вишневый сад история создания жанр система персонажей
«Вишневый сад»: история создания, жанр, герои
Разрушение дворянского гнезда
Художественная литература потому и называется художественной,
что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле.
Ее назначение – правда безусловная и честная».
А.П. Чехов
После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О.Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».
Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней – самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе России. В ней отразились многие жизненные впечатления А.П. Чехова. Это и воспоминания о продаже родного дома в Таганроге, и знакомство с Киселевым – владельцем имения Бабкино под Москвой, где Чеховы жили в летние месяцы 1885–1887 годов. А.С. Киселев, который после продажи имения за долги поступил на службу в качестве члена правления банка в Калуге, во многом стал прототипом Гаева.
В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом в сознании писателя постепенно вызревал замысел произведения, в котором отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнезд.
Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А.П. Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», – сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, Чехов создавал «большую пьесу».
Первое представление «Вишневого сада» на сцене Московского Художественного театра состоялось в день рождения А.П. Чехова – 17 января 1904 года. Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора пьес многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию литературной деятельности А.П. Чехова.
Писатель был тяжело болен, но все же пришел на премьеру. Зрители не ожидали его увидеть и появление это вызвало громовые аплодисменты. В зале собралась вся артистическая и литературная Москва. В числе зрителей были Андрей Белый, Валерий Брюсов, Макси Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и др.
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М.П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О.Л. Книппер).
Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К.С. Станиславский).
А.П. Чехову казалось, что театр всю пьесу делает не в том тоне; он настаивал, что написал комедию, а не слезливую драму, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина – комические. Но основатели Художественного театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, высоко оценивая пьесу, восприняли ее как драму.
Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А.И. Ревякин пишет: «Признать «Вишневый сад» драмой – это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса “Вишневый сад” не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
Спор о жанре пьесы продолжается по сей день. Диапазон режиссерских интерпретаций широк: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Ответить однозначно на этот вопрос невозможно.
В одном из писем Чехова есть такие строки:
«После лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, – и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего». Эти мысли созвучны тем чувствам, которые вызывает пьеса «Вишневый сад».
Конфликт и проблематика пьесы
Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века?
Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов, что свидетельствует о наступлении новой исторической эпохи.
Внешний сюжет пьесы – смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. Но в чеховских произведениях особая природа конфликта, которая позволяет обнаружить внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем главным является не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который В.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».
Чехова интересуют переживания героя, не декларируемые в монологах («Чувствуют не то, что говорят» – К.С. Станиславский), но проявляющиеся в «случайных» репликах и уходящие в подтекст – «подводное течение» пьесы, что предполагает разрыв между прямым значением реплики, диалога, ремарки и смыслом, который они обретают в контексте.
Действующие лица в пьесе Чехова, по сути, бездействуют. Динамическую напряженность «создает мучительная несовершаемость» действий, поступков.
«Подводное течение» чеховской пьесы таит скрытые в ней смыслы, обнаруживает двойственность и конфликтность, изначально присущие человеческой душе.
1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.
2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
«Вишнёвый сад» анализ произведения, история создания
В своем произведении «Вишневый сад» автор описывает Россию в целом. Он показал ее прошлое, нарисовал умирающее настоящее и заглянул в далекое будущее. Чехов выразил свое собственное отношение к происходящим в стране событиям. Он предсказал надвигающиеся перемены, ожидающие страну, хотя самому ему уже не суждено было их увидеть. Это последняя пьеса автора, написанная незадолго до смерти и занявшая почетное место в классике русской литературы. Ниже дан краткий литературоведческий анализ произведения выдающегося драматурга.
Краткий анализ
Год написания — 1903
История создания — Личный пример отца писателя, вынужденного продать свое родовое поместье, подсказал писателю сюжет пьесы.
Тема — В произведении автор раскрывает тему времени, вырождение старого общества и развитие будущего.
Композиция — Композиция пьесы состоит из 4-х действий.
Жанр — По признанию самого автора, он писал комедию. С точки зрения современности, жанр «Вишневого сада» более относим к жанру трагедии.
Направление — Реализм.
История создания
Из письма Чехова к своей жене известно, что работу над своей новой пьесой автор начал в 1901 году. Стимулом к созданию этого произведения послужила личная семейная трагедия писателя. Жизненные обстоятельства сложились так, что отцу Антона Павловича пришлось продавать свое родовое поместье, чтобы выпутаться из долгов.
Возможно, вам также будет интересна статья: Пьеса Островского «Бесприданница» — анализ
Писателю были близки и понятны те чувства, которыми он наделил героев пьесы. И такое случалось не только в его семье. Повсюду, по всей великой России шло вырождение дворянства как класса. Разорялись зажиточные крепкие хозяйства, огромное количество бывших когда-то богатейших имений шло с молотка. Так начиналась новая веха в истории страны.
Весь этот разрушительный процесс не мог оставить в стороне гения русского писателя, и из-под пера автора вышла его последняя пьеса, ставшая вершиной творчества драматурга. Во время создания этого шедевра русской классики писатель был уже тяжело болен, работа двигалась не так быстро, как хотелось, и была завершена только в 1903 году.
Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.
Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак. С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает. Так и в России все начинает рушиться.
Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно. С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять. Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.
Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне. Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию. Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.
Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.
Композиция
Пьеса разделяется на четыре действия. Экспозиция — обитатели имения ожидают приезда своей хозяйки из-за границы. Все что-то говорят, совершенно не обращая внимания друг на друга, не слушая собеседника. Таким образом Чехов показал многоликость разобщенной России.
В первом действии происходит завязка — наконец-то появляется хозяйка имения Любовь Андреевна Раневская и окружающим становится известно, что имение находится на грани разорения. Уже нельзя ничего предпринять. Лопахин, бывший крепостной, а теперь разбогатевший помещик, предлагает хоть как-то спасти имение. Суть его предложения заключается в том, чтобы вырубить вишневый сад, а освободившиеся участки сдать в аренду.
Во втором действии продолжается развитие сюжета. Все так же идет обсуждение судьбы имения. Раневская не принимает никаких решительных действий, она ностальгирует по безвозвратно уходящему прошлому.
Кульминация происходит в третьем действии. Любовь Андреевна устраивает прощальный бал в имении, которое на торгах приобретает бывший крепостной Раневских, нынешний купец из семьи Лопахиных, Ермолай.
В четвертом действии пьесы история приходит к развязке. Любовь Андреевна вновь покидает родную страну. Планы ее недальновидны и бестолковы. Она промотает последние сбережения, и больше ей не на что надеяться. Бывшая хозяйка имения настолько безответственна и легкомысленна, что она забывает старого и преданного слугу Фирса в доме. Никому не нужный и забытый всеми слуга остается в заколоченном доме, где и умирает. Прощальным аккордом по уходящему прошлому звучит одинокий стук топора о вырубаемые деревья вишневого сада.
Возможно, вам также будет интересна статья: «Дама с собачкой» — смысл произведения
Трудно определить жанр этого произведения. Сам автор признавал, что начинал писать комедию, а она превратилась в фарс. Когда пьеса вышла на сцене театра, ей дали определение «драма». С точки зрения современности, ее легко можно причислить к жанру трагедии. До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. Чехов размышлял о судьбе России, думал о том, что ее ожидает. Философская направленность этого произведения каждому дает возможность определить это со своей точки зрения. Главное, что пьеса никого не оставит равнодушным. Каждого она заставляет задуматься и о себе, и о смысле жизни, и о судьбе своей Родины.
Анализ «Вишнёвый сад» Чехов
Всего получено оценок: 3435.
Всего получено оценок: 3435.
Пьеса Чехова “Вишнёвый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печали об уходящей эпохе русского дворянства. Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил своё отношение не только к прошлому России, но и к её настоящему и будущему. Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Год написания – 1903 г.
История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишнёвого сада”.
Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишнёвый сад”, – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.
Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделённая на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.
Жанр – Чехов называл пьесу “Вишнёвый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.
Направление – “реализм”.
История создания
История создания “Вишнёвого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать своё “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами. Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать образ Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С., которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.
И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо весёлой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.
Анализ произведения “Вишнёвый сад” невозможен без определения темы.
Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти своё место в изменившемся мире.
Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петя.
Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить, – это одна из основных мыслей произведения.
Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Это инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишнёвый сад, хотя пережила в нём немало бед, но все равно возвращается туда.
Эта женщина не умеет любить. Иначе как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают внутри? Окружающие её люди, которые сделали ей немало добра, для неё никто.
Конфликт отцов и детей также проходит красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребёнок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.
Сам же вишнёвый сад – это символ России. Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петя мечтают о новом саде, старый погибающий сад им ни к чему. Гаев, как и Раневская, любит вишнёвый сад, но ничего для его сохранения не предпринимает.
Композиция
Композиционно пьеса состоит из пяти частей.
Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда из Парижа хозяйки имения Раневской с дочерью. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.
В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишнёвого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.
Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.
Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал, и пока они веселятся, проходят торги и их усадьба уходит с молотка. Её приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.
Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать своё состояние. После её отъезда все герои расходятся кто куда. В доме остаётся лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Вишнёвого сада», а для основных подготовили отдельные страницы:
Определить жанр “Вишнёвого сада” непросто. Сам Чехов считал своё произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.
История создания и анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»
История создания «Вишневого сада» Чехова длилась несколько лет. Известно, что план произведения писатель составил еще в 1901 г., но официальной датой окончания является 14 октября 1903 г. На момент написания Антон Павлович уже был популярным драматургом. Постановку пьесы особенно ожидали в Художественном Театре Москвы, с которым автор плотно работал долгие годы. Краткое содержание и анализ поможет учащимся в 10 классе написать доклад для урока литературы.
История создания пьесы
«Вишневый сад» Чехов написал за год до своей смерти. Это социальная пьеса о вырождении дворянства в России. Антон Павлович начал писать это произведение в 1901 г. Замысел сюжета ему подсказала окружающая реальность. В то время часто выставляли на продажу усадьбы за долги. Свой вклад привнесли и собственные переживания автора. Когда-то его семье также пришлось продать дом из-за кредитов и переехать в другой город, поэтому писатель знал, что чувствовали главные герои.
Работа происходила тяжело, писателя в то время уже сильно беспокоила болезнь. Как и в остальных своих произведениях, Чехов пытался максимально точно описать характеры персонажей и идею пьесы.
Творческий путь создания «Вишневого сада» начался с намерения написать веселую постановку. После издания «Трех сестер» Чехов пытался изменить направление драмы (из сообщения в письме к О. Книппер): «Следующее произведение, которое я напишу, будет обязательно смешным, по крайней мере, по замыслу…».
Но во время работы писатель не мог сдержать свои переживания за судьбу страны и написал трагикомедию, но еще намного мрачней, чем прошлая пьеса, при этом это было его последнее сочинение.
Невзирая на тяжелую болезнь, он все-таки приходит на премьеру спектакля, где его наградили бурными овациями: собравшаяся публика сполна оценила творчество Чехова.
Жанровая принадлежность
Писатель пытается создать максимально реальную атмосферу. Его герои натуралистичны, окружение изображено буднично и приземлено. Все события типичны и естественны. Но определенные черты выделяют то, что произведение было создано в период модернизма.
Оно относится к новому явлению — театру абсурда. Именно по этой причине персонажи не разговаривают друг с другом, в произведении практически нет диалогов, а то, что ими может показаться, больше напоминает реплики, кратко сказанные в пустоту. Большинство героев говорят сами с собой, такой прием показал нищету и пошлость их жизни. Экзистенциальное значение основных монологов тоже указывает на новаторство писателя.
Сам автор определил свою пьесу как комедию. Но прочитавшие ее Станиславский и Немирович-Данченко комизма в ней не увидели, напротив, отнесли произведение к трагедии. Сегодня критики ее относят к трагикомедии.
Смысл названия и композиция
Сад в произведении обозначает уходящую эпоху дворянского общества. Выбранное Чеховым название дает возможность с помощью языка символов сформулировать основную мысль всего повествования скрыто и оригинально. Садом является Россия, попавшая в эпоху нового доминирующего класса — купечества. Ничтожное и инфантильное дворянство потеряло страну, ему приходится доживать свой век. В заглавии отображается тревога Чехова за будущее страны.
Основной конфликт в произведении — противостояние будущего, настоящего и прошлого. Автор не пытается стать на чью-то сторону, разговоры героев не имеют вычурности и экспрессии.
Пьеса имеет классическую структуру и разделена на 4 действия:
Особенность произведения заключается в отсутствии ярких сцен, даже важные события преподносятся буднично и спокойно.
Краткое содержание
Знатная помещица Любовь Раневская приезжает в родовое имение после продолжительного нахождения во Франции. По приезде ей говорят, что дом с дорогим для нее вишневым садом скоро продадут за долги.
Предприниматель Лопахин предложил Раневской план спасения усадьбы — отдать в аренду дачные участки, однако женщина не принимает все происходящее серьезно и ожидает чуда. В то же время ее брат Гаев безуспешно пытается одолжить деньги, чтобы купить дом на аукционе. Варя, приемная дочка хозяйки усадьбы, пытается сэкономить на всем и со временем превратилась в наемную домработницу в своем же имении. Анна, родная дочка, слушает высокие речи Пети Трофимова и не пытается спасти сад. Жизнь в поместье идет размеренно и спокойно. Лопахина игнорируют, Гаев обещает спасти дом, но ничего не делает для этого.
В результате имение продают на аукционе, его приобретает Лопахин. Он решает вырубить сад и снести дом. Гаев устроился в банк, Раневская уехала назад во Францию, Аня поступила в университет, Варя уходит в экономки в соседнее имение, а в заброшенном поместье остался лишь позабытый всеми престарелый лакей Фирс.
Описание персонажей
Чехов не создает говорящих фамилий как Грибоедов или Островский, но существуют внесценические персонажи (к примеру, ярославская тетя, французский любовник), они очень важны в произведении, но писатель не выводит этих героев во «внешнее» действие. В пьесе отсутствуют хорошие и плохие образы, но описана многогранная система действующих лиц:
Образы персонажей являются символичными, каждый обозначает и показывает свой статус и свою эпоху.
Основная тематика
Тема произведения уникальна, поскольку чаще всего в реалистических драмах не применяется много символов. Но модернизм сыграл свою роль, и теперь в пьесе все не так просто, как может показаться на первый взгляд:
Раскрытие проблем
Проблематика произведения — актуальные философские и социальные вопросы, волнующие любого здравомыслящего человека. Чехов пытается поднять следующие проблемы:
Символика в произведении
Для главных героев вишневый сад — напоминание прошлого, но его восприятие у всех значительно отличается. Раневская помнит свою беспечную дворянскую жизнь, Лопахин — несправедливость крепостничества. При этом в устах Пети он получает другое значение — вся страна. Он хочет высадить новый сад — поменять все в лучшую сторону.
Немаловажную роль в пьесе символизирует звук. Например, звучание лопнувшей струны в конце является символом полного отмирания старых устоев. После чего всем персонажам стало грустно, разговор заканчивается.
Остальные детали в произведении также могут сказать больше, чем диалоги. Варя в гневе кидает ключи от поместья на землю, Лопахин без колебаний подбирает их, даже не увидев смысл в этом жесте. Именно по этому принципу и перешла Россия из одних рук в другие. Высокомерные дворяне бросали все состояние, а купцы не гнушались поднять его с пола.
Смысл и идея
«Вишневый сад» отображает полный распад феодализма и начало капиталистического строя. Но читатель вряд ли испытает ликование. Антон Павлович все время был выше социальных проблем. Писатель показал, что эпоха Лопахина, идущая следом за эрой Раневской, в основном будет такая же печальная.
Но основная мысль произведения не в безысходности. Идея состоит в том, что все равно существует надежда на изменение к лучшему, и это будущее обязательно настанет, если люди будут контролировать ситуацию. Проблема помещиков, что дворяне не преумножали, а тратили состояние предков, а купцов — что они только копят деньги, но не думают о чем-то другом. Но вот люди будущего осознают, что необходимо опять посадить сад, но лишь собственным руками, а не чужим трудом.
Произведение показывает неоднозначность жизни, учит читателя не разделять мир лишь на плохое и хорошее. Вывод писателя — важность созидания и человеколюбия для всех общественных сословий и классов. Здесь нет нижних слоев населения, в обществе присутствуют только несчастные люди, у них просто нет радости в жизни.