влияние культуры на историю
19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ
19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ
Культура теснейшим образом связана с историей. Пересечение этих феноменов неизбежно.
Во—первых, исторический подход (изучение общества в конкретных для определенного времени формах и условиях его существования) распространяется и на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может рассматриваться вне общей исторической картины общества. В свою очередь многие фун—да—ментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры.
Во—вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом.
Уже на заре становления исторического знания в поле наблюдений и размышлений исследователей находились в качестве «исторических фактов» все стороны жизни наблюдавшихся и описывавшихся ими обществ и народов, включая и собственно культурные. Превалировало описание нравов, обычаев, поступков, деяний.
Постепенно историческое знание от описательной и наблюдательной практики эволюционировало к истории объясняющей. Научное объяснение основывалось на установлении причинно—следственных отношений между событиями и фактами, на переходе познания от фиксации явлений к выяснению их внутренней природы, т. е. познанию сущности исторических действий.
Значительную роль в этом процессе сыграла наука, получившая название философии истории. Ее возникновение относится к XVIII в. и связано с именами выдающихся мыслителей Дж. Вико, И. Г. Гердера и др. История философии стремится постичь и объяснить смысл истории, в том числе истории культуры в ее материальном и духовном выражении. Примером может служить проблема менталитета. Именно в истории духовной культуры это понятие наполняется конкретным содержанием. Ментальные основания (системы ценностей, идей, мировосприятий) различных культур и эпох определяют специфику культурно—исторического поведения людей, влияют на формирование всего их жизненного уклада.
Особое направление исследований, концентрирующихся на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, складывается в недрах культурологии. Это направление получило название исторической культурологии, которая исследует не только динамику функционирования и изменения жизнедеятельности различных сообществ. Ее интересуют прежде всего содержание и смыслы, воплощенные в результатах их деятельности, которые складываются в реальном историческом пространстве и времени и отражают социальный опыт существования сообществ.
Констатирует факты, описывает события и достижения культуры история культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
VIII. КНИЖНОСТЬ И СТИХИЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
VIII. КНИЖНОСТЬ И СТИХИЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ «Революция — стихия… »Землетрясение, чума, холера, тоже стихии.И. Букин. Окаянные дни.Процесс приобщения России к цивилизации, тесно связанный, на взгляд Чернышевского, с «прогрессом в жизни народов»[14], был сложным,
12.1. Взаимосвязь культуры и деятельности
12.1. Взаимосвязь культуры и деятельности Раскрытие природы и истории развития культуры во взаимосвязи со структурой и содержанием человеческой деятельности – одно из направлений современной культурологии. Однако понимание связи культуры со всем многообразием видов
Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова
18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ
18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем.Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века.
50 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
50 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В научной литературе по вопросу о взаимоотношении понятий «культура» и «цивилизация» существует несколько позиций – отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.Первоначально эти понятия использовались как
12.2.3. Образы времени в истории культуры
12.2.3. Образы времени в истории культуры Представления о смысле и значении времени неоднократно менялись в истории мировой и отечественной культуры. Античный философ Платон предложил два термина для его обозначения: «эон» (греч.) – вечность, век, божественное
48. Язычество как феномен истории культуры
48. Язычество как феномен истории культуры Термин «язычество» имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиозных взглядов на
52. Значение религии в истории культуры
52. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия
1. Язычество как феномен истории культуры
1. Язычество как феномен истории культуры Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия
3. Значение религии в истории культуры
3. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия
Динамика культуры и смысл истории А. С. Кармин (г. Санкт-Петербург).
Динамика культуры и смысл истории А. С. Кармин (г. Санкт-Петербург). Смысл истории нельзя узнать или открыть подобно тому, как астроном открывает неизвестную ранее звезду или биолог – генетический код, в котором заложена программа поведения животного. Ни от Бога, ни от
Культура и история
Вы будете перенаправлены на Автор24
Взаимодействие истории и культуры
Современный человек через свое время соприкасается с историей, как с цепочкой событий, которые уходят в прошлое. Личностно и общественное сознание истории выражается во взаимосвязи преемственных и изменчивых явлений. Преемственность к прошлому делает настоящее определённым, оно показывает нам кем мы являемся, изменчивость позволяет нам заглянуть в будущее. Чем крепче преемственные связи, тем больше творческих возможностей в будущем.
История старается быть объективной, однако ее истоки скрыты в субъективной человеческой жизни. Люди сами начали формировать свою историю, затем сохранять эту историческую память. В доисторическом периоде человек не задумывался над такими понятиями как история, он существовал в физическом мире.
История так же является многоплановым понятием. Она представляет собой множество судеб разных людей. Культуры и народы переживают периоды становления, расцвета и упадка. Культуры и народы вступают во взаимодействие друг с другом. С каждым поколением человечество сохраняет и увеличивает свой потенциал, следует историческому прогрессу.
Современное общество основано на многовековой истории нашего государства. Истрия позволяет выжить только тем, кто не боится испытаний.
Любой человек является представителем своей культуры. История характеризуется изменчивостью, в то время как культура в большей степени характеризуется постоянством. Культура определяет целостность и идентичность общества.
Культуры людей представлены в большом разнообразии, достаточно часто им трудно ужиться рядом друг с другом. До наших дней дошли лишь некоторые культуры, у которых были хорошие способности к развитию, изменению и взаимодействию.
Готовые работы на аналогичную тему
Культура России существует уже множество веков. Она смогла впитать в себя элементы некоторых культур, в то же время не пала под их натиском. Благодаря этому сегодня у нас есть самобытный, уникальный творческий потенциал.
Становление познания истории и культуры
Прародителем истории считают древнегреческого историка Геродота, он является автором знаменитого труда «История», посвященного войне между греками и персами. Эта работа дошла и до наших дней. В Древней Греции так же, как и в Древнем Китае история первоначально расценивалась как описательная наука, а культурология относилась к философии. Культурология стала формироваться как самостоятельна дисциплина примерно к XVIII столетию. Связано это было с работой известного мыслителя эпохи Посвящения И. Гербера «Идеи к философии истории человечества».
Гуманитарные науки стали активно развиваться в XIX-XX веках. В этот период было сделано большое количество различных научных исследований, они пополнили материалом культурологию, что в последствии помогло ей выделиться в самостоятельную дисциплину. В исторической науке в этот период большое влияние имели направления, которые тяготели к теоретическим обобщениям и методологическому синтезу. Когда эти две науки встретилось сразу же стало понятно, что вся история культурна, а культура не возможна без истории.
В современной отечественной науке подход взаимодействия истории и культуры поддерживали такие исследователи как Д. Лихачев, С. Аверинцев, М. Бахтин, А. Гуревич, Ю. Лотман, за рубежом популярность в этом вопросе принадлежит французской школе историков, которые были связаны периодическим изданием «Анналы экономической и социальной истории», (Л. Февра, Ж. Ле Гоффа, Ф. Броделя и др.). Эти ученые, а также многие другие внесли большой вклад в развитие культурно-исторического подхода.
Общие понятия истории и культуры
Ментальность – это одно из понятий, которое объединяет историю и культуру. Существует множество определений этого понятия. Впервые определение данного термина дали французские историки-анналисты в 1930-х годах. Они понимали под ментальностью стабильную настроенность внутреннего мира человека, эта настроенность позволяет людям объединяться в социальные и исторические общности. Ментальность они так же определяли и как набор установок, определённый тип мышления людей.
Понятие ментальность можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это результат культуры, с другой она сама источник развития культуры. Ментальность отличается от идеологии и социальных настроений своей стабильностью. Ментальность способна сочетать в себе противоречивые понятия: рациональное и интуитивное, общественное и индивидуальное, сознательное и бессознательное.
Ментальность прямым образом связана с картиной мира человека. Картина мира выражается в таких понятиях как мифы, народное творчество, обряды, философия, литература, политика, законы и так далее.
Другим еще одним важным понятием, которое объединяет историю и культуру является понятие исторического времени, в данном случае подразумевается периодизация культурно-исторических процессов. Историки-гуманисты поделили всемирную историю на конкретные этапы. Философы эпохи Просвещения выделяли во всемирной истории три основных периоды:
Карл Маркс делил всемирно-исторический процесс на пять общественно-экономических формаций.
М. Бахтин ввел в гуманитарную науку такое понятие как хронотоп. Впервые он упоминает его в своей книге «Формы времени и хронотопа в романе». Там он дал следующее определение этому термину:
Хронотоп – это тип художественной реальности, определяющей структуру событий и поступки героев.
Такой подход подводит ученых к новому пониманию гуманитарно-культурологической проблемы ментальности.
Источники информации и научные методы
Историю и культуру так же объединяют источники информации и методология. Основным источником данных для исторической науки и культурологии являются памятники истории и культуры, например, археологические находки, этнографические, лингвистические, художественные работы, фольклорные материалы и др.
Общими для культурологии и истории являются следующие методы:
История культуры: конспект лекций
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «История культуры». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История культуры: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры
1. Что такое культура
Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, названный латинским словом culture, никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agriculture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII–XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «некультурного» простого народа. В Германии существовало похожее слово kultur, которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми — вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Данное направление, считающее, что главная цель человека — достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм. Его сторонниками были французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755), итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803).
Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII–XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не существует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается около 250–300, по другим — свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.
Определением культуры занимались многие ученые и мыслители. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 — 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследованием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.
1. Культура (от лат. culture — «воспитание, возделывание») — обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура — это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура — это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.
4. Согласно концепции Э. Тейлора культура — это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).
5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.
6. Из теории обучения следует, что культура — это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.
7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).
8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.
9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.
Все эти определения являются верными, но составить из них одно практически невозможно. Можно только сделать некое обобщение. Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.
Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятельностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности. Лишь рассматривая культуру через призму деятельности человека, народов, можно понять ее сущность.
Рождаясь, человек не сразу становится частичкой социума, он вливается в него с помощью обучения и воспитания, т. е. овладевая культурой. Значит, именно это приобщение человека к обществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обогащая культурный багаж человечества. Огромную роль в овладении этим багажом играют межличностные отношения (они появляются с самого рождения), а также самообразование. Не стоит забывать еще про один источник, который стал очень актуальным в нашем современном мире, — это средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы и т. д.).
Но неправильно думать, что процесс овладения культурой влияет только на социализацию человека. Постигая культурные ценности, человек прежде всего накладывает отпечаток на свою личность, вносит изменения в свои индивидуальные качества (характер, склад ума, психологические характеристики). Поэтому в культуре всегда есть противоречия между социализацией и индивидуализацией личности.
Данное противоречие не единственное в развитии культуры, но зачастую такие противоречия это развитие не тормозят, а наоборот, подталкивают к нему.
Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего стоит выделить культурологию.
Культурология — это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в.
Существует несколько версий данной науки.
1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.
2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддерживала эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919–1999).
3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любого вида. Сторонник — французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко (1926–1984).
4. Функциональная, за которую высказывался британский антрополог и культуролог Бронислав Каспер Малиновский (1884–1942).
5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872–1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.
7. Диалогическая, сторонником которой был русский философ, литературовед, теоретик искусства Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975).
Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры. К философам культуры относятся французский писатель и философ Жан Жак Руссо, французский писатель и философ-просветитель, деист Вольтер (1694–1778), представитель течения «философия жизни», немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900).
Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести: этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культурой), морфологию культуры (изучает культурные формы), психологию (наука о психической жизни людей), историю (изучает прошлое человеческого общества).
Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.
Артефакт (от лат. arte/actum — «искусственно сделанное») культуры — единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические.
К таким артефактам можно отнести одежду той или иной эпохи, предметы интерьера и т. д.
Цивилизация — совокупность всех характеристик общества, зачастую это понятие выступает как синоним понятия «культура». По мнению общественного деятеля и мыслителя Фридриха Энгельса (1820–1895), цивилизация — это этап человеческого развития, следующий за варварством. Такой же теории придерживался американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818–1881). Свою теорию развития человеческого общества он представил в виде последовательности: дикость» варварство» цивилизация.
Этикет — установленный порядок поведения в каких-либо кругах общества. Подразделяется на деловой, повседневный, гостевой, воинский и т. д.
Исторические традиции — элементы культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. Различают оптимистические и пессимистические исторические традиции. К оптимистам относятся немецкий философ Иммануил Кант, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), немецкий философ, эстетик и критик Иоганн Готфрид Гердер. Эти и другие философы-оптимисты рассматривали культуру как содружество людей, прогресс, любовь и порядок. По их мнению, в мире господствует положительное начало, т. е. добро. Их цель — достижение человечности.
Противоположность оптимизма — пессимизм (от лат. pessimus — «наихудший»). По мнению философов-пессимистов, в мире преобладает не добро, а негативное начало, т. е. зло и хаос. Первооткрывателем этого учения стал немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр (1788–1860). Его философия получила широкое распространение в Европе конца XIX в. Кроме А. Шопенгауэра, сторонниками пессимистической теории являлись Жан Жак Руссо, австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939), а также Фридрих Ницше, который выступал за анархию культуры. Эти философы были интересны тем, что отрицали всякие культурные границы, были против всевозможных запретов, налагаемых на культурную деятельность человека.
Культура — это неотъемлемая часть жизни человека. Она как генетически запрограммированное поведение организует человеческую жизнь.
2. Предмет и объект изучения культуры
В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?
Предмет изучения — выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали предпосылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры — взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще Николай Александрович Бердяев (1874–1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной антиномичной (противоречивой) системой.
Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.
Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. XX в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.
Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.
1. Этнографический (1800–1860).
2. Эволюционистский (1860–1895).
3. Исторический (1895–1925).
Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины XX в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств массовой информации, применением этих знаний в дипломатии, политике, военном деле и т. д.
3. Структура культуры
Многие ученые и философы, например Н. А. Бердяев, рассматривали культуру как сложную систему. По мнению немецкого философа-историка О. Шпенглера, эта сложная система состоит из «замкнутых организмов». Вот почему вполне логично ввести понятие «структура культуры». Рассмотрим основные черты этой структуры. Чтобы это сделать, надо решить, какая именно культура нас интересует: культура в покое, повторяющаяся и неизменная, или же находящаяся в постоянном процессе, в движении, все время изменяющаяся. Первый вид культуры получил название культурной статики, второй — культурной динамики.
Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?
Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под материальной культурой понимается деятельность человека как влияющий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет большое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.
Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие.
1. Материальное производство.
3. Культура топоса (города, деревни, села, дома).
4. Культура собственного тела, отношения к нему.
5. Физическая культура.
Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной культурой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т. д., которые относятся к формированию духовных ценностей.
Как было сказано выше, не существует четких границ между материальной и духовной культурами. Существует такое явление, как «вертикальное сечение» культуры. В него входят такие виды культуры, которые относятся равнозначно как к материальной, так и к духовной стороне понятия культуры. К таким видам культуры относятся экономика, политика, эстетика, экология и т. д.
Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространственным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как культурное наследие. Культурное наследие играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно является решающим фактором при оценке сплоченности нации.
Что, как не культурное наследие, может так объединить и укрепить общество в тяжелые для него времена.
Культурное наследие — не единственное понятие, относящееся к культурной статике. Важным понятием является культурный ареал. Сразу становится понятно, что речь здесь идет о каком-либо географическом районе. В это понятие входят те черты культуры, которые являются схожими у различных народов, стран, областей. Ведь на культуру влияет огромное количество факторов, она напрямую зависит от географического положения той или иной социальной группы. При том важной чертой является то, что в разных районах, удаленных друг от друга, может найтись что-то общее, тем более в современном мире, где огромное распространение получили средства массовой информации, благодаря чему знания становятся все более доступными. Вот почему вместе с понятием культурного ареала уместно ввести еще одно, которое выражало бы культурное наследие в масштабе всего мира. Таким понятием являются культурные универсалии. Что же это такое? Слово «универсалии» произошло от латинского universalis, что означает «общий». То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местоположения, исторического периода и других свойств общества.
Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают около семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие календаря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, религиозные ритуалы и др.
Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.
1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.
2. Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они основаны на нравственности, общепринятых нормах и т. д.
3. Правила — нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между ценностями и правилами, поскольку именно и устанавливают определенные правила, законы и нормы.
4. Отношения — средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.
Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Являясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.
4. Формы культуры, ее классификация
Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.
Основные классификации культуры ведутся:
1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);
2) по временным признакам (ведется хронология культур);
3) по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);
4) по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий);
5) по носителю культуры.
Остановимся более подробно на последней классификации — по носителю культуры. В зависимости от этого культура подразделяется на мировую и национальную.
К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира.
Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).
Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, которая присуща большинству членов общества, является доминирующей культурой. Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культуры, которые присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства и другие группы. Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Это явление получило название контркультуры. Иногда это противоречие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и семидесятые годы XX в. В Европе и США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более радикальное и ожесточенное, — панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.
Многоуровневая культура, в зависимости от того, кто эту культуру создает, имеет несколько форм: элитарную, народную, массовую.
Из самих названий этих форм уже можно сделать выводы о том, о каких создателях культуры здесь идет речь. Но все же остановимся поподробнее на каждой из форм культуры.
Элитарную культуру часто называют высокой культурой. Она создается по заказу элиты общества, его привилегированной части профессионалами своего дела. Сюда входят и классическая музыка, и классическая литература, различные виды изящного искусства. Лозунгом служит высказывание «Искусство ради искусства». Элитарная культура чаще всего недоступна малообразованному народу, находится в некоторой изоляции от него.
Примером такой культуры служит российское художественное объединение «Мир искусства».