возникновение социологии как науки и история ее развития
Возникновение и развитие социологии как науки
Содержание:
Введение
На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой является общественная жизнь, прежде всего, влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.
В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике и духовной сфере также поставило эффективность деятельности предпринимателей и политиков в прямую зависимость от умения использовать знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей и т.д. К середине 19 века потребности общественного развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социального знания. Возникновение социологии стало ответом на потребности формирующегося гражданского общества.
Можно выделить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политологии, науки права, политической экономии), достижения в естествознании, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой французской революции, возникновение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.
Для более полного выяснения сущности социологии необходим детальный анализ исторических и социально-экономических предпосылок ее возникновения как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий ее возникновения, закономерностей появления, периодизации и наиболее характерных черт развития в различные исторические периоды, а также своеобразных черт, которые эта наука приобретает в конкретных исторических условиях отдельных стран.
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
В период быстрых и радикальных перемен у людей возникла потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место человека в нем.
До появления социологии на эти вопросы пыталась ответить религия, но научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Законы естествознания (теория Ч. Дарвина, клеточная теория строения живой материи Шлейдена и Шванна) отвергли религиозные домыслы о происхождении человека и законах развития общества. Географические открытия, сделанные к тому времени мореплавателями и путешественниками, позволили изучить закономерности формирования образа жизни и различия между людьми, живущими на разных территориях.
Идеи об обществе в древнем мире
Представления об обществе углубляются в ходе развития личности, когда встает главный вопрос социальной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?». В этих представлениях однозначно доминировала позитивная оценка равноправия и отрицание неравенства, отраженные в мифах. Однако по мере развития человеческого общества и усложнения его структуры возникали идеи о неизбежности социального неравенства.
В середине первого тысячелетия до нашей эры осознание неизбежности социального неравенства привело к концептуальному обоснованию его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция и Заратустры, которые стали рациональным обоснованием, а затем религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в обществе, преодолевшем первобытную неструктурированность.
Второе направление отстаивает идею приоритета интересов индивида, личности. Она была развита Эпикуром, Аристотелем. Последний критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет интересов личности и защищая право человека на индивидуальность. По мнению Аристотеля, чрезмерное стремление к общности, например, предложенная Платоном общность имущества, жен и детей, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную неразбериху, готовит политический кризис.
Средневековье
В Средние века развитие общественных отношений происходило в основном под контролем системы моральных, религиозных норм, которые также влияли на развитие социальной мысли.
Реформация оказала большое влияние на развитие социального и критического мышления, теорий самосознания и раннего буржуазного идеала «верховенства закона». Она способствовала разрушению феодально-религиозных идей и утверждению новых, предпринимательских ориентиров в экономической практике. М. Вебер выявил влияние на процесс становления европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса, который обеспечивал воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность и благоразумие. В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета индивидуальных интересов над общественными утверждается в качестве стержня идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.
Наряду с индивидуалистическими, собственническими идеями в XVI веке постепенно возникает социалистическое общественно-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Основоположником утопического социализма считается Томас Мор (1478-1535), изобразивший в своей «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, производство и быт социализированы, а труд обязателен для всех.
Критикуя капитализм и раскрывая его бесчеловечную природу, социалисты-утописты считали идеальным общество, в котором государственное или общественное управление экономикой, не знающее товарно-денежных отношений. Но они не могли найти стимулов для работы в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации экономической жизни. Главным была ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль.
Развитие социологии в девятнадцатом и двадцатом веках
Идея социологии как отдельной науки обязана своим появлением целому ряду условий, сложившихся во Франции в первые десятилетия XIX века. История свидетельствует, что социология как отдельная специальная наука начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века, после того как О. Конт опубликовал в 1839 году третий том своего важнейшего труда «Курс позитивной философии», где он первым употребил термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу стала той отправной точкой, которая привела к становлению и развитию социологии.
В системе А. Конта обоснование базируется на его законе о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных идей, апеллируя к понятию сверхъестественного. На второй, метафизической стадии, он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить все с помощью абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На третьей, позитивной, или научной, стадии человек отказывается от выявления причин явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксацией постоянных связей, которые могут быть установлены между ними.
О. Комт в соответствии со своими представлениями о развитии делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования социальной системы. Этот раздел социологии рассматривает основные социальные институты: семью, государство, религию с точки зрения их социальных функций и роли в установлении гармонии и солидарности. В социальной динамике О. Конт разрабатывает теорию социального прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, является духовное и умственное развитие человечества.
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии не только потому, что он первым занялся обществом и социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включения в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса отдельной науки.
Заключение
Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями разных эпох, эта наука постепенно формировалась как ответ на объективные потребности общественного развития.
Социология не является застывшей наукой. На каждом новом этапе социальных преобразований она извлекает из действительности новые социальные факты, научно обобщает их и позволяет представить перспективу общественного развития.
Это говорит о том, что развитие социологической мысли не стоит на месте. Социология будет существовать до тех пор, пока будет существовать сам человек.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
История возникновения и развития социологии
Содержание:
Введение
Аристотель учил, что недостатки общества исправляются не равным распределением, а нравственным совершенствованием людей. Законодатели должны стремиться не к всеобщему равенству, а к уравниванию жизненных шансов. Частная собственность может принадлежать любому человеку, и она не наносит никакого вреда нравственности людей. Важно не то, сколько у человека имущества, а то, как оно используется.
Средние века и современность
Николо Макиавелли (1469-1527) был первым мыслителем современной эпохи, который обратился к Платону и Аристотелю и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главный труд «Государство» продолжает основную линию рассуждений платоновского «Государства», но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли говорил, что правитель, который хочет добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
Это приводит к двум принципиальным выводам:
Научный этап в развитии социологии
O. Комт, основатель социологии
Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как организм со своей структурой, каждый элемент которого следует изучать с точки зрения его полезности для общего блага. Этот организм, по его мнению, функционировал по грубым законам, подобно закону всемирного тяготения в физике. В этом отношении О. Конт разделил всю социологию на социальную статику и социальную динамику, что позволило применить законы механики к изучению общества и его основных элементов.
Говоря о получении знаний об обществе, законах его функционирования и развития, О. Конт исходил прежде всего из необходимости изучения отдельных социальных фактов, их сравнения и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретического обобщения эмпирических данных и сведения их к целому, французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и выстраивал картину общества в основном как мозаику отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято называть в социологии эмпиризмом.
Историко-научная роль Огюста Конта заключается прежде всего в том, что он поместил проблему изучения общества и его взаимосвязей в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог достаточно четко определить предмет новой науки и найти научный метод, который позволил бы всесторонне изучить законы общественного развития. Его полная аналогия социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, подвергалась сомнению и критике еще при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь заметно отличается от закономерностей, которыми занимались естественные науки.
В конце девятнадцатого века появилось первое поколение социологов. Европейские страны были тогда центром мировой социологии. Каждый из них, сформировал свою школу и направление.
Французская школа
«Социология» Эмиля Дюркгейма
В первой тенденции Дюркгейм, как и многие его предшественники, апеллирует к общенаучным понятиям факта и закона; во второй тенденции он пытается придать этим понятиям специфически социологический смысл и на этой основе определить понятие социальности как особого объекта социологического знания, определяющего общий дух его концепции социологии.
Дюркгейм формулирует правила для определения специфики социального факта.
Таким образом, Дюркгейм выступал против чрезмерной индивидуализации истории и социальной жизни.
Немецкая школа
«Понимающая» социология Макса Вебера
Согласно Веберу, социальные действия образуют систему их сознательного осмысленного взаимодействия. Как таковые, они составляют предмет так называемой понимающей социологии, которая заключается в том, что если действия человека осмысленны и внутренне направлены на что-то, то социолог должен понять не только содержание этих действий и их возможные последствия для других людей, но прежде всего субъективные мотивы этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, необходимо уловить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая социология (социология понимания).
Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть либо логическим, либо чисто эмоциональным. В данном случае это достигается через «эмпатию» социолога, или «помещение себя во внутренний мир» субъекта социального действия. Вебер называет этот процесс эмпатией. Оба уровня понимания социального действия играют свою роль. Но более важным, по мнению Вебера, является логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки.
Научность и объективность не противоречат друг другу. Для него характерен трезвый и уважительный подход к взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель, и современное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие из его идей развиваются не только в западных странах.
Маркс утверждал, что решающую роль играет материальный способ производства. В то же время он отстаивал позицию примата бытия по отношению к общественному сознанию. Для Маркса отправной точкой анализа всех обществ было выяснение состояния производительных сил, научно-технических знаний и материальных отношений между людьми.
Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную, саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты. С противоречиями и конфликтами меняются и формы мышления людей, переоценка ценностей. Когда материальные интересы масс не учитываются постоянно, когда противоречия нарастают и углубляются, возникает революционное сознание, которое приводит массы в движение, и через социальную революцию происходит коренное изменение, качественное обновление общественных отношений.
Этот взгляд на общество вошел в историю социальной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма своего времени.
Английская школа
В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820-1903). Он был основателем структурного функционализма, который считается одной из ведущих доктрин.
Становление социологии в США
Следующий этап в развитии социологии начинается в двадцатые годы двадцатого века в США и продолжается по сей день.
Центром мировой социологии становятся США, где эта наука сразу же стала продвигаться государством и поддерживаться университетами. Первый в мире факультет социологии, присваивающий докторские степени, был создан в 1982 году в Чикагском университете.
С точки зрения социологии труда, деятельность Чикагской школы можно охарактеризовать следующим образом:
Для Чикагской школы было характерно такое сочетание эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, которые в то время еще не были «высокой теорией» в смысле структурного функционализма, т.е. высоко абстрактной, жестко кодифицированной теоретической конструкцией с претензией на универсальное объяснение социальной реальности. Историки причисляют к методологическим инновациям Чикагской школы особый жанр социологического письма. Наряду с социологическими работами, основным содержанием которых были абстрактные теоретические рассуждения, стали появляться работы, основанные на детальном изучении реальных ситуаций, с большим количеством цитат из интервью, дневников и других личных документов испытуемых, иллюстрирующих теоретические рассуждения, что делало эти работы более яркими и приближенными к объекту исследования.
Первым ведущим заявлением Чикагской школы социологии стала работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Среди его центральных тем была социология города, разработанная Р. Парком и Е. Берджесс в рамках социально-экологической теории. Городские исследования, проводимые в духе социального реформизма, нацелены на «социальный контроль» и «консенсус». Связь исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовала появлению принципиально новой сущности университетского образования, а именно его связи с конкретными эмпирическими задачами.
Развитие социологии в России
Социология народничества оказала заметное влияние на возникновение и развитие общественной мысли в России. Наиболее яркими его представителями были П.Лавров (1823-1900) и Н.Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии. Главную задачу социологии П. Лавров видел в изучении мотивов деятельности индивида и его нравственных идеалов. Особое внимание было уделено анализу солидарных действий людей, руководствующихся общими интересами.
Развитие субъективного метода в социологии продолжил Н. Михайловский. Он прямо заявил, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что этот метод бессилен в социологии. И она бессильна, потому что не может быть выполнена. Такой метод породил его субъективную социологию.
Михайловский считал, что есть правда-истина и правда-справедливость. Он развивает учение о двойственной истине, органично сочетающей объективную и субъективную истину. С позиции этой двойственной истины он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, включая социологию, этику, эстетику, политику и т.д.
Можно выделить две основные стороны субъективного метода в социологии. С одной стороны, этот метод пытается как можно полнее учесть различные мысли и чувства людей. С другой стороны, субъективный метод ищет оптимальные «формы солидарности между людьми», то есть такой социальный порядок, при котором каждый человек, все классы и сословия могут удовлетворять свои различные потребности, свободно действовать и развиваться. Этот важный аспект субъективного метода народничества часто замалчивается или вообще игнорируется в литературе, из-за чего сам этот метод рассматривается весьма односторонне.
В работах «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обсуждалось развитие капиталистического рынка в России, конкуренция, техническая реорганизация производства, роль новых социальных групп в обществе, в том числе классов, особенно буржуазии и рабочего класса. Много фактического материала было проанализировано и обобщено на основе марксистской методологии. Эти два социолога и экономиста были тогда на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии.
Заключение
Ковалевский утверждал, что такой важный социальный фактор, как общение, зарождается в среде обитания животных. Он писал, что животный и человеческий миры в определенных отношениях вписываются в общий эволюционный процесс.
В своих основных социологических работах «Современная социология» и «Социология» М.Ковалевский говорит о множественности факторов социальной эволюции. Он включает биологические, космические, политические и многие другие факторы как социально значимые. Он указывает на необходимость признания одновременного и параллельного влияния этих факторов на развитие социальных явлений. Это одна из важнейших методологических предпосылок его социологической концепции.
Труды выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) стали достойным продолжением развития социологической мысли в России в начале ХХ века.
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология, в свою очередь, делится на три направления: социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика. Социальная аналитика изучает структуру (конструкцию) социальных явлений и их основные формы. Предметом социальной механики (или социальной физиологии) являются процессы человеческого взаимодействия, то есть поведение людей и силы, которые его вызывают и определяют. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных аспектов и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его структурой (строением) и взаимодействием с другими явлениями, поэтому социальная генетика содержит квазисоциальную аналитику и социальную механику.
Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Основываясь на законах, сформулированных теоретической социологией, она призвана помочь обществу и отдельным людям контролировать социальные силы в соответствии со своими целями. Практическая социология проявляется в основном как социальная политика, направляя и обосновывая ее.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:
Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
СОЦИОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Возникновение социологии как науки.
Основные вехи развития социологии.
С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И.Петражицким, П.И.Новгородцевым, Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.
Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.
Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.
Структурный функционализм.
Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.
Теории социального конфликта.
В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Бихевиоризм.
Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. ( См. также БИХЕВИОРИЗМ).
Теория социального обмена.
Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.
Символический интеракционизм.
В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».
Феноменологическая социология.
Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы
В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания, то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.
В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.
Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.
Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.
Предмет социологии.
Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.
Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.
В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.
Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.
Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.
И, наконец, реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию. «. Взятое. как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии [душевного спокойствия] мыслителей эпохи эллинизма». (Т.И.Ойзерман, 1967)
При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:
1) знания, убеждения, отношение (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание);
2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);
3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);
4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).
Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.
Вторым базовым понятием социологии является деятельность, поведение людей, которые выступают ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания. Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Поэтому для социологии важно познать формы и методы «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение – гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие. Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение – это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи уместно привести характеристику социологии, данную П.А.Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (1928).
И, наконец, третий компонент предмета социологии – среда или конкретные социально-экономические, социально-политические и социально-культурные условия, олицетворяющие все виды общественной макро-, мезо- и микросреды. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей.
Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.
Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю: «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей».
Структура социологии.
Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.
1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.
2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей
Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.
Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.
В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.
В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).
Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии
Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003