Как часто проверяют водяные счетчики в квартире
Наверное, в жизни каждого собственника жилого помещения возникала ситуация, когда к нему в дверь поступал звонок и некие люди, представляясь сотрудниками управляющей компании, требуют обеспечить доступ в квартиру для проверки показаний счетчиков и технического состояния внутриквартирного оборудования. В связи с этим возникает вопрос, законны ли данные требования и вправе ли потребитель не допускать данных людей в своё жилое помещение?
В соответствии с пп. «е.1)» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, исполнитель обязан, в частности, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей),установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Под исполнителем понимается лицо, которое предоставляет потребителю коммунальные услуги (непосредственно ресурсоснабжающая организация, либо управляющая компания).
Кроме того, согласно п.п. «б», п.32 Правил, исполнитель вправе требовать допуска в занимаемое потребителем помещение представителей исполнителя, но не чаще одного раза в три месяца, для проверки технического состояния внутриквартирного оборудования по мере необходимости, а если возникла аварийная ситуация-в любое время.
Согласно п.п. «г», п.32 Правил, исполнитель вправе осуществлять проверку достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Данная проверка осуществляется не чаще 1 раза в 3 месяца. Если индивидуальные приборы учета установлены вне помещений и доступ исполнителя к ним может быть осуществлен без присутствия потребителя, проверка может осуществляться не чаще 1 раза в месяц.
Обязанность потребителя свободно допускать в жилое помещение представителей исполнителя, закреплена в п.п. «е», «ж» п. 34 Правил.
Исполнитель должен устно согласовать с потребителем время доступа в жилое помещение или направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения. Письменное уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ. В уведомлении необходимо указать дату и время проведения работ, их вид, продолжительность проведения; номер телефона для связи, в случае, если потребитель желает согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления. Так же в уведомлении должна быть указана должность, фамилия, имя и отчество лица, которое ответственно за проведение данных работ.
Потребитель при проведении работ вправе требовать от исполнителя предоставления документов, которые подтверждают его личность и наличие полномочий на доступ в помещение потребителя. Таким документом может быть приказ, наряд, задание исполнителя о направлении лица, либо другой подобный документ.
Таким образом, если к вам звонят дверь и требуют обеспечить доступ в жилое помещение для проверки показаний счетчиков и технического состояния внутриквартирного оборудования, вы обязаны впустить данных лиц. Но только если с вами предварительно должным образом согласовывали проведение данных работ. Если же вас не уведомляли, то вы вправе не допускать таких лиц в ваше жилое помещение.
Все о поверке счетчиков воды
1. Обязательна ли поверка счетчиков воды и зачем она нужна?
Поверка индивидуальных приборов учета (ИПУ), или счетчиков — обязательная процедура. Это закреплено в статье 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года, а также в постановлении Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года.
Если не провести поверку вовремя, вы не сможете оплачивать горячую и холодную воду по показаниям приборов учета*. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором необходимо было провести поверку, начисления будут проводиться так:
Вы снова сможете оплачивать воду по показаниям счетчиков после проведения поверки.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года (см. пункт 59, 60).
2. Когда ее нужно проводить?
Интервал между поверками, или межповерочный интервал, устанавливается при утверждении типа средства измерения и указывается в технической документации — паспорте счетчика.
Сроки поверки также можно узнать:
Важно: поверку счетчиков воды нужно провести до наступления даты, указанной в качестве срока поверки.
По собственной инициативе вы можете проводить периодическую поверку счетчиков воды чаще установленного межповерочного интервала. А если нарушены контрольные пломбы или знаки поверки — внеочередная поверка счетчика обязательна.
3. Кто должен проводить поверку счетчиков?
Выбирая организацию для поверки самостоятельно, учитывайте:
4. Как проходит поверка счетчиков воды?
При каких условиях будет проведена поверка ИПУ, зависит от оснащенности фирмы, с которой потребитель заключит договор на поверку: есть у нее переносные приборы для проведения поверки или нет. Поверка может проводиться:
5. Сколько стоит поверка?
Работы по замене, обслуживанию и поверке приборов учета выполняются на основании договора, который вы как потребитель (собственник или наниматель помещения) заключаете с организацией.
Поверка счетчиков не относится к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или коммунальным услугам, поэтому оплачивается потребителем. Стоимость поверки не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон в договоре, никаких специально установленных тарифов не существует.
6. Что будет после поверки?
По результатам поверки проводивший ее специалист должен в течение 40 дней с даты проведения поверки внести данные о результатах работы в реестр ФГИС «Аршин». Доступ к этой системе открыт для всех. В разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» владелец счетчика может ввести его заводской номер или инвентарный номер и увидеть сведения о нем и результатах проведенной поверки.
Собственнику прибора учета также может быть выдано свидетельство о поверке в бумажном виде. Его рекомендуется предоставить в управляющую организацию. Сделать это можно онлайн на mos.ru либо при личном визите.
7. Срок поверки наступит нескоро, но мне звонят и убеждают ее провести. Что делать?
Некоторые частные компании могут звонить или рассылать письма и предлагать свои услуги по поверке счетчиков. Такая информация является рекламой коммерческих услуг и не накладывает на вас никаких обязательств.
Если вам звонят и сообщают о необходимости срочной поверки счетчиков воды:
Кроме того, в случае незаконных и противоправных действий вы можете жаловаться в полицию и прокуратуру.
Сроки поверки приборов учёта воды в многоквартирных домах
Ч 5. ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ возложила на собственников помещений в МКД обязанность устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учёта. Но просто установить счётчики недостаточно, в процессе их эксплуатации нужно проводить обязательные мероприятия: проверки и поверки. Сегодня вы узнаете о сроках поверки приборов учёта в МКД.
Почему проводить поверки приборов учёта обязательно
Приборы учёта делятся на индивидуальные и общедомовые. Первые устанавливаются в квартирах собственников помещений в МКД и считают индивидуальное потребление ресурсов. Вторые находятся в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и фиксируют сведения об общем объёме ресурса, поступившего в здание.
Ответственность за установку и ввод в эксплуатацию приборов учёта воды возложена на собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Расходы за поверку ПУ также ложатся на собственников помещений МКД.
Поверки приборов учёта проводятся, чтобы убедится в исправности прибора учёта и точности его показаний. Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал.
Межповерочным интервалом считается период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.
Обязанность проводить поверки устанавливает постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Согласно п. 81(10) документа, эксплуатация, ремонт и замена приборов учёта осуществляются в соответствии с технической документацией на счётчик.
При поверке приборов учёта применяются положения Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.
Бывает так, что владелец счётчика не соблюдает периодичность поверок. Это грозит ему тем, что показания прибора учёта будут считаться недействительными и оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативу.
Частота поверки индивидуальных приборов учёта воды
Межповерочный интервал ИПУ определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации. Интервал поверки индивидуального прибора учёта производитель указывает в документации на счётчик.
При покупке счётчика нужно обратить внимание на дату его производства: межповерочный интервал начинается с этой даты, а не со дня установки прибора учёта.
В России в качестве индивидуальных приборов учёта чаще всего применяются тахометрические механические водосчётчики. Как правило, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4–6 лет. Импортные счётчики служат дольше – до 15 лет.
Поверку счётчика лучше сделать до той даты, когда истекает межповерочный интервал. В противном случае вам придётся обращаться в коммунальные службы для перерасчёта объёмов потребления воды.
Обычно управляющие и ресурсоснабжающие организации ведут реестр потребителей, в котором фиксируют сведения об установленных в МКД приборах учёта и сроках их поверки. Если срок поверки истекает, они информируют об этом владельца счётчика. В уведомлении указываются дата следующей поверки и сроки, в которые вам необходимо провести процедуру.
Сроки поверки общедомовых приборов учёта воды
Сроки поверки общедомового прибора учёта указаны в паспорте счётчика. Поверкой ОДПУ занимаются специализированные организации. Они проверяют счётчики на соответствие ГОСТ 8.156 и МИ 1592-2015.
Согласно указанным документам, процедура поверки ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счётчика, проверки его герметичности и определении погрешности прибора.
Герметичность счётчиков проверяют путём создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа. Счётчик будет считаться рабочим, если в течение 15 минут после начала проверки в местах соединений и на корпусе не появится течи воды или отпотевания.
Поверку ОДПУ воды можно провести как на месте, без снятия счётчика, так и отправив счётчик в метрологическую лабораторию.
Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трёх поверочных расходах – номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определённой при различных расходах.
Если счётчик удачно выдержал все испытания, в техническом паспорте прибора учёта ставится отметка о его поверке и выдаётся свидетельство о поверке. Затем прибор учёта можно эксплуатировать дальше.
Бывает и так, что в ходе поверки выясняется, что прибор учёта нельзя эксплуатировать дальше. В этом случае вы получите извещение о непригодности и будете вынуждены демонтировать и заменить счётчик.
Сроки поверки водосчетчиков
Межповерочный интервал счетчиков воды установлен законом. Если устройство не прошло проверку вовремя, управляющая компания сделает перерасчет стоимости потребленного ресурса. Чтобы не потерять деньги, владелец должен следить за сроками и в нужный момент обратиться в центр метрологии.
Что такое межповерочный интервал
Точность измерений приборов учета со временем может снижаться, особенно если они снабжены движущимися элементами. Поэтому требуется регулярно проводить поверку — контрольное мероприятие, включающее в себя:
Необходимость проведения данной процедуры зафиксирована в нормативно-правовых актах:
Поверочным интервалом называют временной промежуток с момента последней проверки, в течение которого водосчетчик с гарантией осуществляет измерения с погрешностью не более 5%. По прошествии этого периода снова нужно проводить мероприятия по контролю и обслуживанию.
Продолжительность интервала между поверками устанавливают:
Первые имеют приоритет. Согласно инструкции № ЛГФИ.407223.003 МИ сроки поверки счетчиков горячей и холодной воды составляют:
Если в техпаспорте производитель указал, что периодичность проверки прибора составляет, например, 7 или 8 лет, то сдавать его на обследование все равно нужно каждые 4 или 6 лет.
Кто должен следить за интервалами по закону
Согласно Правилам оказания коммунальных услуг обязанности по организации своевременной поверки индивидуальных устройств учета возлагаются на собственника жилья (п. 34, пп. «д»). Но управляющие компании сами отслеживают сроки и предупреждают каждого клиента за несколько месяцев до истечения поверочного интервала для его водосчетчиков.
Изменения в 2020-2021 гг. из-за коронавируса
Для метрологических компаний с 24.09.2020 г. сделали обязательным внесение записи о поверке счетчика в реестр Росстандарта ФГИС «Аршин». До этого выполнение работ подтверждалось только бумажными документами, подлинность которых клиент никак не мог проверить. Теперь он может соединиться с интернет-порталом ведомства и убедиться, что поверка выполнена по всем правилам. Нововведение существенно ограничило возможности для мошенников.
Также в 2020 г. с целью ограничения роста заболеваемости Covid-19 руководство страны предприняло ряд мер по ограничению личных контактов между гражданами. В этой связи правительство РФ утвердило постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг…».
Временная отмена поверки водосчетчиков
Документ временно отменяет действие пп. «д» п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому водяной счетчик считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала. Постановление № 424 было принято 02.04.2020 г., но вступило в силу в дату публикации — 06.04.2020 г. Таким образом, все приборы учета, чей срок поверки наступил после 06.04.2020 г. продолжали считать исправными. Это не относилось к водосчетчикам, для которых межповерочный интервал истек ранее указанной даты.
Постановление № 424 не запрещало поверку, а только устраняло ее обязательность.
Измененные сроки поверки
Льготный период действовал до 01.01.2021 г. Таким образом, по состоянию на 13.01.2021 г., все просроченные учетные устройства признаются неисправными.
Мошенничество компаний
В период действия льготы некоторые недобросовестные компании, работающие на рынке услуг поверки бытовых приборов учета, пытались воспользоваться плохой информированностью жильцов и убедить их в том, что физические лица и в 2020 г. должны проверить счетчики водоснабжения. В случае невыполнения данного требования угрожали штрафными санкциями. В первую очередь таким атакам подвергались пожилые люди как наиболее доверчивые.
В связи с возобновлением с 01.01.2021 г. действия подпункта «д» п. 81 Правил тоже ожидается активизация мошенников. Они попытаются воспользоваться тем, что люди массово начнут обращаться в метрологические компании, а те не смогут удовлетворить резко возросший спрос. С большой вероятностью граждане из страха получить штраф будут откликаться на любые предложения, даже сомнительные.
По этой причине Росаккредитация напоминает, что поверкой счетчиков могут заниматься только компании с соответствующей лицензией. Ее наличие можно проверить на специальном ресурсе, созданном данным ведомством. В поисковую форму нужно ввести только точное название организации и ИНН. Если она в реестре отсутствует, значит, аккредитации у этой компании нет и все предоставленные ею документы о поверке счетчика не будут иметь силы.
О поверке водосчетчиков
По закону поверка может длиться до 30 дней. Кроме того, какое-то время потребуется для ожидания своей очереди. Поэтому рекомендуется обратиться к метрологам за 1,5-2 месяца до истечения межповерочного интервала. Надежную фирму подскажут в управляющей компании. Многие из них сами обеспечивают выполнение работ: снимают счетчики и отвозят их в метрологическую службу.
Стоимость процедуры
Единого тарифа в РФ не существует. Каждая компания вправе выставлять стоимость на свое усмотрение. В коммерческих структурах услуга обходится дороже, чем в государственных. Разброс цен составляет от 300 до 1000 руб.
Если организовать всех жильцов дома, можно получить скидку до 20%.
Льготные категории граждан, например инвалиды I группы и участники боевых действий, имеют право на бесплатное проведение процедуры. Перечень льготников устанавливают региональные власти.
Общий алгоритм действий
Процедура включает в себя следующие этапы:
Проверка приборов учета через офис
В большинстве случаев индивидуальные водосчетчики доставляют к метрологам для поверки в лабораторных условиях. Демонтаж устройства представляет собой простую операцию и владелец может выполнить ее самостоятельно. Но разрушение пломбы разрешено осуществлять только в присутствии инспектора, чтобы он мог засвидетельствовать ее целостность. В противном случае пользователя могут обвинить в мошенничестве и наложить штраф. Кроме того, водопотребление за период с момента установки пломбы будет пересчитано по нормативам с повышающим коэффициентом.
Достоинства данного метода:
Приход специалистов на дом
Существует возможность поверки счетчиков воды без снятия. Представитель лицензированной компании выезжает на указанный в заявке адрес с мобильным стендом. Все документы он оформляет на месте, здесь же делает запись в техпаспорте.
Как узнать срок поверки счетчика воды
Управляющие компании заблаговременно информируют жильцов об истечении межповерочного периода. В квитанции появляется соответствующая запись либо цифры к оплате выделяют красным фоном. Есть и другие способы узнать срок поверки.
По техпаспорту
Штампы о прохождении поверок с указанием даты проставляют в техническом паспорте устройства. Чтобы узнать время следующей процедуры, нужно к последней записи прибавить межповерочный интервал: для счетчиков ГВС до 2015 г. выпуска — 4 года, для прочих — 6 лет.
Если прибор новый, в его техпаспорте все равно есть отметка о поверке. Она называется первичной и проводится на заводе. От этой даты и следует производить отсчет. Время продажи и установки счетчика значения не имеет.
Если документы утеряны
В случае утери техпаспорта узнать срок контрольной процедуры можно следующими способами:
Внеплановая поверка
Необходимость в проведении контрольной процедуры может возникнуть и ранее истечения межповерочного периода. Основаниями для этого считаются:
Если заканчиваются сроки
Некоторые граждане в преддверии первой поверки просто меняют счетчик на новый. Подобные действия являются нерациональными, поскольку минимальный срок службы современных приборов составляет 12 лет (ГОСТ Р 50601-93). Таким образом, устройство способно отработать минимум 2 межповерочных периода. Процедура обойдется намного дешевле покупки нового водосчетчика.
Что будет, если пропустить срок поверки
Согласно пп. «д» п. 81 Правил оказания коммунальных услуг по истечении интервала между поверками индивидуальный прибор учета признается вышедшим из строя. После этого его показания считаются недействительными.
Законно ли назначение штрафных санкций
В случае просрочки контрольной процедуры в действие вступает п. 59 Правил. Он не предусматривает штрафных санкций, а только изменения методики определения стоимости потребленного ресурса.
Расчет показателей при пропущенном сроке поверки
Согласно п. 59 Правил расчет оплаты ведется по следующей схеме:
После прохождения поверки и опломбирования счетчика управляющая организация вернется к расчету расхода воды по его показаниям.
Поверка счетчиков: обновленные правила в Подмосковье
С начала 2021 года предприятия — поставщики ресурсов больше не принимают показания счетчиков с истекшим сроком поверки. До конца 2020 года действовал соответствующий мораторий из-за сложной эпидемиологической обстановки по коронавирусу. Как часто нужна поверка счетчиков, как выбрать компанию, которая проводит поверку, и что будет, если не обслуживать приборы учета, читайте на mosreg.ru.
Мораторий на штрафы
Источник: ©, пресс-служба уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области
В июне 2020 года правительство России приняло решение о введении временного моратория на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги. До конца года с граждан не взыскивали неустойку за пользование бытовыми приборами учета без проведения поверки.
Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны были принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг.
Отмена моратория
Счетчик потребления горячей воды в квартире.
С 1 января 2021 года поставщики ресурсов не принимают показания счетчиков с истекшим сроком поверки.
В соответствии с действующим законодательством в случае использования счетчика с истекшим сроком поверки расчет потребления и оплата проводится по нормативу, что может привести к увеличению размера платы.
Поверка счетчиков
Вебинар о новых правилах замены счетчиков прошел в Министерстве энергетики Подмосковья
Счетчики устанавливают, чтобы считать потребление горячей и холодной воды, отопления, газа, электроэнергии. За счетчики горячей и холодной воды, тепла и газа отвечает лично собственник. В случае выхода прибора учета за межповерочный интервал или окончания срока эксплуатации его нужно, соответственно, поверить или заменить. Поверку счетчиков проводит специальная лицензированная организация за счет собственника помещения.
С июля 2020 года за счетчик электроэнергии несет ответственность гарантирующий поставщик. Кто это, можно узнать из квитанции за электричество. Специализированная организация по наступлении времени поверки сама связывается с собственником помещения и назначает время посещения специалиста, который бесплатно выполняет все необходимые работы. Если не пустить работника домой, стоимость электричества начнут начислять по нормативу с применением повышающего коэффициента.
Как узнать сроки поверки
Срок следующей поверки прибора учета можно узнать из квитанции, в личном кабинете на сайте для оплаты ЖКУ, по телефону в управляющей организации, из технического паспорта счетчика и у гарантирующего поставщика в случае электроэнергии.
Как правило, на холодную воду счетчики нужно поверять раз в шесть лет, на горячую — раз в четыре года. У универсальных счетчиков межповерочный интервал — шесть лет. У электрических счетчиков, в зависимости от модели, межповерочный интервал доходит до 16 лет.
Как выбрать организацию для поверки счетчиков
Проводить поверку и замену счетчиков имеют право организации, получившие аккредитацию. Проверить компанию можно на сайте Росаккредитации.
Для этого нужно знать точное название компании или ее ИНН.