виды головных уборов на руси
Возрождаем Россию! Все, что нужно знать о национальных головных уборах
Важнейшим элементом повседневного и праздничного костюма русского народа являлся головной убор. Они непросто украшали наряд девушек и парней, но и могли многое рассказать о своих владельцах. По внешнему виду люди определяли семейный статус, возраст и положение в обществе. Каждая славянская губерния имела собственную моду и по-своему декорировала головной убор. Что не менее важно данная деталь костюма говорила об уровне достатка владельца.
Головные уборы русских девушек и женщин
Славянские барышни уделяли особое внимание этому предмету гардероба. Популярностью пользовался кокошник, по форме напоминающий головку луковицы. Для их изготовления брали плотную ткань, по краям пропускали бахрому. В качестве украшений для головного убора использовали речной жемчуг, поскольку он стоил дешево.
Помимо кокошника носили кику, ее форма напрямую зависела от региона. Например, тульские барышни щеголяли в «рогатом» головном уборе. Замужним женщинам предписывалось ходить в повойниках, напоминающих чепчик небольшого размера.
В зимнее время года барышни облачались в маленькие меховые шапочки или платки из шерсти. Царицы носили венец, оформленный одним или несколькими зубьями.
Повязки и тесемки
Классический головной убор, предназначенный для юных барышень. Они не прикрывали макушку, основная часть волос оставалась открытой. Маленькие девчушки на Руси носили тряпочные тесемки.
В старшем возрасте изделие из материи заменяли на повязку, в некоторых регионах ее именовали увяслом.
Головной убор полностью обхватывал лоб и крепился на затылке с помощью нескольких узлов. Для изготовления повязки использовали бересту, парчу или ленточки из шёлка. |
Даже в древние времена каждая девушка хотела выделиться из толпы, поэтому придумывала оригинальное украшение для аксессуара: вышивку, декорирование стеклярусом или драгоценными камнями. Барышни из состоятельных семей могли позволить себе оформить повязку золотом.
В описи имущества одной из дочерей русского царя Алексей Михайловича встречается упоминание о «перевязочке, низанной жемчугом». Нередко можно было встретить аксессуар, налобная часть которого была изысканно украшена с помощью оригинального орнамента или символической фигуры.
Венчик
Еще одна разновидность головного убора на Руси – венец. Прародителем аксессуара является сплетение из цветков, которое часто создавали славянские барышни в летний период. Согласно древним поверьям, головной убор защищал хозяина от нечистой силы.
Для изготовления венца брали тонкую ленту из металла, шириной максимум два с половиной сантиметра. Также для создания аксессуара использовали бронзу и серебро. По внешнему виду головной убор напоминал повязку. Основным отличием были крючки для ленты, чтобы надежно зафиксировать аксессуар на затылке.
Часто для декорирования изделия применяли орнамент с поднятыми кверху зубчиками. На праздничные мероприятия барышни облачались в венчики, украшенные жемчужными нитями, которые свисали вдоль щек.
Платок, или убрус
Женские головные уборы на Руси поражали своим разнообразием, но наибольшей любовью у девушек пользовался этот аксессуар. В каждом регионе его именовали по-своему. Самые распространенные названия: полотенце, наметка, фата и т.п.
Убрус состоял из тонкого полотнища прямоугольной формы. Ширина головного убора достигала пятидесяти сантиметров, а длина была около двух метров. Один из концов платка декорировали вышивкой из шелковых нитей, серебра и золота. Его опускали на плечо и никогда не скрывали за верхней одеждой. Еще бы, прятать такую красоту!
Второй конец использовали для обвязывания головы, его скалывали под подбородком. В десятом веке поверх убруса было принято размещать набор ювелирных изделий и разнообразных украшений.
Спустя некоторое время аксессуар изменил форму и стал треугольным. Его скалывали обоими концами под подбородком либо завязывали фигурным узлом на макушке. В последнем случае требовались определенные навыки, которыми обладала не каждая барышня. Красиво оформленные концы спускали на плечи или спину. Подобная мода ношения платков пришла в Россию в восемнадцатом веке из Германии.
Ранее убрус обхватывал шею женщины, узел располагали на макушке и туго затягивали. Подобная методика получила название «головка». |
Сорока
Кокошник
Многих современников интересует происхождение название головного убора, который часто можно увидеть в наши дни на девушках. Носить кокошник тяжело, поскольку он имеет приличный вес. Несмотря на это нашим предкам было в радость облачиться в подобный аксессуар.
Свое необычное название женский головной убор получил от слова «кокош» (петух, курица). Отличительная черта изделия – гребень в передней части. Весь кокошник изготавливали из твердого сырья, чтобы он надежно держался на голове. Гребень располагался высоко надо лбом и был заметен с приличной дистанции. Для фиксации использовали ленточки, которые затягивали на затылке.
Изначально головной убор предназначался для женщин, связанных узами браками. Но спустя некоторое время его облюбовали и молодые девчата.
Кокошник обтягивали плотной материей или кожей. Для декорирования использовали бусинки, стеклярус, жемчужные нити. К убору крепили покрывало, выполненное из дорогой материи, на которую нанесен уникальный узор. Сверху носили фату или платок, сложенный в форме треугольника.
У простых граждан кокошник получи распространение в шестнадцатом веке, он стал прекрасной альтернативой кичке. Духовенство вело непримиримую борьбу с «рогатым» аксессуаром и запрещало посещать в нем церковь. Зато кокошник пришелся им по душе.
Позатыльник
Основной элемент головного убора под названием кика. Его создавали из бисера или парчовой ткани. Подвязывали под сороку, чтобы сзади прикрыть волосы.
Кичка рогатая
Один из самых древних головных уборов, восходящий к язычеству. Для славян рога символизировали плодородие, поэтому носить подобную кику могли лишь замужние женщины. Впервые надеть аксессуар девушка имела право после рождения ребёнка.
Кичку с рогами, достигающими в высоту тридцати сантиметров, носили на праздники и в будние дни. Чтобы убор хорошо держался, женщинам приходилось высоко поднимать голову. Отсюда и появилось слово «кичиться» – задирать нос.
Кика копытообразная
По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.
Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.
Сорока тульская
Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.
С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни. |
Сборник (самшура, моршень)
Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.
Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.
Кокошник псковский (шишак)
Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.
Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.
Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.
Тверской «каблучок»
Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.
Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой. |
Меховые шапки
В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.
Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.
Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.
Треух
Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.
Каптур
Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.
Традиционный мужской головной убор
В четырнадцатом веке все представители сильной половины человечества носили одинаковый аксессуар. Это были шапки, пошитые из меха, войлока или плетенки. По внешнему виду они напоминали колпак.
Бояре носили поярковые головные уборы, выполненные из дорогостоящей овчины. В зимнюю пору мужчины отдавали предпочтение шапкам-ушанкам, которые плотно облегали голову и закрывали уши от морозов.
В этом же столетии славяне впервые примерили тюбетейку. К ней пришли меховую опушку и создали новый русский мужской головной убор.
В пятнадцатом веке в обиход вошли шапочки небольшого размера, которые прикрывали только макушку (тюфьи). В это же время в моду вошла стрижка «под горшок», которая гармонично сочеталась с аксессуаром. При выходе из помещения поверх тюфьи надевали колпак. |
Ближе к шестнадцатому столетию набрал популярность колпак. Это головной убор в форме конуса с широким меховым отворотом. На нем крепили пуговицы, именующиеся запоны. Для пошива аксессуара использовали бархат, войлок или поярку.
В семнадцатом веке мужчины присмотрелись к новому изделию – науруз. Это русский народный головной убор, являющийся разновидностью колпака. Шапка имела небольшие отвороты из меха, ее украшали кисточками и пуговицами.
В этом же столетии появилась муромка, характеризующаяся плоской и расклешенной тульей, по внешнему виду напоминающую усеченный конус. Шапка имела меховую оторочку, которую придерживала пара пуговиц. Для пошива аксессуара использовали бархат, шёлк или парчу.
После того как Петр Первый открыл окно в Европу, в гардеробе русских парней появились шляпы и парики.
Повседневные мужские шапки
За исключением вышеперечисленных моделей, которые предпочитали носить знатные особы, крестьяне останавливали свой выбор на следующих изделиях:
Заключение
Русские народные головные уборы – это важная и неотъемлемая часть костюма. В современном мире люди вольны носить любой аксессуар в зависимости от настроения и погоды за окном. А вот у наших предков существовало несколько незыблемых правил в отношении данного изделия. Многие их старинных уборов до сих пор пользуются популярностью у молодежи, например, кокошник. Барышни с удовольствием надевают его на народные гуляния.
Из видеоролика вы узнаете историю происхождения кокошника.
От венца до столбунца. Какие головные уборы носили на Руси?
Надетая шапка или повязанный платок могли многое рассказать: и о семейном положении, и о месте проживания, и о сословном статусе человека
В русском языке существует множество слов и выражений, о происхождении которых мы порой даже не задумываемся. «Опростоволосился» – говорим о человеке, который растерялся или опозорился. «Да он кичится!» – осуждаем того, кто ведет себя слишком гордо и надменно. Появление в русской речи подобных оборотов связано с древними традициями ношения головных уборов. На Руси отношение к внешнему виду человека было строгим.
Чем «кичились» наши предки?
Незамужние юные девушки в старину носили, как правило, головные уборы, не скрывающие волос. Длинная коса в те времена считалась предметом гордости. Девицы украшали себя всевозможными лентами, повязками и венцами. Распространенным головным убором была повязка из шелковой ленты или бересты, а в знатных семьях – из парчи. Повязка обхватывала лоб и завязывалась узлом на затылке. Представительницы боярских и княжеских семейств щеголяли повязками, расшитыми золотом, драгоценными камнями и бисером. В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича Анны встречается упоминание «перевязочки, низанной жемчугом».
Вступив в брак, женщина вынуждена была изменить свой облик. Теперь ходить с непокрытой головой ей разрешалось лишь дома. Попасть на глаза чужим людям «простоволосой» (без убора) считалось неприличным. Так и появилось выражение «опростоволоситься». Одним из древнейших женских головных уборов на Руси была кика. Ее называли короной замужества. Кика выглядит как шапка с рогами – иногда совсем небольшими, а порой довольно внушительными (могли достигать тридцати сантиметров в высоту). Чтобы удержать такую конструкцию на голове, приходилось ходить очень ровно, как бы свысока поглядывая на окружающих. Так появилось слово «кичиться» – ходить, гордо подняв голову. Кику носили и в будни, и по праздникам. Несмотря на осуждение головного убора церковью, в некоторых регионах нашей страны крестьянки не отказывались от ношения кики даже в конце XIX века. На юге России пели частушку: «Рязанские рога/Не кину никогда/Буду есть одну мякину, /А рогов своих не кину!» Самые суеверные женщины использовали кику и в качестве амулета против сглаза. Головной убор вешали над входной дверью рядом с подковой. Ближайшей «родственницей» кики была так называемая сорока – прямоугольная или полукруглая шапка, богато украшенная камнями и вышивкой.
Самый известный сегодня национальный головной убор – кокошник – в документах впервые был упомянут лишь в XVII веке. Между тем само название восходит к старославянскому слову «кокошь» – курица или петух. Недаром кокошник так напоминает яркий гребешок. Существует две версии происхождения кокошника. Согласно первой, этот головной убор пришел на Русь из Византии и сразу полюбился знатным женщинам. Они щедро украшали свои кокошники жемчугами, кружевом и бархатом. Другая версия гласит, что знакомство с кокошниками произошло лишь после монгольского нашествия. Монголки, возможно, украшали свои головы похожими уборами и принесли эту моду на Русь.
Как бы то ни было, круглый год носить кокошник было нельзя – не тот климат. Зимой женщины носили столбунцы – высокие шапки в форме цилиндра или конуса. Изнутри столбунцы набивались собольим, лисьим или заячьим мехом для сохранения тепла и подшивались атласной тканью. Замужние женщины надевали такие шапки поверх платка, а девицы – сразу на заплетенную косу. Пример ношения столбунца незамужней девушкой показан на картине живописца второй половины XIX века Андрея Петровича Рябушкина. К хранению столбунцов относились крайне бережно: царские дочери отдавали их на хранение в Мастерскую палату – приказ, существовавший в допетровские времена. Там головные уборы надевали на специальные подставки, помогавшие держать форму. В 1588 году о столбунцах написал даже английский посол Джайлс Флетчер – правда, назвал их «земскими шапками». По его словам, боярские жены сначала украшали свои шапки-столбунцы жемчугами, но затем перестали это делать, увидев, что за ними повторяют супруги дьяков и купцов.
Любимые шапки государей и их подданных
Мужчины на Руси долгое время предпочитали носить такой незамысловатый головной убор, как колпак. Немного позднее колпаки были модифицированы – их изнутри обшивали мехом и делали разрез, чтобы можно было сделать отворот наружу. Такую шапку называли мурмолкой. Ее можно увидеть, например, на персонаже из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорже Милославском, который чудом попал в эпоху Ивана Грозного. Считалось, что русские колпаки и мурмолки отличаются от татарских скругленными концами. В XV веке – первой половине XVI века в моду у московской знати входит небольшая шапочка, отдаленно напоминающая тюбетейку. Ее называли тафья. Считается, что наибольшее распространение тафьи получили после взятия Казани, однако это не совсем верно. Упоминание о «нерусской одежде» и ее запрет встречается еще в решениях Стоглавого Собора 1551 года, когда Казань еще не была в составе Российского государства. Впрочем, церковные распоряжения не возымели должного эффекта – сам Иван IV охотно носил тафью.
В холодное время года одной тафьи было недостаточно. Для того чтобы утеплиться, мужчины проделывали сложный ритуал. Сначала на бритую голову надевали простую тафью, затем – поверх нее натягивали холстяной колпак, а уже потом водружали на голову горлатную шапку. Носить этот головной убор было престижно, но трудно. Горлатная шапка по фасону напоминала столбунец, только была еще объемнее и массивнее. Высота ее достигала пятидесяти сантиметров. Про такие шапки говорили – «высотой в локоть». Название горлатная шапка получила от материала, из которого ее делали. Использовали горлышки пушных зверей – куниц, лис, соболей. В передней части шапки делали прорезь, с одной стороны от которой нашивали фигурные петли, а с другой – золоченые пуговицы. Благодаря колпаку горлатная шапка плотно сидела на голове, не съезжала набок и не падала под тяжестью собственного веса. Впрочем, из-за крупного размера ее чаще просто держали на сгибе левой руки, демонстрируя свой высокий статус. Горлатные шапки бояре надевали только по особому случаю: в Думу, на прием к царю или на праздничное мероприятие.
Русские традиционные головные уборы из коллекции И.С. Глазунова, музей Сословий. Инновации с человеческим лицом
Светлая память нашему великому соотечественнику.
Выставка «Музей сословий России» (Волхонка, 13, строение 2) открыта для посещения с 11.00 до 19.00.
Дополнительная информация: 8 (495) 691-93-78, 8 (495) 691-84-54
Материал, техника: картон, ткань льняная, деревянные палочки, серебро пряденое, суровые льняные нити, блестки металлические, струнцал, ткань шерстяная, шитье в прикреп по толстой подложке, шитье
Размер: 34 х 22 х 9 см
Головной убор дугообразной формы, на твердой подкладке, орнаментирован плотным выпуклым узором по холщёвой основе (пряденое серебро, сплошное золотное шитьё в прикреп по толстой подложке, дополнено металлическими блёстками). Подклад из красного кумача сохранился по кромке головного убора и зашит белым холстом с фрагментом вышивки. По краям петли с длинными завязками.
Материал, техника: ткань шелковая, тесьма х/б, жемчуг речной, окатный перламутр, хрусталь, цветные стекла в металлических кастах, картон, нити х/б, сажение по бели, шитье
Поднизь к праздничному головному убору в виде ажурной сетки из мелкого речного жемчуга нанизанного на конский волос и проволочный каркас. Лобная часть из полосы галуна. Сзади завязки.
Материал, техника: картон, дерево, ткань х/б, серебро пряденое, бить металлическая, блестки металлические, струнцал, стекла в кастах, фольга, шитье
Размер: 10,5 х 25 х 27 см. Размеры внутреннего обруча 10 х 15 х 17 см.
Девичий головной убор Повязка.
Нижегородская губ.
Девичий головной убор Повязка.
Московская губ.
Девичий головной убор Повязка. Архангельская губ.
Пинежский уезд
Материал, техника: картон, позумент, кумач, ткань шелковая, фольга, бисер, пуговицы, низание, шитье
Размер: 19,5 х 50 см.
Сзади повязка завязывается на х/б тесемки и прихвачена нитками. Подкладка из кумача.
Вторая половина XIX века
Материал, техника: кумач, шелк, картон, ткань х/б, холст, ситец, галун, шнур тонкий металлический, серебро пряденое позолоченное, пуговицы, шитье в прикреп «по карте»
Размер: 167,5 х 12,6 см
Материал, техника: холст, ткань х/б, галун, шнур металлический «витейка», блестки металлические, бархат, серебро пряденое позолоченное, шитье в прикреп «по карте»
Размер: 13 х 15 х 19 см.
Женский головной убор «кика новгородская»
Женский головной убор кокошник
Смоленская губ., Гжатский уезд
Материал, техника: холст, бархат, галун, нити металлические, струнцал, шитье, шитье в прикреп «по карте»
Размер: 28 х 29,5 х 4 см.
Период создания: Конец XVIII века
Материал, техника: картон, бархат, серебро пряденое, шнур металлический, блестки металлические, струнцал, ткань шелковая, цветные стекла в металлических кастах, галун, рубленый перламутр, шитье, шитье в прикреп «по карте», низание Размер: 22 х 16 х 16 см.
Место создания: Тверская губ., Осташковский уезд
Иллюстрированная энциклопедия «Русский Традиционный Костюм», Н.Соснина, И. Шангина, 2007г.
Материал, техника: парча, галун, дерево, холст льняной, шнур металлический, шитье
Лицевая часть обшита золотистым галуном и парчой. По центру круглый вырез с завязками по обоим сторонам. Донце мягкое из золотистой парчи с узором из веточек цветов в окружении гирлянд из стилизованных побегов. Подкладка из холста с набивным узором: мелкие росточки по терракоторому фону.
Вторая половина XIX века
Материал, техника: сукно, холст льняной, галун, серебро пряденое позолоченное, лента шелковая, сатин, ткань х/б, шитье в прикреп «по карте», шитье
Размер: Ширина 12 см Длина хвоста сороки 30 см
Материал, техника: тесьма шерстяная, ситец, бархат, лента шелковая, галун, нити х/б, нити шерстяные, бусины стеклянные, блестки металлические, пуговицы пластиковые, стеклярус, бисер, низание, шитье
Размер: 17 х 17 х 21 см Общая длина завязки 59 см
Материал, техника: холст, бархат, галун, тесьма золотная, тесьма х/б, нити шерстяные, нити полушерстяные, серебро пряденое позолоченное, шитье, шитье в прикреп «по карте»
Размер: 13 х 16 х 19 см
Сорока: картон, бархат, галун, позумент, шнур х/б, нити шерстяные, блестки пластиковые, стеклярус, бусины пластиковые, бисер, ткань х/б, шитье золотное, низание, плетение, шитье
Размер: 18(13,5) х 15 х 14 см.
«Позатыльня» : атлас, галун, позумент, нити шерстяные, блестки пластиковые, бусины пластиковые, бисер, ткань х/б, тесьма х/б, плетение, низание, шитье
Материал, техника: холст льняной, ткань х/б, штоф, кумач, тесьма х/б, серебро пряденое позолоченное, рубленый перламутр, бисер, блестки металлические, жемчуг половинчатый, ткань шелковая, тесьма мишурная с бахромой, шитье, шитье в прикреп «по карте»
Размер: Сборник: 15 х 17 х 18 см. Завязки: 13,5 х 55,5 см и 14,5 х 54,5см.
Женский головной убор кокошник Каргопольский.
Олонецкая губ. Каргопольский у.
Женский головной убор «кокошник».
Архангельская губ., Пинежский уезд
Материал, техника: парча, галун, холст льняной, тесьма шелковая, лента шелковая, шитье
Женский праздничный головной убор из золотой парчи, с круглым донцем и высокой тульей. По низу полоса галуна. Сзади широкая красная муаровая лента. Подкладка из розоватого льняного холста.
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Категория: Традиционная одежда Теги: Музей Автор: Илья Глазунов
Венец (коруна) — праздничный девичий или свадебный головной убор, известный на Руси еще с XVI века. Существует несколько разновидностей подобных головных уборов. Но тип конструкции всегда примерно один и тот же — широкая, жесткая, богато украшенная лента обвивает голову надо лбом и завязывается под
В каталоге дается описание и изображение полных комплексов и отдельных предметов женского, мужского и детского русского народного костюма из собрания Саратовского областного музея краеведения.
Собрание произведений народного искусства в Государственном Русском музее принадлежит к числу крупнейших в нашей стране. В альбоме представлены лучшими образцами основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, керамика, художественная обработка металлов, резьба по кости, деревянная и
Фото экспонатов Русского музея. Ткани, браное ткачество, 4 женских костюма, головные женские уборы 18 века, вышивка, ковка (замочки, кресало, гребни, бляхи), прялки, ковши, резьба по дереву, окна изб, резьба по бересте. Многие экспонаты находятся за стеклом, соответственно кое-где бликуют.
Построенный на обширном и уникальном материале из коллекции Государственного музея этнографии народов СССР, альбом знакомит с богатством и разнообразием форм русской народной одежды, бытовавшей на территории России с конца XVIII века до наших дней. Авторы показывают самобытность композиционного
- что такое запрещение регистрации на квартиру
- ведьмачьи истории карта ворона