воины монахи на руси
Сильная рука и кротость сердца
Попробуем подробнее рассмотреть тему об отношении Церкви к войне и о том, чему учат примеры прославленных в лике святых воинов.
Святые воины — кто они?
Когда в Византии Х в., на фоне растущей военной напряжённости, император Никифор Фока предложил Церкви провозгласить всех погибших воинов христианскими мучениками, Церковь отвергла эту идею. Наименование «святых воинов» в православной традиции означает профессиональную принадлежность. Его присваивают тем, кто в мирской своей жизни имел отношение к ратному делу, впоследствии же явил качества нравственного совершенства в монашеском делании, в подвиге мученичества за Христа и прочих, не имеющих связи с войной, чинах святости.
Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно признать выразителями образа сильной руки. Однако же титулование их «благоверными» отсылает опять-таки не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются «равноапостольными», другие же, «благоверные правители», на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора. Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и др. мы чтим именно за это, в то время как иные, может быть, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не были удостоены почестей прославления.
Молитвой и копьём
Эпизод с благословением от Сергия Радонежского русским полкам и отправкой Осляби и Пересвета на Куликово поле образует словно бы некое исключение или отклонение от правила. Напомним, что в общем мнении, зафиксированном в летописных источниках, по меньшей мере, с конца XV в., в битве с ратью Мамая русское войско князя Димитрия Московского (Донского) состояло под непосредственным духовным водительством Троицкого игумена. Преподобный Сергий также послал двух учеников, сведущих в ратном деле и сильных физически, дабы они крепостью своего духа вдохновили на победу братьев по оружию.
С именем Александра Пересвета связана замечательная, в традициях рыцарства, история, согласно которой перед сражением татаро-монголами была предложена одиночная дуэль. Противник не сомневался в преимуществе своего богатыря Челубея, показавшего исключительное умение и не проигравшего ни единой схватки. Одолев русского перед лицом двух противостоящих ратей, Челубей обеспечил бы войску Мамая моральное превосходство. Но Пересвет ценой жизни сумел свести поединок к ничьей. При том, что Челубей от удара копьём пал на землю, русский, будучи также поражённым насмерть, остался в седле, поэтому преимущество осталось, скорее, на стороне русского. Этот результат символически повторился в ходе битвы. «Побоище» при реке Непрядве не выявило победителя, стороны понесли ужасающие потери. Татаро-монгольское иго на Руси оставалось на протяжении ещё ста лет. Тем не менее сила сопротивления русских произвела впечатление и означала фактически конец безраздельного хозяйничанья Орды.
Об Ослябе, которого в Святом Крещении звали то ли Андреем, то ли Родионом, летописи говорят как о телохранителе великого князя, который до конца выполнил свой долг. В гуще сражения предводительские регалии передавали кому-то из свиты — дабы ввести в заблуждение врага, усиливавшегося поразить первое лицо и центр управления. Ослябя согласился надеть доспехи князя и был изрублен в сече.
Возможно ли, чтобы монахи участвовали в убийстве и становились при этом святыми?
По правилам или вне правил?
Критики трактуют неясность достаточно просто: по их мнению, повествование о Пересвете и Ослябе является вымыслом, мифом, использованным историками для поднятия патриотических чувств. Никаких монахов, посланных из Троице-Сергиева монастыря, не было, а если кто и сражался под именами Пересвета и Осляби на Куликовом поле, то миряне, бояре с Брянщины, члены княжеской дружины. Говорят также о неисторичности сведений о визите великого князя Димитрия на Маковец и беседе его с преподобным Сергием. Сюжет, стало быть, вымышлен, и тему святых героев Куликовой битвы можно закрыть.
Первоначальное Сергиево житие, написанное Епифанием, действительно не упоминает о каком-либо участии преподобного в подготовке к походу, как и нет в нём имён Пересвета и Осляби. Существует ряд других спорных моментов, затрудняющих реконструкцию событий, отстоящих от нас на дистанцию почти семи веков. Но если для приверженцев критической историографии более-менее очевидным является тезис о случайности либо произвольности почитания двух героев, для нас очевидными являются слабость и произвольность метода «демифологизации», трактующего прошлое в рационалистических рамках, множащего сомнения в существовании почитаемых святых и отметающего большинство чудес и житийных подробностей, вплоть до сомнения в «историчности образа Христа».
Несомненно, что такие явления, как память и любовь к куликовским героям Пересвету и Ослябе, относятся к числу незаурядных и знаковых. Должны быть какие-то основания к включению их в общий массив образцов православного смысложизненного мировоззрения. Любой сюжет, претендующий на вероучительную ценность, просеивается в течение длительного срока сквозь мелкое сито сомнений и контраргументов. Он как минимум не должен противоречить принятой ранее дидактике или опровергать таковую.
Обстоятельства, влекущие церковное прославление, невозможно признать за случайные. Евангелие и феноменология святости есть органичное целое. Так же, как Слово Божие даёт указание пути для подвижника, так его опыт, переживаемые обстоятельства и предпринимаемые усилия служат дальнейшему уточнению и раскрытию содержания новозаветного откровения.
Важнейшим поэтому является вопрос о том, является ли почитание Пересвета и Осляби казусом èxtra jus, вне правил, и в каком соотношении с традицией таковое находится?
Исключение, подтверждающее правило
Небольшая подробность позволяет пролить свет на тайну. Перед битвой Пересвет молится в часовне святого великомученика Димитрия Солунского. Впоследствии на данном месте, в 7 км от Скопина, будет основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, одной из реликвий которого станет яблоневый посох, оставленный Пересветом. Сейчас посох хранится в краеведческом музее Рязани.
Кто же такой Димитрий Солунский? Небесный покровитель московского князя Димитрия Донского, святой, почитание которого было весьма велико в Греции и скоро разошлось по Руси. Незадолго до Куликовской битвы состоялось торжественное перенесение из Владимира в Москву иконы Солунского великомученика, написанной на доске гроба святого. Для неё в главном Успенском соборе Московского Кремля великим князем был построен особый придел. По возвращении с Куликова поля в Москву великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского (26 октября/ 8 ноября) особое молитвенное поминовение павших христианских воинов — Димитриевскую родительскую субботу. Следовательно, памятью Димитрия Солунского овеяны основные вехи в истории похода. Образ святого постоянно находился перед духовным взором русских на Куликовом поле.
Великомученик жил в конце III — начале IV в. Во времена императора Галерия Максимиана он являлся проконсулом Фессалоник. За открытое исповедание себя христианином Димитрия заточили в тюрьму и казнили. Житие святого, помимо прочего, включает в себя интереснейший фрагмент о состязании юноши Нестора с богатырём-язычником Лием. Лий — любимец императора, и из всех способов мучить христиан Максимиану более всего нравилось отправлять их на арену цирка, в лапы сурового и жестокого германца. Варвар истязал и сбрасывал каждого с помоста, на специально установленные копья, понося Бога христиан. Тогда христианин Нестор в чистоте сердца, будучи не в силах снести публичное поругание Христа, стал просить у Димитрия позволения сразиться с Лием. Димитрий поддержал юношу. Поединок завершился победой Нестора. Германец был сброшен на копья, юношу же по приказанию разгневанного императора предали смерти. Святой Нестор почитается как мученик за Христа, память его совершается 27 октября/9 ноября, на следующий день после памяти св. Димитрия Солунского.
Нельзя не заметить близкого сходства описанного с примерами Пересвета и Осляби. В преддверии Куликовской битвы многие колебались — предыдущий опыт военных выступлений против Орды был горько-отрицательным. В один из моментов, как говорят летописи, полки были готовы броситься в бегство, и только чудом людей удалось сдержать. Когда же встал вопрос, кому из русских выйти против Челубея, осознание страшной ответственности парализовало волю и члены. Проиграть в поединке означало предрешить поражение. Но не ответить на вызов — являлось тем более плохим исходом. И вот против монгольского Голиафа выходит тот, кто не надеется победить при помощи силы мускулов и азарта воинственности, но исключительно укреплением свыше.
При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч
Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя
История русского воинства полна примеров жертвенности. Совсем недавно все мы были искренне восхищены подвигом майора Сергея Солнечникова, без раздумий бросившегося на готовую взорваться гранату и спасшего жизни своих бойцов. Подвиг майора наглядно продемонстрировал, что несмотря на всё то зло, которое творится вокруг нас, в мире остаётся место и чистому жертвенному подвигу – среди нас живёт немало людей, готовых положить «душу свою за други своя», и это обстоятельство не может не вселять в наши души живую надежду на лучшее.
18 августа 1380 года Святой благоверный князь московский Дмитрий Донской просил у Преподобного Сергия Радонежского благословение на будущую битву, и он дал князю в подкрепление двух послушников Троице-Сергиевого монастыря. В ряды войска князя Дмитрия были призваны иноки Андрей Ослябя и Александр Пересвет. Преподобный Сергий благословил своих монахов на борьбу за веру Христову и за всё православное христианство, вооружив их животворящим Крестом Господнем, вышитым на схимах монахов-воинов.
Утром 21 (8) сентября, в день праздника Рождества Богородицы, сражение началось с поединка богатырей. Со стороны русских в поединке участвовал Александр Пересвет, облачённый в одну лишь монашескую схиму и не защищенный металлическими латами. Его противником со стороны татар был легендарный богатырь Челубей (Темир-мурза), с ног до головы защищенный бронёй из кольчуг. Исход битвы двух богатырей был ничейным: противники одновременно пронзили друг друга копьём, что было воспринято воинами с обеих сторон как знак начинающейся долгой и кровопролитной битвы. Тем не менее, исход поединка «вничью» и мужество Пересвета – пример воинской добродетели богатыря, положившегося свою жизнь «за други своя» необычайно воодушевил русские войска.
Андрей Ослябя, также павший в бою на Куликовом поле, похоронен рядом с Александром Пересветом. В 1509 году вместо старого деревянного храма Рождества Богородицы возводится каменный, а могилы богатырей были обустроены самым основательным образом. Место погребения героев Куликовской битвы всегда пользовалось на Руси особым почитанием, а сами они были причислены к лику святых.
Грянула революция, а за ней и Гражданская война. Наступила эпоха богоборчества, начала переписываться русская история. Через несколько лет после прихода к власти богоборцев, в 1928 году, храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре, где захоронены древние герои, был закрыт. Их могилы оказались на территории основанного на этом месте завода «Динамо». По свидетельствам историков, надгробия святых воинов использовались в качестве платформы для электромотора. Роль участия Пересвета и Осляби в Куликовской битве, равно как и историческая достоверность их личностей не раз подвергалась и продолжает подвергаться сомнению по сей день. Попытки извращения истории освобождения Руси от татаро-монгольского ига сродни попыткам перевирания истории Великой Отечественной войны, поскольку они исходят из одних и тех же источников. Одновременно стоит отметить, что имена монахов-воинов не были преданы окончательному забвению и упоминались в советских учебниках истории, и историческая, человеческая и христианская справедливость рано или поздно должна была восторжествовать. В 1980 году праздновалось 600-летие Куликовской битвы, и могилы русских православных богатырей Александра Пересвета и Андрея Осляби были объявлены историческими памятниками, находящимися под защитой государства. В годовщину 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году, храм Рождества Богородицы был отторгнут от завода и открыт для посещений. Пусть имена древних героев и святых Александра Пересвета и Андрея Осляби славятся в веках, продолжая оставаться примером воинской доблести, патриотизма и любви к ближнему!
Монахи-воины
Благоверный Великий Князь Димитрий, позже прозванный Донским, перед Куликовской битвой направился за благословением к преподобному Сергию, который, осенив князя крестом, сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником», тайно предсказав ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству.
Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». И сказал ему в ответ Великий Князь: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий отдал иноков князю Димитрию, возложив на них перед битвой схиму.
Александру Пересвету довелось начать Куликовскую битву.
Русский богатырь-инок выехал на поединок с сильнейшим татарским богатырем Темир-мурзою. Оба воина сразили друг друга, однако смертельно раненому Пересвету удалось добраться верхом до своих. Пал в грозной сече и Андрей Ослябя.
Мне посчастливилось быть свидетелем реставрации надгробий на могилах Пересвета и Осляби в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Тогда территория эта принадлежала заводу «Динамо» и пройти к усыпальнице можно было лишь по специальному проходу. Но люди шли и по проходу.
И несли к могилам монахов-воинов живые цветы. Увы, далеко не все помнят нынче эти имена.
…Воротясь в Москву после победы на Куликовом поле, князь Дмитрий повелел служить заупокойные литургии и панихиды по всем убиенным в сече.
И совершать это поминовение ежегодно по всей православной Руси.
Так родилась Дмитриевская суббота. С 1903 года она стала днем поминовения всех воинов, погибших когда-либо на поле брани за веру, царя и Отечество. В этот день в православных храмах России будут молиться не только за ратников той далекой эпохи, но и за миллионы других Дмитриев, Иванов, Сергеев, сложивших головы в гражданских и отечественных войнах, в горах Афгана, на улицах Грозного, на Таджикской границе, в горах Дагестана и Чечни, в Сирии – мало ли полегло их, русских парней.
Первыми же, конечно, помянут сподвижников князя Дмитрия.
А вот Пересвета и Ослябю поминают особо.
Почему? Кто же они такие? За что заслужили такой почет?
. Военного конфликта с татарами было не избежать, а исход его определить невозможно. Великая ответственность ложилась на московского князя Дмитрия. Потому-то перед походом и приехал он за благословением к Сергию Радонежскому.
Сергий, благословив и ободрив князя, послал с ним двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, повелев им вместо лат и шлемов надеть монашеские схимы.Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы.
Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Некоторые источники указывают, что он был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков.
Пересвет принял вызов Челубея. «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»
То есть Александр Пересвет осознанно шел на гибель «за други своя», как уже в новое время осознанно ложился на дзот, закрывая собой фашистский пулемет, Александр Матросов. Как осознанно подрывал себя гранатой со словами «Это вам за пацанов!» военный летчик, Герой России, гвардии майор Рома́н Фили́пов, сбитый боевиками в Сирии.
Подобные примеры в истории России можно продолжать бесконечно. Жертвенность – характерная особенность русского человека.
Андрей Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Говорят, что он первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Он храбро бился. Именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону, под березу, где и нашли князя после окончания битвы.
Оба они причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
Боевые иноки. Православные монахи-воины на Руси
Считается, что монахам на Руси было запрещено участвовать в сражениях. Но на самом деле, это не совсем так. Что мы в сущности знаем о монахах древней Руси? На самом деле не так много.
Есть мнение, что боевые монахи-воины на Руси были обычным делом. Об этом есть некоторые упоминания. Так например, в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается о двух иноках Пересвете и Ослябе.
Любопытно то, что перед Куликовской битвой Дмитрий Донской выставляет не какого-то своего воина против Челубея, а именно монаха Пересвета. Неужели в его армии не было более лучшего война?
Если на западе тысячи монахов-войнов, шли в крестовые походы за веру. То и на Руси существовали Воины Христовы в рясах.
Монастыри- крепости
Обратите внимание, на монастыри раскиданные по всей территории России.
Каждый монастырь это настоящая крепость, военное сооружение. Как Temple (храм) у тамплиеров, такое же значение у монахов имеет монастырь. Часто это хорошо защищённая постройка давала начало городу. Монастыри преимущественно строились каменные, с железными воротами, способные выдержать осаду, а колокольни соответствовали наблюдательным вышкам, предупреждая особом звоном колокола о нашествии врага.
Защитники веры
Монашеские полки
Потому что при покушении на веру, монах боролся не с человеком но со злом, Дьяволом. В летописях сказано, что когда Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому он попросил:
«Дай мне, отче, двух неких монахов, воевод твоего полка, тем самым ты нам очень поможешь».
То есть, у Сергия Радонежского был полк боевых монахов а Пересвет и Ослябя были воеводами этого полка.
В заключении, хочу обратить ваше внимание, насколько историки исказили наши представления о монахах, превратив их из воинов в пацифистов и страстотерпцев, покорно подчиняющихся любому врагу. Именно такой посыл лже-историки вкладывают в наши головы.
«Ибо нет больше сей любви, как если кто душу свою положит за други своя. Посему и вы полагайте души друг за друга, как и Я умираю за вас.» (Евангелие от Иоанна, 15.13).
