синяя птица чему учит произведение

«Синяя птица» анализ

«Синяя птица» анализ произведения поможет подготовиться к уроку и расскажет чему учит «Синяя птица».

«Синяя птица» анализ

Автор — Морис Метерлинк

Год написания — 1908

Род литературы – драма.

Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

«Синяя птица» чему учит? “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Идея — «будь смелым, чтобы видеть скрытое».

Главные герои: Тильтиль и Митиль, Душа Света, Фея Берилюна, больная девочка, Души вещей и животных

Конфликт — борьба сил добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всех препятствий.

Композиция «Синяя птица»

Реальное и фантастически в произведении «Синяя птица»

В сюжете пьесы переплетаются два пласта — реальный и фантастический. Реальная жизнь в семье дровосека, обстановка в их бедной, но не убогой хижине, время, когда происходит действие — ночь накануне Рождества. Рождественский мотив — ожидание чуда и рождение человека — так же получает реальное воплощения. Дети после фантастического путешествия во сне проснулись мудрыми и счастливыми, поскольку исполнилось чудо рождения в них души. Вспомним: в начале пьесы Тильтиль на вопрос феи Берилюны, почему он не хочет расставаться со своей горлицей, отвечает: «Потому что она — моя». Теперь, после долгих поисков, испытаний, трудностей и лишений, выпавших на их долю на этом нелегком пути, он готов сразу и бескорыстно ее отдать. Милосердие и любовь к ближнему — условие этого чуда.

Фантастический план сюжета, кроме путешествия, содержит персонажей, которые разделяют с детьми их повседневное существование, а теперь оживают. Это Хлеб, Молоко, Вода, Кошка и Пес. Их сказочность подчеркнута традиционными характерами и описанием костюмов. Однако и они символизируют силы добра и зла. Пес выступает в роли верного Санчо Пансы. Хлеб в зависимости от обстоятельств помогает или вредит детям. Кошка — воплощение предательства и коварства, олицетворяет враждебные человеку демонические силы, вместе с Ночью она охраняет тайны Бытия. Воспользовавшись доверчивостью детей, Кошка приводит их в лес на гибель от деревьев и животных, страдающих от «жестокости и удивительной несправедливости человека». В такой аллегорической форме автор утверждает, что природа неохотно открывает тайны Бытия, и человек может это сделать только путем гармоничного взаимодействия с ней.

Источник

Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»

Читательский дневник по сказке «Синяя птица» Мориса Метерлинка

Автор: Метерлинк Морис

Название произведения: «Синяя птица»

Главные герои: Тильтиль, Митиль, Тило, Тилетта,

Второстепенные герои: Душа света, фея Берилюна.

Характеристика главных героев:

Тильтиль — Добрый и храбрый мальчик.

Честный и открытый.

Митиль — Его сестра.

Честная и добрая, немного робкая.

Тило — Верный пёс-помощник.

Тилетта — Кошка, обманщица.

Не хочет помогать детям.

Характеристика второстепенных героев:

Душа света — Маленькая девочка.

Помогает детям в поисках.

Фея Берилюна — добрая волшебница, стремилась помочь детям.

Краткое содержание сказки «Синяя птица»

Дети отправляются на поиски синей птицы, чтобы спасти больную дочь соседки.

Фея даёт им помощников, домашних животных, но кошка Тилетта не хочет помогать детям.

Дети последовательно посещают разные волшебные страны.

Они оказываются в стране Воспоминаний и Дворце ночи, в котором они открывают разные двери.

В лесу детей чуть не убивают враждебные деревья, а в садах блаженства они наслаждаются и едят.

Потом они видят будущее и возвращаются домой через год.

Горлица становится синей птицей и улетает, а дочь соседки оказывается вылитой Душой света.

План сказки:

Основная мысль сказки «Синяя птица»

Главная мысль сказки в том, что счастье можно искать, но нельзя удержать.

Основная идея сказки заключается в том, что наше счастье всегда рядом с нами, надо просто его увидеть.

Чему учит сказка

Сказка учит верности, дружбе, умению поддерживать друг друга во всех трудностях.

Учит добру и справедливости.

Учит не думать о прошлом и не пытаться заглядывать в будущее.

Учит верить в мечту и делать всё, чтобы её осуществить.

Учит искать счастье рядом.

Краткий отзыв по произведению «Синяя птица» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я поняла, что счастье можно искать очень долго, но так и не найти его.

Ведь счастье может скрываться совсем рядом, и надо просто оглянуться по сторонам, чтобы заметить его.

Так и герои этой сказки проделали огромный путь, увидели много необычного и опасного, а счастье нашли только вернувшись домой.

Это очень интересная сказка, в которой описаны как человеческие пороки, мешающие нам достичь счастья, так и добродетели, помогающие найти верный путь.

Автору удалось создать удивительную историю, одновременно сказочную и философскую.

Это размышление о смысле жизни, о том, как остаться людьми и не изменить самому себе.

Мне понравились брат и сестра, главные герои сказки.

Они были добрыми, смелыми и упорными.

Мне понравился верный пёс Тило, который во всём помогал своим друзьям-хозяевам.

Мне не понравилась коварная Тилетта, которая хотела погубить детей.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что счастье всегда рядом с нами.

Оно в наших родных, друзьях, самых обычных вещах, что нас окружают.

Не следует стремиться к чему-то недостижимому, нужно просто радоваться тому, что уже имеешь.

Пословицы к произведению:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Баран. Ровно ничего, мальчуган…

Ты только съел моего маленького брата, двух сестёр, трёх дядей, тётку и дедушку с бабушкой…

Погоди, погоди, пусть только тебя сшибут с ног — тогда ты увидишь, что у меня тоже есть зубы…

Осёл. А у меня копыта.

Конь (горделиво ржёт). Вот я ему сейчас покажу.

Как, по-вашему, лучше: загрызть его или затоптать.

Источник

Чему учат произведения Мориса Метерлинка? Философия «Синей птицы»

Имя Мориса Метерлинка напоминает нам, прежде всего, о его «Синей птице» — пьесе, поставленной в России раньше, чем на родине драматурга, в Бельгии. Спектакль до сих пор не сходит со сцены МХАТа, появились также фильм, мюзикл и балет «Синяя птица». Немного статичная, но непостижимо привлекательная философская сказка обещает подсказать путь к Грядущему счастью. Оптимистическое в целом видение жизни драматурга подсказало ему идею «говорить несчастным о счастье, чтобы они научились понимать его».

Дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «все знать и все видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают Прошедшее и Будущее и, испытав много страхов и ужасов, а также сомнений и радости, возвращаются домой ни с чем. Волшебная птица так и не встретилась им. Но вот, по просьбе зашедшей в дом соседки Тильтиль дарит ее больной внучке своего ручного голубя, и через минуту в комнату вбегает исцеленная девочка. В чертах ее мальчик угадывает лицо Света, а в голубе ему мерещится Синяя птица. Но голубь в этот раз улетает, и мальчик говорит, обращаясь в зал: «Если вы когда-нибудь поймаете Синюю птицу, отдайте ее нам, она нам нужна, чтобы быть счастливыми».

Дети у Метерлинка — образ всего человечества с его неведением и беззащитностью. И человек, и вещи, которые его окружают, живут своей внутренней жизнью, имеют душу и право на бессмертие. Фантастика сказки наполняет чувством философскую идею пьесы, усиливает ее поэзию и человечность. Настоящее, с точки зрения Метерлинка, содержит в себе и прошлое, и будущее, и его суть — это суть человеческой личности. Телесное и духовное бытие человека взаимосвязаны. Во Сне можно вернуться в то, что было, и провидеть то, что будет. Память сохраняет все преходящее, невесомое, быстротечное, сохраняет яркий чувственный образ действительности. Изображая обыденную жизнь, Метерлинк делает ее недоступной обыденному сознанию. Только детям раскрывается реальность волшебной сказки, потому что игра — чудесное свойство их сознания, она позволяет «все видеть в истинном свете».

Метерлинк далек от умиротворенного видения мира. В душе он романтик, и, хотя в выражении своих мыслей он спокоен, читатель или зритель чувствует обуревающие его раздумья. Метерлинк — фламандец, уроженец Гента. Добродушие столь же свойственно Фландрии, сколь и мрачный трагизм. Отсюда проистекает та раздвоенность, которая позволяет ему писать столь различные вещи, как оптимистическая «Синяя птица» и мистически страшные «Слепые».

синяя птица чему учит произведение. Смотреть фото синяя птица чему учит произведение. Смотреть картинку синяя птица чему учит произведение. Картинка про синяя птица чему учит произведение. Фото синяя птица чему учит произведениеВ 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, которая досталась ему не только как драматургу, но и как философу. Драмы писателя служат иллюстрацией к его философским размышлениям, изложенным в книгах «Сокровище смиренных», «Двойной сад», «Мудрость и судьба», «Жизнь пчел», «Жизнь термитов», «Жизнь муравьев», «Разум цветов».

Первое, что останавливает на себе внимание в философских сочинениях Метерлинка, — это мысль о бессилии выразить живой речью то, что шевелится в глубинах души. О том, что истинная жизнь неподвижна, что она не требует проявления в движении, в бунте страстей. Что человеку полезно вникать в свои скорби и горести: «Скорбь возвращает нам то, что наша душа одолжила ей в счастливые дни». Человечество страдает, но ему нужно говорить слова утешения, уверять его в том, что все в порядке. Мы окружены тайною и не знаем, чем она разрешится. Тем не менее, жить надобно, и по возможности счастливо и благородно.

Рассказывая о жизни пчел, Метерлинк обращает внимание на моральную сторону отношений в улье. Пчела живет исключительно для будущего, она трудится не для себя, а для потомства. Все, что ведет к усилению и благополучию вида, справедливо, даже если кажется жестоким и неправедным.

Будучи специалистом по западной литературе, Александр Блок, изучая символистские драмы Метерлинка, заметил, что бельгийский писатель превратил в пьесах «человеческий голос в шепот, лишил людей их свободных движений, воздуха и света». Это замечание справедливо для всех символистов, включая и самого Блока. Метерлинк отказался от действия и от слова в их прежнем значении. Его персонажи всматриваются в таинство вечности, они своего рода марионетки. Не поддающиеся персонификации общественные силы принимают у Метерлинка символическое выражение. Пьесы «Непрошенная». «Там, внутри», «Семь принцесс», «Аглавена и Селизетта», «Монна Ванна», «Ариана и Синяя Борода» можно назвать драмами рока, непредотвратимой и неумолимой судьбы.

Не случайно Клод Дебюсси, полагавший, что «музыка существует для невыразимого», нашел идеальный материал для своих замыслов в пьесе Метерлинка «Пелеас и Мелисандра» и написал тонкую, нежную, грустную музыку, ставшую для многих любимой и близкой. История Пелеаса и Мелисандры — новый вариант истории Тристана и Изольды, Франчески и Паоло, еще один рассказ о фатальном и бессмертном любовном чувстве. Когда два живых существа встречаются друг с другом в первый раз, между ними происходит обмен тайнами жизни и смерти, и они не вольны воспрепятствовать этим духовным связям.

В драмах Метерлинка на первый план выступает подтекст, настроение. Именно через настроение мы открываем путь к истинной духовно-содержательной жизни. Ведь она протекает мимо слова и вопреки ему. Музыка Дебюсси сказала то, перед чем слова были бессильны.

Как истинный писатель-символист, Метерлинк утверждал в «Эссе о бессмертии»: «Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 21 марта 2019 г.

Метерлинк М. «Синяя птица»

Главные герои сказки «Синяя птица» и их характеристика

Чему учит сказка «Синяя птица»
Сказка учит верности и смелости, преданности и самоотверженности, любви и дружбе. Учит стремиться к идеалу, бороться за свое счастье, помогать другим людям. Сказка учит гуманизму и человеколюбию. Сказка учит бережно относиться к природе, к животным и растениям, быть им другом, а не врагом.

Отзыв на сказку «Синяя птица»
Мне понравилось это необычное произведение, в котором мальчику Тильтилю и его сестре Метиль, пришлось пережить чудесное, волшебное приключение. Мне очень понравились эти добрые дети, но в конце было жаль, что синяя птица все равно улетела. Она, как мечта, является недостижимой.

Вся компания оказывается во дворце феи и Кошка служит проводником. Души наряжаются в красивые костюмы. Тильтиль наряжается мальчиком-с-пальчик, а Митиль наряжается в Гретель.
Кошка говорит, что им нельзя допустить, чтобы дети нашли Синюю птицу, иначе они потеряют свои души. Пес возмущается, но Кошка пытается уговорить души восстать против тирании человека.
Появляется фея и дети. Фея говорит, что проводником детям будет служить душа Света, и что им надо отправиться в прошлое.
Дети говорят, что хотят есть, и Хлеб дает им кусочек от своего живота, а Сахар разрешает полизать его пальцы.
Фея говорит, что детям предстоит обедать у дедушки с бабушкой, но путь в страну воспоминаний детям придется совершить одним. Фея уводит все души, а дети отправляются в прошлое.

Душа Света приводит детей на кладбище и говорит,что Синяя птица наверное прячется там. Но все души боятся заходить на кладбище, кроме Пса. Однако душа Света говорит, что детям нужно справится одним.

Дети заходят на кладбище, им страшно, но они ждут полночи. Бьют часы и Тильтиль поворачивает алмаз. И могилы раскрываются, но из них бьет яркий свет и появляются прекрасные цветы. Кладбище превращается в сад. Мертвых нет.

Душа Света и дети стоят перед входом в волшебные сады, где обитают Радости и Блаженства. Душа Света говорит, что все Блаженства обычно благодушные, но среди них есть и опасные. А рядом, за тонкой пеленой живут Несчастья.
Душа Света снова остается снаружи, а дети, Пес, Кошка, сахар и хлеб входят в сады Радости.

К Тильтилю идут тучные Блаженства, но душа Света предупреждает мальчика, что ему нельзя ничего есть у Блаженств.Тучное Блаженство зовет Тильтиля на пиршество, но мальчик отказывается и спрашивает про Синюю птицу. Тучное Блаженство говорит, что эта птица не съедобная.
В это время Пес, сахар и хлеб уже оказываются за столом, и Тильтиль не может их дозваться. Душа Света кричит мальчику, чтобы он повернул алмаз и испуганные блаженства разбегаются, а стол исчезает.
Появляется прекрасный сад, в котором живут самые милые Блаженства, способные выносить свет алмаза. К детям подбегают милые маленькие Детские Блаженства. Остальные Блаженства радостно танцуют и приветствуют Тильтиля. Вдруг к Тильтилю подскакивает маленький чертенок, который оказывается Блаженством быть невыносимым, и пристает к мальчику, а потом с хохотом исчезает.
Но Блаженства не знают ничего про Синюю птицу.
Появляются радости и среди них самая заметная Радость Материнской любви. Она хочет обнять и расцеловать Тильтиля.
Радости замечают душу Света и зовут ее подойти. Они радуются и обнимают душу Света, но та кутается в плащ и говорит, что еще не пришло ее время.
Она уходит, а Радости вдруг плачут.

Дети оказываются в огромном дворце, где живут души детей, которым еще только предстоит родиться.
Дворец заполнен Лазоревыми детьми, которые еще не живут, а среди них мелькают голубые фигуры Хранительниц детей, которые придут на землю, когда не станет человека.
Тильтиль подходит к одному из Детей и разговаривает с ним. Ребенок расспрашивает Тильтиля о земле и о том, каково это, рождаться. Он спрашивает о родственниках, о том, как они умирают, спрашивает о слезах. Вокруг Тильтиля собираются Лазоревые дети и показывают ему свои изобретения. Оказывается все они принесут на землю что-то новое, что-то свое, великие и не очень открытия, любовь, победу над смертью.
К Тильтилю и Митиль подбегает ребенок, который сказал, что он его будущий брат. Но он несет в себе три болезни и потому быстро уйдет обратно.
В это время раздается звон, приближается Заря и старик Время открывает двери, по которым должны спуститься в мир дети, рождающиеся сегодня.
Время сердито пропускает детей, которые забывают взять многое из придуманного. Двое влюбленных детей просят не разлучать их, ведь одному приходится рождаться раньше. Они боятся, что никогда не встретятся и останутся одинокими.
Но Время провожает детей. Потом вдруг замечает Тильтиля, Митиль и душу Света, и сердито спрашивает, кто они. Но душа Света увлекает детей за собой, говоря, что Синяя птица у нее под покрывалом.

Душа Света и дети оказываются у стены дома, в котором Тильтиль с трудом узнает дом своих родителей. Душа Света говорит, что отсюда они вышли ровно год назад. Тильтиль хочет войти в дом и разбудить родителей, но Душа Света останавливает его, говоря, что надо дождаться феи.
Синей птицы у них нет и Душа Света считает, что ее вовсе не существует, или она меняет окраску, попадая в клетку. Она говорит, что пришло время прощаться с детьми и все души обнимают и целуют детей. Даже Кошка, которую напоследок успел погонять Пес, говорит, что любит детей, хотя они того и не заслуживают.
Часы бьют восемь часов, дети входят в калитку дома.

Мать Тиль весело будит спящих детей, говоря, что не даст им спать до двенадцати. Она открывает ставни и дневной свет заливает комнату. Тильтиль радуется и целует мать, пытается рассказать, как он путешествовал, как уходил год назад, но мать только смеется, она укладывала спать детей вчера вечером. Митиль подтверждает слова Тильтиля, и дети наперебой рассказывают об увиденных чудесах.
Мать начинает тревожиться и зовет отца, но тот остается спокоен.
В это время приходит соседка, старушка, похожая на фею. Но она утверждает, что ее зовут Берленго и она знать не знает никакую фею.
Дети спрашивают ее про внучку, но та все еще болеет. Тильтиль ищет клетку, в которой сидит его горлица и вдруг видит, что птица стала синей. Он радуется и дарит птицу старушке. Та бегом уносит клетку.
Тильтиль ходит по комнате и любуется знакомыми вещами.
Но вот снова приходит соседка и приносит белокурую девочку, которая увидев птицу встала с постели и выздоровела. Тильтиль смотрит на девочку и замечает, что она похожа на Душу Света, только еще маленькую.
Тильтиль и девочка начинают обсуждать птицу, а горлица вдруг вырывается и улетает. Девочка рыдает, но Тильтиль обещает ее обязательно поймать.

Источник

«Синяя птица» Г. Метерлинка — пьеса о смысле бытия

Анализ произведения

Это скорее обобщенный образ счастья, которое ищут все люди, а не конкретное определение этого ощущения. Недаром писатель выбрал форму сказки для такого произведения, именно таким образом можно раскрыть главную тему с символической, таинственной стороны.

Сказка поможет даже ребенку осознать, что такое счастья. Но и для взрослых эта пьеса будет интересной — аллегории и символы заставляют задумываться над важными моральными и духовными вопросами, которые Метерлинк поднимает в своем произведении.

Эта, казалось бы, фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека, Метерлинк пытается существенным образом раскрыть истинное и ложное в жизни человека. И пытается он показать это через детей, души которых еще чистые, а мысли — добрые и непредубежденные.

Это важный момент для анализа пьесы — ведь дети считаются невинными и наивными, они больше всего тянутся к чему-то доброму и светлому. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни и его загадку.

Поиск счастья героями

Два главных героя — Тельтиль и Метиль — отправляются на поиски счастья, Синей птицы. Она живет в дворце Ночи, но примечательно то, что она может существовать лишь на солнце. Это говорит о том, что встретить ее невозможно… Но суть пьесы не в этом, а в том, что пришлось пережить и открыть детям, когда они отправились на поиски птицы.

Они узнают о истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный приключениями путь учит их различать истинное и ложное в жизни. Символика, созданная Метерлинком, тончайшим образом раскрывает пороки человека, и то, что ведет его к добродетели.

Тельтиль и Метиль узнают, что существуют разные виды Наслаждений — ничего не делать, быть богатым или наслаждение любить родителей, видеть звезды, быть добрым и справедливым… Они узнают ту самую разницу между эгоистическими наслаждениями и счастьем.

И становится понятно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности, которые и ведут человека к истинному счастью и помогают его осознать. На своем пути они встречают Душу Света, которая помогает преодолеть многие препятствия, но не просто спасет их, а преподносит детям важные нравственные уроки.

А важнейшим уроком и для детей, и для взрослых является понимание сути зла, которую олицетворяет в пьесе Дворец Ночи. В данном случае, Ночь представляет собой не только зло, она, прежде всего, является невозможностью многих людей отличить зло от добра.

На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека — совершенно индивидуально.

Синяя птица. Метерлинк Морис

СИНЯЯ ПТИЦА Феерия (1908) Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей птицы. Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. “Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое”, – говорит Берилюна и дает Тильти-лю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть “душу вещей”. Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками “Мое маленькое божество!” прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает лапу Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание. Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей. Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, “до человека” которого она именует “деспотом”, все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной. Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности – приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля – все, кроме Пса, – в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад – сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают – дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю птицу, что переносит свет дня. Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья во мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту. Дети ищут Синюю птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. “Где же мертвые. – Мертвых нет…”- обмениваются-репликами Тильтиль и Митиль. В поисках Синей птицы дети оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей,` Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее. Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями. Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей – удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой – Король Девяти Планет, еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря – час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение – это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тиль-тиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю птицу. У ограды с зеленой калиткой – Тильтиль не сразу узнает родной дом – дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей птицы, так и оставшуюся пустой. “Синяя птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку…” – говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им быть с ними “в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей… звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе”, в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми. Хижина дровосека волшебно преобразилась – все здесь стало новым, радостным. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на Фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке – девочка нездорова, не встает, доктор говорит: нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, – хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой, необыкновенно красивой девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: “Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…” В. С. Кулагина-Ярцева Тильтиль, Митиль – дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии – история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица – аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы – чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, – с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия – познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей. Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое “всегда с нами, только не бойтесь его искать”. Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. – символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *