велозаводская 9 история дома
Авангард на «Автозаводской»: знакомство с архитектурой Москвы 1920-х годов
Погуляем не по «протоптанным тропинкам» центра Москвы, а выйдем за пределы Садового кольца и изучим весьма интересный район с важными для истории России зданиями и большим количеством построек 1920—1930-х годов, которые являются памятниками архитектуры. Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой, гидом и организатором экскурсий по Москве.
«Лизин пруд» и Симонов монастырь
станция метро «Автозаводская»
Перед изучением авангарда на «Автозаводской» стоит погрузиться в историю самой местности, которая богата на значимые события.
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни С…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра…»
На том месте, где сейчас располагаются вестибюли станции метро «Автозаводская», находился Сергиевский пруд. Название связано с именем Сергия Радонежского, по преданиям именно он вырыл водоём. В конце XVIII века Карамзин в своей повести уделил важное место этому пруду — именно в нём топится Лиза из-за обмана любимого. С того момента поклонники со всей России приезжали к этому месту и прозвали водоём «Лизин пруд». Так и существовал он до начала XX века. От «Лизиного» пруда в районе появились Лизин Тупик, железнодорожная станция «Лизино» и Лизина Слободка.
Недалеко от пруда располагался величественный и один из самых красивых монастырей Москвы — Симонов. Его отличали массивные стены, фортификационные башни, старейший Успенский собор и колокольня, которая была почти на 10 метров выше колокольни Ивана Великого. Сегодня сохранилось около 25% территории монастыря, основанного ещё в XIV веке.
«Фабрика-кухня»
ул. Мастеркова, 2
Двинемся от станции метро в сторону улицы Восточная. Здесь мы встречаем первую на нашем пути постройку в стиле «авангард», в которой были заложены идеи жизни советского пролетариата.
Здание называлось «Фабрика-кухня», и его функции были разработаны для развития индустриализации страны. Район к началу 1920-х стал исключительно промышленным, так как вокруг были одни заводы. Общественное питание сотрудников стало необходимым условием этого процесса: назрела потребность в укрупнённых и механизированных предприятиях, способных оперативно накормить большие массы людей.
Дополнительно к этому в 1920-е годы проводилась огромная рекламная кампания по высвобождению женщины из «кухонного домашнего рабства» и превращению её в рядового заводского сотрудника. Семейные ценности, характерные для русского уклада жизни до революции, утрачивали свою актуальность. Общество уходило от домашних обедов к просторным и светлым столовым с готовыми блюдами. Также идеологами социализма предлагалась тема коллективизации. Любой гражданин нового государства должен постоянно находиться в коллективе и общаться со своими коллегами.
В трёхэтажном здании с просторными окнами находился огромный конвейер по производству еды. Блюда готовились на кухне и по специальной ленте поступали в сам зал, работа велась беспрерывно от раннего утра до позднего вечера.
Именно поэтому в домах, построенных в 1920-е годы, такие крошечные (всего 6 м²) кухни — советский гражданин не должен был тратить время на готовку дома. Работники завтракали, обедали и ужинали только на «фабриках-кухнях».
Двигаясь дальше по Восточной, мы увидим Солевую (Соляную) башню Симонова монастыря — это та небольшая часть, которая сохранилась. Напротив Солевой башни виднеется здание, похожее на современное, но нет — оно построено в 1920-е и тоже относится к авангарду.
Жилой комплекс завода Лихачёва
Восточная, 9
5-этажное здание, где на первых двух этажах располагался весьма крупный гастроном, а на верхних трёх были квартиры. Обратите внимание, что следующие корпуса имеют схожие элементы, этажность и расположение. Все эти дома объединялись в единый рабочий посёлок, где выдавали жильё работникам местных фабрик — в данном случае, работникам завода имени Лихачёва (ЗИС). После реконструкции первый этаж остался исполнять свою функцию, а вот второй этаж стал уже жилым, и современные жильцы очень довольны огромными окнами в квартире.
И если фасады следующих корпусов изменились не сильно, то данный корпус подвергся значительным преобразованиям. Например, его надстроили двумя этажами с большими окнами, которые сейчас тоже заселили.
ДК завода имени Лихачёва
Восточная, 4, корпус 1
Напротив жилищного комплекса 1920-х годов располагается ДК ЗИЛ — один из главных памятников советского авангарда. Он был построен в 1930—1937 годы на месте, где располагался Успенский собор Симонова монастыря. К слову, строительство и открытие Домов культуры на священной земле — частая практика в СССР. Но в данном случае это был не дом, а целый Дворец, самый большой в большевистской стране.
Дворец начали строить в 1931 году. Строительство планировалось реализовать поэтапно, поэтому зрительный зал был построен в 1933 году, а вторая часть лишь в 1937 году. Однако проект осуществлен не полностью, а только Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Планировалось еще строительство отдельного большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмной композицией, найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Внутри имеются зрительные залы, большой лекторий, библиотеки, пространства и кабинеты для кружков, холлы и буфеты.
На фото можно увидеть те самые опоры-колонны, благодаря которым стало возможным использовать ленточные окна и делать пространство максимально светлым.
Жилой дом ЗИЛа
Велозаводская, 3/2
Проходя мимо стадиона «Торпедо» по Восточной улице, дойдём до улицы Велозаводская и встретим весьма необычный большой жёлтый дом с колоннами. Известное здание под номером 3/2, второй корпус за ним и ещё один небольшой корпус на улице 1-я Машиностроения — это кусочки огромного нереализованного архитектурного проекта, который так и остался на бумаге.
В начале 1930-х начали постепенно складываться принципы будущей застройки и реконструкции Москвы, главным направлением которых стало создание и строительство масштабных ансамблей. Комплекс жилых домов Завода имени Сталина (ЗИС, завода имени Лихачёва) проектировался архитектором Милинисом в мастерской с учётом планов на градостроительное будущее Москвы. Все улицы района должны были стать магистралями и застраиваться похожими жилыми комплексами.
Здания главного жилого квартала группировались вокруг двух больших дворов прямоугольной формы. По бокам от проездной арки должны были располагаться массивные башни, которые силуэтом отдалённо напоминают нереализованный Дворец Советов. На первых этажах планировались магазины и организации, выше — жилые квартиры. По разным причинам проект так и не был воплощён, как и многие проекты будущей реконструкции Москвы.
За такую короткую прогулку мы изучили только малую часть архитектуры авангарда в этом районе, но это был важный этап в архитектуре до активного строительства сталинской Москвы.
gdeetotdom
PRO недвижимость
Практические материалы для покупателей и продавцов недвижимости, арендаторов и арендодателей
Велозаводская,3: Памятник архитектуры на рабочей окраине
Когда случайно попадаешь в московский район под названием Южнопортовый, невольно ожидаешь от него соответствующего духа, чего-то одесского, необычного. Проносятся в голове и скептические мысли: «Это же юго-восток столицы, сплошь промзона!» Но на ловца и зверь бежит: необычное все же находится! На углу Новоостаповской и Велозаводской улиц расположен удивительный дом.
Заводской район
Если идти от метро «Дубровка», сначала проходишь действующий хлебозавод. Еще как действующий! Запахи сдобы разносятся по всем району. После хлебозавода надо миновать еще пару домов. Со стороны Велозаводской к дому № 3 подступает еще один завод — ЦНИИ «Комета» по производству космических аппаратов. Один из жильцов дома вспоминает: «Справа от дома, за кустами, проходная завода, который в назывался „Мосприбор“. На нем 35 лет верой и правдой работала моя мама, отсюда меня каждое лето отправляли в пионерский лагерь „Маяк“ от этого самого завода. Потом проходную переоборудовали, завод назвали „Комета“, а деревья уничтожили». Другой собеседник, глядя на архивное фото, уточняет, что завод якобы производил пулеметы (вполне возможно, в военные годы), а затем системы управления ракетами.
Впрочем, дом на Велозаводской к этим предприятиям не имеет никакого отношения. А селились здесь сотрудники автозавода им. Лихачева (ЗИЛ), который находится на Автозаводской улице.
Дом строился в годах по проекту известного архитектора Игнатия Милиниса, который разрабатывал и проекты дома культуры завода «Серп и молот», и знаменитого Дома Наркомфина. При этом последний является памятником архитектуры и наличествует в электронном реестре сайта «Культурное наследие», а дом на Велозаводской — нет. Хотя вспомним, что наполненность реестра памятников — давняя проблема.
Зато дом на Велозаводской включен в список экскурсии «Выход в город», организованной при поддержке Департамента культурного наследия Москвы. Да и в объявлениях о продаже квартир всезнающие риэлторы подчеркивают: дом с колоннами — памятник архитектуры!
Туннель с фаянсом
Колонны, конечно же, не единственная значимая деталь этого проекта. Корпуса семиэтажного дома соединены квадратной аркой, которую венчает галерея с колоннами. Над аркой, кстати, нет жилых помещений, то есть она выполняет вроде бы чисто эстетическую функцию — ну, еще конструктивную, соединяя корпуса в единое здание. Хотя сказывают, что в советское время по праздникам арку занавешивали портретами вождей. Кто знает, может, скоро снова пригодится.
Окна здесь высокие и немного напоминают мастерские художников в доме на Верхней Масловке. Потолки — 3,2 метра. Балконы тоже выполнены в виде галерей — точнее, это лоджии, площадью около 20 метров! В некоторых квартирах по две лоджии.
Вот такой отзыв об этом доме встретился в сети: «Очень интересна планировка квартир. Я нигде ещё не видел, чтобы в ванной было полноценное окно, да ещё на первом этаже. Или, например, такой туалет — длинный узкий туннель, в конце которого стоит фаянс. Вместе с тем, высота потолков, лепнина, толщина стен, колонны на балкончиках внушают уважение и даже какое-то мистическое восхищение».
Кстати, что характерно: обычно здания эпохи конструктивизма вызывают у современного человека мало позитивных эмоций. Но этот дом симпатичен многим — уважение вызывают его масштаб, сам необычный проект и, возможно, то, что такое старое здание сохранилось в заводском районе.
Район, кстати, сложно и обругать, и захвалить. Из явных минусов можно выделить то, что все-таки вокруг много заводских территорий. Также Велозаводская улица является крупной шумной магистралью и переходит в трассу М4. Здесь не редки пробки даже не в часы пик.
Зато пешком можно дойти до станции метро «Дубровка» или добраться транспортом до «Кожуховской», «Автозаводской» или «Пролетарской». Пешком можно добраться и до набережной Москвы-реки, а также посетить Крутицкое подворье — памятник XIII века с палатами, храмами, теремами.
В самом доме № 3 находится супермаркет «Магнит», что облегчает жизнь здешним обитателям. Через дорогу — городская больница № 13, которая, кстати, после капремонта выглядит нисколько не отпугивающе, при больнице еще и оборудован сад для прогулок. Район вообще довольно зеленый. Хотя зимой впечатления наверняка будут другими.
Памятники начинают и проигрывают
Итак, сколько же стоит поселиться в памятнике архитектуры в ЮВАО? В доме продается всего четыре квартиры, все они многокомнатные. Самая дешевая — «трешка» за 12,8 млн рублей: прилагается 4 балкона (очевидно, по 2 спаренные лоджии) и пресловутая ванна с окном — для седьмого этажа даже плюс!
Самое дорогое предложение — шестикомнатая угловая квартира, 130 кв. м, с окнами на три стороны, с двумя лоджиями, третий этаж — почти 17 млн рублей (около 130 000 рублей за метр).
Жилья в аренду здесь нет: только в доме напротив сдается трехкомнатная квартира за 54 000 рублей в месяц, из которой можно смотреть на интересный дом квадратной аркой.
Для сравнения: квартиры в панельной новостройке на Велозаводской, 2 продаются дороже (по цене метра). Например, двухкомнатная без отделки, площадью 68 кв. метров, обойдется в 12,8 млн рублей. Малогабаритная «двушка» 38 метров продается за 7 млн рублей (186 000 рублей за метр).
Напрашивается неутешительный вывод: похоже, за пределами центрального округа памятники архитектуры чиновники замечать не собираются.
Обозреватель ГдеЭтотДом.РУ Юлия Зябликова
Улица Ленинская слобода начинается от Велозаводской и идет на юго-запад к ЗИЛу. Она затерялась между шумными магистралями и многоэтажными домами, но хранит в себе много интересного и неожиданного. Городская жилая застройка здесь сменяется промышленной, а древности соседствуют с советским периодом и современностью. Само название улицы является, конечно, советским (её так и не переименовали в эпоху возвращения старых названий, в советское время местные жители называли Хутором Ильича), в XIX и в начале XX веков на картах здесь значился Симоновослободский вал. Он начинался у перекрестка улиц Симоновский вал и Велозаводской, шёл на юг, затем совпадал с нынешней Ленинской слободой и заканчивался где-то у Москвы-реки. Нынешняя трасса улицы оформилась окончательно в 1950-х годах.
Слева от улицы Ленинская слобода в настоящее время расположена муниципальная автостоянка. До 1972 года здесь находился старый Велозаводский рынок, складские помещения. Рынок был выстроен в 1932 году по проекту архитекторов Ю.С. Гриневецкого и М.Ф. Оленева. «Строительство Москвы» отмечало, что по разработанности проекта одним из лучших является рынок открытого типа Велостроя. Рынок включал в себя три части: площадка с тремя рядами палаток, зона колхозной торговли с возов, культурные и санитарные предприятия рынка. На рынке предусматривался детский сад для детей колхозников, была так называемая культчайная, расположенная на приподнятой веранде, эстрада.
В начале улицы был также расположен тир, открытый в 1957 году.
Уточним, ранее Пересветов переулок (1-й Восточный) шёл от улицы Восточная вдоль домов №2 и 4, затем поворачивал к Симонову монастырю. Позже от переулка был проложен небольшой проезд к Симоновослободскому валу, а затем в 1950-х гг. переулок получил свою современную трассу. Симоновослободский же вал был упразднен, как и железнодорожная Лизинская ветка, идущая вдоль него.
Лизинская ветка ответвлялась от Симоновской (шла на берег Москвы-реки к товарной станции «Симоново») у Пороховых погребов, проходила вдоль вала и пересекала нынешнюю улицу Ленинская слобода как раз на перекрестке её с Пересветовым переулком. Лизинская ветка была проложена в 1894 году Павлом Павловичем фон-Дервизом и названа по Лизиному пруду, мимо которого шёл её путь.
Слева от нас расположено рестроран «Баязет», в прошлом на этом месте была закусочная.
А теперь вернемся к домам № 5. В соответствии с планом участка, перед нами бывшие жилые дома для служащих Общества. Сейчас в доме слева (№5 корпус 2 строение 2) находится женская консультация (упоминается в 1985 году), а в доме справа (№ 5 корпус 2)- подстанция скорой помощи. Во дворе сохранилось также здание каретного сарая (снесено в мае 2016 г.). Были они построены, очевидно, до 1900 гг.
Из воспоминаний известно, что в одном из этих зданий состоялось заседание первого Симоновского районного совета. После революции в домах продолжали жить служащие складов Восточного общества и ж/д станции «Лизино». Вероятно, в доме слева в начале 1920-х было решено разместить клуб завода «Динамо» «Труд и творчество», который в декабре 1923 года был переименован в Дворец труда «Пролетарская кузница». По архивным документам Дворцу труда дом был передан в 1929 году (весь дом целиком). (Идея строить дворцы для рабочих появилась сразу после Февральской революции. В первом же обращении Управы Симоновского района одним из пунктов программы значилось построить «дворцы народу».)
Похоже, что позже клуб переехал в здание трапезной Симонова монастыря, где устроили кинозал, а дом использовался как общежитие, в 1950-х годах здесь находилась администрация станции «Лизино».
В доме справа (№ 5 корпус 2) 29 января 1927 года была открыта центральная Симоновская амбулатория, об открытии которой написали в журнале «Строительство Москвы» ( страница 1 страница 2 ). В мае 1926 года приступили к капитальному ремонту и перестройке здания. Старые перегородки были сломаны, сделаны новые, потолки подняты, окна расширены. Дом был присоединен к сети водопровода и канализации. Провели электричество, паровое отопление. Амбулатория была оборудована по последнему слову техники, на вооружении имелись аппарат Дарсонваля, большая электростатическая машина, мультостат (аппарат для лечения электрическим током) и др. Были и два нововведения: карточки подавались с первого этажа при помощи подъемника, в кабинетах были устроены вытяжные шкафы. Позднее в здании была районная поликлиника №65, а ныне подстанция скорой помощи № 3.
Дом № 4 по другой стороне улицы был построен в 1958 году на месте деревянной застройки. В XIX веке здесь были монастырские огороды.
Продолжим наш путь по левой стороне улицы. Жилой дом № 7 других аналогов в районе не имеет. История его не ясна, но он значится 1924 года, а значит это самый старинный жилой дом Советского периода в районе (да и один из первых домов, построенных в годы Советской власти). Здесь жили работники предприятий Ленинской слободы. Из внешнего облика дома видно, что первоначально он был двухэтажным с полуподвалом, а потом был надстроен ещё тремя этажами (возможно, в два этапа). Говорят, в 1990-х годах дом оборудовали лифтом. Обратим внимание на частично сохранившуюся ограду и чугунные ворота. Добавим, что ранее рядом стояли деревянные домики.
Рядом с домом №7 находится остановка автобуса №9, маршрут заменил собой упраздненные трамвайные. Автобус поворачивает далее в Пересветов переулок и идёт по Симоновскому валу. Напротив дома № 7 расположен сквер. Говорят, что данная фотография со скульптурой «Рассказ о перекопе» И.Н. Жукова сделана именно в этом сквере.
Далее возвышается дом, который нарушил идилию Симоновского района как нельзя хуже. Тринадцати–пятнадцатиэтажный семиподъездный монолитный жилой дом п остроен в 2011 году по индивидуальному проекту – застройщик ООО «Инжиниринговая компания „Серебряный двор”». Количество квартир: 300 (60 переданы семьям военнослужащих и 30 – городу для дальнейшей передачи нуждающимся москвичам). В строенный детский сад на 60 мест. Автостоянка на 181 машино-место.
На его месте совсем ещё недавно стоял склад 1909 года постройки. Только относился он не к Восточному обществу (здесь территория его заканчивалась), а к складам Русского для внешней торговли банка. В советское время здесь находился склад медоборудования. От былого сохранилась электрическая подстанция (дом 11).
Итак, мы дошли до пересечения улицы Ленинская слобода с улицей Восточной. В XIX веке здесь находилась Симоновская застава, образ которой запечатлен на гравюре 1843 года.
Теперь скажем несколько слов об истории названия улицы Ленинская слобода и история эта, скажем откровенно, весьма туманна. Нам так и не удалось точно установить в каком году и как назывался тот или другой отрезок улицы. Скорее всего, переименование происходило хаотично, а на картах в той или иной степени отражались реалии своего времени. Трасса нынешней улицы Ленинской слобода, как было уже сказано, совпадает с камер-коллежским валом. На его месте во второй половине XIX века возникли одноименные улицы. Но в советское время участки Симоновослободского вала получили различные наименования. Симоновослободский (иногда Симонослободский) начинался от улицы Велозаводская, а заканчивался у сквера по улице Ленинская слобода. Далее улица получила другое название. Из специальной литературы известно следующее. В 1919 году бывшую Симонову слободу (это было названием района) переименовали в Ленинскую в честь посещения вождем Симоновой слободы. Затем (указывают 1922 год) в Ленинской слободе появился Ленинский проезд. Он показан на планах на участке от Москвы-реки до автозавода (нынешней улицы Автозаводской). А в 1930 году (на картах фигурирует уже в 1929 году) участок от нынешней улицы Мастеркова до Ленинского проезда получил наименование улица Ленинская слобода. И вот, наконец, в 1950-е года улицей Ленинская слобода был назван весь участок от Велозаводской до автозавода. То есть, были присоединены часть вала и Ленинский проезд (хотя по планам этот проезд уже давно входил в состав главной улицы). Что же касается улицы Восточной, которая теперь прямиком выходит на улицу Мастеркова, то свое нынешнее направления она получила, скорее всего, в начале 1970-х годов. Судя по планам, старая деревянная застройка сохранялась здесь вплоть до конца 60-х, затем была снесена, а на ее месте были построены башни.