впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Мораль и право в Древней Руси

Мораль и право в политико-правовой мысли Древней Руси

Проблема определения воззрений древнерусских мыслителей связана, в первую очередь, с непризнанием рядом исследователей существования русской философии в какой бы то ни было форме, а следовательно, незначительным числом исследований, посвященных вопросам, поднимаемым в данной статье, во-вторых, с незначительным числом не только литературных, но вообще источников, содержащих какие бы то ни было сведения о подходах к пониманию морального и правового.
По мнению М. Громова, «генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины дохристианской Руси, где трудно установить начальную точку отсчета. Языческая модель мироздания, ставшая итогом многовекового предшествовавшего пути, приняла к 10 в. окончательные формы. Ее установки таковы: нерасторжимость с природными циклами, поклонение стихиям, неразличение материального и духовного начал, культ тотемов и почитание предков как способы социальной детерминации» [1, с. 7]. При этом «в древнеславянском обществе своеобразное политическое учение формировалось в обычаях, утверждаемых властью и закрепленных в мнениях, традициях и правилах поведения в обществе. Такие правовые обычаи составляли юридический быт славяно-русских племен… очевидно, что древние славяне имели представления об обществе, государстве и праве» [2, с. 55]. Русское язычество, безусловно, сыграло значительную роль в формировании политико-правовых учений и философской мысли: его причастность природе, его трехуровневая особая картина мира [3], земледельчекий характер языческих культов, в основе имеющий отношения равенства и общинности [4] – все это позволило ему внести свою лепту в формирование как общей картины мировосприятия, так и взглядов на природу социальных явлений.

Принятие Русью христианства при князе Владимире в качестве государственной религии повлекло привнесение нового, внешнего источника в русскую мысль. Этот закономерный процесс духовной модернизации привел к столкновению «внутреннего», языческого начала и начала «внешнего», византийского, проявившегося в известном двоеверии. Причем, если в язычестве духовное и материальное, мирское оказываются нераздельно связанными, то в христианском эти начала явно разделяются: духовное, несомненно, выше, значительнее мирского. Язычники не видели необходимости в существовании единого государства, полагаясь на родовую структуру, в то время как христиане, особенно впоследствии, после утверждения в умах и политике эсхатологической концепции Третьего Рима, наоборот – считали существование «православного царства» необходимым (даже в XIX в. эта идея занимала многие умы; ее отражение можно найти на страницах «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, в трудах Вл.С. Соловьева и др.).
В славянском язычестве мораль и право, в связи с единством их источника (из «Повести временных лет» мы узнаем, что древляне и другие племена «сами творят себе закон», т.е. источником является племя, источником права и морали – обычай), практически не различались. Княжий суд, осуществляемый на основании «правды и сердца», не делал различия между правовым обычаем и моральным долженствованием, но руководствовался лишь представлениями о нормальном и справедливом. Правда здесь предстает не только как богиня, ответственная за правосудие, но и как некоторый аналог термина «честь»: правый суд, правое дело, «Русская правда» и т.п. Исходя из условий существования общества в IX-X в.в. можно сделать вывод о том, что правда есть система представлений о нормальном, существующая в определенном племени, регламентирующая правовую и повседневную жизнь членов общины и объединяющая в себе правовые и моральные представления древних славян.

С принятием христианства ход мысли несколько изменился: старое, языческое, должно быть забыто как лишенное благодати, в то время как новое, христианское, признаваемое к тому же государством, в силу наличия последней становится единственно верным. Привнесенная книжная грамотность, существующая на основе созданной Кириллом и Мефодием системы славянского письма кириллицы, способствует дальнейшему развитию политико-правовой мысли.

