоса, то помогаете спасти жизни многих людей, в том числе детей.
Строительство мечети/школы/больницы
Пожертвования на строительство мечети, школы, больницы и даже детского дома – это садака аль-джария.
Ребёнок, оставшийся сиротой, имеющий крышу над головой и место, где он может получить необходимое лечение, – это невероятно приятное чувство. Мечеть или школа могут давать знания и воспитывать новое будущее поколение.
Всё это несложно выполнить самостоятельно, но ваша награда от этих благодеяний будет идти непрерывно, пока люди пользуются результатом ваших усилий. То же самое и касательно финансовых трат на благо общества.
Всё это увеличивает вашу награду пропорционально вашему вкладу. Чем больше вы тратите на пути Аллаха, тем больше Он вам возвращает в этой и следующей жизни.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Бакара, 261).
Совершение этих и многих других благодеяний не только будет источником непрерывной награды для вас, но и побудит других людей совершать добро, что в конечном итоге улучшит наше общество.
Что призывал сделать Пророк ﷺ за мгновение до Конца света?
Наверное, каждый слышал пословицу: «Весенний день год кормит». Это означает, что посеянные весной семена дают урожай, и люди целый год питаются за счёт этого урожая. На самом деле своевременно обработанная весной земля и посадка семян обеспечивает человеку урожай, которого достаточно, чтобы прокормить в течение года себя и не только.
Каждый год весной природа пробуждается от спячки. С наступлением весны всё вокруг зеленеет, а для садоводов, огородников и других работников сельского хозяйства начинается самая активная пора: пахота, посадка рассады и саженцев, подкормка и размножение многолетников.
Вся эта рассада, посадки и прочее для многих людей является обычной работой. Однако не все знают, что такое совершенно обыденное дело, как высадка саженцев и деревьев, является благодеянием, за которое верующий получает большое вознаграждение.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
تُسَبِّحُ لَهُ السَّمَاوَاتُ السَّبْعُ وَالأَرْضُ وَمَن فِيهِنَّ وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلاَّ يُسَبِّحُ بِحَمْدِهِ وَلَكِن لاَّ تَفْقَهُونَ تَسْبِيحَهُمْ
(смысл): «Восславляют Его [Аллаха] семь небес, земля и все те, кто на них (все творения). Нет в бытии ничего, что не прославляло бы Его, вознося хвалу Ему и не свидетельствовало о Его единстве, но вы, [о люди], не слышите этого славословия, потому что они это делают не на вашем языке». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исра: 44)
Всевышний Аллах в этом аяте сообщает нам, что все Его творения, живые и неживые, непрестанно восславляют своего Создателя. Все деревья, кустарники, растения, травы, цветы возносят хвалу Всевышнему.
Согласно этому аяту получается, что верующий, посадивший любое растение, не только выращивает продукты для себя, своей семьи, животных и т.д., но и способствует поминанию Всевышнего.
Помимо этого, посадка любого плодоносящего растения, особенно деревьев и других многолетних насаждений, считается своего рода милостыней (садака), причём непрерывной (садака джария).
Например, награду за всю пользу, которую получают от дерева (плоды для людей, животных и птиц, выработка кислорода, поглощение углекислого газа и пыли, и даже тень, которая даёт прохладу в жаркий день), получает человек, посадивший это дерево. На счёт верующего, который посадил хотя бы одно дерево, записывается награда, пока это дерево стоит.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَغْرِسُ غَرْسًا، أَوْ يَزْرَعُ زَرْعًا، فَيَأْكُلُ مِنْهُ طَيْرٌ أَوْ إِنْسَانٌ أَوْ بَهِيمَةٌ، إِلَّا كَانَ لَهُ بِهِ صَدَقَةٌ
«Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтётся ему как садака (милостыня)». (Бухари, 2320; Муслим, 1552)
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
سبعٌ يَجْرِي لِلْعَبْدِ أَجَرُهُنَّ وَهُوَ في قَبْرِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ: مَنْ عَلَّمَ علمًا أَوْ أجْرى نَهَرًا أَوْحَفَرَ بِئْرًا أَوْ غَرَسَ نَخْلًا أَو بَنَى مَسْجِدًا أَوْ وَرَّثَ مُصْحَفًا أَوْ تَرَكَ وَلَدًا يَسْتَغْفِرُ لَهُ بَعْدَ مَوْتِهِ
«Семь вещей будут продолжать приносить вознаграждение рабу Аллаха, пока он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал, канал, который он проложил, колодец, который он вырыл, пальма, которую он посадил, мечеть, которую он построил, копия Корана, которую он завещал, ребёнок, которого он оставил после себя и который обращается к Аллаху с мольбами о прощении для него после его смерти”». (Аль-Баззар, «Кашф аль-астар»,149; Байхаки, «Шу’аб аль-иман», 3449)
Умершему в могиле приносит пользу не только посаженные им при жизни деревья и растения, но и то, что люди сажают на его могиле. Посланник Аллаха ﷺ также указал на желательность сажать растения на могилах.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِقَبْرَيْنِ، فَقَالَ: إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ، أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنَ البَوْلِ، وَأَمَّا الآخَرُ فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ ثُمَّ أَخَذَ جَرِيدَةً رَطْبَةً، فَشَقَّهَا نِصْفَيْنِ، فَغَرَزَ فِي كُلِّ قَبْرٍ وَاحِدَةً، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هَذَا؟ قَالَ: لَعَلَّهُ يُخَفِّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا
Исходя из этого хадиса, учёные богословы утверждают, что желательно положить зелёную ветку на могилу, ибо это приносит покойному облегчение могильных мук. Если зелёная ветка на могиле приносит облегчение умершему некоторое время, пока ветка не засохнет, то зелёные насаждения на могилах будут делать тасбих намного дольше.
Конечно, не все мы занимаемся садоводством, посадками деревьев, выращиванием огорода и тому подобным. Многие просто не имеют на то возможности в силу своей занятости, работы и из-за неимения походящего земельного участка.
Возможно, по этой причине кто-то из нас за всю свою жизнь ни разу ничего и не сажал. Возможно, кто-то, даже имея возможность, просто не задумывался, что деревья – это не просто растения, а восхваляющие Аллаха творения.
Надеюсь, осознав, какую пользу приносят зелёные насаждения, и поняв, что они являются источником большой награды, вы пересмотрите своё отношение к посадке деревьев и растений и откроете это занятие для себя с совершенно другой стороны.
Кто-то может сказать, что посаженное им сегодня дерево вряд ли принесёт пользу, ведь сегодня мир неспокоен и близится Конец света, а какая тогда польза от этого? Но Посланник Аллах ﷺ так не думал и призывал сажать зелёные насаждения даже за мгновение до Конца света.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنْ قَامَت السَّاعةُ وَفِي يَد أَحَدِكُم فَسِيلةٌ فَإنْ استَطاعَ أنْ لَا تَقُومَ حَتى يَغرِسَهَا فَليَغِرسْهَا
«Если будет наступать Судный день, а в руке у кого-либо из вас будет росток, то если он успеет посадить его прежде, чем Час настанет, пусть сделает это». (Имам Ахмад, 12902; Бухари, «Аль-Адабуль-муфрад», 479)
Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».