Священные свитки
Правитель Абиссинии негус («царь царей») Менелик II в 1894 году, вскоре после того как он взошёл на престол и был коронован, предпринял крупную войсковую операцию совсем не на том направлении, где от него ждали активности. И это привело к неожиданным результатам.
Абиссиния долгие годы находилась в состоянии войны с такими странами, как Великобритания и Италия, стремившимися превратить древнюю, упомянутую ещё в библейских текстах страну, в обычную африканскую колонию.
Однако негус во главе 18-тысячного войска выступил к своей юго-западной границе, где никаких вражеских армий не было, и на долгое время исчез из поля зрения европейских наблюдателей в самых диких местностях.
Негус Менелик II
Путь его армии лежал к озеру Суай, целью похода был захват группы островов Дебро-Сина, раскинувшихся на 700 с лишком квадратных километров. Зачем Менелику было идти с большой армией к этим островам и так входившим в состав подвластной ему территории? На этот вопрос ответить не так-то просто.
Иначе эту страну называют Эфиопия, а правители её — негусы вели свой род от правительницы тех мест, царицы Савской и библейского царя Соломона. В христианство жителей Абиссинии проповедники обратили одними из первых, ещё во времена апостольские, и самобытная культура, очень близкая по духу к православной, долгие века развивалась в окружении племён, не принявших христианство.
Абиссинское духовенство считалось самым образованным сословием в обществе, и сам негус имел религиозное образование. В стране постепенно собралась уникальная библиотека древних рукописных книг и свитков, хранившаяся во дворце негусов, а также в книгохранилищах многочисленных монастырей.
Абиссиния, карта XVII века
Когда в XVI веке к границам древней Абиссинии пришли войска народов, исповедовавших ислам, опасаясь того, что в случае захвата столицы и разорения монастырей большая часть драгоценных манускриптов погибнет, по распоряжению тогдашнего негуса книги собрали и вместе с царской сокровищницей тайно вывезли далеко на юго-запад страны, в район озера Суай.
На островах Дебро-Сина, изрытых многочисленными пещерами, укрыли сокровища и книги, а тем, кто вывез эти ценности, приказано было охранять их, до тех пор покуда за ними не прибудут законные владельцы — негус или те, кого пошлёт негус.
Борьба с противниками затянулась на долгие годы, и потому правители Абиссинии посчитали за благо оставить клад там, куда его и отправили, а охранявшие его так и остались жить на островах. Со временем те, кто прибыл туда с караваном, умерли, завещав своим детям хранить книги и драгоценности.
Дети тех наследников получили тот же завет, и так на островах образовалось отдельное племя, основным смыслом жизни которого была охрана пещер. Уже никто не помнил, в чём именно заключается миссия. Охрана пещер стала ритуальным действом, стремлением никого не пустить на острова, смыслом бытия.
Менелик пришёл за наследством предков, чтобы явить всему миру древность своей страны и законность его власти над ней, но сделать это ему было непросто. Берега озера Суай были болотисты и труднопроходимы, в прибрежных тростниках селилось множество непуганого зверя, люди сюда приходили редко — добираться до этих мест было далеко, да и воинственные островитяне пришельцев не жаловали.
Менелик приказал своим воинам рубить деревья и вязать плоты, на них погрузил людей и артиллерию, и так его армия по водам озера двинулась к островам. Тут их подстерегала ещё одна опасность — в озере обитало огромное количество гиппопотамов, также не желавших мириться с фактом вторжения на их «исконную территорию».
Стада громадных животных буквально атаковали флотилию плотов, и если бы не пушки абиссинцев, солоно бы им пришлось. По приказу негуса канониры открыли беглый огонь из всех орудий по бегемотам, обратив их в паническое бегство.
Продравшись сквозь это естественное препятствие, плоты армии Менелика подошли к островам и увидели, что на берегу стоит войско племени, охранявшего пещеры, в полной готовности отразить вторжение. Негус приказал для демонстрации своей силы и могущества пальнуть несколько раз над головами противника из пушек и дать залп холостыми из ружей.
Разрывы снарядов и громоподобные залпы посеяли панику в рядах островитян, и к тому моменту, когда первый плот ткнулся в их берег, они уже решили сдаться могущественному чародею без всякого сопротивления.
Негус Менелик II и его свита
Как и подобает великому правителю, негус отправил придворных на остров, чтобы те привели к нему вождей племени, которых он милостиво принял на берегу, заверив, что он не желает им зла, а лишь пришёл, чтобы взять своё. Он приказал отвести его туда, где хранились сокровища и книги, и вожди, повинуясь ему, повели Менелика и его людей в хранилище, которое стало для них родом храма.
Оказалось, что на острове уже по крайней мере 200 лет нет ни одного грамотного: книги, которые островитяне охраняли, не имели для них никакой практической ценности — они им поклонялись, считая эти предметы священными.
Жители островов ловили рыбу, охотились на бегемотов, возделывали огороды, собирали плоды и иногда устраивали набеги на прибрежные племена с целью добыть то, что не могло дать озеро, а также за невестами, чтобы избежать вырождения.
При таком образе жизни грамотеям просто неоткуда было взяться. У них в руках несколько веков была библиотека, при помощи которой можно было бы обратить в христианство всю Африку, но что в ней было проку, если никто на острове не умел читать.
Менелик осмотрел главное хранилище, обнаружив все манускрипты в прекрасном состоянии, и принял решение, вполне достойное его далёкого предка — премудрого царя Соломона. Он торжественно объявил, что дарует вождям племени титул «Хранителей мудрости» и оставляет библиотеку и сокровищницу на их попечении.
Книги негус повелел обернуть шёлком, для вящей сохранности, а на островах основать обитель, монахи которой занялись бы разбором древних манускриптов и копированиием наиболее ценных из них. Эти копии было разрешено вывозить с острова, а подлинники по-прежнему должны были оставаться на месте.
Негус планировал укрепить острова в военном отношении и организовать на озере пароходное сообщение, но история распорядилась таким образом, что ни Менелику, ни его последователям не удалось осуществить эти планы.
Эфиопские рукописи вот уже не одно поколение занимают внимание учёных всего мира, но, к сожалению, не только их, так как множество аферистов пускали в продажу подделки. Спрос на эти писания столь велик, потому что, по преданию, в них содержится немало пророчеств о будущем человечества.
Несколько древних книг в виде рукописных свитков были переправлены в Россию с абиссинскими посольствами, которые, как правило, состояли из лиц духовного звания. Их поднесли императору как дары негуса «своему брату, великому Белому Царю».
Сегодня они находятся где-то в российских хранилищах. Только известно о них узкому кругу специалистов, а допуск к ним имеют считаные единицы, не спешащие оповещать людей о том, что им удалось в них прочитать. Почему? А вот это и есть одна из тайн нашего времени — в отличие от многих других, вполне подлинная.
Странные стены японского замка в Осаке
В мире есть много различных древних мегалитических построек. При определенной схожести между собой, каждый имеет свой неповторимый и узнаваемый вид и стиль. Будь то Египет, Южная Америка или, например, Индия.
Но, пожалуй, один старый замок, точнее, его стена, в городе Осака претендует на звание самой непонятной и хаотичной в смешении технологий, методов и качества строительства.
Просто невероятный диапазон.
1. Итак, первый образец
Ровные поверхности и прямые линии. Все соединения беззазорные и удивительно точные. И хотя, камни все разные по размеру и цвету, но на них на всех отчетливо видны следы машинной карьерной обработки, оставляющей ровные и параллельные линии на одинаковом расстоянии.
2. Теперь посмотрим на это
Какой метод применялся при строительстве этого участка? Такое ощущение, что никакого. Самое точное определение для данной стратегии строительстваи – случайно и беспорядочно. По какому принципу укладывались блоки? Кажется, по принципу того, что было под рукой.
3. Этот участок особенно иррационален
Правильные края и прямые углы в сочетании со случайными стыками и неправильными формами. Этих тонких полосок наполнителя можно было избежать просто ровнее вырезав вставляемые камни. А посмотрите на нижний ряд. Вам не кажется, что стена изначально должна была стоять вверх ногами? Ведь логичнее видеть массивное основание, а сверху выкладку небольшими камнями. Тут всё наоборот
4. Это не результат работы пилы, долота или молотка
Это больше похоже на работу мастерками при создании бетонной стяжки. Форма неестественная ни для природы, ни для человека. Этот блок точно не высекали в каменоломне и не перевозили к стене. Это бетон. Да, древний. Но это бетон, намазанный поверх скалы, которая использовалась в качестве основы для этого блока.
5. Нет следов от долота
Нет пилы такого размера, чтобы вырезать эту поверхность. Так как же она была сделана? Откуда это?
Огромный камень с помощью какого-то чуда перенесли из каменоломни? Или стена была отлита на месте? Или это просто облицовка из искусственного камня и бетона поверх внутренней массы из небольших блоков, камней или стены из натурального камня?
Но это однозначно не цельный камень, потому что природный камень не покрывается такими пятнами (посмотрите на левую сторону).
6. Верхний ряд идеально однородный и ровный
Чего не скажешь обо всех остальных.
Все блоки неровные, не подогнанные, не скрепленные раствором. Это примитивное творение, но в больших размерах. Гигантские блоки просто размещены случайным образом.
Тем не менее, их размеры спасли стену от землетрясения.
Как эти блоки были сделаны – неизвестно, но они не были отлиты на месте, иначе подошли бы друг к другу гораздо лучше, чем то, что мы видим.
7. Камень или скальная порода под этой искусственной бетонной поверхностью имели неправильную форму
Поэтому и блок такой же.
Каменщики просто следовали естественному рельефу при покрытии поверхности искусственным каменным бетоном и не пытались его выровнять. Но если это бетон, то почему он не использовался в качестве раствора между блоками для их скрепления?
Хочется заметить, что верхний ряд отличается и, вероятно, был добавлен позже.
8. Здесь мы видим прямой правый угол, но левая верхняя поверхность неровная
Это, скорее всего, говорит о том, что когда-то блок был идеально четырехугольным, но потом был частично разрушен. И то, что мы видим сейчас – последствия не очень аккуратного и качественного ремонта.
9. Это так специально подобрано?
Или высечено? Или вырезано? Это природный камень или искусственный? Разумно ли такое решение? Что это – оригинал или кто-то пытался реконструировать?
Ясно одно – это всё очень старое и странное.
По факту избиения студентов-таджиков задержан милиционер
В Москве по подозрению в избиении таджикских студентов Госуниверситета управления, которое произошло 7 июня, задержан 27-летний сотрудник УВД Юго-Восточного административного округа столицы.
В ближайшее время задержанному будет предъявлено обвинение и решен вопрос об избрании меры пресечения, сообщают «Вести».
Напомним, что в среду вечером в общежитии ГУУ в комнату к студентам постучался мужчина, предъявивший милицейское удостоверение. Вслед за ним ворвались еще шестеро человек, которые начали избивать студентов из Таджикистана. Уголовное дело возбуждено по статьям «разбой» и «хулиганство».
ВВС Израиля убили главу «милиции ХАМАС»
В результате авиаудара Израиля по лагерю в секторе Газа убит глава служб безопасности правительства ПНА Джамаль Абу Самхадана. Палестинское МВД подтвердило факт его гибели.
Вместе с ним погибли трое его телохранителей. 43-х-летней Самхадана, лидер «Комитетов народного сопротивления», занимал вторую строчку в списке особо разыскиваемых Израилем преступников, сообщает «Эхо Москвы».
Самхадана возглавлял новую силовую структуру в системе МВД, укомплектованную боевиками радикальных группировок и не подчинявшуюся главе ПНА. Эта структура, так называемая «милиция ХАМАС» конфликтовала с регулярными полицейскими формированиями. Его назначение на высокий пост в МВД вызвало резко негативную реакцию в США и Израиле и привело к резкому обострению отношений между правительством автономии, возглавляемым ХАМАС, и председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, лидером ФАТХ.
Во Владивостоке заминированный автомобиль парализовал движение
Во Владивостоке обнаружен заминированный автомобиль. Движение в районе парализовано.
Как сообщили в краевом УВД, около двух часов назад в милицию позвонил автовладелец, который сообщил о взрывном устройстве в своей «Тойоте». Машина находилась на одной из главных магистралей Владивостока «Тойоте».
Прибывшие на место происшествия милиционеры между бензобаком и багажником обнаружили тротиловую шашку. В настоящее время на проспекте 100-летия Владивостока взрывотехники занимаются разминированием автомобиля,
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов