cuir de russie история
Cuir de Russie: АРОМАТ ВОЙНЫ И МИРА
Так получилось, что ароматы Cuir de Russie — один из немногих парфюмерных жанров, имеющих отношение к нашей стране. С одной стороны, они вызывают радость от того, что на парфюмерной карте мира наша родная страна тоже присутствует. С другой стороны, с этой группой ароматов связаны многочисленные заблуждения и военные коннотации.
Поэтому я решил написать об этой группе ароматов, чтобы развеять мифы вокруг русской юфти
Вероятно, с лёгкой руки кого-то из парфюмеров, незнакомых с историей, в интернете появилась псевдопатриотическая (для России) и милитаристская (для Запада) байка, связавшая Cuir de Russie с победой над Наполеоном. Мол, французы узнали про этот запах впервые, когда казаки торжественно въехали в Париж в 1814 году, и французские парфюмеры решили прославить необычный аромат казацких юфтевых сапог. Простые теории быстро приживаются в народе, и чем они проще, тем быстрее распространяются. Сегодня эта идея является самой популярной. Она старше других версий про кожаные балетки танцоров Ballets Russes и юфтевые сапоги русских дворян—эмигрантов, которые могут объяснить популярность ароматов Cuir de Russie в Европе после Первой мировой.
Но стоит уйти от политики и начать изучать историю обработки кожи, как появятся другие объяснения.
История кожи — это история её выделки: смягчения, дубления, окраски и ароматизации. В доисторические времена технология изготовления сыромятной кожи была похожей на всех континентах: в Европе и Америке, в Азии и Африке. Эскимосы и индейцы сохранили этот способ. Кожу скоблили, жировали, разминали — пергамент и веленевая бумага, индейские мокасины и овчинные тулупы, офицерские лосины и меховые парки алеутов были сыромятными. В случае голода их можно было сварить и съесть, ведь это была сырая кожа.
Позже, в зависимости от дубильного сырья, кожу стали выделывать по-своему в Турции и Венгрии, Испании и России. Выделка кожи была жутко вонючим производством (размачивание, гноение и бучение куриным помётом особенно), и готовая кожа тоже имела неприятный запах (желающие могут убедиться в этом на индийских или марокканских мануфактурах). Чтобы благородные господа остались довольны, кожевенных дел мастера стали пропитывать кожи ароматным масляным составом. Сама профессия парфюмеров во Франции была связана с ароматизацией кожи — парфюмеры были и мастерами изготовления перчаток (титул Maitres Parfumeurs et Gantiers был дарован в 1614 году), и Грасс в XVII веке стал центром этого ремесла. Грасские парфюмеры использовали амбру, цибетин, мускус, розмарин. Испанскую кожу (Peau d’Espagne) отдушивали розовой и жасминовой водой, корицей, амброй, камфарой, кедровым и сандаловым маслом, мускусом. Кожа в Италии пахла сладким миндалём, ирисом, мускусом, амброй и цибетином.
Русская юфть, в отличие от европейской кожи, имела запах берёзового дёгтя, но, несмотря на сильный запах, юфть хорошо покупали в Европе. Пропитывание дёгтем заменило длительное дымление или копчение, один из традиционных способов смягчения сыромяти, известный и славянам, и эвенкам, и монголам, и индейцам. В царствование Алексея Михайловича Тишайшего (1645–1676) красная юфть из Казани вместе с золотом, сибирскими мехами и китайским чаем была одним из шести товаров в монополии царской казны. В XVI–XVII веках зарубежный спрос на русскую юфть был столь велик, что своего сырья не хватало, и русские купцы скупали шкуры из Малороссии и Ливонии для переработки в России. При Петре Первом (1718) юфть стали жировать смесью берёзового дёгтя и жира морского зверя ради большей водостойкости — и спрос на неё вырос ещё больше. Русскую кожу даже подделывали в Великобритании и Германии.
Так что парижан познакомили с русской юфтью вовсе не казаки, а купцы: европейцы хорошо знали русскую юфть и её характерный жирный дегтярный запах как минимум за полтора века до Наполеоновских войн. Водостойкая русская юфть использовалась европейцами для обуви и сумок, ремней и портсигаров, для обивки столов, кресел, стульев и дорожных чемоданов. В Британии русская кожа применялась для книжных переплётов, особенно юридических и священных книг. Русская кожа — это запах библиотеки и дух просвещения, это запах багажа путешественников и стремления узнать новые страны.
Ароматы Cuir de Russie выпускали многие легендарные парфюмерные дома: 4711, Volnay, Godet, Lubin, Guerlain, Houbigant, E. Coudray, Rigaud, Violet, Robert Bienaime, Bertelli, Agnel, L.T. Piver, Floris, Molinard, Mury, Roger & Gallet. Кто же первым создал аромат Cuir de Russie?
История ароматов Cuir de Russie начинается в XIX веке. Одеколоны и духи Cuir de Russie впервые встречаются в каталогах британских компаний Eugene Rimmel и The Crown Perfumery и французских Домов Georges Delettrez и Guerlain. Однако точно проследить дату создания не представляется возможным. Например, Cuir de Russie Guerlain разные источники датируют 1872, 1875 и 1890 годами, а Eugene Rimmel — 1865‑м и 1876‑м. Кто бы ни был первым парфюмером, выпустившим такие духи, — это был смелый человек, настоящий экспериментатор.
Дело в том, что в XIX веке приличными считались лёгкие цитрусовые и лавандовые одеколоны, иланговая и розовая вода, духи с ароматом фиалок. В середине века французская пресса порицала английскую королеву за неудачный выбор аромата для официального визита в Париж, мол, чересчур много мускуса. Если мускус был недостаточно приличным в глазах буржуазии, то аромат русской юфти считался просто грубым. В романе Эмиля Золя «Нана» есть такой пассаж: «…он узнавал запахи, носившиеся в воздухе, насыщенном газом: грубый запах русской юфти, аромат ванили из подвального помещения кондитерской, дыхание мускуса, вырывавшееся из открытых дверей парфюмерных магазинов».
Тогда парфюмеры создавали ароматы, чтобы открыть для себя новые рынки — Бразилию и Соединенные Штаты, Россию и Индию. Духи посвящали разным странам, были созданы цветочные духи Chinese Bouquet Eugene Rimmel и Bouquet Egyptien Borsari de Parma, Bouquet de Bresilien, Agua de Florida и Miel d’Angleterre… Для морозной России придумали Moskovskaya Slava Guerlain и Eau de Cologne Russe George Delettrez, тёплые амброво-кожаные ароматы. Вероятно, парфюмеры нашли тему Cuir de Russie потенциально интересной для русского рынка, если облагородить его согревающей амброй и бензоином, ладаном, миррой и другими благовониями.
Парфюмерный дом L. T. Piver утверждает, что идея Cuir de Russie появилась, когда казаки оттирали грязь со своих чёрных сапог белой берёзовой корой. По их мнению, казаки натирали кожаные сапоги берестой, чтобы придать сапогам водоотталкивающее свойство! Что возразить этим людям, не видевшим русской грязи, русских берёз и бескрайних степей? Теперь вы знаете что.
Cuir de russie история
Не так давно в России появился элитный парфюм Сuir de Russie от Сhanel. «Русская кожа» — именно так с французского переводится название туалетной воды, покорившей мир почти век назад. И она из Франции? Увы, это как Kremlin — водка из США и Дании, или «калашникофф» из Китая, или хрестоматийная косоворотка от домов высокой моды Нью-Йорка, Лондона или всё того же Парижа. Поэтому логично, что, когда в 2006 году дом моды Сhanel решил переиздать свои лучшие ароматы за все времена, в его коллекцию из шести главных запахов вошла и «Русская кожа».
Эта туалетная вода — настоящая мировая легенда. Запах Cuir de Russie в начале ХХ века был эталоном, символом избранности и доступа в мир королей, императоров и иных сильных мира сего. Парфюм вышел в свет в 1924 году. С тех пор магия его притягательности только растёт. Кто хочет, видит в нём загадку и очарование русской души, кто не хочет — непреодолимую силу запаха власти, который, по устоявшейся легенде, источает аромат «Русской кожи».
История создания этого запаха с русскими корнями восходит ещё к донаполеоновской эпохе. Тогда в дворянской России было нормой говорить на французском языке. Неменьшей светской нормой считалось «стыдным» говорить на языке «простонародья и холопов» — русском, родном языке. В эпоху господства компрадорской бытовой философии пахнуть было принято так, как будто «сей миг из Парижу». Российский императорский двор тщательно следил за европейскими модными тенденциями, шедшими из Франции. Слабостью же многих королей и императоров, включая российских, был парфюм.
Главы «ароматных» домов в долгу не оставались, тем более что это хорошо сочеталось с необходимостью расширения рынка. В ХIХ веке многие парфюмерные дома Франции и Италии придумывали свои ароматные творения для Российской империи — Floris, Guerlain, Jean Giraud, Sause Feres. В 1842 году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен посвятил сразу два аромата — Bouquet d’ Olga и Princesse Alexandra — дочери Александра III великой княжне Ольге. А Александру III, к его восшествию на престол, — аромат Imperial Russe. Особенностью русских запахов из Франции было то, что сырьё для них поставлялось из России. Русские купцы везли во Францию масло берёзового дегтя, розы, кориандра, горной лаванды, хвои. Особенно ценилось масло сибирского кедра.
Однако самые высокие спрос и цену, но ограниченные поставки имела русская юфть — кожа особой выделки. Этот редкий аромат в Европу принесли русские солдаты-победители, вошедшие в Париж в наполеоновскую войну 1812-1814 годов. Уникальность запаха юфти была в том, что только в России кожу обрабатывали на дёгте и китовом или тюленьем сале. Эта дедовская технология, считалось, оберегала кожу от сырости, придавала ей благородную мягкость и специфический «русский» запах. Именно запах русской юфти в глазах европейских династий постепенно стал запахом «настоящей кожи» и русской аристократии. Из поставляемой в Европу юфти стали делать галантерею: портмоне, портсигары и т. д. Так постепенно юфть превратилась в символ утончённости. Её в свои композиции духов начали включать самые влиятельные парфюмеры Европы. Ноты юфти в туалетной воде и духах использовались до Второй мировой войны. А расцвет юфти пришёлся на 20-30-е годы, когда массовый спрос на неё породили русские эмигранты после их изгнания из России в 1917-1922 годах.
Тогда жёны и дочери русских эмигрантов княжеских и графских фамилий, чтобы заработать на жизнь, придумывали коллекции модной одежды и духов и даже участвовали в модных показах известных парижских домов моды как манекенщицы. Они, кстати, зародили традицию показа коллекций одежды будущих сезонов, чуть позже — презентаций новых ароматов.
Идея показывать не только одежду, но и запахи тесно связана со знаменитой кутюрье Коко Шанель и «русским периодом» в её жизни и творчестве — 20-ми годами. Тогда испанский художник Хосе-Мария Серт и его русская жена Мися познакомили Шанель с русскими художниками, музыкантами и танцовщиками «Русских сезонов». Её друзьями стали Игорь Стравинский и Сергей Дягилев. Коко Шанель финансировала постановку балета «Спящая красавица», а в 1924 году сделала костюмы для балета «Голубой экспресс». Русские познакомили её с великим князем Дмитрием Романовым и великой княгиней Марией Романовой. Так постепенно в моделях дома Сhanel появились русские мотивы — пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья из крепдешина с русскими мотивами, «византийские» украшения. А чуть позже — русские запахи.
Именно Шанель вернула юфти чуть поднафталиненный к тому времени статус суперзапаха. Точнее, князь Дмитрий Романов познакомил её с парфюмером из Петербурга Эрнестом Бо, дважды эмигрантом — сначала его предки эмигрировали из Швейцарии в Россию, а потом уже обрусевший Бо (Борисов) в 1919-м бежал из России во Францию. Именно его парфюмерная композиция на основе юфти легла в основу современной классики — знаменитых духов «Шанель № 5», выпущенных в 1921 году. Эти первые французские духи с абстрактным запахом можно назвать самыми популярными духами XX века. В них всё было новым: и «составной» запах, включавший в себя как натуральные масла, так и синтезированные, и вызывающе простой, но элегантный флакон. Как писала Шанель в мемуарах, эскиз флакона она придумала, увидев походную фляжку для русской водки у князя Дмитрия Романова. Её роскошь она рассмотрела в простоте и утилитарности форм солдатской фляжки.
Однако всё же самым знаменитым ароматом на основе русской юфти остаётся творение Эрнеста Бо для дома Шанель — Cuir de Russie, созданный им в 1924 году. «Я не был бы русским, и русским эмигрантом, если бы не донёс этот запах России до мира», — писал Бо в своих воспоминаниях. Он признаёт, что «Русская кожа» не обошлась без влияния ароматов-предшественников ХVIII и ХIХ веков и легендарной Chanel № 5, но иначе и быть не могло. Историческая преемственность. У аромата Cuir de Russie она выразилась в удивительном шлейфе берёзового дегтя и юфти, позже переросшего в магию ароматов власти, поскольку парфюм стал своим в кругу императорских особ. Шествие «Русской кожи» по миру оказалось столь триумфальным, что «русские ноты» в ароматах вслед за домом Chanel использовали многие парфюмерные бренды. Среди ароматов с использованием юфти встречаются Natacha (Marny), Kyrill (Vivaudou), Balalaika (Lucien Lelong) и даже Tovarich, выпущенный французами дома Coty в 1945-м — специально для советских солдат-освободителей.
Так Cuir de Russie и русская юфть остаются первоисточниками и отправной точкой главного русского запаха.
Кожа, деготь и щепотка женской сексуальности в аромате…
Девочки, Вы меня поймёте: вот есть ароматы которые нравятся, есть ароматы, которые понравятся на Вас другим, а есть просто Ваши. Этот — мой. Мой до искомины, до тошноты и полного растворения.
Chanel Les Exclusifs de Chanel Cuir de Russie EDT and Parfum
Я пробовала на себе варианты духи и туалетная вода. Отличия есть, в первую очередь в насыщенности и стойкости. Однако, «настроение» и «политика» у этих консистенций одинакова.
Аромат для женщин.
Принадлежит группе ароматов кожаные.
Выпущен впервые в 1924. Переиздан в 2007.
Парфюмер: Ernest Beaux.
Верхние ноты: Апельсиновый цвет, мандарин, Мускатный шалфей, Бергамот и Цитрусы;
Ноты сердца: Гвоздика, Ирис, Жасмин, Ветивер, иланг-иланг, Белый кедр и роза;
Ноты базы: кожа, Амбра, Ваниль, Гелиотроп, Береза, табак и Мускус.
У аромата долгая и интересная история:
Chanel Cuir de Russie (в переводе Шанель «Русская кожа») – легендарный аромат XX века, один из лучших парфюмов от французского бренда Chanel, гениальное воплощение аромата кожи, созданное на волне моды на Россию в 1924 году Эрнестом Бо (француз по происхождению, который родился и вырос в Москве и после революции 1917 года приехал в Париж).
Cuir de Russie от Chanel – это революционный аромат для независимых женщин, которые носили мужскую одежду и смели курить в общественных местах, «бесстрастно бросали деньги на зеленое сукно игрового стола». Провокационная и шокирующая «Русская кожа»- неизменный атрибут движения эмансипации и гениальная классика, благоговейно воспеваемая в наши дни. Критики олицетворяют «Cuir de Russie с образом Марлен Дитрих в брючном костюме и с сигаретой в мундштуке».
Что для меня Cuir de Russie Chanel:
Из флакона — нечто несуразное. Тут сразу и «копченая» кожа, и брутальные нотки трав/корений, и некоторая горчинка. Кажется, что чисто мужской, отцовский или даже дедовский аромат под костюм.
На коже в первые минуты — «мужской арсенал» ослабевает под сладко-пряным женским пленом. Горчинка смягчатся под навалом пряностей, кожа примеряет на себя пыльный, чуть мягко/ватный, какой-то ненавязчиво-пудровый оттенок, с совсем отдаленно узнаваемыми нотами цветов. Сразу представляется, как тонкие кожаные перчатки надевают на светлую, припудренную кожу…
После я слышу и травянисто-пудровые, и пыльно-горькие ноты, но они всегда на аккомпанементе у кожаных нот. Но «кожа» тут не «солдатская» и не «кожаный салон авто». «Кожа» в этом аромате напитана женской сексуальностью на грани с распущенностью. Но в тоже время строгая и даже немного грубая. Это как узкая кожаная юбка с огромным разрезом по бедру: открывает всю ногу, но не позволит сделать раскованного шага))
Я всю носку в консистенции духи слышу ветивер. На подпевках, чуть пыльный и пряный, но отчетливый. Он придаёт аромату перчинку — приправу к основному «блюду». В туалетной воде ветивер практически не различим. Здесь я слышу больше табака. Сладкого табака, похожего на кальянный, но без присущей последнему маслянистости. Однако в варианте туалетный воды в первые минуты я слышу отчетливый оттенок дёгтя) но он ненавязчивый, недолгий и даже какой-то сладковатый.
Аромат безусловно ЖЕНСКИЙ, с сугубо женской грубостью, нахальством и яркостью, с явной претензией на эмансипацию)) Аромат несмотря на свою многогранность и яркость, вполне может стать дневным акцентом для современной женщины. Он уверенный, женский и сексуальный. Без «выпендрежа» и «компотности». Элегантный, независимый и глубокий.
Он настраивает на свою волну. С таким ароматом легко и непринужденно. Он сам вливается в твою жизнь. Особенно если ты — женщина в большом городе. Он простой и сложный. Он глубокий и ненавязчивый. Твой и отдельная вселенная.
Он точно — придаёт спокойствия и уверенности. А также подогревает женскую сексуальность.
В варианте духи — целый день и с мягким, но долгим «подолом») В варианте EDT — 5/7 часов с более умеренным шлейфом. Последний вариант EDT 100 ml (tester) я приобрела за 9800. Духи 15 ml стоили мне почти 14000.
8 необычных ароматов, посвященных России
Композиции с нотами черного чая, пряников и дыма от самовара
Первыми, кто посвятил духи России, были парфюмеры Guerlain. В 1840 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен создал для императора Александра II аромат Eau de Cologne Imperiale Russe. Запах получился чувственно-цветочным — с цветами апельсина, прованскими травами, красной розой и дурманящей туберозой с жасмином. В 1880 году вышел другой аромат — Cuir de Russie от Guerlain с нотами дегтярной кожи. С этой композиции началось повсеместное увлечение парфюмеров так называемой «русской кожей» (аромат кожи грубой выделки с нотами дегтя и дыма). С Россией этот запах ассоциировался из-за парфюмерных отдушек, которыми пропитывали перчатки: если в той же Франции отдушки производились из цветков ириса и фиалки, то в России их получали из березового дегтя.
Габриэль Шанель продолжила направление «русская кожа», которое начал Герлен и выпустила аромат с одноименным названием Cuir de Russie. Именно он сегодня считается наиболее знаковым, когда речь заходит о русской коже. Аромат был создан в 1927 году Эрнестом Бо и посвящен верховым прогулкам по бескрайним русским просторам, душистому светлому табаку и сапогам, дубленным березовой корой — так часто обрабатывали свою обувь военные в Российской империи. Композиция мягкая и бархатистая благодаря нотам розы, жасмина и иланг-иланга. Аромат подойдет как женщинам, так и мужчинам. Купить духи можно в корнерах Chanel в магазине «Рив Гош» в ТЦ «Цветной» и в ЦУМе.
Les Exceptions Cuir Impertinent от Mugler
Эта композиция также посвящена «русской коже», но звучит совсем по-другому. Здесь нет явного запаха дегтя, зато присутствует аромат замши, пропитанной амброй и табаком, с которыми контрастирует прохладный анис. В результате получается парфюмерная игра света и тени, контраст теплого и холодного, свежего и пряного. По словам создателя аромата, парфюмера Жана-Кристофа Эро, «звездчатый анис выступает воплощением зеленой чистоты и свежести, добавляя нюансы к темной, чувственной глубине кожаных нот». Эти духи подстраиваются под аромат вашей кожи и оставляют за собой мягкий шлейф. Аромат придется по вкусу тем, кто любит яркие и контрастные запахи. Купить его как онлайн, так и оффлайн в магазинах сети «Иль де Ботэ».
Russian Leather от Memo Paris
Аромат посвящен бескрайним просторам Сибири, лесу, снегу, морозному воздуху, а также загадочной русской душе. Любовь к России у основательницы бренда Клары Моллой появилась в 12 лет, когда она прочитала описание русских пейзажей в классической литературе. Для нее Россия — это «что-то зеленое и холодное». В аромате присутствует нота «морозного папоротника», а также много кедра, шалфея, розмарина и пачули. Несмотря на название духов, ноты кожи в список ингредиентов не вошли. Для Клары кожа — это то, с помощью чего мы взаимодействуем с воздухом, что объединяет нас и разъединяет. Приобрести эти духи можно на сайте ЦУМа.
Russian Tea от Masque Milano
Для Masque Milano п арфюмер Жульен Раскине создал линейку ароматов, за каждым из которых стоит отдельная выдуманная автором история. Воображаемый герой перемещается во времени и пространстве, а парфюмерная композиция воплощает в себе атмосферу этих мест и эпох. «Вода из самовара льется в чашку, из нее поднимается насыщенный и тяжелый аромат черного чая. Горьковатая цветочная нота и терпкое послевкусие напоминают о восточном караван-сарае, когда драгоценный чай везли через всю Сибирь. Мятный лист освежает горячий напиток. Сладкий аромат малины соединяется с горьковатым вкусом чая. Мы медленно пьем русский чай, любуясь видом на Казанский собор», — такой увидел Россию Раскине. Купить аромат можно на сайте и в магазинах Cosmotheca.
Sensuelle Russie от Esteban
Название духов переводится как «Чувственная Россия», они посвящены загадочной русской душе, холоду и необъятным просторам, русской бане с паром, мылом и веником, а также деревянным домам из сосны и кедра, черному чаю и снегу. Аромат получился теплым и древесным, с гурманскими нотами корицы, ванили и лайма. Лимитированное издание было выпущено в 2007 году. Найти эти духи очень непросто, но можно попробовать поискать на Ebay.
Vert Malachite и Rouge Malachite от Armani Privé
Духи были созданы под впечатлением от путешествий Джорджо Армани по России и стали первыми ароматами серии Terres Precieuses («Драгоценные Земли»), посвященной драгоценным камням разных стран мира. Эти два запаха олицетворяют полудрагоценный малахит, который был широко распространен на Руси и до сих пор остается одним из самых любимых камней в нашей стране. Флаконы как будто вырезаны из камня и представлены в двух цветах — насыщенном зеленом и ярко-красном. Vert Malachite передает дух бескрайних зеленых просторов России, его главные ноты — душистая лилия и жасмин, свежая зелень и древесина. Rouge Malachite посвящен загадочному характеру русской культуры, ее мистическому притяжению и красоте женщин. В основу этого аромата легли тубероза, острые специи и мягкие древесно-амбровые акценты. Духи получились очень насыщенными и шлейфовыми, такие были очень популярны в 90-е. Купить ароматы можно на сайте и в магазинах «Иль де Ботэ».