военно грузинская дорога история создания

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА — историческое название пути из Владикавказа в Тбилиси: по долине реки Терек, через хребет Скалистый, по Дарьяльскому ущелью, через Крестовый перевал Главного хребта Большого Кавказа, по долине реки Белая Арагви и по правобережью Куры. Протяженность свыше 200 верст. Была известна с древности. Особое стратегическое значение имела после присоединения Грузии к России (1801).

Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Одновременно была основана русская крепость Владикавказ. Дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье.

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. После присоединения Грузии к России (1801) началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1863 году дорожное полотно дороги былошоссировано.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Военно-Грузинская дорога в 1911 году

Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский.

Достопримечательности

Укрепленный комплекс Ананури (17 в.) без сомнения представляет собой одну из больших достопримечательностей на Военно-Грузинской дороге. Расположенная около Жинвальского водохранилища, крепостная стена Ананури красиво вырисовывается на зеленом фоне окружающих лесов.

Крестовый перевал является высшей точкой Военно-Грузинской дороги (2395м. над уровнем моря). Название присвоено перевалу после того, как в 1824г. русский генерал Ермолов воздвиг на этом месте большой красный крест, взамен старого, построенного здесь еще в 12в. великим грузинским царем Давидом Строителем.

Приятная прогулка, начатая в г. Казбеги, по горной тропинке, пролегающей средь лугов, покрытых ковром полевых цветов, приведет вас к церкви Святой Троицы Гергети, возвышающейся на высоте 2170м. на фоне вечно заснеженного пика Казбеги.

Гора Казбеги, именуемая в Грузии «Мкинварцвери» («ледяная вершина»), является одним из высочайших пиков Кавказского хребта (5047м. над уровнем моря). С этой вершиной связан греческий миф о Прометее. Он был прикован здесь за то, что даровал людям огонь, похищенный им у богов. По преданию же одной из христианских легенд, на горе хранились ясли Христа. Народное поверье гласит, что они и по сей день запрятаны где-то здесь. Несмотря на то, верите Вы в это или нет, поход на гору Казбеги останется приятным воспоминанием навсегда.

Ущелье Дарьяла, раполагающееся между г. Казбеги и грузино-русской границей, одно из самыхвпечатляющих ущелий вдоль реки Терека. Название произошло от персидского слова «дар-и-алан», что переводится как «ворота аланов». Отсюда начиналась территория, принадлежащая древним аланам –прародителям современных осетин. Свое знаменитое стихотворение «Тамара» Лермонтов написал, посетив эти места в 1841 г.

Долина Сно, расположенная в регионе Хеви, одна из популярных местностей для любителей пеших и верховых прогулок по первозданной природе и изредка встречающимся старым деревушкам. Воспользовавшись узенькой тропинкой, можно оказаться в другой части Кавказа — в регионе Хевсурети.

Долина Трусо поражает посетителей своей велеколепной природой. Следуя течению реки, вы встретите старые деревушки со сторожевыми башнями. Эта местность богата минеральными источниками, которые струясь по скалам меняют их окраску.

Долина Хада славится прелестной природой и старинными башнями.

Источник

Военно-Грузинская дорога

Дорога через Главный Кавказский хребет, соединяющая г.Владикавказ (Северная Осетия, Россия) с г.Тбилиси (Грузия). Длина: 208 км. Проходит по долине р.Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, по ущелью р.Байдарки к Крестовому перевалу (2388 м), спускается в долину р.Белой Арагви и по правому берегу р.Куры ведет к г.Тбилиси.

Военно-Грузинская дорога проложена русскими войсками в конце XVIII в. в результате заключенного в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Строительство новой дороги велось параллельно старому тракту, который с древности существовал в этом регионе и через Дарьялское ущелье связывал Южный и Северный Кавказ. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 г. В 1801 г., после присоединения Грузии к России, началась постройка новой, улучшенной дороги.

Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. Во времена СССР дорога была реконструирована. В настоящее время Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих Россию с Грузией и Арменией.

29 февраля 2012 года Грузия ввела безвизовый режим для граждан России.

С 15 января 2014 года с целью повышения пропускной способности контрольно-пропускные пункты Казбеги и Верхний Ларс переведены на круглосуточный режим работы.

В зимний период на Военно-Грузинской дороге высока вероятность сильных снегопадов и схода лавин. По этой причине Военно-Грузинская дорога занимает третье место в рейтинге самых опасных дорог мира, составленном автомобильным интернет-ресурсом Autospies.com.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Военно — грузинская дорога на карте

Природа Грузии не оставляет равнодушным ни одного из своих гостей, изобилие гор и равнин, необычайной красоты реки и леса, многообразие древнейших сооружений, пикантная и изысканная кухня — все это делает западное Закавказье особенно привлекательным для туристов. Особого внимания заслуживает грузинская дорога, получившая название Военно-грузинской.

На карте

Военно-грузинская трасса является одной из самых живописных дорог мира. Она пролегает от Владикавказа до современной столицы кавказского государства, Тбилиси, через Дарьяльское ущелье, представляя собой некий соединительный маршрут между двумя странами — России и Грузии. Протяженность ее составляет 208 км, на которых расположилось огромное количество достопримечательностей, обозначающихся на карте специальными значками.

Трасса пролегает в основном по ущельям, хребтам и вдоль рек, потому природа ее завораживает, выделяется и Кавказский хребет, разделяющий весь Кавказ на южный и северный. Помимо необычайной красоты, дорога является единственным легальным наземным вариантом пересечения российско-грузинской границы и входит в число дорог общего пользования федерального назначения. На карте можно увидеть, что по военно-грузинской дороге легко добраться из России в Закавказье, преодолев пограничный пункт в Верхнем Ларсе, оснащенный камерами наблюдения.

История

Для Грузии военно-грузинский тракт играет особую роль и многих интересует, почему он так называется. Если сегодня он привлекает немалое количество туристов, то в 1783 году, когда дорога только была построена и служила маршрутом для переправы продовольствия и другого вида помощи грузинам со стороны России. В то время между Грузией и османами на юге были очень напряженные отношения, велись военные действия, поэтому РФ стала покровителям для грузинского народа и оказывала значимую поддержу в конфликте, вот почему дорога носит такое название. В том же году была возведена крепость Владикавказ, где позднее был основан одноименный город.

Регулярно путь стал использоваться только в 1799 году, но старая дорога была настолько плохой и небезопасной, что преодоление ее могло занять больше месяца. А уже после присоединения Грузии к России в 1801 году трасса начала заметно улучшаться, ведь иного пути сообщения между двумя государствами просто не было.

Лишь в 1811 году над военно-грузинским проездом стали совершаться серьезные дорожные работы, вклю военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания


На сегодняшний день дорога представляет из себя горный серпантин, передвижение по ней потребует от водителя хороших навыков управления транспортным средством. Ходить пешком или перемещаться на велосипеде здесь не рекомендуется, поскольку трасса имеет всего две узких полосы движение, а «горячая» кровь кавказцев нередко подталкивает их на совершение небезопасных маневров на машине, будь то обгон или быстрая езда. И если при таких условиях под угрозой находятся другие участники дорожного движения, то о пешеходах и говорить не стоит. Хоть и водителей, соблюдающих ПДД все-таки больше, нужно быть максимально осторожным, ведь по дороге также свободно передвигаются бараны, коровы и другие животные.

Прежде, чем отправиться в Грузию по военно-грузинской дороге, необходимо позаботиться о топливе для транспортного средства. Лучше заполнить бензобак и взять дополнительно канистру с собой. На маршруте редко встречаются заправочные станции, а бензин там гораздо дороже.

Достопримечательности

«Дорога небесного ущелья», как ее в старину называли грузины, хоть и имеет относительно небольшую протяженность, богата на захватывающие дух виды гор и расположенные рядом с ней исторических сооружения. Вдоль тракта имеются знаки с обозначением километра, поэтому ориентироваться становится гораздо легче. Если выезжать из Верхнего Ларса и следовать до Тбилиси, можно увидеть достопримечательности военно-грузинской дороги:

Дарьяльское ущелье (147км) располагается у самой границы Грузии с Россией. Сам по себе массив впечатляет туристов, а протекающая под ним река Терек придает картине суровости и загадочности, завершая образ. Пушкин и Лермонтов, чьи произведения пропитаны любовью к грузинской природе, запечатлели в своих трудах увиденную красоту. Тут же находится и Дарьяльская крепость, во время обостренной политической ситуации служившая защитой для военной помощи, отправленной грузинам. Однако попасть в нее можно только преодолев Терек, через которую нет ни одного моста.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Степанцминда (135км) раньше носила название Казбеги, это ближайший от границы крупный поселок. Здесь можно остаться на ночь и полюбоваться Казбеком, высота которого превышает 5000 км над уровнем моря, даже снег в марте здесь частый гость! Покорить такую громадину решается не каждый, поэтому большинство туристов поднимается лишь к Троицкой церкви Гергети, она открыта для посещений и располагается у подножия горы Казбек на высоте чуть более 2000 км. Церковь хранит чудом уцелевшую в пожаре икону Божьей матери, православные путешественники и старожилы с почтением относятся к постройке, воздвигнутой еще в 12-14 веке, где в полной мере можно насладиться атмосферой духовности и уединения.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Так как дорога, ведущая к Гергети довольно крутая, подняться по ней будет невозможно на обычном легковом автомобиле. Рекомендуется воспользоваться предлагаемыми в аренду внедорожниками у начала подъема или собственными силами. Выбрав второй вариант, по пути можно сделать немало великолепных фотографий.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Водопад Гвелети недалеко от Степанцминды, а также Долина Сно и ущелья Трусо также подарят путешественнику незабываемые впечатления от поездки, но посетить их лучше, если располагаете большим количеством времени для осмотра достопримечательностей.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Крестовый перевал (105км) — самая высокая точка на маршруте, где встречаются реки Терек и Арагви, откуда видно большую часть Закавказья. В 1824 году здесь был сооружен крест, благодаря которому перевал так называется, а через 1,5 века возвышенность была украшена аркой «Дружба народов» с изображением счастливых людей, символизирующей 200 лет доверительных отношений между Россией и Грузией.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Гадаури (100км) располагается чуть дальше перевала по военно-грузинской дороге и представляет собой один из зимних горнолыжных курортов, мимо которого не может пройти ни один любитель острых ощущений. Он же является самым популярным в Грузии среди туристов, поскольку располагается недалеко как российской границы, так и от Тбилиси. Помимо выплеска адреналина и непередаваемых эмоций от спусков на сноубордах или лыжах, здесь можно найти отличные места для отдыха во время путешествий. Качество, обслуживание, проживание и цены здесь достигли уровня Европы, поэтому немало экстремалов со всех концов света хотят побывать в Гадаури и испытать на себе целый спектр новых ощущений. Тем более горнолыжка доступна для катания даже в марте и апреле, а зимой просто яблоку негде упасть!

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Летом виды на этом участке дороги не менее завораживающие, чем зимой, а туристам особенно рекомендуют посетить в теплое время года минеральные источники и водопад, находящиеся неподалеку от Гадаури.

Ломиси (85км) — гора, на которой красуется церковь Святого Георгия. Здесь грузины любят отмечать праздник Ломисоба, резать баранов в честь торжества, петь песни и пить хорошее грузинское вино. Однако стоит помнить, что посещение самой достопримечательности туристами возможно только на период празднования, только тогда она откроется для гостей. Гора расположена практически на границе с Осетией, поэтому при посещении храма в «неположенное» время, у полиции обоих государств могут возникнуть недопонимания, касаемые действий приезжих. Но у всех туристов, побывавших на Ломимобе, непременно появится желание рассказать об увиденном знакомым и близким и оставить для них свой отзыв и рекомендации.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Замок Ананури (43км) — один из популярнейших старых сооружений, воздвижение его приходится аж на 156 век. Именно из-за возраста, максимальной сохранности и удачного расположения туристы не могут пройти мимо постройки. Для удобства посещения грузины организовали автобусное сообщение с Тбилиси для проведения экскурсий, и расставили сувенирные лавки, чтобы гости могли увезти домой своеобразный кусочек воспоминаний.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Рядом с крепостью Ананури находится Жинвальское водохранилище, образовавшееся после воздвижения плотины ГЭС на реке Арагви. Находясь в этом живописном месте, нельзя отказать себе в удовольствии насладиться красотами местности и сделать несколько фотографий, глядя на которые можно предаться воспоминаниям, сопровождающимся внутренним спокойствием и умиротворением. Водохранилище заслуживает внимания не только как красивое место, но и способ снабдить Тбилиси электричеством и питьевой водой.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Мцхета (18км), древняя столица Грузии, станет последним пунктом в списке самых необычных, значимых и радующих глаз достопримечательностей военно-грузинском тракте. Особого внимания здесь заслуживает место слияния двух рек, Куры и Арагви, некогда описанного Лермонтовым в его поэме «Мцыри»:

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

А монастырь, упомянутый в предложенном отрывке — Джвари, построенный еще в 6 веке. Именно у стен этого собора сделано огромное количество фото, ведь здесь откроется панорама на встречу двух могучих рек и расположенный на их берегах небольшой городок. Мцхета, некогда бывшая столицей грузинского государства, сыграла значительную роль в развитии и становлении религии грузин, поэтому город по праву называется сердцем христианства Грузии.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

От Мцхеты до Тбилиси добраться можно автомобилем всего за 15 минут, поэтому туристы не упускают возможности посетить центр духовенства, а совершая путешествие по военно-грузинской дороге, путники нередко останавливаются на ночь в этом древнем городке, хранящем в себе историческое наследие грузин. Уютные небольшие домики и улочки хоть и были отреставрированы, обстановка здесь все равно царит старинная, возвращающая гостей на несколько столетий назад.

Закрытие

Хоть сейчас переместиться по трассе не составляет труда сейчас, так было далеко не всегда. В 2006 году военно-грузинскую дорогу закрыли, причиной чего стала реконструкция пропускного пункта в Вернем Ларсе. Особенно пострадала от таких действий Армения, ведь целая треть грузов, поставляющаяся в страну, попадала в конечный пункт именно по военно-грузинской дороге. На время прекращения функкционирования транспортного сообщения, легальное пересечение российско-грузинской границы по земле было остановлено. Тот факт, что дорога закрыта, сильно подорвал экономическое состояние стран Закавказья.

Когда же в 2010 году трасса была вновь открыта, активировался поток российских туристов, наладились грузоперевозки по всему западному Закавказью, что не могло не порадовать как политических деятелей, так и простых граждан.

Хоть для пересечения границы путешественнику из России и не требуется иметь большое количество документов, в том числе и визу, но контрольно-пропускной пункт в Верхнем Ларсе работает круглосуточно и за день осматривает более сотни автомобилей, автобусов и фур с материалами, продовольствием. И если машины и другие легковые транспортные средства преодолевают пограничный пункт в порядке очереди, то для фур установлены определенные часы, поэтому нередко здесь можно наблюдать огромную по протяженности цепочку из громоздкого транспорта, ожидающего своего часа на обочине. Отзывы о пребывании на КПП оставляют желать лучшего, люди порой часами ждут пропуска, обстановка напряженная и угнетающая, но ситуация требует терпения.

Для соблюдения безопасности в Верхнем Ларсе установлены камеры видеонаблюдения, передающие прямую трансляцию в сеть Интернет. Это также дает возможность туристам получить информацию о загруженности КПП.

Фото военно-грузинской дороги заполонили просторы интернета, и это неудивительно, ведь природа здесь обладает невероятной притягательностью. Побывав в этих краях однажды, захочется повторять свое путешествие снова и снова. Изобилие древних построек, завораживающих видов гор, атмосфера могущества и власти природы над человечеством заставляет человека забыть обо всех проблемах и часами наслаждаться естественной красотой, открывается второе дыхание. Хоть протяженность серпантинового пути не так велика, стоит заранее спланировать поездку, чтобы успеть посетить наиболее интересные места и в спешке ничего не пропустить.

Источник

Опасная и прекрасная военно-грузинская дорога

Протяжённость военно-грузинской дороги

Военно-грузинская дорога или А-166. проходит от столицы Грузии г. Тбилиси до г. Владикаваза в Северной Осетии. Она петляет вдоль долины реки Терек, переходит через Скалистый хребет, ныряет в Дарьяльское ущелье, а затем вновь поднимается на Кавказский хребет к Крестовому перевалу, чтобы снова спуститься к реке Белая Арагви и правому берегу реки Куры, и, наконец, выйти к столице Грузии. Её протяжённость составляет около 200 км. Для современного автомобиля это немного. Но для того, чтобы осмотреть эти замечательные места, не хватит суток.

История военно-грузинской дороги

Дорога известна ещё с тех времён, когда Грузия называлась Иберией. Древнегреческий историк Страбон, живший в 1в. до н.э. писал о том, что дорога была настолько узка и опасна, что в некоторых местах с трудом могли разойтись два человека. А в самом труднодоступном месте одним из царей была заложена крепость, которая получила название «Дариал». Сооружение из камней имело стратегическое значение: охраняло государство от набегов кочевых племён.

Пограничный пункт Дарьяли и Верхний Ларс

Сегодня Военно — грузинская дорога находится в хорошем состоянии. Однако здесь часто случаются заторы на КПП. Иногда машины с туристами стоят в ожидании проезда на территорию Грузии по несколько часов. Пройти через КПП пешком нельзя, разрешён только проезд либо на собственной машине, либо на курсирующей здесь маршрутке или такси.

Кроме того, проход закрывается во время схода снежной лавины, селевого потока или оползня. Работы по освобождению заваленного участка могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.

На грузинском КПП проверяют отметки в паспорте о пребывании в Абхазии и Южной Осетии. При наличии этих печатей, машину разворачивают назад.

Достопримечательности военно-грузинской дороги

На всём протяжении Военно-грузинской дороги можно увидеть много достопримечательностей. Здесь есть места связанные с историей края, с легендами, передаваемыми коренным населением из уст в уста. Это стратегические сооружения, храмы, произведения архитектуры и просто, удивительный по своей красоте, природный ландшафт.

Почти на всей протяжённости Военно-грузинской дороги видны остатки сигнально-сторожевых башен.

Ермоловский камень

Первая достопримечательность ВГД находится на самой границе. Это огромный валун «Махмад кхера» весом 16 тыс. тонн, скатившийся с горы в 1832 г. Назван камень в честь генерала Алексея Ермолова, стоявшего здесь во главе казачьей заставы.

Скала «Пронеси Господи»

В некоторых местах горы подходят настолько близко к ВГД, что нависшие скалы, кажется, могут рухнуть. Одна из таких скал находится на участке старой военно-грузинской дороги, проходящем через Балтинское ущелье. Проходившие в этом месте люди произносили фразу: «Пронеси, Господи», отсюда название скалы.

Смотровая площадка «Крест»

Площадка выполнена в виде креста. Смотреть с неё могут только отчаянные смельчаки: окончания площадки проходят над ущельем. Вид открывается головокружительный.

Степанцминда

Первым на пути туристов из России встречается посёлок Степанцминда, или, как его еще называют, Казбеги. Здесь стоит остановиться, чтобы посмотреть на гору Казбек и Троицкую церковь Гергети.

Казбек является одной из самых высоких вершин Кавказа. Вид на гору открывается изумительный, но увидеть вершину можно только в ясную погоду.

У подножия горы находится Троицкая церковь в Гергети, построенная в 14 в. В 18 в. здесь хранились святыни грузинской православной церкви: частицы мощей апостола Фомы и крест Святой Нино. Рядом с церковью возвышается колокольня.

В Степанцминде можно посетить храм Святого Николая и Бетлемскую пещеру, представляющую собой кельи монахов.

За посёлком, в ущелье Казбека на реке Гвелетисцкали находится очень красивый водопад. Его высота 25 м, а ширина 2 м. От посёлка на автомобиле до водопада довезут жители Степанцминды. Самостоятельно можно добраться от деревни Гвелети.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история созданияФото водопады Гвелети

Село Сно — родина Патриарха Грузии

Дальше по маршруту ВГД расположено село Сно. Знаменито место тем, что является родиной патриарха Грузии Илии II, сегодня это его летняя резиденция. В Сно расположена старинная крепость со сторожевой башней и небольшой монастырь. Но больше всего туристов покоряет нетронутая красота дикой природы и вид Казбека с горой Чаухи.

При въезде в деревню расположены огромные камни с высеченными на них лицами, прославивших республику грузин. Автор скульптур Мераб Пиранишвили. Работы свои скульптор выполняет с помощью специальной бензиновой горелки.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история созданияФото Каменные лица в деревне Сно недалеко от военно — грузинской дороги

Водопад в Арше

Немного в стороне от трассы у реки Чхатискали находятся три водопада, которые как бы сливаются в один большой поток. Местные рассказывают о нём красивую легенду несчастной любви.

Пасанаури

Хинкали – национальное грузинское блюдо. Его можно попробовать в любом заведении Грузии, но родиной хинкали считается область Мтиулети. Селение Пасанаури, которое является частью области, расположено на ВГД, и поэтому туристы пробуют знаменитые хинкали здесь.

В Пасанаури можно наблюдать интересное природное явление слияние двух рукавов реки Арагви: Белой и Чёрной. Здесь чётко видна граница двух рек: светлого и тёмного цветов. Свой цвет и название реки получили от оттенка сланца: Белая Арагви течёт по известняковому сланцу, а дно Чёрной устлано тёмным сланцем.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история созданияФото Слияние двух рек черной и белой Арагви в селе Пассанаури

Крестовый перевал

По дороге к Крестовому перевалу можно полюбоваться на необычный рельеф местности – травертиновые террасы.

На подъезде к перевалу с правой стороны дороги видны терракотовые пологие склоны. Здесь протекает минеральный источник с удивительно вкусной и полезной водой. Воду, к сожалению, нельзя увезти с собой, она не сохраняет целебные свойства в пластиковой бутылке.

Самая высокая точка ГВД (2395 м) – Крестовый или Гадаурский перевал. Название изменили на Крестовый после установки русским генералом Ермоловым на его высшей точке в 1824 г. креста.

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история созданияФото Минеральный источник на военно-грузинской дороге

Арка дружбы народов

На перевале выстроена смотровая площадка «Арка дружбы», установленная в 1983 г. в знак дружбы между народами Грузии и России. Она представляет собой огромное полукруглое сооружение с арочными проходами, украшенное мозаикой и отрывками из поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Руставели. Автор грандиозного сооружения Зураб Церетели.

Со смотровой площадки открывается, захватывающий дух, вид на изгиб реки Белая Арагви, ущелье и искусственное бирюзовое озеро совершенной круглой формы.

Гудаури

В целом, Гудаури представляет собой два посёлка: Нижнее и Верхнее Гудаури. В Нижнем посёлке можно остановиться в гостинице. Верхняя часть, которая находится выше на 1200 м, располагает подъёмниками, доставляющими спортсменов и туристов на Пик Садзели. Высота Садзели 3268 м.

Если посещать село Гудаури зимой, то можно не только полюбоваться величественным снежно-горным пейзажем, но и покататься с крутых спусков. Этот горнолыжный курорт, расположенный на высоте 2150 м. Здесь проложено около 57 км трасс для катания на горных лыжах.

Летом, весной и осенью на этих трасах катаются велосипедисты на горных велосипедах.

А приезжающие сюда туристы любуются великолепными пейзажами и вдыхают свежий воздух со смешанным ароматом горных и луговых трав и цветов.

Монастырь Ломиси

В 15 минутах езды от Гудаури расположено село Млета. Здесь находится небольшая церковь Святого Георгия. Внутри храма можно полюбоваться изумительными фресками, а от него дорога ведёт к самому высокогорному монастырю Грузии – Ломиси (2200 м). Монастырь расположен на Ломисском хребте, который разделяет долины рек Ксани и Арагви.

Постройка относится к 10 в., а сам монастырь овеян чудесными легендами и поверьями. По мнению местных жителей, монастырь обладает чудотворными и целительными свойствами.

Ананури

военно грузинская дорога история создания. Смотреть фото военно грузинская дорога история создания. Смотреть картинку военно грузинская дорога история создания. Картинка про военно грузинская дорога история создания. Фото военно грузинская дорога история создания

Крепостной комплекс Ананури расположен возле ВГД и проехать его невозможно. Плюс к этому он находится на возвышенности, почти посреди Арагвского ущелья и хорошо различим на фоне гор и вод Жинвальского водохранилища. Постройка относится к 16 в. Предназначением комплекса было перекрытие дороги из Дарьяльского ущелья. Первоначальная высота стен крепости была около 6 м, позже стены достроили до 9 м. С двух сторон: юга и востока к комплексу была пристроена нижняя крепость. Позже она была почти полностью разрушена, верхняя же постройка полностью сохранилась. Грузинские власти подали прошение о внесении комплекса Анаури под охрану ЮНЕСКО.

Здесь можно сделать отличные снимки, но для этого лучше приехать пораньше, пока не началась оживлённая торговля и не приехали туристические группы.

С крепостью связано много драматических историй и легенд, которые можно узнать здесь же.

Неподалёку от крепости стоит Успенская церковь, построенная в 16 в-17 в. Чуть позже рядом был построен храм Девы Марии.

Жинвальское водохранилище

Ещё со стен крепостного комплекса бросается в глаза удивительный ярко-бирюзовый цвет водной глади. Это огромное водное пространство – Жинвальское водохранилище. Этот искусственный водный резервуар очень гармонично вписался в окружающую его природу.

А на поверхность гор, окружающих водохранилище, выходят минеральные источники и образуют белый водопад.

Мцхета

Недалеко от столицы находится старинный город, основанный в 5 в. до н.э. Построен он в точке слияния рек Кура и Арагва. Население Мцхеты составляет всего 10 000 человек. Здесь сохранились старинные улочки и дома, фрагменты крепости и церкви. Это сакральное место связано с зарождением христианства в Грузии.

Наиболее знаменательные строения Мцхеты:

Джвари – храм, построенный в VII веке, именно здесь согласно легенде Святая Нино поставила крест, ознаменовавший приход христианства в Иберию. Отсюда открывается изумительный вид на долину и на город. Самтавро – комплекс действующего женского монастыря. Строение возведено в IV веке. Сегодня в комплекс входят: храм Святой Нино, колокольня и Преображенский собор.

Светицховели – главная достопримечательность города. В храме хранятся священные реликвии: хитон Иисуса Христа, Животворящий Столп и купель, из которой крестился Мириан III, первый царь Грузии. Снаружи храм обнесён крепостной стеной.

Советы туристам

Туристам, желающим впервые проехать по военно-грузинской дороге, стоит прислушаться к советам бывалых путешественников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *