свальный грех что это такое
7 странных обычаев на Руси: свальный грех, обряд мертвеца и другие
На Руси соблюдали такие обычаи, от которых сейчас становится не по себе. А за некоторые можно легко получить уголовный срок.
Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.
Снохачество
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Свальный грех
Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу.
Гаски
Б. Ольшанский “Терем царевны Зимы”
Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.
Перепекание
Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.
Пугание беременных
К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.
Обряд мертвеца
Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Свальный грех и «растащиха»: как правильно провести ночь на Ивана Купала
Для большинства россиян Иван Купала – это «день мокрых маек» и не более того. Соответственно, единственный активно практикуемый обряд — обливание прохожих водой (которое по факту вообще не обряд, а обычное хулиганство). Мы же предлагаем вам провести день в соответствии с древними традициями. С ними нас познакомила преподаватель кафедры музееведения КемГУКИ, специалист по народным обрядам Полина Глушкова. Как выяснилось, то, что вытворяли наши предки в ночь на 6 июля – это полнейшая веселуха, местами граничащая с беспределом. Мы изучили программу «правильной» Купальской ночи и выбрали пятёрку самых занятных обрядов, популярных у русских сибиряков. Если решите взять на вооружение хотя бы некоторые из этих забав, праздник Ивана Купала запомнится вам надолго.
Разумеется, мы предлагаем вашему вниманию не все известные купальские обряды, а только те, что можно без проблем провести в нашем цивилизованном XXI веке. Так что с порога отметаем человеческие жертвоприношения (по некоторым данным, предки-язычники топили красавиц в омуте по случаю праздника). Поиски целебных трав — это скучно, а что касается цветка папоротника — ещё и бессмысленно. А пускать венки по воде — надоевшая «попса». Впрочем, если очень хочется, можно добавить веночек-другой в нашу купальскую программу. Мы составили её так, чтобы она заняла целый вечер, а то и всю ночь. Обряды можно менять местами, чередовать и пропускать — Купала не обидится. В любом случае, такой отдых на берегу/даче/турбазе будет гораздо интереснее привычной рыбалки либо шашлыков с пивом.
Прыжки через костёр
Развлечение в меру опасное, доступное и не требующее особой подготовки. Этот обряд был широко распространён в те далёкие времена, когда на русской земле ещё не было ОМОНа. Но и сейчас, когда представителей власти поблизости нет, многие вспоминают про «очищение огнём». Правда, россияне XXI века скачут над костром просто потому, что это весело, этакий «экстрим-лайт». А вот у предков были причины посерьёзнее: они верили, что чем выше огонь, через который нужно проскочить, тем выше уродятся хлеба. А некоторые даже прогоняли через пламя домашнюю скотину – чтобы была плодовитее. У прыжков через костёр имеется и романтическая функция: хватаете за руку свою девушку – и летите через пламя вместе. Сумели приземлиться, не размыкая рук – ваша любовь становится крепкой, как булатный богатырский меч.
Но не забывайте о простых правилах безопасности. Земля вокруг костра должна быть твёрдой и утоптанной. А на прыгунах не должно быть никаких легковоспламеняющихся тканей. Картины, на которых древнерусские красавицы пролетают над огнём в сарафанах – это не аргумент. Даже голышом будет безопаснее. Но оптимальный вариант — джинсы и плотная обувь.
Расправа над ведьмой
Такую забаву в наше время затеять сложно. В первую очередь, потому что будут проблемы с инвентарём. Вам необходимо деревянное колесо. Как заявила преподаватель кафедры музееведения КемГУКИ Полина Глушкова, в день Ивана Купала в такие колёса превращаются ведьмы (не спрашивайте, зачем они это делают, просто поверьте опыту предков). А с ведьмами нужно бороться огнём. Колесо обкладывают соломой, поджигают, а затем катают по всей округе с помощью длинной палки или багра. А когда запылает уже вовсю, подкатываете колесо к обрыву и отправляете вниз. Если докатилось до воды – ведьма побеждена. Если не докатилось… Докатите, традиция позволяет. Затем можно приступать к водным процедурам.
Правила безопасности всё те же: приложите максимум усилий, чтобы не сгореть вместе с ведьмой. Да, и обрыв нужно выбирать очень тщательно, чтобы горящая ведьма не вкатилась к кому-нибудь во двор.
Изгнание Марины
За Уралом её называли Марена или Морана, но сибиряки почему-то окрестили Мариной. Речь идёт о злой русалке, которая стережёт вас под водой и не даёт начаться купальному сезону.
«Русалку на Купалу изгоняли: сооружали чучело из соломы, называли Мариной, а потом шли чучело топить. Это должно было выпроводить русалку вон из воды. Брали с собой литовки и ножи, и пока шли к реке, стучали ножами по лезвиям литовок, а также пели, плясали, громко кричали – пугали нечисть. А как Марину топили, разрешалось купаться»,
— разъясняет суть действа Полина Глушкова.
Есть и более фееричный вариант изгнания Марины: поставить её на плот, поджечь и отправить вниз по течению. Будет очень красиво. А потом все участники бросаются в воду – купаться. Теперь из водоёмов можно не вылезать до самого Ильина дня (2 августа). Минус этого обряда в том, что он самый трудоёмкий: сделать соломенную куклу сложнее, чем кажется. Но зато он и самый приятный, потому что заканчивается массовым купанием в воде. Можно нырять в тёплую июльскую воду и любоваться на пляшущие по поверхности воды огненные блики. А догорающая Марина в это время уплывает всё дальше и дальше по течению, чтобы под утро перепугать какого-нибудь рыбака.
«Растащиха»
А вот это уже экстремальный вариант Купальской ночи. Смысл «растащихи» — в мелких, но обидных пакостях. Не надо забывать, что Купала – это ещё и «чёртова ночь». Молодые парни с удовольствием изображали чертей: дожидались темноты, ходили по деревне и беспредельничали. Ломали заборы, разбирали поленницы, уносили ворота за околицу либо подпирали их жердью и затаскивали сани и телеги на крыши сараев. Но запомните: серьёзного ущерба пакостники не наносили и уж тем более никого не били.
Вам, конечно, виднее, но в XXI веке затевать «растащиху» очень рискованно, так как все её пункты попадают под статью «хулиганство». А в полиции народные традиции совсем не уважают – им подавай закон и порядок. Но если уж сильно хочется соблюсти обрядовость, можно самим заранее подготовить объекты для разрушения.
«Свальный грех»
Вот к этому мы вас точно не призываем. Но всё равно ознакомьтесь. По словам Полины Глушковой, ряд исследователей русской культуры подтверждают, что на Иван Купала в некоторых поселениях практиковали этот варварский обычай. Всё начиналось после прыжков через костёр. Те, кто не расцепил руки, уединялись и «творили любовь».
Это не была оргия в прямом смысле слова. Пары действительно старались уйти подальше от посторонних глаз. Но вся соль в том, что обряд можно было повторять сколько угодно раз, с разными партнёрами. Родители праздничный блуд не осуждали, а беременность считалась за благо. Даже в том случае, если определить отца не было никакой возможности. Всё просто: отец по умолчанию — Купала. А значит — знатная невеста, и жениться на такой — почёт! Признайтесь, вам стало интересно? Всё таки есть какое-то особое очарование у этих старинных обычаев… Ответственно заявляем: этот обряд студенты КемГУКИ не реконструировали!
Свальный грех
Предмет, о котором пойдет речь в этой статье имеет глубокие исторические корни.
Знатоки утверждают, что еще в эпоху античности в Греции и Римской империи культивировались коллективные праздники с обязательным посвящением богам Дионису, Деметре, Венере. В ежегодные древнегреческие торжества в честь Вакха и древнеримские чествования Сатурна, справлявшиеся после уборки урожая, высшие власти устраивали своеобразные карнавалы, во время которых рабы уравнивались в правах с господами, ночи были предельно демократичны. Эти праздники назывались оргиями и никто их за грех не считал.
В свальный грех оргии превращались несколько месяцев спустя после праздника, когда белокожие римлянки рожали кто негритенка, кто арапченка. Мужья, удивленные мастью приплода, настойчиво требовали от супруг объяснений.
Что оставалось делать бедной женщине? Она кивала в сторону жертвенника и кротко признавалась:
– Громовержец, однако, на празднике попутал! (отсюда пошло слово «путана». Прим. авт.)
Свалила, стало быть, с себя грех и грех стал называться свальным.
Опять Чубайс виноват
У нас с давних времен такое явление, как переадресовка проблемы с больной головы на здоровую, за свальный грех вовсе не считается. Самый известный пример из куплета: «Если в доме нет воды, воду выпили…». Вот-вот, они самые.
А когда с антисемитизмом было покончено раз и навсегда, сваливать мы все стали на Анатолия Чубайса. Недавно питерские ученые провели экспертизу волжской воды в районе Ульяновска и пришли к жуткому выводу: вода у нас – такая дрянь, что хуже во всем Поволжье не сыщешь. Виной всему, как пишут в официальной прессе, ведомство Чубайса. Понастроили, понимаешь, плотин, да так, что всюду – чистенько, а в Ульяновске не Волга, а выгребная яма.
Питерские ученые, конечно, знают, как предотвратить катастрофу: надо впрыснуть в поток воды у турбины воздушные шарики они-то и гасили бы все разрушительные силы, оживляли воду. Но в РАО «ЕЭС» (читай, Чубайс) это предложение успешно завалили. Вот и умирает Волга, омывая своей мертвой водой берега исключительно Ульяновска.
9 апреля на заседании Ульяновской Городской Думы обсуждался вопрос «О мерах по ликвидации несанкционированных мест скопления отходов (несанкционированных свалок) на территории муниципального образования «город Ульяновск». Если бы А. Б. Чубайс послушал доклад председателя комитета по охране окружающей среды и природопользования мэрии А.В. Салтыкова, он бы взял докладчика к себе в РАО «ЕЭС» на зарплату главного адвоката.
Чистой Волге и без Анатолия Борисовича не быть, потому что на территории Ульяновска существуют 96 несанкционированные свалки. Под нашим носом гниют 120 000 кубометров отходов. На их вывозку потребуется 3 года и 22 миллиона рублей. Это при условии, что несанкционированные свалки замрут уже сегодня. Но ежедневно их количество растет, потому что мусор законно принимают всего два полигона. Один из них заполнен на 95 процентов, другой – на 65, то есть скоро у города не будет и их.
Главная причина свальной эпидемии, поразившей «культурную столицу Поволжья», по мнению докладчика и некоторых депутатов, – отсутствии надлежащего контроля. За экологическим порядком в Ульяновске следят всего два инспектора. Вторая причина – категорическое нежелание граждан, проживающих в частном секторе платить за вывозку мусора. Есть и третья – отсутствие правовой базы для наказания «мусорных хулиганов».
Скорее – следствие. Народ вправе спросить своих избранников, почему только сейчас, когда авгиевы конюшни Ульяновска забиты отходами на три года вперед и заканчивается ресурс полигонов, они обратили внимание на проблему? Разве депутаты до сего дня не знали об отсутствии нормативной базы по оплате горожанами услуг по вывозке бытового мусора, по системе правил штрафов и наказаний за нарушение санитарного порядка гражданами?
Да и депутатский спрос с исполнительной власти в нашем городе не велик. Все несанкционированные свалки находятся на территории, которая поручена тому или иному главе администрации. Под путепроводом в Засвияжье сочатся грязью огромные кучи снега. Снег сюда возили не «мусорные хулиганы», а спецмашины по уборке города и наверняка с ведома главы администрации района Сергея Панчина. Неплохо бы избранникам проявить инициативу по ликвидации этой свалки за счет главы района и мэра заодно – бюджету бы полегчало и другим не повадно будет.
Депутаты пошли другим путем. На мусорные амбразуры решено бросить милицию. Своего рода экологический ОМОН. Будет разработан закон об экологической милиции, выделены деньги на ее содержание – 10 миллионов рублей в год.
Скоро, глядишь, появится у нас и банная милиция – в саунах тоже надо порядок наводить. А нет порядка – будет на кого и грех вины свалить.
7 странных обычаев на Руси: свальный грех, обряд мертвеца и другие
На Руси соблюдали такие обычаи, от которых сейчас становится не по себе. А за некоторые можно легко получить уголовный срок.
Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.
Снохачество
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Свальный грех
Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу.
Гаски
Б. Ольшанский “Терем царевны Зимы”
Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.
Перепекание
Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.
Пугание беременных
К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.
Обряд мертвеца
Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Семь странных обычаев на Руси: свальный грех, обряд мертвеца и другие
Мнение автора перепоста может не совпадать с мнением автора текста
На Руси соблюдали такие обычаи, от которых сейчас становится не по себе. А за некоторые можно легко получить уголовный срок.
Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.
Снохачество
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Свальный грех
Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу. Этот праздник совместил в себе языческие и христианские традиции. Так вот, после танцев у костра пары шли искать цветки папоротника в лесу. Чтобы вы понимали, папоротник не цветет, он размножается спорами. Это только повод для молодежи, чтобы уйти в лес и предаться плотским утехам. Причем такие связи ни к чему не обязывали ни парней, ни девушек.
Гаски
Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.
Перепекание
Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.
Пугание беременных
К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.
Обряд мертвеца
Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