важнейшим фактором обучения истории является
Особенности преподавания истории в современной школе
Особенности преподавания истории в современной школе
Учитель истории МБОУ «СОШ№28» Худякова СВ
«Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт по истории ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призвана решать школьная дисциплина «история».
В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:
Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 280 часов на профильном уровне.
Увеличение объёма изучаемого материала. Данная проблема возникла в связи с переводом истории от линейной к концентрической системе.
Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.
Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕГЭ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте).
В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Кроме того, введение единого государственного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.
Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя истории ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения.
Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории:
Определить оптимальный вариант изучения истории в старших классах на базисном с учетом профильного изучения курса экономики
Изучить новые образовательные технологии в обучении истории и найти оптимальный вариант их применения в старших классах.
Объект исследования: историческое образование на современном этапе.
Предмет исследования: цели, содержание и методы обучения истории в старших классах полной средней школы.
Основными источниками в написании моей работы являлись нормативные документы: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Базисный учебный план» и «Государственный стандарт по истории», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Эти документы являются основополагающими при планировании учебной работы учителем истории. В них сформулированы: цели и задачи, определено основное содержание и даты, требования к уровню подготовки выпускников в зависимости от возраста и профиля обучения. Базисный учебный план позволяет планировать элективные курсы в обучении истории и с их помощью решать конкретные цели и задачи для каждой возрастной группы.
Большой интерес для учителя истории имеют документы ненормативного характера, оказывающие влияние на обучение истории. Например, «Концепции исторического образования» на современном этапе, разработанные коллективами историков. В этих документах изложены взгляды специалистов на преподавание истории.
Общие цели и задачи в обучении, воспитании и развитии личности ученика были определены в результате изучения научной литературы: статьи Гершунского Б.С. «Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования», Ермолина А. А. «Кому он нужен этот лидер?», Максимовой В.Н. «Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования», Шевелухи В. С. «На поприще ума нельзя отступать», Новикова А.М. «Почему реформы образования неэффективны?», Тюмасевой З.И. «Системному образованию – системные реформы», Болотнова В.А., Серикова В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», Губанова М.И. «Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников».
В этих работах дается анализ современного состояния реформ в образовании России, ведется поиск общей цели для всех участников образовательного процесса. Авторы работ доказывают необходимость перехода к компетентностной модели обучения.
Современные цели и задачи в обучении истории традиционными методами решить невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения. Как показывает опыт работы в старших классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Наиболее эффективным методом в данном случае является технология модульного обучения.
Но одним из главных условий осуществления эффективной модульной технологии обучения является нарастание внутренней мотивации к учению, связанное с предоставлением ученику возможности саморазвития и самореализации в соответствии с его интересами и склонностями. Важно правильно организовать обучение на подготовительном этапе модульного обучения. Проведение уроков на основе проблемного обучения в качестве подготовительного этапа, наиболее эффективно
Как показывает опыт работы в профильных классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Наиболее эффективным методом в данном случае является технология модульного обучения.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о существовании самых разных взглядов на ключевое понятие МО – “модуль” и технологию его построения, как в плане структурирования содержания, так и разработки форм и методов обучения. Этот термин, пришедший из информатики, обозначает конструкцию, применяемую к различным информационным структурам и обеспечивающую их гибкость.
Возможно модульное конструирование по следующим принципам:
— проблемному (например, целостное изучение экономических вопросов развития одой страны или группы стран);
— по хронологическому (историческое прошлое изучается последовательно по этапам);
— по проблемно-хронологическому (в единой целостно завершенной системе рассматривается с различных сторон определенный период жизни общества, выявляются существенные взаимосвязи в его развитии, характерные черты, особенности).
Анализ содержания курса, установление логических связей в нем способствует выделению смыслового ядра, вокруг которого можно сгруппировать укрупненный информационный блок.
Сквозные понятия, ведущие проблемы, помогающие раскрыть ход исторического процесса, объединяют информационный материал модуля в единое целое, в систему. Выделение опорных знаний и основных формируемых умений в процессе познания определяет ожидаемый результат учения, дают направление деятельности и учителю, и ученику на определенный период.
Таким образом, в основе конструирования модульного обучения истории лежит не только рассмотрение содержательного аспекта, но и опора на личностно-деятельностный подход. Предполагается, что процесс познания, происходящий в действии, в практической деятельности учеников, делает для них знания не самоцелью, а средством выполнения того или иного задания. Поэтому обязательными являются как четкое внутреннее структурирование учителем содержания в рамках модуля любого вида, так и обеспечение его методическим и дидактическим инструментарием.
Тщательная разработка структурных компонентов предметного модуля необходима не только учителю – для эффективной организации работы класса, но и ученику – для управления собственной самостоятельной познавательной деятельностью, которая становится важнейшим источником знаний при модульном обучении, способом активного усвоения.
При этом усвоение может проходить различными путями. Возможно использование не только традиционного для преподавания истории принципа последовательности усвоения знаний “от частного к общему”, но и принципа от общего к частному. Как всякая сложная система не складывается из элементов, как из кирпичиков, а по мере развития дифференцируется, распадается на отдельные частички, так и обучение может идти от абстрактного к конкретному, от целого к частям.
При использовании дедуктивного метода познания учебный процесс внутри модуля проходит следующие взаимосвязанные этапы: мотивация и ориентация учащихся, уяснение ими учебного материала, его отработка, а также контроль за результативностью усвоения.
Модульное обучение в условиях профилизации в частности, обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.
Принцип модульности предполагает построение учебного курса по предмету в виде совокупности блоков – модулей. Внутри каждого из них материал структурируется в виде системы учебных элементов, которые взаимозаменяемы и подвижны.
Остановимся на характеристике двух важнейших компонентов модульной технологии обучения.
Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы.
Представим последовательность действий учителя по составлению модульной программы:
1. Определение комплексной цели обучения и ее формулирование.
2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности, направленных на его освоение.
3. Распределение содержания по урокам с учетом: исходного уровня владения материалом (входной контроль); блока информации (теоретического материала темы); необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекции ошибок в усвоении содержания обучения.
4. Подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательных и дополнительных источников.
5. Написание модульной программы и ее распечатка для каждого ученика. 40
Вторым компонентом модульной технологии является модульный урок как составной элемент модульной программы (это не значит, что все уроки в модульной программе должны быть модульными). Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен продолжаться не менее двух академических часов. (В условиях профильного обучения практически все уроки сдвоенные.) При составлении плана модульного урока, учитель, на мой взгляд, может придерживаться следующего алгоритма:
1. Формулировка темы урока.
2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Определение способов учебной деятельности учащихся.
6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.
7. Составление модуля данного урока, его распечатка. 41
— УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
— УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;
— УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;
Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
Мною разработан модуль по теме «Экономическое развитие страны в 1917-1932 годах»
2. урок «Экономическая политика большевиков 19-1921 годов»-форма- практикум
3.Урок «НЭП»- форма- практикум
4.Урок «Коллективизация и индустриализация « форма- практикум
В процессе уроков – практикумов учащиеся составляют таблицу
Для практикума используется текст учебника параграф12-14,17-18, а также документы
Письмо Л Троцкого членам ЦК «ЦКК РКЛ(Б)» от8.10.1923 год
5. Семинар «Исторические концепции экономического развития страны в 1917-1932
Советская историография о социально-экономическом курсе большевиков 1917-1921.
Советская историография о социально-экономическом развитии в 1921-1932
Современная историография о социально-экономическом курсе большевиков в 1917-1932 годах.
Одним из главных условий осуществления эффективной модульной технологии обучения является нарастание внутренней мотивации к учению, связанное с предоставлением ученику возможности саморазвития и самореализации в соответствии с его интересами и склонностями. Важно правильно организовать обучение на подготовительном этапе. Проведение уроков на основе проблемного обучения в качестве подготовительного этапа, наиболее эффективно.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение даёт возможность учащимся приобрести следующие умения и навыки:
1. Сформулировать проблему, определить цель работы.
2. Провести самостоятельную работу по подбору научного, исторического, биографического материала, критических статей.
3. Выявить разные точки зрения на проблему, сопоставить их, дать анализ.
4. Уметь дать собственную оценку изученной проблеме.
Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.
При объяснении нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа.
— Ситуация версионного характера содержит в условии два и более противоречивых мнения о причинах, характере, последствиях исторических событий и явлений. Школьникам нужно определиться в собственном отношении к ним, обосновав справедливость одной из версий или выдвинув свою. Например: «Многие обвиняют И.В. Сталина в насильственном проведении индустриализации, но именно достижения в период индустриализации позволили обеспечить военную мощь страны в период Великой отечественной войны? Почему? Коллективизация Сталина – это пример деспотичных методов создания общественной собственности, но именно она является основой успешной и быстрой модернизации промышленности. Почему?
— Ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий: и тех, которые уже состоялись, и тех, последствия которых ещё никому неизвестны. Например: «Представьте, что программа «500 дней» увенчалась бы успехом. Подумайте, как этот документ был бы принят. Всеми ли одинаково? Директорами предприятий? Работниками торговли? Малоквалифицированными рабочими? Сложились бы в России в начале 90 х годов XX века предпосылки для победы рыночной экономики?». Представьте, что НЭП не был бы свернут в 20 е годы 20века. Имел ли бы он перспективы для дальнейшей реализации?
В заключение хочется сказать, что успех в использовании проблемного метода во многом зависит от желания и интереса педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивно, чем непроблемное обучение.
Практическое применение проблемного обучения
Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений и излагает новый материал. Данный метод может применяться в аудитории, где учащиеся хотят высказать свое мнение.
Затем, делаю анализ приведенных аргументов и приходим к какому-либо выводу
Генераторы и критики
Педагог ставит проблему не требующую длительного обсуждения.
Вторая группа (критики) получает эти предложения и выбирает из них наиболее подходящее. Педагог так направляет работу учащихся, чтобы они могли вывести то или иное правило или закономерность. Можно взять те проблемы, решение которых уже известно науке, но неизвестно учащимся. Например : Какие способы решения экономических проблем были возможны в 90 годы?
В заключении необходимо отметить следующее:
Перед современным образованием общество поставило сложнейшие задачи: – формировать высокообразованную, нравственную личность, способную принимать решение в ситуации выбора. Учителю истории необходимо осознание особенностей социального заказа общества школе на современном этапе и уяснение цели обучения истории.
Государственные образовательные стандарты по истории и Базисный учебный план требуют от современного учителя истории искать новые методы и формы обучения.
В поиске нового учитель истории не может отказаться от традиционных методов обучения, так как они дают систему знаний. Но продуктивные, активные методы обучения должны занять в обучении истории достойное место, так как они позволяют формировать у учащихся умения, которые должны перерасти в компетенции. Современные методы и технологии обучения должны оптимально сочетаться с традиционными.
Для учителя истории обучении истории на профильном уровне представляет сегодня наибольшую трудность, это связано с тем, что цели и задачи обучения, умения и навыки, которые должны быть сформированы в процессе обучения на профильном уровне гораздо более сложные, чем на базовом уровне. Учитель истории должен быть готов к этим трудностям и владеть современными методиками, значение которых на профильном уровне существенно возрастает.
Наиболее перспективными современными технологиями в обучении истории сегодня являются технология проблемного обучения и модульная технология. В практике современной школы они должны сочетаться.
1. Из государственного стандарта общего образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004 №6.
2.История и обществознание: профильное обучение. 2007 сайт //http://edu. tomsk. ru.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования. 2002. №6.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. 2003. Декабрь (тематический выпуск).
5.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета, 2002, № 31.
.6Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Профильный уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №8.