в пахомов биография для детей
Пахомов, Владимир Михайлович
Липецкий АТД имени Л. Н. Толстого
Влади́мир Миха́йлович Пахо́мов (1942—2007) — советский и российский театральный режиссёр. Народный артист РСФСР (1989).
Содержание
Биография
Владимир Пахомов родился 17 июля 1942 года в Свердловске. Поступил на режиссёрское отделение ГИТИСа (курс А. А. Гончарова), окончил обучение в 1965 году.
В 1965 году после завершения учёбы стал руководителем Одесского ТЮЗа. Проработал в этом театре 5 лет, за это время были поставлены следующие спектакли:
В дальнейшем Владимир Пахомов работал в Одесском театре им. Октябрьской революции (с 1970 года по 1975). Наиболее примечательные спектакли из числа поставленных в Одесском театре: «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта (1970), «Час пик» Е. Ставинского (1971), «Сорочинская ярмарка» по Н. В. Гоголю (1972), «Птицы моей молодости» И. П. Друцэ (1973), «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (1974).
В 1977 году Владимир Пахомов возглавил Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Н. Толстого. Здесь им были поставлены спектакли: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен (1978), «Снежная королева» Е. Л. Шварца (1979), «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1980). Владимир Пахомов много и удачно ставил произведениея А. П. Чехова и А. Н. Островского. В 1999 году поставил Пахомов поставил «Кукольный дом» Г. Ибсена, театр с этим спектаклем участвовал в театральном фестивале в Норвегии (Осло) «Ибсен-2000», где был высоко оценен критикой и зрителями.
Последние годы
Последние годы жизни режиссёр болел сахарным диабетом. Умер 17 ноября 2007 года от остановки сердца. Похоронен в Липецке на кладбище Кольца трубного завода.
Признание и награды
Увековечение памяти
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Пахомов, Владимир Михайлович» в других словарях:
Пахомов Владимир Михайлович — Владимир Михайлович Пахомов (1942 2007) советский и российский театральный режиссёр, народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии РСФСР в области театрального искусства (1985), Государственной премии России за просветительскую… … Википедия
Пахомов, Константин Михайлович — Константин Пахомов Полное имя Константин Михайлович Пахомов Дата рождения 13 января 1972(1972 01 13) (40 лет) Место рождения Оренбург … Википедия
Владимир Михайлович Пахомов — (1942 2007) советский и российский театральный режиссёр, народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии РСФСР в области театрального искусства (1985), Государственной премии России за просветительскую деятельность (1999).… … Википедия
Пахомов, Владимир — Владимир Михайлович Пахомов (1942 2007) советский и российский театральный режиссёр, народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии РСФСР в области театрального искусства (1985), Государственной премии России за просветительскую… … Википедия
Пахомов — русская фамилия. Известные носители: Пахомов, Алексей Константинович Герой Советского Союза. Пахомов, Алексей Фёдорович Народный художник СССР. Пахомов, Анатолий Николаевич мэр Сочи. Пахомов, Аркадий Дмитриевич (1944 2011) русский поэт. Пахомов,… … Википедия
Пахомов, Михаил Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пахомов. Пахомов Михаил Владимирович (11 мая 1976, Петрозаводск, Карельская АССР) – член Президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»,… … Википедия
Владимир Пахомов — Владимир Михайлович Пахомов (1942 2007) советский и российский театральный режиссёр, народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии РСФСР в области театрального искусства (1985), Государственной премии России за просветительскую… … Википедия
Абрамов, Владимир Николаевич (спортивный агент) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Абрамов. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Абрамов, Владимир. Абрамов Владимир Николаевич Дата рождения: 22 марта 1956(1956 03 22) (56 лет … Википедия
Кононов, Николай Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кононов. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Татаренко. Николай Кононов Дата рождения: 14 апреля 1958(1958 04 14) (54 года) Место рождения … Википедия
Кублановский, Юрий Михайлович — Юрий Кублановский … Википедия
ПАХОМОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
ПАХОМОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1942), русский режиссер. Народный артист России (1989), лауреат Государственной премии РСФСР в области театрального искусства (1985), Государственной премии России за просветительскую деятельность (1999). Родился 17 июля 1942 в Свердловске. В 1965 окончил режиссерское отделение ГИТИСа (ныне РАТИ), курс А.А.Гончарова, и в том же году возглавил Одесский ТЮЗ. За пять лет работы в ТЮЗе поставил спектакли Они и мы Н.Долининой (1965), Судебная хроника Я.Волчека и Пузырьки А.Хмелика (оба 1966), Король Матиуш Первый и Недоросль Д.Фонвизина (оба 1967), Город без любви Л.Устинова (1968), Сорок первый по Б.Лавреневу и После казни прошу… В.Долгого (оба 1969). В 1970 перешел в Одесский театр им. Октябрьской революции, где стал главным режиссером. В числе многих спектаклей, поставленных Пахомовым на этой сцене, особенно выделяются Трехгрошовая опера Б.Брехта (1970), Час пик Е.Ставинского (1971), Сорочинская ярмарка по Н.В.Гоголю (1972), Птицы моей молодости И.Друцэ (1973), Погода на завтра М.Шатрова (1974). В 1975, уже опытным мастером, известным в городах России, Пахомов переехал в Петрозаводск, где стал главным режиссером Петрозаводского русского драматического театра Карельской ССР. Здесь за два года работы (Пахомов руководил театром в 1975–1977) режиссер поставил спектакли В списках не значился и Не стреляйте в белых лебедей по Б.Васильеву, Проводы И.Дворецкого, Территория О.Куваева и Золотой ключик А.Н.Толстого.
В 1977 Пахомов возглавил Липецкий драматический театр (в настоящее время – Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н.Толстого, единственный в России носящий имя великого русского писателя), включившись в предложенный Министерством культуры СССР эксперимент по работе над спектаклями для детей. Суть его состояла в том, чтобы театры серьезнее подходили к детскому репертуару, чтобы названия были не случайными, а творческие группы такие же, как и в работе над взрослым репертуаром. Пахомов начал с того, что предложил работу над детским репертуаром лучшим артистам труппы, лучшим художникам, и начал сам ставить спектакли для детей. Так началась просветительская программа Липецкого театра драмы, которая по сей день успешно продолжается не только в самом Липецке – театр ежегодно приезжает в подмосковное Мелихово (дом-музей А.П.Чехова), где играет спектакли по произведениям Чехова. Среди детских спектаклей Пахомова – Малыш и Карлсон, который живет на крыше А.Линдгрен (1978), Снежная королева Е.Л.Шварца (1979), Маленький принц А.де Сент-Экзюпери (1980) и другие. Пахомов – один из признанных мастеров интерпретации русской классики, он ставил практически все пьесы Чехова, своего «главного» автора, Таланты и поклонники, Без вины виноватые и Женитьбу Бальзаминова А.Н.Островского, композиции по произведениям Чехова, А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Последних М.Горького. В 1999 поставил Кукольный дом Х.Ибсена, спектакль участвовал в Ибсеновском театральном фестивале «Ибсен-2000» (Осло) в Норвегии и был высоко оценен критикой и зрителями. За свою творческую деятельность Пахомов был неоднократно удостоен высоких наград театральных фестивалей «Голоса истории» (Вологда) за спектакли Василий Теркин по А.Т.Твардовскому (1995) и Визит к больному палаты номер шестнадцать М. и И.Хуциевых (1999), «Островский в Доме Островского» (Москва, Малый театр) за спектакли Без вины виноватые (1993) и Таланты и поклонники (1998), фестиваля, посвященного 55-летию Великой Победы (Волгоград), за спектакль Василий Теркин (2000).
Мурзина М. Есть в России театр. Липецк, 1996
Владимир Пахомов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Люди, посвятившие свою жизнь служению музам, вам обязательно скажут, что творчество всегда связано с поиском. Наш герой успел сделать блистательную карьеру прежде, чем понял, что расцвести его таланту суждено на родной земле отца. Там состоялся самый плодотворный период его театральной деятельности, там же несчастье постигло его близких.
Детство
Отец нашего героя Михаил Пахомов был уроженцем одной из деревень около Липецка. В годы первых пятилеток он вступил в комсомол и стал лидером местной молодежи. Хорошего организатора направили на работу в Свердловск, где он встретил красавицу сибирячку Екатерину. Девушка преподавала в школе. Вскоре сыграли свадьбу, а первенца дождались в самое неспокойное время. Володя появился на свет в июле тревожного 1942 г.
Город Свердловск, он же Екатеринбург, где родился и вырос Владимир Пахомов
Родители старались сделать детство мальчика счастливым. Труженики, отдававшие все силы ради Победы над фашизмом, могли порадовать своего ребенка только нематериальными ценностями. Когда Вове исполнилось 4 года тяжело заболел его отец. Семья переехала в Одессу, где завела традицию по выходным посещать Оперный театр. Малыша так впечатлило увиденное, что он захотел стать дирижером. Подготовку к будущей профессии он проходил, ставя спектакли дома и в самодеятельных ансамблях.
Юность
Талантливого паренька заметили. Старшеклассника Пахомова зачислили актером в Одесский русский драматический театр. После выпускного вечера мальчишка, не раздумывая, отправился в Москву и поступил в ГИТИС. Там он учился на курсе у Андрея Гончарова знаменитого режиссера и публициста. Ряд постановок классических произведений, над которыми работал этот мастер, были запечатлены на кинопленку. Наставник привил Владимиру интерес к режиссуре. Получив образование, паренек точно знал, кем хочет быть.
Возвращение в Одессу в 1965 г. для юноши было триумфальным. Выпускник возглавил местный ТЮЗ и стал самым молодым режиссером страны Советов. Владимир тщательно выбирал репертуар для своего театра. Дебютант ориентировался на свои вкусы, представлял на сцене истории, созданные практически его современниками. Через 5 лет наш герой сменил место работы. Теперь он возглавлял Одесский театр им. Октябрьской революции.
Театр юного зрителя в Одессе
Конфликты и любовь
Знакомство с коллегами по сцене прошло в более дружелюбной атмосфере. Среди актрис Владимиром была примечена Валентина Бражник. Подруги запугивали ее тем, что, ответив взаимностью человеку, который конфликтует с начальством, она испортит свою биографию. Девушка не поверила сплетникам. Она стала женой Пахомова. Молодожены приняли решение уехать из Карелии, прекратив затянувшийся скандал. В 1976 г. Валя подарила мужу сына, которого нарекли в честь деда Михаилом. Продолжать ссориться с Сенькиным для молодого отца было уже не солидно.
На малой Родине отца
Владимир Пахомов все чаще вспоминал рассказы своего родителя о тех местах, где прошла его юность. В 1977 г. вместе с супругой режиссер прибыл в Липецк. Там он начал работать в местном государственном академическом театре драмы имени Л. Толстого. Здесь наш герой поставил лучшие свои пьесы. Он с удовольствием брался за классику, не зависимо от того отечественная она, или зарубежная, предназначена для взрослого, или маленького зрителя. Многие спектакли были отмечены наградами и представлены на всесоюзных и зарубежных фестивалях.
Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Толстого
Бывший скандалист и хулиган остепенился. Познав счастье в личной жизни, он прекратил искать поводы для ссор с вышестоящими чинами. Пахомова не раз избирали депутатом городского и областного советов, горожане уважали его как авторитетного земляка и хранителя традиций в искусстве. В 1988 г. по инициативе нашего героя был организован фестиваль «Липецкие театральные встречи», который уже в следующем году получил статус международного.
Последние годы жизни
В 1992 г. семейная жизнь Пахомова дала трещину. Владимир и Валентина развелись. Заслуженного мастера все чаще стало подводить здоровье. У него диагностировали сахарный диабет, однако болезнь не заставила режиссера бросить любимое дело. Он все чаще проводил время со студентами местного театрального вуза, стараясь передать им свой опыт, сожалеть, что сын не пошел по его стопам. В ноябре 2007 г. Владимир Михайлович умер от остановки сердца.
