в риме был царь или император
В риме был царь или император
Изначально слово «Император» в Риме обозначало просто должностное лицо (магистрата), наделенное полномочиями военного командира (империумом). С конца III века до нашей эры оно превращается в почетное звание, которое легионы присваивали на церемонии аккламации военачальнику, одержавшему крупную победу. Это давало возможность обратиться в Сенат с просьбой устроить триумф. Во время самого триумфа император слагал с себя это звание вместе с империумом. Разумеется, многие богатые и честолюбивые патриции начали просто подкупать легионы, чтобы те устроили им аккламацию.
Октавиан присоединил звание императора к своему личному имени как преномен (приставку). Кроме того, поскольку отныне аккламация за победы стала производиться обычно над ним, а не над полководцами, в полный титул слово император входило еще раз, с указанием сколько раз (21) это звание ему присваивалось. В следующий раз титул императора как преномен использовал Нерон, а начиная с Веспасиана такая приставка становится непременным атрибутом императорского титула. Использование же императорского звания с количеством присвоений продолжалось и при Тиберии-Калигуле-Клавдии. Титул «Императора» при Августе и Тиберии еще присваивался другим полководцам, а потом стал исключительной прерогативой правителя.
Законом 21 марта 629 года официально было установлено, что титул императора отныне «базилевс», но на монетах латинский титул чеканился по-прежнему до начала VIII века. С признанием императорского титула Карла Великого в 812 году титул расширяется до «Базилевс Ромайон» (Император Римлян). Где-то в это время возрождается и титул «Автократор», в случае императоров-соправителей использовавшийся для обозначения главного из них. Во времена Палеологов окончательный титул византийских императоров стал звучать «во Христе Господе верный базилевс и автократор Римлян». Императора Запада греки титуловали «Базилевс Франков». В начале X века титул базилевса болгар и римлян присвоил себе царь Болгарии Симеон, но греки признали его только базилевсом болгар. В 1354 году Стефан Душан объявил себя базилевсом и автократором римлян и сербов.
После падения Константинополя титул базилевса в греческом постепенно стал обозначать обычного короля. В таком качестве он использовался в 1832-1974 годах.
Легитимность правления императора зависела от его контроля над армией и признания Сенатом ; император обычно провозглашается своими войсками, или наделен императорскими титулами Сенатом, или и тем, и другим. Первые императоры правили одни; более поздние императоры иногда правили вместе с соправителями и делили между ними управление империей.
Из-за культурного разрыва турецкого завоевания большинство западных историков рассматривают Константина XI как последнего значимого претендента на титул римского императора. С 1453 года одним из титулов, используемых османскими султанами, был «Цезарь Рима» (турецкий: Kayser-i Rum ), часть их титулов до тех пор, пока Османская империя не закончилась в 1922 году. В Империи существовала византийская группа претендентов на римские императоры. Трапезунда до его завоевания османами в 1461 году, хотя они использовали измененное название с 1282 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки и начало
Юлий Цезарь, а затем Август после него, накопили должности и титулы, имеющие высочайшее значение в Республике, что сделало власть, закрепленную за этими должностями, постоянной и не позволяла никому с подобными устремлениями накапливать или сохранять власть для себя. Однако Юлий Цезарь, в отличие от тех, кто был после него, сделал это без голосования и одобрения Сената.
В 27 г. до н.э. Октавиан предстал перед Сенатом и предложил уйти от активной политики и управления; Сенат не только потребовал, чтобы он остался, но и увеличил его полномочия и сделал их на всю жизнь, присвоив ему титул Августа (возвышенного или божественного, несколько меньшего, чем бог, но приближающегося к божественности). Август оставался на своем посту до самой смерти; абсолютная широта его превосходящих сил как принцепса и постоянного императора римских армий гарантировала мирное продолжение того, что номинально оставалось республикой. Его «восстановление» полномочий Сената и народа Рима было демонстрацией его auctoritas и благочестивого уважения к традициям.
Классический период
В Риме не было единой конституционной должности, титула или звания, в точности эквивалентных английскому титулу «римский император». Римляне имперской эпохи использовали несколько титулов для обозначения своих императоров, и все они были связаны с доимперской, республиканской эпохой.
Император
Принцепс
В эпоху Диоклетиана и позже принцепс вышел из употребления и был заменен на dominus («господин»); более поздние императоры использовали формулу Imperator Caesar NN. Пий Феликс (Invictus) Август : NN, представляющий личное имя человека; Пий Феликс означает «Благочестивый и Блаженный»; а Invictus означает «непобежденный». Использование принцепса и доминуса широко символизирует различия в правительстве империи, что дает начало обозначениям эпохи « Принципат » и « Доминирование ».
Эволюция в поздней античности
В 293 году, после кризиса третьего века, который серьезно повредил имперскую администрацию, император Диоклетиан провел радикальные реформы, смывшие многие пережитки и фасады республиканизма, которые характеризовали порядок Августа, в пользу более откровенного автократии. В результате историки выделяют период Августа как принципат, а период от Диоклетиана до реформ императора Ираклия 7-го века как доминирующий (от латинского «господин»).
Однако, возвращаясь к древнейшим традициям разделения рабочих мест в республике, Диоклетиан установил на вершине этой новой структуры Тетрархию («правило четырех») в попытке обеспечить более плавную преемственность и большую преемственность правления. При Тетрархии Диоклетиан установил систему соправителей, именуемую «Август», и младших императоров, именуемую «Цезарь». Когда соправитель ушел в отставку (как это сделали Диоклетиан и его соправитель Максимиан в 305 г.) или умер, его наследовал младший «Цезарь», и соправители назначали новых цезарей по мере необходимости.
Почему среди римских императоров было так много хромых и желтых?
Историки предпочитают замалчивать тот факт, что среди римских императоров было очень много хромых и желтых. Целые династии. В этой статье мы попытаемся разобраться откуда же взялось столько хромых и желтых римских императоров.
Согласно традиционным представлениям история римской империи включает в себя период около пяти столетий начиная с 27 года до н.э., когда первым императором был провозглашен Октавиан Август, и заканчивая разрушением империи в 476 году.
Древнеримский историк Секст Аврелий Виктор, автор “Извлечений о жизни и нравах римских императоров”, писал, что “в год от основания города семьсот двадцать второй и от изгнания царей четыреста восьмидесятый в Риме снова установился обычай в дальнейшем подчиняться одному, но не царю, а императору, или названному более священным именем, августу. Итак, Октавиан, сын сенатора Октавия со стороны матери, принадлежал через род Юлиев к потомкам Энея, по усыновлению своего двоюродного деда Гая Цезаря получил имя Гая Цезаря, а затем за свою победу был назван августом. Став во главе Империи, он сам пользовался властью народного трибуна”.
Интересно, что традиционная наука считает, что за более чем пяти вековую историю в Римской империи так и не смогли придумать четкой системы передачи власти. Поэтому одни императоры назначали преемниками своих сыновей, т.е. власть переходила по наследству, а другие императоры, выбирали кандидатов на трон из своего ближайшего окружения.
Кроме этого, считается, что с конца I века преторианская гвардия стала иметь огромную силу, что позволяло ей по своему усмотрению провозглашать, свергать и даже убивать неугодных ей императоров.
Обычно императоры носили сразу несколько имен, например с 198 года по 217 год в Риме правил император, полное имя которого было: Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Пий Август.
Считается, что согласно римскому обычаю, сын или усыновленный брал полное имя своего отца (усыновителя) и в конце которого приписывал свое бывшее имя. Но имеющийся список римских императоров не подтверждает данный обычай.
Например, отец упомянутого выше Цезаря Марка Аврелия Севера Антонина Пия Августа носил имя Цезарь Луций Септимий Север Пертинакс Август, а его брат, так же бывший императором, носил имя Цезарь Публий Септимий Гета Август.
Впрочем, если бы данный обычай исполнялся, то имена некоторых императоров состояли бы из достаточно большого набора последовательных имен.
В настоящее время значения некоторых имен общеизвестны. Так, считается, что имя Цезарь означает “титул верховного правителя Римской империи” и именно от него произошло славянское слово “царь” и германское слово “кайзер”. Впрочем, некоторые ученые полагают, что напротив, латинское слово “цезарь” произошло от славянского слова “царь”.
Наряду с общеизвестными, значения некоторых имен скромно замалчиваются, поскольку в переводе они звучат достаточно странно.
Гефест — бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры.
Впрочем, судя по изображениям Гефеста, трудно предположить, что он хромал.
Нужно отметить, что историки считают, что Клавдий (Тиберий Клавдий Нерон Германик) в момент избрания его императором был уже пожилым человеком (хотя на тот момент ему был всего 31 год) и в доме Юлиев-Клавдиев его даже держали в стороне от государственных дел, т.к. считали умственно неполноценным. Это было связано с тем, что в детстве он перенёс паралич и с тех пор у него была неуклюжая походка, тряслась голова и заплетался язык.
Конечно, можно предположить, что именно из-за неуклюжей походки Клавдия Нерона и называли Клавдием, т.е. Хромым. Хотя подобное неуважительное обращение к императору, верховному правителю римской империи, воспринимается достаточно странно.
Странно и то, что про хромоту других Клавдиев, ничего не известно. Древнеримский историк Аммиaн Марцеллин в своем произведении “Деяния” так описывал императора Флавия Клавдия Иовиана: “Осанка его при движении отличалась достоинством, лицо было очень приветливым, глаза голубыми, роста он был очень большого, так что долго не могли найти никакой подходящей ему царской одежды”.
Секст Аврелий Виктор в “Извлечениях о жизни и нравах римских императоров” писал про Флавия Клавдия Иовиана, что “он был видного телосложения”. Как видим, ни слова о хромоте.
Примечательно, что кроме хромоты в именах римских императоров не встречались признаки иных физических недостатков. Не было одноруких, горбатых или косоглазых правителей. А хромые были. И к тому же в большом количестве. Более того – существовала даже целая династия Клавдиев, т.е. династия Хромых.
Списки римских императоров доносят до нас, что имя Клавдий, т.е. Хромой носили императоры не только из самой династии Клавдиев. Наиболее известные: Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон), Клавдий (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик), Нерон (Нерон Клавдий Цезарь Август Германик), Пакациан (Тиберий Клавдий Марин Пакациан), Клавдий II (Цезарь Марк Аврелий Валерий Клавдий Пий Феликс Инвикт Август), Квинтилл (Цезарь Марк Аврелий Клавдий Квинтилл), Тацит (Цезарь Марк Клавдий Тацит Август), Константин II (Флавий Клавдий Константин), Констанций Галл (Флавий Клавдий Констанций Галл), Сильван (Клавдий Сильван), Юлиан II (Флавий Клавдий Юлиан Август), Иовиан (Флавий Клавдий Иовиан), Константин III (Флавий Клавдий Константин).
Как видим, хромых императоров было предостаточно. И звали их примерно так: Нерон Хромой Царь или Тацит Хромой Царь.
Получается, что Птолемей носил имя Хромого, а Клавдий Клавдиан был хромающим Хромым.
Адриан Голдсуорти в своей книге “Во имя Рима” целую главу посвятил полководцу Марку Клавдию Марцеллу. “Несмотря на свой возраст, Марцелл почти без перерыва занимал командные посты с самого начала Второй Пунической войны… В молодости он сражался на Сицилии во время Первой Пунической войны, заслужив много наград и репутацию храброго воина за неоднократно проявленный героизм. Среди этих наград был “гражданский венок” (corona civica) – одна из высших наград Рима”. Трудно поверить, что таким героем был Клавдий, т.е. Хромой Марцелл.
В той же книге А.Голдсуорти упоминает еще одного полководца: “… на заключительном этапе войны … представители более молодого поколения завоевали победу для Рима. В их числе был Гай Клавдий Нерон, внесший наиболее значительный вклад в разгром Гасдрубала, брата Ганнибала, в 207 году до н.э., одержав над ним победу у реки Метавр”. Итак, еще один талантливый полководец, и снова Клавдий, т.е. Хромой. При этом, в описании этих Хромых нет даже отдаленного намека на подобный недуг.
Впрочем, как и в описании других Хромых-Клавдиев. Вот как, например, Аммиан Марцеллин описывает римского императора Флавия Клавдия Иовиана: “осанка его при движении отличалась достоинством, лицо было очень приветливым, глаза голубыми, роста он был очень большого, так что долго не могли найти никакой подходящей ему царской одежды.” И ни слова о хромоте.
Примечательно, что некоторые исследователи считают, что от имени Клавдий произошло имя Хлодвиг, от которого в свою очередь произошло имя Людовик – имя французских королей, т.е. получается целая династия хромых правителей Франции.
Конечно, можно было бы предположить, что Клавдий – это не характеристика носителя данного имени, а скорее родовая фамилия. Но в этом случае она должна была бы передаваться от отца к сыну и так далее, но как раз именно этого зачастую мы не наблюдаем в римской истории. Имя Клавдий мог получить император, отец которого не был Клавдием.
Можно было бы еще предположить, что значение имени Клавдий не было понятно самим императорам. Это, как в настоящее время, мы редко задумываемся над тем, что, например, имя Виктор имеет значение “победитель”, а имя Анатолий имеет значение “восточный”. Но если имена Виктор или Анатолий имеют осмысленное значение на латинском языке и не ассоциируются для русскоговорящих непосредственно с этими значениями, то для императора, говорящего на латинском языке, имя Клавдий обязательно должно было ассоциироваться с его латинским значением.
Может быть хромота считалась особой отличительной чертой, заслуживающей упоминания о ней в имени хромающего? Оказывается, нет.
Например, известно, что во время похода на скифов в 339 году до нашей эры царь Филипп II, отец Александра Македонского, получил тяжелую рану копьем в ногу и впоследствии охромел. Тем не менее в его имени не появилось никакого упоминания о его хромоте.
Согласно записям биографа Карла Великого Эйнхарда, император, коронованный в 800 году папой Римским Леоном III как первый император Святого Рима,
в старости начал хромать. Но и в его имени не появилось никакого упоминания о его хромоте.
Версия о массовой хромоте римских императоров выглядит достаточно странно. Впрочем, возможно, что хромота здесь ни причем и возникла она от неправильного истолкования латинского слова “clau(v)dius”.
Известно, что латинский язык за время своего существования не раз видоизменялся и даже претерпел несколько реформ алфавита. Одну из них в первом веке нашей эры попытался провести император Клавдий, один из тех самых Хромых, добавив в него 3 новых буквы, чтобы сделать письмо ближе к латинскому произношению. Впрочем, эти буквы, имевшие звуковые соответствия [v], [ps], [y], вскоре после смерти Клавдия были вновь забыты.
Буквы W, J, U, K, Z, вообще были добавлены к алфавиту только в Средние века, придав ему современную форму.
Известный исследователь Н.А.Морозов уделил анализу латинского алфавита целую главу “Священная латынь” в своей книге “Христос”. Он обратил внимание на то, что в европейской письменности хорошо развился губной квадрат (ф, в, р, б). Переднедесновый квадрат (с, з, ц, Ц’) развился в европейской письменности довольно слабо. Оказывается, что латинский звук “Ц” итальянцы произносят как “Ч”, буква “Z” в Италии читается как русское “Ц”, а для звука “Ш” у итальянцев вообще нет специального обозначения.
Н.А. Морозов указывает, что “для филолога-теоретика, не доверяющегося слепо средневековым авторитетам (не умевшим даже и выговорить звука псевдо-Дз или произнести S как з не между двумя гласными), недочет алфавитных обозначений причиняет большие затруднения при установлении правильного произношения слов, содержащих буквы S и Z в древних языках.
Таким образом, до сих пор точно не известно как же правильно читалась буква “c” в латинском алфавите.
По мнению Н.А.Морозова “Загадочным также остается и разнообразие начертаний для звука К. Его и до сих пор в Западной Европе пишут тремя способами: C, K и Q (да еще вдобавок в виде Ch перед e и i) и в придачу к этому еще скрывают этот же звук в начертании икс. Всего же страннее то, что его пишут через Q только перед кратким u, как и в современном итальянском (например, в слове quattro—четыре), а в виде К только в иностранных словах. Почему была такая изобретательность для обозначения звука К, тогда как для звука Ш не сумели заимствовать ни одного специального начертания хотя бы от коптов или евреев?”
Далее, в своей книге Н.А.Морозов делает вывод, что “латинский язык нигде и никогда не был народным, а только языком пришлой или совсем чужой интеллигенции”. Это подтверждают многие ученые, считая, что родоначальником латинского алфавита послужил греческий алфавит при посредстве эт-РУССКОГО.
Но если родоначальником латинского алфавита явился греческий алфавит при посредстве эт-РУССКОГО, то может быть стоит прочитать латинское слово “clau(v)dius” по правилам РУССКОГО алфавита?
В этом случае не сложно заметить, что если первую букву “с” в слове “clau(v)dius” прочитать не как принято сейчас звуком “k”, а как принято в славянских языках, т.е. звуком “c”, то мы получим вместо имени Клавдий имя Славдий.
А ведь СЛАВдий имеет хорошо известную славянскую имяобразующую форму, такую как ВладиСЛАВ, ЯроСЛАВ, СтаниСЛАВ, МироСЛАВ, ВячеСЛАВ, СЛАВгород и т.д.
вокзал в СЛАВгороде
К тому же вторая часть имени СЛАВ-ДИЙ слово Дий хорошо было известно на Руси. Иоанн Малала в своей “Истории” указывал, что Дий – это иное имя Зевса. Стоит отметить, что А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский в своих работах уже неоднократно разбирали имя Дий и обращали внимание на то, что недалеко от Ярославля до сих пор существует большое село, которое называется Диево Городище. Раньше на его месте было укрепленное поселение.
село Диево Городище
И на севере Пермского края в истоке реки Колва с давних времен находится пристанище старообрядцев-раскольников – деревенька Дий.
старообрядческая деревня Дий в Пермском крае
Впрочем, имя Славдий может быть легким искажением славянского слова “славный”. Кстати, один из вариантов прочтения имени: Клава или “Clau(v)a” практически однозначно читается как “Слава”.
В этом случае выходит, что те же Нерон или Тацит носили имя не “хромой царь”, а “славный царь” или “царь Славы”. Тогда становится понятно, почему в Риме было много императоров Клавдиев, т.е. славных императоров или императоров славы. Становится понятно, почему Нерон свою юную дочь тоже называл Клавдией, т.е. славной.
Исчезают вопросы и когда Птолемей из хромого превращается в славного. И полководцы Марцелл и Гай Нерон тоже не хромые, а славные.
Да и французские Людовики – это славные короли или короли Славы.
И, видимо, бог Гефест был совсем не хромой, а, скорее всего, славный.
Стоит отметить, что раньше словосочетание “Царь Славы” использовалось в христианской иконописи и относилось к Иисусу Христу. Только реформой Никона фраза “Царь Славы” была заменена на титло ИНЦИ. Между тем, старообрядчество сохранило свою приверженность древнему тексту “Царь Славы”.
православные иконы и православный крест с надписями “Царь Славы”
Не удивительно, что римских императоров могли именовать по образу и подобию Иисуса Христа Царями Славы, т.е. Клавдиями Цезарями.
В этом случае возникает вопрос: почему же традиционные историки “не замечают” данного факта?
Все просто: историкам легче выдумать, что среди римских императоров было очень много хромых, чем признать тот факт, что славянский язык появился раньше латинского, и славянские цари Славы также появились раньше римских императоров Славы.
Но на этом история необычных имен римских императоров не заканчивается
Считается, что имя Флавий происходит от латинского Flavius, означающего “золотой”, “рыжий”, “желтый”.
Абсолютно понятно желание историков преподнести императоров как “золотых” или хотя бы “златоволосых”
Однако, “золотой” по-латински пишется как “aureus”, от слова “aurum” – “золото”.
золото в таблице Менделеева
Сам факт наличия большого количества “желтых” императоров историками ни как не объясняется. Они лишь пытаются преподнести их не как “желтых”, а как “золотых”.
Примечателен и тот факт, что имя Флавий у большинства императоров стоит на первом месте, т.е. является основным. Что более странно для значения “желтый».
Впрочем, посмотрим на древнюю латинскую азбуку, опубликованную в книге Карла Фаулмана “Schriftzeichen und Alphabete аllег Zeiten und Volker”, изданной в 1880 году в Вене.
латинская азбука из книги Карла Фаулмана “Schriftzeichen und Alphabete аllег Zeiten und Volker”
При ближайшем рассмотрении оказывается, что раньше латинские прописные буквы “f” и “s” были малоразличимы.
увеличенный фрагмент азбуки Карла Фаулмана
Хорошо видно, что прописные буквы “s” и “f” очень часто отличались одной малозаметной точкой.
увеличенная буква “s” увеличенная буква “f”
Схожесть прописных букв “s” и “f” нашла свое отражение и в картографии. Так, например, на карте Азии Герарда де Йоде, изданной в 1593 году, город Астрахань написан как Aftracan.
город Астрахань на карте Герарда де Йоде, 1593 г.
город Астрахань на увеличенном фрагменте карты Герарда де Йоде, 1593
На этой же карте город Казань написан как Cafane, область Казаки написана как Kaffaki, Персия написана как Perfia и т.д.
город Казань на карте Герарда де Йоде, 1593 г.
город Казань на увеличенном фрагменте карты Герарда де Йоде, 1593 г.
Аналогичное написание буквы “s” в виде близком к “f” присутствует на многих других картах. Например, на карте Даниэля Келлера, изданной в 1590 году Россия написана как Ruffia. На этой же карте область Московия написана как Mofcouia.
Россия и Московия на карте Даниэля Келлера, 1590 г
Россия на увеличенном фрагменте карты Даниэля Келлера, 1590 г
Выходит, что славянские слова “slava” или “slavius” вполне могли быть прочитаны переписчиками летописей как “flavius”. Таким образом, древнеримское имя Flavius, т.е. Флавий оказывалось легким видоизменением имени Slavius.
Если это действительно так, то вместо большого количества “желтых” римских императоров мы вновь получаем императоров-СЛАВиусов.
В этом случае, например, имя императора Флавия Клавдия Иовиана могло быть не Хромой Желтый Иовиан, а Славный Славянин Иван. Видимо не случайно Флавий Клавдий Иовиан, помня свое славянское происхождение и исповедуя христианство, после избрания его императором восстановил в Римской империи христианство, урезанное в правах его предшественником, и вернул церкви все её привилегии.
Таким образом, получается, что некоторые имена древнеримских императоров имели ярко выраженные славянские корни. Прежде всего, это относится к именам Клавдий и Флавий, которые, скорее всего, означали не “хромой” и “желтый”, а “славный” и “славянский” или “славянин”.
В этом случае династия римских императоров Клавдиев из загадочной династии хромых императоров превращается в понятную династию императоров-славян. И династия французских королей Людовиков превращается в династию французских королей-славян.
И, возможно, одной загадкой становится меньше.
Секст Аврелий Виктор. О Цезарях /Вестник Древней Истории-1964. №3 с.229-230
Аммиан Марцеллин. История / Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Вып. 1 — 3. Киев, 1906—1908.
