сегрегация что это в педагогике
Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики. Вальдорфская педагогика и кэмпиллское движение. Педагогика Штайнера
Фрагмент текста работы
«Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики»
1. Структура современной российской системы специального образования
Современная российская система спец. образования построена именно на принципах строгой сегрегации: происходит дифференциация детей по типу дефекта и отделение их друг от друга и от остальных детей. Данная система имеет вертикальную и горизонтальную структуру.
Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер
Структура системы специального образования РФ
Вузы для инвалидов,
Спецгруппы в массовых вузах, спецгруппы в массовых техникумах
И О Н Н Ы Е Ц Е Н Т Р Ы
начальной профессиональной подготовки
Дошкольный период (3-7 лет)
спец. дошкол. образ, учреждения
спецгруппы в массовых ДОУ
дошкольные группы при специальных школах
коррекционные детские дома
нарушения. Для детей с различными проблемами в развитии сегодня существуют:
I. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии, их 8 видов:
1. для глухих детей,
2. для слабослышащих,
4. для слабовидящих,
5. для детей с речевой патологией,
6. для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
8. для умственно отсталых детей.
II. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (могут быть открытого и закрытого типа):
Специальное ( коррекционное) образовательное учреждение I вида.
Данное учреждение создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
СЕГРЕГАЦИЯ ДЕТЕЙС ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Сегрегация — это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды или другие члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорики и др., обучаются отдельно от своих нормально развивающихся сверстников.
Сегрегация рассматривается как раздельное обучение детей, имеющих различные отклонения в развитии. Специальная общеобразовательная школа-интернат (или школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы народного образования, определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования.
Вспомогательная школа как государственное учреждение в нашей стране функционирует с 1918 г. и обеспечивает воспитание и обучение аномальных детей, чтобы они, повзрослев, могли полноценно жить и трудиться. Структура таких школ неоднократно претерпевала изменения. В 1987 г. был увеличен срок обучения на год. Большинство вспомогательных школ перешло на десятилетний срок обучения.
Вызвано это тем, что многие умственно отсталые учащиеся в 15—16 лет ни физически, ни нравственно не были готовы к самостоятельной жизни. Возникали большие сложности с их адаптацией. Ежедневная шестичасовая работа оказывалась непосильной многим выпускникам по состоянию здоровья. В настоящее время вспомогательная школа имеет младшие (1—4) и старшие (5—7, 8) классы.
Специальной задачей вспомогательной школы является коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников. Исправление недостатков развития достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения. Исправление речевых нарушений и моторики осуществляется на кор-рекционных занятиях — логопедических, ритмики, ЛФК.
Подготовка умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни осуществляется уже в младших классах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во время экскурсий и предметных уроков, в старших классах — на специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке, а также в общей системе учебно-воспитательной работы.
Вспомогательные школы решают следующие специальные задачи:
— осуществляют раннюю диагностику интеллектуаль
ных нарушений;
» — организуют специальное обучение по результатам диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка;
—используют «обходные пути» обучения, специфи
ческие средства и методы, которые не применяют
ся в традиционном образовании;
—регулярно осуществляют контроль за соответствием
выбранной программы обучения реальным дости
жениям, уровню развития ребенка;
обеспечивают пространственную и временную организацию образовательной среды в соответствии с возможностями ребенка (умственно отсталые дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающем возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение);
— решают особые образовательные задачи за предела
ми образовательного заведения, координируя свои
усилия с семьей, другими организациями;
— привлекают квалифицированных специалистов,
компетентных в решении развивающих и коррек-
ционных задач обучения.
Вовремя начатая и грамотно построенная средствами образования реабилитация позволяет предупредить появление вторичных и третичных отклонений в развитии, корректировать уже имеющиеся нарушения и значительно снижать степень социальной недостаточности, достигать максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка — одно из базовых условий его психического здоровья и развития.
Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в специальном разделе обучения — социально-бытовой ориентации, а также в целенаправленной поддержке эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми.
Сегрегация детей с нарушениями интеллекта позволяет учитывать характерные особенности познавательной деятельности (общее состояние когнитивной сферы, эмоционально-волевых проявлений умственно отсталых учащихся) и в соответствии с ними вести процесс обучения.
Вопросы и задания
1. Дайте определение социальной адаптации.
2. Какова роль школы и семьи в социальной адаптации детей?
3. Чем характеризуются проблемы создания семьи выпускниками специализированных школ?
4. Как осуществляется совершенствование системы
социальной адаптации лиц с отклоняющимся развити
ем?
5. Проанализируйте актуальные проблемы современ
ного специального образования.
6. Рассмотрите принципы организации коррекционно-
образовательных учреждений.
7. Охарактеризуйте дошкольное образование детей с
ограниченными возможностями.
8. Какие интеграционные модели в ДОУ вы знаете?