Открытие мемориальной доски на стене дома в Липецке, где жил Владимир Пахомов
Вклад этого режиссера в культурную жизнь Липецка и театральное искусство всей страны отметили открытием мемориальной доски на доме, где жил Пахомов. Наследник режиссера занялся бизнесом. Он унаследовал от отца вздорный характер и сумел нажить себе могущественных врагов, куда более опасных, чем представители советской партийной номенклатуры. В 2013 г. Михаила Пахомова убили.
Пахомов Алексей Федорович
Живописец, график, скульптор, педагог. Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР. Иллюстратор классической русской литературы, в том числе книг для детей и юношества. Награжден золотой медалью за панно «День страны Советов» в советском павильоне международной выставки в Париже (1937). Лауреат Государственных премий СССР: 1946 – за серию литографий «Ленинград в дни войны и блокады»; 1973 (посмертно) – за иллюстрации и оформление сборника рассказов Л. Н. Толстого «Филипок» (1954) и «Азбука» (1970–1973).
Вологодская земля подарила культуре России ХХ века ярчайшие имена, среди них – Алексей Федорович Пахомов, действительный член Академии художеств СССР (1964), народный художник СССР (1971) – живописец, график, скульптор, педагог. Значение его творческого наследия не ограничивается рамками века прошедшего. Выразив свое время, он навсегда остался в истории русского искусства.
Алексей Пахомов родился 2 октября 1900 года в деревне Варламово Кадниковского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Он рано пристрастился к рисованию и, к счастью, находил поддержку и понимание в семье. Вспоминая о тех годах, он писал: «Моего отца ряд лет выбирали старостой, поэтому бумага в доме водилась». Сначала на юного художника обратила внимание учительница сельской школы, а потом и местный владелец усадьбы В. Ю. Зубов. В имении Зубовых Кубин Бор, что находилось в семи верстах от деревни Варламово, Пахомов впервые взял в руки иллюстрированные книги, знакомился с репродукциями картин знаменитых русских художников И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Семья дворян Зубовых сыграла определяющую роль в судьбе будущего мастера. По инициативе Зубовых он был определен на казенный счет учеником в начальное училище в Кадникове, после окончания которого на собранные Ю. М. Зубовым деньги отправлен в Петроград, в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Земляки и в дальнейшем не оставляли без поддержки молодого художника. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью: «Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал». Родная земля навсегда оставалась той крепостью, что защищала и помогала как в жизни, так и в творчестве.
Уже не одно юное поколение наших соотечественников открывает для себя мудрость и поэзию классических литературных произведений Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, В. В. Маяковского не без помощи ярких и талантливых иллюстраций Алексея Пахомова. Ровесник века, он был свидетелем и участником многих событий и экспериментов в искусстве России ХХ века. Начал художественное образование в училище технического рисования барона Штиглица (1915–1917), а заканчивал его в преобразованной революцией Академии художеств (тогда – ВХУТЕМАС, 1922–1925). Учителями будущего художника были и традиционалисты, и реформаторы – М. В. Добужинский, В. И. Шухаев, С. В. Чехонин, Н. А. Тырса. Последний привел его в редакцию детского отделения Госиздата к В. В. Лебедеву, стоявшему у истоков создания новой детской книги. В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов уверенно входит в круг ленинградских графиков-иллюстраторов, обретает свой почерк, находит свои темы и своих героев. Пройдя через увлечение искусством Сезанна, затем кубистов, он приходит к творческому осмыслению традиций русской культуры и, в частности, реализма. Вот тут и помогли воспоминания деревенского детства и ежегодные летние поездки на родину в Харовский район, которые художник не прерывал в течение всей жизни. Натурные рисунки, сделанные с односельчан, превращались в законченные композиции, рассказывающие о романтике походов «в ночное», зимних ребячьих забавах, летнем купании и прогулках по лесу. Мир детей с его радостями и огорчениями, новизной открытий, будничными заботами и фантазиями оживал под чутким карандашом мастера. И мы вместе с его героями шли по заснеженной деревне, так напоминающей Варламово («Филиппок» Л. Н. Толстого), вслушивались в рассказы мальчишек, сидящих у ночного костра («Бежин луг» И. С. Тургенева), которые, затаив дыхание, слушал когда-то и сам Алексей. Мастерски владея рисунком, Пахомов блестяще передавал непосредственность детского характера, то озорного и непоседливого, то не по годам серьезного. Его композиции всегда изобиловали меткими и емкими деталями, точностью найденных поз и жестов, яркой атрибутикой времени.
Решая профессиональные задачи, в ранний период творчества, когда еще увлеченно занимался живописью и входил в объединение «Круг художников» (1926–1932), Пахомов использовал форму, близкую русской средневековой традиции. Сцены из крестьянского быта – сенокос, косьба – мыслились им как ритуальное действо, в изображении которого им использовались приемы языка фрески или иконы. Но и эти картины рождались на основе бытовых наблюдений и зарисовок, которые Пахомов делал постоянно, находился ли он на отдыхе в деревне, работал ли в городе или у себя в мастерской. В них, этих беглых набросках, виден и меткий глаз наблюдателя, и талант рассказчика, умеющего обобщить и обыграть подмеченную жизненную ситуацию.
Язык Пахомова-иллюстратора формировался постепенно. На раннем этапе заметное влияние на него оказали коллеги – В. В. Лебедев и Н. А. Тырса. Классический «пахомовский» стиль, основанный на традициях русского реализма, определился к середине 1930-х гг., подтвердив коренные связи художника с народной культурой, которые не обрывались никогда. Вспоминая деревенские обычаи, Пахомов описывал, как на каждую Пасху отец украшал избу яркими «сытинскими» лубками. Такие же «выставки» появлялись и в других домах. Это было настоящим праздником для мальчика, еще не умеющего читать, но с увлечением рассматривающего эти нехитрые нравоучительные истории, рассказанные языком графики. Так складывался Пахомов-иллюстратор, тонко понимающий психологию ребенка, склонный к сюжетному повествованию, любящий говорящую деталь, умеющий воссоздать современную и историческую ситуации.
Блокаду художник пережил в Ленинграде, ставшем его второй родиной. В этот период не книжная, а станковая графика являлась основной сферой его творческой деятельности. Здесь он трудился над серией, посвященной осажденному городу, затем восстанавливаемому после войны. И снова главными героями его графических произведений становятся юные горожане, пережившие вместе со взрослыми все тяготы этих суровых дней. «У нас много пишут о том, что художнику нужно изучать жизнь, – говорил после войны один из ведущих ленинградских живописцев И. А. Серебряный. – В условиях войны и блокады мы не «изучали» жизнь. Мы жили этой жизнью. Все сердца бились в унисон, и у всех была одна мысль, одна цель – все для победы!».
С 1948 года начинается педагогическая деятельность А. Ф. Пахомова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (с 1949 года – в звании профессора). Здесь он руководил отделением станковой графики.
Однажды найдя в искусстве свою главную тему, А. Ф. Пахомов остался верен ей навсегда. Высокий профессионализм, духовность его творчества поставили нашего земляка в один ряд с ведущими мастерами, определившими лицо культуры своего времени.
Пахомов А.Ф. Про свою работу. – Л., 1971.
Пахомов А.Ф. Про свою работу в детской книге. – М., 1982.
Пахомов А.Ф. 10 книжек для детей. – Л., 1986.
Алексей
Федорович Пахомов
Биография и информация
1900-9-19. Живописец. Дипломная работа в ВАХ «Покос».
Уже не одно поколение советских людей с благодарностью вспоминает свои первые книжки с чудесными, радостными рисунками художника-вологжанина Алексея Федоровича Пахомова. Художника прославили не только известные каждому из нас его книжные иллюстрации, но и знаменитая суровая серия «Ленинград в дни блокады».
А. Ф. Пахомов родился в 1900 году в деревне Варламово Кадниковского уезда. Пятнадцатилетним подростком, после недолгих лет обучения в уездном училище, поступил в художественное училище барона Штиглица. Такая удача в судьбе простого крестьянского паренька объясняется тем, что деньги на поездку и учение удалось собрать по частной подписке среди интеллигенции Кадникова.
В Петербурге Пахомов учился в мастерских прекрасных русских рисовальщиков Н. И. Шухаева, М. В. Добужинского и С. В. Чехонина. После недолгого учительства в родном Кадникове в 1918 году, а затем службы в Красной Армии Алексей Пахомов продолжил образование в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). Сразу после его окончания написанные в том же 1925 году первые картины Пахомова «Сенокос», «Спартаковка» и «Утро на покосе» стали заметным художественным событием. О них много писалось в печати. В то время (1926—1928 гг.) Пахомов еще находился под сильным влиянием «левого» искусства и входил в группировку «Круг художников». Но вскоре он разочаровался в левом формализме и уже в 1927 году рисует реалистические иллюстрации к детской книге «Лето». Детская книжная графика захватила художника почти целиком. В этом жанре он нашел свое истинное призвание. Зарисовывая и изучая детвору, художник пришел к большому реализму, добился четкости и наглядности образа, понятного даже дошкольнику.
Шаг за шагом, от книжки к книжке А. Ф. Пахомов переходил от поверхностных зарисовок «шалостей» ребят к раскрытию новых черт организованной советским воспитанием, гораздо более серьезной и пытливой детворы. Ярки
Детская иллюстрация требует ясности и простоты. Эти качества Пахомов обогатил также глубоким психологизмом. Его герои, персонажи детских книг «Часы» Л. Пантелеева (1934-1936), «Бежин луг» И. Тургенева (1936), «Мороз-Красный нос» Н. Некрасова (1938) подсмотрены в самой жизни и носят вполне портретный характер.
У художника уже тогда выработался свой стиль в оформлении детской и юношеской литературы. Как правило, Пахомов «представляет» нам своих героев на листе крупным планом в простой фронтальной портретной композиции. Мы узнаем «пахомовских» ребятишек по четкому «скульптурному» облику, ясному силуэту, несложному движению и обобщенной моделировке. Однако, как показывают иллюстрации к роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (1937), он не боится резких движений и трудных ракурсов своих фигур. Неожиданная стремительная точка зрения художника в этой книге (Павка Корчагин в борьбе с конвоиром Жухрая, на скаку в кавалерийской атаке и в других сценах) вполне созвучна энергичному сжатому языку писателя.
Большинство работ художника исполнено в технике литографии, позволяющей рисовать на литографском камне прямо с натуры и печатать без искажений массовым тиражом подлинные эстампы.
Сочный непринужденный штрих литографского карандаша Пахомова полюбился не только детям. В тридцатые годы художник выдвинулся в классики советской литографии. Его эстампы из быта советской пионерии получили широкую известность и за рубежом.
В первые послевоенные годы в серии «В нашем городе» (1946-1948) А. Ф. Пахомов поэтично запечатлел возрождение мирной жизни Ленинграда: открытие Медного всадника, посадку деревьев, стайки детей на улицах, восстановление из руин дворцов.
В последние годы художник обратился к новым для него областям графики. О поисках нового говорят его цветные линогравюры «Ранний снег», «Осень» и другие, воссоздающие мирные и красочные колхозные будни на фоне родной природы.
Все свое мастерство народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР профессор А. Ф. Пахомов отдает талантливой молодежи. Вот уже несколько десятков лет он преподает в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
О А. Ф. Пахомове: В. Н. Аникиева. «А. Ф. Пахомов». Л. 1935.. Радлов Н. Э. «Советские ребята в творчестве художника А. Ф. Пахомова», Л., 1938. Пикулев А. П. «А. Ф. Пахомов», М.-Л., 1950. Ганкина Э. З. «А. Ф. Пахомов». М., 1958.