самскара что это такое
Здоровье и йога
Риши Патанджали в первой главе « Йога сутр » чётко показал путь обуздания колебаний ума в результате настойчивой реализации двух основополагающих принципов йоги: абхьясы (регулярной практики) и вайрагьи (отрешённости).
Но что же лежит в основе возникновения данных колебаний ума?
Психология йоги утверждает, что каждый поступок или переживание оставляет след в нашем уме.
Те переживания, которые происходят от эгоистичных побуждений, укрепляют иллюзорную видимость эго, в то время как моменты преодоления эго усиливают тягу к духовному пути.
Самскара и васана
Носителями обоих процессов в психологии йоги являются отпечатки прошлых впечатлений – васаны. Каждая васана – это глубокий след, канва, которая склонна предопределять будущие стремления, желания и поступки. Это тенденции и наклонности, которые присутствуют в уме у каждого человека.
Васаны формируются в результате повторяющихся самскар – бессознательных впечатлений, полученных в результате влияния внешних обстоятельств или собственной деятельности, которые становятся основой новых действий.
Метафорически самскары можно представить в виде атомов, которые, объединяясь друг с другом, формируют «молекулы судьбы» — васаны.
Васаны ответственны за любую ментальную деятельность в уме и создают 5 видов типовых проявлений ума, о которых также упоминает Патанджали:
(1.6) pramana-viparyaya-vikalpa-nidra-smritayah
Пять типовых проявлений ума – это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память
Кармический цикл выглядит следующим образом: желание > действие > самскара (впечатление) > васана (тенденция) > колебание ума (вритти) > действие
Классификация самскар
Каждая самскара условно может быть отнесена к одному из двух видов:
• приобретённая самскара – формирующееся впечатление на собственное эгоистическое действие или воздействие окружающей среды. Примером данной категории является эмоциональная реакция на собственное агрессивное поведение, положительные или отрицательные эмоции от просмотра художественного фильма.
Половая принадлежность, отождествление себя с искусственными социальными образами (юрист, русский, молодой и др.), моральные установки и т.п. также являются приобретенными самскарами
• врождённая самскара – скрытое впечатление, которое было сформировано в прошлых воплощениях и оказывает воздействие в данном воплощении на характер наших поступков.
Например, человек ни разу не получавших негативный опыт в этой жизни в результате общения с лошадьми, испытывает по отношению к ним страх и настороженность. Путём погружения в регрессивный гипноз или использования других технологий можно обнаружить, что в одном из прошлых воплощений этот человек упал с лошади и умер от тяжёлой травмы головы.
Исследования по регрессивному гипнозу хорошо освещены в литературе Майкла Ньютона – американского психотерапевта, изучающего феномен регрессивного гипноза
Все инструменты практики йоги направлены на постепенное осознание самскар и васан и нейтрализации их диктата на наше текущее воплощение.
Следующее за этим процессом устранением пяти типовых проявлений ума приводит садхаку к состоянию самадхи – осознания тождественности индивидуального сознания и сознания Абсолюта.
Глубинная психология йоги
Схематически место самскар и васан в психологии йоги можно изобразить следующим образом:
Таким образом, психология йоги с концепцией самскар и васан очерчивает глубокий и целостный взгляд на фундаментальные процессы, которые протекают в бессознательном уме каждого человека, не ограничиваясь временными рамками конкретной воплощённой жизни.
Самскары – родимые пятна прошлого
«Kак преобразовать самскары? Их присутствие в жизни многих из нас сильно тормозит развитие. Чувствуешь себя машиной на резиновом проводе – газуешь и… откатываешься в исходную точку. Можете поподробнее на эту тему рассказать ». Вот такой вопрос был задан в одном из комментариев. Тема эта интересная, попробую рассказать немного больше, чем ответила в комментарии.
Важной доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение душ. Индуизм признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рождается в другом теле, но с собой она приносит «ментальные впечатления», оставленные в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Эти «ментальные отпечатки», эти «родимые пятна прошлого», называются самсарами.
В результате накопления схожих самскар формируются васаны, и из тех и других формируется цикл кармы.
Каждая васана – это глубокий след, канва, которая склонна предопределять будущие стремления, желания, поступки, ощущения, это тенденции или наклонности, сформированные бессознательными впечатлениями (самскарами). Образно самскары можно представить в виде атомов, которые, объединяясь друг с другом, формируют «молекулы судьбы» – васаны.
При накоплении схожих самскар формируются васаны, которые в производят колебание ума (вритти). Колебание ума приводит к желаниям, желания к действиям, действия и ответ на них формирует карму. Самскары являются местом хранения семян кармы.
Самскары проявляются во всех наших основных чертах характера, наклонностях, интересах, привязанностях и антипатиях. Они толкают нас на большинство наших поступков, сильно влияют на то, кем мы станем в этом воплощении. Ярко выраженные действия в текущей жизни человека указывают на большое количество воплощений, где он много раз повторял то или иное действие, записывая самскары и углубляя васаны.
Самскары делятся на приобретенные и врождённые. Врожденные были сформированы в прошлых воплощениях и оказывают воздействие в данном воплощении на характер наших поступков, например, типа боязни чего-то. При регрессивном гипнозе удается выяснить — что случилось в прошлых жизнях, откуда взялась определенная боязнь. Эта техника хорошо описана в книгах Майкла Ньютона, типа «Путешествие души», «Предназначение души», «Жизнь между жизнями».
Душа по закону кармы («закон действия и воздаяния») переходит из тела в тело бесчисленное количество. При очередном воплощении развиваются определённые самскары (впечатления, отпечатки) от любых совершаемых действий, как на физическом, так и на умственном уровне.
Самскары откладываются в тонком теле (линга-шарире). hЭто тонкое тела тоньше чем физическое тело, но грубее чем душа.
В линга-шарире самскары переносятся в следующую жизнь, формируя единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму.
После смерти тела душа, находящаяся в нем, наследует результат взятых в совокупности своих бывших поступков и намерений.
О разных видах йоги можно почитать интересную и легкодоступную книгу «Четыре йоги» Свами Вивекананды.
Все практики йоги направлены на постепенное осознание самскар и васан и нейтрализации их действия на наше текущее воплощение.
Патанджали (автор «Йога-сутр») утверждал, что доступ к самскаре возможен через чувственную память во время медитации.
Ниже я опишу одну из многих техник трансформации самскар (автор Бо Форбс (Bo Forbes ).
Семь ступень для трансформации самскар.
Шаг первый: Санкальпа (Sankalpa, Намерение)
Создание здоровой самскары начинается с санкальпу (намерение) – это призыв к пробуждению. Санкальпа объединяет наш разум с теми более глубокими частями нас, к которым очень трудно получить доступ.
Сознательное использование санкальпы – это убедительный способ передать то, что мы хотим, нашим эмоциональным и духовным телам.
Многие знакомы с санкальпой из занятий йога – нидрой, Там как раз в начале занятия просят выбрать себе санкальпу, и она не должна быть привязана к материальному, это должно быть что-то возвышено-отстраненное. Можно выбрать просто осознанное дыхание, ненасилие, или аспект, который вас лично трогает больше всего. На этом и нужно концентрироваться, это упорядочивает наши внутренние ресурсы и приводит их в соответствие с энергией перемен. Санкальпа действует как направляющая сутра, или «нить», которую мы плетем на протяжении всей нашей практики йоги на ковре и вне его.
Шаг второй: Тапас (Tapas, Интенсивность)
Тапас – это интенсивность, которая зажигает наш психологический процесс и помогает поддерживать дисциплину, необходимую для перемен. Однако интенсивность сама по себе может быть формой негативной самскары, поэтому важно, чтобы тапас был смягчен разумом.
Тапас – эта энергия, которая раздувает пламя осознания, раскрывая нашу внутреннюю мудрость. Эта энергия сохраняется и концентрируется внутри нас всякий раз, когда нам удается воздерживаться от повторения определенной самскары,
Частично мы создаем тапас, совершая ежедневную «работу» нашей практики самскары. Этот тип работы может варьироваться от ежедневной физической практики асан, до пробуждения раньше обычного, медитации, записи в дневнике или практики йоги.
Мы также генерируем тапас через воздержание от негативных мыслей, эмоций и поведения. Это включает в себя поддержание бдительности вокруг наших самскар и воздержание от их притяжения. Постоянное возобновление нашей приверженности изменению самскар создает запас тапаса, которым мы можем пользоваться, когда нам это необходимо, и в конечном итоге это пробуждает истинное Я.
Но как только мы вступили в отношения с тапасом, как мы воздерживаемся от повторения молниеносных ответов, которые активируют старые самскары? Читаем об этом дальше:
Шаг третий: Шани (Shani, Замедление)
Самскары инстинктивны и могут быть активированы в мгновение ока. Но импульсивная реакция только усиливает самскары, делая их еще более неотразимыми. Подобно тому, как первоклассные спортсмены смотрят замедленное воспроизведение видео, чтобы определить характер движения и улучшить производительность, шани (медлительность) может увеличить интервал между импульсом и действием. Это позволяет лучше размышлять, помогая нам определить, происходят ли наши действия от старых самскар. Проще всего понять описание этого процесса можно на описании выполнения асаны Downward-Facing Dog Pose (поза собаки, обращенной мордой вниз).
Допустим, вы гибки в плечах и верхней части спины, но жестки в нижней части спины и подколенных сухожилий. Инстинктивно вы можете использовать нашу гибкость и толкать плечи, верхнюю часть спины и ребра как можно ниже, сохраняя при этом нижнюю часть спины и подколенные сухожилия спящими. Замедление и удержание позы дольше может заставить вас осознать эту модель движения. Затем вы можете поднять плечи, чтобы разбудить нижнюю часть спины и подколенные сухожилия и исследовать, что там происходит.
Сначала мы можем столкнуться с напряженностью или сопротивлением. Это хорошо, потому что неприятные ощущения часто приводят нас к богатому материалу. Мы могли бы узнать о наших физических моделях движения или о воспоминаниях или эмоциях, запертых в наших узких местах.
Вот такой подход и нужно использовать в нашей жизни. Когда мы замедляемся, мы начинаем интуитивно понимать, где изменения являются наиболее подлинными и уважают нашу глубину. Мы начинаем смотреть в себя, чтобы развивать понимание.
Шаг четвертый: Видья (Vidya, Осознание)
Видья (осознание или ясное видение) – это то, что направляет наши взгляды на параллельные внутренние миры анатомии, психологии и духа, где лежат корни самскары.
Видья помогает нам распознавать наши мысли, поведение и движения как самскару, и задаваемые себе вопросы меняются от «Почему это происходит со мной?» на более проницательные типа «Что этот шаблон говорит мне?».
Однако интеллектуальное понимание, которое не выходит за пределы разума, редко приводит к изменениям. Поскольку тело содержит наш эмоциональный интеллект, оно может не ассимилировать понимание. Йога действует через тело, поднимая видью на еще более глубокие уровни. Через йогу мы объединяем и испытываем физически и эмоционально то, что мы интеллектуально знаем, чтобы быть правдой.
Но даже понимания недостаточно, чтобы вырваться из старых самскар. Обычно есть момент, когда мы готовы измениться, но оказываются в плену невидимой силы. Что это за невидимая сила? Почему это парализует нас, настолько безумно, именно тогда, когда мы готовы двигаться вперед?
Шаг пятый: Абхайя (Abhaya, Бесстрашие)
Приманками старых самскар является вера в то, что «Дьявол, которого вы знаете, лучше, чем тот, кого вы не знаете». Мы склонны предпочитать знакомое неизвестному.
Поэтому то, что мы уже знаем и испытали (старые самскары) нам роднее, они, подобны волшебнику, завораживает нас бесконечными повторениями рисунка, полировкой его углубления, в то же время ловко скрывая страхи, потребности и убеждения, которые лежат под ним.
Смена самскары требует абхайи (бесстрашия). Абхайя помогает нам встретиться с неизвестным. Например, когда мы разрываем разрушительные отношения, мы можем беспокоиться о том, чтобы найти кого-то другого. Однако, не отвлекаясь на отношения, мы сталкиваемся с более глубокими проблемами, такими как чувство стыда или бесполезности, которые, возможно, привели нас к отношениям в первую очередь. Благодаря абхайе мы учимся терпеть неприятные ощущения, такие как горе, позволяя им пройти, не прибегая к комфорту старых самскар.
Шаг шестой: Даршана (Darshana, Видение)
После того как мы проверили корни наших шаблонов, мы должны наконец создать новую самскару. Для этого нам нужно представить, как это может выглядеть. Это момент, когда даршана (видение) вступает в игру. Когда мы создаем видение для нашей новой модели, мы должны дать ей жизненную силу, более жизненную, чем старая. Нам нужно убедить себя, что это реально. Мы используем наши чувства и эмоции, чтобы воплотить его в жизнь – как это выглядит, пахнет или ощущается? Чем больше мы визуализируем (и ощущаем) новую модель, тем более реальной и убедительной она становится.
Занимаясь хатха йогой, мы создаем пространство в теле во время этого занятия, мы генерируем свободу в уме. Эта свобода может зажечь наш творческий потенциал, помогая нам найти неограниченный выбор более здоровых моделей поведения.
Эффективней всего в Савасане (Шавасане) (позе трупа) создать память о свободе и пространстве в ранее напряженных психических, моциональных и физических местах. Эта память – образец свободы и обширного видения, лежащих в основе преображения самскары.
При запуске новой модели или во времена стресса, приманка старых моделей самскар является самой сильной. Абхьяса (практика) помогает сделать нашу новую самскару более мощной, чем старая, чем больше мы укрепляем новую канавку, тем сильнее она становится.
Понимание того, что может вызвать рецидив, и повторное посвящение себя нашей практике удерживают нас от отступления. Сейчас самое время спросить: «Как моя практика может быть более размышляющей? С чем мне нужно работать? Что заставляет меня войти в штопор?»
Каждый элемент переписывания самскар основывается на предыдущем и нанизывается как бусинки на малу (четки для медитации), становясь инструментом для духовной практики.
Открывая новый путь
Все узоры, даже самскары, представляют порядок. Когда мы оставляем старый образец, мы входим в лиминальное пространство – бардо (тибетский термин). Как пространство между выдохом и следующим вдохом, это место созрело с неограниченными возможностями для новых выборов.
Мы часто сопротивляемся новым образцам из-за страха потерять идентичности, которые мы так тщательно выстроили. И это правда, что когда мы меняем давнюю модель, мы переживаем своего рода перерождение. Это перерождение намекает на новое воплощение, более развитую версию личности. Однако улучшение нашей самскары приближает нас к нашей истинной природе, которая является целью йоги.
В общем, изменение самскары – это постоянная работа по уничтожению наших негативных паттернов, чтобы осветить чистоту души. Как алхимики в нашей собственной трансформации, мы постоянно совершенствуем и направляем нашу самскару в более здоровый дизайн.
Хорошая новость заключается в том, что способность изменять наши модели (как только мы сеем семена) – является самогенерирующей, самоподдерживающейся и самообновляющейся. Когда мы достаточно терпеливы, чтобы облегчить органический процесс самскары, чтобы почтить его внутренний звук и медленный ритм, изменения просто происходят.
И это радость – ощутить вкус награды за всю эту тяжелую работу в ее естественной форме, сладость, которая возникает из-за того, что долгий труд и подготовка приносят свои плоды.
(окончание описание практики Бо Форбс (Bo Forbes ).
А вот что говорит Свами Шивананда о взаимодействии самскар:
«Подобно разным энергиям, самскары помогают или мешают друг другу. Например, вы видите человека с серьезной болезнью и когда в вашем сердце возникает чувство милосердия, все самскары ваших предыдущих милосердных действий объединяются и вынуждают вас служить этому больному человеку и помогать ему.
Точно так же все самскары благотворительных действий выходят на поверхность сознательного ума, когда вы видите человека в серьезном бедствии и в стесненных обстоятельствах, и они вынуждают вас помочь этому человеку. Вы начинаете делиться с ним своим физическим имуществом.
Когда одна самскара или добродетельное действие вступает в игру, может появиться другая самскара другой природы и встать на пути ее выполнения. Это борьба между добродетельной и порочной самскарой.
Вот такой небольшой обзор темы самскар. Много ли можно сделать для уменьшения их влияния на нашу жизнь. Немного. Но делать нужно!
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».
Самскара – глубокое впечатление прошлого, создавшее личность.
Что такое самскара?
Самскара – опыт или впечатление пережитые ранее, который глубоко впечатался в ум человека, оставили там значительный след. Самскорой можно назвать определенные предрасположенности в характере человека, которые прослеживаются у него с самого детства. Это могут быть:
Сформированные глубоким впечатлением, самскарой, характеры людей оставляют на себе определенный отпечаток, который проносится в тонком теле, сквозь жизни человека. То есть человек с рождения предрасположен к определенной деятельности и способу построения отношений. Это прослеживается и через то, как ведёт себя человек с детства, какие он отношения выстраивает, и с помощью каких средств склонен взаимодействовать с людьми, и через таланты человека, которые проявляются по мере его взросления. По этим двум критериям, можно судить о том, какие впечатления были наложены на человека в прошлом и то, какое он занимал положение. Если человек склонен занимать определенные позиции в жизни и паттерны поведения, не зависимо от того, что происходило в ним в настоящей жизни – причиной тому стоит искать именно в механизме самскары.
Сильные неудовлетворенные желания и произошедшие несчастные случаи также накладывают на человека определенные самскары, вынуждая того чрезмерно сильно стремиться к одним вещам, или необоснованно испытывать страх по отношению к другим. Например, человек, который упал с большой высоты в прошлой жизни, будет бояться высоты в последующих, а человек, который получил серьезное ножевое ранение будет панически бояться ножей. И так далее.
Желания же у каждого человека формируются под влиянием ума, который в свою очередь является носителем разнообразных самскар. Сильные, практически неконтролируемые желания, которым не находиться причина в настоящей жизни, может переноситься из предыдущих жизней. В отличие от типичных желаний, порожденных восприятием, эти желания не связаны с конкретным объектом, а скорее с самой идеей, принципом. Человека с глубокой самскарой может просто не привлекать остальные виды деятельности, кроме той, которой он стремиться заниматься. Но это также следует различать с обычным навязанным или ложным образом, который формируется под влиянием определенной информации.
Как формируется самскара?
Самскара – это глубокое впечатление, соответственно формирование самскары это процесс восприятия определенного события, которое наложило отпечаток на характер, тонкое тело, человека. В зависимости от особенностей восприятия отдельного человека – самскара будет иметь различную степень влияния на его психику. Например, у человека из-за самскары есть определенная тяга к военному делу, но будучи воспитанным в семье людей далёких от такого, такая самскара либо сходит на нет, либо от неё остаются лишь черты характера и манера поведения, присуща природе человека военного склада ума. Отсутствие стремления обусловлено воспитанием, в котором не было подкрепления данной деятельности, а черты характера, например, авторитаризм, упорство, принципиальность и так далее могли остаться. Что создает человека не военного, но с военным складом ума. Самскара таким образом является не столь однозначным феноменом, так как и в её проявлении она опирается на психику человека, которая формируется уже в настоящей жизни.
С другой стороны, если определенная самскара подкреплялась, то есть не только таланты, предрасположенности человека, но и его черты характера совпадали с тем, как его воспитывают, то способности такого человека будут расти значительно быстрее остальных, человек будет будто рожден в своей тарелке, что создаст ему не только комфортную психологически жизнь, но и быстрый жизненный прогресс, так как деятельность соответствует природе человека.
Самскара – это один из главных составляющих природы человека, наряду с кармой, желанием, страхом и прогрессом. Карма формируется под влиянием действий человека, желание и страх формируются естественным образом, как результат набора действий человека и его жизненной позиции, прогресс – это степень определения природы человека исходя из его стремление, приоритетов, ценностей и прочего. Тогда как самскара позволяет человеку очень быстро изменить положение, из-за значительного влияния быстрого впечатления. Так, например, человек один раз обретя сильное положительное впечатление от религии – всю жизнь будет стремиться к ней. Такое впечатление оставит отпечаток и на следующие жизни соответственно. Но такой образ действий позволяет человеку комфортным образом переступить несколько ступенек эволюции в природе человека или наоборот, может подтолкнуть на деградацию. В любом случае, единственный путь снизу – наверх, а чем выше забирается человек, тем легче становиться опуститься. По этой причине, не стоит слишком сильно идеализировать свой путь и прогресс, он всегда может обернуться вспять.
Причиной приобретения самскар может также послужить не случайное событие, а намеренное действие человека. Например, воин, который победил врага, будет испытывать сильное впечатление собственного могущества и славы. Впитав в себя такие эмоции, человек невольно найдет в них один из наивысших стимулов деятельности, что порождает устойчивую самскару, а исходя из неё, в данном случае, потребность к славе и могуществу.
Самскара и духовная практика
Распространенный пример самскары – это духовное счастье, которое накладывает на человека отпечаток, притягивающий человека к познанию Абсолютной истины и наделяя человека божественными качествами с самого рождения. Обладая глубоким вкусом к духовной практике, человек фундаментально обладает понимание принципов, что даёт ему возможность обладать духовными качествами, не прикладывая усилия к их выработке. Самскара проявляется как необъяснимое почтение к религии и вере, стремление познать Бога и продвигаться по духовному пути. В истории, часты были случаи, когда дети из богатых или знатных семей очень часто становились монахами, уходя от мирской жизни, которая гарантированно принесла бы им и счастье и почёт и успех.
Но такая самскара следствие духовной практики, а не случайных событий. Человек, в сознании которого отпечаталось благое влияние духовной энергии на тонкое тело, неосознанно будет стремиться к тем знаниями, которые позволили ему это прочувствовать. Что породит стремление заниматься духовной, а не материальной практикой. Это происходит естественным образом, без внешних причин. Отличие такой самскары от простого привлечения или любопытства, заключается в том, что человек естественным образом уже имеет определенное почтительное отношение к знаниям, которые способны продвинуть человека на духовном пути. Тогда как привлечение имеет природу скорее восприятия объекта, а не идеи.
Самскара используется в духовной практике как закрепление человека на духовном пути. С помощью обрядов и ритуалов, человеку дается глубокое религиозное впечатление связанное с положительными образами, которые в будущем, очень мягко будут направлять человека на духовный путь, если тот хоть раз с ними соприкоснется.
Проявление самскары в жизни
Как уже было сказано, самскара проявляется в жизни человека через естественную склонность к деятельности, манерам поведения, чертам характера, страхам, желаниям и так далее. Всё это может быть проанализировано через призму самскары. В жизни самскара проявляется как само собой разумеющуюся идея о том, как следует жить, так и резкое изменение жизни человека при соприкосновении с определенным объектом. Например, в Бхагавад-Гите приводится следующий отрывок:
Или [если йог сошел с духовного пути, пройдя большую его часть] он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача. Тогда, о потомок Куру, в нем просыпается божественное сознание, которое он развил в предыдущих жизнях, и он снова начинает заниматься йогой, стремясь достичь совершенства.
С одной стороны эти стихи указывают на постоянство духовного пути, в отличие от изменчивости материального. Если человек постиг чего-то на духовном пути, то он остается на этом уровне навсегда, тогда как материальный успех приходится постигать вновь и вновь. Основное указание этих стихов – величие духовной природы, которая притягивает человека своей чистотой и блаженством, даже спустя жизни, но тут можно усмотреть и указание самскары.
Самскара указывается здесь как причина продолжения духовного пути, так как человек прошел большую часть духовного пути, что несомненно предопределило стремление человека к духовному пути. Таким образом, духовный путь находит продолжение в жизни человека, из жизни предыдущей. Конечно, основной причиной продолжения духовного пути является развитое духовное осознание Абсолютной истины, но самскара играет роль искры, которая вновь зажигает сильное стремление человека познать Абсолютную истину.
Глубокое впечатление
Итак, самскара – это глубокое впечатление, которое накладывает на психику человека эффект, проносящийся спустя множество жизней. Этот эффект может объяснить безусловные стремления человека к определенным поступкам, манерам поведения, деятельности, желаниям, страхам, способам взаимодействия с миром, идеям и мировоззрению. Очень важно понимать, что воспринимая положительные образы мы способны приобрести положительные самскары, которые будут помощниками на нашем пути, созерцая отрицательные самскары – мы будем приобретать отрицательные впечатления, которые, возможно, станут причиной нашего падения и неудачи. По этой причине, человеку важно отказаться от созерцания вещей, порождающих порочные желания.
В то же время, самскара оставляющая духовный отпечаток, способна очень сильно повлиять на жизнь человека, дав человеку невероятное продвижение. Однако для того, чтобы прочувствовать духовный вкус, человеку необходимо искренне начать заниматься духовной практикой. Усердие приведет к успеху на вечном пути, плоды которого никогда не будут потеряны человеком. Удачи.