9. Что входит в социально-бытовую ориентировку уча
щихся?
10. Что такое внеклассная воспитательная работа?
11. Какова роль социального педагога в специализиро
ванной школе?
12. Как осуществляется взаимодействие школы и се
мьи в социальной адаптации учащихся?
13. Охарактеризуйте концепцию включенного обуче
ния.
14. Обоснуйте необходимость сегрегации в обучении
лиц с отклоняющимся интеллектуальным развитием.
15. Сравните интеграцию и сегрегацию. Почему необ
ходимы специальные школы?
Литература
Алмазов Б.Н. Психологическая средовая адаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М, 1999.
Жарков А.Д. Технология социокультурной деятельности. М., 1998.
Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коробов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.
Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологическая консультация / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Хомса и М. Карп / Пер. с англ. М., 2000.
Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гули-ной. СПб., 2002.
Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.
Сборник документов по комплексной реабилитации инвалидов в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения России. М., 2001.
Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996.
Школьная сегрегация
Резюме
Социальная сегрегация
Исторический смысл
В историческом смысле сегрегация сродни политике выделения населения по этническим, религиозным или расовым критериям. Затем эта группа населения страдает от политической или экономической дискриминации (или даже от понятия социальной сегрегации ) или пространственно изолирована от других (понятие пространственной сегрегации ). Эта форма сегрегации относится, в частности, к евреям, припаркованным в гетто европейских городов, к политике апартеида, проводившейся в Южной Африке до 1990 года (пространственное разделение белых кварталов, черных или цветных поселков ) или даже к законам сегрегации. введено в действие в Соединенных Штатах с 1870 года и отменено в 1964 году.
Новые формы
По мнению Брюне, более поздние формы сегрегации больше проявляются в повторяющихся, иногда подразумеваемых практиках, чем в законодательстве. Он подпитывается образованием групп, индивиды которых имеют общие социальные характеристики и образуют «внутреннее я». Это может быть выбрано (формирование богатых гетто, закрытых поселков ) или выдержано. В данном случае это приводит к исключению, пространственному расселению населения, не имеющего выбора места жительства.
Школьная сегрегация
Школьная сегрегация является результатом этих новых форм сегрегации. На уровне учебного заведения он может развиваться между учениками по нескольким критериям дискриминации, которые могут быть социальным классом, уровнем образования или этническим происхождением (включая географическое происхождение семьи).
Различные типы школьной сегрегации
Гендерная сегрегация
В настоящее время гендерная сегрегация встречается все реже. Девочки становятся все более и более интегрированными, несмотря на то, что они все еще размышляют о том, что они менее умны. Их интеграция обусловлена смешанным образованием, датируемым концом 1960-х гг. В зависимости от школьной программы существуют различия. Действительно, в программах профессионального обучения больше «мужские» отделения, в то время как программы профессионального бакалавриата больше ориентированы на «женские» рабочие места.
Сегрегация Франция
Точно так же во всех профессиональных направлениях учащиеся из рабочего класса являются наиболее многочисленными. Только на уровне первого и последнего общего мы наблюдаем равенство между учениками народного происхождения, среднего и высшего.
Социальный набор очень хорошо отражает место людей в различных социальных средах. Видно, что дети народного происхождения обычно следуют тому же курсу, что и их родители. В целом это верно и для всех остальных социальных категорий. Продолжительность обучения также зависит от социального происхождения. Мы видим это на уровне докторантуры: около 18,7% учеников рабочего происхождения против 56% учеников высшего. Экономическое и культурное положение семей может быть фактором сегрегации.
Этническая сегрегация
Это касается различий, обусловленных происхождением учеников. Тем не менее, школа, открытая для всех, вызывает разногласия. Снижение числа иностранных учащихся, обучающихся в средних школах, может указывать на то, что школьная система демонстрирует меньшее различие по отношению к иммигрантам, но это не так.
Сегрегация по отношению к инвалидам или больным детям
Людям с двигательными нарушениями необходимы конструкции (например, столы, приспособленные для инвалидных колясок) для прохождения курса. Вот почему они обычно оказываются за этим столом одни. Их оборудование ограничивает их мобильность в классе и, следовательно, неспособность играть с другими учениками.
Во время всех мероприятий, организованных на улице, учителя должны справляться, помимо напряженности между учениками, и унизительными взглядами прохожих. Еще раз, мы можем попытаться понять, что если дети не принимают различия, это может быть связано с отношением родителей.
Средства разрешения
Чтобы решить эти проблемы сегрегации, которые могут быть отключены, в игру могут вступить несколько субъектов.
Министерство и государство
Что касается гендерной сегрегации, министерство принимает меры по продвижению равенства. Консультанты по вопросам образования интересуются пожеланиями семей и студентов, но все чаще предлагают менее традиционные варианты (пример: мальчику может быть предложена работа с эстетическими целями, а девочкам может быть предложен сектор строительства). Видны усилия в отношении прав доступа для инвалидов. Она отметила закон п о 2005-102 от 11 февраля 2005 г. : за равные права и возможности, участие и гражданство людей с ограниченными возможностями. Последнее в настоящее время имеет основополагающее значение для интеграции детей с ограниченными физическими возможностями.
Кроме того, при необходимости может присутствовать AVS ( Auxiliaire de vie scolaire ), чтобы помочь студентам. В некоторых школах открыты классы инклюзивного образования (CLIS) для детей с ограниченными возможностями.
Учреждения
В некотором смысле школы держат судьбу учеников в своих руках. Действительно, они приветствуют максимум учеников и создают для них рамки, налагая санкции в случае ошибок. Учащиеся должны получать одинаковое школьное образование, что бывает не всегда. Во время классных советов мы, в частности, наблюдаем самостоятельный выбор девочек из-за их зачастую более приятного поведения, но также, возможно, из-за того, что они в основном менее амбициозны, как правило, из-за гендерной сегрегации, имевшей место на протяжении всего обучения в школе.
В любом случае, они стараются открыть как можно больше дверей, предоставляя им как можно больше знаний. Это помогает учащимся, но также может привести к сегрегации между школами.
Закон 11 февраля 2005 г. также сделал определенную работу в школах обязательной, тем самым предоставив доступ в школу всем детям с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, открытие классов CLIS (Classe pour l’Inclusion Scolaire), а также наличие AVS также помогают этим детям, а также детям с умственными недостатками.
Частная школа: источник сегрегации в школах
Несмотря на общепринятые представления французского населения, школьная сегрегация присутствует не только в государственных, но и в частных заведениях. Согласно социологу Пьеру Мерле и исследованиям, на которые он опирался при написании своей книги «Школьная сегрегация», в частных учебных заведениях обучается небольшой процент учеников с ограниченными возможностями, низкий процент старшеклассников. Проблемы с обучением, а также дети из рабочего класса микрорайонов, а частные школы объявляют себя «открытыми для всех».
Зона приоритетного образования
ZEP (зона приоритетного образования) стремится предоставить всем учащимся образование, несмотря на недостатки или популярное социальное происхождение. Наблюдение таково, что сегодня в этих школах запускается спираль, называемая «спиралью неудач». Действительно, доступ к школьному образованию для всех учащихся со слабой структурой группирования или без нее с момента ее создания привел к объединению групп населения из рабочего класса.
Мы замечаем, что со временем это приводит к падению образовательного уровня в этих учреждениях, но, прежде всего, к группировке студентов, находящихся в затруднительном положении. Наблюдается все больше и больше насилия и разрушений зданий, в то время как основной целью ZEP была помощь молодым людям. ZEP позволили некоторым учащимся поступить или остаться в школьной системе, так же как ZEP оказались неэффективными перед лицом школьного насилия, а также школьных неудач и отсева, которые это вызывает (учащийся колледжа, который должен заботиться о защите вы будете тратить меньше времени на обучение).
Родители
Сегрегация в образовании
В развитие темы образования хотелось бы предложить вниманию наших читателей статью одного из участников сообщества КОБАЛЬТА в vk.
При обсуждении вопросов образования регулярно поднимается тема сегрегации в образовании. Дискуссии бывают жаркими. Собственно, в убежденные сторонники сегрегации массово попадают все родители успешных учеников. Особенно если в классе есть ребятки с проблемным поведением которые мешают их чадам получать знания. Ну а уж если любимых умных детей в школе обижают, то заметная часть родителей просто из сторонников сегрегации превращаются в активных практиков реализующих принципы раздельного обучения прямо здесь и сейчас.
Преподаю в обычной муниципальной школе информатику. В этом году в четырех девятых классах сдавать ОГЭ по информатике выбрали в общей сложности 62 ученика. Это 75% всех выпускников.
Таблица. Результаты пробных ОГЭ по информатике. 9 класс.
№ Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
1 9 «А» 14 уч отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-8, неуд-1, нет-1
2 9 «Б» 18 уч отл-0, хор-0, уд-16, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-4, уд-12, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-1, уд-14, неуд-0, нет-3
3 9 «В» 17 уч отл-0, хор-0, уд-12, неуд-3, нет-2 отл-0, хор-0, уд-9, неуд-1, нет-7 отл-0, хор-1, уд-9, неуд-7, нет-0
4 9 «Г» 13 уч отл-0, хор-0, уд-5, неуд-5, нет-3 отл-0, хор-0, уд-6, неуд-4, нет-3 отл-0, хор-1, уд-4, неуд-8, нет-0
Подобную картину наблюдаю каждый год за редчайшими исключениями. Успеваемость четко снижается от «А» класса к классу «Г». Ну как это можно назвать если не сегрегацией?
При переходе в среднюю школу состав классов несколько перетряхивается и сегрегация окончательно закрепляется.
Вполне понятно, что существующий вариант раздельного обучения представляется многим совершенно недостаточным. Сторонников жесткой сегрегации много. Можно например процитировать из Футюха
Здраво ведь и разумно. Взять всех и поделить.
Спасибо за внимание! )
Интересно будет услышать мнение сообщества.
Сегрегация
Послушай, вольности ты лишней не бери
(А. Грибоедов, Горе от ума).
Софья. Вдруг милый человек…
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…
Фамусов. Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
Но богатенькие, допуская его в свою среду, все-таки разумели, что он им не пара, что он только шут… (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы)
…Кто-то предложил идти купаться… Он [Тёма] предложил ватаге идти поодаль, потому что теперь уже неловко ему – гимназисту – идти рядом с ними…» Нам в гимназии нельзя… Нам запрещено вместе… Вы здесь купайтесь, а я пойду подальше…» (Н. Гарин-Михайловский, Детство Тёмы).
* * *
(лат. segregatio – отделение) – 1. в гештальпсихологии – перцептивный процесс, посредством которого связная, организованная фигура воспринимается как феноменологически отличная от остальной части поля (фона); 2. более широкое значение – разделение, дифференциация познавательных процессов (в результате чего различаются ощущение, восприятие, память, мышление, воображение); 3. в генетике – процесс сокращения деления при половом размножении, при котором только один ген из каждой пары генов оказывается в гамете. См. Мейоз; 4. вид расовой, национальной или социальной дискриминации. Например, подразделение жилых районов города и связанными с ними социальных служб (школ, торговых точек, храмов, театров и т.д.) в соответствии с расовыми, этническими, имущественными или религиозными характеристиками их населения («спальные районы», «чёрные кварталы», «места компактного проживания эмигрантов» и т.п.). Указанное подразделение, как и любое другое проявление социальной несправедливости, чревато серьёзными беспорядками и стрессами, которые время от времени и происходят в разных странах мира.
(от позднелат. segregatio – отделение) – разделение людей в обществе на категории, в том числе и в системе межличностных отношений, по признаку социальных различий. С. отражается в обыденном сознании – социальных нормах, общественном мнении и т.д.
Полезное
Смотреть что такое «Сегрегация» в других словарях:
сегрегация — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при коем контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в нормах… … Большая психологическая энциклопедия
СЕГРЕГАЦИЯ — [лат. segregatio отделение] полит. вид расовой дискриминации (ДИСКРИМИНАЦИЯ), заключающийся, напр., в ущемлении прав «цветного» населения и в искусственном отделении его от белых. Ср. АПАРТЕИД. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.… … Словарь иностранных слов русского языка
Сегрегация — [segregatio отделение) 1. Скопление м лов, обычно представляющих собой ранние продукты кристаллизации магмы, из которой возникла и заключающая их г. п. 2. Образование чистых к лов льда при замерзании влажных и насыщенных водой г. п. 3. В… … Геологическая энциклопедия
сегрегация — зейгерование, ликвация; распределение, обжиг, дискриминация Словарь русских синонимов. сегрегация сущ., кол во синонимов: 8 • дискриминация (12) • … Словарь синонимов
сегрегация — и, ж. ségrégation f. <лат. segregatio отделение. 1. спец. В металлургии неоднородность химического состава сплавов, возникющая при их кристаллизации. БАС 1. 2. Вид расовой дискриминации, заключающийся в отделении цветных от белых. Расовая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СЕГРЕГАЦИЯ — РАСОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ … Юридическая энциклопедия
СЕГРЕГАЦИЯ — (от лат. segregacio отделение) политика принудительного отделения или изоляция какой либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории, преград для социального общения, раздельного обучения и воспитания, иных подобных… … Юридический словарь
СЕГРЕГАЦИЯ — (от позднелатинского segregatio отделение), одна из форм расовой дискриминации. Отделение цветного населения от белых: поселение его в специально отведенных районах; запрещение цветным обучаться в одних школах и университетах с белыми,… … Современная энциклопедия
СЕГРЕГАЦИЯ — в металлургии 1) то же, что ликвация.2) Обжиг труднообогатимых окисленных руд некоторых цветных металлов в присутствии небольшого количества хлора или хлорсодержащей соли с целью перевода металлов, содержащихся в руде, в форму металлических зерен … Большой Энциклопедический словарь
СЕГРЕГАЦИЯ — (от позднелат. segregatio отделение) политика принудительного отделения какой либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. См. также ст. Апартеид … Большой Энциклопедический словарь
СЕГРЕГАЦИЯ — СЕГРЕГАЦИЯ, и, жен. (книжн.). Один из видов расовой дискриминации ограничение в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности. С. негров в США. | прил. сегрегационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова