вия артмане биография личная жизнь дети фото биография
Вия Артмане: биография, дети, факты, фото, видео
😉 Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Вия Артмане: биография, дети, факты, фото, видео» — о главных этапах жизненного пути латвийской актрисы театра и кино.
Актриса Вия Артмане
Имя при рождении: Алида Фрицевна Артмане. Родилась 21 августа 1929 года в Кайве, Тукумский уезд, Латвия. Умерла 11 октября 2008 (79 лет). Народная артистка Латвийской ССР, Народная артистка СССР. Приняла православие, взяв имя Елизавета. — Лев.
Слава Артмане не знала границ! Но здесь мы не будем говорить о ее творчестве и фильмографии. Посмотрим как складывалась ее необыкновенная судьба.
Она по праву считается одной из самых утонченных артисток отечественного кинематографа, особенно ей удавались на экране как аристократические натуры, так и душевные лиричные героини.
Кто знал актрису лично, говорят о ее деликатности в общении. Кто бы мог подумать, что она была отнюдь не «голубых кровей». Давайте приоткроем занавес …
Настоящее имя актрисы — Алида. Она родилась в деревне, в семье крестьян. Мать — Анна, полька. Отец — Фриц, из прибалтийских немцев. Когда ему было 19 лет, он умер от несчастного случая за 4 месяца до рождения дочери.
Мать с грудным ребенком — Алидой скиталась по разным углам, затем батрачила у зажиточных крестьян. В 10 лет мать отдала Алиду в пастушки, пять лет она работала пастухом.
Когда Алида училась в школе, она хотела стать юристом, «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых», но волшебство кино и театра ее притягивало больше.
Когда девушке исполнилось 15 лет, они с матерью осели в Риге. Здесь мать устроилась работать уборщицей на радио, а Алида стала ее помощницей. Как же было трудно жить на эти гроши: покупать еду, одежду и книги. В Риге они жили в крохотной комнатке с низким потолком, похожей на чердак.
Чемодан служил письменным столом. В одной из рижских танцевальных школ Алида училась танцам. Потом ее увлек театр и она вопреки всему поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса (здесь она проработает 50 лет!) Она поменяла свое имя на более звучное — Вия и начала новую жизнь.
Вия Фрицевна Артмане
Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь
К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.
Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.
Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.
Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».
Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.
Евгений Матвеев
Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.
Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.
Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»
О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.
С дочерью Кристианой
В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.
Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.
Дети Вии Артмане
Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере
Жизнь королевы
С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.
Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.
Но она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.
Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем Елизавета. Выходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!
Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).
Вия Артмане: биография (видео)
Друзья, если вам понравилась статья «Вия Артмане: биография», поделитесь в социальных сетях. 🙂 Спасибо! Заходите за новыми историями!
«Родная кровь» Вии Артмане: Самая большая тайна латвийской звезды советского кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вия Артмане начала сниматься в кино в 27 лет, уже после того, как состоялась в качестве театральной актрисы. Хотя с первых же работ молодой красавице доверяли главные роли, первый успех пришел к ней только спустя 7 лет, когда она снялась в фильме «Родная кровь». В СССР его посмотрело 35 млн зрителей, по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Вия Артмане была признана лучшей актрисой года. К ней пришла всесоюзная популярность, а в Латвии она стала национальной гордостью. Этот фильм получил несколько кинопремий, в том числе награду «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.
Партнером Вии Артмане на съемочной площадке стал советский актер Евгений Матвеев. На экранах они играли влюбленную пару и смотрелись настолько гармонично, что им нельзя было не поверить. По сюжету, во время Великой Отечественной войны танкист Владимир Федотов по пути из госпиталя домой на побывку знакомится с паромщицей Соней, матерью троих детей. У них начинается роман, и после демобилизации Федотов приезжает к Соне. Однако их счастье было недолгим – женщина умирает после болезни. Вскоре появляется отец детей Сони, но двое из них решают остаться с Федотовым.
Только годы спустя актриса призналась, что их роман продолжался и за кадром. На тот момент Евгению Матвееву был 41 год, он был уже популярным артистом, у которого было сотни поклонниц. Он был женат, у него росло двое детей. Его дочь Светлана рассказывала, что каждый раз, играя историю любви, ее отец искал в партнерше « зацепку, изюминку, какой-то манок, чтобы возникли уже не совсем актерские чувства ». Но в тот раз Матвеев был обескуражен: « Она холодная, отстраненная… Не знаю, с какого боку подойти. Как я буду сниматься с ней в любовных сценах? » Вие Артмане он поначалу не нравился. « Евгений Семенович произвел на меня впечатление сурового, замкнутого человека, я даже не могла предположить, что в душе этого человека просто горел огонь. Возможно, я долго не могла понять, что чувствует он на самом деле », – рассказывала актриса. Но во время съемок ему все же удалось найти подход к холодной красавице, и их чувства переросли в настоящие.
Вия Артмане тоже была замужем, но этот брак вряд ли можно было назвать счастливым. Ее супруг, актер Артур Димитерс, оказался патологическим ревнивцем. Любовная идиллия продлилась всего несколько недель, а потом муж начал устраивать ей скандалы по любому поводу. После рождения сына Каспара в 1957 г. Вия надеялась, что это спасет их брак, но ничего не изменилось. Когда она уехала на съемки фильма «Родная кровь», муж устраивал ей сцены ревности из-за Евгения Матвеева, но на этот раз его подозрения оказались небезосновательными. После того, как актриса вернулась в Латвию, у нее родилась дочь Кристиана, и только спустя несколько десятилетий Вия призналась в том, что ее отцом не был Артур Димитерс. По словам актрисы, ей было нелегко сделать это, но она больше не могла скрывать правду.
Сама Вия Артмане никогда не говорила прямо о том, что их связывало с Матвеевым. В одном из интервью актриса рассказывала: « Конечно, на съемочной площадке возникают романы, но они недолговечны. Судите сами, как можно не влюбиться, если ты каждый день «играешь» любовь. Действительно, у меня с Евгением Матвеевым был бурный роман… на съемочной площадке. Но только на съемочной площадке. А теплые дружеские отношения мы пронесли через всю жизнь… »
В последний раз они увиделись на праздновании юбилея актрисы. Вия Артмане вспоминала: «И только в последнюю нашу встречу, а было это в Москве на мое семидесятилетие, я поняла, что Евгений Семенович был очень страстным мужчиной… Я эту встречу запомню на всю жизнь. Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, что через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя. Я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет прийти, Евгений Семенович был тяжело болен раком, но он пришел ко мне, пришел поздравить меня, и пришел проститься… ». Только после смерти Евгения Матвеева Вия Артмане призналась: « Это правда – то, о чем говорит народ, что что-то было. Было. Было. Иначе ничего подобного невозможно было бы сыграть ».
Сын Вии Артмане Каспар рассказывал: « У мамы с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но мама была человеком долга. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор: он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка – вылитый Матвеев!» Когда в 2008 году, в октябре, у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристиане, что ее отец – православный». Нам без слов было понятно, о ком идет речь. Впрочем, Кристиана по-прежнему считает своим отцом Димитерса ».
Ради детей Вия Артмане осталась с мужем. Евгений Матвеев тоже всю жизнь прожил с женой и детьми. На склоне лет актриса призналась, что не была счастлива в личной жизни: « Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вия Артмане: несчастливый брак и тайная любовь знаменитой актрисы
Вия Артмане – одна из самых знаменитых советских киноактрис, её роли в фильмах «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда» навечно вписаны в историю кино. На счету актрисы – почти сотня киноролей.
Актриса привлекала внимание не только своими замечательными ролями, но и весьма непростой личной жизнью – между любовью и семьёй Вия Фрицевна однажды выбрала семью.
Вия (полное имя Алида-Вия) Артмане появилась на свет 21 августа 1929 года в небольшом латышском посёлке Кайве Тукумского края в семье польско-немецких крестьян. 19-летний Фрицис Артмане из зажиточной немецкой семьи влюбился в крестьянку Анну так, что обвенчался с ней против воли своих родителей. Но прожили они с Анной всего пять месяцев. Как-то Фрицис взялся помочь беременной жене вытащить ведро воды из колодца. Колодец обрушился, молодой человек от травм вскоре умер. Девочку воспитывала мать, Анна Заборская.
В 15 лет, в 1944 году, девушка уехала в Ригу и поступила в столичную школу. Она хотела стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но, побывав в настоящем театре и окунувшись в волшебный мир, стала мечтать о сцене, и после войны подала документы в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году, в 20 лет. Вскоре после этого она убрала из своего имени часть «Алида», оставив лишь более изысканное Вия (фиалка), и начала выходить на сцену.
Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара. (К слову, в составе столичного театра Риги Артмане оставалась вплоть до 1998 года.) В кино Вию Артмане пригласят, когда та уже состоится как театральная актриса, отыграв на сцене десять лет.
А пока, на старте артистической карьеры, началась и история семьи Вии.
» Девятнадцатилетнюю дебютантку заметил самый популярный актер театра, любимец публики Артур Димитерс. Он был старше Вии на четырнадцать лет, женат на известной художнице, воспитывал сына, что не мешало ему слыть среди рижской богемы отъявленным сердцеедом.
Вия относилась к нему с подчеркнутым уважением, а Димитерс просто потерял голову. Казалось, добиться Артмане стало главной целью его жизни. Артур был настойчив. Он караулил ее возле выхода из театра, потом провожал до дома, где она жила. Писал записки с объяснениями в любви.
Подсознательное желание забиться «под крыло» твердо стоящего на ногах мужчины, почувствовать себя защищенной, возможно, и подтолкнуло Вию к более близким отношениям. В1953 году, после того как Димитерс развелся, они зарегистрировали брак, который, по признанию самой Вии, строился исключительно на ее уважении к мужу как к актеру.
Однако семейная жизнь как-то сразу не задалась: Артур ревновал Вию, как говорится, к «каждому столбу». Следом шли придирки, ссоры и злые, несправедливые упрёки. Ссоры переросли в ругань и злобу. Кричали так, что стекла дрожали в квартире. Вия долго терпела и всё ждала, когда же муж наконец-то остепенится. Как многие женщины того времени, она считала, что рождение ребенка прекратит приступы ревности и уберет ссоры из семьи.
» В 1957 году у 28-летней Вии и 42-летнего Артура родился сын Каспарс.
Вия крутилась, как белка в колесе: репетиции, спектакли, уборка, готовка, стирка, и после всего они с мужем, бывало, засиживались за полночь, под рюмочку коньяка разбирая очередную его или её роль, сценарий.
Популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году, после выхода военной мелодрамы «Родная кровь». На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, тридцатичетырёхлетняя актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.
» Республиканская популярность Артура Димитерса вдруг поблекла на фоне обрушившейся на его молодую супругу общесоюзной славы.
Живая энергетика любви и нежности фильма настолько «цепляла» зрителей, что людям хотелось, чтобы киношная история продолжилась в жизни, и народная молва незамедлительно “поженила” Артмане с Матвеевым. И даже дочь Кристиану, которую Вия родила в мае 1965 года, многие считали «матвеевской». Артур был в ярости. Ссора переросла в жуткий скандал. Муж в чём только не обвинял супругу. Уж очень роль была правдоподобной. Так сыграть можно только тогда, когда любишь, это Артур хорошо знал. Вия терпела все нападки и оскорбления: чувствовала себя виноватой, ведь муж говорил правду. Однако в своё оправдание Вия Фрицевна тогда говорила, что «супружескую постель ни с кем, кроме мужа, не делила».
Когда Кристиане исполнилось всего два с половиной месяца, Вие пришлось ехать в экспедицию на съемки фильма «Никто не хотел умирать». В селе, где должна была проживать съемочная группа, не было никаких примет цивилизации: ни магазина, ни водопровода, «удобства» на улице. Вия была совершенно не готова к таким условиям, хотела даже отказаться от роли. Но муж на неё, как говорится, «надавил», и пришлось собирать чемодан: пеленки, распашонки. В театральных кругах Риги говорили, что Артур специально, чтобы насолить «блудной жене», отправил её с дочерью подальше от себя, в спартанские условия, и ни разу не приехал навестить.
» Более-менее наладить быт ей помог Донатас Банионис, игравший её возлюбленного. Он помогал покупать продукты, сам таскал ведрами воду для стирки пелёнок, даже нянчился с малышкой, когда Вия была в кадре.
И молва снова связала Вию романом с очередным партнером. Артмане эти слухи не комментировала, но однажды сказала: «…если бы я любила всех понравившихся мне мужчин, я была бы очень нехорошим человеком. Если бы я так вольно себя вела, у меня дома не было бы ни одного человека, который называл бы меня «мама».
В середине 80-х годов Артмане занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики. В 1986 году Артура Димитерса не стало.
Казалось, жизнь так и будет идти своим чередом, размеренно и налажено: профессиональный успех, семья, сохранённая ради детей несмотря ни на что.
Но в 1993, после распада СССР, началась реституция. Вие Артмане, как и многим её согражданам, предложили освободить квартиру, так как где-то в Европе обнаружился потомок владельца дома. Друзья предлагали Артмане переехать в Москву, но актриса отказалась, ведь все-таки её родиной была Латвия, хотя страна так жестоко с ней обошлась.
В последние годы жизни Вию Фрицевну радовали простые вещи: новый день, дети, внуки. Она была счастлива, узнав, что у десятилетнего внука Стефана за год вышло два сборника стихов, а старший сын Каспарса, Якоб, кинооператор, поступил в Академию культуры и успел сделать бабушку прабабушкой; что внучка Берта, дочь Кристианы, стала художницей.
Впрочем, Кристиана по-прежнему считает своим отцом Димитерса».
Вия Артмане
Вия Артмане — биография
Но прожили они с Анной всего пять месяцев. Как-то Фрицис взялся помочь беременной жене вытащить ведро воды из колодца. Колодец обрушился, молодой человек от травм вскоре умер. Через четыре месяца, 21 августа 1929 года, Анна родила девочку. Ей дали двойное имя Алида-Вия. Вией, «фиалочкой», хотел назвать дочку отец.
Видя, что дочь болезненно нуждается в отце, Анна ответила на ухаживания немолодого хуторянина и второй раз вышла замуж. Но ее избранник оказался человеком пьющим, ничего хорошего за короткую жизнь с ним она не видела, и вскоре, наспех собрав Вию, уехала с ней в Ригу.
В 1957 году у Вии и Артура родился сын Каспарс. Все заботы о ребенке и хозяйстве лежали на плечах Вии.
Вия крутилась как белка в колесе: репетиции, спектакли, уборка, готовка, стирка, и после всего они с мужем, бывало, засиживались за полночь, под рюмочку коньяка разбирая очередную его или ее роль, сценарий.
В середине 1960-х, после того как Вия Артмане снялась в фильме «Родная кровь», республиканская популярность Артура Димитерса вдруг поблекла на фоне обрушившейся на его молодую супругу общесоюзной славы. Вия Артмане рассказывала, как сразу после выхода фильма на экраны прилетела в Киев: «Спускаюсь в аэропорту по лестнице, которую моет уборщица.
Простую историю о том, как война свела, разлучила и снова свела танкиста Федотова, которого сыграл Евгений Матвеев, и паромщицу Соню, снял ленинградский режиссер Михаил Ершов. Он увидел Вию Артмане в одной из ее первых крошечных киноработ и, как сам признавался, сразу же в нее влюбился. В главной роли решил снимать только ее. Когда Вию не отпустили из театра в киноэкспедицию, Ершов перенес съемки в Латвию. Поддавшись обаянию актрисы, режиссер разрешил ей, несмотря на довольно сильный прибалтийский акцент, самой озвучить героиню.
Вия поняла это так, что ей вообще позволено быть собой, и роль не столько сыграла, сколько органично прожила. Тем более что между исполнителями главных ролей Вией Артмане и Евгением Матвеевым вне съемочной площадки вспыхнул роман. Живая энергетика любви и нежности фильма настолько «цепляла» зрителей, что людям хотелось, чтобы киношная история продолжилась в жизни, и народная молва незамедлительно поженила Артмане с Матвеевым. И даже дочь Кристиану, которую Вия родила в мае 1965 года, многие считали «матвеевской».
Каспарс Димитерс: «Это был единственный в маминой биографии «служебный роман». Грешно, конечно, но так случилось. Теперь, когда ни его, ни ее уже нет в живых, только Бог им судья. Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но мама была человеком долга».
Прекрасно зная, что такое безотцовщина, она не желала подобной участи своим детям и ради сохранения полной семьи усмирила страсти. Семью она возвела в культ и самозабвенно служила ей всю жизнь.
Когда Кристиане исполнилось всего два с половиной месяца, Вие пришлось ехать в экспедицию на съемки фильма «Никто не хотел умирать». В селе, где должна была проживать съемочная группа, не было никаких примет цивилизации: ни магазина, ни водопровода, «удобства» на улице. Вия была совершенно не готова к таким условиям, хотела даже отказаться от роли. Но муж на нее, как говорится, «надавил», и пришлось собирать чемодан: пеленки, распашонки.
Более-менее наладить быт ей помог Донатас Банионис, игравший ее возлюбленного. Он помогал покупать продукты, сам таскал ведрами воду для стирки пеленок, даже нянчился с малышкой, когда Вия была в кадре. И молва снова связала Вию романом с очередным партнером. Артмане эти слухи не комментировала, но однажды призналась: «К мужчинам я неравнодушна. Я считаю, что, если бы было наоборот, это было бы противоестественным. Но если бы я любила всех понравившихся мне мужчин, я была бы очень нехорошим человеком. Не могу же я взять все, что мне понравилось. Мало ли что во мне зашевелилось. Если бы я так вольно себя вела, у меня дома не было бы ни одного человека, который называл бы меня «мама».
Чем удачнее складывалась ее карьера, тем больше проблем возникало у нее в семье. Когда-то о Вие говорили только как о жене известного актера театра и кино Артура Димитерса. В 1970-х ситуация поменялась с точностью до «наоборот»: Артур Димитерс все чаще слышал про себя обидное «это муж Вии Артмане». Но нередко его, любившего, по выражению Вии Артмане, «заглядывать на дно бутылки», это спасало от неприятностей, стоило показать фотографию знаменитой супруги милиционеру.
После премьеры «Театра» легковерные обыватели судачили, что личная жизнь и быт Вии как две капли воды похожи на то, что они видели в кино. Никому даже в голову не могло прийти, что у «Джулии Ламберт» старенькие «Жигули» (когда Артмане спрашивали, почему она не купит более статусную машину, она удивлялась: «А зачем?»), что она сама ходит в магазин.
Тогда я и начала плакать. Долго. Ведь вся жизнь прошла вместе. Так что пусть мне не говорят, что великое горе надо непременно метить плачем. Есть горе, которое выражается не в слезах. Когда я поняла, что мужа больше нет. Кажется, что открывается дверь и он сейчас войдет. А он не идет. Наступает вечер. Но не скрипит ключ в дверях нашей квартиры. А на вешалке все равно висит его старенькое пальто.
Так что не правы те, кто говорил, что я равнодушна. Ведь он был огромной частью моей жизни. Любовь же бывает разной».
Вия взбунтовалась, решила не съезжать, тем более что никакого жилья взамен изымаемого ей не предложили. Тогда в квартире непокорной актрисы зимой отключили отопление. А весной прохудилась крыша, и чинить ее никто не собирался. Квартира Артмане, расположенная на последнем этаже, оказалась непригодной для жизни. Вия Фрицевна ходила по инстанциям, но ее никто не слушал.
После того как от переживаний у актрисы один за другим случились два инсульта, ее сын написал статью «Сколько стоит Вия Артмане?», которую опубликовала одна из рижских газет. Правда, Каспарса тут же назвали попрошайкой, желающим нажиться на популярности матери, но квартиру все-таки выделили. И даже не одну, а несколько, на выбор. Вие понравилась та, что располагалась в старинном доме в самом центре Риги недалеко от театра. Но это жилье требовало неимоверных финансовых вложений, так как оно было после пожара.
В 1996 году режиссер Михаил Груздов предложил Вие роль в спектакле «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя. Он обожал Вию с юности и как мог постарался продлить ее век на сцене. Мадам Ракен удачная режиссерская находка, так как героиня Артмане не встает с инвалидной коляски. И пару сезонов Вия Фрицевна с успехом играла больную старуху, но в 1998-м вдруг решила уйти из театра, в котором прослужила полвека. «Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу.
В последние годы жизни ее радовали простые вещи новый день, дети, внуки. Она была счастлива, узнав, что у десятилетнего внука Стефана за год вышло два сборника стихов, а старший сын Каспарса, Якоб, кинооператор, поступил в Академию культуры и успел сделать бабушку прабабушкой, что внучка Берта, дочь Кристианы, стала художником.
Смерть
Вия Фрицевна очень гордилась талантами своих детей и внуков. Стихотворением Стефана она закончила автобиографическую книгу «Зимостойкие. Мгновения моей жизни», так и не изданную на русском языке. Осенью 2008 года у 78-летней актрисы случился сердечный приступ, это и явилось причиной смерти актрисы. 11 октября ее не стало.