сбруя для лошадей что это
Упряжь для лошади
Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.
Что такое сбруя
Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.
История появления сбруи
Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.
Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.
В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.
Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.
Виды сбруи
Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.
Из чего состоит сбруя
Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.
Подбор упряжи
Выбор упряжки по количеству лошадей
Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).
Чистка и хранение
Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.
Сбруи для лошадей
Сбруя для лошадей — незаменимый атрибут упряжки. Позволяет рационально использовать животных, не причиняя им вреда.
Что такое сбруя
Правильный подбор и подгонка конской амуниции обеспечит равномерное распределение давления при передаче тяглового усилия коня на повозку. Элементы сбруи надо подбирать с учетом условий использования лошади. Современное определение того, что такое сбруя для лошади, включает в себя всевозможные виды амуниции.
Из чего состоит сбруя
В зависимости от вида запряжки в состав конской сбруи входит разный набор предметов и украшений. Все части снаряжения должны быть качественными, надежными, удобными в использовании. Индивидуальный подбор амуниции обеспечит животному комфорт и безопасность.
Каждая группа включает в себя достаточное количество предметов, необходимых для комфортной и безопасной езды. Упряжную часть амуниции составляют :
Перечисленные детали позволят обеспечить контроль над животным во время езды. Хомут распределяет вес равномерно. Его размещают вдоль шеи коня, вокруг холки. Фиксируется шлеей, которая представляет собой специальные ремни, идущие вдоль тела коня.
Узда служит пристяжной частью управления. Надевается на голову лошади. От седелки отходит ремень, называемый подпругой. Предназначен для прочной фиксации седла.
Важной частью сбруи коня служит постромка. Применяется при дышловом варианте запряжки. Используется в виде дополнительного ремешка с целью фиксации упряжи. Вожжи служат ремнями, прикрепляются к удилам.
Защитная группа состоит из предметов, предохраняющих тело и ноги лошадей от травм, погодных катаклизмов.
История появления сбруи
Первую конную упряжь изобрели за несколько тысячелетий до нашей эры. Простая и примитивная конструкция создавалась для крепления к колесам повозки. На территории Казахстана были найдены первые примитивные предметы конской амуниции, свидетельствующие о желании человека использовать лошадиную силу в хозяйстве.
Считается, что персы первыми использовали 4 коней для запряжки в закрытые повозки. С того времени начали мастерить конскую амуницию, которая могла бы позволить равномерно распределять нагрузку во время езды. Появилась потребность в дополнительных украшениях.
Древние греки с большим вниманием относились ко всем элементам сбруи лошадей. Украшения конской упряжи считались показателем достатка и успеха. Римляне использовали колесницы, конструкции которых были простыми. Детали сбруи украшали золотом и драгоценными камнями.
Только в Средние века стали рассматривать упряжки как средство передвижения. Украшения использовались мало. Больше внимания уделялось прочности и функциональности упряжи.
Сегодня гужевой транспорт окончательно вытеснили автомобили. В некоторых странах мира конки и омнибусы содержат для туристов. Сегодня лошадей используют в спорте, для развлечений, в частном хозяйстве.
Виды сбруи
По применению упряжь различают повседневную и парадную. Одноконные сбруи применяют для работы в поле. Количество лошадей в выездных упряжках бывает различным. Транспортные упряжки всегда многолошадные. Типы снаряжения отличаются между собой элементом передачи тягловой силы, каждый из которых имеет свое предназначение.
Одноконная
Сбруя представлена 2 типами, отличающимися между собой наличием дуги. Для русской одноконной упряжи характерно наличие специально изготовленной деревянной дуги.
В старину были мастера, умеющие подобрать дерево, подготовить, выгнуть из него дугу. При помощи такого приспособления удерживались вокруг оглобель гужи. Прочность и легкость конструкции обеспечивала комфортную езду. В одноконной упряжи без использования дуги приоритетная роль отводится хомуту. Его закрепляют при помощи постромок. Хомут скрепляют с оглоблями, а постромки крепятся к повозке. Шлея находится на крупе лошади.
В состав конской упряжи входит уздечка с вожжами, а также дополнительные предметы фиксации. Подбрюшник закрепляется на оглоблях, ликвидирует колебания основных частей сбруи во время движения. В европейском варианте одноконной упряжи вместо хомута находится шорка. Она представлена нагрудным ремнем из прочной кожи, который опоясывает грудь и шею животного. Седелка располагается на спине лошади.
Постромочно дышловая
Такой тип снаряжения предназначается для движения и поворотов повозки. Основным составляющим элементом служит дышло. Его жесткое крепление с оглоблями позволяет считать эту упряжь универсальной. Лошадь двигается свободно, не натыкаясь на телегу.
Необходимо использовать седелку, чтобы обеспечить безопасность животного. Дышло в упряжке расположено сбоку или посередине. Его закрепляют на голову специальной шлеей или соединяют с хомутом. Нежелательно использовать двухколесную повозку из-за жесткого крепления амуниции.
Постромочная
Считается простым типом конской амуниции. Тягловое усилие коня передается на повозку хомутом и постромками. Оглобли отсутствуют. Относится к неудобному типу снаряжения. Удерживать повозку во время движения трудно, нужна большая физическая сила.
Отсутствие оглобли открывает путь инерционному движению телеги, что приводит к травмированию лошади даже при небольшой скорости. Для безопасности упряжь по возможности снабжается тормозами.
Тачаночная
Основные составляющие сбруи — это дышло и постромки. Использовали такой тип конской амуниции для запряжки 4 коней. Одну пару лошадей запрягали в дышло, а боковых за постромки. Пользовались тачанками до начала прошлого столетия.
Комбинированная
Относится к европейскому типу упряжи. Предназначена для запряжки 8 коней. Снаряжение представлено совокупностью дышла с постромками и оглоблями. Можно использовать животных разных пород, одинакового роста, сильных. Их необходимо правильно расставить, так как каждая выполняет свою функцию.
В упряжке находятся пристяжные, коренные и выносные кони. Их основная задача состоит в сдерживании экипажа, определении поворотов и направления движения.
Немецкий способ упряжки. Кони следуют парами друг за другом. Используется дышловой вариант запряжки. Припрягают 2 коней для сдерживания экипажа и осуществления поворотов. Их называют коренными. Остальные лошади считаются выносными и выставляются впереди коренных. Запряжка коней цугом не позволяет двигаться быстро.
Возможность использовать более скоростные упряжки заставила со временем отказаться от цуга. Иногда запрягают коней цугом по заказу кинематографистов, организаторов различных шоу. В иных целях цуг и тачаночная запряжки лошадей больше не используются.
Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение
На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Строение и типы упряжек
В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.
Русская или дуговая одноконная упряжка
Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.
Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.
В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.
Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.
Хомут с гужами состоит из:
Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.
Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.
Главные части снаряжения лошади:
Бездуговая постромочная упряжка
В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.
Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.
В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.
Дышловая пароконная конструкция
В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.
В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.
Из чего состоит сбруя для лошадей?
Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.
Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.
Что такое сбруя
История появления сбруи
Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.
Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.
В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.
Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.
Виды сбруи
В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:
Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:
Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.
Из чего состоит сбруя
Главным элементом упряжи лошадей при верховой езде является седло. Также в состав сбруи могут входить следующие принадлежности:
Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В сбруе может находиться несколько лошадей. Тандемом называется запряжка следующих друг за другом двух животных. Существуют особенности упряжки нескольких скакунов:
Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).
Чистка и хранение
Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:
Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.
Сбруя для лошадей (конская упряжь)
Лошадей сегодня увидишь нечасто. Теперь их обычно используют для отдыха и развлечения. Упряжки встречаются, например, в парках или на площадях. Меньше века назад многие люди знали, что такое сбруя для лошадей и как ею пользоваться. Сегодня подобной информацией и навыками владеют лишь некоторые любители конных прогулок и спорта.
Что такое сбруя для лошади
Для комфортной езды и удобного управления придуманы особые приспособления для коней. Часть из них помогает лошади лучше справляться с нагрузкой. Комплекс таких приспособлений называют сбруей или амуницией. Предназначена эта экипировка для верховой езды или работы коня в упряжке.
Сбруя известна минимум со II века до нашей эры. По ее качеству и оформлению узнавали статус хозяина животного. Хотя, как правило, амуниция требовалась только для удобства в работе. Примерно в середине XVI века красивая конская упряжь стала модным атрибутом.
Амуниция должна подходить конкретной лошади. Раньше экипировку часто изготавливали на заказ. Сегодня в магазинах — выбор на любой вкус.
Из чего состоит упряжь для лошадей
Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.
Конская амуниция включает такие приспособления:
Виды сбруи
Выделяют разные типы конской амуниции, предназначенные для разного количества лошадей. Выбор зависит от целей:
Одноконная
Сбруя для единственного животного в упряжке имеет стандартный набор: уздечка, вожжи, хомут для лошади и прочее. В одноконной амуниции иногда встречаются варианты без дуги. В этом случае главный элемент, на котором держится повозка, — шлея. Она принимает на себя основную тяжесть.
Запряжка, которая здесь используется, — оглобельно-дуговая. Этот тип еще называют русским. В Европе он почти не используется.
В одноконной русской запряжке применяют и постромки. В этом случае нередко берут короткие оглобли. Крепятся они не к хомуту, а к седелке.
Тачаночная
Сегодня редко встречаются четверки лошадей. В начале прошлого века они были популярны. Для военных нужд использовали тачанки — повозки с рессорами и станковым пулеметом. Тачаночная амуниция рассчитывалась не всегда на четырех коней. Иногда в упряжке их было два или три.
В состав сбруи входили постромки и дышло. Пару лошадей крепили по обе стороны от одиночной оглобли. Оставшихся боковых животных пристегивали за постромки, крепившиеся к вагам. У тачанок была высокая скорость передвижения.
На памятнике в Ростовской области в честь 1-й конной армии не видно вожжи и спицы у колес. Здесь нет ошибки скульпторов — на скорости эти детали не были заметны. Тачаночная сбруя была удобна и прекрасно подходила для войны.
Постромочно-дышловая
Этот тип содержит те же элементы, что и тачаночный. Постромочно-дышловая упряжка нужна при использовании телеги. Коней, как правило, — двое. Такая экипировка удобна:
Надевать сбрую нужно правильно. Если сильно натянуть крепления, конструкцию перекосит. Иногда кони получают травмы из-за того, что дышло давит на хомут. Важно подтянуть ремни, в том числе — чересседельник.
Постромочная
Существует вид сбруи без дуги и оглобель. Его применяют в постромочной упряжке. Упряжь отличается простотой и часто используется, в том числе и в сельском хозяйстве. Лошадиную силу здесь передают постромки и хомут.
Такая сбруя не всегда удобна в использовании, а иногда даже опасна. Во время движения по прямой повозка может не удержаться на спусках. Животные получают травмы, хозяевам это тоже обещает проблемы. Специалисты рекомендуют модернизировать экипировку — обзавестись тормозами.
Из плюсов такой амуниции — малый вес, что облегчает работу лошади.
Постромочную упряжь используют для телег, в том числе — экипажей. Фермеры с помощью такой сбруи запрягают коней в плуг, борону. В сельском хозяйстве лошадь делает большое усилие, поэтому риск наката, травмы меньше.
Комбинированная
Выделяют упряжь для европейского способа запряжки. Ее называют комбинированной. В состав амуниции входят оглобли и дышло с постромками. Тщательно подбирают снаряжение для каждого из животных, а их здесь — 6–8. Кони должны быть подходящего роста, примерно одинаковой силы
Особенно важно экипировать коренников — высоких и самых крепких животных в упряжке. Вместе с ними работают пристяжные, которых присоединяют постромками. Эти лошади отвечают за повороты. Направление определяют выносные кони. Их тоже пристегивают постромками.
Встречается сбруя и для других редких способов запряжки. К ним относят, например, цуг, изобретенный в Германии. Таким способом запрягали, как правило, лошадей одной и той же масти. Сегодня цуг почти нигде не встречается. Его можно увидеть на съемках фильмов, прогулках или исторических шоу.
Цуг напоминает постромочно-дышловой способ запряжки. Лошади идут одна за другой (гуськом) или парами. От цуга отказались, в основном, потому, что кони двигаются медленно.
Комплект сбруи предназначен для 6 или 8 животных, 4 из которых — выносные. При запряжке используют дышло. К нему пристегивают пару коренников.
Выбор упряжки
Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.
Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:
Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта. Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.
Чем прочнее и легче конная упряжь, тем лучше. Современную амуницию постоянно совершенствуют. Нередко она выполнена из новых, нетрадиционных материалов. Такие изделия проще использовать, надевать и мыть.
К каждой из частей есть стандартные требования:
Как сделать хомут для лошади своими руками
Приобретать конскую сбрую бывает дорого или неудобно. Имеющиеся варианты не всегда подходят. Какие-то части амуниции можно сделать своими руками, например, хомут.
Для его изготовления проходят несколько шагов:
Как запрячь коня
Надевать сбрую нужно правильно. Подготовительный этап включает такие действия:
Порядок зависит от числа лошадей в упряжке, типа. При оглобельно-дуговой выполняют следующее:
Владельцу лошади важно ориентироваться в конской амуниции и уметь с ней обращаться. Правильный выбор помогает в работе и бережет здоровье животных.
Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?
Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров.
С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.
Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.
Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.
Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.
Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.
Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.
Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.
Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.
Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.
Виды сбруи
Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.
Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.
Ниже расскажем о различных типах упряжей.
Одноконная
Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи.
В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами.
Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.
Постромочно-дышловая
Постромочно-дышловую упряжь рекомендуют как для пароконной запряжки, так и для одноконной. Задача её – регулировать движение повозки и её поворот. Основная составляющая оборудования – дышло.
Очень часто при работе с двухколесными сельхозмашинами кони получают повреждения из-за давления дышла на хомут. Поэтому стоит надеть на скакунов седелку и подтянуть чересседельником постромки.
Работоспособность животных значительно увеличится.
Постромочная
Постромочная упряжь очень простая, но неудобная, поскольку при движении вперёд повозка не всегда удерживается. Тяга в данном типе упряжи происходит за счёт хомута и постромок. Рекомендуют такой тип оборудования дополнительно снабдить тормозами, чтобы не навредить лошади.
Тачаночная
Тачаночный вид упряжи широко использовали до 20 века. Сейчас уже очень редко где можно встретить четверки коней и тачанки. Упряжь состоит из постромок и дышла. Два коня при этом запрягаются в дышло в центре, а боковые – за постромки, крепящиеся к вагам.
Комбинированая
Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли. Очень важно подбирать животных по силе и росту. К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж.
В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей. Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.
Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.
Конская упряжь для конных упряжек с одной и несколькими лошадьми
Сегодня упряжку лошадей можно встретить разве что на городских площадях, да в парках развлечений. Люди больше не используют лошадей по их прямому назначению. Лошади стали развлечением. На них больше не перевозят грузы и не путешествуют. А ведь еще каких-то 70 лет назад каждый подросток знал, что такое конская упряжь и понимал, что она означает правильная упряжь для лошади.
Наши современники мало не знают из чего состоит сбруя для лошади, не понимают зачем нужен каждый из ее элементов, и уж тем более не смогут надеть ее. Эта статья призвана дать необходимую информацию об этом.
Что такое сбруя?
Сбруя или конская упряжь представляет собой систему ремней и приспособлений, надеваемых на лошадь для ее дальнейшей запряжки в повозку или для верховой езды.
Когда упоминают сбрую, тогда подразумевают конскую упряжь в комплекте с вожжами и уздечкой.
Упряжь нужна для передачи тягового усилия животного повозке. От того, насколько правильно подобран, надет и подогнан этот элемент зависит проста управления и здоровье лошади. Например, если неправильно затянуть ремни, то они могут намять мягкие ткани животного или же вызывать ожоги. После таких повреждений конь едва ли сможет работать.
Конская упряжь должна быть прочной и легкой. Раньше кожу для сбруи изготавливали из специальным образом выделанной кожи. Одна долговечна, но требовала специального ухода. Сегодня конские сбруи изготавливают из современных материалов. Они прочнее, легче и требуют минимального ухода.
История появления сбруи
В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца.
Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.
Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.
К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.
Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:
Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:
Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:
Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.
Русская одноконная или дуговая
Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.
В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.
Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:
Постромочная или бездуговая сбруя
Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.
Конструкция такой конской упряжи состоит из:
Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.
В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.
При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.
Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.
Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.
Как запрячь коня в русскую сбрую?
Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.
При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.
Далее, приходит черед седелки. Ее кладут сначала резко вперед ближе к холке, а затем поправляют на положенное место. Такой подход позволяет расправить шерсть под потником седелки.
После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.
После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.
На следующем этапе взнуздания нужно завести коня в оглобли, заложить дугу и прикрепить оглобли гужами к дуге. Супонь затягивают с расчетом на то, чтобы она находилась перпендикулярно оглоблям. Ее концы собираются в такую петлю, которая при необходимости легко распускается.
Наконец, крепится чересседельник. Его продевают через скобы седла и мочки подпруги. Конец чересседельника привязывается к правой оглобле.
На последнем этапе завязывается подбрюшник. При этом нужно обеспечить такое его натяжение, чтобы оглобли во время движения не прыгали вверх-вниз.