Одним из первых таких произведений является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, или, точнее, «О Законе, данном через Моисея, и о Благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как Закон миновал, а Благодать и истина наполнила всю землю и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, которым мы были крещены; и молитва к богу от всей земли нашей». Уже один его заголовок позволяет определить его смысл: разграничение Закона и Благодати, возвеличивание русского народа и государства, прославление ее правителей. «Закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать – служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает своих сынов в жизнь вечную» [5, с. 19].
Здесь мы можем проследить некоторую иерархию: Закон-Благодать-Жизнь нетленная, т.е. Закон как первоисток находится ниже Благодати, данной Иисусом Христом, Закон не является истиной, но лишь ее тенью. Закон есть рабство, а истина – духовная свобода. Более того, Закон есть устаревшее представление о вере («иудейство»), представляющий собой лишь тень Благодати в христианстве; первый, неподвижный, догматичный, замыкает веру на одном народе, в то время как последняя – распространяет ее на все народы, имеет универсальный характер, впитывает, изменяясь, культуру народа, её обретшего. Эта универсальность, т.е. равенство в Благодати всех принявших крещение народов, приводит к выводу о том, что Киевская Русь в принципе равна Византии и выше государств нехристианских. Закон представляет собою ярмо, бремя, оправдание, то, что должно, в то время как Благодать – кров, спасение либо то, что влечет спасение. Право здесь устанавливается для нарушающих добродетель, устанавливается правителем для своего народа и служит сбережению христианской нравственности: «Послушайте Меня, народ Мой и цари, приклоните ухо ко Мне, – говорит Господь, – ибо от Меня произойдёт закон, и суд Мой поставлю во свет для народов; правда Моя уже близка; спасение Мое восходит, как свет; Меня ждут острова, и на мышцу Мою уповают народы (Ис. 51,4-5)» [6, с. 39]. Такое понимание права в дальнейшем стало для Руси и для России традиционным, что подтверждается, скажем, мыслью Вл.С. Соловьева о праве как минимуме нравственности.
Традиции «Слова…» продолжает и «Поучение» Владимира Мономаха, содержащее нравственно-этические наставления к потомкам, написанные князем на склоне лет («на санях»). Кроме того, Мономах делает также и некоторые программные заявления; «он реально осуществил свою политическую программу, его «Поучения» можно назвать первой государственной доктриной, сформулированной в виде политического завещания…» [7, с. 65]
Назвать доктриной данное произведение можно по целому ряду причин: первостепенное значение в нем имеет воззвание к соблюдению норм христианской морали: «Первое, бога деля и душа своея, страх имейте божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру», при этом перемежаемое наставлениями светского характера: «Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрых слушати, старейшимъ покарятися, с точными и меншими любовь имети; без луки беседующе, а много разумети; не свереповати словомь, ни хулити беседою, не обило смеятися, срамлятися старейших, к женам нелепымъ не беседовати, долу очи имети, а душю горе, пребегати; не стрекати учить легких власти, ни в кую же имети, еже от всех честь», а также изобилующее автобиографическими воспоминаниями-примерами [8].
Иными словами, Владимир Всеволодович, имея устоявшиеся теоретические воззрения по вопросам государственного управления, организации повседневной жизни, основанные на православной христианской догме, всеми силами воплощает их в жизнь (облегчая, скажем, жизнь социально незащищенных слоёв населения особыми властными распоряжениями). Он подтверждает необходимость праведной жизни во Христе не столько умозрительными конструкциями, сколько собственным деятельным примером, причем примером княжеским, выступая в качестве верховного устроителя дел государственных с позиций заботы не только о самом государстве, но также и о своих подданных, народе. Мораль долга, прежде всего христианского, ведет князя на протяжении всей его жизни, проникает во все сферы общественных отношений, служит источником любых форм регулирования. Можно сказать, что в своем «Поучении» великий князь не только не отступает от религиозного канона, сколько всячески стремится воплотить его в жизнь, обращая в своих делах внимание на самые тонкие нюансы, например, в вопросе о клятвах он поясняет: «Речь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся богомь, ни хреститеся, нету бо ни нужа никоея же» [9].

К сожалению, программа «Поучения», объемлющая вопросы социальные, политические, воспитательные, образовательные и многие другие, наставляющая читателя с позиций традиционных ценностей, не содержит никаких указаний в чисто правовой сфере. Поэтому для выводов в вопросе о соотношении морали и права необходимо обратиться и к иным источникам. Но прежде скажем, что мораль в «Поучении» есть мораль долга, мораль христианская, основанная на заповедях и церковном каноне, традиции феодального общества, причем князь служит верховным её воплощением, представляет собой (и многократно в своих примерах на это указывает) нравственный идеал; воспитательное значение заключается в требовании соответствовать этому идеалу и руководствоваться им.
Проведенный обзорный анализ двух важнейших источников политико-правовой мысли Древней Руси позволяет нам сделать ряд интересных обобщений. Во-первых, Древнерусское общество во взглядах на природу и сущность морали и права придерживалось традиционных воззрений, характерных для феодальных христианских государств. Во-вторых, отсутствие разделения, различения источников морали и права влекло к их достаточно тесному взаимодействию и взаимопроникающей связи.

Литература и примечания:

1. Русская философская мысль XI-XVII в.: Библиотека русской классики. Выпуск 5. Русская философская мысль XI-XVII вв. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.

2. Власов В.И., Власова Г.Б., Напалкова И.Г., Цечоев В.К. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. Власова В.И. Ростов-н/Д, Феникс, 2004.

3. Впрочем, достоверность такого деления недостаточно подтверждена: подлинность Велесовой книги, откуда и взята данная триада, оспаривается (и, по мнению автора, небезосновательно). С другой стороны, Збручский идол имеет аналогичную трехуровневую структуру, символизирующую, по мнению М. Громова именно трихотомию мироздания.

4. Белов В.Н. Зарождение русской философской мысли и ее особенности. Труды Саратовской православной духовной семинарии. Выпуск 1. Саратов, 2008.

5. Русская философская мысль XI-XVII в.: Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. Библиотека русской классики. Выпуск 5. Русская философская мысль XI-XVII вв. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.

7. Власов В.И., Власова Г.Б., Напалкова И.Г., Цечоев В.К. Указ. соч.

8. Цит. по: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Худож. лит., 1969. Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Поучения…», перевод и примечания Д.С.Лихачева.

9. Цит. по: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Поучения…», перевод и примечания Д.С.Лихачева.

Источник

Тест с ответами: “Владимир Мономах”

1. Князь Владимир Всеволодович Мономах был женат на дочери:
а) английского короля Гите +
б) византийского императора Анне
в) норвежского короля Индигерде

2. Первый поход русского войска в Европу и победы над чешско-немецкими силами связаны с именем князя:
а) Святослава Ольговича
б) Владимира Мономаха +
в) Рюрика Ростиславича

3. Первым князем, начавшим бить степняков-кочевников в границах степи, был:
а) Святополк Изяславич
б) Изяслав Владимирович
в) Владимир Мономах +

4. Единственным в военной карьере князя Владимира Мономаха стало поражение от половцев в битве при:
а) Треполе +
б) Альте
в) Калке

6. Донская орда хана Тугоркана и приднепровская хана Боняка разорила русские земли при помощи князя:
а) Святополка Изяславича
б) Олега Святославича +
в) Изяслава Владимировича

7. После смерти Всеволода Ярославича великим князем Киевским стал:
а) Мстислав Владимирович
б) Владимир Мономах
в) Святополк Изяславич +

8. Прославился в борьбе с половцами, на которых он совершил 83 похода, князь:
а) Владимир Мономах +
б) Олег Черниговский
в) Мстислав Владимирович

9. Первый общерусский съезд князей прошел в родовом замке Владимира Мономаха в городе:
а) Чернигове
б) Переяславле
в) Любече +

10. Решения Любечского съезда князей (1097 г.) были направлены на:
а) закрепление старого порядка организации власти – единого владения всего княжеского дома
б) установление нового принципа организации власти на Руси – “каждый да держит отчину свою” +
в) закрепление власти трех братьев-Ярославичей

11. Крупная битва князей Ярославичей с половцами произошла в 1068 г. на реке
а) Альта +
б) Дон
в) Волга

12. Съезд князей в Любече считается историками условной датой начала этого периода:
а) сплоченности
б) раздробленности +
в) нет верного ответа

13. Выберите из списка то, что относится к вооружению половцев:
а) лук, стрелы, арканы +
б) мушкеты, пищали
в) горючая смесь, “греческий огонь”

14. Гривна:
а) человек, взявший ссуду и попавший в долговую кабалу
б) документ, составленный Владимиром Мономахом
в) денежная единица на Руси +

15. Устав:
а) документ, составленный Владимиром Мономахом +
б) человек, взявший ссуду и попавший в долговую кабалу
в) народное собрание в древнерусском городе

16. Вече:
а) человек, взявший ссуду и попавший в долговую кабалу
б) народное собрание в древнерусском городе +
в) документ, составленный Владимиром Мономахом

19. Прозван Мономахом по прозванию:
а) рода отца
б) нет верного ответа
в) рода матери +

20. Своё детство и юность провёл в:
а) Киеве
б) Переяславле-Южном +
в) Новгороде

21. В 1078 году Мономах получил:
а) Чернигов +
б) Киев
в) Новгород

22. Все дети от первого брака носили:
а) иностранные имена
б) славянские имена +
в) имена родственников

23. Все дети от второго брака носили:
а) славянские имена
б) имена родственников
в) греческие имена +

24. Годы жизни Мстислава Владимировича:
а) 1066 – 1132
б) 1076 – 1132 +
в) 1056 – 1122

25. Годы жизни Изяслава Владимировича:
а) 1067 – 1096
б) 1057 – 1086
в) 1077 – 1096 +

26. Годы жизни Ярополка Владимировича:
а) 1092 – 1129
б) 1082 – 1139 +
в) 1072 – 1149

27. Изяслав Владимирович князь:
а) курский +
б) смоленский
в) переяславский

28. Юрий Владимирович Долгорукий князь:
а) переяславский
б) смоленский
в) суздальский, киевский +

29. Мстислав Владимирович Великий:
а) великий князь Киевский с 1125 +
б) князь смоленский и переяславский
в) князь туровский

30. Мономах умер в:
а) 1135
б) 1125 +
в) 1115

Источник

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Правление Мономаха

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князь отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междоусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.

Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.

Поучение Владимира Мономаха

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение Владимира Мономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Устав Владимира Всеволодовича

Устав Владимира Всеволодовича — один из разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью изменения части экономических, уголовных и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и ростовщиков.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Структура документа

Самый ранний источник, содержащий новые законы Мономаха — Троицкий список Пространной Правды, датированный 14 веком. Текст оригинала не разбит на статьи, поэтому началом раздела принято считать красный заголовок «Устав Владимира Всеволодовича». Свод содержит следующие документы:

Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.

Содержание Устава

Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплаты процентов по долгам. Кредитор, взявший третные проценты дважды в год, имел право получить только начальную сумму долга. Должник, уплативший третные проценты трижды за год, освобождался от возвращения самого капитала.

впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Смотреть картинку впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Картинка про впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет. Фото впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Новые законы определяли права закупов — людей, оказавшихся в зависимости у феодалов из-за неуплаты долга. «Закупы в деньгах» сохраняли право на свободу личности и не могли быть проданы. «Ролейные закупы» получали от заимодавца землю, которую обрабатывали в уплату за долг, а также скот и инвентарь. Они не могли уйти, не вернув хозяину имущество. Полномочия землевладельцев ограничивались — не разрешалось без вины наказывать закупа, отдавать его в залог или продавать в рабство.

В уставе Владимира Всеволодовича определялись ситуации, в которых свободный смерд мог стать холопом (рабом):

Вторая и третья части Устава дополняют нормы Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвёртый раздел уточняет полномочия свидетелей в суде и размеры судебных пошлин.

Значение Устава Мономаха

Законы, принятые Владимиром Всеволодовичем, помогли устранить социально-политическую напряжённость в стране. Определение прав закупов, смердов и холопов защищало их от произвола феодалов. Урегулирование финансово-кредитных вопросов стабилизировало экономику Руси. Устав Владимира Всеволодовича применялся в юридической практике древней Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига.

Источник

Впервые нормы морали на руси были закреплены владимиром мономахом в своем получении да или нет

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) «Бурлаки на Волге»

Б) «Иван Васильевич меняет профессию»

В) Памятник «Тысячелетие Руси»

1) Своеобразные правила поведения, свод правил поведения в семье составлены в правление Ивана Грозного.

2) Режиссёром данной комедии является Эльдар Рязанов.

3) Один из персонажей фильма — первый русский царь.

4) Памятник установлен в Новгороде.

5) Автором является Владимир Мономах.

6) Картина создана в XIX в.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) «Бурлаки на Волге» — картина создана в XIX в.

Б) «Иван Васильевич меняет профессию» — один из персонажей фильма — первый русский царь.

В) Памятник «Тысячелетие Руси» — памятник установлен в Новгороде.

Г) «Поучение детям» — автором является Владимир Мономах.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ
ПравителиИх деянияВек
____________ (А)объединение Новгорода и Киева____________ (Б)
Ричард Львиное Сердце____________ (В)____________ (Г)
____________ (Д)завоевание Дунайской БолгарииХ в.
Владимир Мономах____________ (Е)XI в.

1) созыв съезда князей в городе Любече

3) первая половина XII в.

4) Третий крестовый поход

6) Святослав Игоревич

8) окончание Столетней войны

9) вторая половина XII в.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А)−Б) Олег Вещий в 882 г. объединил Киев и Новгород.

В)−Г) Ричард Львиное сердце, английский король, участвовал в третьем крестовом походе во второй половине XII в.

Д) Святослав Игоревич — завоевание Дунайской Болгарии в Х в.

Е) Владимир Мономах созвал в 1097 г. съезд князей в Любече.

Почему правильный ответ «Ричард Льви­ное серд­це, ан­глий­ский ко­роль, участ­во­вал в тре­тьем кре­сто­вом по­хо­де во вто­рой по­ло­ви­не XII в»?

Ричард Львиное Сердце 1157-1199, это вторая половина века.

Установите соответствие между названиями произведений и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) «Хождение за три моря»

2) Владимир Мономах

4) Афанасий Никитин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) «Домострой» — Сильвестр.

Б) «Хождение за три моря» — Афанасий Никитин.

B) «Поучение детям» — Владимир Мономах.

Г) «Задонщина» — Софоний Рязанец.

Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙАВТОРЫ

А) Дмитрий Левицкий

В) Владимир Мономах

2) Автор «Поучения детям».

3) Один из первых русских публицистов.

4) Современник императрицы Екатерины II.

5) Первый председатель Союза писателей СССР.

6) Композитор, один из основателей музыкальной национальной школы.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Дмитрий Левицкий — современник императрицы Екатерины II.

Б) Максим Горький — первый председатель Союза писателей СССР.

В) Владимир Мономах — автор «Поучения детям».

Г) Иван Пересветов — один из первых русских публицистов.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Божьим гневом, ради грехов наших, пленил землю Русскую царь Тахтамыш. Послал слуг своих во град, называемый Болгар, который на Волге, и повелел русских купцов грабить и суда их с товаром отнимать… И пошёл изгоном на [московского] великого князя… своим злохитрием… И то услышав князь Дмитрий Константинович Суздальский, послал к царю Тахтамышу двух сыновей своих, Василия да Семёна… А князь Олег Рязанский [встретив] царя Тахтамыша ещё до прихода в землю его, бил ему челом, и был помощник и поспешник во вред христианам, и рассказал, …как без труда взять каменной град Москву и князя… захватить».

Б) «Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же… приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец [князя], Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя… было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких…

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь [князю]. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, [Князь] же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».

1) Документ повествует о событиях XI века.

2) Московский великий князь, о котором говорится в тексте документа, — Дмитрий Донской.

3) Князь, о котором говорится в тексте документа, княжил в Новгороде.

4) Автор документа отмечает предательские действия некоторых русских князей.

5) Отец князя, о котором говорится в документе, одним из первых принял ярлык из рук золотоордынского хана.

6) Современником событий, описанных в тексте, был князь Владимир Мономах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫФАКТ ЕГО БИОГРАФИИ