Адриан Голдсуорти. Во имя Рима. Люди, которые создали империю, М.-АСТ. Транзиткнига, 2006
Морозов Н. А. Христос. История человечества в естественнонаучном освещении тт.1-7 — М.-Л.: Госиздат, 1924—1932; 2-е изд. — М.: Крафт+, 1998
Творогов О. В. Софийский хронограф и “Хроника Иоанна Малалы” / ТОДРЛ, Наука, 1983 т.37 с. 188—221
Носовский Г. В., Фоменко А. Т.. Царь Славян: Нева, 2005
Карл Фаулман Schriftzeichen und Alphabete aller Zeiten und Völker. Marix, Wiesbaden 2004. Reprint of 1880 edition
Материалы по теме
А вот ещё:
Колонны Выборгского залива, часть 3
После написания двух статей о колоннах в Выборгском заливе в которых раскрыты все геометрические и иные характеристики, остался ряд нераскрытых вопросов. Последние дни на тематических ресурсах я прочитал много версий о том как колонны могли там оказаться, как они перевозились, куда предназначались. В данной статье я попробую озвучить свои мысли по данному поводу. Теперь обо всем по порядку.
]]>
Вернемся к нашей теме. По точке А я высказался. Она где-то в локации тех мест где колонны и сейчас находятся. Что касаемо точки Б то тут всё намного сложнее. Она может быть где угодно. И совсем не обязательно что это Санкт-Петербург. Шарик большой.
В первой статье ]]> я обоснованно показал что вероятность того что колонны были произведены в близлежащем карьере (500 метров на юг, желтый квадрат) крайне мала, не логична. Скорее всего в данную точку они попали из района обозначенного оранжевым овалом.
Вот схема с подписями, чтобы было наглядно. Серым пунктиром я обозначил предполагаемое место где шла выработка гранита данного паспорта и соответственно его обработка в формы. Судно с колоннами успело пройти по заливу порядка 3 км прежде чем по какой-то причине потеряло управление и его ветром снесло в бухту в которой эти колонны покоятся до сих пор.
Тут можно строить много предположений. Могла быть самоходная баржа которая потеряла управление. Мог быть буксируемый «прицеп», который сорвался с троса и его унесло ветром. Сие нам не узнать никогда. Единственное что можно предположить как уточнение, это то, что колонны были аккуратно выгружены. Рядышком, ровненько. То есть их берегли и планировали забрать. Судно же, судя по всему, позднее удалось эвакуировать.
Вы видите, что рядом с колоннами находятся каменные блоки, под которыми в свою очередь виднеются деревянные элементы. Сейчас я попытаюсь разъяснить что и как там появлялось. Конечно я со свечкой не стоял, я строю лишь логически обоснованную цепочку умозаключений на основе собственных знаний и опыта. Во ]]> второй ]]> статье я указал, что деревянные элементы это поддон, сделанный с целью изъятия колонн. Теперь подробно.
Первое что нужно понимать, так это то, что блоки и колонны никак не связанные события. Все думают что колонны и блоки везли на одной барже, либо их там вместе складывали, либо это руины какого-то древнего сооружения и прочее и прочее. Версий я слышал уже много. Вплоть до того, что были огромные сани на которых по льду всё это добро возили аж в Петербург. В конце статьи я напишу почему версия со льдом ошибочная. А пока к колоннам и камешкам вернемся.
Для визуализации и лучшего понимания моих мыслей в процессе повествования я буду рисовать принципиальные схемы. Сразу отмечу что версия предполагает погрузку колонн обратно на судно. В случае изъятия колонн на сушу всё было бы намного проще. Система лебёдок от ближайших деревьев и дело в шляпе. Правда потом совершенно невозможна их дальнейшая транспортировка без соотвествующей ландшафной проработки, следов которой нет от слова совсем.
Представьте себя на месте прораба или инженера, которому поручили достать колонны и погрузить на судно. Что вы будете делать? Логично предположить что вам первым делом на дне рядом с колоннами придется соорудить какой-то настил, на который вы сможете поставить подъемный кран (механизм). И такой настил на дне был обнаружен во время экспедиции. Вот схема. Оранжевым цветом я обозначил колонны на тот момент. Они еще рядышком.
Видимо замысел был следующим.
Я нарисовал поддон находящийся на дне. На нём видимо предполагалось размещение подъемных механизмов. Скорее всего два механизма, по торцам колонн. Ибо завести петлю из троса (каната) можно только с торцов. Принцип простой. Как у Архимеда. Дайте мне точку опоры и я переверну Землю. Предполагался подъем колонны, затем на освободившееся место смещалось погрузочное судно, колонна опускалась. Однако не срослось. Скорее всего одной из причин был прогиб или пролом поддона. Встал вопрос укрепления настила и было принято решение под подъемными механизмами настелить второй слой брёвен.
Однако опять не получилось. В этот раз по всей видимости проблемы возникли с подъёмным механизмом. Может балка не выдерживала, может еще что. Но, скорее всего, балка. Если мы исходим из того что подъемных механизмов было два, то можно прикинуть силу на излом. Колонны порядка 34-36 тонн, то есть на каждый рычаг по 18 тонн условно. Вылет стрелы относительно точки опоры никак не менее 3 метров, наверное даже 3,5-4 метра в реалиях был. Предполагая длину стрелы, которая возможно и видна на фото в виде длинного бревна и составляет 16 метров, можно рассчитать как усилие на противоположном конце стрелы, так и силу излома в точке опоры. Если мы условно возьмем соотношение длины плеча рычага как 1:3 (4 и 12 метров), то на противоположном плече рычага вес должен быть 6+ тонн. Вот эти самые 6 с гаком тонн на концах рычага мы и видим в виде разных каменных блоков. При этом когда стрела подъемного механизма начала гнуться и ломаться, на каком-то этапе была тщетная попытка укоротить плечи рычагов, что предполагало увеличение массы на конце плеча рычага. Это дополнительные каменные блоки другого размера.
В конце концов стало понятно что таким образом колонны поднять и погрузить на судно не получится. Стали ломать голову что делать дальше и придумали другой вариант. Кардинально другой. Вот его принципиальная схема.
Но и тут ничего не получалось. Возможно настил не выдерживал, возможно снова рычаг ломался, возможно судно не удавалось жестко закрепить и малейшее движение (осадка) судна все попытки сводила к нулю. Причин может быть много, а скорее всего все причины вместе взятые. Один малейший перекос тянул за собой всю вереницу проблем.
Тут стоит отметить то, что налицо спешная работа, без основательной подготовки. Торопились, возможно хотели втихаря, утайкой, малыми силами. Как я писал во второй статье, это действо происходило в 20 веке, скорее всего в 20-30 годы финнами или во время Великой Отечественной войны немцами.
На самом деле, если по-серьезному подходить к вопросу изъятия колонн, то лично я не вижу особых проблем. Правда понадобится основательная подготовка и металлические механизмы. Если сейчас вдруг кто-то захочет колонны достать, то он это сделает. Хоть на берег вытащить и погрузить на шаланду, хоть на судно. Да, будет не дешево, да придется проделать определенные работы как на дне, так и на берегу, но всё технически исполнимо.
Да, пока не забыл. Когда те кто понял что ни черта не получается, у них хватило ума блоки сложить кучкой у колонн, хотя один блок все-таки остался валяться примерно в десятке метров от кучи. На первом фото с квадрокоптера его видно внизу у обреза снимка. А теперь, когда я все подробно расписал и нарисовал, наложите мой рассказ на имеющиеся фото и вы поймете что я прав. Как минимум моя версия полностью соответствует тому что есть по факту. Один из рычагов при последнем варианте обломился и до сих пор его обломок торчит между колоннами. Напомню тем кто не читал вторую статью, древесина поддона достаточно свежая, хорошей сохранности. Её нельзя датировать периодом Российской империи.
Возможны иные предполагаемые варианты? Конечно возможны. И мой вариант так же может корректироваться. Например я описал вариант с двумя подъемными механизмами, но их могло быть и больше. Запросто могло быть три и даже четыре. При том что два вида блоков видимых на фото как раз имеют по три единицы примерно одного размера. Правда второго уровня поддона мы видим все же лишь два. Но среднюю часть второго уровня на каком то этапе вполне могли разобрать и пустить в ход на настил последнего варианта при закатывании сразу на судно. К сожалению этого мы уже не узнаем никогда, так и будем лишь строить предположения.
Кстати о предположениях. Я обещал рассказать почему версия со льдом ошибочна. Напомню, что я читал версии о том, что колонны и каменные блоки могли катать на санях или неких конструкциях по типу саней зимой по льду. Отвечу как местный рыбак.
1. Лёд не ровный и не однородный. Он и буграми, и с торчащими камнями, и разной толщины. В оттепели с промоинами. Ветер и течения его ломают, повсюду трещины. Часто уносит. Вспомните ежегодные эпопеи с питерскими рыбаками.
2. Торосы. Прибрежная часть до 3 км от берега обычно чрезвычайно торосистая. Локально и в отдельные годы полностью не проходимая ничем. Ни людьми, ни техникой. Даже сейчас.
3. Если выпадет снег, даже рыбацкий ящик на лыжах тащить крайне трудно. Особенно когда снег подтает и под ним вода. Или наоборот, выпавший снег своей массой выдавит через трещины воду которая скапливается под снегом. Передвижение на технике (снегоход, мотособака, сани) в таком случае практически невозможно, пешком крайне затруднительно.
4. в поземку снег надувает барханами как песок в пустыне. Локально запросто может быть толщиной более полуметра. Так же малопроходимо.
5. даже если снег выпал тонким слоем, свеженький, то пока он не спрессуется и не сцепится с поверхность льда, то точки опоры нет от слова совсем. Очень скользко. Вы даже ребенка на санках тащить не сможете. У всех питерских рыбаков, тех кто ходит далеко по Финскому заливу (корюшатники), имеется специальная обувь. Раньше это были специальной формы галоши на валенки. Сейчас сапоги с подошвой из специального состава и определенного протектора. А так же специальные накладки с шипами, так называемые ледоступы.
Следующее. Так же сейчас много идет разговоров о том, что древесина может быть более старой. Приводится в пример и морёный дуб, и Венеция (сибирская лиственница) и прочие примеры археологических находок. Тут так же нужно понимать что есть что и отделять мух от котлет. Древесина может долго сохраняться в среде с малым количеством кислорода. То есть должен быть некий консервант. Консервантом может быть лишь то, что исключает или снижает количество растворенного в воде кислорода. Например глина, выступающая гидроизолятором, или ил и торф которые активно пожирают свободный кислород. Там где лежат колонны нет ни глины, ни ила, ни торфа. Только песок. Песок хорошо пропускает воду, а вместе с ней и кислород. В данной локации нет условий для длительного сохранения древесины. При том что древесина в данном случае это обычная хвоя, как известно не отличающаяся особой стойкостью к гниению. Раз уж отвлекся на древесину, еще кое что скажу. Древесина бывает разной. Как по плотности и твердости, так и по химическому составу. Кроме того, разные породы дерева имеют разный электрический заряд. Древесина в воде гниет любая, но различные особенности могут уменьшать или увеличивать срок. Некоторые породы дерева при определенных условиях дубеют, кальцинируются. Всем известный пример с морёным дубом. Если дуб положить в воду и засыпать песком, да потолще, а лучше глиной или илом, то он каменеет. Но нужны многие годы. Сейчас в промышленных условиях этот процесс сокращен до дней путем нагрева, сушки, обработки паром и химикатами. При этом мало кто знает что ряд пород дерева в некоторых условиях по характеристикам превосходит мореный дуб. Например всем нам хорошо известная осина. Она очень мягкая, особенно верхушка дерева, при этом в естественных условиях гниет очень быстро, по-этому старых и толстых деревьев в лесу вы не найдете. Но, если дерево намочить, оно сильно разбухает, а при сушке сильно ссыхается. При этом имеется факт накопления. То есть каждый цикл разбухания и последующего усыхания будет плясать от последнего цикла с прогрессией к уплотнению. Так вот, после трёх таких циклов осина уже твёрже дуба. А после 10 циклов вы в неё даже гвоздь не забьёте. Самое интересное то, что осина не имеет предела сжатия. Даже после многих циклов сушки сохраняет способность к усыханию. Правда этот процесс крайне замедлен. При этом если окажется влажная среда, то будет так же впитывать влагу и разбухать. Даже покрытая лаком или воском. Ибо с годами лак, воск и прочие покрытия теряют свои свойства и увеличивают гигроскопичность. В общем со временем изделие из осины обязательно растрескается. Кстати, осина имеет отрицательный заряд и по-этому не дружит с хвоей. Вместе они не растут, осина угнетает хвою. А те ёлки что умудряются расти, имеют ветви в сторону от осины. Чёта Остапа понесло. Хватит. Да, у других пород дерева свои «тараканы».
И последнее. Справа и слева от колонн имеется песчаная «отмель». Кое кто пытается это связать каким-то образом с руинами прошлых лет. Типа под песком что-то погребено. А колонны с блоками это лишь верхушка айсберга.
]]> ]]>
Нет. Это не верхушка айсберга. Тут нет ничего необычного. У любого берега на некотором расстоянии от уреза воды есть такой намыв из песка и гальки. Образуется он придонным обратным течением при большой волне в берег. То что у колонн нет такого намыва обусловлено только тем, что сами колонны были как дамба и сдерживали как нагонное поверхностное течение, так и обратное придонное. А справа и слева этот намыв заканчивается причинами иного характера. Это рельеф дна (глубина), геометрия береговой линии, каменные гряды, заливчик впадающего ручья и пр..
Тепеь всё. Свои мысли по теме возможной принадлежности и транспортировке колонн я изложил. Равно как и наиболее вероятную причинно-следственную цепочку событийного характера. Всем спасибо за чтение.
Добавлено 20.09.2020. В данный момент происходит процесс изъятия колонн. Блоки уже вытащены на берег, в скором времени вытащат и колонны. Планируется создание ]]> музея в Выборге ]]> где колонны станут одним из экспонатов. Хорошо это или плохо, я не берусь судить. Могу лишь предположить, что маленький песчаный пляж, который был жемчуженой залива, перестанет быть этой самой жемчужиной, если вообще останется.