вокально хоровые навыки дошкольников
Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья о необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса у детей дошкольного возраста. С описанием методов, приёмов, способствующих формированию вокально-хоровых навыков.
По утверждению многих учёных, решающую роль в развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т. е. пению. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего звуковысотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество. Развиваются и другие музыкальные способности – тембровый, динамический и гармонический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, пение способствует общему психическому и физическому развитию ребёнка, укреплению его здоровья.
Поскольку пение является психофизиологическим процессом, связанным с работой жизненно важных систем (дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребёнок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Хорошо известно, что пение является одним из любимых детьми видов деятельности, который способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка, его социализации.
К сожаленью, в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги почти не занимаются постановкой певческих голосов детей-дошкольников, относясь легкомысленно к соблюдению голосового режима. Причины этому конечно есть. Не владение методическими приёмами работы с детски голосом, ограниченное время занятий (а успеть надо много, использование фонограмм вместо живого исполнения.
Работая в детском саду 17 лет, развитию вокально-хоровых навыков стараюсь уделять большое внимание. На практике поняла, как велика роль распевания детского голоса. Перед тем как приступить к вокальной работе с детьми,необходимо научить их правильно стоять или сидеть во время пения: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные (если ребёнок стоит) или лежащие на коленях (если сидит) руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука. Затем делаем с детьми дыхательную гимнастику. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Надуваем шарик», «Насос», «Гармошка» и другие).
Далее проводится работа над дикцией. Для выработки навыкавыразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Следует избегать резкой, жёсткой артикуляции. В основе лежит выработка естественных, плавных движений.Исходное положение: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «раз» губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; на счёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова.
Следующим этапом является вокальное упражнение или распевание. Среди всех певческих навыков особенно важным является звукообразование. Петь следует естественным, светлым звуком без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губит голосовые связки, поэтому я особое внимание уделяю распевке, так как при этом разогревается голосовой аппарат. На распевке легче сформировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Лучше всего для распевания подходят небольшие песенки и попевки с мелодической линией, идущей на начальном этапе в основном сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется высокая позиция звучания.
Работа над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинается с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В процессе развитияребенка слух и голос взаимосвязаны: голос не может успешно развиваться без участия слуха, а слух формируется с участием голоса.
Учитывая возрастные особенности детей с целью успешного решения задач,использую следующие приемы:
— Использовать специальные упражнения на развитие слуха и голоса.
— Транспонирование мелодий, пение в удобном для ребенка диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его.
— Использование зрительной,моторной наглядности: графическое изображение мелодий (показ движения мелодии рукой, наглядные пособия).
— Повторение выученных песен с сопровождением и a cappella.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля– целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута,если:дети любят петь; научились владеть своим голосом; понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты; научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии; научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук;научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Список использованных источников:
1. Иванисова Л. М. статья «Развитие вокально-хоровых навыков» // Музыкальный руководитель № 1- 2013г., с. 13
2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2
3. Тарасова К. В. статья «О развитии детского певческого голоса» // Музыкальный руководитель № 1- 2014г., с. 10
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.
Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.
Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.
Методическая разработка «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников»
ЮРЬЕВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Методическая разработка «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников»
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
1. Упражнение «Спинка- тростинка»
Мы проверим спинку,
2. Упражнение «Сидит дед»
Сидит дед, ему сто лет.
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыкипрививаются в процессе игр:
На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо,влево:
Целый день учил стишок.
Наклоны головы вперед-назад:
А запомнил он строку
На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам,произнося на выдохе:»Ку-ка-ре-ку!»
Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.
Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.
Месяц встал над бором,
Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается
РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ
. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.
1. Попевка «Скок- поскок»
2. Попевка «Зимние забавы»
Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)
И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)
(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)
В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке.На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал.Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1).На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»
(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал,-вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок,и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)
4. Игры- повторялочки
Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально.
Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить.
Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни а капелла.
ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.
Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз
Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
4. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас, другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может
поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.
ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ
Четкая дикция- непременное условие вокального исполнения. Прежде всего дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить.
Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.
Артикуляционное упражнение – игра на основе 10 упражнений работы В. В. Емельянова
«Фонопедический метод развития голоса»
Влево-вправо (протыкаем языком щеку слева и щеку справа,
Раз-два (опять слева) (опять справа).
Вверх-вниз (протыкаем языком верхнюю губу и нижнюю)
Губки просыпайтесь, (вибрируем губами)
Ротик открывайся! (очень широко открываем рот!
Язычок покажись (кусаем кончик своего языка,
И зубов не страшись! (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом
покусывая всю поверхность языка!
Кусают даже губы. (кусаем нижнюю губу).
И не унимаются. (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы) То сильно обижаются. (выворачиваем нижнюю губу, обиженное выражение). То весело хохочут,
То снова обижаются!
Язычок- не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, (проводим языком между верхней губой и зубами).
Хорошенечко умойтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами)
А вместе с нами улыбайтесь! (улыбаемся)
Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Статические артикуляционные упражнения:
Должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
Динамические артикуляционные упражнения: В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе
1. Упражнение «Ручеек»
Быстрое движение вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка
2. Упражнение «Улыбка- трубочка»
Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.
Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и Медведь,
Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.)
2. Проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость.
.М. Картушина. сл. С. Маршака
Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку.
«Щеткой чищу я щенка,
У кого после окончания пения окажется щетка. Тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.
Все вышеперечисленные вокальные навыки развиваются постепенно Работа над ними ведется одновременно.
Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри.
Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является.
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ.
Конспект ООД по развитию вокально-певческих навыков детей в средней группе «Песенка на лесенке» П Р О Г Р А М М Н Ы Е З А Д А Ч И Цель: Развитие вокально-певческих навыков и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.
Консультация для родителей «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у дошкольников» На сегодняшний день большое внимание на музыкальных занатиях уделяется обучению детей правильному пению. Такая методика обучения позволяет.
Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников» Использование игр для развития внимания дошкольниковВопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей,.
Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников» Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать.
Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска Организация образовательной деятельности по развитию.
Развитие вокально-хоровых способностей у детей младшего дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Музыкальный руководитель: Пштыка Ирина Петровна Наиболее.
Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста ___ Слайд№1 Слайд№2 “Музыкальное.
Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа
светлана горбунова
Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа
Вокально-хоровая работа для развития певческих навыков дошкольникoв
Вначале занятия напоминаем детям как нужно сидеть во время занятия пением.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Упражнения для формирования правильной певческой установки: «Сидит дед» М. Картушиной; «Ветер», «Медведь».
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно все элементы вокально-хоровой техники, а в дальнейшем они углубляются. Их последовательность выглядит так.
Вокально-хоровые навыки:
Вначале занятия провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к пению. Для этой цели использую дыхательную гимнастику, вокальные распевки.
Данные упражнения позволяют подготовить голосовой аппарат ребенка к пению, что предотвращает перенапряжение голосовых связок. Таким образом активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.
Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Певческое дыхание требует усилий. Оно сoстоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые делятся на упражнения без звука, звукoвые упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Но нельзя на занятиях использовать более 2 упражнений на развитие дыхания.
Вот некоторые, наиболее любимые детьми упражнения для развития певческого дыхания:
упражнения без звука: «Дирижер», «Быстро-медленно», «Мороз», упражнения с листком бумаги, «Понюхать цветок» и т. д. ;
звуковые упражнения: «Воздушный шар», «Пузырь», «Котенок и шар», пальчиковая игра «Воздушный шар» и т. д. ;
упражнения под музыку: «Свеча», губная вибрация, комплексы дыхательных упражнений с движениями, «Чайник», «Кастрюля-хитрюля» и т. д.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, детям нужно петь без напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Для этого нужно с раннего возраста учить детей протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» петь протяжно последний слог, в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку».
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (Во поле береза стояла). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренных темпах, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Упражнения для работыправильного звукообразования: «Колокол», «Саксофон», «Игра с мячом», пение с закрытым ртом, Упражнения по методу Д. Огороднова на раскрепощение подбородка, «Сидит филин», чистоговорки.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение. Дикция – четкость произношения текста. Это непременное условие вокального, хорового исполнения. Многие дошкольники имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является регулярное использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, правильности работы всего артикуляционного аппарата. Практика пения таких упражнений усиливает эффективность логопедической работы, т. к. процесс пения, как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.
Цель вокально-артикуляционныхупражнений реализуется в задачах:
1. освобождение артикуляционных мышц от напряженности
2. развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата
3. преодоление дефектов произношения, мешающих не только звучанию певческого голоса, но и речи
4. развитие способности петь связно, при этом четко произнося согласные звуки
5. развитие способности петь интонационно чисто
6. овладение приемами произношения текста для улучшения вокальных качеств голоса.
При работенад дикцией хорошо показал себя прием утрированного показа артикуляции педагогом:
Артикуляционная гимнастика. Основная цель – выработка полноценных определенного положения органов артикуляционного аппарата. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются память, внимание.
Озвученная артикуляционная гимнастика. Упражнения «Ручеек», «Мотоцикл».
Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Упражнения Е. Железновой, М. Картушиной.
Проговаривание и пропевание скороговорок в разном характере, темпе, с использованием звучащих жестов (по К. Орфу). В работенад скороговорками помогают следующие приемы:
Отмечание метрической пульсации хлопками
Чередование хлопков и шлепков по бедрам
Щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе
Проговаривание текста в ускоряющемся темпе
Проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика (нарастание динамики показываем жестом)
Чтение скороговорок по подгруппам, проговаривание каноном
Пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам.
6. Вокальные упражнения на гласные.Методика проведения: дети пропевают только гласные буквы.
7. Пневмопластические упражнения направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.
Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Для чистоты интонирования мелодии использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Хорошо работают упражнения на звукоподражание. Желательно,чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры).Пособия: «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Качели», «Пой со мной».). Также для налаживания чистоты интонации в пении, использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее по своему. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение спокойное и неторопливое, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля. В пении хором приучаю детей слушать себя и других, сливаться с общим пением. Это достигается акцентом внимания на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, окончании пения фраз. Следует стремиться к выразительности пения, выстраиванию ансамбля.
Ансамбль достигается постепенно. Малыши вначале года включаются в пение после вступления педагога, а в конце года начинают песню по окончании вступления.
Заметный результат в формировании навыков ансамбля у детей даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (рнп «Петушок», «Зайчик».).В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио, поочерёдное пение. В такой же последовательности совершенствуем ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь добавляются «Эхо» и «пение про себя». Такая работа имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при пении в унисон.
В развитии певческих навыков придаётся большое значение песенной импровизации. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано, начиная с 3-4 лет. В старших группах продолжается работа по закреплению навыков, полученных детьми в младшем возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, помочь детям преодолеть неуверенность, развить воображение, внимание, память.
Дети увлечённо импровизируют и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.
«Обезьянки» (Автор неизвестен).
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
Вывод: играйте с детьми на уроках как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и учебный процесс будет происходить гораздо быстрее и легче.
Все вокальные навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста «Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30» г. Сыктывкар.
Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.
Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.
Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения. Каждый человек, родившись, получает.
Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений. 1 слайд «Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в регламентированной и нерегламентированной.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков в театрализованной деятельности Музыкальное искусство постоянный спутник человека во всей его жизни. Из всего многообразия музыкального искусства я выделяю пение. Именно.
Эффективные упражнения по формированию и развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. В помощь музыкальным руководителям В данных упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного, напевного звука, точного интонирования,.
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения. Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша.