седельный тягач что это такое
Седельный грузовой тягач — конструкция и особенности применения
Многие участники дорожного движения встречали на пути следования грузовики. Не каждый при этом понимает, что кабина подобных транспортных средств называется седельный тягач. К нему крепится прицеп с грузом. Это уникальное современное изобретение, которое просто незаменимо в процессе перевозки крупных грузов. Самые первые седельные тягачи появились еще во времена появления паровых двигателей. По сути, это самоходная безрельсовая машина, которая предназначена для буксировки разного плана прицепов, а также полуприцепов. Кроме того, при помощи тягача можно перемещать разный несамоходный транспорт общего строительного и сельскохозяйственного назначения.
Важно! К тягачу в зимнее время можно прикрепить специальные волокуши или сани. С их помощью можно без проблем отбуксировать разные аварийные авто, объемные негабаритные грузы, технику и самолеты.
Преимущества и особенности тягачей
Современные седельные тягачи автопоезда характеризуются тем, что по своей конструкции и по преимущественным особенностям они изначально предназначены для работы с полуприцепами большой длины. Среди основных конструкционных особенностей и факторов можно отметить:
Современные новые седельные тягачи по своей конструкции максимально схожи с грузонесущей плитой, которая имеет одинарную или двойную степень свободы. Также в них присутствует специальная углового плана прорезь, которая проходит через сцепляющего плана шкворень. Именно он обеспечивает надежное устройство сцепления, а также выполняет роль важной оси излома в процессе поворота.
Основные виды тягачей
Машина-тягач выпускается в двух основных модификациях. Большой популярностью пользуются европейские, а также американские модели. Оба вида полностью идентичны по основному принципу действия, а также по особенностям внешнего строения, только по техническим характеристикам немного отличаются между собой. Чтобы охарактеризовать устройство с технической точки зрения, стоит рассмотреть технические характеристики, присущие основной массе подобных авто:
Полная масса | 35 000 кг |
Снаряженная масса | 10 000 кг |
Двигатель | 400 л.с и 1900 Нм |
Уровень экологичности | ЕВРО-4 |
Максимальная скорость | 85 км в час |
Объем топливного бака | 500 л |
Рабочее тормозное давление | 10 бар |
Работа бортовой системы | 24V |
Генератор | 28V/120A |
Передняя колесная ось | 385/65R22.5 или 12.00R20 |
Мосты | 315/80 R 22,5 или 12.00R20 |
Допустимая грузоподъемность | 18-26 тонн |
Расход топлива | 26-30 л/100 км |
Американские машины оснащены специальной качественной капотной кабиной, которая изготовлена из пластика, а также синтетических и химических волокон. Европейские идут с кабинами из стали, при этом конструкция их является более компактной. У американцев колеса барабанные, у европейцев, как правило, дисковые. Оба вида современных машин оснащены унифицированными колесными дисками.
Наиболее популярными на данный момент являются именно европейские машины они оснащены специальными противоподкатными брусьями, что, в свою очередь, служат защитой от того, чтобы небольшой по своим размерам транспорт при определенной ситуации не попал под устройство полуприцепа. Европейские оснащены бортовой сетью, которая выдает напряжение немного большее, чем американские, оно составляет 24 Вольта.
Важно! Основная масса американских машин распределяются на тяжелые и на средние. Что касается европейских, то они выпускаются четко дифференцированными.
Достоинства и недостатки тягачей
Седельные тягачи характеризуются целым перечнем разных достоинств. Именно они более выгодно выделяют машины среди иных грузовых транспортных средств. Среди самых основных преимуществ можно отметить:
На современных тягачах седельного типа при желании можно без особых проблем сдавать назад, чего нельзя сделать, например, на обычных грузовиках. При необходимости полуприцеп можно перевезти на склад, используя его, потом груз перевозится при помощи обычного буксира. Наряду с многочисленными достоинствами, некоторые седельные машины характеризуются некоторыми недостатками. Они немного уступают стандартным грузовикам по устойчивости. Кроме того, их сложно эксплуатировать без присоединенных полуприцепов.
Применение седельных тягачей
Современные машины-тягачи – это максимально востребованная техника грузового направления. Если приобрести устройства от известных мировых производителей, можно получить максимально качественное транспортное средство, олицетворяющее оптимальную экономичность, прочность и высокие показатели мощности.
Благодаря использованию в процессе производства самых современных прогрессивных технологий, авто отличаются комфортом в процессе эксплуатации. Они просто незаменимы при осуществлении транспортировки грузов разных объемов на дальние и средние расстояния. Среди преимущественных особенностей применения данных средств передвижения можно отметить то, что без особых проблем может быть осуществлена транспортировка грузов разного типа. Тяжелый тягач можно использовать с полуприцепами следующих категорий:
Огромное разнообразие комплектаций тягача полуприцепа дает возможность без проблем подобрать идеальный вариант для любой производимой работы. Разным может быть не только прицеп, но также коробками передач и системой управления подвески. На высоте находится и электронная система.
Данные авто надежны, они идеально справляются с любыми возложенными на них задачами по перевозке грузов. Преимуществом является то, что на высокие технические характеристики не в состоянии оказать влияние такие неблагоприятные факторы, как летняя жара, бездорожье, а также низкий температурный режим. На высоте находится высокий уровень экологичности двигателя, который в состоянии обеспечить минимальный расход топлива за рейс. Все без исключения детали и узлы современных агрегатов отличаются износостойкостью. Все это серьезно снижает ежедневные расходы по эксплуатации авто, на чем и основан выбор тягача.
Подводя итоги
Седельные тягачи с прицепом от известных производителей характеризуются простой обслуживания. Провести ремонтные работы можно на любом СТО. Все это обеспечивает гарантированный качественный и одновременно быстрый ремонт машин, причем даже если приходится осуществлять замену запасных частей. Грузовой тягач седельный данного класса отличается максимально продуманным современным дизайнерским решением. Внешние данные и технические характеристики в состоянии удовлетворить требования всех современных покупателей. Седельные тягачи с полуприцепом от известных компаний – это образец для подражания во всем мире.
Издается с 2007 года
Основные сведения о грузовых седельных тягачах: конструкция, виды
Основными типами транспортных средств для перевозки грузов становятся седельные тягачи с полуприцепами – фуры. Их популярность и количество на дорогах растёт. Однако данный вид машин имеет свои особенности.
Седельный тягач: особенности конструкции
Автомобильные тягачи делят на несколько категорий, одна из которых – седельный тягач. Он отличается наличием на автомобиле особого сцепно-расцепного узла – седла, которое и дало название автомобилю.
Этот соединительный седельный узел транспортного средства представляет собой грузонесущую плиту с прорезью под шкворень. Седельное сцепное устройство имеет несколько степеней свободы в продольном и поперечном направлении.
Такое соединение тягача и прицепа, а точнее полуприцепа, позволяет перераспределить часть нагрузки на автомобиль, увеличив, тем самым, допустимый вес перевозимого товара.
В Европе в качестве седельника используют в основном бескаптный грузовик, а в США – капотный. Поэтому в странах постсоветского пространства их так и разделили – американский тип и европейский.
Американский тип седельных тягачей
Американские тягачи имеют большую пассивную безопасность за счёт раз выноса вперёд моторного отсека. Доступ к двигателю в машинах капотной компоновке удобней. Да и кабина американцев гораздо комфортней.
Однако к минусам стоит отнести большую длину тягача и, как следствие, больший радиус поворота. Это делает затруднительным маневрирование грузовика с полуприцепом в ограниченном городском пространстве, но даёт комфорт водителю при длительных междугородних рейсах.
Сам тягач обычно трёхосный с двумя задними ведущими осями. За счёт выноса двигателя за переднюю ось развесовка машины становится более правильной и в таких тягачах нет необходимости применять ленивец – подъёмную ось. К тому же, в машинах есть возможность перемещать седельное сцепное устройство для крепления полуприцепа вдоль продольной оси, меняя тем самым распределение веса груза.
Европейский седельный тягач
В Старом свете наиболее востребованы грузовики безкапотной компоновки. Двигатель у них располагается под кабиной, что не столь удобно при обслуживании. К тому же, при поднятии кабины незакреплённые вещи со спальника полетят вперёд. Да и забраться в опрокинутую кабину тоже не получится.
Однако плюсами бескапотной компоновки грузовика являются его маневренность, лучший обзор, короткая база, позволяющая цеплять более длинный полуприцеп.
В основном тягачи европейского типа производятся с двумя или тремя мостами. Нередко одна из задних осей является подъёмной для снижения общей стоимости владения и увеличения полезной нагрузки.
Реже встречаются седельники с четырьмя мостами. Они в основном используются для специальных перевозок и в армии.
Области применения седельных тягачей
Все седельные тягачи предназначены для работы исключительно в составе автопоезда с полуприцепом. Хотя есть одно исключение – кольцевые автогонки на грузовиках. В них в качестве болида тоже используется именно тягач.
Однако основной сферой применения данных машин являются грузоперевозки товаров на длинном плече, т.е. на большие расстояния, в основном на межгороде и при международной транспортировке грузов. Это обусловлено многими факторами, в т.ч. его конструкцией и широким ассортиментом полуприцепов.
Седельный тягач может перевозить товары в шторном полуприцепе, перемещать технику на трале, доставлять сыпучие и жидкие грузы в специальных полуприцепах, подвозить элементы на место возведения многоэтажных жилых домов – панели. Такие машины используются в строительстве, промышленности, торговле.
Кроме того, есть специальные виды седельных тягачей, которые используются в военной отрасли. Они перевозят боевую технику, боеприпасы и зенитно-ракетные установки.
Основные технические характеристики
Поскольку эти машины обычно перевозят большое количество груза на дальние расстояния, большое внимание уделяется мощности и экономичности двигателя, объёму топливного бака (с недавних пор правильнее говорить максимальному пробегу на одной заправке), надёжности шасси и коробки передач, эргономичности и комфортабельности кабины.
Седельные тягачи оснащаются преимущественно дизельными двигателями мощность от 200 до 750 л.с. и механической коробкой передач. Хотя АКПП тоже становится распространена.
В основном это грузовики колёсной формулой 4х2, 6х2, 6х4. Реже встречаются тягачи с четырьмя мостами.
Кабина седельного тягача обычно состоит из двух отсеков – рабочей зоны водителя и спальника. Спальная зона может иметь различную степень оснащённости – от скромной полки для отдыха до полноценного жилого отсека размером с малогабаритную квартиру. Тут всё зависит от фантазии производителя, размеров грузовика и, конечно же, бюджета.
Абсолютное большинство грузовиков сейчас выпускается с водительским сиденьем, оборудованным пневматической подвеской.
Наличие систем помощи водителю, активной и пассивной безопасности, а также мониторинга являются неотъемлемой частью современного седельного тягача. В Росси обязательно машины должны быть оборудованы тахографом.
Достоинства и недостатки тягачей фур
Преимущества седельных грузовых тягачей:
Однако у этого вида транспорта есть свои недостатки:
Обзор рынка: основные производители и конкурентные преимущества
В России представлены седельные тягачи различных производителей, как отечественных, так и зарубежных.
Отечественные производители
Самым распространённым седельным тягачом отечественного (читай СНГ) производства является КамАЗ. Популярность этих автомобилей обусловлена более низкой первоначальной ценой, ремонтопригодностью и широкой дилерской сетью.
В линейке Камского автозавода представлены седельный тягачи допустимой полной массой от 19,5 до 75 тонн. Завод комплектует машины двигателями собственного производства, а также силовыми агрегатами Cummins, Daimler, Mercedes. На двухосный тягач КамАЗ 5490 NEO может устанавливаться китайский двигатель Weichai.
Ещё одним распространённым тягачом для полуприцепов является белорусский МАЗ. Минские седельники агрегатируются в основном моторами ЯМЗ и Weichai. На некоторые модификации может быть установлен двигатель Mercedes.
Специфичными игроками на рынке седельных тягачей являются Автомобильный завод Урал, Группы ГАЗ, а также Брянский автомобильный завод колёсных тягачей. Оба предприятия выпускают в основном полноприводные седельные тягачи повышенной проходимости. И если первый постепенно выходит на рынок шоссейных машин, то БАЗ остаётся производителем в основном военной продукции.
Ещё один завод коммерческого транспорта на постсоветском пространстве находится в Кременчуге, Украина. В линейке КрАЗа четыре модели седельных тягачей, три из которых капотной конфигурации. Однако завод по состоянию на начало 2021 года находится в плачевном состоянии и балансирует на грани банкротства.
Европейские производители
Большую долю рынка седельных тягачей в России и СНГ занимают компании большой европейской семёрки. Это машины немецкого производства MAN, Mercedes-Benz, шведские Volvo и Scania, принадлежащий Volvo Group французский Renault, голландский DAF и итальянский Iveco.
Все они имеют официальные представительства в России, развитую сеть дилеров и сервисных центров.
Американские седельные тягачи
Официально тягачи Нового света поставляет на рынок СНГ только компания Ford Trucks. Для российского рынка компания выпускает машины на заводе в Турции в бескапотной конфигурации. В 2021 году компания представила две новые модификации – тягач с удлинённой базой F-Max L и лимитированный F-Max Blackline.
Несмотря на отсутствие в России официальных представителей Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack эти грузовики частенько можно встретить на дорогах СНГ. Их, в первую очередь, выбирают за комфорт. Кабина американских грузовиков имеет комфортный спальный отсек c большим количеством мест для хранения и холодильником.
Конечно, такие тягачи приходят в Россию в основном б/у и не имеют гарантийной и сервисной поддержки. Тем не менее они ремонтопригодны, а в условиях глобальной экономики больших проблем с поставкой запчастей из-за океана не возникает.
Азиатские производители
Японские производители практически не представлены на отечественном рынке седельных тягачей. Тем не менее, стоит отметить Isuzu Giga 26.0 колёсной формулой 6х4. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 400 л.с. и 16-тиступенчатой МКПП с делителем и мультипликатором.
Также, тяжёлый седельный тягач Hino 700 представляет на российском рынке грузовое направление Toyota. Машина также имеет три оси, две задние из которых – ведущие. Агрегатируется тягач Hino 700 дизельным турбированным двигателем E13C-UR мощностью 450 л.с. в паре с 16-тиступенчатой механической коробкой передач.
Ну и конечно же, в Россию и СНГ поставляются седельные тягачи китайских производителей. Практически все крупные производители Поднебесной имеют в линейке данный вид коммерческого транспорта. На дорогах можно встретить автопоезд с тягачом Howo, DongFeng, FAW, Shacman, Foton. По большей части – это переработанные европейские модели. Все они в бескапотной конфигурации, имеют сервисные центры и представительства.
Как выбрать седельный тягач
Седельный тягач – это самоходная техника, предназначенная для буксирования полуприцепов. Они способны транспортировать грузы большого тоннажа, длинномерные грузы. Перевозки седельными тягачами имеют низкую себестоимость за счет оптимального соотношения веса машины и грузоподъемности. Они обладают отличной маневренностью, именно поэтому седельные тягачи пользуются высоким спросом у представителей малого, среднего и крупного бизнеса.
Наша компания специализируется на продаже грузовой техники, в том числе и седельных тягачей. У нас представлен большой выбор техники от ведущих мировых и отечественных брендов. Сотрудники компании при необходимости помогут с выбором оптимальной модели, полностью соответствующей вашим требованиям.
Общие характеристики седельных тягачей
Удобство, комфорт и функциональность.
Важно, чтобы эти показатели находились в оптимальном соотношении. Сегодня без труда можно найти современные тягачи с кабинами повышенной комфортности, бортовыми компьютерами и другими дополнительными опциями. Благоприятные условия работы для водителя дают возможность снизить утомляемость, сохранять высокую работоспособность в течение долгого времени.
Выбираем седельный тягач: основные критерии
На эти моменты необходимо обратить внимание, как при покупке бывшей в употреблении техники, так и при выборе новой.
Топливный бак.
Для перевозок на небольшие расстояния этот критерий не имеет очень высокого значения. Его важность возрастает, если планируются дальние рейсы внутри страны или международные грузоперевозки. В таких случаях лучшим решением будет седельный тягач с двумя баками большого объема. Материалом для изготовления бака в старых моделях служит сталь или алюминий, а в новых – пластик.
Колесная формула.
Наибольшим спросом у перевозчиков пользуется техника с колесной формулой 4х2. Она используется, как для транспортировки грузов внутри страны, так и для международных перевозок. Такие машины устойчивые, легкие в управлении, обладают отличной маневренностью, но способны перевезти за один рейс не более 11-ти тонн. Для транспортировки негабаритных и тяжелых грузов используются они не подходят.
Аккумуляторы.
Специалисты рекомендуют выбирать машины с несколькими мощными аккумуляторами. Существуют модели, в которых аккумуляторы установлены в заднем свесе. Это дает возможность освободить место для топливных баков.
Резина.
Грамотный выбор резины служит залогом безопасности водителя и благополучной доставки грузов. Для тягачей стандартом является резина 315х70.
Высота сцепления.
Наибольшей популярностью пользуется средняя высота. Она подходит для всех стандартных полуприцепов и составляет 110-114 сантиметров. Другие варианты высоты требуются для буксировки специальных видов полуприцепов. Например, для самосвальных полуприцепов требуется большая высота сцепления (около 135 сантиметров).
Мощность.
Для выполнения перевозок внутри страны приобретать седельные тягачи большой мощности, как правило, нет необходимости. Обычно достаточно мощности до 400 лошадиных сил. Для перевозки на большие расстояния и транспортировки тяжелых грузов используются более мощные модели. Часто при выборе мощности покупатель ориентируется исключительно на личные предпочтения.
Коробка передач.
На большинстве моделей установлены механические коробки передач. Они отличаются высокой надежностью. На рынке также представлены тягачи с коробками-автоматами. У обоих вариантов имеются свои приверженцы, поэтому выбор, в первую очередь, основывается на привычках и личных предпочтениях водителя.
Расход топлива.
От этого показателя во многом зависят расходы на эксплуатацию, поэтому при выборе он является одним из самых важных. Хорошим показателем является расход 29 литров на 100 километров.
Класс двигателя.
В странах Европы экологическим вопросам уделяется повышенное внимание. На их территории доступ к некоторым экологическим зонам может быть ограничен для бензиновых двигателей с классом двигателя ниже, чем Евро-3 и дизельным с классом ниже Евро-4. Хотя основная масса ограничений касается двигателей классом Евро 1 и ниже. Поэтому, если планируются международные грузоперевозки, необходимо внимательно отнестись к этому моменту.
Комфортность кабины.
От условий работы водителя напрямую зависит его трудоспособность, поэтому экономить на его комфорте не стоит.
Как выбрать седельный тягач, бывший в употреблении
Условия эксплуатации.
Часто при покупке обращают внимание только на пробег и забывают о том, что техническое состояние машины во многом определяется условиями, в которых она эксплуатировалась. Качество дорог значительно отличается, в зависимости от страны. На хороших дорогах внутренние узлы машины изнашиваются значительно медленнее, чем на плохих. Чтобы узнать страну эксплуатации, достаточно посмотреть наклейку с отметкой о техосмотре, которая имеется на лобовом стекле.
Пробег.
На первый взгляд, при принятии решения, какой тягач выбрать, при прочих равных условиях предпочтительней машина, у которой пробег меньше. Чтобы сделать правильный выбор, важно учитывать большое количество параметров. Пробег определяет степень износа подвески, двигателя и других узлов техники, поэтому на него в обязательном порядке необходимо обратить внимание. Важно учитывать, что недобросовестные продавцы могут искусственно уменьшать пробег. Чтобы проверить слова продавца, нужно посмотреть данные в бортовом компьютере. При помощи калькулятора можно рассчитать средние показатели скорости и расхода топлива. Если они значительно отклоняются от 30-ти литров на 100 километров и 70 километров в час, скорее всего вы имеете дело с недобросовестным продавцом, данные искусственно корректировались.
Аварии.
Убедиться, что седельный тягач не был в аварии, также не составит большого труда. Обычно после серьезной аварии кабина перекрашивается. Чтобы отличить заводскую покраску от сделанной даже в дорогом салоне, необходимо внимательно осмотреть тягач. Обратите внимание на щели, головки болтов, бардачок, уплотнитель дверей. Стенки белого цвета под капотом не свидетельствуют о послеаварийном ремонте. Многие производители окрашивают все кабины белый цвет, а в дальнейшем перекрашивают в выбранный заказчиком цвет. При отсутствии опыта для оценки состояния тягача и выявления скрытых дефектов стоит обратиться к специалисту.
ТОП-3 самых популярных производителей седельных тягачей в России
Наибольшим спросом у отечественных транспортных компаний пользуются седельные тягачи Volvo. Техника этого производителя поставляется в Россию уже не первый год и уверенно держит лидерство на рынке. Впервые она появилась в нашей стране еще в начале 70-х годов прошлого века. На сегодняшний день в отечественных транспортных компаниях эксплуатируется около 60 тысяч единиц техники этого производителя. К ее отличительным особенностям относится высокая надежность и низкие эксплуатационные расходы. Немалую роль в высокой популярности этого бренда играет и широкая сеть сервисных центров. У владельцев техники этого бренда не возникает проблем с ее ремонтом и обслуживанием. Наибольшей популярностью пользуются модели серии FH. Если возникает вопрос, какой седельный тягач выбрать, машина от лидера рынка станет отличным решением.
Второе место в рейтинге занимают тягачи немецкого концерна MAN. На отечественном рынке их продажи всего на 20% меньше, чем техники Volvo. Наибольшее распространение получили модели TGA с двигателями объемом 12 литров. Отечественные перевозчики приобретают, как новые модели, так и бывшие в употреблении седельные тягачи, которые были выпущены 15-20 лет назад. Как показывает практика, машины обладают отличным качеством и высокой надежностью. У этого производителя также имеется большое количество сервисных центров. Невысокие эксплуатационные расходы компенсируют внушительную стоимость машин.
Третье место занимает шведский производитель Scania. Европейское качество традиционно пользуется высоким доверием у отечественных потребителей. По уровню продаж Scania совсем немного отстает от немецкого бренда MAN. Наибольшим спросом пользуются машины серии R. Ее выпуск был начат еще в 80-х годах прошлого века, но модели серии и сегодня не утратили своей актуальности, более того, их популярность неуклонно растет. Ресурс моторов составляет от 2-х миллионов километров.
Вся представленная информация на сайте, касающаяся условий и стоимости проката, носит сугубо информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.