всемирная история викинги история завоеваний

Всемирная история викинги история завоеваний

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2020

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2020

Эпоха викингов, или норманнов, – один из наиболее ярких, драматичных и любимых публикой периодов истории. Кого-то вдохновляет голливудский фильм «Викинги» 1958 года с Тони Кертисом и Кирком Дугласом, кого-то – канадско-ирландский сериал «Викинги» 2013-го с актрисой украинского происхождения Кэтрин Винник в главной роли, а кого-то исторические романы и множество киношных проектов разной меры фэнтезийности и фантастичности («Эрик викинг», «Следопыт», «Викинги против пришельцев»). Но у кино – своя реальность, а у истории – своя.

Для украинцев эпоха норманнов – это поиск ответов на вопросы о ранней истории Руси и Киева. Во многих странах (я уж не говорю о Скандинавии) есть свой вектор оценки и интерпретации этого явления. Англия, Шотландия, Ирландия, Исландия, Франция, страны Балтии, Украина, Беларусь и Россия имеют свои взгляды на то, что тогда происходило. Какие-то оценки устоялись, где-то в них вмешивалась идеология – прежде всего в СССР, где влияние скандинавов отрицалось, что для многих на десятилетия запутывало ви́дение прошлого. К тому же тут сходятся разные национальные и политические мифологии и псевдоисторические представления.

Самим норманнам на все эти проблемы, думаю, не стоит обращать внимания. В эпоху своего величия викинги покорили множество стран, созидали и разрушали державы, жили своей обычной жизнью: путешествовали, торговали и воевали. И кто того хотел, пал с мечом в руках и пребывает доныне в Вальхалле, где тешится битвами, насыщается мясом, медом и любовью дев.

Те, кто в последние годы знаком с творчеством автора на историческую тематику, могут удивиться: откуда норманны? Была историческая публицистика, история картографии, общая полемика по истории Украины, социология…[1]

Но у каждого автора есть своя интеллектуальная, как сказали бы археологи, «стратиграфия» – или хронологически разные «культурные слои» творчества. В 1998–2004 годах я работал в Киевском национальном лингвистическом университете на кафедре истории. Тогда мне выпал курс «История, география и культура Великобритании» для английских филологов. Курс был новый, литературы на русском, а тем более на украинском языке практически не было, за исключением истории рабочего движения и классовой борьбы. Пришлось большинство материалов брать из англоязычных источников, что позволило мне узнать об истории не только Англии, но и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Более всего увлекло Средневековье. А у этих стран, равно как и у Украины, была та же эпоха викингов, только немного с другим контекстом восприятия. Это был очень интересный незнакомый мир. Например, войны пиктов и гэлов с викингами, или история «островных королевств» запада Британии, которые представляли собой кельтско-скандинавский культурный и этнический симбиоз.

Поэтому с эпохой викингов я столкнулся через призму истории Британии. Эти сюжеты попали в публикации учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Украины[2]. Позже, ввиду знакомства с этим миром Северного моря и Атлантики, мне довелось оппонировать на защите диссертации по средневековой Исландии, что заставило внимательно ознакомиться с миром саг и скальдов.

Впоследствии, когда я увлекся украинско-российской исторической полемикой, вопрос «что такое Русь?» стал одним из ключевых в информационных войнах. Чья она? И тут пересекаются и академические оценки, и ура-патриотические лозунги. А в вопросе «Руси» норманны играют изначальную роль. Свои общие оценки спекуляций на эту тему я уже изложил в другой публикации в той же серии издательства КСД, что и эта книга («Всемирная история»)[3].

Поскольку я не скандинавист, то некоторые узкие темы показаны на основе компилятивной обработки и пересказа других текстов (указанных в списке источников). Если я хорошо ориентируюсь в трактовках англосаксонского эпоса о Беовульфе, то это не значит, что я могу свободно ориентироваться во всем богатейшем скандинавском фольклоре. Тут уместно обращаться к узким специалистам. Но популярный жанр изложения и отсутствие академического аппарата позволяют мне сделать просто широкий обзор проблематики и сюжетов, связанных с норманнами и эпохой викингов.

В любом случае в данной книге не ищутся и не предлагаются некие сенсации или открытия. Хотя обычно бывает, что реальность – гораздо интереснее выдумок.

Источник

Текст книги «Всемирная история. Викинги. История Завоеваний»

Автор книги: Кирилл Галушко

Прочая научная литература

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Кирилл Галушко
Всемирная история. Викинги. История Завоеваний

В оформлении обложки использована иллюстрация Фердинанда Лике «Набег викингов» (1906)

В авторской редакции

Карты: Андрей Билей

всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть фото всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть картинку всемирная история викинги история завоеваний. Картинка про всемирная история викинги история завоеваний. Фото всемирная история викинги история завоеваний

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2020

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2020

От автора

Эпоха викингов, или норманнов, – один из наиболее ярких, драматичных и любимых публикой периодов истории. Кого-то вдохновляет голливудский фильм «Викинги» 1958 года с Тони Кертисом и Кирком Дугласом, кого-то – канадско-ирландский сериал «Викинги» 2013-го с актрисой украинского происхождения Кэтрин Винник в главной роли, а кого-то исторические романы и множество киношных проектов разной меры фэнтезийности и фантастичности («Эрик викинг», «Следопыт», «Викинги против пришельцев»). Но у кино – своя реальность, а у истории – своя.

Для украинцев эпоха норманнов – это поиск ответов на вопросы о ранней истории Руси и Киева. Во многих странах (я уж не говорю о Скандинавии) есть свой вектор оценки и интерпретации этого явления. Англия, Шотландия, Ирландия, Исландия, Франция, страны Балтии, Украина, Беларусь и Россия имеют свои взгляды на то, что тогда происходило. Какие-то оценки устоялись, где-то в них вмешивалась идеология – прежде всего в СССР, где влияние скандинавов отрицалось, что для многих на десятилетия запутывало ви́дение прошлого. К тому же тут сходятся разные национальные и политические мифологии и псевдоисторические представления.

Самим норманнам на все эти проблемы, думаю, не стоит обращать внимания. В эпоху своего величия викинги покорили множество стран, созидали и разрушали державы, жили своей обычной жизнью: путешествовали, торговали и воевали. И кто того хотел, пал с мечом в руках и пребывает доныне в Вальхалле, где тешится битвами, насыщается мясом, медом и любовью дев.

Те, кто в последние годы знаком с творчеством автора на историческую тематику, могут удивиться: откуда норманны? Была историческая публицистика, история картографии, общая полемика по истории Украины, социология…[1] 1
Євтух В., Трощинський П., Галушко К., Чернова К. Етнонаціональна структура українського суспільства. Довідник. – Киев: Наукова думка, 2003; Галушко К. Украинский национализм: ликбез для русских, или Кто и зачем придумал Украину. – Киев: Темпора, 2010, 2012; Галушко К. Україна на карті Європи. – Харьков: КСД, 2013; Галушко К. та ін. Народження країни. Назва, територія, кордони і символіка України. – Харьков: КСД, 2015.

Но у каждого автора есть своя интеллектуальная, как сказали бы археологи, «стратиграфия» – или хронологически разные «культурные слои» творчества. В 1998–2004 годах я работал в Киевском национальном лингвистическом университете на кафедре истории. Тогда мне выпал курс «История, география и культура Великобритании» для английских филологов. Курс был новый, литературы на русском, а тем более на украинском языке практически не было, за исключением истории рабочего движения и классовой борьбы. Пришлось большинство материалов брать из англоязычных источников, что позволило мне узнать об истории не только Англии, но и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Более всего увлекло Средневековье. А у этих стран, равно как и у Украины, была та же эпоха викингов, только немного с другим контекстом восприятия. Это был очень интересный незнакомый мир. Например, войны пиктов и гэлов с викингами, или история «островных королевств» запада Британии, которые представляли собой кельтско-скандинавский культурный и этнический симбиоз.

Поэтому с эпохой викингов я столкнулся через призму истории Британии. Эти сюжеты попали в публикации учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Украины[2] 2
Галушко К. Британія у стародавню та середньовічну добу. Навчальний посібник. – Киев: Либідь, 2002; Галушко К. Давня Шотландія. Навчальний посібник. – Киев: КНЛУ, 2002; Галушко К. Кельтская Британия: племена, государства, династии с древности до конца XV века. Учебное пособие. – Киев: Атика, 2003.

Впоследствии, когда я увлекся украинско-российской исторической полемикой, вопрос «что такое Русь?» стал одним из ключевых в информационных войнах. Чья она? И тут пересекаются и академические оценки, и ура-патриотические лозунги. А в вопросе «Руси» норманны играют изначальную роль. Свои общие оценки спекуляций на эту тему я уже изложил в другой публикации в той же серии издательства КСД, что и эта книга («Всемирная история»)[3] 3
Галушко К. Российская империя. – Харьков: КСД, 2018.

Поскольку я не скандинавист, то некоторые узкие темы показаны на основе компилятивной обработки и пересказа других текстов (указанных в списке источников). Если я хорошо ориентируюсь в трактовках англосаксонского эпоса о Беовульфе, то это не значит, что я могу свободно ориентироваться во всем богатейшем скандинавском фольклоре. Тут уместно обращаться к узким специалистам. Но популярный жанр изложения и отсутствие академического аппарата позволяют мне сделать просто широкий обзор проблематики и сюжетов, связанных с норманнами и эпохой викингов.

В любом случае в данной книге не ищутся и не предлагаются некие сенсации или открытия. Хотя обычно бывает, что реальность – гораздо интереснее выдумок.

Далее – судить читателю.

всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть фото всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть картинку всемирная история викинги история завоеваний. Картинка про всемирная история викинги история завоеваний. Фото всемирная история викинги история завоеваний

всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть фото всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть картинку всемирная история викинги история завоеваний. Картинка про всемирная история викинги история завоеваний. Фото всемирная история викинги история завоеваний

всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть фото всемирная история викинги история завоеваний. Смотреть картинку всемирная история викинги история завоеваний. Картинка про всемирная история викинги история завоеваний. Фото всемирная история викинги история завоеваний

«Мастерская племен и утроба народов»

Скандинавия и германский мир Северной Европы

Норманны, викинги, варяги – эти названия для современной публики ассоциируются с целой эпохой истории Европы, да и не только Европы. Именно они представляют собой самый известный сюжет истории Скандинавии. Куда же уходят истоки этой экспансии? Каково происхождение этих «людей севера»?

Скандинавские страны – Швеция, Дания и Норвегия – носят эти имена уже тысячу с лишним лет и имеют свою, еще более долгую, историю. История эта далеко не всегда отражена в письменных памятниках, но каждый ее этап внес определенный вклад в формирование северных народов и королевств, знакомых нам по эпохе викингов.

Туле и остров Скандза. Первые скандинавы и их связи с континентальной Европой

Да, эти странники из северных пустошей, оставившие нам свои высеченные в камне изображения, поневоле внушают трепет. Но одна из самых поразительных их черт – абсолютная непохожесть их на викингов. Мы не будем касаться вопроса о том, каким образом перемены в климате, природной среде и общественной практике, дополнявшиеся внешними культурными влияниями, давали толчок к развитию скандинавских народов. Ровно так же нам нет необходимости перебирать поколение за поколением охотников и рыбаков, создателей кремневых орудий, лесорубов, скотоводов и землепашцев, строителей дольменов[4] 4
Дольмены – установленные вертикально каменные глыбы, обозначавшие священные места, жертвенники или погребения.

Своеобразным дополнением к ним служат рисунки-петроглифы, встречающиеся в Скандинавии практически повсюду южнее воображаемой линии, соединяющей Тронхейм и шведский Уппланд. На скальных выходах Бохуслена и каменных стенах погребальной камеры в Чивике мы находим те же артефакты, но уже в деле. Мы видим людей с мечами и топорами, копьями и луками; гребцов на кораблях с похожими на клюв носом и кормой (и всегда без парусов); многочисленные изображения солнца – на корабле, в руках у человека или в повозке; колесницы и опять людей – сражающихся, танцующих, кувыркающихся, исполняющих религиозные обряды. И почти у всех мужчин – огромный стоящий фаллос. Иногда попадаются изображения богов и жрецов, реже – женщин, зато в изобилии встречаются лошади, быки, собаки, змеи, олени, птицы и рыбы. Словом, перед нами настоящая картинная галерея давно ушедшей эпохи.

Концом бронзового века в Скандинавии считается 500 год до н. э.: примерно в это время происходит постепенный переход к использованию железа. В переходный период меняется способ захоронений. На Готланде и Борнхольме, наряду с сожжениями, встречаются погребения иного типа. Над ними выстраивались ряды камней, имитировавшие контуры корабля, часто – с более высокими камнями на концах, символизирующими нос и корму («корабельные оградки»). Вероятно, считалось, что мертвый отправляется в некое путешествие, или, по крайней мере, что ему нужен корабль. Оградки отсылают нас к прошлому, к петроглифам бронзового века и тому символическому значению, которое приписывалось кораблю в религиях средиземноморских народов. Но одновременно он служит и неким «напоминанием о будущем» – о захоронениях викингов в Линнхольм-Хойе, ладьевидных постройках Треллеборга, Аггерсборга и Фюрката в Дании, викингских «корабельных погребениях» Норвегии, шведских и готландских рунических камнях и наконец – о выпуклых стенах первой христианской церкви в Гренландии, в норманнском поселении Братталид в Эйрикс-фьорде.

В первые столетия железного века Скандинавия переживала упадок. Археология этого периода значительно беднее: золота мало, а серебра пока нет, погребальный инвентарь встречается реже и куда более скуден, вотивные (жертвенные) клады не представлены вовсе. Если граница распространения бронзы проходила примерно на 68° северной широты, железо достигает лишь 60° – примерно широты нынешних Осло и Уппсалы. Уровень мастерства ремесленников катастрофически падает.

Чем же был вызван регресс? В силу каких причин нарушились связи северных стран с югом? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно вспомнить, что в историографии данный период европейской истории определяется как «кельтский» железный век. Именно в то время кельтские народы, жившие в верховьях Рейна, бассейне Дуная и на территории нынешней восточной Франции, вторглись в Испанию, Италию, Венгрию, на Балканы и даже в Малую Азию, а на западе достигли берегов Атлантического океана и заселили Британские острова.

В дальнейшем подобная ситуация повторялась не раз: географическое положение скандинавских стран, располагавшихся где-то на границе (а иногда и за пределами) ойкумены (обитаемой земли), обрекало их на роль аутсайдеров. Помимо всего прочего, Ютландия перестала быть главным поставщиком янтаря, а прусский янтарь не приносил дохода Зеландии и островам. «Янтарный путь» сместился на юго-восточное побережье Балтики.

Пифей, исследовавший берега Европы, в 330–300 годах до н. э. отправился в путешествие на северо-запад, которое затем описал в своем трактате «Об океане». Этот труд не сохранился, и все наши сведения по данному вопросу весьма сомнительны. После шестидневного плавания на север от Британии, сообщает Пифей (точнее, невежественные и пристрастные географы более поздних времен, пересказывающие его сочинение), он добрался до земли, которая лежит, судя по всему, у самого Северного Полярного круга. Ее населяют варвары, живущие земледелием. У них мало скота, зато есть просо и травы, корни и плоды. Из зерна и меда они готовят некий возбуждающий напиток, причем зерно молотят в помещениях, поскольку дожди в тех местах идут так часто, что молотить под открытым небом нет возможности.

Впрочем, Пифей, повествуя о своем северном путешествии, описывает и другие, более приветливые земли. Он упоминает о янтарном острове Абалус (Гельголанд?), обитатели которого продают дары моря народу, называемому тевтонами. Пифей рассказывает также об ингвеонах, а кроме того, о готах, или гутонах. Тевтоны, судя по всему, жили на северо-западе Ютландии. Восточнее предположительно обитали кимвры (кельтско-германский или германский этнос).

Упоминания об этих двух народах подводят нас ко второму этапу во взаимоотношениях скандинавских народов раннего железного века и развитых культур Средиземноморья. В течение нескольких десятилетий, предшествовавших 100 году до н. э., тевтоны и кимвры постоянно воевали с римскими армиями в Галлии, Испании и северной Италии и нередко выходили из этих сражений победителями. Кровавый и разрушительный обряд, которым кимвры отмечали свою победу над римлянами в битве при Араузионе (совр. Оранж) в 105 году до н. э., описан Орозием в его «Всемирной истории»:

«Враги (кимвры), захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили все, чем овладели. Одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорежены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях – в результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побежденный не увидел никакого милосердия».

В I веке до н. э. победный ритуал кимвров описал Страбон. Их жрицы, старые женщины, одетые в белое, надевали на пленников венки, а потом вели их к огромному бронзовому котлу. Там одна из них, стоя на лестнице или возвышении с мечом в руке, по очереди перерезала пленникам горло, предварительно заставив жертву нагнуться над краем котла, так чтобы жертвенная кровь, использовавшаяся, кроме того, для прорицаний, стекала в него. Похожая сцена изображена в числе прочих на серебряной чаше из Гундерструпа, найденной на родине кимвров, в Химмерланде, в Ютландии, и сама чаша (прекрасная работа кельтских мастеров II–I веков до н. э., привезенная, вероятно, из Франции или юго-восточных земель), возможно, использовалась для тех же ужасных целей.

В сочинениях классических авторов содержится немало указаний на то, что вторжения воинственных скандинавов всерьез напугали европейцев. С какого-то момента в них участвовали не только тевтоны и кимвры. И подобная ситуация повторялась затем не раз: неурядицы в северных землях грозили неисчислимыми бедами тем, кто жил далеко к югу. Отчасти именно экономические трудности (хотя и не только они) вынудили лангобардов покинуть Сконе и отправиться в странствия, приведшие их к концу VI века через низовья Эльбы и Дунай в Италию. Бургунды, жившие, по весьма недостоверным свидетельствам, в Борнхольме, в надежде на лучшее будущее переселились в северо-восточные области Германии, в то время как ругии из Ругаланна (Ругаланда), в юго-западной Норвегии (идентифицировать их сколько-нибудь определенно не представляется возможным), обрели более радужное настоящее на южном побережье Балтийского моря. Готы, обитавшие на территории современных шведских Эстер– и Вестеръётланда (хотя предположение, что их прародиной был остров Готланд, представляется весьма спорным), обрели новую родину и снискали известность в северной Германии. Могущество кельтов шло на убыль; народы, которые Посидоний Апамейский именует германцами, продвигались на юг в поисках земли, богатства и военной добычи, а также возможностей торговать, грабить и совершать подвиги. Скандинавия, большой остров Скандза, которую Иордан позднее назовет «мастерской племен и утробой народов», впервые заявила о себе в таком качестве.

Следующая фаза железного века в Скандинавии, римская, примерно соответствует первым четырем векам христианства. Южное влияние и на сей раз оказалось плодотворным: народы Севера поднялись из материальной и духовной нищеты. Кельты отступили под натиском римских армий. Новые властители Средиземноморья отвоевывали себе территории, а германские племена продвигались все дальше на юг – и эти две силы неизбежно должны были войти в соприкосновение. Встречи на Дунае и Рейне порой происходили мирно, порой приводили к военным столкновениям. Культурные контакты были особенно тесными в королевстве маркоманов в Богемии, имевшем обширные торговые связи с севером.

По Эльбе и Висле пролегали важные торговые пути – в Ютландию, к балтийским островам и в Швецию. Чуть в стороне проходил восточный путь, идущий с Черного моря, и, возможно, другие, в том числе пересекавшие территорию нынешней Украины, важность которых стала понятна после 200 года, когда готы сделались основными поставщиками материальных и культурных ценностей на север. Существовал также западный морской путь из Галлии через устье Рейна и Фризские острова в Гольштейн (южная Ютландия) и оттуда в Скандинавию. Таким образом, Зеландия и соседние с ней острова оказывались в исключительно выгодном положении, и нет ничего удивительного, что именно там и на острове Фюн находят в погребениях превосходнейшую серебряную и бронзовую посуду (достаточно вспомнить богато украшенный ковш из захоронения в Хобю на Лолланне), кубки цветного стекла и чаши с цветными изображениями животных (прекрасные образцы обнаружены в Нордрупе, Варпелеве и Химлингёйе).

Погребальные обряды в очередной раз изменились. Кремация обнаруживается практически везде, но ингумация по римскому образцу также широко распространена. Наряду с мужскими, встречаются и роскошные женские погребения: умерших, хоронили с вином и пищей, чашами и посудой, кубками и кувшинами, словно приготовленными для богатого пира. Серебро и золото рекой текли на север, римские монеты в большом количестве попадали на Готланд, Сконе, Борнхольм и датские острова; и каждая вещь – будь то меч или застежка, филигрань, шпилька для волос или горшок – разжигала страсть честолюбивого соперничества в сердцах местных мастеров. На юг в обмен на все это уходили кожи и меха, янтарь, моржовый клык и рабы. А кроме того, война приносила не меньшую прибыль, чем торговля.

Постепенно, хотя и очень медленно, географы и этнографы с юга открывали для себя северные земли. На заре христианской эры император Август снарядил флот, который отправился за Рейн к северному побережью Германии, а оттуда вокруг Ютландии до пролива Каттегат, в результате чего кимвры, харуды, семноны и другие германские народы этих земель «прислали вестников, ища дружбы со мною (Августом) и римским народом». В правление Нерона, около 60 года н. э., другая флотилия вышла в Балтийское море; а чуть позже Плиний Старший[5] 5
Плиний Старший (23–79) – древнеримский писатель-эрудит. Наиболее известен как автор «Естественной истории» – крупнейшего энциклопедического сочинения античности; другие его сочинения не дошли до наших дней.

[Закрыть] включил в свою «Естественную историю» довольно путаное описание Коданского залива за Ютландией, со множеством островов, самый большой из которых – Skandinavia.

У нас есть все основания идентифицировать этот остров Плиния с южной оконечностью Скандинавского полуострова. В конце I века н. э. Тацит[6] 6
Публий Корнелий Та́цит (56—120) – древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трех небольших сочинений и двух больших исторических трудов.

[Закрыть] располагал вполне конкретными и достоверными сведениями о наиболее известном из скандинавских народов – свионах. Свионы «помимо воинов и оружия… сильны также флотом. Их суда примечательны тем, что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та и другая имеют у них форму носа». «Им свойственно почитание власти, и поэтому ими единолично, и не на основании временного и условного права господствовать, безо всяких ограничений повелевает царь». Речь идет, очевидно, о свеях (Sviar или Svear), шведах Уппланда, у которых уже существовали к тому времени внутриплеменные связи, более тесные и прочные, чем у их соседей. Рядом с ними обитают ситоны, во всех отношениях похожие на свионов.

В следующие пятьдесят лет имевшиеся сведения о Севере систематизировал и пополнил Птолемей[7] 7
Клавдий Птолеме´й (100—?) – позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской, где проводил астрономические наблюдения.

Источник

Всемирная история викинги история завоеваний

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2020

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2020

Эпоха викингов, или норманнов, – один из наиболее ярких, драматичных и любимых публикой периодов истории. Кого-то вдохновляет голливудский фильм «Викинги» 1958 года с Тони Кертисом и Кирком Дугласом, кого-то – канадско-ирландский сериал «Викинги» 2013-го с актрисой украинского происхождения Кэтрин Винник в главной роли, а кого-то исторические романы и множество киношных проектов разной меры фэнтезийности и фантастичности («Эрик викинг», «Следопыт», «Викинги против пришельцев»). Но у кино – своя реальность, а у истории – своя.

Для украинцев эпоха норманнов – это поиск ответов на вопросы о ранней истории Руси и Киева. Во многих странах (я уж не говорю о Скандинавии) есть свой вектор оценки и интерпретации этого явления. Англия, Шотландия, Ирландия, Исландия, Франция, страны Балтии, Украина, Беларусь и Россия имеют свои взгляды на то, что тогда происходило. Какие-то оценки устоялись, где-то в них вмешивалась идеология – прежде всего в СССР, где влияние скандинавов отрицалось, что для многих на десятилетия запутывало ви́дение прошлого. К тому же тут сходятся разные национальные и политические мифологии и псевдоисторические представления.

Самим норманнам на все эти проблемы, думаю, не стоит обращать внимания. В эпоху своего величия викинги покорили множество стран, созидали и разрушали державы, жили своей обычной жизнью: путешествовали, торговали и воевали. И кто того хотел, пал с мечом в руках и пребывает доныне в Вальхалле, где тешится битвами, насыщается мясом, медом и любовью дев.

Те, кто в последние годы знаком с творчеством автора на историческую тематику, могут удивиться: откуда норманны? Была историческая публицистика, история картографии, общая полемика по истории Украины, социология…[1]

Но у каждого автора есть своя интеллектуальная, как сказали бы археологи, «стратиграфия» – или хронологически разные «культурные слои» творчества. В 1998–2004 годах я работал в Киевском национальном лингвистическом университете на кафедре истории. Тогда мне выпал курс «История, география и культура Великобритании» для английских филологов. Курс был новый, литературы на русском, а тем более на украинском языке практически не было, за исключением истории рабочего движения и классовой борьбы. Пришлось большинство материалов брать из англоязычных источников, что позволило мне узнать об истории не только Англии, но и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Более всего увлекло Средневековье. А у этих стран, равно как и у Украины, была та же эпоха викингов, только немного с другим контекстом восприятия. Это был очень интересный незнакомый мир. Например, войны пиктов и гэлов с викингами, или история «островных королевств» запада Британии, которые представляли собой кельтско-скандинавский культурный и этнический симбиоз.

Поэтому с эпохой викингов я столкнулся через призму истории Британии. Эти сюжеты попали в публикации учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Украины[2]. Позже, ввиду знакомства с этим миром Северного моря и Атлантики, мне довелось оппонировать на защите диссертации по средневековой Исландии, что заставило внимательно ознакомиться с миром саг и скальдов.

Впоследствии, когда я увлекся украинско-российской исторической полемикой, вопрос «что такое Русь?» стал одним из ключевых в информационных войнах. Чья она? И тут пересекаются и академические оценки, и ура-патриотические лозунги. А в вопросе «Руси» норманны играют изначальную роль. Свои общие оценки спекуляций на эту тему я уже изложил в другой публикации в той же серии издательства КСД, что и эта книга («Всемирная история»)[3].

Поскольку я не скандинавист, то некоторые узкие темы показаны на основе компилятивной обработки и пересказа других текстов (указанных в списке источников). Если я хорошо ориентируюсь в трактовках англосаксонского эпоса о Беовульфе, то это не значит, что я могу свободно ориентироваться во всем богатейшем скандинавском фольклоре. Тут уместно обращаться к узким специалистам. Но популярный жанр изложения и отсутствие академического аппарата позволяют мне сделать просто широкий обзор проблематики и сюжетов, связанных с норманнами и эпохой викингов.

В любом случае в данной книге не ищутся и не предлагаются некие сенсации или открытия. Хотя обычно бывает, что реальность – гораздо интереснее выдумок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *