вальс мой ласковый и нежный зверь история создания
Запретная любовь под знаменитый вальс: что происходило на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
18 сентября исполняется ровно 40 лет с момента, как в советском прокате появился фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Истории, которые происходили во время съемок именно этого фильма, можно назвать даже скандальными.
Яростный румын
Когда-то предки Эмиля Лотяну переехали из Буковины в Бессарабию, и их фамилия сменилась с польской (Лотоцкие) на румынскую (Лотяну). Взрывная смесь буковинских и бессарабских корней режиссера способствовала тому, что он снимал талантливые фильмы с ярко выраженным национальным колоритом.
Вспомнить хотя бы «Табор уходит в небо» о цыганской любви, или «Лаутары», где рассказывалось о народных музыкантах. Поэтому, когда Эмиль Лотяну объявил о намерении снять фильм по ранней чеховской повести «Драма на охоте», его товарищи по цеху откровенно недоумевали. Олег Янковский, которому предложили сыграть главную роль в фильме, долго сомневался, стоит ли соглашаться. Ведь не было гарантии, что режиссер, ранее снимавший «национальное» кино, сможет снять достойную картину по классическому Чехову.
Рассказывали, что режиссер был известен своим необузданным нравом. На съемках вел себя жестко, даже жестоко. Мог накричать или выгнать с площадки, мог произвести замену актера посреди съемочного процесса, несмотря на количество отснятого материала. За скандальную натуру его за глаза называли «яростным румыном», а о его любовных предпочтениях не посудачил только ленивый.
По слухам, доходило до того, что актеры устраивали бойкоты, отказываясь сниматься в его фильмах. Вот во время такого бойкота Олегу Янковскому и предложили роль. Говорят, он долго думал, потому что пришлось выбирать между работой и возможными «санкциями» со стороны собратьев-актеров. Но – обошлось.
Любовь с первого кадра
Зато актрису на главную роль Лотяну нашел сразу. Он выделил из всех маленькую черно-белую фотографию с подписью на обороте: «Мне 15 лет, я очень хочу сниматься в кино», и на роль утвердили студентку из хореографического училища Воронежа Галю Беляеву.
Хрупкая танцовщица с выразительными глазами покорила всю съемочную группу. Лотяну же был очарован настолько, что его профессиональные отношения с юной актрисой довольно быстро превратились в романтические. Галина не смогла устоять перед талантливым режиссером, взрослым опытным мужчиной и, как только девушка стала для закона совершеннолетней, Лотяну и Беляева сыграли свадьбу, а через год у нее родился сын, названный Эмилем в честь отца.
Роковая женщина Анна Павлова
Завистники твердили, что Беляева обделена талантами и роль ей досталась только потому, что Лотяну любит «молодое мяско». Однако, сплетники были посрамлены и девушка доказала обратное: ее Оленька Скворцова принесла ей всесоюзную славу. А вот следующая картина, в которой она сыграла главную героиню уже будучи женой Эмиля Владимировича, стала для Галины роковой.
Кадр из фильма «Анна Павлова», 1983 г.
Фильм «Анна Павлова», где Беляева сыграла знаменитую балерину, не приняли ни зрители, ни критики. Государственную премию, на которую рассчитывал Лотяну, не дали, артисты балета из Большого театра написали гневное письмо в ЦК, что нельзя доверять роль величайшей балерины современности посредственной «балеринке».
Вдобавок расплодились сплетни о некрасивых скандальных историях с участием Эмиля Владимировича… Их брак распался в 1984-м, не продержавшись и пяти лет.
Музыка и кино
«Мой ласковый и нежный зверь» славен еще и тем, что в нем звучит самый знаменитый вальс нашего времени. Редкая свадьба обходится без того, чтобы он не исполнялся. Даже бывший президент США Рональд Рейган называл эту музыку не иначе как «вальс века».
Тандем Лотяну с молдавским композитором Евгением Дога делал картины незабываемыми. Эмиль Владимирович объяснял композитору драматургию очередной сцены, а Дога писал музыку, под которую на съемочной площадке режиссером уже выстраивалось действие.
Евгений Дога, автор самого знаменитого вальса в мире. Фото: Wikipedia.org/Razvan Socol
Творческий ступор и угроза подзатыльников
Вначале Евгений сам предложил сделать для этой сцены вальс, но просто забыл о нем. В конце концов вышли все сроки для написания мелодии. В номер композитора ворвался взбешенный Лотяну и потребовал предоставить ему вальс.
Дога даже не сразу понял, о каком вальсе идет речь. Попытался выйти из положения, наигрывая что-то из того, что уже когда-то компилировал из старых архивных записей, но Лотяну только больше злился. Дога позже рассказывал: он играл, а сам был уверен, что сейчас получит по затылку, и это не будет просто оборотом речи.
На глаза Лотяну попался тогда валявшийся на полу листок с нотами: «А это что?» Дога наиграл первые несколько нот, и Лотяну заставил его импровизировать на эту тему до конца. Композитор потом удивлялся тому, насколько легко получалась мелодия. Может быть, свою роль сыграл страх перед разбушевавшимся Лотяну?
Признание с первых нот
Уже утром партитура была доставлена музыкантам. И, когда Дога появился в зале, оркестр, доиграв мелодию до конца, принялся стучать смычками по пюпитрам – принятая среди классических музыкантов форма выражения восхищения, своеобразная овация автору. Композитор настолько был не уверен в этом своем произведении, что вначале даже подумал: над ним потешаются.
Эмиль Владимирович восхищался вальсом, называл его кардиограммой всего фильма. Говорил, что она стала «живым нервом», «тончайшей паутиной, сотканной из грез». Сам же Дога недоумевал: ему казалось, что он написал много гораздо более интересной музыки, чем эта. Как бы там ни было, а сорок лет назад появилась мелодия, очаровавшая мир.
История вальса из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу и в то же время волнующий, полный тревожных предчувствий вальс сильно добавил картине эмоциональной выразительности, способствовал необыкновенной популярности мелодрамы Лотяну, которого многие критики упрекали за слишком вольное обращение с литературным материалом и нарочитые цыганские мотивы.
В результате альянса режиссёра и композитора фильм стал самым зрелищным и успешным в прокате среди экранизированных произведений Чехова. Вальс ждала своя самостоятельная жизнь: он стал культовой любовной мелодией, многие молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, музыка часто звучит по радио и ТВ.
«Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где продавали пластинки с музыкой к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» — вспоминал впоследствии композитор.
Вальс из фильма востребован на массовых театрализованных постановках, музыкально иллюстрировал открытие олимпиад — 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи.
Также в СМИ упоминалось, что президент США Рональд Рейган, пришедший в политику после успешной актёрской карьеры в Голливуде, назвал это музыкальное произведение «вальсом века».
Удивительная история вальса композитора Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Когда на Мосфильме приступили к работе над этой картиной, Эмиль Лотяну всё время наставлял Евгения Догу, что это — не «Табор» и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
Надо ещё отметить, что Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены — неизвестно.
Так или иначе вся съёмочная группа томилась в ожидании вальса к ключевой драматической ситуации фильма. Уже вот-вот надо снимать сцену свадьбы Оленьки, а музыки всё нет…
Все это время Дога, однако же, не бездельничал — он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времён 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось. Старые записи на металлических дисках ему категорически не нравились: «Такую дребедень я и сам напишу!» — говорил он.
За два дня до съёмок разъярённый Лотяну врывается к композитору и коротко спрашивает: «Где вальс?». Дога стал наигрывать что-то банальное, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет. А в стороне лежал эскиз, написанный зелёной пастой, так, «для себя», как сказал Дога. Он подхватил ноты, проиграл первые фразы, не зная, что будет делать дальше, как вдруг Лотяну вскринул, и произнес, «Вот! То что надо!».
В 11 вечера он ушёл, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато. К утру следующего дня всё было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии.
На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве, под Москвой, съёмочная группа, лёжа на траве, десятки раз прослушивала вальс. Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки. Но популярность вальса — загадка для самого композитора. Ему кажется, что у него есть более интересная музыка, которая не стала такой популярной. «Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться…» — задумчиво говорит Дога.
Лотяну позже признавался, что вальс на озере — живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грёз и былей, порывов и предчувствий…» Музыка без слов написала драму души. Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев. И получалось так с музыкой Доги не раз.
Вальс мой ласковый и нежный зверь история создания
Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
У некоторых композиторов есть такие произведения, которые не только называют бесценными шедеврами, достойными определения в сокровищницу мировой музыкальной культуры, но и визитными карточками их создателей. Таких творений достаточно много, и перечислить их все невозможно, но вот некоторые из них. Если мы слышим трепетную музыку « Лебедя », то сразу вспоминаем Камиля Сен-Санса. Зажигательный « Танец с саблями » сразу ассоциируется с Арамом Хачатуряном, а проникновенная музыка Вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» с композитором Евгением Догой. Эта великолепная композиция завоевала такую огромную любовь аудитории, что её называют не только самым известным киновальсом, но и вальсом двадцатого столетия.
Историю создания Вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
К 1978 году, который ознаменовался созданием увенчанного славой вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», Евгений Дога уже был известным композитором, отмеченным почётным званием Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР. Он создавал талантливые произведения в самых разных жанрах, но помимо того являлся успешным автором музыки к многочисленным кинолентам.
Евгений стал увлекаться композицией будучи студентом Кишинёвской консерватории, где он обучался с 1955 года игре на виолончели . Уже на втором курсе одарённый музыкант впервые представил на суд широкой аудитории свои песни, и одной из первых исполнительниц его сочинений стала в то время начинающая певица Мария Биешу. Сразу после окончания учёбы Евгений вновь поступает в консерваторию, теперь на композиторское отделение. Но вскоре в жизни музыканта произошла непредвиденная беда – у него стала отниматься левая рука. Для молодого исполнителя, который работал в оркестре радио и телевидения Молдавии, это было большим несчастьем. Несмотря на такое испытание Евгений не упал духом и не стал отчаиваться, он устроился преподавателем в музыкальное училище и даже разработал учебник по теории музыки.
Помимо этого, в данный период Дога продолжает много сочинять, и его композиции в республике приобретают достаточную известность. Так, в 1967 году молдавский режиссёр Георге Водэ, который до того специализировался на документалистике, решил снять свой первый художественный фильм под названием «Нужен привратник». Для музыкального оформления киноленты постановщик обратился к Доге. Для Евгения это был дебют, впоследствии сыгравший значимую роль в жизни и начавший его интенсивную карьеру кинокомпозитора. Практически сразу Дога стал востребован то у одного, то у другого режиссёра. В год из-под его пера выходила музыка к четырём, пяти, а иногда и шести фильмам. Помимо Георге Водэ Евгения приглашали к творческому сотрудничеству такие режиссёры как Валериу Гажиу, Влад Иовицэ, Василе Паскару.
Исследуя интонационные особенности танцев того времени и для этого перерыв уйму материала, Евгений ничего интересного для себя не нашёл и, назвав всё найденное дребеденью, на время забыл о просьбе Лотяну. К тому же композитор, как всегда, был весьма загружен, ведь в работе у него было ещё несколько фильмов.
В начале лета 1978 года вся съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» собралась в подмосковной усадьбе Валуево. Туда же был вызван оркестр и соответственно композитор, чью музыку коллектив должен был исполнять и записывать. Первый вопрос, который режиссёр задал Доге, когда к нему зашёл в гостиничный номер, был вопрос о вальсе и, поняв, что музыки танца нет, он не на шутку разозлился. В ответ Евгений стал наигрывать один мотив за другим с эскизных нотных листков и музицировал до тех пор, пока Лотяну не сказал: «Это то, что надо». Затем импровизационно развив облюбованную тему, композитор окончательно успокоил режиссёра. Наконец около полуночи оставшись один, Дога засел за работу над произведением.
К утру вальс был готов и уже вечером исполнен оркестром, музыканты которого после первого проигрывания стали выражать свой восторг, стуча смычками по пультам. Впоследствии участники съёмочной группы как заворожённые раз за разом прослушивали произведение, восхищаясь тем, что такая очаровательная музыка могла быть придумана и написана за одну ночь.
Прошло время, и фильм «Мой ласковый и нежный зверь» был выпущен на экраны, сразу став лидером проката, а вальс, не успев отзвучать в кинотеатрах тут же «пошёл в народ».
Интересные факты
Содержание
Вальс Евгения Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь». Полную эмоциональной выразительности музыку этой композиции, которая лейтмотивом звучит на протяжении всей киноленты, можно охарактеризовать разными эпитетами. Она торжественная, но в то же время неуклонно возрастающая по накалу, и волнующая, так как полна предчувствий трагических событий.
Вторая фраза начинается с тех же звуков, что и первая. Её мелодическая линия немного видоизменяется, но тоже заканчивается скрипичными стенаниями. В следующем предложении музыкальный материал постепенно активизируется. С каждой новой фразой мелодия утрачивает изначальную аристократичность, поднимается выше, набирает силу, ускоряется в темпе и в динамичном напряжении подводит к следующей части, которая исполняется всем оркестром и отличается таким эмоциональным напором, что напоминает безудержное движение в вихревом потоке. Вторая часть, как и первая, включает в себя два предложения, составляющие восьмитактовый период. Затем характер музыки резко меняется, так как вновь повторяется главная тема, только теперь в исполнении солирующей флейты она звучит весьма печально. Однако вскоре опять происходит динамическое развитие, приводящее к эмоционально выразительным порывам. Далее тематический материал, распределяющийся согласно схеме и ещё более наполняемый энергетикой, приближает к кульминации, которую автор, согласно драматургии композиции, наметил в конце произведения.
Вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и в нынешнее время пользуется такой же невероятной популярностью, как сорок лет назад, когда он впервые прозвучал с экранов кинотеатров. Эта очаровательная мелодия покоряет мировые концертные залы. Мы часто слышим её не только в теле и радиопередачах, но также на улицах и переходах метро в исполнении самодеятельных музыкантов. Однако самое трогательное, что она вместе со «Свадебным маршем» Мендельсона часто звучит во Дворцах бракосочетаний и сегодня воспринимается как гимн безграничной и негаснущей любви.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Вальс мой ласковый и нежный зверь история создания
К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!
Вальс композитора Евгения Доги из фильма Эмиля Лотяну “Мой ласковый и нежный зверь” признан “Самым красивым вальсом о любви в мире”. В рейтинге музыкальных шедевров 20-го века ЮНЕСКО он удостоен четвертой строчки. О том, как родилась эта романтическая мелодия, рассказал сам маэстро.
Почти четыре десятилетия “Вальс о любви” Евгения Доги покоряет концертные залы мира. Маэстро вернулся в прошлое, в 1978 год, когда родился знаменитый вальс.
“Я сказал Лотяну, что напишу музыку к фильму. Он спрашивает: – Что? Я говорю, давай вальс. Сказал… и забыл”, – рассказал композитор Евгений Дога.
А вот режиссёр Эмиль Лотяну не забыл. Он пришел в гостиничный номер композитора и потребовал ноты обещанного вальса, чтобы передать их музыкантам.
“Открывает дверь, злой, после репетиции с актёрами. Дверь за ним ещё не закрылась, а он кричит: Вальс! – Какой вальс?, – спрашиваю. И начинаю что-то там наигрывать на пианино. Он злится, а я думаю: – Вот сейчас получу по затылку”, – поделился Евгений Дога.
Евгений Дога вспоминает, что тогда его спас валявшийся на полу листок с набросками начала вальса: “- Набрал только три первые ноты, больше-то нет ничего. А он не отстал, пока я до конца не с импровизировал. Так всё легко получалось, что я удивлялся – Откуда? Не знаю, откуда что пришло”.
Тогда маэстро и не подозревал, что эта мелодия сделает его знаменитым: “Я пришёл, а оркестр играет, не останавливаясь. Доиграли до конца и стали бить смычками по пюпитрам. Я сначала подумал, что они надо мною смеются”, – поведал Евгений Дога.
Евгений Дога считает выдающимся то, как Эмиль Лотяну соединил музыку с игрой актёров.
“Это хрестоматийная сцена. Очень быстро эта музыка стала жить вне фильма. В интернете можно найти не сотни, а тысячи клипов. Просто удивительно! И некоторые очень удачные”, – заметил композитор.
Мелодии Евгения Доги входят в международный рейтинг 200 лучших музыкальных произведений всех времён.
За свою карьеру, композитор создал 75 вальсов.